Специфика психологии обучения школьников начальных классов

Курсовая работа
Содержание скрыть

Актуальность темы определяется тем, что в последнее время много внимания уделяется проблемам детей младшего школьного возраста. Одно из важнейших мест занимает вопрос переходного этапа развития. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.

Младший школьник только лишь окунается в атмосферу школьной жизни, основной его деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Современная ситуация развития предъявляет новые требования к особенностям ребенка, такие требования, которые не предъявлялись на предшествующих этапах его развития.

Специфика психологии обучения школьников начальных классов очень важна, потому что знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.

Центральная задача психологии обучения — анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на тот уровень, который может быть, ими достигнут завтра. При этом обучение представляет собой не просто передачу знаний, а формирование мотивации — и личности.

Исследование психологии обучения школьников в начальных классах, затронуты в работах Безруких М. М., Ефимова С. П., Венцевой, Т. Б., Гуткиной Н. И., Давыдова В. В. Цукермана Г. А. и многих других научных деятелей.

Объект: психология обучения школьников.

Предмет: специфика психологии обучения школьников начальных классов., Цель курсовой работы

Задачи:

  1. Дать определение понятиям психология обучения.
  2. Охарактеризовать особенности психологии обучения школьников.
  3. Рассмотреть психологическую характеристику особенностей обучения школьников начальных классов.
  4. Проанализировать психологию организации обучения детей в младших классах школы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

16 стр., 7731 слов

Особенности когнитивной сферы младших школьников на начальном этапе обучения

... выбор темы моей дипломной работы – «Особенности когнитивных процессов младших школьников на начальном этапе обучения». Цель исследования – выявление особенностей когнитивных процессов младших школьников на начальном этапе обучения. Гипотеза исследования - когнитивные процессы младших школьников зависят от половых различий ...

Глава 1. Теоретические основы особенностей психологии обучения школьников начальных классов

1.1. Характеристика понятия психология обучения, Психология обучения

Центральная задача психологии обучения — анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:

  • выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;
  • выявление общественных и социальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка;
  • системно-структурный анализ педагогического процесса;
  • раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.

Основой психологии обучения является мысль, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на тот уровень, который может быть, ими достигнут завтра. При этом обучение представляет собой не просто передачу знаний, а формирование мотивации — и личности.

Н. П. Локалова полагает, что центральное место в проблематике психологии обучения занимает изучение процесса усвоения знаний. Процесс усвоения знаний изучается в тесной связи с изучением применения знаний на практике, поскольку важнейшим условием подлинного усвоения является самостоятельное оперирование учащимися полученными знаниями. Применение знаний, являясь составной частью их усвоения, имеет в то же время и свои специфические особенности, поскольку учащемуся не только приходится использовать имеющиеся у них знания в пределах одного и того же учебного предмета, но и переносить приобретенные знания и умения в другие области науки и новые виды практической деятельности. Эти упражнения в переносе знаний, умений и навыков осуществляются школьниками в тех случаях, когда перед ними ставятся относительно новые задачи-проблемы, что играет существенную роль в умственном развитии учащегося. Соотношение процессов учения и развития составляет одну из важных теоретических проблем психологии обучения.

Принципы психологии обучения:

  • обучение строится на основе данных психологии о возрастных возможностях развития с ориентировкой на завтрашний день этого развития зона ближайшего развития;
  • обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащегося, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов учебной деятельности;
  • обучение не сведено к передаче знаний, к отработке действий и операций, а есть процесс формирования личности обучающегося, развития мотивации его поведения;
  • развивающий и воспитывающий эффект обеспечивает не любая, а только формирующая учебная деятельность.

Принципы психологии обучения, положены в основу разработки методов обучения как единства деятельности преподавателя и учащихся.

Методы обучения различаются по характеру управления деятельностью учащихся преподавателем.

Согласно К. Д. Ушинскому психологическими критериями эффективности учебного процесса являются: запас знаний, умений и навыков школьников, способность применения знаний, уровень сформированности разных видов деятельности учебной, трудовой, а также наличие новообразований в умственном и нравственном развитии ребенка.

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... и логики. Главные отрасли психологических знаний С развитием психологии как науки, с использованием психологических знаний в самых различных сферах человеческой деятельности постепенно выделились и получили ... нервной деятельности В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине ни, в частности в психиатрї. Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и ...

Сам процесс обучения — это деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Оно имеет много сторон. Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения.

Обучение представляет собой форму организации процесса передачи знаний, социальную систему, направленную на передачу новому поколению опыта предшествующих. Организация обучения развертывается в пространстве и времени. В системе обучения активно взаимодействуют обучающий и учащийся. Это взаимодействие осуществляется путем общения, в результате которого осуществляется учебная деятельность.

Психологическое содержание всех составляющих учебной деятельности раскрывается в разделе педагогической психологии — «психологии обучения».

1.2. Общая характеристика психологии обучения школьников

В самом начале школьного обучения ребёнок осознает свои возможности, он готов подчиняться требованиям и предписаниям, он в состоянии видеть иную точку зрения, он активен и ему хочется учиться.

Младший школьный возраст — время обретения умелости и компетентности. У взрослых почти не возникает никаких проблем, первоклассники — старательные ученики и послушные воспитанники.

Школьник — самый первый статус ребёнка. Почти каждый ребёнок стремится делать всё правильно. Ведущая деятельность — учёба. Мир в этом возрасте представляется системой научных знаний и понятий, которыми надо овладеть. В своей деятельности школьник ориентируется на общекультурные образцы действия, которые принимает в диалоге с взрослыми.

Учитель — довольно сильно значимая личность, так как он является «социально установленным» авторитетом. Разница в позициях родителей и учителя для младшего школьника заключается именно в том, что учитель является «представителем общества», «носителем общего знания», который по определению не может знать меньше родителей или ошибаться. Такое однозначное отношение к личности учителя со стороны ребенка обуславливает и позицию родителей к учителю. Мудрым житейским советом родителям будущего первоклассника является совет «выбирать не школу, а учительницу».

Стремление соответствовать некоторым образцам (поведения, чувства, мысли), делает детей в этом возрасте восприимчивыми к любым технологиям. Быстро и умело перенимаются модели — внешнего поведения, физических упражнений, операционных навыков управления техникой — от велосипеда до компьютера. Эта тенденция в позитивном своём направлении позволяет развиться трудолюбию. Но она, таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах. Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребёнок начинает относиться ко всем остальным также с повышенными требованиями.

Одним из направлений развития в младшем школьном возрасте становится установление разнообразных социальных связей. Это позволяет выстраивать собственное психологическое пространство и «пробовать себя» в разных ролях. Структурирование своего психологического пространства проявляется и в обращении с материальным миром — свои личные предметы ребёнок маркирует, «украшает», как может. Это возраст создания «тайников» и «секретиков», постройки «штабов», начала освоения чердаков и подвалов. Тем самым, ребёнок словно передаёт вещам часть своих личных свойств. Так можно осязать «границы своего Я». Потому порой даже случайное нарушение этих установленных границ — стёртая родителями наклейка, снятая картинка и т. п., — воспринимаются очень трагично.

8 стр., 3935 слов

Особенности преподавания психологии как учебного предмета

... учебного психологического знания по-прежнему составляет один из наименее разработанных разделов методики преподавания психологии. Проблема представления психологического знания ... введении учебной дисциплины «Психология» в учебные планы средних школ. Современное состояние психологии как учебного предмета ... традиции римлян распространялись и на область знаний, хотя здесь возникали проблемы понимания. ...

Большинством авторов содержание психического развития в младшем школьном возрасте рассматривается через анализ учебной деятельности.

Согласно Д. Б. Эльконину учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

По мнению Давыдова в ходе учебной деятельности ребенок ищет и присваивает обобщенные способы решения задач, у него формируется теоретическое мышление с такими его составляющими, как содержательная рефлексия, анализ, планирование, абстракция, обобщение.

Отличительные особенности учебной деятельности по Д. Б. Эльконину:

  • учебная деятельность не является продуктивной в том смысле, что не имеет внешнего продукта; ее цель и результат — изменение самого субъекта деятельности;
  • это теоретическая деятельность, т. е. направленная на осмысление способа осуществления деятельности, а не на достижение внешнего результата, поэтому учебная деятельность — это рефлексивная деятельность.

Для В. В. Давыдова теоретическая деятельность

В начальных классах учебной деятельности соответствует учебная форма сотрудничества. Центральным новообразованием учебной деятельности является рефлексия как умение отделять знаемое от незнаемого, связываемое автором с освоением ребенком системы понятий и теоретическим мышлением. Центральным новообразованием учебной формы сотрудничества является «умение учиться», т. е. способность учить самого себя, быть субъектом обучения.

В исследованиях Г. Г. Кравцова портрет младшего школьника «описывается» на основе анализа содержания и характеристик общения ребенка с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, и именно они выступают главными критериями возникновения новообразований.

По его мнению, дошкольник характеризуется ситуативностью в общении с взрослым и сверстниками, его поведение детерминировано наличной ситуацией, он импульсивен и непосредствен. Тогда как младший школьник приобретает способность управлять собой, он становится надситуативным в своем поведении и обращает внимание на способ решения задачи, а не на непосредственное достижение цели.

Г. Г. Кравцов связывает появление теоретического отношения к задаче с возникновением у ребенка произвольности действий и изменением позиции в общении. Ребенок, произвольно действуя, осознает цель своего действия и соотносит ее со средствами деятельности.

Глава 2. Психологические особенности обучения школьников начальных классов

2.1. Возрастные и психологические особенности младшего школьника

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.

10 стр., 4688 слов

Одаренные дети, особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними

... детей рассмотреть методы диагностики одаренности рассмотреть особенности воспитания о обучения одаренных детей Объект исследования: одаренность Предмет исследования: особенности учебно-воспитательного взаимодействия с одаренными детьми. Гипотеза: Проблема одаренности как ... ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны ...

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов).

В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).

Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Их работоспособность обычно падает через 25 – 30 минут урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. С вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Л. С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом – это расставание с детской непосредственностью. Ребенок, попадая в школьное детство, оказывается в менее снисходительном и более суровом мире.

И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое. Преподавателям и родителям необходимо владеть знаниями о данном периоде развития ребенка, поскольку неблагоприятное его протекание для многих детей становится началом разочарований, причиной конфликтов в школе и дома, слабого овладения школьным материалом. А отрицательный эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, может явиться конфликтом в будущем.

Младший возраст – период интенсивного развития интеллекта детей. В результате развития мышления у детей происходит перестройка памяти и восприятия, они становятся уже регулируемыми, произвольными процессами. В возрасте 7-8 лет ребенок обычно мыслит конкретными категориями.

Психология младшего школьного возраста формируется под влиянием обучения. В итоге у детей развивается память, усиливаются словесно-логические и смысловые запоминания. А завершается младший школьный возраст умением вполне самостоятельно рассуждать, сопоставлять, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности.

Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Возрастная психология школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, что может представлять собой своеобразную форму протеста против требований со стороны школы.

7 стр., 3008 слов

Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития

... охарактеризовать ребенка и проследить динамику развития) Психологическое изучение детей: Психологическая диагностика развития у детей составная часть комплексного обследования. Психологическое обслед реб организуется с учетом возраста и предполагающего уровня псих развития. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами ...

Недостаток семейного воспитания может значительно усугубить появившуюся проблему. В младшем дошкольном возрасте ребенка уже волнуют не только успехи в школе, но и взаимоотношения с одноклассниками, товарищами, учителями и родителями.

Моральное состояние ребенка влияет на уровень его успеваемости, где похвала и мнение учителя играют не последнее место. Ведь за время обучения у детей должен появиться новый, более качественный «взрослый» тип отношений с учителями и одноклассниками.

Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая–то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.

Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности поведения ребенка до кризиса? Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно непосредственно читается нами как обнаружение второго.

Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.

В 7–летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит “я радуюсь”, “я огорчен”, “я сердит”, “я добрый”, “я злой”, т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет:

  • Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
  • К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств.

Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ребенок-«неудачник» пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь – он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е. если с ним много раз случалась какая–то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

4 стр., 1540 слов

Психофизиологическая характеристика деятельности и учебного труда студентов

... характеристику интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов; 2) рассмотреть динамику работоспособности студентов в учебном ... Основные понятия В данной работе использовались Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности. ...

Таким образом, кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания.

Основная симптоматика кризиса:

  • потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
  • манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);
  • симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов и лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет.

В последнее время обучение есть и в дошкольном возрасте, однако его характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения, включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу — никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

Новообразования в младшем школьном возрасте.

При любом обучении дети, заканчивающие начальную школу, существенно отличаются от поступивших в первый класс. Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристи­ки всех их психических процессов. Произвольность формиру­ется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т. д. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся науча­ются управлять своим поведением (в той или иной степени), преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, ис­кать лучшие пути ее достижения.

Второе важное новообразование — рефлексия. Учитель тре­бует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Больше того — оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами друго­го человека — со стороны — и оценивать свою деятельность. Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументиро­вать, обосновывать свою деятельность и называется рефлексией.

12 стр., 5848 слов

«Обучение детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного ...

... психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением слуха. 3. Рассмотреть воспитание и обучение детей с нарушением слуха в условиях массовой школы. 4. Проанализировать систему обучения детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования. 5. Разработать методические рекомендации для организации коррекционно-педагогической поддержки школьников с нарушениями слуха в ...

В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. По­степенно они научаются заменять предметы словами (устный счет, например), удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя — в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

Итак, психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним пла­ном действий.

Новообразования, с которыми ребенок пришел в школу, развились в процессе его игровой деятельности и позволили ему приступить к учению. Участие в учебной деятельности, систематическое учение сформировали новые особенности психической деятельности младшего школьника. Эти новооб­разования, в свою очередь, подготовили учащихся к переходу на следующую ступень образования — в среднюю школу.

Развитие указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с овладением ими различными ви­дами познавательной деятельности. Так, при поступлении в школу дети неспособны провести анализ различных свойств воспринимаемых объектов. Они обычно ограничиваются называнием цвета и формы. В процессе учения дети научают­ся целенаправленному восприятию предметов. Вначале учи­тель дает внешний образец движения взора по воспринимае­мому объекту, используя указку. Затем ребенок научается составлять схему, словесный план наблюдения, исходя из его цели. Таким образом формируется произвольное, целена­правленное наблюдение — один из важных видов познава­тельной деятельности.

Существенно изменяется и деятельность, связанная с запо­минанием и воспроизведением того, что осталось в памяти. Первоклассники легко запоминают яркое, эмоционально впе­чатляющее. Они склонны к буквальному запоминанию. Но учение постоянно требует нового типа запоминания, где вна­чале происходит анализ запоминаемого, выделение главного, группировка материала и т.д. Постепенно формируются приемы произвольного, осмысленного запоминания. Непро­извольное запоминание сохраняет свою ценность, но и оно претерпевает изменения, идущие в сторону осмысления запо­минаемого материала. Предварительная работа с материалом оказывается решающей для запоминания: материал запоми­нается как бы сам собой. Постепенное формирование внут­реннего плана действий приводит к существенным изменени­ям во всех интеллектуальных процессах. Вначале дети склон­ны делать обобщения по внешним, как правило, несуществен­ным признакам. Но в процессе обучения учитель фиксирует их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно не воспринимается, поэтому учащиеся переходят на более вы­сокий уровень обобщений, оказываются способными усваивать научные понятия, не опираясь на наглядный материал.

В начальной школе происходит развитие всех познава­тельных процессов, но Д. Б. Эльконин, вслед за Л. С. Выготским, считает, что изменения в восприятии, в памяти явля­ются производными от мышления. Именно мышление стано­вится в центр развития в этот период детства. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуали­зации. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведе­ние. «Благодаря переходу мышления на новую, более высо­кую ступень происходит перестройка всех остальных психи­ческих процессов, память становится мыслящей, а воспри­ятие думающим. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных про­цессов и составляют основное содержание умственного раз­вития в младшем школьном возрасте».

11 стр., 5186 слов

Формирование навыков рефлексии в учебной деятельности у младших школьников

... 3. Соотношение детей с разными типами рефлексии учебной деятельности на разных этапах исследования.По результатам видно, что большинству детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе исследования доступен содержательный тип рефлексии учебного задания. 23 школьника (76,7%) ...

Необходимо отметить при этом, что, согласно современ­ным психологическим данным, умственное развитие младших школьников имеет большие резервы. В массовой школе эти резервы фактически не используются. Многолетние исследо­вания, проведенные под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно сформировать более широкие и более богатые умст­венные способности, чем это делалось до сих пор.

2.2. Основные психологические особенности обучения школьников начальных классов и их краткая характеристика

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста очень важен, так как это позволяет правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах.

Сам младший школьный возраст — это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 — 3 (4) классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

Возраст этот относительно спокойного и равномерного физического развития ребенка.

Непосредственно начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье.

На этом этапе самой главной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Естественно далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение — труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение — не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

Под адаптацией детей к школе обычно понимают процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни.

Для всех детей этот период характеризуется эмоциональной насыщенностью переживаний, которая может служить индикатором продолжительности адаптационного периода.

Приход ребенка в школу — объективно трудный для него период. Он связан с новой социальной ситуацией развития, с появлением новой социальной роли, с новыми требованиями, обязанностями.

Сама учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

В ходе процесса обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности, а так же восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Также лучше становится в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Что касается особенностей памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.

Тоже можно сказать и про воображение его основная тенденция развития в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д.

За время всего процесса обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Поводом перехода ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе.

Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

  1. Интеллектуальная готовность (или шире — готовность познавательной сферы).

  2. Личностная (в том числе, мотивационная).

  3. Социально-психологическая готовность.
  4. Готовность эмоционально-волевой сферы.

Еще важно выделить и мотивационную составляющую. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Помимо этого есть и другие мотивы, Внутренние мотивы которые подразделяются на:

1. Познавательные мотивы — те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний.

2. Социальные мотивы — мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.

И следует добавить внешние мотивы — учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т. е. главное не получение знаний, а какая-то награда. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки.

2.3. Психология организации обучения детей в младших классах школы

Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школе.

Для психологической характеристики этого и последующих периодов в жизни ребенка, связанных с изменениями его психологии и поведения, полезно воспользоваться понятиями социальной ситуации развития и внутренней позиции. Первое из этих понятий относится к социальным условиям, в которых идет процесс психического развития ребенка. Оно также включает представление о месте, занимаемом ребенком в обществе, в системе разделения труда, связанные с этим права и обязанности. Второе понятие характеризует внутренний мир ребенка, те изменения, которые в нем должны произойти для того, чтобы ребенок смог хорошо приспособиться к новой социальной ситуации и использовать ее для своего дальнейшего психологического роста.

Сами изменения чаще всего связаны с формированием новых отношений, нового смысла и цели жизни, затрагивают потребности, интересы и ценности, формы поведения и отношения к людям. В целом они также связаны с началом серьезных изменений личностного и межличностного плана в психологии ребенка. Понятно, что такие радикальные изменения в жизни человека без внутренних и внешних проблем не обходятся, и это касается любого возраста. Если такой перелом наступает в детстве, то задача учителей и родителей заключается в том, чтобы максимально облегчить его для ребенка, умело и эффективно помочь ему преодолеть возникшие трудности.

Для начала очередь необходимо обратить внимание на формирование у первоклассников полноценной учебной деятельности. Добавим то, что касается непосредственно первоклассников. Психолого-педагогический анализ показывает, что у них чаще всего встречаются два вида трудностей: выполнение режима и вступление в новые взаимоотношения с взрослыми. Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у многих детей вскоре после их поступления в школу. Внешне оно обычно проявляется в невозможности сохранять на должной высоте первоначальный естественный интерес к школе и к учебным предметам.

Для того чтобы этого не происходило, важно включать в действие дополнительные стимулы учебной деятельности. Применительно к детям шести-семилетнего возраста такие стимулы могут быть как моральными, так и материальными. Моральные стимулы не случайно здесь поставлены на первое место, так как в стимулировании детей младшего школьного возраста к учению они зачастую оказываются более действенными, чем материальные. К их числу относится, например, одобрение, похвала, постановка ребенка в пример другим детям. Важно, внимательно наблюдая за поведением ребенка, вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует, и чаще обращаться к формам морального поощрения, связанным с этим на первых порах обучения в школе желательно исключать или сводить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу. Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает практика, педагогически и психологически малорезультативны и действуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нельзя ими злоупотреблять. При этом обязательно сочетание материальных с моральными способами стимулирования учения ребенка.

Первоначально процесс преподавания в младших классах школы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности.

По мнению В. В. Давыдова, следующие: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка. Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешне речевом и умственном планах. При этом важно создать благоприятные условия для того, чтобы предметные действия приобретали умственную форму при должной их обобщенности, сокращенности и освоенности. Если при выполнении заданий школьники допускают ошибки, то это свидетельствует, либо о неполноте освоенных ими учебных действий, а также действий, связанных с контролем и оценкой, либо о слабой отработке этих действий. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы.

В учебных ситуациях дети осваивают общие способы решения некоторого класса задач, причем воспроизведение этих способов, выступает как основная цель учебной работы. Овладев ими, дети сразу, целиком применяют найденные способы решения в конкретных задачах, с которыми они встречаются.

Действия, направленные на усвоение общего образца — способа решения задачи, соответствующим образом мотивируются. Ребенку объясняют, зачем нужно усвоить именно данный материал.

Работа по освоению общих образцов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном процессе.

Одно из основных требований психологии — так организовать начальное обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач определенного класса.

Исследования показывают, что ряд существенных недостатков в овладении отдельными понятиями и способами решения задач связан с тем, что при формировании этих понятий и способов решения задач дети не были обучены выполнению всех необходимых учебных действий.

В самом умении преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические проявляется достаточно высокий уровень развития учебной деятельности школьников. Если в младшем школьном возрасте это умение должным образом не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником успешного учения. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.

В развитии мышления и речи детям весьма помогают спонтанные рассуждения вслух.

Необходимость обоснования своих решений и рассуждения вслух ведет к развитию рефлексивности как важного качества ума, позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки. Происходит развитие произвольного внимания, преобразование процессов памяти на произвольной и осмысленной основе. При этом произвольный и непроизвольный виды памяти взаимодействуют и содействуют развитию друг друга.

Интеллект и возможности усвоения учебного материала младшими школьниками довольно высоки.

Довольно неплохие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствием участвуют. На первых порах обучения в школе можно рекомендовать организовывать совместную, групповую учебную деятельность. Однако такая форма ведения заняли, особенно впервые месяцы обучения детей в школе, требует тщательной подготовки. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, что правильно распределить роли, установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи.

Заключение

В данной работе была рассмотрена проблема психологии обучения в научной литературе, также была дана характеристика понятия психология обучения.

Само понятие, психология обучения — это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. При этом учение рассматривается как специфическая деятельность, включающая мотивы, цели и учебные действия.

Изучена общая характеристика психологии обучения школьников, также рассмотрена понятие учебной деятельности.

Произведен анализ психологические особенности обучения школьников начальных классов.

Школьник — первый социальный статус ребёнка. Почти каждый ребёнок стремится делать всё правильно.

Младший школьный возраст — это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 — 3 (4) классах начальной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Начало процесса школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье.

Рассмотрены основные психологические особенности обучения школьников начальных классов и дана их краткая характеристика.

Здесь важно выделить и мотивационную составляющую. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

А также изучена психология организации обучения детей в младших классах школы.

Одно из основных требований психологии — так организовать начальное обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач определенного класса.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/vozrastnyie-psihologicheskie-osobennosti-mladshego-shkolnika-2/

1. Алферов А. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015.

2. Венцева, Т. Б. Индивидуальные особенности школьников и учебный процесс [Текст ] / Т. Б. Венцева // Психология индивидуальности — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2014.

3. Возрастные возможности усвоения знании / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. — М., 2010.

4. Волков Б. С. Психология младшего школьника. — М.: Просвещение, 2012.

5. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М: Изд-во МГУ, 2006.

6. Глобчак В. Личностно-ориентированная учеба и воспитание младших школьников на уроках в начальном звене // Родная школа. — 2014. — № 4.

7. Гословская И. Г., Скворцова С. О. Формирование интереса к учебе у младших школьников // Наука и образование. — 2014. — №  6.

8. Гринько О. Проблемы стимулирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников // Родная школа. — 2014. -№ 3.

9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. [Текст] / Н.И. Гуткина.; — СПб.: Питер, 2014.

10. Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная педагогическая психология. Под редакц. А. В. Петровского. М.: Наука, 2014.

11. Давыдов, В. В. Концепция учебной деятельности школьников [Текст ] / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии — 2011. — № 6.

12. Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие [Текст] / Н. П. Локалова.; — СПб.: Питер, 2009.

13. Немов, Р. С. Психология 1 Т. [Текст] / Р. С. Немов.; — М.: Владос, 2014.

14. Психология: учеб.пособие для студентов психологических специальностей [Текст] / В. Н. Дружинин.; — СПб.: Питер, 2015.

15. Ушинский К. Д. Проблемы педагогики. [Текст] / К. Д. Ушинский.; — М.: Издательство Московского университета, 2012.

16. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» [Текст] / Г. А. Цукерман.; — М.: Просвещение, 2009.

17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.- М., 2014.