Эстетическое воспитание средствами искусства

Курсовая работа

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Эстетическое отношение к действительности — специфический вид общественно зна­чимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у по­следнего системы ориентации в мире эстетических и художествен­ных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкрет­ном обществе представлениями о их характере и назначении. В про­цессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность челове­ка к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красо­ту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личнос­ти, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетичес­ких ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.

I Эстетическое воспитание в системе образования

В общеобразовательных дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.

4 стр., 1521 слов

Эстетическое восприятие ландшафтов

... Объектом исследования курсовой является ландшафт. Целью написания работы является изучение эстетики ландшафта. Для достижения цели были поставлены рассмотреть основополагающие понятия эстетики как философской дисциплины; изучить некоторые виды эстетического восприятия ландшафта; определить, ...

Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях большую роль отводят эстетическому развитию своих воспитанников. В процессе занятий, во время экскурсий, подготовки и проведения праздников учитывается эстетических компонент воспитательного процесса, формируются у детей художественные чувства и вкус.

Важную роль в эстетическом воспитании детей в школе играет литература, в общеобразовательных школах также эстетическое воспитание проводится на уроках изобразительного искусства (1-й — 6-й классы), пения и музыки (1-й — 7-й классы), во внеучебное время. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы эстетического воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами.

Формирование эсте­тической культуры — это процесс целенаправленного развития спо­собности личности к полноценному восприятию и правильному пони­манию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусмат­ривает выработку системы художественных представлений, взгля­дов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бо­роться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирова­ние у воспитанников эстетического отношения к действительно­сти позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту обществен­ных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспи­тать охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художествен­ной самодеятельности; в организации производительного и об­щественно полезного труда, в формировании повседневных от­ношений и поведения.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель­ность учения. В математике, например, нередко говорят: «Краси­вое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гар­мония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи­моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан­никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив­ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педа­гогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад дет­ской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

9 стр., 4424 слов

Особенности формирования художественного вкуса у детей в хореогр. ...

... жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребенка. ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ... обозначает танцевальное искусство в ... эстетической ценности. Эстетический вкус включает художественный вкус, который формируется только через общение с миром искусства ...

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо­го оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников утверждать красо­ту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занима­ются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе в квартире.

II. Эстетическое воспитание средствами искусства

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взро­слых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отра­жает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь— быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетические пере­живания ребенка.

Яркое, приметное, наглядное, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное, радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, кото­рые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

Искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружа­ющее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрас­ное в жизни.

Любое художественное явление требует от того, кто его вос­принимает, соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок форм, звуков.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обуче­нии пению, игре на музыкальных помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными представлениями (выше—ниже, длиннее—короче) При этом всегда подчеркивается выразительное значение музы­кальных звуков.

В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометриче­ской фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художе­ственного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла

В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочета­ний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнооб­разию форм. Сенсорное воспитание — неотъемлемая часть умственного и эстетического воспитания. Следовательно, зна­чение чувственной основы в эстетическом восприятии определяется как возрастными особенностями ребенка, стре­мящегося к звукам, краскам, формам, так и природой самих эстетических явлений, в которых прекрасное выступает как единство содержания и формы.

5 стр., 2086 слов

Эстетический вкус в разных аспектах

... фактору эстетически-оценочной деятельности, как эстетический идеал. Будучи социально обусловленным, эстетический вкус личности формируется за счёт влияния окружающей среды, образа жизни, большое влияние на него оказывает искусство, которое в качестве художественного ...

Развитие сенсорных способностей — основа для развития восприятия художественного образа. Это уже более сложный процесс Известно, что под содержанием искусства понима­ется отражение в художественных образах наиболее харак­терных, типичных явлений жизни. Каждый вид искусства располагает своим арсеналом средств, которые выступают всегда в комплексе. Вот почему так важно подчеркнуть целостность художественного восприятия. Слушая колыбельную песню, ребенок воспринимает общее спокой­ное лиричное ее у него возникают жизненные ассоциации. Но вот, прослушав один раз, другой, ребенок спо­собен уже вычленить и неторопливый темп, и негромкое зву­чание, и выразительные интонации. Так целостное воспри­ятие предполагает и некоторую дифференциацию отдельных средств выразительности.

Итак, в жизни и искусстве вызывает у детей эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина, музыка, заставляет детей присматриваться к краскам и лини­ям, прислушиваться к звучанию музыки и стихов.

Постепенно воспринимая звуки в различных сочетаниях, рифму в стихах, линии, краски и формы в картинах, впитывая разнообразные ощущения от красоты природы, ребенок при­учается улавливать некоторые зависимости средств художе­ственной выразительности от содержания произведения. Так, например, он отмечает, что веселой, плясовой мелодии чаще всего соответствует громкое звучание, задор­ный ритм; что в сказке красивые, выразительные слова и несколько раз повторяется один и тот же оборот речи («…и покатился колобок дальше»); что в картине, переда­ющей образ дремучего леса, преобладают темные краски и т. д.

Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие, радостное и необыкновенное. Прослушав пес­ню, сказку, посмотрев на картину, они оживленно вспомина­ют, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни.

Изобразительное искусство, музыка, сказки и стихи, так же, как явления природы, предметы, окружающие ребенка, вызывают разнообразные и интересные высказывания, если к этому побуждает ребенка взрослый.

Содержание этих высказываний связано с теми впечатлени­ями, которые вызывает явлениями, доступными пониманию и чувствам ребенка. Высказывания касаются красивого в природе, в быту. Они могут содержать оценку поступков, поведения сверстников.

Дети отмечают и средства выразительности в музыкальных, в поэтических произведениях, и средства изобразительности в картинах, в скульптуре, в художественной игрушке. Они склонны интересоваться содержанием песни, картины и могут кратко его изложить. Они могут оценить качество исполнения песни, рисунка, выразительного чтения своих сверстников. Но по преимуществу прежде всего ими схватываются наиболее яркие, приметные признаки.

Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмо­ций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.

Практическая деятельность ребенка — игра, занятия, выпол­нение определенных обязанностей — имеет важное значе­ние для его эстетического развития и особое место в этой практической деятельности занимает то, что мы можем назвать художественней деятельностью ребенка (пение, рисование, сочинение стихов, рассказов, сказок и т.д.).

2 стр., 828 слов

Развитие способностей ребенка в семье

... другие. Ребенок, привыкший испытывать такие раздражители, не способен к целеустремленной деятельности. Развитие способностей ребенка в семье В семье все способности ребенка ... воспитание ребенка. Культура общения родителей определяет общий психологический климат семьи. Взаимодействие родителей становится моделью поведения детей, которая сознательно или бессознательно перенимается ими. Требования, ...

Все виды художественной деятельности возникают в до­школьном детстве — и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески? Дело взрослых — создать все усло­вия для приобщения ребенка к разнообразным видам художе­ственной практики.

Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искус­ство не может быть освоено ребенком. Ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних худо­жественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и деко­ративные изделия — с них начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств — они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.

Искусство для детей — это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же зако­нам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно также разнооб­разно по видам и жанрам.

Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народ­ное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незамени­мое назначение.

2.1. Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте

Вспомним: в самом раннем возрасте ребенок откликается на выразительные речевые интонации в потешках, прибаутках, на звучание музыки то успокаиваясь и притихая, то ожив­ляясь и радуясь в зависимости от характера музыки. Он также охотно включается в пение, следуя примеру взрослого. Из первых его речевых реакций — гуления, лепета — рожда­ется и речь, и первые попытки подражать отдельным певческим интонациям. Ребенок способен довольно длительно сосредоточиваться на рассматривании ярких игрушек. Так же несомненно и его раннее ответить на веселую плясовую музыку сначала оживлением, выражающимся в улыбке, движениях рук и ног, а затем со временем и более оформившимся движением. Можно отметить раннее проявле­ние эмоциональной отзывчивости на музыку, на ритмичные прибаутки, развитие слуховых ощущений, если детей приоб­щают к музыке.

А затем появляются стихи, как яркие, сильно воздействую­щие и доступные детям средства художественного воспитания на самом раннем этапе развития.

По мере формирования различных психических функции, интенсивного развития речи, мышления возникают и более сознательные художественные переживания. Песня, инстру­ментальная пьеса, стихи, картинка имеют всегда какое-то жизненное содержание. Поэтому вначале слушание музыки, стихов часто сопровождается показом игрушек. Это поясняет детям содержание музыки, стихов. Но постепенно они начи­нают уже понимать, что можно только спеть, только сплясать. Детям доставляет удовольствие сам процесс пения и движе­ния.

35 стр., 17101 слов

Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки

... музыкально - эстетического воспитания в начальных классах является урок музыки. На занятиях предусматривается разностороннее музыкальное развитие школьников, закладывается фундамент их музыкальной культуры. Продолжением работы по музыкально - эстетическому воспитанию младших школьников является творческая ...

К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые дают ему известную самостоятельность, в том числе и в таких действиях, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной. Посред­ством рук, глаз, слуха он утверждается во всякой, в том числе и художественной, деятельности.

Ребенок небезразлично относится к окружающей обстанов­ке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, краси­вые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности. Такие слова, как «музыка», «пляска», «картин­ка», вызывают уже соответствующий готовность соответственно действовать.

Все эти ранние художественные проявления могли бы и не развиваться, если бы не было систематического и активного руководства со стороны взрослого. В первые же годы своей жизни ребенок осваивает очень многое. Так, начав рисовать примерно с 1,5—2 лет, ребенок к 3 годам проходит как бы подготовительный к изображению период. Он в состоянии узнавать в рисунке предмет, называть его. В движениях у него появляется намеренность. Особенно это видно, когда ребенок произвольно пытается повторить движение при лепке и рисунке, следуя показу взрослого.

Появляется и активный интерес к музыке, стихам, сказкам, выражающийся в просьбах их исполнить, в желании прогова­ривать и подпевать строчки стихов и песен. Ребенок в состоянии подражать выразительным интонациям в стихах и певческим интонациям в песнях. Ярко выражено чувство ритма: ребенок склонен ритмично проговаривать про­стейшие прибаутки и стишки, но особенно это ярко проявля­ется в плясках, играх.

Итак, к трехлетнему возрасту ребенок уже накапливает небольшой запас художественных впечатлений. На четвертом году жизни развитие речи, обогащение конкретными представлениями позволяют ребенку отчетли­вее различать некоторые признаки предметов, явлений. В его речи появляются попытки и самых простейших обобщений.

Это создает возможность начинать обучение, требующее произвольного внимания и действий.

В художественной деятельности это преимущественно этап накопления простейших впечатлений. Дети жадно впитывают в себя то, что несут им звуки, краски.

Дети уже способны более целенаправленно всматриваться в картину, вслушиваться в стихи, сказку, музыку. Они привы­кают к выразительному чтению, пению, движению. Часто высказывают желание прочесть стихи, спеть, сплясать. Благо­даря этому, а также благодаря формированию голосового и, в частности, певческого аппарата и развитию слуха дети заинте­ресовываются процессом пения и выразительного чтения. Они постепенно привыкают прислушиваться к правильному, чистому пению, выразительным интонациям речи. В этих условиях мелодический и поэтический слух детей лучше раз­вивается. Дети осваивают незначительный объем музы­кально-ритмических навыков, но благодаря систематичности воспитания они уже привыкают прислушиваться к музыке, когда двигаются. Это способствует развитию чувства ритма. Это чувство проявляется также в декоративном рисовании — в подборе последовательности узора. Возникают также попытки проявлять самостоятельность в музыкально-игровой деятельности, в лепке и рисовании.

18 стр., 8888 слов

По хореографии : «Художественный образ в хореографическом ...

... место искусств более «духовных» — словесности и музыки. Гегелевская и послегегелевская эстетика широко использовала художественный образ, соотносительно противопоставляя образ как продукт художественного мышления ... наполненности и содержательной характерности, а иногда и изобразительных элементах. В балете хореографический образ нередко тождественен действующему лицу, персонажу спектакля. Основа ...

Вместе с тем имеющиеся навыки носят еще неустойчивый характер и художественные переживания поверхностны.

период охватывает детей в возрасте 5—6 лет. Ребенок уже начинает понимать причины связей между явле­ниями. Он охотно пользуется словом для выражения своих мыслей, обобщает многие явления, в том числе и художе­ственные.

Художественные навыки в области рисования, лепки, пения, выразительного чтения становятся устойчивее. Благо­даря практическим упражнениям становится тоньше и диффе­ренцированнее художественное восприятие. То, что ребенок проверяет в своей практике правильность нарисованной линии, оттенок цвета в декоративном изображении, точность певческой интонации, выразительность интонаций, переда­ющих вопрос, удивление, радость, испуг, — все это заставляет его пристальнее вслушиваться и всматриваться. Обо­гащенное новыми впечатлениями восприятие толкает, в свою очередь, ребенка и на более уверенное и произвольное дей­ствие.

Более отчетливо проявляются у отдельных детей и художе­ственные способности: наблюдательность (чувство цвета и формы в рисовании), мелодический слух (точное самосто­ятельное пение несложных песен), чувство ритма (компо­новка узоров декоративного рисунка, точное, ритмичное дви­жение).

Естественно, что это осуществляется лишь при условии, если последовательно подводить детей к выполнению различных заданий: различать звуковысотные отношения, сопоставлять формы, цвета, линии и т. д.

В 5—6 лет можно уже отметить попытки детей действовать самостоятельно в музыкальных играх и плясках, не подражая 4 друг другу. Появляется по-своему исполнить роль в сюжетной игре. Некоторые дети иногда предпочитают какой-либо один вид деятельности — пение, игру, пляску, слушание музыки.

Систематические занятия позволяют отчетливее судить о наличии различных художественных способностей у детей, об их индивидуальных особенностях, в том числе и в области музыкальной восприимчивости, мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Это дает возможность соответ­ственно направить музыкальное развитие детей. Ребенок может самостоятельно, без помощи взрослого петь вместе со сверстниками и один, если песни ему доступны. Он склонен вносить выдумку в исполнение ролей в музыкальной игре, в хороводах, придумывать движения в плясках, высказываться о музыкальных произведениях и об исполнении своих товари­щей.

Уровень художественного развития позволяет детям самим вносить красивое в свой быт (например, украшать свой дет­ский уголок), реагировать на прекрасные и безобразные поступки (связь эстетики и этики!).

2.2 Эстетическое воспитание школьников

Эстетическое воспитание в шко­ле начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому оз­накомлению ребят с различными видами искусства, при­учению к их эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играют пример и художественная подго­товка самого учителя. Ему необходимо обладать умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки пения, вла­деть навыками музыкального и изобразительного искус­ства. Художественная подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только порождают у детей внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.

2 стр., 986 слов

Социализация детей-инвалидов средствами декоративно-прикладного ...

... с ограниченными возможностями. Цель курсовая работы — рассмотрение проблем социализации детей-инвалидов средствами декоративно-прикладного искусства и художественного творчества. Объект исследования – процесс социализации детей инвалидов. Предмет исследования – процесс социализации детей-инвалидов средствами декоративно-прикладного искусства и художественного творчества. Задачи исследования: ...

Для воспитания художественных восприятий у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных про­изведений, прослушивания музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражение собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, на­правленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучива­ние наизусть стихов, песен, демонстрацию репродукций картин лучших художников.

Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, к восприятию продолжается и в последующих классах, на более высоком уровне.

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов -весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более разви­тым чувством переживания прекрасного.

Очень важно в старших классах обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литерату­ре, музыке и изобразительном искусстве.

В познании художественных средств изображения действительности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художест­венный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и ма­жор в музыке и др. В последние годы в школьной практике с целью раз­вития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используют такой методический прием, как побуждение учащихся к выражению своего отноше­ния к изучаемому художественному произведению. В старших классах практикуется написа­ние сочинений, устное и письменное рецензирование про­изведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

В связи с важностью эстетического воспитания и раз­вития у учащихся художественных представлений, поня­тий и суждений большое значение имеет работа по осмы­слению ими той связи, которая существует между раз­личными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необхо­димо использовать произведения музыки и изобрази­тельного искусства.

Исключительно в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать художественные поделки, примитивное ремесленничество от подлинного искусства. Это особенно относится к музы­ке и изобразительному искусству, когда зачастую уча­щиеся увлекаются какофонией, отсутствием гармонии и бездумным модернизмом и недооценивают классику.

8 стр., 3948 слов

Природа как средство воспитания в народной педагогике

... воспитания народной педагогики. Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа России, по-своему чудесен и прекрасен каждый уголок нашей Родины. Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит природу, как ...

Заключение

Эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.

На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.

Учебно-воспитательные программы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельно свои творения.

Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/vospitanie-iskusstvom/

Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – 72 с.

Кульчинская Н.Л., Кульчинская А.А. Игры в музее// Человечек, 2003 №1.

Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1981. – 400 с.

Мир детства. Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика. 1979. – 416 с.

Педагогиа. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заве­дений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990. – 576 с.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС. 2002. – 176 с.

Мацкевич М. Прогулки по Третьяковке// Дошкольное воспитание. – 1998 № 3 – с. 94-99

Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству// Дошкольное воспитание. – 1998 № 3 – с. 23-27

Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. – 1998 № 4 – с. 16-22

Советский энциклопедический словарь/ главный редактор А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 1630 с.

Приложение 1. Эстетическое воспитание в игровой форме (По материалам Н.Л. Кульчинской, А.А. Кульчинской)

Виноград

Развитию восприятия природы, внимательному вглядыванию в нее служит занятие по рисованию «Виноград». Дети его очень любят. Прикрепим гроздь винограда так, чтобы она висела перед ребенком. Затем разделим тонкой линией лист бумаги на две вертикальные части. В левой части листа ребенок рисует гроздь, стараясь верно передать форму и цвет ягод. После того, как гроздь нарисована, ребенок съедает ягоды и в правой части листа рисует то, что осталось — ветку. Теперь можно видеть, как прикрепляется каждая ягодка и почему вверху их больше, а внизу меньше. Оказывается, ветка тоже красивая и от нее зависит, какой формы гроздь. Хорошо, если родители выполнят задание параллельно с ребенком и затем сравнят результаты.