Значение эмоций в развитии личности

Курсовая работа

Актуальность темы определяется тем, что долгое время проблемой эмоций в развития личности занимались ученые, такие как Г.В. Олпорт, Г.Ю. Айзенк, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и многие другие.

Следует отметить, что эмоции изучаются и на физиологическом уровне такими исследователями как П.В. Симонов, Д. Галин, Р. Орнштейн, В.Л. Деглин. Для нашего исследования весьма значимой является информационная теория эмоций П.В. Симонова: «Эмоция»

Есть отражение мозгом человека или животного какой-либо актуальной потребности, ее качества, величины и возможности удовлетворения в данный момент, где вероятность удовлетворения основана на врожденном и ранее приобретенном опыте». [19]

В исследовании мы опираемся на отечественную и зарубежную научную литературу по проблемам общения и развития эмоциональной сферы личности. Так, немаловажное значение в этом направлении имеют работы А.А.Бодалева, Г.М. Андреевой, А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского, К.Изарда, Ж.Пиаже и др. Безусловно, значение этих исследований велико, особенно в разработке общетеоретических аспектов проблемы развития эмоционально-чувственной сферы личности и коммуникативного процесса.

Цель исследования состоит в изучении основных закономерностей влияния эмоций на развитие личности.

Объектом исследования является влияние эмоций на человека.

Предметом исследования являются психологические особенности эмоций на развитие личности.

Поставлены следующие задачи:

1. Дать определение эмоций.

2. Показать роль эмоций в жизни человека.

3. Найти взаимосвязь между эмоциями и личностью.

1. Общее представление об эмоциях

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo — возбуждаю, волную).

Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).

Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

27 стр., 13491 слов

Установление личности человека криминалистическими методами

... судебной медицине, психиатрии, психологии, что предопределило комплексный характер исследования. При теоретическом исследовании ... представлений об установлении личности. Теория криминалистической идентификации является одной из ... развитию было положено разработкой так называемого «словесного портрета». Метод словесного портрета – ϶ᴛᴏ описание в однозначной терминологии признаков внешности человека, ...

Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч. stenos — сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические — ослабляющие её.

Эмоции делятся также на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Филогенетически наиболее древними являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия.

Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»).

В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение — это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.

Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект — быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект).

При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

2. Роль эмоций в жизни человека

Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болельщиков же команды соперника — радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».

4 стр., 1863 слов

Группа и ее роль в развитии человека как личности

... такого фактора, как «вхождение» личности в группу имеет свое собственное «лицо», и это значимо для индивидов, в нее включенных (Коломинский, 1976); в ряде исследований вместе с другими детерминантами поведения личности в группе изучался «статусный ...

Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спасении бегством).

Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.

Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.[3]

Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.[20]

21 стр., 10002 слов

Изучение влияния эмоций на проявление самооценки у детей младшего ...

... факторы, как самооценка, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте. Проблема исследования - каким образом эмоции влияют на проявление самооценки в младшем школьном возрасте? Цель курсовой работы: изучение влияния эмоций на проявление самооценки детей младшего школьного возраста, а также ...

Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания).

Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.

Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

3. Проявление эмоций

О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания).

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Г. Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

При печали происходят обратные сдвиги; торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).[7]

У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.

Различаются люди и по эмоциональной возбудимости; одни эмоционально реагируют на самые слабые раздражители, другие — только на очень сильные.

4 стр., 1903 слов

Виды эмоциональных состояний: аффекты, собственно эмоции, чувства, ...

... Цель данной работы рассмотреть виды эмоциональных состояний. Задачи: 1. Изучить понятие об эмоциях; 2. Рассмотреть виды эмоциональных состояний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс. Фрагмент работы для ознакомления Человек, ... (чувства); социальных, интеллектуальных, эстетических, составляющие у человека основное содержание его эмоциональной жизни. Эмоции и чувства проявляют ...

Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти — эмоциональную память.[7]

4. Механизмы эмоций

Имеется несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции. Американский психолог У. Джемс и датский психолог Г. Н. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями. Они утверждают, что мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.

Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев — и вы сами начнете пережинать это чувство; начните смеяться — и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице — и у вас действительно испортится настроение.

Хотя отрицать наличие условнорефлекторной связи между переживанием эмоции и ее внешним и внутренним проявлением нельзя, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям в организмё, поскольку при исключении в эксперименте всех физиологических проявлений субъективное переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе напряжения.[17]

У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса — Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.[10]

Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П. В. Симонов. Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходимой для достижения цели.

Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь, приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

4 стр., 1575 слов

Эмоции и современное художественное творчество

... в котором, в буквальном смысле, эмоции забегают вперед мысли, включают мышление, передавая ему информацию преимущественно несловесным способом, что подтверждает Выготский в своем труде «Психология искусства» следующейсвоей мыслью: «В искусстве ... развития эмоциональных состояний. Предметом опеки эмоционального интеллекта здесь является, используя слова Дидро, «изысканная эмоция, в которой чувство ...

5. Управление эмоциями

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют:

  • сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;
  • снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось»;
  • получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
  • разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, «если не поступлю в этот институт, то пойду в другой»);
  • откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;
  • физическая разрядка (как говорил И.

П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;

  • написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение;
  • этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных;
  • слушание музыки;
  • музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции (Гиппократ);
  • изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний;
  • удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса-Ланге);
  • эмоция защитный положительный напряжение

активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;

  • мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбудимый человек может обидеться, посчитав что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговорится и даже поплакать. Действительно, учеными установлено, что вместе со слезами из организма удаляется вещество возбуждающее центральную нервную систему.[12]

6. Эмоции и личность

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.

10 стр., 4685 слов

Вызывает у человека скуку; рассогласование выражений различных ...

... маскирует истинные чувства. Человеку, обуреваемому эмоциями, неимоверно трудно сохранить лицо безмятежным, а руки неподвижными. Когда эмоции берут ... как ложь. особая ложь. Кузнецов в своей книге "Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман" уделяет внимание таким категориям лжи, ... [19]. По мнению И. Вагина, большинство людей не принимают этот вид лжи за, непосредственно, ложь. Человек не выдаёт ...

К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. [18]

Эмоции человека связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.

Простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы).

Такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности. [13]

Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало.

Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть.

Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония — это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

12 стр., 5729 слов

Роль социальных институтов в развитии личности ребенка

... соблюдению норн и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Воспитание охватывает стороны развития детей, которые ... развития личности являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека (физические, материальные потребностей, духовные). Эти потребности создают мотивы деятельности, направленные на их ...

Трагизм — это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром. Много интересных наблюдений, красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторыми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот что в свое время писал Спиноза:

«Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и… относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого…».

«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или еще более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому другому…»

«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом…»

«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенно уничтожается, то… он будет питать к нему большую ненависть, чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь…»

«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его…»

«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод… то он со своей стороны будет любить его…»

«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью…»

«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала…»[21]

Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность, — это любовь. Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством.

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

74 стр., 36859 слов

Становление и развитие самосознания личности

... самосознания и самопознания. Эриксон рассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную смену стадий, имеющих свои особенности. [Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров № 48]. К.Роджерс понимает под Я-концепцией восприятие человеком ... «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания ...

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедится в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и вполне обучаем и в этом плане.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.[13]

7. Проблема эмоционального развития личности

Проблема эмоционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. В настоящее время не существует целостной концепции развития эмоциональной сферы личности. Существуют противоречивые мнения относительно данной проблемы. Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональная система является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Так, К. Изард пишет: «Качество отдельно взятого эмоционального переживания остается неизменным на протяжении всей человеческой жизни, однако причины, его вызывающие, и его последствия зависят от степени зрелости индивида» [5].

Необходимо отметить, что положение об адаптивной функции эмоций является ключевым моментом для теории Изарда, которая дает представление об их развитии. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям и развертывается по мере того, как эмоции приобретают адаптивную функцию в жизни ребенка и необходимые интеллектуальные предпосылки. Теория дифференциальных эмоций рассматривает эмоциональное переживание как целое, не разложимое на единицы, и предполагает изначальное соответствие между эмоциональным состоянием и экспрессией.

По существу, концепция Изарда представляет собой биологическую модель развития эмоций, которая исторически исходит из Дарвиновской точки зрения о том, что эмоциональная экспрессия имеет адаптивное значение в жизни организма и в связи с этим запрограммирована в специфических биологических структурах. Биологическая интерпретация эмоций предполагает жесткую связь между различными компонентами эмоций, в частности, между стимулами и эмоциональными состояниями, между эмоциональными состояниями и эмоциональной экспрессией, между эмоциональными состояниями и переживаниями. Однако необходимо отметить, что в концепции Изарда предпринимается попытка преодоления ограниченности биологической модели развития эмоций. В частности, он пишет: «По мере развития человек научается различным реакциям на переживание эмоций», а точнее, «усложненной модификации одного и того же типа реакции» [5].

Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается. Л. С. Рубинштейн выделяет три уровня эмоциональной жизни человека. Первый уровень — элементарные физические чувствования, связанные с органическими потребностями: удовольствием, неудовольствием и т. п. Эти эмоциональные реакции носят беспредметный характер. Следующий, более высокий, уровень, составляют предметные чувства, «соответствующие предметному восприятию и предметному действию». Этот уровень характеризуется более высокой степенью осознанности. Интеллектуальные компоненты входят в него Как составная часть эмоций. И, наконец, третий уровень — это мировоззренческие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы — продукты воспитания, а не врожденные. С. Л Рубинштейн утверждал: «Эмоциональное развитие человека проходит … путь, аналогичный пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребенка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения родных, близких, в котором ребенок рос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций единичных и частных объектов в область общего и абстрактного происходит другой, не менее показательный, сдвиг — чувство становиться избирательным» [18].

Интересной представляется нам теория эмоционального развития М.Люиса. В рамках этой теории реализуется структурный подход, согласно которому эмоция рассматривается как процесс, состоящий из отдельных звеньев в совокупности их связей друг с другом. Выделяются следующие компоненты эмоционального процесса: стимул, рецептор, эмоциональная экспрессия, эмоциональное переживание. Эмоциональное развитие, согласно этому подходу, представляется как развитие отдельных элементов эмоционального процесса и связей между ними. Предполагается, что у ребенка от рождения существует определенная асинхрония между отдельными компонентами эмоций, например, между эмоциональным состоянием и экспрессией, эмоциональным состоянием и переживанием и т. д. В связи с этим развитие представляется как процесс социализации эмоций, смысл которого в том, чтобы специфическим способом связать экспрессивное поведение, внутреннее состояние и ситуацию. Главное внимание в этой концепции уделяется изучению отдельных сторон социализации и выделению социальных факторов, опосредующих развитие переживаний.

Роль мотивационной обусловленности в эмоциональном развитии человека была исследована В. Вилюнасом. Он связывал мотивационную обусловленность с процессом смыслообразования, говоря о том, что смыслы, являясь единицей психики, представляют собой единство аффективного и интеллектуального. Говоря о механизмах воздействия среды на эмоциональное развитие человека, Вилюнас связывает эмоциональные процессы с личностными образованиями. Исследуя динамику эмоционального развития, У. Макдаугл также говорил о связи эмоций с ситуацией, в которой протекает деятельность субъекта. Главная идея Макдаугла состоит в ограничении класса производных эмоций теми переживаниями, которые обобщенно можно назвать эмоциями успеха или неуспеха.

П. М. Якобсон обращается к анализу такого сложного феномена, каким является эмоциональная сфера человека, и предлагает пути эмоционального развития личности, «воспитания чувств». Предпосылкой развития чувств, по утверждению П. М. Якобсона, является их общественная природа, которая определяет характер поступков человека. Эмоциональное развитие ребенка идет в нескольких направлениях: 1) преодоление импульсивности поведения; 2) возникновение вместе с чувствами, которые носят ситуативный характер, чувств, имеющих характер более стойкий; 3) Усиление регулирующих моментов в переживании и выражении чувств в эмоциональной сфере ребенка, которое занимает существенное место; 4) социализация чувств.

В российской психологии переживание рассматривается в качестве одной из центральных категорий, характеризующих эмоциональный мир личности. От переживания во многом зависит направленность развития личности. Именно таким образом трактовали понятие «эмоциональное переживание» Л. С. Выготский и Л. И. Божович, Л. Н. Рожина, доказывая его ведущее значение в формировании личности ребенка и проявлении негативных отклонений в этом процессе. Л. С. Выготский отмечает: «Участвуя в процессе психического развития от самого начала до самого конца в качестве известного момента, сам аффект проделывает сложный путь, изменяясь с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру нового сознания, свойственного каждому возрастут являя на каждом новом этапе глубочайшие изменения своей психической природы» [11].

На важность эмоционального развития личности обращает внимание в своих работах Л. Н. Рожина. «Усиливая, фиксируя, разнообразя свои эмоции и чувства, человек поддерживает свою активность, устойчивость в контактах с миром и людьми». Автор утверждает, что развитие эмоциональной сферы личности в любом возрасте ведет к личностному росту, более глубокому пониманию человеком себя и других людей, расширению эмоциональной коммуникации.

А. Е. Ольшанникова, отмечая, что развитие эмоционального мира личности является частью единого процесса психического развития детей, и опираясь на работы П. П. Блонского и Д. Б. Эль-конина, утверждает, что эмоциональное развитие осуществляется по следующим направлениям: 1) дифференциация эмоций (обогащение качественной палитры переживаний); 2) формирование способности контролировать и регулировать эмоции; 3) уменьшение с возрастом абсолютной частоты эмоциональных реакций (в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы).

А. В. Петровский отмечает, что «саморегулирование, самосознание в сфере чувств направлены на овладение своей эмоциональной сферой и осуществляют процесс совершенствования себя как личности». Об «умении управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями» как о вареном показателе эмоционального развития писал В. И. Слободчиков. Он считает, что совершенствование высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и развития индивида, становления личности. Такое развитее идет в нескольких направлениях: во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых предметов, событий, людей; во-вторых по линии повышения уровня сознательного управления эмоциями; в-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм.

Л. П. Стрелкова выделяет фазы эмоционального развития, эмоциональной регуляции — сочувствие, сопереживание, содействие. Отмечена динамика ее осознанности и произвольности, а также когнитивный характер ориентации в ситуации. Она выделяет следующие параметры развития эмоциональной сферы человека:

  • умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;
  • умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других;
  • многообразие способов эмоционального реагирования;
  • широту диапазона понимаемых и переживаемых эмоций;
  • интенсивность и глубину переживания;
  • уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;
  • терминологическую оснащенность языка.

Под эмоциональным развитием личности понимается, постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация — осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства.

В области изучения эмоционального развития личности остается до сих пор много нерешенных вопросов, решение тех или иных из них часто носит гипотетический характер и требует подтверждения конкретными исследованиями. Тем не менее, все исследователи отмечают определяющее значение эмоционального Развития в становлении личности. Выяснение его закономерностей может указать механизм развития человека в целом, так как чувства выявляют важные стороны внутреннего мира личности.[18]

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что эмоции — это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической деятельности, часть нашего «я». У каждого из нас имеются различия в глубине и устойчивости чувств. У одних людей они носят поверхностный характер, протекают легко и малозаметно у других же, чувства захватывают целиком и оставляют глубокий след после себя. Но именно это и обусловливает неповторимость конкретного человека, определяет его индивидуальность.

Также не маловажным фактом является то, что чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Также можно сделать вывод, что для всего психического здоровья человека, главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Особенно это можно отметить при воспитании младшего подростка. Когда эмоциональная сфера претерпевает переходной период от детскости к взрослому состоянию. Если в более младшем возрасте эмоциональное состояние ребенка зависимо от удовлетворения своих потребностей и оценки взрослого, то в этот период развития и становления личности подросток начинает самостоятельно контролировать свои эмоции.

Современному человеку в своих поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. А всеобщее стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального состояния — это залог здоровья, бодрости и хорошего настроения. Радует тот факт, что эмоциями можно управлять, а при острой необходимости чтобы разрядить эмоциональное напряжение существует ряд способов.

И хоть мы не всегда осознаем этого факта, но необходимо сказать, что эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Благодаря эмоциям мы осознаем свои потребности и предметы, на которые они направлены, что безусловно очень важно для нас. А также, благодаря тому, что любая эмоция положительна или отрицательна, мы судим о достижении поставленной цели.

Таким образом, в своей курсовой работе обращаясь к психологическим исследованиям различных авторов и к своим собственным наблюдениям, пришла к выводу, что эмоции тесно связаны с личностью, с потребностями человека. Влияют на жизнедеятельность организма. Проявляются во всех видах человеческой деятельности. Существующие различия в проявлении эмоций, в значительной степени обуславливают неповторимость конкретного человека, другими словами, определяют его индивидуальность.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/znachenie-emotsiy-v-protsesse-razvitiya-cheloveka/

1. Аткинсон Р. Л. «Введение в психологию», 2003г.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. «Психология мотиваций и эмоций».

3. Джемс У. Психология — М.:1922

4. Занюк С. С. «Психология мотиваций и эмоций: Учебное пособие», Луцк, 1977г.

5. Изард Э. Керрол «Эмоции человека», перевод с английского — Москва, Издательство Московского Университета, 1980г.

6. Капрара Дж., Сервон Д., «Психология личности», Питер 2003г.

7. Линдсей Д. Б. «Эмоции», 1971.

8. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. «психология», 2007г

9. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций — М.: Прометей; Юрайт, 1998

10. Немов Р.С. Психология. Учебник для технических вузов вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000. — 608 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

11. Олъишнникова А. Е. эмоции и воспитание. — М, 1983. — С.31

12. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

13. Психология личности: Под. Ред. Ю.Б. Гиппеннрейтер. — М :, 1985

14. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. — М.: «Проспект», 2000. — 584 с.

15. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4- изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688с.

16. Райгородский Д.Я. Психология личности: Том 1,2. Хрестоматия. Изд. второе, доп-ное.- Самара: Изд-кий дом, БАХРАХ; 1999-484 с., 512с.

17. Рейковский Я. «экспериментальная психология эмоций» М.: 1979г.

18. Рубинштейн С. Л. Собрание сочинений: В 6 т.- М .: Уч педгиз,1946.-Т.2.—С.297.

19. Симонов П. В. — Мотивированный мозг — 1987

20.

21.