Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличается один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование — методы, в основе которых лежит формирование у учащихся ocoзнанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.
Поощрением может быть выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в различных вариантах (одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение).
Наказание — это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих им целей, т.е. тому, что составляет суть мотивации.
Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение.
«Методы и приемы стимулирования учащихся»
... методах и приемах. Группу приемов и методов можно разделить на такие подгруппы, как: методы эмоционального стимулирования; методы развития познавательного интереса; методы формирования ответственности и обязательности; методы ... новая тема, преподаватель проводит трехминутную самостоятельную работу, допустим, нужно, чтобы дети написали все известные слова по прошлой теме. В конце подсчитать ...
Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель или сказали родители?»
Методы воздействия на волевую сферу предполагают развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание), совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражают интонацией, силой голоса, мимикой.
Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников[6, с.320].
Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения — многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качества личности — навыки и привычки.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам ocoзнания своего поведения и состояния других людей, формирование навыка честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. Пример — наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.
Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих cитуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, выбора способа организации деятельности, социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуаций. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания.
Приёмы и методы запоминания
... и учебно-исследовательской деятельности. Целью данного реферата является рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания ... и методы запоминания В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и ... в основном сводилось к приемам запоминания чисел и букв. Считалось, что ...
В процессе включения в эти ситуации у детей формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для дальнейшего вхождения в социальную среду. В метод воспитывающих ситуаций входит соревнование, которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности.
Реализация каждого метода воспитания предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.
Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, которые влияют на поведение и позицию обучаемого, изменяя его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.
Можно выделить три группы приемов воспитания[6, с.108]., Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе.
Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся через введение соответствующих ограничений (требований).
Вторая группа приемов воспитания связана с организацией диалоговой рефлексии.
Под диалоговой рефлексией мы понимаем диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения человека к какой-либо значимой проблеме, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.
Можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.
Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.
Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению[6, с.110].
«Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»
... школы в воспитании учащихся начальных классов. Выявить и научно обосновать педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в воспитании младших школьников. Разработать и экспериментально апробировать программу взаимодействия семья и школы в воспитании учащихся ...
Третья группа приемов воспитания связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.
Прием «Сочини конец истории». Дети должны завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение истории и решить проблему отношений между людьми или животными, описанную в литературном произведении.
Прием «Добрые слова». Детям предлагается, вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям и произнести да, обращаясь к своим товарищам.
Прием » Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.).
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.
Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.
Самовоспитание в свою очередь предполагает использование таких приемов, как:
самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач
самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
- самоанализ (осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью
В процессе самопознания и самоопределения формируется идеал, цель и задачи самовоспитания, а также определяются методы и приемы работы над собой. В соответствии с целью и конкретными задачами человек, решивший заниматься самовоспитанием, принимает самообязательства, определяет правила личного поведения, которые становятся основой самоорганизации личной жизни, а в дальнейшем служебной деятельности.
Следование выработанным правилам поведения отражает внутренне принятые решения развивать (формировать) или изменять (реконструировать) у себя те или иные качества[4, с.94].
Глава 2. Изучение опыта работы преподавателей по интеграции процессов воспитания и самовоспитания
2.1 Практика учителей по воспитанию и самовоспитанию
Из жизненного опыта вынесена необходимость каждому человеку заниматься своим усовершенствованием, а значит, была вынесена и теория самовоспитания. Но, так как всё в мире пребывает в непрерывном развитии, то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке. Чтобы предугадать, какие изменения и дополнения требует теория, мною были проведены такие методики исследования как анкетирование учеников и интервьюирование преподавателей. По материалам, собранным в результате анкетирования, мы выявили уровень самовоспитания у учащихся. А проведя интервью, узнали, как классные руководители занимаются проблемой самовоспитания, ведётся ли систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании.
Тактики речевого поведения
... уровней социальной коммуникации: общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.). При этом определяющим фактором речевого поведения ... в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования - подыгрывания или ...
Наше исследование мы проводили в МОУСОШ №27 города Краснодара, Северского района, села Львовского. Общеобразовательная программа и направления, специальность школы.
1.Начальное образование, уровень общеобразовательный, срок обучения – 4 года, с 1 по 4 класс.
2.Основное общее образование, уровень