Методика развития быстроты у футболистов

Курсовая работа

быстрота физический тренировочный футболист

Быстрота как физическое двигательное качество — это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

В соответствии с современными представлениями быстрота понимается как специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энергозатрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).

Многие считают быстроту способностью врожденной и поэтому не поддающейся развитию. Однако есть и другое мнение: уж, коль с рождения заложена в нас такая способность, то ее, естественно, можно развить, проявляя упорство на соответствующих занятиях. Можно повысить скорость мышления, улучшить работу мышц и суставов. Другое дело: каковы возможности ее развития? Отнюдь не равнозначные возможностям развития, например, выносливости или силы.

Нелишне именно здесь сказать: быстрота — одна из тех «тонких» способностей, уровень которых достаточно скоро понижается. Практика убеждает: с потерей быстроты у спортсменов через некоторое время резко понижается и уровень техничности.

Наконец, еще одна существенная точка зрения: быстрота — не «чистая» способность, как, например, сила. Для умения быстро бегать или столь же быстро останавливаться, необходима соответствующая силовая подготовленность мышц.

Актуальность данной темы объясняется тем, что развитие быстроты реагирования на действия партнёра или соперника, в профессиональной деятельности и спорте имеют огромное значение.

Объект работы: учебно-тренировочный процесс футболистов.

Предмет работы: методические особенности развития быстроты юных футболистов.

Цель работы: изучить методические особенности юных футболистов.

Задачи работы:

19 стр., 9147 слов

Средства и методики развития скоростных способностей, уровни ...

... на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5 – 20% и более.[22] Высокий уровень развития скоростных способностей необходим не только для спортивной и трудовой деятельности, но и в определенных видах (быстрота реакции водителя, летчика и ...

  • изучить литературу по теме исследования.
  • выявить методические особенности развития быстроты у юных футболистов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ

1.1 БЫСТРОТА КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Современный футбол предъявляет всё более высокие требования к совершенствованию мастерства футболистов и, особенно к их физической подготовленности. Значительное место отводится вопросам подготовки спортсменов в подготовительном периоде тренировки, определяющем подготовку спортсмена к основным соревнованиям.

Большой интерес специалистов к тренировке в подготовительном периоде не случаен, так как от него самым непосредственным образом зависит итоговый результат всей долговременной тренировочной работы.

Анализ крупнейших футбольных турниров (Чемпионат Мира, Чемпионат Европы, Кубок УЕФА и.т.д.) последних лет показал, что эволюция игры идёт в направлении дальнейшего повышения игровой деятельности футболистов, быстроты выполнения технических приёмов в условиях жесткого единоборства. Следовательно, одним из наиболее значимых физических качеств для современного футбола является быстрота, которая в значительной мере влияет на качество игровой деятельности. Поэтому в настоящее время достижение вершин мирового футбола без качества быстроты невозможно, а решение проблемы совершенствования этого качества у взрослых футболистов является весьма актуальной.

Современный уровень тренировки и подготовки футболистов настолько высок, что дальнейшее повышение уровня развития быстроты связано с поиском новых эффективных средств, методов не только в период естественного её роста в юношеском возрасте, где закладывается фундамент роста результатов в футболе, но и на этапе высшего спортивного мастерства. Неадекватное построение тренировочного процесса в подготовительном периоде при развитии быстроты не позволяет многим спортсменам реализовать в конкретных соревнованиях уровень скоростно-силовой подготовленности.[3]

Анализ литературы показал, что человек представляет собой высокоорганизованную систему, обусловленную ритмическим характером биологических процессов, и его работоспособность периодически изменяется.

Эти периодические изменения работоспособности ярко выражены и имеют строго индивидуальный характер. В связи с этим, для качественного улучшения учебно-тренировочного процесса, направленного на совершенствование быстроты у взрослых футболистов, практика футбола нуждается в разработке методики, позволяющей осуществлять контроль за индивидуальными, периодическими изменениями состояния работоспособности организма спортсмена.

Вопрос индивидуальной готовности организма юного футболиста к работе по совершенствованию быстроты недостаточно исследован. Имеется в виду структура тренировочных нагрузок в подготовительном периоде с учетом готовности организма спортсмена, так как от оптимального соотношения и распределения тренировочных нагрузок во многом зависит качество подготовки современного футболиста.

Немаловажной является и проблема нормирования интенсивности тренировочных нагрузок в подготовительном периоде в зависимости от готовности организма к работе, так как чрезмерная интенсификация приводит к недовосстановлению организма и срыву адаптации.

При оценивании физического качества «быстрота» возникают определенные трудности. По логике вещей физическое качество «быстрота» нужно измерять в единицах скорости (м/с или рад/с).

14 стр., 6547 слов

Средства и методы развития быстроты

... упражнений и действий. Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений. Однако, при всем ... способности, но и иным путем — через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования те

Но достижение предельной скорости в любом движении зависит не от одного, а от нескольких факторов: от силы работающих мышц, от осевого момента инерции разгоняемого звена (совокупности звеньев) тела, от степени релаксации мышц-антагонистов, от координации работы мышц. К тому же из четырех так называемых элементарных проявлений физического качества «быстрота», по которым принято его оценивать, только одно (причем далеко не самое информативное) — предельная скорость свободного движения — измеряется в единицах скорости. Остальные три: «градиент силы» — в кгс/с, латентное время простой сенсомоторной реакции — в с, частота малоамплитудных возвратных движений — в Гц или разах/с. То есть физическое качество «быстрота» определяют косвенным путем. Естественно, проблема учета локализации физического качества не снимается.

Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

Основные формы проявления быстроты человека — время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») — быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»).

Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.

Быстрота — это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки.[7] В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах. Первая — быстрота двигательной реакции, выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек увидел препятствие, до начала движения ногой к педали тормоза. Вторая — быстрота движения, то есть скорость, с которой правая стопа переместится с педали акселератора на педаль тормоза и нажмет ее. Между этими формами нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений. И наоборот.

Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные ускорения в них — одно из самых важнейших качеств спортсмена такого, например, как футболист.

Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена.

Встречаются утверждения, что быстрота — качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.[7]

9 стр., 4161 слов

Влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности ...

... том, что развитие тревожности в младшем школьном возрасте зависит от определенной родительской установки и реакции. Методы исследования: 1. Теоретические методы: - анализ специальной литературы сравнение влияния родительских установок на проявление тревожности у детей младшего ...

Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Например, быстроту реакции футболиста в ответ на действие противника, быстроту движения со старта игрока на короткий отрезок. Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе.

Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег, работа на ключе радиопередатчика, исполнение трели на музыкальном инструменте и т.п. Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений; например, движений футболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции. Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений — пальцев и кисти в целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.

Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола какой-нибудь ногой).

Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.

Уровень развития быстроты, в конечном итоге, определяет успех в подавляющем большинстве видов спорта. Даже марафонец должен, возможно, быстрее пробежать свою дистанцию, сохраняя высокую «крейсерскую» скорость.

Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

1. Быстроту простой и сложной двигательной реакции.

2. Быстроту одиночного движения.

3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела или переключением с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления.

4. Частоту движений.

Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.

Быстрота двигательной реакции, как ответ на внезапно появляющийся сигнал определенным движением или действием, имеет большое значение для рукопашного боя. В условиях поединка может быть один или несколько одновременных или последовательных раздражителей (действий противника), поэтому и выделяют простую и сложную реакции (реакция на движущийся объект или реакция выбора соответственно).

В простой реакции выделяют два ее компонента:

1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации действия в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.

2. Моторный, за счет совершенствования, которого в основном и происходит сокращение времени реакции.

Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.

16 стр., 7830 слов

Курсоваяработа : «Влияние прыжковых упражнений на развитие ...

... их подготовки. Объект исследования: процесс развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста. Предмет исследования: прыжковые упражнения как средство развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста. Цель исследования: изучить процесс развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста при ...

При напряженной мышечной работе у хорошо тренированных людей наблюдается уменьшение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата (НМА); у менее тренированных — время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния НМА. После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов в связи с перевозбуждением ЦНС.

Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.

Вместе с тем, в быту, спорте и профессиональной деятельности, связанной с выполнением физических нагрузок, людям приходится сталкиваться и с другими формами проявления быстроты. Это, прежде всего, передвижения человека с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, единоборства и спортивные игры. Такие, комплексные, формы проявления быстроты, принято называть скоростными способностями человека. Для их эффективного проявления, кроме высоких характеристик нервных процессов, необходимы еще достаточный уровень скоростно-силовой подготовленности двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения, а также совершенство двигательных навыков выполняемых упражнений и действий.

Двигательная реакция — это ответ на внезапно появляющийся сигнал определёнными движениями или действиями. Время реагирования на сигнал измеряется интервалом между появлениями сигнала и началом ответного действия. Это время определяется:

  • быстротой возбуждения рецептора и посылки импульса в сенсорные центры;
  • быстротой переработки сигнала в ЦНС;
  • быстротой принятия решения о реагировании на сигнал;
  • быстротой посылки сигнала к началу действия;
  • быстротой развития возбуждения в исполнительном органе (мышцы).

Во многих случаях от спортсмена требуется не простое реагирование на сигнал, а оценка ситуации (спортивные игры, фехтование, сигнал стартера в лёгкой атлетике и т.д.), когда на один сигнал надо реагировать, а на другой нет. Это естественно увеличивает время реагирования сигнал. Различают время простой реакции (реагирование на одиночный сигнал) и время сложной реакции. Сложная, в свою очередь, подразделяется на реакцию выбора и реакцию на движущийся объект (РДО).

Скорость как предельная быстрота одиночного движения рассматривается только при расчлененном биохимическом анализе двигательного навыка.

Быстрота, как характеристика темпа движения представляет собой способность быстро чередовать сокращения и расслабления отдельных групп мышц, т.е осуществлять «включение — выключение».

Скоростные качества человека определяются, прежде всего, такими факторами как наследственность возраст, пол, состояние нервно — мышечного аппарата (механизм), времени суток и др.

Практически, конечно, наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания), а не те элементарные формы проявления быстроты, которые отмечены выше. Однако скорость в целостном сложно-координированном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, а длина шага, в свою очередь, от длины ног и силы отталкивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, и при детальном научном анализе именно элементарные формы проявления быстроты являются наиболее показательными.[24]

8 стр., 3783 слов

Быстрота и методика ее развития

... различных формах двигательной деятельности. В методике воспитания быстроты существует два направления: целостное воспитание быстроты в определенном движении и аналитическое совершенствование отдельных факторов, обуславливающих максимальную скорость движения. Для воспитания способности выполнять движения более быстро, для повышения ...

Во многих движениях, выполняемых с максимальными скоростями, различаются две фазы: фаза увеличения скорости (фаза «разгона»), фаза относительной стабилизации скорости. Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй — дистанционная скорость. Можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью и наоборот. В одних видах спорта главным является стартовое ускорение (баскетбол, теннис и др.), в других важна лишь дистанционная скорость (прыжки в длину и др.).

Скоростные способности человека вообще довольно специфичны.

Физиологические, биохимические и морфологические основы быстроты.

Латентное время реакции слагается из пяти составляющих: появление возбуждения в рецепторе, передача возбуждения в центральную нервную систему, переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала от центральной нервной системы к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности. Наибольшее время затрачивается на третью из названных фаз.

Движения, выполняемые с максимальной скоростью, отличаются по своим физиологическим характеристикам от более медленных. Наиболее существенное различие заключается в том, что при максимальной скорости затруднены сенсорные коррекции по ходу выполнения: рефлекторное кольцо не успевает сработать. С этим связана трудность выполнения достаточно точных движений на больших скоростях.

В очень быстрых и выполненных с высокой частотой движениях, например в спринтерском беге, мышцы работают лишь в крайних точках полной амплитуды движения. Какому-либо сегменту и сообщается кинетическая энергия, затем она гасится при участии мышц-антагонистов и сегменту придается ускорение в обратном правлении. При большой скорости движений активность мышц столько кратковременна, что мышца не успевает за этот период заметно укоротиться. Фактически мышцы работают в изометрическом режиме, и чем больше скорость, тем ближе к изометрическому режиму работы. Эффекторная импульсация центральной нервной системы в быстрых и частых движениях выражается в виде концентрированных «залпов» разрядов мотонейронов. Особую значимость приобретает распределение этих «залпов» во времени таким образом, чтобы произошло полное использование внутреннего напряжения мышц при по существу изометрических условиях.[20]

Принято считать, что быстрота, в особенности, если она выражается в максимальной частоте движений, зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т. е. от подвижности нервных процессов.

С биохимической точки зрения качество быстроты зависит от содержания АТФ, а мышцах и скорости ее расщепления под влиянием нервного импульса, а также от быстроты ресинтеза АТФ. Поскольку скоростные упражнения кратковременны, то ресинтез АТФ осуществляется в данном случае почти исключительно за счет анаэробных механизмов. В таких упражнениях, например, как бег на 100 и 200 м, доля анаэробных источников в энергетическом обеспечении деятельности» может превышать 90%. Такого рода работа приводит к образованию большого кислородного долга, оплата которого затягивается на несколько десятков минут.

21 стр., 10455 слов

Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе занятий ...

... контроля в процессе физкультурно-оздоровительных занятий 1 Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями Врачебно-педагогический контроль ... обследований с данными педагогических наблюдений; систематически вместе ... выполнения движений, а врач оценивает состояние занимающегося, его ... в возрасте, физическом развитии, уровне подготовленности не ...

Зависимости между особенностями телосложения и максимальными скоростными показателями человека нет.

1.2 СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ

Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.

Однако, при всем том, что все такие упражнения направлены на развитие быстроты, все-таки имеются существенные методические особенности развития различных ее форм.[19]

Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными — это и лёгкая атлетика, восточные единоборства, вольная борьба, все виды спортивных игр. В самостоятельных занятиях можно применять упражнения с партнёром и без него, групповые упражнения. При воспитании скоростных качеств, по мере роста спортивной квалификации, целесообразно обращать внимание на развитие мышечной силы и скоростно-силовых качеств, связанных с экономичностью движений. В тренировочном процессе развитие быстроты лучше тренировать первый или второй день после отдыха.

Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения).

Их можно разделить на три основные группы.[6]

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

  • а) быстроту реакции;
  • б) скорость выполнения отдельных движений;
  • в) улучшение частоты движений;
  • г) улучшение стартовой скорости;
  • д) скоростную выносливость;
  • е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

3. Упражнения сопряженного воздействия:

  • а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
  • б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).[11]

В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.[21]

Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.[26]

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.[6]

1.3 МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:

1 . Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.).

Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек.-5 мин. в зависимости от характера упражнений и состояния занимающегося).

Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота.

2. Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на ступни, перемещения с отягощением и т. п.

3. Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.

4. Игровой метод. Дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействия на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей.

5. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования. Стимулирует проявление предельных скоростных качеств и высокой волевой мобилизации. Метод можно применять в двух формах:

  • при групповом выполнении упражнения. После каждой команды выбывает последний;
  • выполнение упражнения в парах. Определяются победители пар и так до финала.

6. Одна из ведущих ролей в процессе воспитания быстроты движений принадлежит методу динамических усилий, который направлен на развитие способностей к проявлению большей силы в условиях быстрых движений (динамическая сила).

При его применении используют отягощения (от 10 до 15 кг) в сочетании с упражнениями, которые по своей структуре — соответствуют основному спортивному навыку. Это позволяет одновременно совершенствовать спортивную технику и развивать необходимое для избранного вида спорта физическое качество. Иногда носит название метод сопряжённых воздействий.[17]

Для предупреждения возникновения «скоростного барьера» при воспитании быстроты рекомендуется систематически чередовать методы, сочетая их в рамках одного занятия. Например, упражнение в затруднительных условиях — 3:4 ускорения в гору, по лестнице, на опилках; повторный бег с около предельной скоростью; кратковременные ускорения в облегченных условия под гору и т.д.[2]

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ

Развитие быстроты зависит от лабильности нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническими приемами.[22]

Наиболее успешно быстрота развивается в школьном возрасте. Быстрота движений в определенной степени зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Если мышца предварительно оптимально растянута, то она сокращается быстрее и с большей силой. Поэтому необходимо обращать особое внимание на улучшение эластичности мышц. Большое значение также имеет подвижность в суставах и способность мышц-онтогонистов к растягиванию.

Не менее важно и умение расслабляться, выполнять движение без излишнего напряжения, но с максимальными усилиями.

Таким образом, для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения: развивающие быстроту ответной реакции; способствующие возможно более быстрому выполнению движений; облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.

Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этого используются повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения до максимальной. Очень полезны упражнения в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и т. п.

Для развития быстроты рекомендуется соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.

Упражнения, способствующие развитию быстроты, не следует выполнять в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их рекомендуется включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое.

Используя упражнения с отягощениями, направленные в основном на развитие силы, нельзя забывать о быстроте их выполнения, иначе может снизиться быстрота движения.[25]

Для развития скоростных Способностей используют упражнения, которые должны соответствовать, по меньшей мере, трем основным критериям:

  • возможности выполнения с максимальной скоростью;
  • освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения;

— во время тренировки не должно происходить снижение скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае начинается работа над развитием выносливости.[2]

При выполнении серии движений с максимальной частотой какому-либо сегменту тела вначале сообщается кинетическая энергия, которая затем гасится с помощью мышц-антагонистов, и этому же сегменту придается обратное ускорение, и т.д. В связи с этим, с ростом частоты движений активность мышц может стать настолько кратковременной, что мышцы не успевают за такие малые промежутки времени полностью сокращаться и расслабляться. Работа мышц при этом приближается к изометрическому режиму. Поэтому в ходе тренировки необходимо работать не только над быстротой сокращения работающих мышц, но и над быстротой их расслабления. Высококвалифицированные спортсмены как раз и отличаются способностью к сокращению времени произвольного расслабления работающих мышц в движениях с предельной частотой. Добиться этого можно путем постоянного контроля за быстрым расслаблением работающих мышц в скоростных движениях, а также тренировкой самой способности релаксации мышц, в том числе и аутотренингом.

При решении задач изучения и совершенствования техники скоростных движений необходимо учитывать и возникающие при этом трудности сенсорной коррекции при их выполнении.[19]

Для решения этой задачи рекомендуется соблюдать два правила:

1. Изучение необходимо проводить на скорости, близкой к максимальной (как говорят, в 9/10 силы), для того, чтобы биодинамическая структура движений по возможности не отличалась при их выполнении на предельной скорости и чтобы был возможен контроль над техникой движений, такие скорости называются контролируемыми).

2. Необходимо варьирование скоростью выполнения упражнения от предельной до субмаксимальной.

Важным условием повышения эффективности и экономичности серий скоростных движений в рукопашном бою выступает возможность использования энергии рекуперации эластических структур мышц и связок, т.е. способности накапливать энергию их упругой деформации в подготовительных фазах и реализация этой энергии в рабочих фазах движений. Вклад такой «неметаболической» энергии в общем объеме энерготрат увеличивается с повышением скорости движений. Поэтому необходимо повышенное внимание к развитию гибкости и улучшению эластичности мышц, обеспечивающих основные действия на соревнованиях, и целенаправленное совершенствование способности к рекуперации энергии.

В самостоятельных тренировках, направленных на развитие быстроты, рекомендуется применять аналитический метод, основанный на относительно избирательном совершенствовании отдельных ее форм. Следует лишь помнить, что работу над совершенствованием быстроты и скорости движений нельзя проводить в состоянии физического, эмоционального или сенсорного утомления. Обычно такая тренировка сочетается с работой технической или скоростно-силовой направленности, а в некоторых случаях и с развитием отдельных компонентов скоростной выносливости.

Для развития быстроты простой реакции используют повторное, максимально быстрое выполнение тренируемых движений или упражнений по сигналу. В самостоятельных занятиях сигналом может быть звук брошенного предмета, магнитофонная запись и др. Большую пользу принесут упражнения в облегченных условиях. К упражнениям такого рода можно отнести выполнение стартов под команду (сигнал) под уклон до 15 градусов или с помощью резинового амортизатора. Например: бег со старта на 10-15 метров по 4-6 повторений 2-3 серии. Необходимо помнить, что продолжительность упражнений для решения данной задачи не должна превышать 4-5 секунд.

Выполнение большинства технических приемов во многих видах спорта немыслимо без развития такого качества, как быстрота. Для его развития рекомендуются упражнения, в которых необходимо выполнять обусловленное движение на определенный сигнал. Чаще используется зрительный сигнал. При этом условия выполнения движений постепенно осложняются. Например, для развития быстроты реагирования на сигнал стартера в беге на короткие дистанции вначале следует выполнять движения только руками, расположенными на повышенной опоре, затем постепенно снижать опору, упражняться в быстром реагировании движениями ног из более выпрямленного положения, постепенно увеличивая угол сгибания ног, и таким образом прийти к обычному положению на старте.[12]

Внимание занимающихся должно быть сосредоточено на движениях, которые следует выполнять, а не на ожидаемом сигнале. Для улучшения быстроты реагирования целесообразно предварительно слегка напрячь мышцы тех частей тела, которыми предстоит сделать движение. Полезно изменять паузу между ожидаемым сигналом и его подачей, а также изменять силу сигнала.

Быстроту реакции на движущийся объект (в видах спорта типа единоборств, спортивных играх) прежде следует развить в упрощенных условиях, а затем постепенно осложнять ситуации. Одним из средств для развития быстроты реакции в спортивных играх может быть игра с малыми мячами вместо мячей обычного размера.[10]

Специальные упражнения для развития быстроты состоят из различных возможно быстрых движений. Важно знать, что приобретенная быстрота в движениях, несходных по двигательной структуре, не переносится на другое упражнение. В движениях, координационно сходных, дело обстоит по-другому. Так, например, быстрота, приобретенная в спринтерском беге, переносится на движения отталкивания в прыжках и на выпрямление ног в метаниях. Вот почему наиболее эффективны специальные упражнения для развития качества быстроты, максимально приближенные к элементам избранного вида спорта. Выполнять упражнения в целостном виде нужно повторно, с такой быстротой или скоростью перемещения, которая близка к установившемуся пределу в данное время, и еще быстрее в облегченных условиях, а также возможно быстрее в затрудненных условиях.[8]

Для развития быстроты движений используются также физические упражнения, в которых это качество проявляется в наибольшей мере, например бег на короткие дистанции, ряд подвижных и спортивных игр, метание облегченных снарядов, отдельные детали спортивных упражнений, выполняемых в высоком темпе или импульсивно, резко.[6]

Приведем ряд примерных упражнений для развития быстроты:

Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу.

Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная).

Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками.

Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления

движения и резкими остановками способствуют развитию быстроты перемещения.

Имитационные упражнения с акцентированно быстрым выполнением какого-то отдельного движения.

Быстрые перемещения, характерные для волейбола,

баскетбола и др., с последующей имитацией или выполнением технического приема.

Различные сочетания имитационных упражнений, выполняемых в разной последовательности, способствует развитию такого вида быстроты, как быстрота переключения с одних действий на другие.

При выполнении имитационных упражнений в сочетании с упражнениями, направленными на развитие быстроты перемещений, следует учитывать специфику конкретного вида спорта. Имитируемые технические приемы должны учитывать закономерности перемещений на поле (площадке, ринге и т.д.).

Например, в волейболе после перемещения к сетке должен следовать нападающий удар и т.д.

Для развития всех форм быстроты необходимо руководствоваться следующими положениями:

Если основная задача занятия развитие быстроты, то ее следует решить непосредственно после разминки.

Одновременно с развитием быстроты необходимо упражняться в совершенствовании техники избранного вида спорта.

Развивать способность к произвольному (сознательному) расслаблению мышц.[15]

Начинать развитие быстроты следует с выполнения упражнений равномерным методом, со средней интенсивностью: как только развивается способность контроля за движениями, применять метод переменных и повторно-переменных упражнений; наибольшая скорость (интенсивность) движений на этой стадии — 80-85 % от максимальных возможностей.

В процессе упражнений в циклических видах спорта нагрузку на организм следует регулировать по показателям частоты дыхания и пульса, а также руководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых попыток и сохранять правильную координацию движений; перерывы для отдыха между отдельными повторениями должны быть такой длительности, чтобы частота дыхания приближалась к норме и вместе с тем не прошло возбуждение от предыдущего упражнения. Длительность перерыва для отдыха от одного повторения к другому на протяжении одного занятия должна постепенно увеличиваться.[14]

На протяжении ряда лет тренировки, особенно юных спортсменов, уровень быстроты движений должен повышаться. Однако наблюдаются многочисленные случаи стабилизации этого качества на достигнутом уровне, что, надо думать, происходит из-за не предъявления в процессе тренировки новых, более высоких, требований к организму спортсмена, к его физическим и волевым качествам. Кроме того, вследствие множества повторений одного и того же действия с максимальной быстротой создается автоматизация движений, основанная на образовании и закреплении определенной системы нервных процессов. Это стабилизирует быстроту отталкивания, рывка, частоту движений спортсмена, препятствуя росту скорости даже тогда, когда уровень развития физических и волевых качеств повышается. Так создается «скоростной барьер», приостанавливающий прогресс в спортивных результатах. Чтобы избежать этого, следует начинать специализацию подростков и юношей в видах спорта, в которых преимущественно, проявляется быстрота (в частности, в беге на короткие дистанции), после того, как достигнут достаточно высокий уровень общей физической подготовленности путем занятий такими видами спорта, в которых движения выполняются в варьируемых условиях (например, занятий баскетболом, регби).[27]

Чтобы преодолеть скоростной барьер, необходимо применить такие средства, методы и условия, которые помогли бы спортсмену не только повысить предельную быстроту, но и в многократных повторениях закрепить ее на новом уровне. В принципе все упражнения и методы, используемые для развития быстроты и частоты движений с проявлением максимальных усилий, могут быть применены для преодоления скоростного барьера. Однако этому должна предшествовать специальная физическая подготовка, направленная на укрепление мускулатуры, подвижности суставов, на повышение выносливости.[23]

Известно, что потенциальные возможности нервно-мышечной системы в быстроте движений значительно выше, чем принято считать. Свидетельство этому — выполнение в облегченных условиях движений с большой быстротой в условиях, способствующих увеличению темпа и импульсивности (например, бег по наклонной дорожке, плавание за лидером, метание облегченных снарядов, уменьшение размеров площадки в спортивных играх и др.).

Но когда речь идет о максимальной быстроте движений в обычных условиях, то спортсмену чрезвычайно трудно перейти на новый, более высокий, ее уровень. Для этого нужны новые, более сильные, раздражители, которые вызвали бы и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей. Чтобы «развить» скоростной барьер, полезно также сделать большой перерыв в тренировке в избранном виде спорта, используя это время для занятий другими физическими упражнениями.

Естественно, что тренеров и спортсменов интересует проблема достижения стабильного уровня сверхбыстроты. Если после нескольких успешных попыток преодоления скоростного барьера в облегченных условиях спортсмен может сделать то же в обычных условиях, то достижение стабильности зависит лишь от числа повторений сверхбыстрых движений. Многократное повторение, в конце концов, приведет к образованию нужного двигательного навыка, устойчивого и в обычных условиях.[16]

Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон. В старшем и пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых к организму, упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожно и ограниченно.[2]

2.1 КОМПЛЕКСНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Для воспитания быстроты движений используются скоростные упражнения. Продолжительность одного повторения скоростного упражнения колеблется в зависимости от пола, возраста, подготовленности и конкретных задач — от 2-3 до 10-12 с. Длину дистанции выбирают такой, чтобы интенсивность работы сохранялась максимальной до конца попытки. Количество повторений не более 5-6. [18]

Интервалы отдыха между попытками от 1 до 2-3 мин. Чтобы поддержать возбудимость центральной нервной системы на достаточно высоком уровне, паузы между повторениями заполняют упражнениями малой интенсивности, при выполнении которых функционируют те же мышечные группы, что и в основном упражнении. Например, если занимающиеся совершают серию рывков с мячом, то к месту старта они возвращаются медленным бегом или спокойной ходьбой, ведя мяч или жонглируя им.[4]

Чтобы предотвратить образование так называемого «скоростного барьера», заключающегося в стабилизации скорости и частоты движений, в занятия включают разнообразные игровые средства, постоянно их варьируя. В этом одна из причин широкого использования при воспитании быстроты подвижных игр и эстафет, в процессе которых ученики приспосабливаются к нестандартным условиям: передвигаются самыми неожиданными способами, моментально реагируют на смену обстановки.[9]

Контрольные упражнения для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции максимальной быстроты движений в разных. [13]

Упражнения на развитие быстроты:

1. Бег со старта из различных положений, в том числе из положения сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону (относительно направления движения).

Дозировка: [5-6 раз по 10-15 метров с интервалом в 1,0-1,5 минуты] х 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха. Эти упражнения рекомендуется выполнять по сигналу, в группе или самостоятельно, но, желательно, с контролем времени.

2. Бег с максимальной скоростью на 30-60 метров. Дозировка: 3-5 раз х 1серии. Отдых до полного восстановления дыхания.

3. Бег с предельной скоростью с «ходу»: 10-30 метров с 30-метрового разбега. Выполнять, как и предыдущее упражнение.

4. Быстрый бег под уклон (до 15 градусов) с установкой на достижение максимальной скорости и частоты движений на дистанции 10-30 метров с 30-метрового разбега. Дозировка: 3-5 раз х 1-2 серии.

5. Быстрый бег в парке или в лесу с уклонами и уходами от встречных веток кустов и деревьев. Дозировка: быстрый бег до 10 секунд с последующей ходьбой 1-2 минуты. Всего выполнить 3-4 серии. Обратить внимание на меры безопасности.[1]

2.2 ПЛАН ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Части УТЗ

Используемые тренировочные средства с кратким описанием

Время (мин)

Методические указания, используемый инвентарь

П. Ч.

1

033.

20

5

Теор. сведения о приеме мяча и ударам средней частью подъема. Отметить разницу между ударами по катящемуся мячу и встречному мячу.

2

Комплекс беговых, прыжковых ОРУ.Полоса препятствий.

Скамейка:

  • лежа на животе, движение за счет рук;
  • упор о скамейку, сидя сзади, движение, перебирая руками и ногами;
  • упор лежа о скамейку;
  • движение в этом положении, перебирая руками и ногами;
  • прыжки, скамейка между ног.

Маты: кувырки вперед

15

Включая равномерный бег — 3 мин, с напрыгиванием с ноги на ногу, скрестный шаг, “олений бег”.1 свисток — обычный бег;

2 свистка — бег спиной вперед;

3 свистка — бег приставными шагами;

  • длинный свисток — бег в обратном направлении.

ОРУ в движении. Полоса препятствий.

Порядок движения и выполнения упражнений выбирает направляющий, который меняется через 1 мин. Выполняется в медленном темпе, прыжковые упражнения и “змейка” — на максимальной скорости.

О.Ч.

1

Упражнения по обучению ударам средней частью подъема после приема мяча и ударам по встречному мячу.

А. Прием мяча подошвой, бедром с последующим ударом внутренней или средней частью подъема.

Тренер выбирают по три игрока, которые выполняют упражнение на оценку.

Б. Обучение удару средней и внутренней частями подъема по встречному мячу и после приема

60

15

15

15

Группа разбивается на 2 команды и в данных составах действует на протяжении занятия.

Каждый имеет по мячу. Подброс вверх-вперед (высота подброса 2 м), прием подошвой, подработка, удар 5-7 м в стенку или любые ворота. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов (получает 1 мяч в заключительном игровом упражнении).

Задача: забить мяч в ворота 3 x 2 м. Выполнение. Первое упражнение: слалом с максимальной частотой 5 м, прием мяча любой частью тела, подработка, удар по воротам. Второе упражнение: слалом 10 м, удар сильной ногой по встречному мячу. При хорошем выполнении задания слалом можно заменить (добавить) кувырком вперед или прыжковыми упражнениями: “олений бег”, со скамейкой (скамейка между ног, отталкивание двумя ногами).

Удар по воротам: 1 г.о. 3-4 касанием с 7-8 м; 2 г.о, 3 касания с 10 м. Последние 4 попытки в каждом упражнении на максимальной скорости. Всего 14-15 ударов. Выигрывает команда, забившая больше голов (получает 2 призовых мяча в заключительном игровом упражнении).

2

З.Ч.

1

2

Упражнение по закреплению полученных навыков и формированию индивидуальной ТТП.

Удар по воротам после ведения и приема мяча.Подведение итогов занятия.

15

10

7

3

Игра проводится 3-4 мячами (6:6 — 2 мяча, 7:7 — 3 мяча).

Задача: забить мяч из-за “штрафной” (линия в 5 м от ворот) любым способом. Вместо вбрасывания с аута игрок может выполнить удар с боковой линии по неподвижному мячу. Размеры поля 30 x 25 м. Расстояние между воротами 5 м. Ворота 1,5 x 0,7 м (или хоккейные).

Выигрывает команда, забившая больше мячей, с учетом результатов предыдущих упражнений.

Проигравшие, в зависимости от счета игры, выполняют физические упражнения и помогают тренеру в сборе инвентаря.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Быстрота — это способность человека в определённых специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на тот или иной раздражитель, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требующих больших энергозатрат.

Физиологический механизм проявления быстроты представляется как многофункциональное свойство, зависящее от состояния нервной системы (ЦНС) и её двигательной сферы периферического нервно-мышечного аппарата (НМА).

Показатель, характеризующий быстроту (быстродействие) как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции (реагирование на сигнал) и частотой одинаковых движений в единицу времени называется темпом.

Различают несколько элементарных и комплексных форм проявления быстроты:

  • ~ Быстрота простой и сложной двигательной реакции;
  • ~ Быстрота одиночного движения (темп движения);
  • ~ Быстрота сложного (многоуровневого движения связанного с изменением положения тела, например в баскетболе, плавании, беге и т.д.);
  • ~ Частота не нагруженных движений.

Эти формы относительно независимы и слабо связаны с уровнем физической подготовленности. С возрастом элементарные и комплексные формы проявления быстроты претерпевают существенные изменения, которые необходимо учитывать при её развитии в процессе многолетней тренировки.

Показатели скорости в естественных условиях зависят от развиваемого ускорения, а оно определяется силой мышц, и через нee массой тела, или его звеньев, длиной рычага, общей длиной тела и т.д.

Двигательная реакция — это ответ на внезапно появляющийся сигнал определёнными движениями или действиями. Время реагирования на сигнал измеряется интервалом между появлениями сигнала и началом ответного действия. Это время определяется:

  • ~ быстротой возбуждения рецептора и посылки импульса в сенсорные центры;
  • ~ быстротой переработки сигнала в ЦНС;
  • ~ быстротой принятия решения о реагировании на сигнал;
  • ~ быстротой посылки сигнала к началу действия;
  • ~ быстротой развития возбуждения в исполнительном органе (мышцы).

Во многих случаях от спортсмена требуется не простое реагирование на сигнал, а оценка ситуации (спортивные игры, фехтование, сигнал стартера в лёгкой атлетике и т.д.), когда на один сигнал надо реагировать а на другой нет. Это естественно увеличивает время реагирования сигнал. Различают время простой реакции (реагирование на одиночный сигнал) и время сложной реакции. Сложная, в свою очередь, подразделяется на реакцию выбора и реакцию на движущийся объект (РДО).

Скорость как предельная быстрота одиночного движения рассматривается только при расчлененном биохимическом анализе двигательного навыка.

Быстрота. как характеристика темпа движения представляет собой способность быстро чередовать сокращения и расслабления отдельных групп мышц, т.е осуществлять «включение — выключение».

Скоростные качества человека определяются, прежде всего такими факторами как наследственность возраст, пол, состояние нервно — мышечного аппарата (механизм), времени суток и др.

Быстрота решающий фактор во многих видах спорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/vospitanie-fizicheskogo-kachestva-byistrota-v-futbole/

1. Е.Е. Аракелян, В.П. Филин, А.В. Коробов, А.В. Левченко — Бег на короткие дистанции (спринт).

— М.: Инфра-М.: 2002, 233 с.

2. Теория и методика физической культуры — Ю.Ф.Курамшин. 2003, 169 с.

3. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика / Г.В. Монаков. — М.: Советский спорт, 2005, 238 с.

4. Ермолов Ю.В. Исследование структуры тренировочных микроциклов, направленных на развитие скоростных качеств у юных футболистов 12-13 лет / Ю.В. Ермолов, Г.С. Лалаков. 2006, 39 с.

5. Адамбеков К.И. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке юных футболистов в условиях ДЮСШ. — М.: Физкультура и спорт, 2000,78 с.

6. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский цент «Академия», 2003,56 с.

7. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: В 3 т. — М.: ФиС, 2001,124с.

8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 2006, 330 с.

9. Голомазов, С.В. Футбол: Теоретические основы и методика контроля технического мастерства / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. — М.: СпортАкадемПресс, 2000.

10. Гриндлер К. Техническая и тактическая подготовка футболистов / Пер. с нем. В.П. Котелкина. — М.: Физкультура и спорт, 2005, 252 с.