Влияние цвета на поведение подростков

Курсовая работа

Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень — это камень, дерево — это дерево, кошка — это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может.

Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Психические процессы восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Одним из важнейших психических процессов вступает восприятие. Ежедневно мы воспринимаем большое количество информации поступающей из окружающей среды. Она в любой момент посылает нам тысячу всевозможных сигналов, из которых мы можем уловить лишь очень небольшую часть. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн — от самых коротких (гамма лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны).

Однако наши глаза чувствительны лишь к небольшому участку цветового спектра, но, несмотря на это обстоятельство, человек воспринимает большое количество различных цветов и оттенков. Присутствие цвета в жизни каждого человека играет огромную роль. Огромное количество книг с иллюстрациями, рекламные баннеры, телевизионные программы, да и, наконец, обои в вашем доме — всё имеет определённый цвет. В данное время цвет широко используется в творчестве и во всём, что с ним связано. К их числу относится и живопись.

Известно, что на современном этапе интерес к живописи растёт и приобретает широкое распространение в молодёжной среде. Молодые люди и подростки всё чаще интересуются новыми направлениями и использованием цвета.

Известно , что цвет воздействует на нас сразу на нескольких уровнях в следующих направлениях:

  • на физическом уровне;
  • на психологическом уровне;
  • пробуждает интуицию;
  • способствует развитию творческих способностей.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации, так же известно , что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой.

24 стр., 11521 слов

Психические познавательные процессы

... конструирования определения психического явления можно дать более развернутое определение восприятию: Восприятие (перцепция) - это психический познавательный процесс представляющий собой ... объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений. Рис. 1. Восприятие обусловлено тем, какие ... выделяются и субмодальные ощущения, такие как ощущения цвета, пространства и т.д. 2. По Шеррингтону ( ...

Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющую воздействия цвета на человека. Эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Неоспоримым фактом является и то, что выбор цвета отражает психологические качества человека. Выбор того или иного цвета может очень многое сказать о человеке.

А живопись это и есть прежде всего выбор цвета. Поэтому будет целесообразным посвятить курсовую работу именно изучению этой темы.

Цель : исследовать специфику восприятия цвета у младших подростков и студентов психологов младших курсов.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих исследовательских задач:

1. Осуществить теоретический анализ психологических особенностей восприятия как психологического феномена.

2. Провести эмпирическое исследование особенностей восприятия цвета у студентов-психологов младших курсов и младших подростков.

3. Осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов исследования особенностей восприятия цвета у студентов-психологов младших курсов и младших подростков.

4. Осуществить сравнительный анализ полученных результатов исследования особенностей восприятия цвета у студентов-психологов младших курсов и младших подростков.

Объектом исследования являются, В качестве предмета были взяты

Гипотеза — цветные изображения вызывают больший спектр эмоций, чем чёрно — белые.

Методологической основой исследования

Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы в процессе исследования используются следующие методы :

1. Теоретические

2. Эмпирические

1. Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарта, адаптированная Леоновой А.Б.

2. Микросочинение (сочинение — самонаблюдение): направленное на описание изменений в эмоциональном состоянии, руководствуясь следующими вопросами:

1. Какая картина Вам понравилась более? Почему?

2. Какие эмоции вызвали у Вас оба изображения?

В качестве математического метода обработки полученных данных использовался непараметрический критерий Манна — Уитни.

Практическая значимость полученных результатов., Теоретическая значимость., Эмпирическая база исследования

1. Теоретические аспект исследования особенностей восприятия цвета у младших подростков и студентов-психологов младших курсов

1.1 Общее представление о восприятии

Явления окружающей среды, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений. Однако процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных звуков, цветовых или световых пятен и т.п., он живет в мире вещей, предметов, форм или ситуаций. Когда человек воспринимает окружающие его вещи, дома, книгу, других людей, он имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отображение этих образов выходит за пределы отдельных ощущений, оно опирается на совместную работу органов чувств, которые осуществляют синтез отдельных ощущений в общие комплексные системы. Только в результате такого объединения мы превращаем отдельные ощущения в целостное восприятие, переходим от отражения отдельных признаков к отражению предметов и ситуаций, т.е. в более обобщённые формы.

4 стр., 1703 слов

Психолого-педагогические аспекты восприятия младшим школьником ...

... действительности младшим школьником Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет ...

Но было бы неправильно сказать, что процесс восприятия это просто суммирование отдельных ощущений, процесс восприятия гораздо сложнее.

Во-первых, он требует выделения из комплекса воздействующих признаков основных из них, в то же время, отвлекаться от несущественных признаков; а во-вторых, процесс восприятия требует объединения группы основных важных признаков и сопоставления этой информации с прошлым опытом, т.е. с уже имеющимися знаниями о предмете.

Итак, теперь мы можем дать определение понятию «восприятие».

«Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств» [1,с.5]. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при прямом их воздействии на органы чувств [1].

Поскольку оказывается, что элементы того, что мы воспринимаем всегда объединяются в структуру, возникает вопрос, как они структурируются?

Первыми серьезно подошли к изучению вопроса об организации восприятия гештальт-психологи. В ходе исследований они вывели некую закономерность.

Восприятие характеризуется целостностью. Так, наслаждаясь цветущими тюльпанами, мы не воспринимаем их как совокупность красных овальных объектов на фоне зеленых линий и пятен, а видим красивые бутоны, стебли и листья. Любой образ представляет собой некую связную картину [6].

Объединение воспринимаемых нами объектов в целое происходит по различным принципам, в том числе и по принципу близости, сходства, непрерывности.

По принципу сходства объединяются подобные между собой предметы.

В соответствии с принципом непрерывности, человек воспринимает мир, связывая разные элементы последовательно, т. е придавая им определенную ориентацию.

Принцип замыкания предполагает, что мы стремимся мысленно дорисовать незаконченные изображения и заполнить промежутки. По нескольким штрихам легко распознать геометрическую фигуру, лицо, силуэт и многое другое.

Принцип простоты побуждает нас при любых условиях видеть в первую очередь объекты «хорошей формы» — завершенные, симметричные, «правильные», целостные, простые. Например, среди больших камней на берегу моря мы скорее остановим свой взгляд на камнях округлой или прямоугольной формы, чем на остальных.

Множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются нами целостно, как единый движущийся объект.

Эти принципы имеют разную силу. Менее других предопределяет результаты восприятия принцип близости, а более всех принцип простоты. Законы организации восприятия работают постоянно. Профессионалы учитывают их в тех случаях, когда требуется управлять человеческим восприятием: в обучении, живописи, архитектуре, дизайне одежды и многих других сферах деятельности [6].

«Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные сенсорные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация» [4, с. 135].

8 стр., 3805 слов

Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком ...

... восприятия человека человеком в профессиональной деятельности медицинского работника. Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком в профессиональной деятельности. 1.1. Содержание понятия «восприятие» ... связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения ... альтернативны данной. Например, Р. Грегори считал, что образы восприятия — это ...

Описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. Ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проекционных зон [4].

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, которые вызваны внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой разные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

Таким образом, главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной категории [14].

По сути, распознавая объекты, мы делаем выводы о множестве скрытых свойств объекта. Любой объект обладает определенной формой, величиной, цветом и т.д. Все эти свойства важны для его распознания.

Опираясь на различные источники, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, которые участвуют в процессе восприятия. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие [12].

«Восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы» [8, с.43]. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Например, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

13 стр., 6474 слов

Межличностное восприятие человека человеком

... механизмы познания и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Например эффекты ореола, эффект новизны и эффект ... деятельности установление эмоциональных отношений Структура межличностного восприятия обычно описывается как трёхкомпонентная. Она включает в себя: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия. ...

Классификацию основных видов восприятия можно выразить следующим образом :

По модальности:

  • осязательное;
  • зрительное;
  • слуховое;
  • обонятельное;
  • вкусовое.

По форме существования материи:

  • пространства;
  • времени;
  • движения [2].

Так как изучаемая тема связана с восприятием произведений искусства, считаю, уместным более детально рассмотреть зрительное восприятие.

Зрительное восприятие вовлекает многочисленные источники информации помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда мы смотрим на объект. В процессе восприятия, как правило, включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта, а этот опыт не ограничен зрением. Это еще раз подчеркивает активный процесс восприятия [3].

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его прошлые опыт и практика. Если Вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первом этапе восприятия вы постараетесь обнаружить какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. «В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким, образом, при восприятии активизируется прошлый личный опыт» [3, с.96]. Поэтому один и тот же предмет может неодинаково восприниматься различными людьми. Знания и опыт оказывают на восприятие значительное влияние. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы, тем не менее, безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия между автомобилями разных конструкций и не замечает многих других особенностей машин. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко и безошибочно находит брак не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски. Так, мать спящего ребенка может не слышать то, что делается на улице, но мгновенно реагирует на любой звук со стороны ребенка [3].

Восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и достаточно долгой практики [18].

Перцептивные действия и критерии адекватности образа не остаются неизменными, а проходят значительный путь развития вместе с развитием самой деятельности. Это значит, что важнейшей характеристикой восприятия является его историчность — обусловленность конкретными условиями протекания деятельности и прошлым опытом субъекта. Наблюдение над ослепшим в десятимесячном возрасте человеком, которому зрение было возвращено в 52 года, провел английский психолог Р. Грегори. Зрительное восприятие этого человека было ограниченно узнаваемым путем осязания. Он так и не научился читать с помощью зрения, однако узнавал зрительно заглавные буквы и цифры, которые его учили читать в школе для слепых. Рисунки этого человека также свидетельствуют о неспособности воспроизвести что-либо, о чем он раньше не знал через осязание. Например, он не мог нарисовать переднюю, часть автобуса, так как не имел возможность исследовать ее руками.

18 стр., 8783 слов

Особенности развития восприятия детей младшего школьного возраста

... восприятие. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ними что-то новое. Однако восприятие в начале обучения отличается своеобразными особенностями ... от особенностей воспринимаемого объекта выделяют такие виды, как восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком. Последнее носит ...

«В ходе социальных контактов ребенок постепенно усваивает общественно выработанные системы сенсорных качеств — сенсорные эталоны» [6, с.73] .К ним относятся: звуковая шкала музыкальных звуков, система геометрических форм, «решетка фонем» родного языка. Если сенсорные эталоны представляют собой результат общественно-исторической деятельности человека, то результат индивидуальной деятельности человека по усвоению сенсорных эталонов называется оперативными единицами восприятия. Оперативные единицы восприятия выступают как содержание, выделяемое субъектом при выполнении той или иной перцептивной задачи. Развитие восприятия связано со сменой оперативных единиц восприятия [6].

Эта смена выражается в преобразовании групп случайных, частных признаков, в структурные, целостные признаки. В результате того, что оперативными единицами восприятия становится образы предметов и даже модели целых ситуаций, возникает возможность одномоментного восприятия, независимо от числа содержащихся в предмете или ситуации признаков. Разумеется, задача формирования образа, может возникнуть и вне детского возраста. Всякий раз, при столкновении с новым, или при неадекватности образа, процесс восприятия вновь превращается из одномоментного в последовательный и совершается с помощью развернутых перцептивных действий.

Таким образом, развитие восприятия приводит к созданию определенной совокупности образов или перцептивных моделей окружения [22].

Если на фазе построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или действия на основе сложившихся оперативных единиц восприятия, характеристики и направленность процесса существенно изменяется.

1.2 Представление о психологическом воздействии цвета на человека

На эмоциональное восприятие цветов влияют не только обычаи, но и физиологические факторы. Вернее, физиология здесь первична, а уже потом возникли традиционные значения цветов [17].

С одной стороны, восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. С другой стороны, из школьного курса физики мы знаем, что цвета — это излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения. Глаз воспринимает цвет, и мгновенно в мозге начинается процесс, отзывающийся в периферийной нервной систем [21].

Например, так называемые «горячие» цвета — красный, оранжевый и желтый — имеют наибольшую длину волны, что требует для восприятия значительного количества энергии. Это цвета активно-наступательного характера, они оказывают стимулирующее воздействие на мозг, увеличивают чистоту пульса и дыхания. И напротив, холодные цвета, зеленые и голубые — коротковолновые, и поэтому легко воспринимаются. Вызываемое ими успокоение связано с замедлением метаболизма. «Помимо естественной реакции нашего организма, в восприятии цвета немаловажную роль играет жизненный опыт» [24, с 81]. Цвет одежды также красноречив. Например, кого из женщин-специалистов вы выберете в качестве финансового советника — ту, которая носит темно-синий костюм, или девушку в ярко-розовой кофточке? Понятие «цветовой коммуникации» относится не только к области одежды, но и к убранству дома, рекламе, дизайну новой продукции и оформлению торговых предприятий [24].

21 стр., 10241 слов

Особенности восприятия света человеком

... измерить длину световых волн, чем их частоту, хотя это не относится к низкочастотным радиоволнам. Длина световой волны ... ряды, связывающие цвет и ощущение, цвет и эмоцию. Вырастая, человек начинает подходить к цвету с прикладной ... призма преломляет свет, а линзы создают изображение. Закон преломления (отклонение луча света ... мозг, мы всегда видим прошлое. Наше восприятие Солнца запаздывает на 8 мин.; ...

Давайте посмотрим, какое именно влияние оказывают цвета на повседневное поведение людей. Восприятия цвета отличается в зависимости от конкретных оттенков, вот, например, красный цвет: стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Он способствует активности, уверенности, дружелюбию. Однако в больших количествах может провоцировать ярость, гнев. Насыщенный красный — цвет, выражающий скорость, мощь, игру, опасность и страсть. Красный захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план. Красный создает ощущение тепла. Кофе кажется горячее в красной чашке, нежели в зеленой [25].

Предпочтение красного цвета означает уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях. Отклонение красного цвета: страх переживаний, физическое и нервное истощение.

Более тёплый цвет, а именно оранжевый. Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать. Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты. Оранжевый обладает стимулирующими свойствами, создает впечатление дружелюбия, открытости и склонности к авантюрам. Ярко-оранжевый хорошо заметен, что обеспечило его использование в предупреждающих сигналах. Пикантные (осенние) тона оранжевого цвета теплы, экзотичны и привлекательны. Предпочитающие оранжевые цвета способны к креативному мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности. Оранжевый активен, и поэтому любим детьми и спортсменами. Предпочтение оранжевого цвета означает активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость. Отклонение оранжевого цвета: переизбыток энергии, желание уединения, тишины, спокойствия, стремление к бездействию [25].

Как и оранжевый, желтый, тоже, тёплый цвет, он яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма. Желтый цвет — самый счастливый цвет спектра, он олицетворяет тепло, оптимизм, приподнятое настроение, счастье, радость. Желтый активно выступает в пространстве, и поэтому считается самым заметным цветом; его предпочитают для дорожных знаков и различного рода упаковок. Желтый цвет стимулирует ясное мышление. Желтый цвет активизирует другие цвета, делая горячие гаммы сияющими и оживляя прохладные цвета. Обилие желтого может утомить. Его приглушенные тона располагают к общению, а золотистые связаны с представлением о богатстве. Предпочтение желтого цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем. Отклонение желтого цвета: разочарование, тревожное состояние, утомление от зрительных впечатлений [25].

26 стр., 12673 слов

Философия цвета в рекламе

... моментов. Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от ... и символика: движение, скорость, ритм, радость, эмоции, чувственность, жизнерадостность, общительность, лень, зависимость. Тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, ...

Восприятие зелёного цвета отличается от предыдущих тем, что — это жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу. Бледно-зеленый — успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения. Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости. Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом. Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах. Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны. Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда: сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению. Отклонение зеленого цвета: перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации [25].

Голубой цвет, прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия. Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению. Почти все наши ассоциации с голубым имеют положительный характер, что подтверждает его ободряющее и умиротворяющее воздействие. Цвет морской волны внушает уважение, выражает лояльность, доверие, надежность и целостность. Голубой может раздвигать пространство, и кажется, что время в его присутствии течет медленнее. Во многих культурах темно — синий отождествляется с богатством, а лидеров награждают «голубой лентой». Предпочтение голубого цвета означает стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент.

Отклонение голубого цвета: бегство от разрядки и покоя, слабость, длительная депрессия, недостаток дружеских связей в коллективе, неудовлетворенное честолюбие, стремление к превосходству [25].

Психология восприятия фиолетового цвета связана с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистикой. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности. Предпочтение фиолетового цвета означает стремление очаровывать, чувственность, внушаемость. Отклонение фиолетового цвета: контроль чувствительности, стремление к порядку. Коричневый, так же как и оранжевый с жёлтым , относится к тёплым оттенкам, поэтому: Коричневый — теплый, «уютный» цвет, он ассоциируется с землей, деревьями, камином и домом. Наблюдается тенденция покупать дорогие предметы коричневого цвета в периоды с неустойчивой экономикой, т.к. он считается вневременным. Этот цвет популярен в одежде, носящие ее люди считаются открытыми, надежными и искренними. Бумажные пакеты коричневого цвета свидетельствуют об экологической чистоте упакованных продуктов [25].

10 стр., 4757 слов

Восприятие цвета человеком

... за так называемое сумеречное зрение (восприятие изображения в неполной темноте). В это время цветовое зрение частично отключается. На восприятие цвета в равной степени влияет не ... цвета, физиологию - процесс восприятия цвета человеком и превращения его в цвет, психологию - проблема восприятия цвета и воздействия его на психику, способность вызывать различные эмоции, биологию - значение и роль цвета ...

Что касается серого цвета, то он: соотносится с беспристрастностью, формализмом, высокомерием и консерватизмом. В отличие от коричневого, серому цвету не хватает тепла, что делает его отстраненным, торжественным, а порой и унылым. Серый цвет ассоциируется с мудростью и зрелостью. Серый металлик связан с представлениями о прогрессе, скорости и профессионализме. В домашней обстановке серый цвет выглядит прохладным и успокаивающим, но не располагает к дружеской беседе и возникновению аппетита. Восприятие белого цвета человеком характеризуется тем, что: белый цвет символизирует чистоту, невинность, добро и истину. Хотя белый относится к нейтральным цветам, он считается холодным, так как ассоциируется со снегами и льдами. Белый часто используют для выражения стерильности и безопасности. В международном праве флаг белого цвета считается призывом к перемирию.

Это положительный цвет, содержащий в себе все цвета спектра. Одним из основных цветов является черный. Он обладает парадоксальными свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с тишиной, бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может тормозить принятие решение и изменения в жизни. Черный цвет авторитарен и в больших дозах может произвести впечатление агрессивности. Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение. В геральдике черный цвет — символ скорби. Черный дает ощущение веса и глубины. Людям кажется, что фигуры черного цвета весят больше, чем такие же фигуры белого цвета. Предпочтение черного цвета означает нехватку или отсутствие в жизни чего-то очень важного, чувство смерти, ощущение судьбы, религиозность, наступление депрессии, отвержение окружающих. Иногда: выражение протеста, негативизм, агрессия, способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам. Отклонение черного цвета: предприимчивость, смелость, умение преодолевать помехи, презрение к угрозам [25].

Таким образом, существуют общие закономерности воздействия цвета на человека. Среди них первичны психологические реакции, которые определяются тем, что цветовая среда может создать легкое, приподнятое настроение, или, наоборот, подавлять активность. Цвет способен вызвать чувство бодрости и усталости, легкости и тяжести. Среди психологических реакций на цвет есть и вторичные, когда выбранный цвет создает ощущение легкого, свободного, расширяющегося пространства, а может подчеркнуть массивность стен, замкнутость и концентрированность пространства [16].

Тем не менее, воздействие цвета на каждого человека сугубо индивидуально.

В итоге можно сделать вывод, что восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Развитие восприятия приводит к созданию определенной совокупности образов или перцептивных моделей окружения. Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Главной же функцией восприятия является обеспечение распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной категории.

Говоря о природе восприятия цвета, существуют общие закономерности воздействия его на человека. Среди них первичны психологические реакции, которые определяются тем, что цветовая среда может создать легкое, приподнятое настроение, или, наоборот, подавлять активность. Цвет способен вызвать чувство бодрости и усталости, легкости и тяжести. Восприятие цвета зависит от физиологических особенностей и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. Тем не менее, воздействие цвета на каждого человека сугубо индивидуально.

2. Эмпирическое исследование особенностей восприятия цвета у младших подростков и студентов-психологов младших курсов

2.1 Описание процессов проведения эмпирического исследования специфики восприятия цвета у младших школьников и студентов-психологов младших курсов

Эмпирическая часть нашей работы выстраивалась, исходя из понимания психологических аспектов феномена восприятия.

Опираясь на принятое рабочее определение восприятия, нами была поставлена цель: исследовать специфику восприятия цвета у младших подростков и студентов психологов младших курсов.

Для получения научно-обоснованных результатов мы считаем необходимым использование диагностических тестовых методик и методов математической статистики для получения надёжных, валидных результатов.

В исследовании специфики восприятия цвета для поиска особенностей восприятия цвета у младших школьников и студентов-психологов младших курсов из генеральной совокупности было выбрано две группы. Первая группа состояла из 25 человек, которые являются студентами психологами 2 курса Крымского гуманитарного факультета Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова. Во второй группе было выбрано 25 человек из среднеобразовательной школы №47 города Севастополя возрастом 12-14 лет.

В состав групп входили люди из разных социальных слоёв, разного вероисповедания, разных национальностей. Участие всех испытуемых было добровольным. Исследование проходило в эмоционально стабильной атмосфере, присутствовал психологический комфорт. При процедуре исследования внешние факторы никаким образом не отвлекали испытуемых.

При выборе самого оптимального из методов было исследовано много методов. Вот некоторые из них: диагностика эмоциональной устойчивости по особенностям речи [19], автоматизированная диагностика эмоциональной реактивности на основании предпочтения цвета или формы в структуре психического образа [15], методика экспертного визуального определения эмоционального состояния по мимике лица, цветовой тест М. Люшера и др. Использование цветового теста М. Люшера относится к проективным методикам, и в последнее время он довольно широко используется для диагностики психических состояний.

Однако наиболее приемлемым для нас выступает метод «Шкалы дифференциальных эмоций» К. Изарта, адаптированная А.Б. Леоновой. И., для понимания полноты изменений , испытуемым предлагается написать маленькое сочинение — самонаблюдение.

Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) — инструмент самоотчета, созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций, а также диагностики самочувствия испытуемого. Она представляет собой список общеупотребительных определений, которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций. С помощью этой шкалы можно оценивать целый ряд эмоций человека. Изменение в инструкции позволяет использовать тот же самый набор шкал для оценки эмоциональных переживаний (частота, с которой в течение определенного времени переживается эмоция, может рассматриваться как «эмоциональная черта»).

Шкала состоит из 30 прилагательных (по три для каждой из 10 фундаментальных эмоций) [5].

Целью методики является выявить преобладающую эмоцию (эмоциональные переживания) в данный момент (по первой шкале) и частоту ее проявления (по второй шкале).

Описание шкал

Чем выше значение по каждой из нижеперечисленных эмоций, тем она больше выражена.

Интерес — осознанная потребность, характеризующая отношение человека к предметам и явлениям действительности, имеющим для него значение, притягательность.

Радость — внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья.

Удивление — эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации.

Горе — сильная глубокая печаль.

Гнев — отрицательно окрашенное переживание, направленное против испытываемой несправедливости, и сопровождающееся желанием устранить её.

Отвращение — сильная форма неприятия, приводящая к раздражению и фобиям.

Презрение — возникает по отношению к объекту, демонстрирующему качества или поведение, которые человек не позволяет себе демонстрировать, так как воспринимает их социально неприемлемыми.

Страх — внутреннее переживание, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.

Стыд — отрицательно окрашенное переживание, объектом которого является какой-либо поступок или качество.

Вина — отрицательно окрашенное переживание, объектом которого является некий поступок, расценивающийся как причина негативных для других людей последствий [5].

Интерпретировать результаты, полученные при этом исследовании, нужно следующим образом:

Соответственно, где сумма будет больше, тем более ярко выражена та или иная эмоция.

Далее подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом, обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно:

K = (C1+C2+C3+C9+C10) / (C4+C5+C6+C7+C8),

После получения показателей можно будет определить то, что если показатель К больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека,

Если К меньше 1 — самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное или соответствующее дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.

После того, как испытуемые заполнили нужные шкалы, им было предложено написать маленькое сочинение — самонаблюдение.

Инструкция

Уважаемые участники! После просмотра двух изображений вы испытали много разнообразных эмоций. Сейчас вам предлагается написать небольшое сочинение. Оно будет состоять из 6 предложений, где вам необходимо описать ваши эмоции после просмотра первого и второго изображения. Пишите максимально искренно. А самое главное, отметьте, какое изображение вам больше понравилось, какое именно вызвало больше эмоций и почему.

Процедура исследования проходит в 3 этапа.

На первом этапе показывается цветной рисунок современной украинской художницы Марии Зельды. Испытуемые в течении 30 секунд рассматривают картину. Затем им предлагается пройти вторую часть методики «Шкала дифференциальных эмоций», которая наглядно представит показатели преобладающих эмоций в данный момент, после просмотра данного изображения.

Второй этап будет проходить следующим образом. Испытуемым будет показан серый рисунок современной украинской художницы Марии Зельды. Как и в предыдущем этапе, время для рассмотрения рисунка 30 секунд. После этого испытуемым предлагается опять пройти вторую часть методики «Шкала дифференциальных эмоций». Это необходимо для сопоставления результатов изменения эмоций после просмотра первого и второго изображения и выявления изменений в эмоциональном состоянии.

Третьим этапом предполагается написание испытуемыми сочинения самонаблюдения, которое поможет лично каждому отрефлексировать изменения в своём эмоциональном состоянии.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей восприятия цвета у студентов — психологов и младших подростков

Процедура исследования проходила в 3 этапа. Участникам предлагалось просмотреть два изображения, а именно: Цветной рисунок украинской художницы Марии Зельды « Таинство ночи» и чёрно — белое изображение той же художницы под названием «Детская радость». После просмотра респондентами необходимо было ответить на вопросы методики К. Изарта «Шкала дифференциальных эмоций», адаптированную А.Б. Леоновой. После чего каждому участнику исследования предлагалось описать изменения в эмоциональном состоянии, и написать небольшое сочинение, руководствуясь следующими вопросами:

3. Какая картина Вам понравилась более? Почему?

4. Какие эмоции вызвали у Вас оба изображения?

По результатам диагностики с помощью методики К. Изарта было выявлено, что у большинства испытуемых в 2-х группах при просмотре цветного изображения преобладают следующие эмоции: интерес, радость, удивление, стыд и вина. А при просмотре чёрно — белого изображения преобладают удивление, радость и отвращение, однако, так же высокие показатели имеют и другие шкалы, а именно: гнев, горе, стыд, презрение, страх и вина. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что больший спектр эмоций возник у обеих групп при просмотре чёрно — белого изображения.

Получив данные, можно сделать сравнительный анализ изменений ,происходящих в двух группах. Исходя из полученных показателей можно сказать, что шкалы: «Горе», «Гнев», «Отвращение», «Презрение», «Страх», «Стыд» и «Вина» при просмотре цветного изображения в обеих группах отмечаются минимальными значениями. Это может свидетельствовать о том, что, не смотря на возраст, наличие жизненного опыта или каких — либо личностных характеристик, наличие ярких цветов в изображении вызывает лишь положительные эмоции, а негативные эмоции отмечают лишь некоторые участники, которые в момент проведения исследования находились в подавленном или безразличном состоянии. Именно эта особенность может объяснить наличие высоких показателей по вышеперечисленным шкалам.

Отличием в показателях после просмотра цветного изображения является так же количество поставленных баллов. То есть при интерпретации результатов, несмотря на выраженность одних и тех же шкал в обеих группах, наблюдается значительная разница в количестве баллов, которыми была оценена та или иная эмоция, а именно шкала «Интерес» и «Радость». Студенты гораздо выше оценивают интенсивность проявления данных эмоций, в сравнении с подростками, у которых показатели преобладающих эмоций отличаются от минимально проявляющихся всего лишь в пару баллов. Это может объясняться тем, что чем старше человек, тем больше и чётче от понимает свои эмоции и может их распознать и оценить частоту проявления, в отличии от подростков, которые только учатся структурировать свои чувства и эмоции.

После просмотра чёрно — белого изображения у участников обеих групп наблюдается более широкий спектр эмоций, как позитивных, так и негативных. Возможно, такие изменения последовали потому, что на картине нет ярких цветов, которые притягивают к себе взгляд, и первым делом наблюдающие обращают внимание на сюжет. Однако при оценивании участники исследования чаще более высоко оценивают шкалы с негативной характеристикой, такие как «Горе», «Гнев» и «Отвращение». Исходя из этого, можно сделать предположение, что отсутствие ярких цветов и наличие серых или тусклых оттенков всё- таки оказывают влияние на восприятие рисунка.

Далее при обработке полученных результатов с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни в системе STATISTICA мы получили ряд статистически значимых различий между эмоциями при просмотре цветного изображения у студентов и подростков и при просмотре чёрно — белого изображения.

Далее, осуществляя качественный анализ полученных результатов обратим внимание на то, что, есть различия между шкалой «Интерес» у студентов и подростков при просмотре цветного и чёрно — белого изображений при (U = 215 , р = 0,05,).

То есть это говорит о том, что у студентов психологов и подростков цветные и чёрно — белые изображения вызывают разный интерес. Это может объясняться тем, что студенты имеют больший жизненный опыт и их знания в области живописи шире, они больше обращают внимание на сюжет, а не на цветовую гамму. Для подростков более важно цветовое оформление, им интереснее наблюдать палитру цветов, чем многообразие сюжета. Это объясняется тем, что в структуре личности подростков преобладает эмоциональный компонент, чем когнитивный. Т.е подростки воспринимают мир с помощью эмоций, а у студентов преобладает когнитивное восприятие мира.

Так же различия наблюдаются и по шкале «Радость» после просмотра цветного изображения при (U= 116, р = 0,004).

Это опять же может объясняться тем, что подростки более эмоциональны и непосредственны, чем студенты. То есть у этих 2 групп внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья различно, и может различаться как в зависимости от возрастных показателей, так и в зависимости от личностных характеристик.

Различия наблюдаются и по шкале «Презрение» после просмотра цветного рисунка при (U = 203, р = 0,03).

Презрение — возникает по отношению к объекту, демонстрирующему качества или поведение, которые человек не позволяет себе демонстрировать, так как воспринимает их социально неприемлемыми. В разном возрасте эта черта проявляется по — разному, поэтому это может объясняться тем, что студенты более уравновешены, нежели подростки.

Чтобы более широко рассмотреть представление о восприятии цвета, участникам было предложено написать мини сочинение, в котором они смогли бы в полной мере описать все те эмоциональные изменения, которые они испытали. На этом этапе исследования респонденты наиболее активно делились своими впечатлениями.

И уже после, интерпретируя то, что было написано респондентам, мы выявили ряд закономерностей:

1. Практически все респонденты отмечали цветное изображение, описывая хорошие эмоции после его просмотра, лёгкое и приподнятое настроение.

2. В обеих группах было отмечено большое количество деталей именно в цветном изображении. Вот лишь некоторые из них: наличие светлячков на рисунке, задумчивое лицо девушки, время суток — рассвет либо ранний вечер.

3. Чёрно — белое изображение у студентов вызывало неоднозначные эмоции, так как они отмечали хороший сюжет — весёлую девочку, которая им симпатична, но и наличие тусклости и серости в тонах их отталкивало, подростки же, не обращали внимания на сюжет, а описывали лишь тусклость и неяркость данного изображения.

Если осуществить количественный анализ двух групп, то можно сказать, что из 100% испытуемых 75% отметили цветное изображение, 23% — чёрно — белое и 2% воздержались от выбора.

Делая общий вывод после обработки сочинений можно сказать, что подросткам свойственно поверхностное восприятие изображения, т.е. они, смотрят лишь на наличие цветов, красок. Студенты психологи, в силу своих профессиональных направленностей уже обращают внимание на детали, поэтому оценивая то или иное изображение, они строят свои предпочтения, основываясь на личных знаниях, приобретённых по дисциплинам, они уже больше знают о том, что может, значит, рисунок и краски которые использованы в нем.

Для более полного представления о восприятии цвета подростками и студентами психологами целесообразным будет представить самые часто встречаемые ответы.

Чаще всего встречались следующие ответы:

1. Мне понравилась первая цветная картина, потому что когда я на неё смотрю, мне хочется мечтать, после просмотра у меня поднялось настроение

2. На первой картина много добра и спокойствия, поэтому я выбираю ей.

3. Мне нравиться картинка, где девочка с флейтой (цветная), потому что она загадочна, и я люблю синий цвет.

1. По результатам диагностики с помощью методики К. Изарта было выявлено, что у большинства испытуемых в 2-х группах при просмотре цветного изображения преобладают следующие эмоции: интерес, радость, удивление. А при просмотре чёрно — белого изображения преобладают удивление, радость и отвращение, однако, так же высокие показатели имеют и другие шкалы, а именно: гнев, горе, стыд, презрение, страх и вина.

2. Однако в показателях есть и различия. А именно:

  • различия между шкалой «Интерес» у студентов и подростков при просмотре цветного и чёрно — белого изображений при (U = 215 , р = 0,05,);
  • различия наблюдаются и по шкале «Радость» после просмотра цветного изображения при (U= 116, р = 0,004);
  • различия наблюдаются так же по шкале «Презрение» после просмотра цветного рисунка при (U = 203, р = 0,03).

Во всех остальных шкалах показатели примерно сходны, т.е. у студентов и подростков восприятие в рамках этих шкал примерно одинаковое.

3. Осуществляя количественный анализ сочинений в двух группах, то можно сказать, что из 100% испытуемых 75% отметили цветное изображение, 23% — чёрно — белое и 2% воздержались от выбора.

4. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что больший спектр эмоций возник у обеих групп при просмотре чёрно — белого изображения, что опровергает гипотезу о том, что цветные изображения вызывают больше эмоций, чем чёрно — белые.

Заключение

Анализ литературы позволил заключить, что восприятие является одним из познавательных процессов и обозначает процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств. Первыми серьезно подошли к изучению вопроса об организации восприятия гештальтпсихологи, которые вывели основополагающую закономерность, что восприятие характеризуется целостностью.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разными мыслительными процессами. Опираясь на различные источники, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия лежат различия в анализаторах, в основе второй — формы существования материи: пространство, время и движение.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта.

Говоря о связи эмоций и восприятия, можно сказать, что на эмоциональное восприятие цветов влияют не только обычаи, но и физиологические факторы. Восприятие цвета зависит от физиологических особенностей глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. Тем не менее, воздействие цвета на каждого человека сугубо индивидуально.

Эмпирические данные показали, что у большинства испытуемых в 2 группах при просмотре цветного изображения преобладают следующие эмоции: интерес, радость, удивление. А при просмотре чёрно — белого изображения преобладают удивление, радость и отвращение. Есть различия по шкалам «Интерес», «Радость», « Презрение». Во всех остальных шкалах показатели примерно сходны.

Сочинение показало, что большинству респондентов понравилась больше цветная картина, она вызвала больше положительных эмоций, однако было зафиксировано и интерес к чёрно — белому изображению у студентов психологов, которые оценивали свои эмоции после просмотра не только по наличию цвета. Таким образом, мы выяснили , что больший спектр эмоций возник у обеих групп при просмотре чёрно — белого изображения по результатам методики «Шкала дифференциальных эмоций», что опровергает гипотезу о том, что цветные изображения вызывают больше эмоций, чем чёрно — белые. Однако по ответам, полученным в ходе написания респондентами сочинения, стало известно, что более всё-таки понравилось цветное изображение, что доказывает гипотезу.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/vliyanie-tsveta-na-psihiku-rebenka/

1. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М., 1973, 244 с.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — СПб., 2000,

655 с.

3. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М., 1970, 160 с.

4. Джемс У. Основы психологии. — М., 1991, 368 с.

5. Елисеев О.П. Дифференциальные шкалы эмоций (по К.Изарду) Практикум по психологии личности — СПб., 2003, 227 с.