Вальдорфская педагогика (2)

Курсовая работа

“В одном из писем Блоку А. Белый пишет, что в 1904 году Булгаков сказал ему: “Теософия это еще ничего. Сейчас нас ожидает уже настоящая тьма — Штейнер! ” [8].

Т. о. духовность и «высшие миры» Штайнера чужды русскому менталитету, вот уже тысячу лет воспитывающемуся на христианских идеалах. К тому же у нас есть немало своих замечательных педагогов, таких как Пирогов, Одоевский, Ушинский, Тихеева, Водовозова Макаренко, Сухомлинский, Амонашвили и др., идеи и методы воспитания которых не мешало бы почаще вспоминать и претворять в жизнь.

Конечно, для тех, кто придерживается мировоззрения Штайнера, вальдорфская педагогика имеет право на существование.

Утверждая, что антропософские взгляды не прививаются ученикам, Карлгрен (повторяя Штайнера) много говорит о свойственной детям подражательности окружающим их взрослым: «Разве так уж неестественно, что влияние некоторых учителей на детей … простирается вплоть до области мировоззрения. … Конечно, вальдорфские учителя… не в силах противостоять тому, чтобы их ученики бездумно перенимали у них … весь строй мыслей, ведь любое воспитание – это в определённой мере влияние». Это при том, что все учителя должны быть убеждёнными антропософами (прим. автора).

«Главное, чтобы педагоги, неизбежно влияя на учеников, … всё же способствовали развитию, совпадающему с их собственными личностными пристрастиями» (Карлгрен) [10].

«Когда говорят о вальдорфской педагогике, то речь идет об образе жизни. Специфической особенностью вальдорфских школ является то, что все члены корпорации видят одну и ту же духовную цель. Стало правилом, что учителя не могут исполнять своих обязанностей без тщательного изучения человековедения Р. Штейнера и без внутренних усилий, которых требует антропософский путь развития» (Карлгрен) [10;257].

Итак, и дети, и учителя должны приобрести не просто знания о религии или антропософии — но пережить соответствующий религиозный опыт: «Надо дать детям приобрести религиозный опыт» [10;106]. «Один раз в неделю для детей устраивается религиозное действо, которое ввел Рудольф Штейнер» [10;107].

Учителю изучение оккультной доктрины Штейнера должно помочь, в частности, тем, что он должен научиться распознавать в детях опыт их прошлых инкарнаций [10;109]. В самих «вальдорфских школах принято свободное христианское религиозное обучение» (там же).

9 стр., 4285 слов

Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики

... году, также по рекомендации Шроера, Штайнер становится домашним учителем в семье венского комерсанта Ладислава ... мы встречаем позже в основанной им педагогике: поощрение духа взаимопомощи и поддержки ... возможности семьи были весьма ограничены. Маленький Рудольф, понимая это, старался очень прилежно ... мистиков, опыт которых часто мало связан с реалиями конкретной жизни. Духовный опыт Штайнера позволяет ...

«С первого по четвертый класс преподавание строится на основе рассказов, пробуждающих почитать Господа Бога, Божественное в природе» [10;109].

Итак, к силам, оказывающим формирующее воздействие на физические органы, принадлежит та радость, которую ребенку дарит его окружение: ласковые лица воспитателей и, прежде всего, искренняя, непритворная любовь. Любовь, своим теплом согревающая физическое окружение, в подлинном смысле слова — как наседка яйца — высиживает формы физических органов [19].

И это различие заключается не только в том, что один учитель более умелый или применяет те или иные педагогические приемы; главное, что влияет на процесс обучения: какие мысли он в себе носит, с какими мыслями входит в класс. Учитель, занятый мыслями о становлении человека, влияет на учеников совсем иначе, чем учитель, который об этом никогда не думает.

Мы живем в эпоху, когда должны быть изжиты любые апелляции к эгоизму, — если только человечество не хочет и дальше следовать тем же путем упадка культуры, по которому оно движется сегодня.

мы должны иметь в виду, что работаем над чувством, представлением и волей следующего поколения. Мы должны привлечь это поколение для определенных задач человеческого будущего [20].

В жизни имеет цену не готовое знание, но работа, которая подводит к готовому знанию; и в педагогическом искусстве эта работа обладает совершенно особой ценностью [20].

Воспитание в детях чувства прекрасного и соответственно этому восприятие хороших поступков как прекрасных и дурных – как отвратительных.

Некоторые положительные моменты есть: воспитание чувства прекрасного, индивидуальный подход, любовь к детям. Но это неоднократно высказывали многие педагоги и до Штайнера, так что тут он Америку не открыл.

Такой антропософский взгляд: «Человеческая индивидуальность («Я») берёт начало из сверхчувственных миров и … привносит с собой определённые наклонности, которые никоим образом не вытекают из наследственности, не берутся из окружающей среды…» прямо противоречит современным знаниям психологии. Противоречит науке и является религиозным по сути признание идеи реинкарнации: «… в некоторых ситуациях получаешь непосредственное и сильное впечатление, что находишься перед проявлениями такой человеческой сущности, которая исходит из предшествующей земной жизни». Но для меня слово “наука” звучит вполне определенно. В науке принято демонстрировать все методы, с помощью которых ты пришел к своим результатам. Эти методы должны быть признаны и используемы другими учеными (причем независимо от их личных религиозных позиций).

Любой результат в науке должен быть воспроизводим другими исследователями, и тем самым проверяем [8].

Итак, первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре перестройки. Потом — многочисленные семинары, лекции зарубежных доцентов, основание Семинара по подготовке учителей, первые выпускники-учителя с дипломами.

Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей).

12 стр., 5608 слов

Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки

... как ведущая идея развития современной науки Прогресс человеческой культуры существенным образом связан с гуманистической системой взглядов и правил поведения. Слово «гуманизм» ... с учащимися, образовательную среду ... обучения и интерес детей к школе, ... мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, ... внимания, например Ш. ... развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, ...

Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделён на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и танцу), креативно- практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).

Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье).

Кроме того, учебный материал даётся с учетом соответствия развития ребёнка и развития исторического общества. (Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы).

При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями [17] .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

В вальдорфские школы в Европе попадают чаще ребята, чьи родители осознают глубокую ответственность за образование своих детей. Это и является основной причиной некоторой тенденции к элитарности этих школ в европейских странах, таких как Швеция, Германия, США, Австрия, что противоречит их первоначальному замыслу. В России эта проблема может встать особенно остро, если учесть идейную направленность родителей, имеющих средства для оплаты обучения в негосударственной школе. Вальдорфская школа не ставит перед собой узко специальной цели, например, подготовки в вуз, но стремится дать целостное, широкое образование, необходимое любому человеку в современном мире, независимо от того, какую профессию он для себя выберет. Поэтому среди бывших вальдорфских учеников, как показывают социологические исследования, есть представители всех профессий: от актеров и музыкантов, до инженеров и фермеров, врачей и священников. С педагогически-социальной точки зрения, крайне важно для взаимопонимания людей в обществе, чтобы в одном педагогическом сообществе — классе, школе — учились бы вместе молодые люди, которые впоследствии будут работать в самых разных областях жизни.

Ясно, что такая модель общеобразовательной школы, не искусственно, но целостно соединяющей в себе гуманитарную и естественнонаучную линии (народную школу, гимназию и реальную школу), развитие индивидуальности и социализацию с учетом формирования человека в целом, нуждается в серьезном педагогическом обосновании. В этом «целом» образование в сегодняшнем понимании этого слова является лишь одной составляющей и, быть может, не самой главной. Например, соматическое, психическое и личностное (духовное) здоровье детей и молодежи как составная задача школы — не просто декларируемые, а выражающиеся в конкретных формах организации преподавания и содержания образования — нравственное развитие, а также ориентация на социальные ценности должны составлять приоритет, а не являться чем-то несущественным по сравнению с выполнением государственных стандартов образования, сориентированных главным образом на сдачу экзаменов, то есть на чисто интеллектуальное усвоение. Расширение понятия образования — это ценнейший вклад, которым может внести вальдорфская педагогика в развитие отечественной школьной системы.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... аттестация осуществляется в рамках рейтинговой системы оценки, а также с использованием электронного тестирования в системе СИТО ВГУЭС или ФЭПО. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ... практические занятия Знания: принципы организации учебно-воспитательного процесса Умения: преподавать в образовательных школах, учреждениях среднего профессионального образования 072500.62 Дизайн. Дизайн среды ОК-1 владеет ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/valdorfskaya-pedagogika-2/

  1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 2006. – 243с.
  2. Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Москва. Журнал «Курьер» 2007, №5.
  3. Бердяев Н. А. Теософия и антропософия в России. // Типы религиозной мысли в России. Париж,1989. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]:

http://www.odinblago.ru/ filosofiya/berdyaev/teosof_i_antroposof/ (дата обращения: 29.05.2012)

4. Виноградов Д. М. перевод с немецкого Рудольф Штайнер. Эзотерическая антропология

  1. Виноградов Д. М. перевод с немецкого учебного курса лекций для преподавателей Свободной вальдорфской школы, прочитанных в 1919 году в Штутгарде, М., Персифаль, — 2005.
  2. Гаврюшин Н. К. В спорах об антропософии. Иван Ильин против Андрея Белого. // Вопросы философии. 1995, №7.
  3. Загвоздкин В. К. Рудольф Штайнер основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк. Москва. Журнал «Человек» 2008, №1.
  4. Загвоздкин В. О вальдорфской педагогике и ее критиках // Человек. 2006, № 1.
  5. Ежемесячный электронный журнал «Педагогическая наука юга России» [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС ]:
  6. Калгрен Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штайнера. Издательство Московского Центра вальдорфской педагогики. Москва – 1993. – 270с.
  7. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении Интуитивизм, М., 1992. – 302с.
  8. Михайлов Н. Очерк жизни и деятельности Иоганна-Фридриха Песталлоци
  9. Педагогическая наука юга России Ежемесячный электронный педагогический журнал. –http://www.volg.un.ru (дата обращения: 21.05.2012)
  10. Сайт Московской вальдорфской школы [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: option=com_content&view=article&id=57&Itemid=77
  11. Сайт Санкт-Петербургской вальдорфской школы [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://www.waldorfschule.ru/pedagogy/
  12. Сборник статей о Вальдорфской педагогике [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://www.ruswaldorf.ru/article_besedi.htm (дата обращения: 21.05.2012)
  13. Сумнительный, К. Е. Западноевропейские педагогические системы: теоретическое осмысление и практика применения во второй половине ХХ века [Текст]: монография / К.Е. Сумнительный, М.: «Научная книга», 2008. — 240 с.
  14. Трапезников Т. Г. перевод издания: Рудольф Штайнер. Очерк тайноведения. Издательство «Духовное знание» Москва, 1916. Издательство «НОЙ» 1992. – 257с.
  15. Рудольф Штайнер. Антропософские руководящие положения. Путь познания антропософии. Мистерия Михаила. «Антропософия» Москва- 2006
  16. Рудольф Штайнер. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки. М. – «Парсифаль» 2005.- 240с
  17. Штайнер Р. Общее учение о человеке как основа педагогики. М — « Парсифаль» 2005. – 320с.
  18. Штайнер Р. Познание и посвящение. (Две лекции 1922г.).
    16 стр., 7808 слов

    Цифровые образовательные ресурсы

    ... электронных средств обучения в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науке, культуре и пр. Актуальность выбранной темы состоит в следующем: использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса ... творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало. С 1986 года, когда компьютеры впервые пришли в школу, прошло уже более ...

    – М., Центр вальдорфской педагогики, 1992 – 47с.

  19. Штайнер Р. Происхождение и цель человека. Основные понятия духовной науки. Внутреннее развитие человека. Берлин, 1904. — 280с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рудольф Штайнер — австрийский философ, ученый, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Первичное признание получил как исследователь наследия Гете и его теории познания. В начале двадцатого века основал духовное движение антропософию, эзотерическую философию, берущую начало в европейском трансцендентализме и перекликающуюся с теософией.

Современная Вальдорфская школа в Германии

Зимний вид вальдорфской школы в Санкт-Петербурге

«Вальдорфские ведомости» — информационный листок Смоленской вальдорфской школы (2005год)

Таблица с общими данными по структуре Вальдорфской школы