ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Курсовая работа
Содержание скрыть

В настоящее время возникла потребность в новых методах диагностики и коррекции воображения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) как в условиях образовательных учреждениях, так и в семье. Это связано с тем, что самой большой детской группой с нарушениями в развитии является группа детей с ЗПР, которая увеличивается из года в год. Обучением таких детей занимаются не только в специализированных образовательных учреждениях, но и в общеобразовательных школах, в так называемых специальных (коррекционных) классах VII вида для детей с ЗПР. При этом фиксируется проблема организации учебно-воспитательного процесса для таких детей в условиях массовой школы.

Младшие школьники с задержкой психического развития представляют дети с особым типом психического развития, а также со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы и признаками ее функциональной незрелости, отмечается высокая степень риска заболеваемости различных органов и систем организма. Эти дети нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания.

В большинстве исследований занимались следующие ученые: С.Г. Шевченко, В.В. Ковалев, У.В. Ульенкова, В.Г. Алямовская, А.О. Дробинская, Т.А. Стрекалова и др. Отмечается, что у таких детей недостаточно сформированы сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к различным видам деятельности. Однако, следует заметить, что в психолого-педагогической литературе недостаточно освещены вопросы творческой деятельности, в частности воображения.

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления из прошлого опыта. Воображение позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, то есть действительность отражается в новых, неожиданных сочетаниях и связях [1].

Воображение ребенка должно формироваться ещё в дошкольном возрасте, так как школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается неготовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить [15].

16 стр., 7578 слов

Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой ...

... коррекции эмоциональных проявлений страхов у детей с задержкой психического развития. Предметом исследования выступает факторы и условия, влияющие на использование рисуночного метода для коррекции страхов детей с задержкой психического ... с событием, которое уже вызывает реакцию страха. 3. Мышление и воображение. Страхи могут являться результатом детского воображения, особенно когда в него включаются ...

По мнению Л.С. Выгодского, необходимым условием для успешной игровой деятельности ребенка является создание мнимой или воображаемой ситуации, которая имеет место при расхождении наглядного и смыслового полей.

Таким образом, проблема исследования развития воображения и его классификации у детей первого класса с задержкой психического развития относится к числу актуальных теоретических и практических значимых.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:, Задачи исследования:

изучить имеющиеся в психолого-педагогической литературе исследования по вопросу развития воображения у младших школьников с ЗПР;

  • изучить уровень развития воображения у младшего школьника с ЗПР;

— разработать рекомендации для родителей и учителей по развитию воображения у младших школьников с ЗПР.

Методологическую основу исследования составляют, Теоретическую базу:, База исследования:, Практическая значимость исследования:

I .Теоретические аспекты развития воображения

1.1. Исследование проблемы развития воображения в зарубежной и отечественной литературе

Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое [11].

Воображение порождает что-то новое, изменяя, преобразуя то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. В научной литературе существует много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения. С.Л.Рубинштейн пишет: «Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».[3]

Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением». [1]

Согласно Е.И.Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление». [17]

А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений». [6]

Как видно из определений, существенным признаком, многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. Над ее изучением работали отечественные и западные исследователи такие, как И. Д. Ивич, Дж. Гилфордом, В.Т.Кудрявцева, А. Петровский и др.

27 стр., 13432 слов

Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка

... затормозил развитие науки в своей области. Современная зарубежная психология детского мышления буквально блокирована идеями Пиаже. Множество исследований касается уточнения эмпирических фактов, и почти нет работ, посвященных анализу его теории. ...

Этот процесс чрезвычайно сложен, и о настоящем удостоверяет тот факт, что и до сих пор нет его удовлетворительного определения. Г. Эрдман понимал под воображением или фантазией умов процесс создания образов и воспринятых предметов. Однако применено им толкование понятий «предмет» и «изображение» не позволяет подвести к нему отношения вещей и их понимания, которые являются важными для воображения. [4]

Определение воображения и выявление специфики его развития — одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А. Я. Дудецкого, существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А. В. Брушлинский справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне — во всяком случае в современной науке.[8]

В современной психологии наиболее распространенными являются описательные определения. Чаще всего воображением называют процесс создания человеком на основе ее предыдущего опыта образов объектов, которых она непосредственно не воспринимала и не воспринимает. Или: воображение — это необходим элемент творческой деятельности человека, который выражается в построении образов продуктов труда, а также обеспечивает создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Первое из определений является более четким и более лаконичным.

В зарубежной психологии существует несколько точек зрения на воображение и его стороны. Концепция одних идеалистов сводится к тому, что утверждается полная спонтанность воображения, независимость от действительности. Такой взгляд является принципиально не верным. В действительности воображение человека связано с объективной действительностью и направленно на ее отображение.

Для «старой» психологии, в которой чаще всего все виды психической деятельности человека рассматривались, как известные ассоциативные комбинации прежде накопленных впечатлений проблема воображения была неразрешимой загадкой. Иначе говоря, привнесение, нового, в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением. Следовательно, для ассоциативной психологии, которая рассматривала всякую деятельность как комбинирование уже бывших в сознании элементов и образов, воображение должно было быть неразрешимой загадкой. [9]

Возникновение новых творческих образов ассоциативная психология объясняла случайными своеобразными комбинациями элементов. При творческом воображении появляются новые комбинации из этих элементов, которые сами не являются новыми. Это основной закон воображения с точки зрения старой психологии, выразителями которой были В. Вундт и Т. Рибо, говорившие, что воображение способно создавать многочисленные новые комбинации прежних элементов, но не способно создать ни одного нового элемента. [19]

8 стр., 3625 слов

Человек как жертва процесса социализации

... из типичных был В словарях фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рассмотреть, в каких условиях он ... которой определяется рядом параметров конкре Воспитание в семье как более или менее осмысленное действие осуществляется, главным образом, по отношению к детям. Но предпринимают попытки воспитывать ...

Продукты творческого воображения формируются из элементов того опыта, который человек приобрел или позаимствовал в других. Новизна их заключается не в элементах, а в видоизменении этих элементов и их соединений. Характерным для творческого воображения является самостоятельный образ материала, специальный свой анализ, усовершенствование образа в процессе деятельности. Этот вид воображения является важнейшей составной частью творческой деятельности человека.[2]

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.[10]

1.2. Воображение как познавательный процесс

Сознание человека не только отражает окружающий мир, но и творит его, а творческая деятельность невозможна без воображения. Идеальное преобразование имеющихся у человека представлений совершается в воображении. Представления о том, чего никогда не было в его опыте, либо о том, что будет создано в более или менее отдаленном будущем, называются, представлениями воображения (или фантазии).

Представления воображения бывают четырех видов:

1) то, что реально существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал (ледокол, Эйфелева башня);

2) представления исторического прошлого ( боярин, Петр I, Чапаев);

3) представления того, что будет в будущем (авиамодели, дома, одежда);

4) представления того, чего никогда не было в действительности (сказочные образы, единороги).

Подобные образы строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляют в мозг ощущения и восприятия. Из «ничего» воображение творить не может: человек, глухой от рождения, не в состоянии представить себе трели соловья, так же, как слепорожденный никогда не воссоздаст в воображении красную розу.

Но воображение не сводится только к воспроизведению представлений памяти и их механическому соединению. В процессе воображения представления памяти перерабатываются таким образом, что в результате создаются новые представления.

Воображение − это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, своеобразная форма отражения человеком реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.[6]

Физиологической основой воображения следует считать оживление в мозгу человека ранее образованных временных нервных связей и их преобразование в новые сочетания. Данные сочетания могут возникать по разным причинам: иногда бессознательно, как следствие самопроизвольного усиления возбуждения в определенных центрах коры головного мозга. Это происходит под влиянием случайных раздражителей, действующих на эти центры в момент ослабления регулирующего контроля со стороны высших отделов коры (например, сновидения); чаще — в результате сознательных усилий человека, направленных на создание нового образа.

3 стр., 1170 слов

Представление в психологии

... представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием челов ека и играют большую роль в его профессиональной деятельности. Основные характеристики представлений Представления ... 3.3) На основе воображения. Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества ...

Воображение выполняет несколько важных функций в психической жизни человека. В первую очередь это познавательная функция. Как познавательный процесс воображение возникает в проблемной ситуации, в которой степень неопределенности, дефицит информации весьма значительны. При этом воображение является основой гипотез, заполняющих белые пятна в научных системах. Воображение ближе к чувственному познанию, чем к мышлению, и отличается от него предположительностью, неточностью, образностью и эмоциональностью.

Поскольку не все свои потребности человек может удовлетворить материально, второй функцией воображения − мотивация, т. е. человек, может удовлетворить свои потребности в мечтах, сновидениях, мифах, сказках.

У детей воображение выполняет аффективно-защитную функцию, так как охраняет неустойчивую психику ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и душевных травм. Механизм этой защиты таков: через воображаемые ситуации у ребенка происходят разрядка возникшего напряжения и символическое разрешение конфликта, который бывает трудно снять практическими действиями.

Значение воображения в жизни человека очень велико: оно органически связано с другими психическими явлениями. Емко и образно оценил значение воображения французский философ Д. Дидро: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение — это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей…» [ 20] .

Труд в любой области невозможен без участия воображения. Учителю, психологу, воспитателю развитое воображение крайне необходимо: проектируя личность ученика, следует четко представлять себе, какие качества требуется сформировать или воспитать у ребенка. Одной из общих черт выдающихся педагогов прошлого и настоящего является оптимистическое прогнозирование — способность предвидеть, предвосхищать педагогическую действительность с верой в возможности и способности каждого воспитанника.

Виды воображения. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное.

Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.

Пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Это воображение без заранее поставленной цели, без специального намерения, без усилий воли со стороны человека. При этом образы создаются как бы сами собой. Одним из видов непреднамеренного пассивного воображения являются сновидения, которые обычно возникают при «быстром» сне, когда в одних участках коры ослабевает торможение и возникает частичное возбуждение. И.П. Павлов рассматривал физиологическую основу сновидений как нервные следы «прежних раздражений», связывающихся самым неожиданным образом, а И.М. Сеченов считал сновидения «небывалой комбинацией уже бывалых впечатлений».

8 стр., 3821 слов

Психические свойства человека

... эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т.е. на основе каких-либо определенных задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет ...

Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее и творческое воображение.

Репродуктивное воображение имеет огромное значение в психическом развитии человека: давая возможность по чужому рассказу или описанию представить себе то, чего он никогда не видел, оно выводит человека за рамки узкого личного опыта и делает его сознание живым и конкретным. Ярче всего развертывается деятельность воображения при чтении художественной литературы.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой частью любого творчества (научного, технического, художественного): открытия новых закономерностей в науке, конструирования новых машин и механизмов, выведения новых сортов растений, пород животных, создания произведений искусства, литературы.

Типы воображения.

Советским психологом О. И. Никифоровой отмечено, что воссоздающее воображение у различных людей развито не в одинаковой степени (различие в обучении, жизненном опыте, индивидуальных особенностях).

Ею выделено четыре типа воссоздающего воображения.

Первый — наиболее слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме.

Второй — у испытуемых могут возникать представления, но они в той или иной мере не соответствуют тексту. Сложный процесс воссоздания художественного образа подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания.

Третий — в этих случаях отмечалось, прежде всего, стремление точнее представить себе образ пейзажа по его описанию. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.

Четвертый — полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное подчинение образных процессов глубокому и точному анализу текста.

Функции воображения:

1.Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими.

2. Регулирование эмоциональных состояний.

3. Формирование внутреннего плана действий.

4. Планирование и программирование деятельности.

5. Управление психофизическим состоянием организма (например , в аутотренинге) [12].

Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет корректировать картины прошлого. Способность человека предвидеть и переживать воображаемые этические ситуации – основа его нравственного поведения. Воображение помогает человеку осуществлять знаковое овладение миром, лежит в основе идеального отражения действительности [8].

Считается, что воображение можно развить в рамках пределов, связанных с генотипическими обусловленными возможностями человека. Развитие воображения предусматривает его совершенствование по следующим признакам: по разнообразию процессов воображения, по оригинальности образов воображения, оцениваемой другими людьми, по уровню детализации построения образов воображения, проявляющеся в их мысленной интерпретации другими людьми, по эмоциональности реакций других людей на продукты воображения данного индивида [13].

Философы, педагоги, ученые занимались изучением проблемы воображения, такие, как П.А. Флоренский, Леонардо да Винчи, Ф. Бэкон, М. Монтель, В.Вундт, Ж. Пиаже, К. Маркс, А. Валлон, Д.Б. Эльконин, О.М.Дьяченко, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И. Кант, Гегель, А. Р. Лурия, М.И. Лисина и многие другие. Каждый изучая воображение приходил к своим теориям и умозаключениям. Например философ, П. А. Флоренский, приходит к выводу, что «память», «мышление», «творчество», «воображение», «фантазия» являются именами одной и той же способности человека. В свою очередь А. Селли и Ф. Кейра считали, что память, воспроизводит когда-то воспринятые образы и является, по словам учёных, «лишь одним из видов воображения». И не редко можно встретить взаимно опровергающие мысли, но еще чаще схожие по своему замыслу теории.

В отечественной и зарубежной психологии к общему определению воображения ученые не пришли. Но, что воображение способствует познанию мира и является своеобразным познавательным процессом, прочитывается в работах каждого.

Таким образом, воображение занимает важное место в структуре психической деятельности ребенка. Включается в когнитивный эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты; является неотъемлемой частью учебной и других видов деятельности, социального взаимодействия и познания младших школьников: участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и психических состояний ребенка, влияет на характер протекания эмоциональных и волевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирование и программирование различных видов деятельности.

В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов. Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе к более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию.

Отличительной особенностью воображения младшего школьника является также его опора на конкретные предметы, без которых им сложно создавать образы воображения. Точно так же при чтении и рассказывании младший школьник опирается на изображение, на конкретный образ. Без этого ученики затрудняются вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. В начале младшего школьного возраста воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место начинает выступать слово.

В следующей главе мы рассмотрим развитие воображения у младших школьников с задержкой психического развития. В следующей главе мы рассмотрим вопросы об особенностях развития воображения.

II .Развитие воображения у младших школьников с задержкой психического развития

2.1Особенности психического развития у детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) − особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызван различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС).

Как правило, задержка психического развития выявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с необходимостью запоминать много информации, выстраивать логические цепочки и концентрироваться на каком-то одном занятии. Это вызвано в основном медленным созреванием центральной нервной системы, поэтому при своевременной коррекции дети с ЗПР догоняют своих сверстников и могут учиться в обычной школе.

Ребята с ЗПР обычно очень активны в начале обучения. Могут работать вместе с классом, но быстро устают, и их познавательная активность резко снижается. Они начинают вертеться, отвлекаются, поэтому у них возникают серьезные пробелы в знаниях.

Психическое развитие этой категории детей отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Особенности клинико-психологической картины органического инфантилизма в значительной мере связанны с преобладающим фоном настроения. У детей, прибывающих в эйфории или с приподнятым настроением, преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. На уроках эти дети непоседливы, не подчиняются требованиям дисциплины, в ответ на замечания дают обещание исправиться, но тут же об этом забывают. В беседе открыто и легко выражают отрицательное отношение к учебе, не смущаясь, говорят, что учиться неинтересно и трудно, что они хотели гулять или играть.

Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, боязливости страхам. Этот эмоциональный фон, а также низкое формирование активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако, на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко они тяжело переживают школьную несостоятельность. Возникающие невротические образования еще более тормозят развитие их самостоятельности, активности и личности в целом.

2.2 Особенности развития воображения у младшего школьника с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития не могут связывать действия со следствиями, как результат, — отсутствие страхов и чувства опасности. Малыши с ЗПР используют в своей жизни штампы и стереотипы и, если шаблоны поведения заканчиваются, может проявляться чувство растерянности и паники. Им тяжело создать воображаемую ситуацию, так как они не ищут смысла в игре, они просто выполняют манипуляционные действия. Если необходимо изменить в процессе игровой деятельности что-либо, то игра попросту распадается. Чаще всего дети с особенностями психического развития предпочитают играть и проводить время в одиночку, если рядом присутствует еще один ребенок, то по итогу он не примут в игру.

Творческие способности у младших школьников с задержкой психического развития формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий. Таким образом, изучение психолого-педагогических исследований по проблеме развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития характеризуется следующими особенностями в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что воображение школьников с задержкой психического развития с возрастом не становится творческим, а носит отсроченный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является не сформированность предпосылок творческого воображения. У детей с ЗПР имеются трудности построения воображаемого образа, неумение комбинировать и преобразовывать имеющиеся представления. Дети с данной структурой дефекта испытывают сложности с воображением во всех ролевых играх. Тем не менее, как мы считаем, систематическая работа педагога по организации деятельности, ролевых игр, в целях формированию и развития воображения, будет способствовать коррекции нарушений. В предыдущих параграфах нами ыли рассмотрены общие теоретические вопросы проблемы воображения. Однако нам как учителям практикам важно иметь практический опыт в работе с детьми по развитию воображения.

2.3. Изучение и анализ уровня развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития

Наша опытная педагогическая работа была посвящена изучению уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

  • изучить уровень развития воображения у младшего школьника с ЗПР;
  • описать особенности развития воображения у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
  • разработать рекомендации для родителей и учителей.

В качестве испытуемых выступали дети 1 коррекционного класса МБОУ СООШ №2 города Орла в количестве 10 человек.

Для изучения уровня развития воображения была подобрана методика «Закончи рисунок».

Методика «Закончи рисунок»

Испытуемым раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками. У каждого испытуемого одинаковые шаблоны с недорисованными фигурами. Ответы на задания этой методики испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу испытуемого.

Цель: исследовать развитие одаренности воображения учащихся.

Материалы и оборудование: подготовленные примеры, бланки с заданием, ручка, таймер.

Методику можно проводить, как индивидуально, так и в группе. Процедура исследования начинается с беседы. Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, Проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано.

Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы — это 15-35 человек, т. е. не более одного класса.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий: «Перед вами листок, раздельный на восемь частей. В каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из восьми частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».

Время выполнения теста 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15 — 20 минут.

Анализ результатов по методике «Закончи рисунок» по каждому испытуемому.

Качественный анализ полученных результатов по методике «Закончи рисунок» показал (см. таблицу 1), что у испытуемых отмечается разный уровень развития воображения. Обратимся к протоколам исследования.

Испытуемые, которые получили 0 баллов, отказались заполнять бланки с ответами. Даже после попыток заинтересовать их и помочь нарисовать, они не шли на контакт, отвлекались и нарушали дисциплину (см. протоколы № 3, 6).

Те испытуемые, которые получили 1 балл. Имеют уровень ниже среднего, так как ими были не заполнены какие-то пункты, картинка не дорисована или не придумано название к картине. А также их рисунки примитивны, стереотипны (см. протоколы № 2, 5, 8, 9, 10).

У испытуемых, которые получили 2 балла, имеют средний уровень развития воображения. Они заполнили все картинки и дали каждой название, но их рисунки простые, стандартные, с повторами и имелись затруднения при подборе названий к некоторым рисункам (см. протоколы № 1,4,7).

Высший балл 3 не получил не один испытуемый. При высшем балле рисунки сложные, оригинальные, хорошая вербализация, все картинки дорисованы и имеют сложные, неоднозначные названия.

Таблица 1 − Результаты по методике «Закончи рисунок» по каждому испытуемому

Испытуемый

Результаты

%

Уровень

Карина

2 балла

100%

Средний

Ксения

1 балл

93,75%

Ниже среднего

Игорь

0 баллов

0%

Низкий

Максим

2 балла

100%

Средний

Алиса

1 балл

75%

Ниже среднего

Никита

0 баллов

0%

Низкий

Михаил

2 балла

100%

Средний

Николай

1 балл

75%

Ниже среднего

Андрей

1 балл

93,75%

Ниже среднего

Игнат

1 балл

87,5%

Ниже среднего

Общий анализ результатов по методике «Закончи рисунок»

Обратимся к общему анализу результатом (см. Таблицу 2) по методике «Закончи рисунок».

Количественный анализ результатов показал, что у некоторые дети с ЗПР имеют средний уровень развития воображения, а именно 30% испытуемых. Это достаточно хороший показатель для первого класса. Из диаграммы №1 мы видим, что половина испытуемых – 50 % имеют уровень ниже среднего, что говорит о том, что их фантазия ограничивается предметами повседневной жизни. 20% испытуемых отказались выполнять задания методики и автоматически получили 0 баллов- низкий уровень. Высокий уровень никто из испытуемых не получил.

Таким образом, у детей младшего школьного возраста с ЗПР мы видим разный уровень развития воображения. На это влияют разные причины. Повысить уровень развития воображения можно, применяя различные игры и упражнения, которые приведены в пункте 2.4..

Таблица 2 − Результаты методики «Закончи рисунок» по уровням

Уровень

Испытуемый

Количество

%

Средний

Карина, Максим, Михаил

3 испытуемых

30%

Ниже среднего

Ксения, Алиса, Николай, Андрей, Игнат

5 испытуемых

50%

Низкий

Игорь, Никита

2 испытуемых

20%

Диаграмма 1 − Результаты методики «Закончи рисунок» по уровням

Развитие воображения на уроке и во внеурочной деятельности (рекомендации для учителей и родителей)

Воображение для ребенка младшего школьного возраста имеет важное место. Основной формой развития воображения является урок и также внеурочное занятие.

1.Работа педагога с детьми не может осуществляться без установления с ними эмоционального контакта.

2. Необходимо стимулировать у детей с задержкой психического развития интерес к развивающим играм, так как сам он не появляется.

3. На одном занятии не следует проводить одну и ту же игру много раз подряд. Необходимо чередовать разные по форме задания.

4. Во время выполнения развивающих игр можно давать некоторые оценки относительно успешных действий ребёнка. Это нужно делать ненавязчиво, чтобы оценки не затрагивали личностных особенностей детей. Опасность заключается в том, что у детей не будет развиваться самоконтроль, а самоанализ заменится стремлением угадать реакцию окружающих.

5. Педагогу необходимо обращать внимание на колебание интереса детей, их утомляемость, использовать смену статических и подвижных игр. Смена деятельности избавит детей от усталости и скуки.

6. Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на дисциплине, то есть не на том, чтобы «сесть, как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места», «не шуметь».

7. Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. Детям нравится находить сходство между сюжетами игр и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении. В описаниях игр приводятся примеры оживления разных игровых ситуаций. Педагог может использовать их по своему усмотрению.

Для развития воображения детей с ЗПР предлагаем провести следующие развивающие игры:

Игра «Необычное животное» (см. приложение Б).

«Почему это произошло?» (см. приложение Б).

«Исследовательские вопросы» (см. приложение Б).

Игра «Силуэты фигур» (см. приложение Б).

Игра «Два признака» (см. приложение Б).

Данные игры можно интегрировать в урок, так игра «Два признака» отлично подходит для актуализации знаний на уроке изобразительного искусства в 1 классе (см. приложение В).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Проявляемая вне уроков активность детей обусловлена в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Целью внеурочной деятельности является, создание воспитывающей среды.

Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки.

Творческое воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно большое значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении, однако учебные показатели — не единственные критерии становления личности. Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки. Вот почему можно целенаправленно развивать творческое воображение во внеурочной деятельности. [18]

Для формирования творческого воображения на внеурочных занятиях необходимо:

1. Вызывать и закреплять у детей эмоционально положительное отношение к действительности, искусству, разнообразной деятельности и процессу ее осуществления;

2. Широкое включение в педагогический процесс разнообразных игровых приемов и ситуаций, что максимально способствует создания личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению материала и развития творчества у детей;

3. Исключение формализма, сухости и дидактизма, противоречащего творческой деятельности;

4. Внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, Уважение к процессу и результативности его творческой деятельности;

5. Создание творческой доброжелательной атмосферы на каждом занятии с детьми, формирование того же отношения к детскому творчеству и результатам со стороны родителей;

6. Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе вести ориентированный подход к обучению детей.

Основное условие развития воображения ребенка с ЗПР — включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения — основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных способностей.

Таким образом, можно сделать вывод: необходима систематическая и целенаправленная работа по оптимизации процесса воображения у детей с задержкой психического развития. Игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность. Следовательно, необходим набор специальных развивающих игр, постоянное обновление игр, находящихся в «обиходе», чтобы не падал, а наоборот все больше возрастал интерес ребенка к этим познавательным играм.

Творческие способности у младших школьников с задержкой психического развития формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Формирование воображения зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой — оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.

Таким образом, исследование проблемы развития воображения у младших школьников с ЗПР и проведение методики, которая позволила заметить и подтвердить следующими особенностями, у младших школьников с ЗПР разные уровни. Преобладает уровень ниже среднего. Как правило, их образы стереотипны, часто встречающиеся в их жизни.

Заключение

Подводя итог данной работы, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с раннего детства. Наиболее яркими среди ученых, которые занимались проблемой развития воображения у детей с задержкой психического развития, были: Е.А. Медведева занималась проблемой формирования предпосылок и элементов творческого воображения у младших школьников с задержкой психического развития. Д.Б. Эльконин отметил трудность создания воображаемой ситуации при игре у младших школьников с ЗПР. Е.С. Слепович в своих исследованиях, игровой деятельности, отмечает особенности структуры воображения, как порождения общей идеи и создания плана ее воплощения у ребенка с задержкой психического развития.

Данная работа позволяет обобщить сведения и особенности воображения у школьников с задержкой психического развития, понять специфику неполноценности формирования процесса воображения у таких детей.

Проведённое нами исследование позволило определить особенности воображения школьников с задержкой психического развития, увидеть разно-уровневую развитость воображения. Это являлось целью нашей экспериментальной работы. На базе первого класса школы № 2 г. Орла мы выявила, что уровень развития воображения в большинстве случаев низкий: отмечается слабая выраженность мотивационного компонента в творческой деятельности, отсутствует самостоятельность самовыражения, фиксируется слабость детализации образов. Дети испытывали сложности при выполнении творческих заданий, связанных с созданием собственных замыслов и их реализацией.

Поэтому применение развивающих игр для оптимизации процесса воображения у таких детей является необходимым. Так как именно в игровой ситуации воображение активизируется и проявляется в наиболее ярких формах.

В результате изучения специальной методической литературы и по результатам констатирующего эксперимента были разработаны методические рекомендации по оптимизации процесса воображения школьников с задержкой психического развития, содержание которых направленно в первую очередь на тренировку воображения и речемыслительных процессов. Благодаря использованию предложенных игр у детей будут совершенствоваться восприятие, внимание, память, воспитываться общительность, активность, способность к творчеству.

Завершая наше исследование можно с уверенностью сказать, что поставленная цель достигнута, а задачи полностью решены.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/voobrajenie-shkolnikov-s-zpr/

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.. –М.: Просвещение, 2005. –93с.

Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества/Н.Ю.Венгер//Дошкольное воспитание. -2010. -No11. -стр. 32-38.

Бодалёв А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 287 с.

Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество М., 1969.

Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].

Давыдов В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. — М., 1973.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — М., 2007.

Еникеев, М.И. Общая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 400 с.

Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. — Смоленск, 1974.

Дьяченко О.М. Развитие воображения. — М., 1996.

Дубровина И.В. Психология.: учеб. для студентов пед. учеб. заведений./ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной.– 16-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2018 – 496с.

Психология: учебник и практикум для СПО/ А.С. Обухов и др.; под общей ред. А.С. Обухова. –2-у изд., перераб.и доп. – Москва Изд. Юрайт, 2019 Гриф УМО ВО–404 с. (Профессиональное образование).

–ISBN 978-5-534-01461-7. – Текст // ЭБС Юрайт [сайт]

Мельников, В.М.Психология/ Под. Ред. Мельникова, В.М. – М., 1987.- 367 с.

Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М: Наука. 1991.

Запорожец А.В. Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. — М., 1964.

Л.А. Вайнштейн [и др.]. /Общая психология: учебное пособие – Мн.: Тесей, 2005. – 368 с.

Кобузовский, В.М. Общая психология: психические процессы. Учебное пособие / В.М Кобузовский – 3-е изд. – Минск: Алмафея, 2008. – 368 с.

Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 2007.

Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения Хрестоматия по психологии. М., 1987.

Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2008. Кн.1.: «Общие основы психологии». — 260 с.

Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. 2005. №12. с.40-44.

Приложение А, Протокол №1

Методика: «Закончи рисунок»

Цель: исследовать развитие одаренности воображения учащихся;

  • Испытуемый: 1, Карина;
  • Дата:19.11.19;
  • Место: МБОУ СООШ №2 г.Орла

Оценка результатов:

Выполняя задание, испытуемый получил 2 балла, он понимал и выполнял задание. В ходе исследования испытуемый внимательно слушал задание. Бланк с заданием был заполнен полностью, рисунки простые, стандартные с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам. Итоговый уровень является средний.

№ картинки

Характеристика рисунка

Характеристика названия (вербализация)

Время

Уровень

Балл

1

Изобразил цифру, которая была перевернута.

Название соответствует образу.

10:22

Низкий уровень – 2 балла

2

Изобразил предмет с прорисованными деталями.

Название соответствует образу.

3

Стереотипный образ, без деталей, часто встречается в жизни.

Название соответствовало наименованию предметов.

4

Изобразил часть тела. Примитивный образ. На рисунке имеются детали.

Название соответствовало части тела.

5

Рисунок представляет собой природное явление.

Четкое название изображенного на рисунке. Часто употребляющееся в повседневной жизни.

6

Образ на картинке часто встречается в жизни. Изображение перевернутое.

Название соответствовало наименованию предметов.

7

Изображено животное редко встречающееся. Детализации не было.

Название животного.

8

Изобразил букву на картине.

Наименование буквы.

Протокол №2

Методика: «Закончи рисунок»

Цель: исследовать развитие одаренности воображения учащихся;

  • Испытуемый: 2, Ксения;
  • Дата:19.11.19;
  • Место: МБОУ СООШ №2 г.Орла

Оценка результатов:

Выполняя задание, ребенок получил 1 балла, он понимал и выполнял задание. В ходе исследования испытуемый в начале был внимателен, затем начал отвлекаться, поворачиваться и смотреть, что нарисовано у других. Бланк с заданием был заполнен полностью, рисунки примитивные, трудность вербализации при названии картинки. Итоговый уровень является ниже среднего.

№ картинки

Характеристика рисунка

Характеристика названия (вербализация)

Время

Уровень

Балл

1

Изобразил цифру, которая была перевернута.

Название соответствует образу.

9:48

Уровень ниже среднего – 1 балла

2

Изобразил фрагмент тела без деталей.

Название позволяет узнать кому принадлежит.

3

Стереотипный образ, без деталей, часто встречается в жизни.

Название соответствовало наименованию предметов.

4

Изобразил эмоции на лице.

Название соответствовало эмоции.

5

Изображен предмет часто встречающейся в жизни.

Название соответствовало наименованию предметов.

6

Образ на картинке часто встречается в жизни. Изображение перевернутое.

Название соответствовало наименованию предметов.

7

Рисунок имел детали неприсущие ему, но привычная форма.

8

Изобразил букву на картине.

Наименование буквы.

Протокол №3

Методика: «Закончи рисунок»

Цель: исследовать развитие одаренности воображения учащихся;

  • Испытуемый: 3, Игорь;
  • Дата:19.11.19;
  • Место: МБОУ СООШ №2 г.Орла

Оценка результатов:

Выполняя задание, ребенок получил 0 балла, он не понимал и не выполнял задание. В ходе исследования испытуемый с самого начала не слушал задание, не реагировал на замечание и просьбы быть более внимательным и сосредоточенным. Не выполнял задание. После оказания ему помощи, выполнять задание он не стал. Не поворачивался и не смотрел, как рисуют другие, капризничал. Бланк с заданием был не заполнен, ничего не нарисовал. Итоговый уровень является низкий.

№ картинки

Характеристика рисунка

Характеристика названия (вербализация)

Время

Уровень

Балл

1

Низкий уровень — 0 баллов

2

3

4

5

6

7

8

Протокол №4

Методика: «Закончи рисунок»

Цель: исследовать развитие одаренности воображения учащихся;

  • Испытуемый: 4, Максим;
  • Дата:19.11.19;
  • Место: МБОУ СООШ №2 г.Орла

Оценка результатов:

Выполняя задание, ребенок получил 2 балла, он понимал и выполнял задание. В ходе исследования испытуемый внимательно слушал задание, после инструктажа минуты через 2 начал вертеться и смотреть на работы других детей. Бланк с заданием был заполнен полностью, рисунки простые, стандартные с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам. Итоговый уровень является средний.

№ картинки

Характеристика рисунка

Характеристика названия (вербализация)

Время

Уровень

Балл

1

Рисунок был простым без мелочей. Представлял собой часто встречающийся в жизни образ.

Название соответствует образу.

12:13

Уровень средний – 2 балла

2

Рисунок имеет общий стереотипный образ. Без прорисованных мелких деталей или не соответствующих ему.

Название прямое, без подтекстов или описательных слов.

3

Стереотипный образ, без деталей, часто встречается в жизни.

Название соответствовало наименованию предметов.

4

Рисунок представляет выражение эмоции. Выполнено примитивными деталями.

Четкое описание изображенного на рисунке.

5

Всеми известный образ, встречающийся в повседневной жизни.

Название соответствовало наименованию предметов.

6

Образ на картинке часто встречается в жизни. Пытался изобразить повседневное действие.

Конкретного названия не было, говорил о том что и он это делает и его мама и т.д..

7

Рисунок имел детали неприсущие ему, но привычная форма.

Название соответствовало общепринятому, относящегося к образу.

8

Изобразил пейзаж на картине.

Выделил центральный объект и в его названием именовал картинку.

Протокол №5

Методика: «Закончи рисунок»

Цель: исследовать развитие одаренности воображения учащихся;

  • Испытуемый: 5, Алиса;
  • Дата:19.11.19;
  • Место: МБОУ СООШ №2 г.Орла

Оценка результатов:

Выполняя задание, ребенок получил 1 балла, он понимал и выполнял задание. В ходе исследования испытуемый в начале был внимателен, затем начал отвлекаться, поворачиваться и смотреть, что нарисовано у других. Бланк с заданием был заполнен не полностью. 6 из 8 фигур заполнены, рисунки примитивные, трудность вербализации при названии картинки. Итоговый уровень является ниже среднего.

№ картинки

Характеристика рисунка

Характеристика названия (вербализация)

Время

Уровень

Балл

1

Рисунок был простым без мелочей. Представлял собой часто встречающийся в жизни образ.

Название соответствует образу.

11:58

Уровень ниже среднего – 1 балла

2

Рисунок имеет общий стереотипный образ. Без прорисованных мелких деталей или не соответствующих ему.

Название прямое, без подтекстов или описательных слов.

3

Стереотипный образ, без деталей, часто встречается в жизни.

Название соответствовала общепринятым обозначениям.

4

Всеми известный образ, встречающийся в повседневной жизни.

Название соответствовало наименованию предметов.

5

Изображение было без уточнений и нюансов. Часто встречается в жизни.

Прямое название, в постоянном обиходе в повседневной жизни.

6

7

Рисунок имел детали неприсущие ему, но привычная форма.

Название соответствовало общепринятому, относящегося к образу.

8

Протокол №6

Методика: «Закончи рисунок»

Цель: исследовать развитие одаренности воображения учащихся;

  • Испытуемый: 6, Никита;
  • Дата:19.11.19;
  • Место: МБОУ СООШ №2 г.Орла

Оценка результатов:

Выполняя задание, ребенок получил 0 балла, он не понимал и выполнял задание. В ходе исследования испытуемый в начале слушал задание при этом не давая никакой обратной реакции, а затем не стал выполнять задание никак это не аргументируя. После оказания ему помощи, выполнять задание он не стал. Поворачиваться и смотрел как рисуют другие. Бланк с заданием был не заполнен, ничего не нарисовал. Итоговый уровень является низкий.

№ картинки

Характеристика рисунка

Характеристика названия (вербализация)

Время

Уровень

Балл

1

Низкий уровень- 0 баллов

2

3

4

5

6

7

8

Протокол №7

Методика: «Закончи рисунок»

Цель: исследовать развитие одаренности воображения учащихся;

  • Испытуемый: 7, Михаил;
  • Дата:19.11.19;
  • Место: МБОУ СООШ №2 г.Орла

Оценка результатов:

Выполняя задание, ребенок получил 2 балла, он понимал и выполнял задание. В ходе исследования испытуемый внимательно слушал задание, после инструктажа удерживал концентрацию и не отвлекался на других учащихся. Бланк с заданием был заполнен полностью, рисунки простые, стандартные с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам. Итоговый уровень является средний.

№ картинки

Характеристика рисунка

Характеристика названия (вербализация)

Время

Уровень

Балл

1

Рисунок представляет собой стереотипное представление, без деталей, общий образ.

Название соответствует образу.

10:46

Средний уровень – 2 балла

2

Рисунок имеет общий стереотипный образ. Без прорисованных мелких деталей или не соответствующих ему.

Название прямое, без подтекстов или описательных слов.

3

Стереотипный образ, без деталей, часто встречается в жизни. Схожий образ с рисунком №1.

Название соответствовала рисунку №1.

4

Рисунок был простым без мелочей. Представлял собой часто встречающийся в жизни образ.

Название соответствовало наименованию предметов.

5

Изображение было без уточнений и нюансов. Часто встречается в жизни.

Название соответствует образу, не имеет каких либо дополнительных слов.

6

Рисунок был схож с соседским. Имеющий общий стереотипный образ. Без прорисованных или не соответствующих ему деталей.

Название прямое, без подтекстов или описательных слов.

7

Рисунок представляет собой стереотипное представление, без деталей, общий образ.

Название соответствовало общепринятому, относящегося к образу.

8

Рисунок имел детали и неприсущий ему форму.

Название не соответствовало рисунку.

Протокол №8

Методика: «Закончи рисунок»

Цель: исследовать развитие одаренности воображения учащихся;

  • Испытуемый: 8, Николай;
  • Дата:19.11.19;
  • Место: МБОУ СООШ №2 г.Орла

Оценка результатов:

Выполняя задание, ребенок получил 1 балла, он понимал и выполнял задание. В ходе исследования, испытуемый в начале был внимателен, затем начал отвлекаться, поворачиваться и разговаривать. Бланк с заданием был заполнен не полностью 6 из 8 фигур были заполнены, рисунки примитивные, трудность вербализации при названии картинки. Итоговый уровень является ниже среднего.

№ картинки

Характеристика рисунка

Характеристика названия (вербализация)

Время

Уровень

Балл

1

В рисунке имеются детали и появление черт не соответствующих ему в реальной жизни.

Название соответствует образу, не имеет каких либо дополнительных слов.

10:23

Уровень ниже среднего — 1 балл

2

Стереотипный образ, без деталей, часто встречается в жизни.

Название прямое, без подтекстов и лишних слов.

3

4

Рисунок был простым без мелочей. Представлял собой часто встречающийся в жизни образ.

Название соответствовало наименованию предметов.

5

Рисунок был схож с соседским. Имеющий общий стереотипный образ. Без прорисованных или не соответствующих ему деталей.

Название соответствует образу, не имеет каких либо дополнительных слов.

6

Изображение было без уточнений и нюансов. Часто встречается в жизни.

Название прямое, без подтекстов или описательных слов.

7

8

Рисунок был схож с соседским. Имеющий общий стереотипный образ. Без прорисованных или не соответствующих ему деталей.

Название прямое, без подтекстов или описательных слов.

Протокол №9

Методика: «Закончи рисунок»

Цель: исследовать развитие одаренности воображения учащихся;

  • Испытуемый: 9, Андрей;
  • Дата:19.11.19;
  • Место: МБОУ СООШ №2 г.Орла

Оценка результатов:

Выполняя задание, ребенок получил 1 балла, он понимал и выполнял задание. В ходе исследования испытуемый, в начале, был внимателен, затем начал отвлекаться, поворачиваться и смотреть, что нарисовано у других. Бланк с заданием был заполнен полностью, рисунки примитивные, трудность вербализации при названии картинки. Итоговый уровень является ниже среднего.

№ картинки

Характеристика рисунка

Характеристика названия (вербализация)

Время

Уровень

Балл

1

Рисунок представляет собой стереотипное представление, без деталей, общий образ.

Название соответствует образу, не имеет каких либо дополнительных слов.

9:46

Уровень ниже среднего – 1 балл

2

Стереотипный образ, без деталей, часто встречается в жизни.

Название прямое, без подтекстов или описательных слов.

3

Рисунок был схож с соседским. Имеющий общий стереотипный образ. Без прорисованных или не соответствующих ему деталей.

Название не было придумано.

4

Рисунок был простым без мелочей. Представлял собой часто встречающийся в жизни образ.

Название соответствовало наименованию предметов.

5

Изображение было без уточнений и нюансов. Часто встречается в жизни.

Название соответствует образу, не имеет каких либо дополнительных слов.

6

Рисунок был схож с соседским. Имеющий общий стереотипный образ. Без прорисованных или не соответствующих ему деталей.

Название прямое, без подтекстов или описательных слов.

7

Рисунок представляет собой стереотипное представление, без деталей, общий образ.

8

Рисунок был схож с соседским. Имеющий общий стереотипный образ. Без прорисованных или не соответствующих ему деталей.

Название прямое, без подтекстов или описательных слов.

Протокол №10

Методика: «Закончи рисунок»

Цель: исследовать развитие одаренности воображения учащихся;

  • Испытуемый: 10, Игнат;
  • Дата:19.11.19;
  • Место: МБОУ СООШ №2 г.Орла

Оценка результатов:

Выполняя задание, ребенок получил 1 балла, он спрашивал, когда ему было что-то не понятно, выполнял задание. В ходе исследования задавал много вопроса « А можно ли нарисовать …?», озвучивал свои мысли насчёт похожести незаконченной фигуры на что-то. Реагировал на замечание, но быстро забывал и опять разлагал дисциплину. Бланк с заданием был заполнен полностью, рисунки примитивные, трудность вербализации при названии картинки. Итоговый уровень является ниже среднего.

№ картинки

Характеристика рисунка

Характеристика названия (вербализация)

Время

Уровень

Балл

1

Рисунок представляет собой стереотипное представление, без деталей, общий образ.

Название прямое, без подтекстов или описаний.

11:33

Уровень ниже среднего – 1 балл

2

Стереотипный образ, без деталей, часто встречается в жизни.

Название соответствует образу, не имеет каких либо дополнительных слов.

3

Рисунок имеет общий стереотипный образ. Без прорисованных или не соответствующих ему деталей.

4

Рисунок был простым без мелочей. Представлял собой часто встречающийся в жизни образ.

Название соответствовало наименованию предметов.

5

Изображение было без уточнений и нюансов. Часто встречается в жизни.

Название соответствует образу, не имеет каких либо дополнительных слов.

6

Рисунок, часто встречающегося в нашей жизни предмета. Имеющий общий стереотипный образ. Без прорисованных или не соответствующих ему деталей.

Название прямое, без подтекстов или описательных слов.

7

Рисунок представляет собой стереотипное представление, без деталей, общий образ.

8

Рисунок имеет общий стереотипный образ. Без прорисованных или не соответствующих ему деталей.

Название прямое, без подтекстов или описательных слов.

Приложение Б

Игра «Необычное животное».

Цель: развитие вербального воображения, мышления, речи.

Оборудование: карточки с изображениями птицы, рыбы, кошки, зайца.

Ход игры: педагог прикрепляет к магнитной доске карточки к игре и просит детей представить необычное животное, которое обладает некоторыми особенностями внешнего вида и способностями, присущими животным, изображенным на картинках. Затем предлагает детям придумать название необычному животному и составить о нем рассказ.

«Почему это произошло?».

Цель: развитие вербального воображения, мышления, речи.

Ход игры: педагог предлагает детям назвать возможные причины возникновения каждой из заданных ситуаций. Например, если дана ситуация «Автобус остановился», то объяснения могут быть следующими:

—Автобус остановился у светофора.

—Автобус остановился, потому что подъехал к остановке.

—Автобус остановился из-за того, что закончился бензин.

  • Автобус остановился, потому что на дорогу выбежала собака. И т.п.

Стимульный материал:

Мужчина снял шляпу.

Девочка сидела на берегу реки.

Мальчик не принес из леса ни одного гриба.

В доме погас свет.

Все окна в квартире были распахнуты настежь.

Игрок, дающий правильный ответ, получает фишку. Выигрывает ребенок, который к концу игры собрал большее количество фишек.

«Исследовательские вопросы».

Цель: развитие воображения, мышления, речи.

Ход игры: педагог говорит детям: «Давайте выберем водящего. Водящий задумывает какой-нибудь предмет, а мы будем задавать ему вопросы, чтобы узнать, что он задумал. Водящий может отвечать на вопросы только словами «да» и «нет». Выигрывает ребенок, который первым угадал задуманный предмет. Он становится водящим, игра продолжается.

  • Игра «Силуэты фигур».

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков, художественного вкуса.

Оборудование: карточки с контурным изображением предметов или силуэты фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры: педагог раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами незаконченные рисунки. В них не хватает многих деталей, они грустные, бесцветные. 1) Дорисуйте то, что необходимо, и раскрасьте рисунки». Выигрывает ребенок, который на основе силуэтного изображения создал наиболее детальный и красочный образ.2) Создание самостоятельных образов.

Игра «Два признака».

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков. Оборудование: лист бумаги, набор цветных карандашей, мелков, фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры: педагог просит детей изобразить то, что может быть одновременно:

  • а) пушистым и зеленым;
  • б) прозрачным и голубым;
  • в) сильным и добрым;
  • г) звонким и громким;
  • д) сладким и легким;
  • е) ядовитым и красивым и т.д.

Выигрывает ребенок, который нарисовал большее количество объектов, для которых характерны заданные признаки.

Приложение В

Конспект

урока изобразительного искусства

на тему: «Изображение деревьев»,

проведённого в 1г классе

МБОУ Мезенского лицея г. Орла

студенткой 32 «а» группы

специальности 44.02.05

Коррекционная педагогика в начальном образовании

Чапилиной Натальей Александровной

План- конспект урока. Изобразительное искусство.

1 «А» класс.

Цель: дать представление о структуре изображения деревьев, сформировать навык изображать деревья

Задачи: учить детей рисовать объекты и не сложные сюжеты по представлению; изображать внешнее строение деревьев, направление ветвей, величину ветвей по отношению к стволу дерева, красиво располагать деревья на листе бумаги; дать понятие о линии и пятне как художественно — выразительных средствах живописи; осуществлять межпредметные связи ИЗО и грамоты; развивать эстетическое восприятие природы; воспитывать аккуратность при работе.

Результаты:

Оборудование: ИКТ, краски, кисти, непроливайка, салфетки, лист бумаги.

Изобразительный ряд: репродукции картин – И. Шишкин «На севере диком…», фотографии пейзажей с деревьями.

Литературный ряд: стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…», загадка о дереве.

Ход урока:

I. Организация класса.

Приветствие учащихся.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парту дружно сели,

Ведь сегодня мы опять

Будем учиться рисовать.

Проверка готовности к уроку.

Проверим все ли готовы к уроку. У вас на столе должны лежать альбом, кисточка, баночка с водичкой, карандаш, ластик.

II. Актуализация знаний учащихся.

Постановка темы урока.

  • Мы с вами поиграем в «Два признака»и после игры вы скажете догадались, что будем учиться рисовать на уроке. Изобразить то, что может быть одновременно:

а) деревянным и зеленым;

  • б) большим и маленьким;
  • в) с ветками и стволом.
  • О чем пойдет речь на уроке?
  • Сегодня мы будем знакомиться со структурой деревьев и изображать их по памяти и представлению.
  • Вспомните деревья, которые вы наблюдали в лесу, во дворе, в парке на экскурсии.
  • Как изменились деревья с наступлением зимы?
  • А как выглядят деревья весной? (На них появляются почки)
  • А в чем особенность осенних деревьев? (У них листья желтые, красные)
  • А какие краски преобладают у деревьев летом? (Преобладают светло зеленые, сочные краски).

Переворачиваю картинки

  • Перед вами 4 картинки, на которых изображены деревья в разное время года. Скажите на какой картинке какое время года изображено?
  • Но не зависимо от времени года деревья различаются и по размерам, видам, и размерам ствола, количеству веток.
  • Какие бывают деревья по размерам? (Высокие/низкие) По количеству веток? (густые(сильно разветленные)/скудные(сухие ветки)).

А отличаются стволы у старых и молодых деревьев? ( Да, у молодых деревьев он тонкий, у старых толстый.) Различен и характер стволов (одни высокие, стройные; другие – раздвоенные)

I II . Анализ произведений изобразительного искусства.

Посмотрим, как разные художники изображают деревья у себя на картинках.

  • Перед вами репродукция картины И.И.Шишкина « На севере диком…» (1891г.)

Иван Иванович Шишкин, один из русских пейзажистов, живописец.

Пейзаж – изображение, какой – либо местности, природы. Среди русских пейзажистов И.И.Шишкину, один из самых лучших художников. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм и умело изображает на своих картинах – деревья, кусты, травы. Многие его произведения выставлены в московской Третьяковской галерее.

  • Рассмотрим репродукцию картины. Что вы видите? (Ответы)

В центре огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне голубоватого тёмного ночного неба, на которое ложится тень от сосны на высоком, покрытом глубоким, сверкающим под лунным светом снегом.

Линия искрящегося снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувство печали, грусти, которым пронизана вся картина. И сразу вспоминаются полные очарования строки стихотворения М.Ю.Лермонтова:

« На севере диком

Стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь,

И снегом сыпучим

Одета, как ризой, она…»

IV. Работа над новым материалом.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

  • Теперь вспомним, что ест у деревьев? (ствол, ветки, листочки).

  • Мы помним, что ствол к низу расширяется. А веточки тянутся к солнышку, но есть нижние ветки которые тяжелее и они могут прогибаться.

Помните, быстро выполняем линейный набросок и завершу работу в цвете.

  • Вначале линией намечаем границу расположения земли и неба.
  • На земле размещаем дерево. За деревом на рисунке будет небо.
  • Сначала рисуем ствол – он к низу всегда толще, особенно у больших деревьев. От ствола рисуем сучья длинные и изогнутые, на них много веток.
  • Выполняем завершающую стадию – работу в цвете.
  • Как выбрать основные цвета для использования? (Зависимости от времени года).

Правила рисования акварелью.

Используем палитру для смешивания красок и получения новых цветов.

Хорошо промывайте кисть.

Не нужно много воды.

В зависимости от замысла рисунка лист бумаги располагаем вертикально. Определить размеры изображений, их расположение в плоскости листа.

Надо так скомпоновать изображения, чтобы они были и не слишком мелкие, и не слишком крупные, при этом они не должны быть слишком сдвинуты вправо или влево. Сначала можно сделать наброски.