Цель исследования: выявление взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Объект исследования: профессиональное самоопределение в юности.
Предмет исследования: взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Гипотеза: мы предположили, что тип личности, её направленность обуславливает выбор профессии в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нашего исследования были намечены конкретные задачи исследования:
- Осуществить теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимосвязи типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
- Изучить тип личности в юношеском возрасте.
- Изучить профессиональное самоопределение в юности.
- Выявить взаимосвязь типа личности и выбора профессии в юношеском возрасте.
Поставленная цель, задачи и выдвинутая гипотеза обусловили выбор комплекса методов:
I. Теоретические методы: анализ литературы по теме исследования.
II. Эмпирические методы: психодиагностический метод. В работе использованы методики:
- Анкета для оценки коммуникативных и организаторских способностей, предложенная Б.А.Федоришиным (КОС) [9].
- Методика «Интроверт или экстраверт» Г Айзенка в модификации Т.В.Матолиной [20].
- Дифференциально-диагностически
й опросник Е.А.Климова (ДДО) для выявления доминирующего типа профессии [10]. - Тест-опросник Дж.Голланда на определение профессиональной направленности личности [34].
5. Анкета «Особенности профессионального самоопределения» [4].
III. Методы математической обработки данных: для корреляционного анализа данных был использован r-критерий Пирсона.
Эмпирическая база: средняя образовательная школа № 55 г. Уфы. Респондентами являлись учащиеся 9 класса (15-16 лет), всего 30 человек.
Психологические особенности юношеского возраста
... основной направленностью личности. Проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, обретения своей идентичности становятся центром жизненной ситуации, вокруг которого вращается вся деятельность личности. Одна из главных особенностей юношеского возраста –– смена значимых ...
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, списка литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы влияния типа личности на выбор профессии в юношеском возрасте
1.1. Характеристика типа личности, её направленность
При всем многообразии психологических теорий, рассматривающих проблемы личности, изучение направленности личности до сих пор остается актуальным. Именно направленность выделяется психологами в качестве существенной психологической характеристики типа личности, её основной составляющей или стержневой особенности, определяющей сознание и поведение человека.
В целом анализ психологических теорий личности в отечественной науке показывает, что направленность типа личности интерпретируется через мотивы, установки, ценности, систему целевых программ личности, её активность, систему отношений и моральных свойств личности и т.д.
С понятием «динамической тенденции» — мотива — связывает направленность типа личности С.Л. Рубинштейн [30], которая, отражаясь и сочетаясь в деятельности, образует подлинное единство личности. С.Л. Рубинштейн считает, что направленность типа личности зависима от установки, а связанные с разными аспектами психического облика человека направленность типа личности и её установки порождают поступки, переходят в поступки и в итоге закрепляются в виде свойств.
Д.Н. Узнадзе [35] понимает под установкой отношения потребностей к ситуации, которые детерминируют реальную позицию в конкретном действии, то есть функциональный статус личности в данный момент. Со ссылкой на Д.Н. Узнадзе В.Н. Мясищев определяет установку как готовность личности к некоторой обусловленной потребностью деятельности, опирающийся на действенный опыт механизм, предопределяющий особенности реагирования [24].
С понятием установки во взаимосвязи с мотивами и отношениями личности представлена направленность типа личности у B.C. Мерлина. Автор приходит к пониманию направленности как самой существенной характеристике личности, которая, суммируя социальные и нравственные ценности человека, определяет стратегию его поведения и деятельности. Именно фиксированная установка «позволяет понять один из тех психологических механизмов, благодаря которым мотив, действуя в определённой повторяющейся ситуации, создаёт отношения личности» [23, с. 25].
В процессе изучения проблемы активности личности «как типичного для данной личности, обобщенного ценностного способа отражения, выражения и осуществления её жизненных потребностей» [1, с. 13-14] К.А. Абульханова-Славская [1] подчеркивает, что направленность типа личности является движущей силой развития личности, одной из форм активности личности, «активности, действующей в условиях объективной социальной детерминации, в заданных обстоятельствах, иногда препятствующих, не совпадающих с желательными для личности направлениями» [1, с. 10-11].
А.Н.Леонтьев [19] находит неполным использование термина «направленность типа личности» в отношении «главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий» [19, с. 174], так как многообразие жизненных отношений, в которые вовлекается человек в процессе деятельности, предполагает не одну единственную, ведущую линию жизни, а многовер- шинность мотивационной сферы.
Используя понятие мотива, формулирует определение
Методические аспекты формирования личности безопасного типа поведения. ...
... личности безопасного типа поведения в большей мере, чем традиционное информирование об опасных ситуациях. Это свидетельствует, что создание специальных условий для формирования личности безопасного типа поведения повышает не только личную безопасность людей, ... правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности), а также ее последствия. Правовая направленность поведения включает в ...
Через мотивацию поведения, социальные роли и ценностные ориентации, структуру и динамику отношений характеризуется направленность типа личности у Б.Г. Ананьева [2].
Ученый оперирует понятием «жизненной направленности» — свойством личности, которое в совокупности с мировоззрением, общественным поведением, основными тенденциями развития составляет характер человека.
Как мотивационный компонент личности определяют направленность типа личности Л.И. Божович [5].
Автор называют направленность стержнем целостной структуры личности и сводят к пониманию относительно устойчивых и доминирующих, то есть составляющих основу мотивационной сферы личности мотивов. При этом направленность типа личности выступает центральным образованием в характеристике мотивационной сферы, она структурирует и организует мотивы и потребности личности.
В связи с исследованиями мотивации поведения человека П.М. Якобсон приходит к выводу, что «под направленностью
Е.М. Никиреев [25] предлагает изучать направленность типа личности через соотношение групп мотивов, отнесение того или другого мотива к какой-либо группе (коллективистических, личных, личностно-престижных), которые по своей сути являются положительными и составляют целостную систему. Поэтому Е.М. Никиреев в процессе исследования направленности личности, кроме всего прочего, считает необходимым изучать не просто сами мотивы, а их иерархию, особенности взаимодействия с ведущими мотивами, с одной стороны, и всей группы мотива данного порядка в общей системе, с другой стороны.
Путем описания ценностно-смысловых образований личности М.Е. Каневская [14] даёт характеристику направленности и её типам Ценностно-смысловые образования личности, которые в её представлении составляют направленность типа личности, складываются в результате того, что в процессе жизнедеятельности человек выделяет в окружающей действительности значимые, ценные для него предметы, ситуации, идеи, действия (обозначающие то предметное содержание, через которое он представлен себе как «я»).
Такие ценностно-смысловые образования задают и определяют направление всего психического развития человека, пространство личностных смыслов. В целом М.Е. Каневская выделяет шесть направлений психического развития человека, то есть типов ценностно-смысловых образований личности: бытовой тип; тип живущих по правилам, или «школяры»; отношенческий тип направленности; общенческий тип направленности; познавательный тип направленности; игровой тип направленности.
Так, В.А. Ядов [40] исходит из того, что поведение личности регулируется диспозиционной системой, при этом в каждой ситуации на первый план выступает какой-то определённый уровень диспозиций (то есть продукт «столкновения» потребностей и ситуаций, в которых потребности удовлетворяются) в зависимости от самой ситуации.
Волевые качества личности и их развитие у человека
... человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности ... с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия, связано с субъектом деятельности), ... себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоциональных возбудимых, когда ...
Предиспозиция выступает аналогом направленности личности в работах Г.М. Андреевой [3] как предрасположенность личности действовать определённым образом, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций.
С феноменом позиции (личностной и социальной) связывает свои представления о направленности личности и М.Ш. Магомед-Эминов [3].
В процессе психологического анализа трансформации личности М.Ш. Магомед-Эминов детально прорабатывает понятие «индивидуация» («индивидуа- ционная трансформация») как процесс развития индивидуальной личности путем движения личности к самости, предполагающий сепарацию (отделение) и аффиляцию (соединение), а также их интеграцию. В зависимости от того, какая направленность преобладает, М.Ш. Магомед-Эминов выделяет две мотивационные акцентуации: социофобию (выражается в стремлении к одиночеству, изоляции) и социофилию (проявляется в полном растворении «Я» в социуме).
В круг понятий смыслового содержания включена направленность типа личности у Б.С. Братуся [6].
Исходя из представления о личности как инструменте человеческого развития, Б.С. Братусь выдвигает гипотезу о нескольких уровнях функционирования личности, или «разных измерениях, уровнях психического аппарата» [6, с. 70]. В смысловой сфере личности Б.С. Братусь выделяет уровни: нулевой уровень — прагматические, ситуационные смыслы; первый уровень — эгоцентрический; второй уровень — груп- поцентрический; третий уровень — просоциальный, или гуманистический; наивысший уровень — духовный, или эсхатологический. Все эти уровни могут одновременно присутствовать в каждом человеке, но в отдельные моменты жизни преобладающим является один из них в зависимости от степени присвоенности (ситуативной, устойчивой, личностно-ценностной) тех или иных смысловых содержаний и мотивационных устремлений, принадлежащих к разным уровням.
В теории В.Н. Мясищева [24] отношения личности определяют, для чего живет данный человек, что для него является смыслом жизни. Обусловленными всей общественной практикой отношениями личности к различным сторонам действительности и их качеством (положительным или отрицательным) определяется направленность типа личности — «это доминирующее, главное жизненное отношение человека. Обусловлена направленность типа личности, по мнению В.Н. Мясищева, общественно-значимыми целями, от соотношения которых (общественных и узко личностных) будет зависеть формирование коллективистической и индивидуалистической направленности, а от баланса субъективно-личной и объективно-принципиальной стороны притязаний личности будет устанавливаться уровень сознательного отношения к труду и выявится эгоцентрическая или социоцентрическая направленность.