Ценностные ориентации подростков

Курсовая работа

Проблема исследования: На современном этапе развития уже в подростковом возрасте в рамках обучения которой происходит процесс жизненного самоопределения юношей и девушек, формируется их мировоззренческая позиция, складываются личные способы поведения, общения, деятельности. В этой связи актуальной становится проблема ценностных ориентиров, на основе которых это происходит.

Цель исследования: исследование гендерных особенностей ценностных ориентации в подростковом возрасте.

Экспериментальную базу исследования составила средняя образовательная школа № 64 г. Красноярска.

Гипотеза исследования: в характеристиках ценностных ориентаций в подростковом возрасте имеются гендерные различия.

Определение выборки исследования:

В соответствии с целями исследования в работе участвовали испытуемые подросткового возраста — 22 учащихся 6 класса в возрасте 12-13 лет 7 лет, из них 11 девушек, 11 юношей.

Испытуемые распределялись в произвольном порядке.

Методики исследования:

Ценностные ориентации современной молодежи изучались с помощью методики «Ценностные ориентации», разработанной Милтоном Рокичем и адаптированной А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым).

Список ценностных ориентации и инструкция к методике «Ценностные ориентации», М. Рокича представлена в приложении 1.

2. Анализ результатов исследования

При проведении эксперимента были получены результаты, которые представлены по следующим параметрам:

  • общая характеристика группы,
  • возрастные характеристики.

Исходные данные исследования представлены в приложении 2.

Анализ особенностей системы ценностных ориентаций одиннадцатиклассников 16-17 лет, позволяет сделать следующие выводы:

Важнейшими ценностями – целями для подростков являются ценности индивидуальной частной жизни: «любовь», «верные друзья», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». К наименее значимым подрсотки относят альтруистические ценности: «счастье и благополучие других людей», ценности самореализации: «творчество», а также «красота природы и искусства».

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

Таблица 1

Терминальные ценности в подростковом возрасте

ценности

ранг ценности

юноши

девушки

группа

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

7

7

7

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

5

9

7

Здоровье (физическое и психическое)

3

1

2

Интересная работа

9

4

6,5

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

16

13

14,5

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

4

2

3

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

11

6

8,5

Наличие хороших и верных друзей

2

5

3,5

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе)

14

8

11

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

13

8

10,5

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

1

15

8

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

10

7

8,5

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

7

12

9,5

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

8

10

9

Счастливая семейная жизнь

6

3

4,5

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

15

16

15,5

Творчество (возможность творческой деятельности)

13

14

13,5

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

12

11

11,5

К наиболее значимым ценностям-средствам подростки относят «воспитанность», «жизнерадостность», «рационализм», «образование». К наименее значимым — «чуткость», «исполнительность», а также «непримиримость к своим и чужим недостаткам», что подтверждается данными, представленными в таблице 2.

Таблица 2

Инструментальные ценности подростков

ценности

ранг ценности

юноши

девушки

группа

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

13

6

9,5

Воспитанность (хорошие манеры)

2

2

2

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

10

14

12

Жизнерадостность (чувство юмора)

3

3

3

Исполнительность (дисциплинированность)

15

13

14

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

7

7

7

Непримиримость к недостаткам в себе и других

16

15

15,5

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

4

1

2,5

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

8

8

8

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

1

5

3

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

5

6

5,5

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

12

11

11,5

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

9

9

9

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

11

13

12

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

6

12

9

Честность (правдивость искренность)

9

4

6,5

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

14

10

12

Чуткость (заботливость)

17

16

16,5

Рассмотрим гендерные различия системы ценностных ориентаций в подростковом возрасте. Анализ различий между ценностями девушек и юношей показывает наличие общих тенденций и выявлены значимые различия.

В первую очередь разберем различия между терминальными ценностями девушек и юношей.

Первые места девушки отдают следующим: здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), счастливая семейная жизнь.

Юноши на первые места, в отличии от девушек ставят «продуктивная жизнь» (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), а для девушек данная ценность является малозначимой, «наличие хороших и верных друзей».

Общим для двух групп является важной ценностью – здоровье.

К наименее значимым юноши относят альтруистические ценности: «счастье и благополучие других людей» и эстетические ценности: «творчество», а также «красота природы и искусства».

Также выявлены общие тенденции: как для девушек, так и для юношей малозначимыми являются альтруистические ценности: «счастье и благополучие других людей» и эстетические ценности: «творчество», а также «красота природы и искусства».

Анализ гендерных различий инструментальных ценностей выявил наличие общих значимых ценностей-средств. Так, наиболее важными ценностями как юношей, так и девушек являются ценности:

  • Воспитанность (хорошие манеры)
  • Жизнерадостность (чувство юмора)
  • Образованность (широта знаний, высокая общая культура).

Наименее значимыми являются :

  • Непримиримость к недостаткам в себе и других
  • Чуткость (заботливость)
  • Исполнительность (дисциплинированность)

Помимо общих тенденций были выявлены значимые различия: так, наиболее значимой инструментальной ценностью является «рационализм» (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) – ранг 1, то девушки данную ценность относят только на 5 место.

3. Математическая статистика

Так как экспериментальные данные получены по ранговой шкале, перед нами стоит задача сравнения выборок, причем выборки независимы. Следовательно, необходимо использовать статистический метод U-критерий Манна-Уитни.

Гипотеза H0 — между выборками девушек и юношей подросткового возраста в ценностных ориентациях существуют достоверно-значимые различия.

Гипотеза H1 — между выборками девушек и юношей подросткового возраста достоверно-значимые различия ценностных ориентаций отсутствуют.

Таблица 3

Расчет U-критерия Манна-Уитни

Выборка 1

юноши

Ранг 1

Выборка 2

девушки)

Ранг 2

1

8

17

8

17

2

8

17

6

7

3

8

17

8

17

4

7

10,5

7

10,5

5

8

17

7

10,5

6

5

5

8

17

7

6

7

7

10,5

8

0

2,5

6

7

9

0

2,5

8

17

10

0

2,5

8

17

11

0

2,517

9

22

Суммы:

130.5

122.5

Критические значения UКр p≤0.01 = 25 p≤0.05 = 34

Результат: UЭмп = 34,5

UЭмп (34,5) > UКр (34),

Принимаем гипотезу Н1 — следовательно различия между выборками недостоверны.

Таблица 4

Терминальные ценности девушек и юношей подросткового возраста (достоверность различий)

Ценность

UЭмп

Достоверность

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

34,5

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

36,8

Здоровье (физическое и психическое)

52,1

Интересная работа

35,2

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

35,9

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

42,2

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

31,4

p≤0.05

Наличие хороших и верных друзей

36,9

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе)

27,1

p≤0.05

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

46,6

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

29,5

p≤0.05

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

53,1

Развлечения (приятное, необременительное время-препровождение, отсутствие обязанностей)

57,3

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

83,4

Счастливая семейная жизнь

57,5

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

36,7

Творчество (возможность творческой деятельности)

38,9

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

41,7