Трудовой стаж и его виды

Курсовая работа

Понятие, виды стажа и их значение в социальном обеспечении. Правовые основы трудового стажа в РФ. Страховой стаж и его сущность. Общий трудовой стаж и стаж на соответствующих видах работ. Стаж государственной службы и выслуга лет. Непрерывный трудовой стаж.

В правовой сфере социального обеспечения в смысловое понятие стажа вкладывается определенная мера величины трудовой и иной общественно полезной деятельности в жизненных ситуациях, предусмотренных законодательством. Выступая в роли юридического факта-события или действия, стаж приобретает определяющее значение во многих правоотношениях по социальному обеспечению, поскольку с оценкой его количественных и качественных характеристик связано принятие решений о предоставлении гражданам конкретных видов и объемов социальных благ (пенсий, пособий, социальных услуг).

Именно поэтому юридические нормы, регулирующие стаж трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделены в отдельный институт права социального обеспечения под наименованием страховой (трудовой) стаж.

Ключевая цель данной работы — изучить сущность и виды трудового стажа и его роли в формировании пенсионных прав граждан.

Нормативно-правовой базой исследования являются Конституция РФ, Кодексы РФ, федеральное законодательство и прочие нормативно-правовые акты по состоянию на 2017 год.

В связи с проходящей в течение длительного времени в стране поэтапной социальной реформы, единообразного подхода специалистов к определению стажа и его разновидностей не имеется. Одни правоведы именуют данный правовой институт «Трудовой стаж» и включают в него следующие виды: общий трудовой стаж, непрерывный трудовой стаж, специальный трудовой стаж и страховой стаж.

Иные отдельные специалисты в трудовом стаже выделяют:

1. Общий трудовой стаж.

2. Страховой стаж:

а) общий (смешанный) страховой стаж;

б) специальный страховой стаж.

3. Специальный трудовой стаж.

4. Непрерывный трудовой стаж.

По нашему мнению, истинное представление о понятии стажа можно получить с позиций исторического подхода к данному вопросу. В настоящее время в условиях проводимого в стране реформирования социальных систем, обновления пенсионного и иного социального законодательства представления о видах стажа подвергаются определенному преобразованию, что влечет за собой изменение как объема заложенных в них свойств, так и их значимости в предоставлении прав на конкретные социальные блага. Поскольку стаж имеет значение юридического факта, служащего основанием для возникновения, изменения, прекращения социальных правоотношений, постольку его виды, их наименование и содержание должны иметь конкретную правовую природу.

11 стр., 5033 слов

Трудовые конфликты как вид социального конфликта

... возникновения трудовых конфликтов и пути их разрешения. В соответствии с целью реферата поставлены следующие задачи: Выявить понятие структуру виды и функции социального конфликта Определить взаимосвязь трудового и социального конфликта Раскрыть основные причины и пути разрешения трудового конфликта. ...

Законом РФ о государственных пенсиях (1990 г.) в разд. V—VI были определены такие виды стажа, с учетом которых осуществлялось пенсионное обеспечение:

— общий трудовой стаж, то есть суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности;

— специальный трудовой стаж как суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы), связанной с особы ми условиями труда, работой на Севере, а также с выслугой лет, устанавливаемой в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью (в гражданской авиации, школах и других учреждениях для детей, в лечебной и иной работе по охране здоровья).

Постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252 были утверждены правила начисления непрерывного трудового стажа (для выплаты пособий по временной нетрудоспособности).

В интересах обеспечения государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение был издан Федеральный закон от 01.04.1996 № 26-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Данный Закон установил новое понятие стажа — «страховой стаж», который исчисляется с 1 января 1997 г. Как показало время, то была первая подготовительная мера к реформе пенсионной системы.

В канун 2002 г. в стране была существенно реформирована система пенсионного обеспечения. Законом о трудовых пенсиях:

а) установлено три вида стажа;

— страховой стаж;

— общий трудовой стаж;

— стаж на соответствующих видах работ;

б) изменено содержание общего трудового стажа и установлены рамки временного его применения;

в) заменено название «специальный трудовой стаж» на «стаж на соответствующих видах работ».

С 1 января 2002 г. приоритетным для назначения трудовых пенсий стал страховой стаж. Кроме того, согласно Закону об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством размеры данных денежных выплат с 1 января 2007 г. определяются застрахованным лицам на основании страхового стажа.

В соответствии с новым законодательством о государственном пенсионном обеспечении для лиц, проходящих федеральную гражданскую государственную службу, имеет значение исчисление стажа государственной службы, в которой могут быть включены два типа службы (работы):

9 стр., 4373 слов

Трудовой (страховой) стаж: правовое регулирование и юридическое значение. Часть

... варианты решения проблемы незачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые актуальны ... пенсии стало наличие страхового стажа – суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Продолжительность страхового стажа, ...

а) работа в должностях федеральной госслужбы и государственных должностях федеральных госслужащих;

б) работа в иных должностях, приравненных к государственной службе.

Для лиц, проходивших военную и правоохранительную службу, решающее значение имеет стаж в виде выслуги лет.

Таким образом, в современных условиях законодательством в зависимости от содержания в целом и особенностей отдельных периодов трудовой и иной приравненной к ней деятельности различаются следующие виды стажа:

— страховой стаж;

— общий трудовой стаж;

— стаж на соответствующих видах работ;

— стаж государственной гражданской службы;

— стаж военной и правоохранительной службы — выслуга лет. Непрерывный трудовой стаж по существу утрачивает свое назначение. В отдельных случаях его продолжительность может в порядке дополнительной продолжительности включаться в недостающий страховой стаж.

Схематически виды стажа представлены на рис. 1.

Виды стажа.

Каждый из вышеуказанных видов стажа трудовой и иной общественно полезной деятельности имеет свои специфические особенности и применение в жизненных ситуациях, предусмотренных законодательством. Рассмотрим содержание, качественные, количественные характеристики и правовую природу отдельных видов стажа.

В Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» отмечено, что целями создания указанного учета являются:

— создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

— обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии;

— создание информационной базы для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

— развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов;

— создание условий для контроля за уплатой страховых взносов;

— упрощение порядка и ускорение процедуры назначения пенсий застрахованным лицам (ст. 3 указанного Закона).

В Законе о страховых пенсиях дано его следующее определение: «страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж» (ст. 3).

Порядок исчисления страхового стажа определен в этом же Законе. В страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ гражданами, застрахованными в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР (п. 1 ст. 10).

13 стр., 6427 слов

Физическая культура в основной период трудовой деятельности

... по организации физической культуры в основной период трудовой деятельности. Для достижения указанной цели автор поставил следующие задачи: 1. Раскрыть значение и задачи физического воспитания в основной период трудовой деятельности. 2. Рассмотреть основы физической культуры в рамках трудового процесса. ...

Периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись такими лицами за пределами РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ, или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании (ст. 11 Закона о страховых пенсиях).

Наравне с вышеперечисленными периодами работы в страховой стаж засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей»;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в обшей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, а также период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства или консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.

Все эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы и иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 Закона о страховых пенсиях.

3 стр., 1231 слов

«Понятие и виды трудового стажа в праве социального обеспечения» ...

... трудовой стаж» на «страховой стаж»? Цель курсовой работы — исследовать понятие и виды трудового стажа в праве социального обеспечения. Исходя из поставленной цели в курсовой работе ставились следующие задачи: проанализировать понятие и значение трудового стажа в праве социального обеспечения; провести классификацию трудового стажа; исследовать порядок исчисления трудового стажа в праве социального ...

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных ст. 11 и 12, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо период службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определенных постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 498, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год (ст. 12 Закона о трудовых пенсиях).

Согласно данному постановлению к таким сезонным отраслям относятся: торфяная, лесозаготовительная, маслосыродельная и молочная, мясная, рыбная, сахарная, консервная, плодоовощная, лесосплав, лесное хозяйство.

Статьей 14 Закона о страховых пенсиях предусмотрены два способа подсчета страхового стажа.

Первый способ: при подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности, которые предусмотрены рассмотренными выше ст. 11 и 12 Закона о страховых пенсиях, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Второй способ состоит в том, что при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Этим Законом устанавливается, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является ПФР (ст. 5).

На территории РФ на каждое застрахованное лицо ПФР открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (ст. 6).

Индивидуальный страховой счет застрахованного лица хранится ПФР в течение всей жизни застрахованного лица, а после смерти в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

Согласно п. 3 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях при подсчете трудового стажа периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. При этом характер работы по показаниям свидетелей не подтверждается.

14 стр., 6742 слов

Лидерство и стили руководства, их влияние на эффективность работы ...

... в разного рода изменениях, улучшениях и экспериментах. В своей курсовой работе я раскрыла сущность лидерства и стиля руководства, а также показала их влияние на эффективность работы трудового коллектива организации. Это и было моей главной целью, ...

В настоящее время действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, которыми детально регламентированы нормы процедурного характера по указанным вопросам.

В соответствии с положениями Закона о трудовых пенсиях в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, государственной противопожарной службе, органах внешней разведки, органах ФСБ России, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и ВОВ;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в периоды работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях).

Следует отметить, что содержание общего трудового стажа, установленного Законом о трудовых пенсиях (2001), по сравнению с прежним, предусмотренным социальным законодательством (1990), заметно сокращено. В него не включены (исключены) периоды: учебы по профессиональной подготовке (от училищ, курсов до вузов, аспирантуры), пребывания граждан на временно оккупированных во время войны территориях, проживания в блокадном Ленинграде, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, проживания жен военнослужащих-контрактников вместе с мужьями в местностях, где они не смогли трудоустроиться, проживания за границей жен (мужей) работников международных организаций и др.

2 стр., 752 слов

Организация работы органов и учреждений по оказанию социальной ...

... предоставления социальной защиты населению, а предметом – социальная поддержка лиц без определенного места жительства и занятий. Цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность и значение организации работы органов и учреждений по оказанию социальной ...

Общий трудовой стаж, имеющийся у граждан до 1 января 2002 г., учитывается при назначении трудовых пенсий (например, расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет).

В связи с очередной модернизацией системы пенсионного обеспечения согласно Закону от 24.07.2009 № 213-ФЗ существенно изменены нормы ст. 30 об оценке пенсионных прав застрахованных лиц, содержащиеся в Федеральном законе о трудовых пенсиях. В положениях обновленной ст. 30 предполагается вариантность определения расчетного размера трудовой пенсии по выбору лица, претендующего на ее получение.

В первом варианте, предусмотренном п. 3 ст. 30 Закона о трудовых

пенсиях, установлено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с этим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

— периоды творческой деятельности членов творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах ФСБ России, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и ВОВ;

— периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

55 стр., 27233 слов

Социальная работа с гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей

... системы гарантий и льгот; в работе государственных, региональных и муниципальных органов управления по реализации программ по социальной защите граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Дипломная работа состоит из Глава 1. ...

— период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

— периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в обшей трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.

Во втором варианте, предусмотренном п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, установлено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с этим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются:

— периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;

— периоды творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

— служба в Вооруженных Силах РФ иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях. Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах ФСБ России, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и ВОВ;

— периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;

3 стр., 1402 слов

Государственная служба в СССР и в РФ

... должностей государственной службы . Однако, не смотря на столь многочисленное количество работ, сравнительный анализ государственной службы в СССР и в РФ является актуальным. Целью работы является проведение сравнительного анализа государственной службы в СССР ... 3. — С. 50-52 15. Иволжатов А.В. Государство и органы власти как участники частных и публичных правоотношений: особенности правосубъектности ...

— периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

— периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;

— периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;

— периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

— периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

— периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;

— периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;

— гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период ВОВ, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, — время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление; гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), а также гражданам — узникам фашистских концлагерей — время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период ВОВ, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением:

— периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж за полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов;

— периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

— периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

— периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

— периодов работы во время ВОВ (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

— периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;

— периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

— периодов содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

— периодов проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период ВОВ, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

— периодов работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.

Указанные нововведения вступили в силу с 1 января 2010 г. По наименованию, форме, количественным параметрам обшей трудовой стаж сохранил свое назначение, однако ПО Своему содержанию он стал зависим от социальных ситуаций, установленных новейшим законодательством (Закон о трудовых пенсиях).

Общий трудовой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного страхования подтверждается трудовыми книжками, справками, выданными в установленном порядке уполномоченными должностными лицами и организациями, а также работодателями на основании архивных и иных документальных данных.

Нужно иметь в виду, что в соответствии с Законом о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Понятие стажа на соответствующих видах работ введено также Законом о трудовых пенсиях в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии. В первоначальной редакции Закона под стажем на соответствующих видах работ понималась суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., определенная в п. 1 ст. 27, ст. 27.1 и ст. 28. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получены указанные увечье или заболевание (п. 5 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях).

Отметим, что в п. 1 ст. 27, ст. 27.1 и п. 1 ст. 28 Закона речь идет о

сохранении права на досрочное назначение трудовых пенсий, если они имеют установленный для этого стаж работы в особых условиях труда либо отдаленных с суровыми климатическими условиями местностях. Ранее, до 1 января 2002 г., он именовался специальным стажем. По существу — это разновидность трудового стажа по профессиональным признакам и используется для оценки пенсионных прав застрахованных лиц и предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии.

В Законе о трудовых пенсиях имеется также ст. 28, устанавливающая суммирование стажа на соответствующих видах работ для «северян». В нем определено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного получения пенсии по старости в связи с работой в данных районах к этой работе приравнивается работа, предусмотренная ст. 27 и 27.1 указанного Закона, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством РФ.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с этого же дня Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом о страховых пенсиях в части, не противоречащей данному Закону.

В то же время Закон о страховых пенсиях сохранил некоторые положения прежнего Закона, а именно: право на досрочное назначение пенсии лицам, трудившимся на соответствующих видах работ, профессий, должностей и специальностей (ст. 30), гражданам из числа работников летно-испытательного состава (ст. 31) и восьми отдельным категориям граждан (ст. 32).

Сохранены также правила суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего права на страховую пенсию по старости, «северянам» и приравненным к ним лицам (ст. 33).

При этом заметим, что произошло не простое, механическое повторение отдельных правовых норм. Нет, по существу, состоялась очередная трансформация законодательства о досрочном пенсионном обеспечении. В ст. 30 Закона о страховых пенсиях особо подчеркивается, что периоды работы, предусмотренные п. 1 —18 ч. 1 и имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п. 1 — 18 ч. 1 ст. 30, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по данным работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившего в законную силу с 1 января 2014 г., на работодателей возложена обязанность регулярного проведения (раз в пять лет) специальной оценки труда в отношении рабочих мест. К вредным условиям труда относятся уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, превышающие установленные нормативами условий труда 1, 2, 3 и 4-й степени. Опасными признаются условия труда, при которых на работника оказывают влияние вредные и (или) опасные производственные факторы, воздействие которых в течение рабочего дня (смены) способно создать угрозу жизни работника, а последствия которых обусловливают высокий риск возникновения острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», намечаются к осуществлению меры по повышению возможностей негосударственных пенсионных фондов (далее — НПФ) в реализации программ по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению. Такие правоотношения могут быть созданы при участии работодателя, НПФ и работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Правовые и организационные основы государственной службы определены Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», которым установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. Согласно данному Закону стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется федеральными законами о видах государственной службы и государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 14).

В развитие вышеназванного Закона был издан Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данным Законом установлено, что государственная гражданская служба — это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях гражданской службы по обеспечению полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. При этом рассматриваемая служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ (ст. 3).

Этим же законодательным актом определено, что стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 54).

Понятие этого вида стажа содержит Закон о государственном пенсионном обеспечении, согласно ст. 2 которого стаж государственной гражданской службы — это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж государственной службы включаются периоды работы на должностях:

1) государственные должности РФ и государственные должности

субъектов РФ;

2) должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574;

3) должности государственной гражданской службы субъектов РФ, предусмотренные реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, утвержденными законами или иными нормативными правовыми актами этих субъектов;

4) государственные должности федеральных государственных служащих, которые были предусмотрены Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих»;

5) государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ;

6) государственные должности государственной службы субъектов РФ;

7) должности прокурорских работников, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и сотрудники Следственного комитета РФ, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»;

8) должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством РФ в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

9) должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством РФ;

10) должности сотрудников таможенных органов РФ, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

11) муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссии й муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе;

12) должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы);

13) должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе, с 1 января 1992 г. до введения в действие сводного перечня государственных должностей РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 11.01.1995 № М «О государственных должностях Российской Федерации», Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного названным Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 33, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов РФ:

а) в Администрации Президента РФ, государственных органах (органах) Президента РФ, государственных органах (органах) при Президенте РФ;

б) в Совете Безопасности РФ и его аппарате;

в) в федеральных органах законодательной (представительной) власти и их аппаратах, Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете РФ, Госкомстате РФ и его органах в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах, Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе Федерального Собрания РФ;

г) в Правительстве РФ (Совете Министров — Правительстве РФ) и его Аппарате, федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, представительствах РФ и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, а также в органах государственного управления (органах управления) при Правительстве РФ (Совете Министров — Правительстве РФ) и при федеральных органах исполнительной власти;

д.) в КС РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, иных федеральных судах (судах, государственном арбитраже), в их аппаратах, а также в прокуратуре РФ (органах прокуратуры РФ);

е) в Центральной избирательной комиссии РФ и ее аппарате;

з) в органах государственной власти субъектов РФ и государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов РФ, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов. Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах);

и) в упраздненных государственных учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством РФ отдельные функции государственного управления, переданные при упразднении этих учреждений федеральным государственным органам, либо в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы, а также в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ, — в порядке, определяемом Правительством РФ;

к) в органах местного самоуправления;

14) должности, занимаемые гражданами РФ в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами — участниками СНК с участием России, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах;

15) должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом;

16) должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г., в том числе:

а) в аппаратах президента сесг и президента РСФСР органах государственного управления Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления при Президенте СССР и Президенте РСФСР, а также в аппаратах президентов других союзных республик;

б) в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся).

Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах;

в) в Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР и их аппаратах. Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления Совета Министров СССР и органах государственного управления при Совете Министров СССР, органах государственного управления при Кабинете Министров СССР, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик и их аппаратах, органах государственного управления Советов Министров (правительств) союзных и автономных республик, органах государственного управления при Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик;

г) в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР — в порядке, определяемом Правительством РФ;

д) в дипломатических представительствах СССР и союзных республик, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом;

с) в Комитете конституционного надзора СССР и его Секретариате, Контрольной палате СССР, органах народного контроля, государственном арбитраже, суде и органах прокуратуры СССР;

ж) в советах народного хозяйства всех уровней;

з) в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, — в порядке, определяемом Правительством РФ;

и) в международных организациях за рубежом, если непосредственно перед работой в этих организациях работник работал в органах государственной власти и управления;

к) в Постоянном представительстве СССР в СЗВ, его аппарате и органах;

л) в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах и их аппаратах, в профкомах органов государственной власти и управления, за исключением должностей в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;

17) должности в UK КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления, занимаемые до 14 марта 1990 г. (дня введения в действие в новой редакции ст. 6 Конституции (Основного Закона) СССР), кроме должностей в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;

18) должности в специальных временных органах, временных федеральных государственных органах, временных федеральных органах исполнительной власти, образованных для осуществления режима чрезвычайного положения и (или) для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение в соответствии с законодательством РФ чрезвычайного положения на соответствующей территории РФ и особого управления этой территорией, в аппаратах — представительствах полномочных (специальных) представителей Президента РФ, назначенных для координации деятельности органов государственной власти по проведению восстановительных работ, по урегулированию конфликта на соответствующей территории РФ, а также во временных специальных органах управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, в федеральных органах управления такой территорией;

19) отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной гражданской службы, — в порядке, определяемом Правительством РФ. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять пет

Порядок включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих вышеназванных периодов службы установлен постановлением Правительства РФ от 15.12.2003 № 570. Правила подсчета и подтверждения данного вида стажа определены приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2004 №312.

Действующее пенсионное законодательство, в частности Закон о государственном пенсионном обеспечении, предусматривает назначение пенсии за выслугу лет. Суть этого понятия в его неоднозначности. Для федеральных государственных служащих нормативное регулирование порядка определения стажа государственной службы, дающего право государственным гражданским служащим на пенсию по выслуге лет, содержится в Федеральном законе «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (ст. 54) и вышеназванных нормативных актах.

Качественно иное содержание присуще такой разновидности стажа, как выслуга лет для лиц, проходивших военную и правоохранительную службу. Применительно к этим категориям государственной службы под выслугой лет принято понимать установленную

федеральными нормативными правовыми актами продолжительность военной службы, службы и работы в правоохранительных органах и иной общественно полезной деятельности, приравниваемой к данной службе, дающей право на государственную пенсию независимо от возраста. Ее правовое регулирование предусмотрено Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Ее особенности состоят в том, что она может быть исчислена:

— по общему правилу;

— с использованием для недостающей для полной выслуги лет части общего трудового стажа;

— в льготном порядке.

В случаях когда военнослужащие и приравненные к ним по пенсионным правам лица увольняются со службы по достижению предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие 45-летнего возраста, выслугой лет для них может быть общий трудовой стаж или страховой стаж в 25 календарных лет и более, из которых военная или правоохранительная служба должна составлять не менее 12 лет и 6 месяцев.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. При наличии двух и более оснований для зачета в выслугу лет на пенсию в льготном исчислении одного и того же периода выслугу опрев льготном исчислении одного и того же периода выслугу определяют по одному основанию, дающему наибольшую льготу.

Правила исчисления выслуги лет в ходе прохождения службы (военной, правоохранительной) определяются подзаконными актами:

— постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»;

— постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждении прокуратуры Российской Федерации, и их семьям»;

— постановлением Правительства РФ от 04.05.2002 № 141 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» и др.

Предусмотрены и льготные условия для исчисления выслуги лет. Так, например, в соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 22.04.1993 № 941 в выслугу лет на льготных условиях засчитывается:

— один месяц службы за шесть месяцев в составе штрафных частей действующей армии в ВОВ;

— один месяц за три месяца в составе действующей армии во время боевых действий;

— один месяц за два месяца в частях, не входивших в состав действующей армии;

— один месяц за два месяца — служба в отдаленных местностях — на Курильских островах;

— один месяц за полтора месяца — служба в Мурманской области и т.д.

В связи с изложенным считаем, что используемые в действующем законодательстве словосочетание «выслуга лет» государственных гражданских служащих и военнослужащих пока — это юридические понятия с разным правовым содержанием.

Под непрерывным трудовым стажем понимается продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии, в учреждении, организации при условии, что перерыв в работе не превышает предусмотренных законодательством сроков.

Непрерывный трудовой стаж использовался для определения размера пособия социального страхования по временной нетрудоспособности. В него, как правило, включалась только трудовая деятельность. Ныне он востребован не во всех случаях.

Порядок определения данного вида стажа регулировался «Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по социальному страхованию», утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 №252.