Воля как характеристика сознания

Курсовая работа

Существенной особенностью всех психических процессов и личности в целом является активность — непроизвольная и произвольная. Произвольная активность возникает без предварительного намерения человека, она вызывается какими-либо внешними причинами и осуществляется без сознательного усилия. Произвольная активность возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью.

Непроизвольная и произвольная активность проявляются во внимании, а в связи с вниманием и в других познавательных процессах. Поэтому различаются непроизвольное и произвольное восприятие, непроизвольное и произвольное воображение и т.д.

Произвольная активность возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью, она связана с нашим «Я» и протекает с сознательным усилием. Произвольная активность лежит в основе волевых действий, которые в отличие от непроизвольных всегда совершаются по определенным мотивам.

В обыденной жизни мы называем волевыми действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей. В научной психологии это явление рассматривается как более сложное и неоднозначное.

Цель данной курсовой работы, определить, что собой представляет понятие воля; в какой мере человек способен преодолевать препятствия и трудности на своем пути к цели; целенаправленные действия, поступки, которые связаны с преодолением различных трудностей и препятствий.

Задачами курсовой работы является:

1. изучение качеств личности;

2. определения связи воли с другими сторонами психики

3. определить существует ли какая-нибудь связь между волевыми качествами человека и цветом его глаз.

4. проанализировать степень агрессивности у студентов с разной успеваемостью.

Исходя из задач, была определена гипотеза, которая определяет, что

степень агрессивности у студентов с разной успеваемости не одинакова.

Глава 1. Общая характеристика воли и волевого действия

§1. Воля: понятие и характеристика

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным и намеренным. Это собственное решение человек принимает на основе внешней или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определенная мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас. С волей мы имеем дело всегда, когда ставим перед собой цели и прилагаем усилия для их достижения, преодолевая проблемы и трудности, которые встречаются на этом пути.

16 стр., 7549 слов

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. ...

... поставленных целей в ситуации преодоления препятствий. ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. плану, нельзя считать волевым. Волевое действие ...

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.

Если мотив не очень сильный, то преодоление препятствий и трудностей при достижении цели требует так называемого волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевое усилие осуществляется через дополнительно созданное побуждение к действию или деятельности. Важную роль в появлении, создании новых мотивов играет воображение человека, предвидение тех или иных возможных последствий своей деятельности. Например, 28-летний французский врач Ален Бомбар отправился в одиночку через океан, чтобы изучить приспособляемость организма в непривычных для человека условиях в целях уменьшения смертельных случаев во время морских катастроф. По его мнению, смерть наступает чаще всего по причинам психологического, а не физиологического порядка: люди умирают не от голода или жажды, а от страха. И вот, на пятьдесят третий день своего плавания он один, без пищи, в крохотной резиновой лодке, не веря глазам своим, увидел корабль. Первым порывом было отказаться от продолжения эксперимента, тем более что капитан корабля предложил забрать его вместе с лодкой. Но приходят мысли: прекращение рейса снизит ценность результатов. И Бомбар принимает трудное решение плыть дальше. №5 стр. 21

Однако воля проявляется не только в умении достигнуть цели, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Большая воля, — писал А.С. Макаренко, — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться отчего-то, когда это нужно». №6 стр. 21

Л. Пастер писал: «Быть убежденным, что ты обнаружил научный факт , c жаром желать его обнародовать и сдерживать себя днями и неделями, иногда целыми годами, возражать самому себе, пытаться опровергнуть свои собственные опыты и сообщить о сделанном открытии лишь после того, когда исчерпаны и откинуты все противоположные гипотезы и допущения, — да, это тяжелое испытание». №7 стр. 21

Итак, воля — это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отношению к себе и направлена на достижение целей и преодоление трудностей.

§2. Волевое действие

Волевым действием называют особое состояние нервно-психического напряжения, которое мобилизует все силы человека. Оно заключается не только в сознательном побуждении активности, но и способности затормозить активность, отказаться от чего-то.

Волевое действие включается при следующих условиях:

  • при необходимости сознательно регулировать свою деятельность, т.е. во всех ситуациях, когда мы не следуем внешним стимулам к активности, а сами формируем их;
  • при недостаточной мотивации к деятельности, т.е.

в тех ситуациях, когда внешние стимулы не обеспечивают необходимый уровень активности; в этом случае мы должны сами создать дополнительные мотивы;

3 стр., 1423 слов

Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности

... Требования к личности учителя, Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее ... В.А. Сухомлинского свою актуальность до наших дней? Тема моей курсовой работы – А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский основные положения педагогике, ...

  • при необходимости выбора мотивов, целей, средств при их конфликте, т.е. в тех ситуациях, когда мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими мотивами и должны сделать выбор между ними.

Импульсивное (непроизвольное) действие ведет к удовлетворению непосредственной потребности без сознательной цели и усилия воли, а также без учета возможных последствий. Импульсивными являются протягивание руки ребенка к игрушке или удар, нанесенный в гневе.

Привычные действия совершаются также без особого усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычными действиями являются приветствие, умывание по утрам, выполнение обычных производственных заданий и пр.

Волевое действие обусловлено в одном случае словесными указаниями, исходящими от других, а в другом случае, словами, произносимыми самим человеком в так называемой внутренней речи. Во внутренней речи человек принимает решение сам словом и направляет, и регулирует протекание волевого акта. В речевой форме происходят как обдумывание и формирование цели и способов ее существования, так и оценка результатов. Также волевые действия могут выражаться в отказе от какого-либо действия.

Способность к волевым действиям социально обусловлена, т.е. представляет собой результат воспитания и самовоспитания. Поведение детей раннего возраста реактивно — они реагируют на внутренние («Хочу!») и внешние («Сделай так и получишь конфетку!») побуждения к деятельности. По мере формирования личностных качеств, ребенок становится способным к волевым действиям, формирует активное отношение к своим действиям, сам выступает их регулятором. Волевое усилие — это преодоление себя, высшее выражение сознательности, власть над собой.

Порок развития волевых качеств называется слабоволием. Слабовольный человек не в силах отказаться от желаемого, сделать выбор между двумя равносильными мотивами. Выраженность слабоволия бывает разной: от небольших уступок себе в отдельных ситуациях до невозможности осуществить элементарный выбор (ситуация «буриданова осла»).

Патология развития воли называется абулией. При абулии человек понимает, что нужно сделать что-то, но не в силах заставить себя. Еще одной выраженной характеристикой абулии является следование внешним побудителям действий. Так, человек с подобной патологией входит в дверь лишь только потому, что она оказалась у него на пути.

§3. Структура волевого действия

Волевая деятельность состоит из определенных волевых действий, в которых содержаться все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым относят те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В каждом простом действии различают сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компонент.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

9 стр., 4074 слов

Развитие воли у человека

... в развитии воли у дошкольника: развитие целенаправленных действий, формирование нравственных целей и мотивов действий, повышение регулирующей роли речи в выполнении действий. Следует похвалить ребенка за проявленное волевое ... отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Волевое действие, необходимость в человеке возникает тогда, ...

1. осознание цели и стремление достичь ее;

2. осознание ряда возможностей достижения цели;

3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4. борьба мотивов и выбор; Борьба мотивов — столкновение противоречивых побуждений, между которыми предстоит сделать выбор.

5. принятие одной из возможностей в качестве решения;

6. осуществление принятого решения.

Первая ступень — осознания цели и стремления достичь ее, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. При этом он взвешивает многие мотивы, которые могут соответствовать или не соответствовать цели. Происходит так называемая «борьба» мотивов. Борьба разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает. Если мотив и цель совпадают, то требуется ничтожное усилие воли. Для того чтобы в жаркую погоду пойти купаться или начать читать давно разыскиваемую книгу, не требуется серьезного усилия воли. Определение цели заканчивается принятием решения — действовать так, а не иначе и действие реализуется.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» — это мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого — установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На третьем этапе возможные пути и средства достижения цели проходят обсуждение в сочетании с имеющейся у человека системой ценностей. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Для того чтобы студенту хорошо сдать экзамен, можно либо хорошо выучить, либо приготовить шпаргалку, либо понадеяться списать у сокурсника. При выборе средств неизбежно приходится считаться с действующими в обществе нормами поведения. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.

Этап борьбы мотивов и выбора — центральный в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять.

Результатом разрешения этой ситуации является пятый этап — принятие одной их возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования.

После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления приятого решения. Он не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, потому что практическое осуществление намеченной цели сопряжено с преодолением препятствий. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека. Хорошие планы недорого стоят, если их не претворять в жизнь

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

6 стр., 2686 слов

Смысл и цель жизни человека

... смысл - это нечто, что нужно скорее найти, чем придать, скорее обнаружить, чем придумать. 2. Цель жизни человека Люди не умеющие ценить свое существование, считают жизнь однообразной и постоянно озабочены тем ... смысл в действии, в создании чего-либо. Во-вторых, он видит смысл ... на началах добра, но взращивание в себе субстанционального добра, усилия жизни с Христом и во Христе. Бог сотворил человека по ...

Мы уже говорили, что иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий. Но чаще всего это все-таки связано с преодолением трудностей и препятствий.

Трудности и препятствия бывают двух видов — внешние и внутренние. Внешние препятствия не зависят от человека, это внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека: это нежелание делать то, что нужно, наличие противоположных побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.д.

Воля человека и выражаться в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам, насколько является хозяином самого себя.

Глава 2. Взаимосвязь воли с другими сторонами психики

§1. Взаимосвязь воли с характером, чувствами

Воля тесно связана со всеми сторонами психики: с потребностями, интересами, способностями, мировоззрением, убеждениями, процессами мышления, чувствами.

Если человек, например, глубоко убежден в правильности своих действий, то он может приложить максимальные усилия воли и преодолеть большие трудности. Люди с сильной волей часто имеют высокие идеалы и глубокие интересы. Например, так вспоминают о замечательном артисте Малого театра А.А. Остужеве: «Как же нужно любить театр и какой силой воли обладать, чтобы в совершенстве овладеть профессией актера, невзирая на физические недостатки, противопоказанные сценическому искусству…Через десять лет после прихода Остужева в театр в результате тяжелой болезни он потерял слух. «Выхожу на сцену и не слышу суфлера, — говорил он, — точно нахожусь в беззвучной пустыне… Как же выйти на сцену, когда знаешь, что ты беспомощен? Ужас охватывает при мысли, что вдруг забудешь какое-нибудь слово — забудешь, и никто, никто не сумеет тебе там, на сцене, помочь!» Остужев победил свой недуг… Нет, он не излечился, но все же долгие годы оставался на сцене дорого его сердцу Малого театра, затрачивая на подготовку ролей втрое больше энергии и сил, чем товарищи по искусству. Он выучивал полностью не только свои роли, но и роли всех своих партнеров для того, чтобы не пропустить их реплики и вести с ними сценический диалог». №8 стр. 21

Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они могут ее подкреплять, но могут и ослаблять. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные — ослабляют. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами и владеть ими.

Воля тесно связана с характером. Но воля и характер — не одно и то же. Воля непосредственно связна по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью, целеустремленностью. Мы говорим: «Человек с сильным характером».

Но характер не исчерпывается своей силой, он имеет содержание, которое эту силу направляет. Характер включает те свойства и действенные установки личности, ее направленность, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, формируется, с другой — проявляется.

6 стр., 2973 слов

«Воля как качество личности» методическая разработка

... становится волевым. Он выделяет аспекты, качества и стадии воли и предлагает множество практических упражнений, направленных на тренировку воли. К аспектам воли он относит ее оценочные характеристики, выделяя: 1) «сильную» волю; сила воли может ...

От нашей воли зависит, как мы используем в жизни другие достоинства своей психики. Человек может быть одаренным, но если у него слабая воля, он не использует свой талант и ничего в жизни не добьется. Ценность воли зависит, как мы знаем, не только от того, насколько сильной она является, но также от того, на что она направлена. Сильную волю можно иметь. Например, карьерист, который старается продвинуться в жизни за счет других, не стесняясь в средствах достижения цели. Преступник с сильной воли особенно опасен.

Проблема воли — одна из сложнейших проблем в психологии. Ее исследование имеет длительную историю, существуют различные научные представления о сущности воли, различные подходы к пониманию ее развития и места в общем психическом облике человека.

Глава 3. Волевые качества личности

§1. Волевые качества личности

Волевая регуляция поведения состоит в оптимальной мобилизованности личности, концентрации активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как:

  • сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели);
  • настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей);
  • выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения);
  • энергичность (концентрация всех сил для достижения конкретного результата).

Это — первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

Вторичные волевые качества развиваются в онтогенезе позже, чем первичные:

  • решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения);
  • смелость (умение побороть страх и идти на опосредованный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия);

волевой личность

  • самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики);
  • уверенность в себе.

Третичные волевые качества связаны с нравственными характеристиками личности:

  • ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований);
  • дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку);
  • принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении);
  • обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их);
  • агрессивность (способность к устранению и разрушению препятствий);

Сюда же относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду:

  • деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину);
  • организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда);
  • исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей).

Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

8 стр., 3841 слов

Физические качества человека. Средства и методы их воспитания

... и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Сила как физическое качество человека ... практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Метод ... включать в занятия как дополнительное средство для развития силы. Недостаток изометрических ...

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам.

§ 2. Цвет глаз и волевые качества личности

Существует ли какая-нибудь связь между волевыми качествами человека и цветом его глаз? Некоторые специалисты-психологи в последнее время склоняются к мнению, что это именно так. Проведенная статистика наводит на мысль, что люди с темными глазами упорны, выносливы, однако при трудностях, опасности, кризисном состоянии становятся слишком раздражительными, вспыльчивыми и запальчивыми. Они импульсивны и темпераментны; если занимают руководящую должность, то обижают подчиненных при малейшем нарушении. В то же время при возникновении неожиданных препятствий принимают быстрые и точные для данного момента решения. Не выносят рутины и, если не способны преодолеть ее, готовы бросить свою работу.

Сероглазые всегда упорны и решительны, но вместе с тем беспомощны перед рутинными задачами, которые не требуют особого умственного напряжения.

Светло-коричневые глаза говорят об известной замкнутости и индивидуальности. Люди с такими глазами легко справляются с однообразной деятельностью, но не выносят, чтобы ими командовали, и обычно работают лучше, когда предоставлены самим себе.

Голубоглазые выносливы, но сентиментальны, и житейское однообразие очень портит им настроение. Они обычно мрачны, угнетены, как говорится, люди настроения, часто сердятся.

Зеленоглазые относятся к самой счастливой категории — стабильны, с богатым воображением, решительны, знают свои возможности. Они сосредоточены и терпеливы, находят выход из любого положения. Человечны и строги, но справедливы. У них трудно вызвать состояние аффекта. Прекрасные слушатели и собеседники. Специалисты указывают на них как на идеальный тип руководителя. Эти наблюдения подтверждаются при проведении экспериментов с детьми. Некоторые исследователи считают, что связь между цветом глаз и поведением существует и у животных.

§3. Анализ оценки агрессивности

Под агрессивностью можно понимать свойства личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъективных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

9 стр., 4192 слов

Личность в психологии

... работе будут рассмотрены основные элементы, связанные с понятием личность. Будет дано ее определение и сравнение с такими понятиями, как «индивид», «индивидуальность», «человек». Определим основные свойства личности и ... состояния человека. Таким образом, термин «личность» охватывает даже не всю психологию человека. 2. Свойства личности 2.1 Способности Когда мы пытаемся понять, почему разные люди, ...

Флегматичный человек редко проявляет себя как интересный собеседник, но и с чрезмерно агрессивным, набрасывающимся как тигр из засады, неприятно общаться.

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими, и легко ли общаться с ним.

На основе этого теста в Башкирском экономико-юридическом техникуме в группе М-05-19 был проведен эксперимент: различна ли степень агрессивности у студента с хорошей успеваемостью, Сагитовой Екатерины Сергеевны, и «студентом-двоечником», Поляковой Александры Андреевны. В результате проведения теста выяснилось, что «отличник» умеренно агрессивен, но вполне успешно идет по жизни, поскольку в нем достаточно здравого честолюбия и самоуверенности. И, напротив, у «студента-двоечника» выявился следующий результат: он излишне агрессивен и при этом нередко бывает неуравновешен и чрезмерно жесток по отношению к другим людям.

Это можно заметить, если провести наблюдение на уроке: «отличник» ведет себя спокойно, уравновешенно, может «вспылить» лишь тогда, когда не согласен с мнением преподавателя, а считает свою точку зрения более верной. Это не отрицательный момент, так как человек, который хочет добиться чего-то в жизни должен высказывать свое мнение, если даже оно не совпадает с мнением остальных. А студент с неудовлетворительной успеваемостью ведет себя не дисциплинированно, комментирует слова преподавателя, огрызается на его замечания и спорит по поводу и без повода.

Отсюда можно сделать вывод, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

Заключение

Воля — это способность человека, которая проявляется в саморегуляции им своего поведения и психологических явлений.

Свои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнообразных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие является волевым.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность, при этом воля выступает как важный фактор регуляции.

Воля тесно связана со всеми сторонами психики: с потребностями, интересами, способностями, мировоззрением, убеждениями, процессами мышления, чувствами. Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они могут ее подкреплять, но могут и ослаблять. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные — ослабляют. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами и владеть ими.

Если человек, например, глубоко убежден в правильности своих действий, то он может приложить максимальные усилия воли и преодолеть большие трудности. Люди с сильной волей часто имеют высокие идеалы и глубокие интересы. Люди со слабо развитой волей не в силах отказаться от желаемого, сделать выбор между двумя равносильными мотивами. Они нередко отступают даже перед незначительными трудностями и проблемами.

4 стр., 1564 слов

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.

... активная, а не „реактивная" форма поведения». Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, ... человека, не­обходимая, но недостаточная для понимания психологии лич­ности. Таким образом, выделяется первая составляющая струк­туры личности — ее внутрииндивидная (интраиндивидная) под­система. Личность, ...

Гипотеза курсовой была подтверждена на основе проведения теста А. Ассингера. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/volya-kak-harakteristika-soznaniya/

1. В одиночку через океан. Урбанчик А.- М., 2001. — 468 с.

2. Гений в искусстве и науке. Цит. По Гончаренко Н.В. — М., 1999. — 394 с.

3. Записки «домового». Филиппов Б.М. — М., 2001. — 588 с..

4. Общая психология: Учебник. А.Е. Антипова. — М.: «Дрофа», 2007. — 512 с.

5. Общая психология :Учебник / Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. М.: Эксмо, 2007. — 560 с. — (Образовательный стандарт XXI).

6. Психические состояния: виды и функции. Рягузова Е.В. — 2-е изд., — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 1999. — 432 с.

7. Психологические механизмы волевой регуляции. Иванников В.А. М., 1998. -492 с.

8. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с.

9. Сочинения: Макаренко А.С. В 7 т. — М., 2003. — Т. IV. -703 с..

10. Энциклопедия по психологии. Г.П. Яковенко, Н.Г. Яковенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — К., «Сканер»,2006. — 352 с.

11. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. — М.: ООО «Издательство АСТ», 1997 -304 с. — (Практическая психология для всех)