Изучение конфликта имеет большое значение для организационного поведения, так как развитие организации неизбежно связано с конфликтом. Решение проблем организационного поведения требует понимания причин и динамики развития конфликта. Тили и методы поведения в конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, как разнообразны и методы управления конфликтом. Конфликты, связанные с трудовым поведением, составляют значительную часть всех конфликтов. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был как можно быстрее преодолен (исчерпан, пресечен или прекращен), ибо его последствия могут принести немалый ущерб.
Конфликты на работе знакомы слишком многим. Организации с идеальными взаимоотношениями между сотрудниками, департаментами и собственниками встречаются в жизни так же часто, как и все идеалы.
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- определить сущность и роль конфликта;
- провести оценку уровня состояния конфликта в организа
ции. - разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления человеческими
ресурсами.
В данной работе объектом исследования является поведение в конфликтных ситуациях. Предметом курсовой работы выступают подходы к
управлению конфликтной ситуацией. Управление поведением в конфликтных ситуациях является важной задачей менеджеров предприятия.
Глава 1. Теоретические основы управление поведением в конфликтных ситуациях
Приступая к исследуемой теме курсовой работы — управление поведением в конфликтных ситуациях, первым шагом является определение сущности конфликта.
Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по
какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов и желаний. 1
Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста
... – конфликтное поведение детей старшего дошкольного возраста. Цель данной работы – изучение особенностей конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста. (5-6 лет). Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать сущностную характеристику понятия «конфликт»; рассмотреть специфику конфликтов, возникающих у детей ...
Конфликт представляет собой противостояние между различными сторонами, поведение лица, группы или организации, которое ограничивает другого участника в достижении его целей.
Все существующие определения конфликта выделяют противоречие, возникающее между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, стремлений.
В условиях совместной жизни, работы или схожего бизнеса интересы всех участников не могут быть все время согласованными. Основными точками рассогласования являются: интересы; цели; права; отсутствие баланса между правами и ответственностью.
Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода, что обусловлено несовпадением интересов участников, их психологическими различиями, случайными обстоятельствами. Но тем не менее в ряде случаев последствия конфликтов прогнозируемы.
Обычно человек вступает в конфликт лишь в значимой для себя ситуации, когда не видит возможности ее изменить (иногда из солидарности).
Но в большинстве случаев он старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.
Одни участники конфликта, преследуя свои цели, становятся деятельными его инициаторами, другие, имея интерес в том или ином исходе, морально,
3
материально или организационно поддерживают одну из сторон, третьи занимают выжидательную позицию, четвертые, заинтересованные в завершении противостояния, делают для этого все возможное.
Конфликты могут разыгрываться внутри одной личности (психологические), а также между отдельными людьми, группами лиц или подразделениями (социальные).
Социальные конфликты могут возникать между:
- персоналом (например, рабочими и менеджерами)
- группами лиц (например, между менеджерами различных отделов, рабочими и администрацией);
- структурами (например, между филиалами предприятия, между предприятием и внешней средой — банком, фискальными органами, органами власти, общественными организациями;
- разнородными участниками (например, забастовка энергетиков — конфликт работающих с руководством электростанции и Правительством РФ).
Для возникновения конфликтных ситуаций необходимы следующие условия:
1) значимость ситуации для участников конфликта;
2) наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов
на пути к достижению цели других участников, даже если это субъективное препятствие;
3) превышение личной/групповой терпимости к возникшему препятствию относительно максимального уровня хотя бы у одной из сторон.
Субъектами конфликта являются отдельные личности, группы, коллективы и т.д.
Объектом конфликта является непосредственный предмет спора.
Формула конфликта может быть представлена следующим образом. Конфликт (K) есть конфликтная ситуация (F) плюс инцидент (I).
4
Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создашь или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации — возникновение предмета конфликта.
Конфликт и агрессия
... участников - лица или группы в организации в) конфликт проявляется через внешние формы поведения его участников г) в качестве предмета конфликта называют - согласование точек зрения или целей участников. Недостатки определения: конфликт - это не только разногласия - конфликт ...
«Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.»
Конфликтная ситуация может обостриться под воздействием инцидента, представляющего собой вторую фазу конфликта. Это событие или обстоятельство, которое служит толчком или поводом к столкновению. Оно может быть целенаправленно спровоцировано вили произойти в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображений сторон.
Здесь противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать оппоненту реализовать свои интересы. В результате происходит дальнейшее обострение конфликта .
Третьей стадией развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Здесь происходит открытое противоборство, часто связанное с созданием для оппонента помех и причинением прямого или косвенного вреда. Конфликтные действия могут принимать следующие формы:
- бойкот (отказ или уклонение от действий в интересах соперников);
- саботаж (сознательное нанесение ущерба другим);
5
- травля (компрометация соперников путем замалчивания, отрицания, умаления их роли и достоинств);
- словесная агрессия (обвинения, оскорбления, неблаговидные оценки с целью дискредитации противников);
- массовые стихийные или организованные выступления (забастовки, митинги) и т.д.
Четвертая фаза — окончание конфликта. Результатом конфликта могут быть:
1)перестройка организации (изменение целей, структуры,
2)распад или обновление коллектива;
3)кадровые перестановки;
4)поиск «козла отпущения» (одного или нескольких
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, ценностях, представлениях, различия в уровне образования, манере поведения участников организации и т.д.
Вопрос о причинах конфликта — один из важных и сложных, ибо часто на главную причину конфликта наслаиваются второстепенные, побочные и разобраться в проблеме бывает нелегко.
Всегда нужно искать подлинные, глубинные причины и не путать их с внешним поводом для конфликта. Позитивное разрешение конфликта предполагает выяснение того, чего хотят, добиваются участники конфликта.
Основные причины конфликтов:
1) ограниченность распределяемых ресурсов;
2) различие в целях – эта ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем;
3) взаимозависимость задачи (если нарушается принцип синергии
6
и цели подразделения некогерентны, т.е.отсутствует взаимоувязка
целей подразделений и общей цели организации, то это является серьезной причиной возникновения организационных конфликтов);
4) различие личностных характеристик, участвующих во взаимоотношениях индивидов.
Военные конфликты в современном мире
... Автор этого подхода рассматривает вооруженный конфликт как одну из форм протекания политического конфликта. Ограниченность этого подхода проявляется в ... колонизаторов в осуществление права на самоопределение. В современном мире формально справедливыми, но неодобряемыми считаются войны, ... собственные автономные образования). К основным причинам недовольств в зоне конфликта можно отнести: 1. принятие 1 ...
Причины конфликта не всегда поддаются логической реконструкции, ибо могут включать иррациональную составляющую, а внешние проявления часто не дают представления об их истинном характере. Причины, которые лежат в основе любого конфликта, могут быть организационными, производственными и межличностными.