Педагогическая наука находится в постоянном развитии. По мере того как изменяется роль человека в обществе, изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, происходит постоянное совершенствование педагогических методов, появляются новые идеи и взгляды.
Соответственно изменениям подвергаются и важнейшие категории, составляющие целостный педагогический процесс, например, обучение. Обучение – это сложный процесс, уступающий может быть, только воспитанию и развитию. Поэтому дать точное и всестороннее определение достаточно сложно. В разные времена процесс обучения рассматривали по-разному, и в зависимости от эволюции общества он постоянно совершенствовался. Но в целом, под обучение в педагогике понимается процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого педагог передает, а учащийся активно воспринимает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащегося.
Как мы видим, обучение является сложным и многосторонним явлением, именно поэтому необходимо его правильное понимание и осмысление, особенно это важно для будущих педагогов. Правильное понимание процесса обучения необходимо, так как учебная деятельность это не только один из самых эффективных способов добывания и получения знаний, но и направление всестороннего развития личности.
Проблема процесса обучения является достаточно актуальной в наше время, так как сейчас активно проходят изменения в сфере
Теоретической базой работы послужили труды таких авторов как Бордовская Н.В., Реан А.А. («Педагогика»), Гребенюк Т.Б. («Дидактика и педагогическая психология»), Смирнов А.А. Педагогика. («Педагогические теории, системы, технологии»), Подласый И. П. («Педагогика») и др.
Объектом нашего исследования является дидактика – это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Предмет исследования – процесс обучения, как основная категория дидактики.
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать основные виды и формы организации обучения.
В рамках указанной цели решались
1) проанализировать понятие и сущность процесса обучения;
2) охарактеризовать различные виды обучения;
3) рассмотреть формы обучения, их особенности, признаки и функции.
Глава I. Понятие и сущность процесса обучения
«Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы».
Проблемы воспитывающего обучения в истории педагогики
... воспитания и обучения в образовательной практике Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней: В 2 т. СПб., 2000.С.21. Новый взгляд на проблему взаимодействия воспитания и обучения в образовательном процессе возник в ... воспитывающего обучения. 1. Коменский выдвинул принцип соединения обучения с воспитанием и первый в истории педагогики определил основные ...
М. Монтень
Так о процессе обучения писал известный французский философ и писатель эпохи Возрождения. Его идеи не потеряли актуальности и в наши дни.
И, действительно, обучение – это один из самых надежных путей получения систематического образования, без которого, в свою очередь, нельзя представить нормального функционирования современного общества.
Обучения это социальный процесс, который появился с возникновением общества и постоянно совершенствовался в соответствии с его развитием. В общем, обучение можно рассматривать как передачу опыта, который включает в себя, прежде всего, знания об окружающей действительности и способы применения этих знаний на практике.
В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятием обучение понимается, главным образом, преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два неотъемлемых компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся. 1 Таким образом, мы видим, что понятие процесса обучения постоянно изменяется в соответствии с потребностями общества. И является результатом взаимодействия двух сторон: преподавателя и учащегося.
Казалось бы, зачем необходимо постоянно уточнять и дополнять определение? Но дело в том, что правильное понимание этого термина очень важно. Если мы будем рассматривать обучение только как передачу и усвоение знаний, – то в центре внимания окажутся именно эти моменты; если же выразим обучение через совместную деятельность учителей и учащихся, – значит, учитель должен обращать главное внимание на деятельность. Конечно, это важные составляющие, без которых обучение не будет целостным явлением, но рассматривать необходимо все аспекты процесса обучения и, что самое главное, их взаимодействие. Таким образом, мы видим, что правильное осознание сущности этого процесса обучения необходимо.
В педагогике существует несколько подходов для изучения процесса обучения. Согласно одному из них, обучение – это познание или вид познавательной деятельности. 2 Ряд видных отечественных педагогов (М.Н. Алексеев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков и др.) рассматривают процесс обучения как разновидность познания. «Обучение есть в сущности своей процесс познания, – утверждает М.Н. Алексеев. – Обучение есть, бесспорно, познание, и, как любое познание, оно отображает действительность… Обучаясь, ученики познают объективный мир, общество, духовную жизнь людей, отображением которых являются изучаемые ими науки». 3
Обучение рисованию детей дошкольного возраста
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач: во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную ... Только в детстве изобразительная деятельность является ведущей линией развития личности. Через неё воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к нему. Изучив, программы по обучению детей изобразительной деятельности в ...
В целом, характеристика процесса обучения включает те же понятия и закономерности, что и процесс познания. Например, для теории познания характерно, что основа истины – это практика, такое же суждение присуще и теории обучения – оно конкретизируется в требованиях к учителю, согласно которым педагог должен позаботиться, чтобы учащиеся проверяли полученные знания, применив их на практике.
Но существуют и различия между этими понятиями. Так, например, в процессе обучения происходит проникновение человека в суть явлений, событий, фактов, которые его окружают. Младшие школьники, например, изучают время, единицы измерения времени. Человечеству эти знания и умения известны давно. Поэтому, соответственно, ребенок не делает никаких открытий для мира – он делает открытия лишь для самого себя. Этим, то есть отсутствием открытий, несущих новое знание, и отличается процесс обучения от процесса познания. Тем не менее, связь между этими явлениями отрицать нельзя, и процесс обучения можно считать разновидностью познания.
В.К. Дъяченко писал, что познание есть явление вторичного порядка и представляет собой отражение объективной реальности в сознании человека. 4 Познание в обучении – это только одна сторона деятельности ученика. Обучение, в отличие от познания, четко регламентировано и происходит в школе, университете, классе и чтобы оно совершилось, между учителем и учеником должен быть установлен контакт. Без этой взаимосвязи обучение не может возникнуть и не может существовать. Таким образом, если обучение является взаимодействием учителя и учащихся, и если в процессе взаимодействия происходит познание, передача опыта и овладение им, то, стало быть, обучение – это общение между теми, кто обладает знаниями и опытом, и теми, кто их усваивает.
Таким образом, если рассматривать обучение только как вид познания, как познавательную деятельность учащегося или учителя, то выпадает его материальная основа – механизм, связанный с его социально-практической стороной. 5 То есть, обучение – это еще и особая разновидность общения.
Рассматривая процесс обучения, необходимо остановиться на таком важном вопросе как свойства. Процесс обучения представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга компонентов: целей, содержания образования, методов, форм и специальных средств обучения. Остановимся на них подробнее.
Цель – это предполагаемый результат деятельности. Какие же цели преследует педагог? Ответ на поставленный вопрос закреплен законодательно и его можно найти в государственном стандарте образования, который определяет основные ориентиры действий педагога. В Госстандарте начального образования говорится: «В разработке конкретных целей начального образования мы исходим из общего положения о школе 1 ступени, которая призвана обеспечить начальный этап становления личности, выявление и целостное развитие способностей, формирование у школьников умения и желания учиться. Именно в начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Для реализации этих общих задач необходимо кардинально изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить цели воспитания личности ребенка на основе формирования учебной деятельности». 6 Как мы видим, приоритетной является не образовательная, а воспитательная цель, которая направлена на становление личности ребенка, воспитание в нем положительных моральных и нравственных качеств.
Инклюзивное образование детей с нарушениями слуха в дошкольном возрасте
... обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование». Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс ...
Постановка преподавателем конкретных целей и задач, определение средств их достижения в педагогике называется целеполаганием. Главной особенностью целеполагания является то, что цели намечаются не только исходя из содержания учебного предмета и требований к усвоению знаний и умений по предмету, они обязательно указывают на те положительные изменения в психическом развитии, нравственном облике, которых возможно достичь на определенном промежутке процесса обучения. Это еще раз подтверждает, что цели развития и цели воспитания являются более значимыми, чем цели образования, на современном этапе общественной жизни. Поэтому в первую очередь необходимо ориентироваться на развитие в школьнике личностных качеств.
Следующий важнейший компонент – содержание образования – это деятельность субъектов образовательного процесса, к которым, в свою очередь, относятся преподаватели и учащиеся. 7 Содержание прописывается в учебном плане любого образовательного учреждения.
Существует несколько способов структурирования содержания образования, которые на практике определяют способы разработки образовательной программы. Линейное построение учебного материала. В этом случае отдельные части учебного материала изучаются последовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной темы, которые в сумме помогают раскрыть раздел, а все разделы – учебный курс. Стоит отметить, что каждая часть изучается только один раз.
Второй способ, концентрический. В этом случае один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При многократном повторении, содержание расширяется, обогащается новой информацией и рассматривается на новом уровне. Это, конечно, является положительным моментом, так как дает возможность учащимся переосмысливать пройденный материал. К решаемой проблеме можно возвращаться через какое-то определенное время в рамках изучаемого курса.
Третий способ – спиралеобразны. Для него характерна постановка проблемы, к решению которой учащиеся и преподаватели возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний. Таким образом, для этого способа характерно многократное возвращение к проработке одних и тех же учебных тем и дополнение новых.
Четвертый – модульный способ. При таком способе все содержание каждой учебной темы перераспределяется по следующим направлениям:
- ориентационное, методологическое (иногда его называют мировоззренческим);
- содержательно-описательное;
- операционально-деятельностное;
- контрольно-проверочное. 8
Еще один компонент – методы обучения. В целом, под ними понимаются методы преподавания. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификацию методов обучения. Так, первую группу методов обучения называют словесной. Она включает в себя методы передачи и усвоения знаний. К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа – это практические методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты).
Классификация методов обучения
... характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения. Наглядные методы. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. метод предполагает показ ученикам ...
К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).
Средствами обучения являются разнообразные источники информации (учебное пособие, слово обучающего, наглядные пособия и т. п.).
Все они возникали на разных этапах развития общества и постоянно совершенствуются в соответствии с научно техническим прогрессом. В наши дни, пожалуй, большую роль играют книги, учебные пособия, то есть печатные средства. Но не за горами то время, когда на первый план выйдут электронные средства обучения. Уже сейчас ведется речь о том, что нужно как можно шире использовать так называемые электронные книги.
Важно отметить, функции процесса обучения: образовательную, развивающую, воспитывающую, а также побудительную и организационную. Рассмотрим важнейшие из них.
Образовательная функция направлена на формирование знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Под знаниями понимается сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, понятия и пр. Умение – это владение способами применения знаний на практике. Навык – автоматизированное действие, элемент умения.