Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что становление личности не может рассматриваться в отрыве от общества, от коллектива, от социума в котором он взаимодействует. Природа межличностных отношений достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем (Б.Ф. Ломов, Н. И. Шевандрин).
Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Таким образом, личностные особенности каждого конкретного индивида оказывают влияние на развитие межличностных отношений. Нам хотелось проверить есть ли эта взаимосвязь.
Цель нашего исследования: изучить взаимосвязь акцентуаций характера с моделями организационного поведения в конфликте.
Объект: Модели организационного поведения в конфликте., Предмет: Взаимосвязь акцентуаций характера с моделями организационного поведения в конфликте., Задачи исследования:
- Исследовать типы акцентуаций характера.
- Исследовать модели организационного поведения в конфликте.
- Установить корреляционную взаимосвязь акцентуаций характера и моделей организационного поведения в конфликте.
Гипотеза: Допустим существует взаимосвязь между акцентуациями характера и моделями организационного поведения в конфликте.
Методики исследования: Методика «Стратегии поведения в конфликте» Томаса. Методика «Определение личностно- характерологических акцентуаций» К. Леонгарда.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе фитнес центра «Молодость». Были опрошены 2 коллектива по 9 человек. Общее количество респондентов-18 человек.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография.
Глава 1. Теоретический анализ понятий «акцентуаций характера», «конфликт» , «модели организационного поведения» в конфликте.
Профилактика девиантного поведения среди подростков
... процесс социализации молодежи, а также ее роль в профилактике девиантного поведения учащихся ... лет. Девиантное поведение признается не всеми подростками, способность противостоять негативным воздействиям ... поведения. Задачи исследования: Определить сущность понятий «норма» и «девиантное поведение» Рассмотреть сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»; Описать формы девиантного поведения ...
1.1 Определение «Акцентуация характера»
Попытки исследовать характер предпринимались ещё в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере – характерология. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявления типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.
Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчётливо проявляющиеся в различных видах деятельности.
Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретённых особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определённом отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.) 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают своё действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера (А.Г.Шмелёв, М.В.Бодунов, У.Норман и др.):
самоуверенность – неуверенность;
- согласие, дружелюбие – враждебность;
- сознательность – импульсивность;
- эмоциональная стабильность – тревожность;
- интеллектуальная гибкость – ригидность.
Типология характеров, как правило, строится на существовании определённых типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. Действительно, характер не является врождённым, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определённой группы, определённого общества. Поэтому характер человека – это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.
акцентуацией характера
Акцентуация характера — это крайний
Психологическая устойчивость личности человека
... людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость психологических особенностей личностного характера, ... речь – поведения, психических процессов, свойств или черт личности? Что является индикатором и мерой постоянства или ... разными людьми, человек ведет себя по-разному, к одним относится агрессивно, к другим – доброжелательно; на работе служащий ...
Автор концепции акцентуации —
1.2 Типы акцентуаций характера
Известный немецкий психиатр К.Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определённым нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуации характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника. Большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется именно в нём (50 – 80%).
Определить тип акцентуации
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе ещё не проявляются патологическими, однако могут при определённых условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.
Выделяют десять основных типов акцентуации:
1.Гипертимный – личности со склонностью к повышенному настроению.
2.Застревающие – со склонностью к « застреванию аффекта» и бредовым реакциям.
3.Эмотивные, аффективно лабильные
4.Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.
5.Тревожные.
6.Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.
7.Демонстративные, с истерическими чертами характера.
8.Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
9.Дистимичные, с наклонностью к расстройствами
10.Экзальтированные, склонные к аффективной
— демонстративность (в
— педантичность (в патологии:
— возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты);
— застревание (в патологии:
Остальные виды акцентуаций относятся к особенностям темперамента и торажают темп и глубину эффективных реакций.
Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.
Акцентуации характера в подростковом возрасте
... других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера — промежуточные типы результат одновременного ... нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот подход тесно связан с теорией личности. Норма – это человек самоусовершенствующийся, ...