На современном этапе вопросы трудового воспитания дошкольников являются актуальными в воспитательно-образовательном процессе. Все чаще мы можем видеть, как ребенок отказывается выполнять поручения родителей. Детям стало интереснее проводить время за телефонами и компьютерами, нежели заниматься поливом растений, подражать взрослым в уборке, готовке и т. п. Современные родители дошколят огромное внимание уделяют их умственному развитию, подготовке к школе и совсем не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка. В последнее время часто приходится слышать от родителей, что детей сложно приучить навыкам самообслуживания, малыши ленятся, а сами родители и бабушки с дедушками берут на себя эти функции, все делая за ребенка. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержании чистоты и порядка в комнате и т.п.
Цель курсовой работы – изучить теоретические основы развития личности дошкольника в процессе трудовой деятельности
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
Изучить сущность трудового воспитания дошкольников
Рассмотреть виды трудового воспитания дошкольников
Проанализировать значение труда как средства социализации дошкольников
Рассмотреть способы приобщения дошкольников к труду как фактор становления личности
Объект исследования – дошкольник в процессе трудовой деятельности
Предмет исследования – формирование личности в процессе трудовой деятельности дошкольника
Анализ источников и литературы, Методика исследования, Структура работы, Глава 1.Теоретические аспекты трудового воспитания дошкольников, Сущность трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание – воспитание сознательного отношения к труду как основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. [4]
Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей навыков и умений, уважения к труду взрослых, привычки к трудовой деятельности. [6]
Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности и формирования добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. [12]
Трудовое воспитание дошкольников
... работы по трудовому воспитанию. Задачи: 1.Проанализировать особенности трудовой деятельности дошкольников. 2.Проанализировать виды трудовой деятельности дошкольников. 3.Проанализировать формы организации трудовой деятельности дошкольников. 4.Определить роль трудового воспитания в нравственном становлении личности дошкольника. 5 Понятие и задачи трудового воспитания дошкольников Среди воспитательно ...
Трудовое воспитание является частью опыта поколений в создании материальных и духовных ценностей, который передается подрастающему поколению в системе образования и воспитания. Суть этого направления восприятия заключается в воспитании работающего человека, который сознательно направляет свою деятельность на улучшение жизни, создание и защиту ее ценностей. Содержание трудового воспитания детей заключается в: формировании общих трудовых знаний, умений, навыков, воспитании позитивного, осознанного и творческого отношения к труду; ориентация в мире труда; профессиональное обучение и воспитание; экономическое и юридическое образование в мире труда. По сути, трудовое воспитание — это система постепенного введения человека в сферу труда. [2]
это целенаправленный процесс формирования воли молодого поколения к работе. Профессиональная подготовка направлена на успешное развитие профессионального опыта, в том числе знаний, умений и навыков для работы, нравственного отношения к работе и человеку, который работает, для полного развития личности. [6]
На основании определений можно сделать вывод, что трудовое воспитание — это привлечение дошкольника к работе, воспитание позитивного отношения к работе и формирование навыков и умений, необходимых для жизни.
Наличие трудового воспитания включает в себя личные качества, необходимые умения и навыки, сознательное отношение к труду.
Будучи личностным качеством, трудолюбие включает в себя следующие структурные компоненты:
- а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
- б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание);
- в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
- г) достаточно сильную волю личности.
Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания. [ 5]
Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Детский сад призван воспитывать у детей интерес к труду, формировать желание в будущем посвятить ему всю сознательную активную деятельность.
Труд дошкольников имеет общественное значение. В давние времена, когда детство было короче и ребёнок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значимым. Однако современный ребёнок, особенно ребёнок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитательный характер – так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребёнок. [1]
Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой для умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. В младшем дошкольном возрасте отчётливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом. [ 1]
Тема работы: Права несовершеннолетних детей
... Семейном кодексе прав несовершеннолетнего является право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ) Право ребенка жить и воспитываться в семье, исторически ставшей лучшей из признанных формой воспитания ребенка, заключается в ...
В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого, самостоятельным, он постепенно расширяет содержание трудовой деятельности, а также овладевает умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе. Труд ребёнка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» формирующийся нравственный облик ребёнка. В труде развиваются многие жизненно важные качества личности: воспитывается положительное взаимоотношения между детьми, формируются привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. [3]
Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу, и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др. Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др. [ 7]
В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения, у детей формируются навыки организации своей и общей работы и формируется положительное отношение в группе – умение работать согласованно. Взаимосвязь трудовой деятельности и нравственного развития изучали великие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Г. Песталоцци [7].
Особое значение труда в нравственном формировании человека видел К.Д. Ушинский. Он писал: «Без личного труда человек не может идти вперёд, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад». И далее: «Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу». «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду» [4].
Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала Н.К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. [12]
Задачи трудового воспитания:
- помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений);
- развитие личности ребёнка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия);
- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
- формирование положительного отношения к труду (задача может быть успешно решена только на основе учёта особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учёта возрастных особенностей ребёнка;
- формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, жизненного и профессионального самоопределения, выбора профессии.
[ 12]
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. [12] Трудовое воспитание основано на стремлении детей к активности и самостоятельности. Элементы трудовой деятельности и направлены на удовлетворение их потребности в активной деятельности. Ребенка привлекает не конечная цель труда, не его результат, а сам процесс. При этом часто дети, освоив один прием трудовой деятельности, бросают работу, не доводят ее до конца. Такое отношение детей к результату труда соответствует их ситуативным интересам. Под руководством взрослых дети получают знания о труде, о профессиях, о том, кто и как делал игрушки, самолеты, машины, выпекал хлеб и т. п. Ребята в семье, в детском саду обучаются не только трудовым умениям и навыкам, но и постоянно знакомятся с трудом взрослых. Такое знакомство воспитывает у детей уважение к труду других людей, учит бережно относиться ко всему тому, что создано человеком. В совместной деятельности дошкольники учатся распределять обязанности, выполнять поручения-сверстника или старшего по возрасту. Многие дошкольники стремятся в процессе выполнения трудовых поручений проявлять творчество, вносить в работу элементы игры. В совместной деятельности дети учатся оказывать помощь доброжелательным отношениям. Если труд организован правильно, ребенок прилагает определенные усилия, развивает физическую силу и волю. Организуя трудовую деятельность дошкольников различных возрастных групп, нужно помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным для развития ребенка, посильным и результативным. Исходя из этого, можно выделить задачи воспитателя
Культурно-досуговая деятельность детей
... них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучались к коллективному труду и быту. В труде и повседневном общении со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые ...
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребёнок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьёзного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.
Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребёнок дошкольного возраста, различны. Их характер и объём обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания.
Виды труда дошкольника: труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе. Различные виды трудовой деятельности дают возможность ребенку самоутвердиться, вступать в общение со сверстниками и взрослыми, хорошо представляя свои трудовые обязанности. Кроме того, воспитатель формирует у детей умение планировать свой труд, делить его на определенные этапы, способность распределять обязанности между детьми, если труд носит коллективный характер. Во всех программах воспитания и обучения в детском саду учитывается постепенное усложнение навыков, которые необходимо формировать у ребят младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношениях к делу, о важности труда в жизни общества.
Такими средствами являются:
1. ознакомление с трудом взрослых;
2. обучение навыкам труда, организации и планированию трудовой деятельности;
3. художественные средства (художественная литература, музыка, изобразительное искусство).
Средства воспитательного процесса. Виды формирующей деятельности детей
... средства воспитания как используемые педагогом, то внешне картина выглядит именно так: в своей профессиональной деятельности он использует различные предметы. Но воспитание - не только деятельность ... ребенка в общении и игре, какие необходимо усвоить путем научного анализа в учении, а что приобрести в процессе трудовой деятельности, ... понятием «предмет труда», используя средства труда, рабочие создают ...
Трудовая деятельность в природе как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет большое значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ним человека. Всё это положительно влияет на развитие их мышления, создаёт основу для материалистического миропонимания [6].
Главное – это уважать труд ребенка, показывать его значимость для других. Только в этом случае дети научатся уважать труд других людей. [3]
Таким образом, трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Именно в труде дети овладевают разнообразными умениями и навыками необходимыми в повседневной жизни. Важно воспитать в ребёнке любовь к труду, чтобы трудовая деятельность приносила только радость, новые открытия и возможность развивать свои умения и навыки.
Виды трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание является одной из значимых сторон воспитания дошкольников. Основа трудового воспитания в детском саду – это знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, немаловажно участие детей в доступных им трудовых мероприятиях. По мере ознакомления с трудом взрослых у детей происходит формирование положительного отношения к их труду, бережный подход к его результатам, готовность оказать взрослым доступную по возможностям помощь.
В дошкольном возрасте необходимо особо тщательно развивать трудолюбие, т.к. в дальнейшие годы привить ребенку это качество будет достаточно сложно. Ребенок должен понимать, что существуют нравственные черты индивида, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за дело, которое ему поручили.
Выделяют следующие виды труда дошкольников: [16]
1. Самообслуживание (труд, который направлен на удовлетворение личностных потребностей, возникающих ежедневно: самостоятельность при одевании и раздевании в определенном порядке; подготовка и уборка рабочего места; стирка своих небольших вещей, уборка своей постели).
Каждая возрастная группа строит деятельность по воспитанию навыков самообслуживания различным способом. В группе младших дошкольников ее проводят часто – 1 раз в неделю, постепенно объем плановой работы уменьшается в средней, старшей, выпускной группах проходит дважды в месяц.
2. Хозяйственно — бытовой труд (осуществление поручений: воспитанники убирают за собой игрушки и пособия; собирают листья на участке; дошкольников учат содержать групповую комнату и участок в чистоте).
3. Дежурство по столовой и занятиям. Дети 5-7 лет самостоятельно подметают, расчищают дорожки, поливают песок, убирают песок возле песочницы, оказывают помощь малышам.
4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду: занимаются поливом растений, сажают лук, сеют крупные семена, собирают овощи во время урожая, пересаживают комнатные растения, раскладывают и насыпают корм для птиц в кормушки).
5. Ручной труд (поддерживают порядок в хозяйстве группы: чинят и подклеивают книги, коробки, пришивают оторванные пуговицы, ремонтируют игрушки; изготавливают под руководством воспитателя мелкий материал для счета, игрушки и сувениры, используя природный и бросовый материал, бумагу, картон, ткани).
Дети – сироты как объект социальной работы
... деятельности которые создавали бы естественные условия для общения и т. д. Необходимо сосредоточить внимание на организации развивающей среды чтобы она способствовала принятию социальных ценностей детьми- сиротами ... на ранних сроках беременности. Но именно с этими женщинами следует начинать социальную работу как можно раньше. Поддержка со стороны государства может оказаться единственной. Дом ребё ...
Труд дошкольника прочно связан с игрой. В игре происходят начальные манипулятивные действия, которые по существу схожи с трудовыми. При выполнении трудовой задачи, дети часто переключаются на игру — играют с водой во время умывания и т. д.
В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом. Во время трудовой деятельности дети приобретают трудовые навыки и умения, которые помогают им стать независимыми от взрослых. Своеобразие детского труда является и то, что, несмотря на присутствие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся на этапе развития и предполагают обязательное участие и помощь взрослого. Младшие дошкольники не в состоянии определить цель в труде. Это происходит потому, что у них отсутствует умение удерживать в памяти полный процесс и результат. Действия ребенка носят не целенный, а нормативный характер: они могут повторять их многократно, без определенной задачи. Ребенку доставляет радость само действие, а не его результат. [20]
Развитие целесообразных действий неотделимо от развития предметно — ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. После того как ребенок использует подражательные способы действий, он достигает результаты в элементарной деятельности (он может повесить полотенце на крючок, застегнуть пуговицу и т.п.).
Способность к осознанию цели своих действий и взаимосвязь между целью и результатом складывается постепенно. Данное осознание — своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно является побудителем к самостоятельным действиям. У младших дошкольников всё это находится только в начальной стадии. На этой ступени главную роль занимает взрослый. Он ставит перед детьми цель и помогает её достичь. Старшие дошкольники в знакомых ситуациях ставят цель самостоятельно. Они выполняют это наиболее успешно. Особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является необходимое участие в его реализации взрослого. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы разнообразны:
1. Получение от взрослых положительной оценки своих действий.
2. Самоутверждение среди сверстников.
3. Вступление в общение со взрослыми.
4. Оказание помощи другим. [20]
Трудовое воспитание детей в дошкольной организации должно проходить неразрывно с семейным воспитанием. В семье существуют благоприятные условия для того, чтобы сформировать у детей трудолюбие. Это прежде всего происходит, когда взрослые ежедневно трудятся на глазах у ребенка, ощущаются результаты этого труда, ребенок получает возможность планомерно участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В общей со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, повторяя за взрослыми, быстрее овладевает трудовыми навыками и копирует разумные приемы работы.
Ответственность за подмену ребенка
... РФ устанавливает уголовную ответственность за подмену ребенка, совершенную из корыстных ... узнала пол родившегося ребенка). Действия по подмене ребенка считаются преступными, ... подмена ребенка, совершенная вследствие небрежного, недобросовестного отношения к своим обязанностям со стороны медицинского персонала родильного дома, состава преступления не образует и квалифицируется как проступок по работе. ...
Совместный труд с родителями приносит ребенку удовольствие. Участвуя в хозяйственно — бытовом труде, он реально ощущает свою сопричастность к семейным делам, чувствует себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности, таких как: отзывчивость, заботливость, бережливость, ответственность. В семье дети слушают рассказы родителей об их труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет кругозор ребенка, формирует интерес и уважение к труду. [18]
Таким образом, истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, становится субъектом своих интересов и желаний. Воспитание этой потребности является одной из центральных задач трудового воспитания детей. Трудовая деятельность повышает общее развитие детей, расширяет их интересы, способствует проявлению сотрудничества, формирует такие нравственные качества как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело. В процессе труда происходит активизация физической силы и интеллектуальной деятельности детей.
Глава 2. Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка
2.1 Труд как средство социализации дошкольников
Один из показателей успешно осуществляемого процесса социализации ребенка является освоение ребенком различных видов деятельности человека. Деятельность – это социальная активность, которая обеспечивает человеку вхождение в социальный мир людей и принятие через нее социальных форм взаимодействия с миром. Каждый вид деятельности содержит в себе разные возможности для освоения и принятия человеком мира людей. Так, например, игра дает возможность ребенку в воображаемом плане познать мир взрослых людей, общение – дает практику установления взаимоотношений между людьми, предметная деятельность способствует освоению способов действия и преобразования предметов, создания их, познавательная деятельность помогает познанию законов функционирования мира, художественная деятельность влияет на формирование социальных чувств.
А что дает развивающейся личности труд? Это ведь тоже самостоятельная деятельность, которая многое требует от человека и многое дает ему. Рассмотрим детальнее хотя бы некоторые аспекты этой деятельности с позиции того, что привносит она в процесс социализации, в процесс становления человека существом социальным. [13]
В словаре русского языка С.И.Ожегова дано такое определение труда: «труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения». Переведя это определение на педагогический язык, мы понимает труд ребенка как умение и желание испытывать напряжение (физическое и умственное) для того, чтобы удовлетворять свои потребности в жизнеобеспечении и социальных нуждах. Значит, педагогической задачей является приучение ребенка к тому, чтобы он испытывал напряжение с удовольствием, с желанием и пониманием необходимости такого напряжения своих физических и умственных сил. Это процесс длительный, с постепенным усложнением, коррекцией и преодолением трудностей.
Зарубежные и отечественные педагоги с давних пор отмечали такую особенность вовлечения ребенка в труд: никогда не делать за ребенка то, что он уже умеет делать сам, так как труд делает ребенка самостоятельным, эмансипированным от взрослого, что придает ему уверенность в себе и своих силах, дает возможность почувствовать эту самостоятельность как средство овладения миром. Именно поэтому в педагогике уже давно сформулированы правила оказания ребенку помощи в труде. Пять правил сформулированных с учетом нарастания самостоятельности, т.е. овладения трудовыми умениями: [15]
Триз технология в развитии ребенка дошкольного возраста
... Работая с дошкольниками, в направлении речевого развития, используются следующие методы ТРИЗ-технологии: обучение детей творческому рассказыванию по ... речи является одной из актуальных. Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного ... ресурсов, Пример “Помоги Золушке” Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что ...
1 Помощь – объяснение- ребенок еще ничего не умеет делать сам, взрослый, к примеру, одевает ребенка и сопровождает свои действия объяснением того, что он делает (« давай будем одеваться , беру твою ручку и надеваю на нее рукавчик рубашки. Так получилось, а теперь беру другую ручку и на нее надеваю рукавчик. Вот и надели рубашечку, застегнем ее теперь … и т.д.»).
И хотя ребенок еще так мал, что он не понимает слов, но в память действий уже «входит» процесс одевания.
2 Помощь — совместное действие – взрослый просит ребенка подать ему детскую рубашку, берет ее у ребенка и просит его самого вложить руку в приготовленный для этого рукав. Хвалит ребенка за успешное действие и продолжает поэтапно помогать ребенку одеваться. На этом этапе ребенок еще не может взять рубашку так, чтобы попасть в рукав, но, когда взрослый показывает ему куда просунуть руку, он понимает и делает это с удовольствием, так как видит результат своего действия и закрепляет его успешность похвалой взрослого.
3 Помощь — частично-объясняющее действие взрослого. Ребенок надевает ботинки. Здесь трудность для него составляет определить на какую ногу какой ботинок надевать. Сначала взрослый дает возможность ребенку сделать самостоятельный выбор и лишь когда он видит, что ребенок ошибся, предлагает ему способ определения правильности исполнения действия: «поставь сначала ботиночки так, чтобы они не отворачивались друг от друга, а смотрели друг на друга. А теперь поставь свои ножки так, чтобы ты видел какой ботинок на какую ногу нужно надеть, чтобы было удобно ходить» При этом воспитатель помогает ребенку найти это совпадение ноги и ботинка, показывает ребенку правильный ход действия, а ботинок уже надевает на ногу ребенок сам.
4 Помощь с частичным контролем за действиями ребенка. Взрослый еще пока не оставляет ребенка без своего внимания, но уже больше наблюдает, чем действует. Ребенок одевается сам, но под наблюдением, корректировкой и похвалой взрослого.
5 И наконец, опосредованная помощь – ребенок одевается сам, а взрослый просит его показать результат и может помочь сделать то, что ребенок пока не в силах сделать сам, например , завязать шарф, застегнуть пуговицу, которую ребенок не может увидеть, так как она высоко и др. Но взрослый обязательно хвалит ребенка и говорит, что он уже почти сам научился одеваться.
В результате такой постепенной передачи ребенку функций и действий одевания у ребенка складывается впечатление, что он уже овладел этим процессом и может «как большой» выполнять все действия сам. Ребенок получает удовольствие от результата своих действий, а это как раз то, чего добивался взрослый. И хотя он может что-то поправить, делает это так, чтобы не ущемить гордость ребенка за самостоятельно сделанные трудовые действия. [15]
Сказкотерапия. Ее возможности и методика работы с детьми
... философии разных культур. Сказкотерапия – это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает ... ход повествования. Невозможно предугадать весь спектр реакций, возникающих в сказочных ситуациях, непривычных для ребёнка действиях. Также невозможно описать все причины, которые порождают ту ...
И тогда в 3 года, к моменту наступления кризиса «Я — сам» ребенок подойдет без конфликта со взрослыми, потому что взрослые будут закреплять, а не противоставлять свои действия действиям ребенка, формируя у него беспомощность.
Прохождение кризиса «Я-сам!» -важный этап в формировании самостоятельности, уверенности в себе и желании трудиться. Часто взрослые спешат сделать за ребенка то, что он уже способен сделать сам и тем самым вредят зарождению таких важных качеств личности, которые формируются только в труде и благодаря труду. Здесь берет начало зарождение лени или напротив, стремления к достижению результата путем собственных усилий.
Чем же еще важен труд для ребенка? Почему не стоит отказываться от него, воспитывая ребенка?
Во-первых, человек, привыкший и умеющий трудиться чувствует себя уверенно, он не расположен рассчитывать на кого-то, он готов делать всё сам. Такая уверенность постепенно вырабатывает небоязнь трудностей, смелость в принятии решений, повышает самооценку, укрепляет желание трудиться. [ 21]
Во-вторых, труд требует волевых усилий, а волевые усилия тесно связаны со стремлением выполнять трудовые действия добросовестно, добротно, не боясь переделать то, что получилось с первого раза не очень качественно. Дети не очень любят переделывать, они склонны всегда оценивать свои действия положительно. Они еще не научились объективно анализировать свои действия. Их, конечно, нужно учить этому. Но в процессе такого обучения важно не критиковать действия ребенка, а помогать ему самому увидеть, что сделано не совсем хорошо и дать уверенность в том, что он, ребенок, способен сделать лучше. [21]
В- третьих, в дошкольном возрасте зарождается такой важный вид труда, как умственный труд. При правильной организации можно приучить ребенка постоянно думать, размышлять, предвидеть результат, планировать свою работу, обдумывать причину, когда что-то не получилось и переделывать уже согласно продуманному плану, добиваясь более качественного результата. Всё это доступно ребенку дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста и будет помогать ему в учебе в школе, да и в жизни вообще. Умственный труд сложнее физического труда, так как он требует развития воображения, умения увидеть процесс труда и его результат в развитии, умения анализировать каждый этап труда до его совершения и умения анализировать уже сделанное. Это сложно, но очень важно и интересно. Приучать ребенка не делать ничего не подумав, не продумав процесс труда – важная психолого-педагогическая задача, без решения которой нельзя говорить о том, что процесс социализации идет успешно. Это сугубо человеческое качество- размышлять, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы и переделывать по усовершенствованному плану – всё это присуще только человеку как существу социальному. И начинать воспитание в этом направлении по крупицам следует уже с раннего и дошкольного возраста. [21]
В- четвертых, в процессе труда воспитывается умение и желание оказывать помощь товарищу, научить его тому, что уже умеешь делать сам. Такие нравственные проявления укрепляют и украшают взаимоотношения между детьми. Правда, современные дети умеют оказывать помощь только в случае, когда товарищ их попросит об этом. Сами проявлять инициативу не считают нужным. Это искаженное понимание независимости и индивидуальной неповторимости личности, которые культивируются в современных условиях жизни и развития ребенка вступают в противоречие с нравственными нормами взаимоотношений между людьми. И требуют корректировки и более глубинного рассмотрения сущности процесса взаимодействия. [ 21]
Очень полезны для воспитания дружеских взаимоотношений коллективные формы организации труда детей. Коллективный труд требует умения договариваться, согласовывать свои действия с действиями других детей, для развития самооценки и объективной оценки деятельности сверстников, для ощущения «чувства локтя». И это доступно дошкольникам, но и это требует внимания со стороны взрослых, которые должны научить детей жить в коллективе.
Человек как «существо общественное» не может жить в одиночестве, ему обязательно нужны рядом люди, которые заняты или одной с ним деятельностью или другим содержанием труда, но необходимого каждому. Отсюда возникает задача формирования у детей представлений о важности любого труда для людей и важности собственного участия в общем «строительстве жизни». Учить детей понимать, что всё в их окружении сделано руками человека: и ложка, которой он ест , и дом, в котором он живет, и конфеты, которые он так любит, и одежда, и игрушки, и самолеты, и машины и т.д. Всё сделано трудом человека. И тем лучше сделано, чем добросовестней человек трудится.
Поэтому, если мы с детства не привьем ребенку желания трудиться, если не дадим ему возможности почувствовать прелесть труда, почувствовать удовлетворение от сделанного, если не дадим возможности увидеть в глазах других людей благодарность за его усилия — мы лишим его человеческого качества – быть достойным представителем своего рода, быть Человеком.
Конечно, трудовой деятельности как самостоятельной полноценной деятельности в дошкольном возрасте быть еще не может. И если рассмотреть деятельность в соответствии со структурными компонентами деятельности по теории А.Н.Леонтьева, то мы увидим, что даже старшие дошкольники, да и младшие школьники пока не способны выполнить все структурные компоненты самостоятельно, без участия взрослого. Так для младших дошкольников из всех компонентов главным, да и практически единственным является процесс пруда. Им неважен результат, им важно взять в руки веник и имитировать действия, которые с веником совершает взрослый, не заботясь о том. Куда летит мусор. Старшие дошкольники уже так не делают, но и для них интересен процесс. Это хорошо. Но к этому интересу следует добавить качество трудовых действий, умений. Планирование процесса и его анализ, оценка результата и его сравнение с целью труда. Это всё сделать совершенно самостоятельно, без помощи взрослых ребенок дошкольник пока не может. Он еще учится трудиться. Но главное в дошкольном возрасте зародить в детях желание трудиться, желание думать и придумывать как сделать задуманное, не бояться ошибиться и быть готовым к исправлению того, что уже сделал, стараться самостоятельно и ответственно выполнять трудовые действия, гордиться своими успехами в труде и умение видеть других детей рядом, в совместном труде.
Современные родители нередко обвиняют воспитателей в «эксплуатации» их детей, заставляя убирать за собой игрушки, вещи, дежуря по столовой, подтирая пол, когда сам разлили воду или другой бытовой труд. Важно. Чтобы они, родители, поняли. Что труд нужен прежде всего их ребенку для адекватного развития, для самоутверждения, для развития самооценки, эмоционального благополучия, для жизни среди людей, для формирования отношения к родителям.
Вспомним слова нашего российского педагога- ученого и практика: «Самое большое богатство, которое может оставить отец своему сыну – научить его трудиться». Труд создал человека, а человек, научившись с детства трудиться, создает и совершенствует мир в котором мы все живем.
2.2 Способы приобщения дошкольников к труду как фактор становления личности
Младшему дошкольнику замотивированный, интересный трудовой процесс приносит радость. Ребёнок старшего дошкольного возраста может сделать что-то реальное, поставить чёткую цель и добиться качественного результата. Он владеет многими навыками и умениями, необходимыми для выполнения различной работы, и у него сложилась чёткая структура деятельности. Получение результата становится для ребёнка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок старшего дошкольного возраста получил в продуктивной деятельности результат, чувствовал гордость и удовлетворение от выполнения сложной работы. Предлагаемые виды работы должны лишь немного опережать возможности детей, чтобы они смогли овладеть новыми способами, или же основываться на уже приобретённых детьми навыках и умениях.
Педагогу важно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах, одобрять и поощрять проявления настойчивости, терпения, желание довести работу до конца; поддерживать усилия детей на выполнение настоящего дела и получение практического результата.
Вне зависимости от реализуемой в ДОУ или в группе образовательной программы дети дошкольного возраста должны овладеть следующими видами труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. [14]
1. Труд по самообслуживанию (навыки одевания, еды, пользования туалетом).
Начинается со второй младшей группы.
2. Хозяйственно — бытовой труд. II младшая группа — дежурство по столовой со второй половины учебного года; мытье игрушек, стирка кукольного белья, уборка игрушек, мытье стульчиков — со средней группы. Во второй младшей группе используются поручения, выполнение которых организуется совместно с педагогом (кормление рыбок, поливка растений, рыхление, расстановка игрушек).
В старшем возрасте дети самостоятельно наводят порядок в игровых уголках, стирают кукольное белье, моют детскую мебель.
3. Труд в природе (в уголке природы и на участке).
Начиная со второй младшей группы, дети учатся ухаживать за растениями и животными, понимать значимость действий человека по отношению к живым объектам.
4. Ручной труд. Используется в старшем дошкольном возрасте.
Для формирования навыков трудовой деятельности сегодня необходимо использовать современные педагогические технологии, позволяющие оптимизировать процесс обучения детей трудовым навыкам и умениям.
В качестве таких технологий можно использовать: [17]
модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку)
модели последовательности работы в уголке природы (полив растений, перевалка или пересадка растений, уход за животными уголка природы),
модели по организации хозяйственно-бытового труда,
схемы и алгоритмы трудовых действий (на огороде, на участке),
модель трудового процесса (цель, оборудование, действия, результат),
модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку).
Они могут быть вначале работы цветными, более узнаваемыми, а затем — все более схематичными.
Модели последовательности работы в уголке природы (надеть фартук, приготовить рабочее место, подобрать необходимый инструмент).
Модели ухода за разными видами растений (полив растений, перевалка или пересадка растений, высадка семян, рассады, подготовка почвы к посадкам).
Модели уход за животными уголка природы (отдельно по каждому животному в зависимости от его потребностей, особенностей проживания и питания).
Модели по организации хозяйственно-бытового труда (последовательность мытья игрушек, стирки белья для кукол, мытья кубиков).
Схемы и алгоритмы трудовых действий на огороде, на участке (схема подготовки земли к перекопке, схема последовательности посадочных работ, схема ухода за огородными растениям) (на каждую грядку с растением — своя схема).
Общая модель трудового процесса (цель, оборудование, планирование, действия, результат).
Кроссворды по знакомым растениям и правилам ухода за ними
Развивающие пособия по организации разных видов труда.
Главной задачей является воспитание у современного поколения детей положительного отношения к труду, умение и желания доводить начатое дело до конца, поощрять инициативу в оказании помощи взрослым и сверстникам. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства.
В детских садах проходят интересные занятия по приобщению старших дошкольников к труду. Например, в одном детском саду на теме занятия «Вкусное печенье всем на угощенье!» дети познакомились с правилами приготовления печенья. Сначала тщательно вымыли руки, надели фартуки, одноразовые шапочки. Воспитатель замесила тесто, а ребята подсказывали алгоритм последовательности, используя картинки-схемы. Затем выполнили разминочную пальчиковую гимнастику и принялись дружно раскатывать песочное тесто скалкой. А как интересно было вырезать фигурки с помощью формочек! Красивые самые разнообразные фигурки из теста были аккуратно выложены на противень. Пока печенье запекалось на кухне детского сада, ребята убрали свои рабочие места, накрыли стол. Ребята с большим удовольствием ели ароматное печенье с соком, да еще угостили других малышей и сотрудников.
Подаренные шапочки и рассказы детей об этом занятии своим родителям сподвигли к новым интересным трудовым кулинарным достижениям. Дома ребята со своими старшими сестрами, братьями, бабушками, мамами пекли печенье, блины. О чем с большим восторгом рассказывали как родители, так и сами дети!
Цель: формировать у воспитанников знания о правилах приготовления печенья.
Задачи:
познакомить с процессом приготовления песочного печенья: замешивать тесто, формировать форму печенья.
развивать у детей интерес к приготовлению пищи. Закреплять приемы работы с тестом: раскатывание скалкой, вырезание фигурок с помощью формочек.
формировать общественно значимые мотивы труда, умение работать аккуратно, старательно, дружно.
воспитывать стремление добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу.
Материал: мука, яйца, соль, сахар, разрыхлитель для теста, ванилин, сито, сливочный маргарин, доски, лопатки, скалки, формочки для вырезывания печенья, миски с мукой, миска для замешивания теста; фартуки, одноразовые шапочки, косынки, противень, калька – бумага для выпекания.
Ход занятия:
На столе лежат фартуки, колпаки, миска, ложка, противень, формочки, доски, скалки. Продукты лежат на другом столе и накрыты салфеткой. Воспитатель подзывает детей к столу и спрашивает: — Как вы думаете, чьи это вещи? Кто использует их в работе? Как вы думаете, для чего это лежит? Давайте мы с вами на некоторое время станем поварятами и что-нибудь приготовим. — Что мы будем готовить (печь)? (печенье).
Кто из вас видел, наблюдал, как мама или бабушка что-нибудь печет? — Давайте вспомним всю последовательность работы, орудия труда, предметы . — Итак, что мы с вами задумали сделать? (печенье).
— А из чего мы будем делать? Какие продукты нам понадобятся? (маргарин, сахар, яйцо, мука, ванилин).
Какие же продукты войдут в состав нашего печенья, а чтобы узнать вам надо будет отгадать загадки (дети находят продукты на столе).
[19]
1.Без этого продукта Ребята, никуда
Чтобы испечь что – то Всегда нужна… (Мука)
2. Нашёл шар, разбил его,
Увидел серебро и золото (Яйцо)
3.Белый, а не снег
Крупинками, а не соль
Сладок, а не конфета. (Сахар)
- Белый он, как снег колючий
Как песок сухой, сыпучий.
Сладкий-сладкий, словно мёд,
Чай с ним часто мама пьёт. ( Сахар)
4. Чтобы тесто пышным было,
Мама в смесь ту положила
Белый, горький порошок,
Ты не ешь его дружок (Сода или разрыхлитель)
6.В народе говорят
Им кашу не испортишь (Масло или сливочный маргарин)
7. Меня одну не едят,
А без меня мало едят. (Соль)
Воспитатель: Прежде, чем приступить к замешиванию теста, мы рассмотрим картинки – схемы, то есть посмотрим последовательность действий, что зачем мы будем выполнять.
1. Отправим в миску размягченное сливочное масло или же сливочный маргарин.
2. Добавим к нему нужное количество сахарного песка, соли, соды.
3. Добавляем туда же три куриных яйца. Смешиваем еще раз.
4. Просеиваем пшеничную муку через мелкое сито.
5. Замешиваем тесто, добавляя в него постепенно просеянную пшеничную муку. Затем сформируем из него шар.
6.Раскатываем скалкой тесто.
7.Вырезаем формочками различные фигурки.
8.Выкладываем печенье на противень.
- Молодцы. А теперь я предлагаю приступить к процессу приготовления печенья. Давайте, я буду вашим шеф-поваром, буду вам подсказывать то, что делать.
- Прежде, чем идти на кухню, что нужно сделать? (помыть руки).
Помыли, теперь наденем фартуки, косынки, колпаки. Теперь вы настоящие поварята!
Воспитатель: Что бы пальчики наши хорошо работали, нам нужно с вами хорошо их размять.
Пальчиковая игра «Дружные пальчики»
Муку в тесто замесили.
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи.
Все мы испечем в печи. Очень вкусно!
Воспитатель вместе с детьми замешивает песочное тесто с помощью картинок — схем.
- Тесто готово. Выложим его на доску. Разделим на несколько колобков,
- Попробуйте, потрогайте какое тесто?
Дети: Мягкое.
- Давайте его помнем.
Тесто, тесто, мнем, мнем.
Тесто, тесто, жмем, жмем.
По ладошке покатаем
И на досочке прижмем.
Тесто, тесто, шлеп, шлеп,
Тесто, тесто тук, тук
Дружно делаем печенье.
Не жалеем наших рук!
(Дети мнут, перекладывают тесто из руки в руку, кладут на дощечку для лепки и расплющивают)
Воспитатель: Раскатываем с помощью скалки тесто. Какое бывает печенье по форме?
Дети: Круглое, квадратное. Зверушки, грибочки
Воспитатель: Посмотрите, какие у нас формочки, выбираем понравившуюся формочку, прикладываем, придавливаем. То, что осталось вокруг, убираем в сторону. Снимаем нашу формочку.
Вот и получилось у нас печенье!
- После этого осторожно перекладываем тесто на лист для выпекания — кальку.
- Посмотрите, сколько много печенья мы с вами сделали.
Сейчас мы отнесем их на кухню и попросим повара помочь нам испечь печенье. Затем угостим всех гостей и ребят.
Помощник воспитателя относит противень с печеньем на кухню.
Подведение итогов.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что сегодня делали?
Дети: Замешивали тесто и вырезывали формочкой печенье.
Воспитатель: Из чего мы готовили печенье?
Дети: Из теста. Воспитатель: Из чего готовили тесто?
Дети: Из муки, сахара, соли, соды, яиц, масла.
Воспитатель: Молодцы! Вы все сегодня хорошо потрудились, и я думаю, что у нас получилось вкусное печенье.
- А сейчас надо убрать наши рабочие места и накрыть столы для чаепития.
Дети с воспитателем и помощником воспитателя убирают в группе, готовятся к чаепитию. Помощник воспитателя приносит из кухни готовые печенья.
Воспитатель: Вы старались, все трудились,
Печь сегодня научились.
А теперь пора к столу,
Отведать вкусное печенье.
И знаем мы, понравится
Всем наше угощение!
Дети тоже подводят итог стихотворениями:
1. Вместе тесто замесили, Раскатывали в лепешку,
Мы печенье налепили,
Кто какое хочет.
2. Раскатали скалкой
Тесто на кружочки,
Вырезали формочкой
Звёзды и цветочки.
3. Испекли в духовке
Мы своё печенье,
Получилось вкусно,
Просто объеденье!
Дети пьют чай с готовым печеньем.
Заключение
Значимость трудового воспитания трудно переоценить в плане формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста. Для того чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду, чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребёнка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечают продуктивные виды деятельности — конструирование и различные виды рукоделия, — в отличие от бытового труда, в котором часто исключён момент созидания, что лишает его привлекательности для ребёнка.
Удобнее формировать предпосылки для трудовой деятельности и позитивного отношения к ней в процессе обучения детей различным продуктивным видам деятельности и организации самостоятельной практической работы.
Труд, как вид деятельности, направлен на познание детей в окружающем их мире посредством активного участия в повседневной жизни людей. Трудовая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому, что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.
Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия. Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.
Учитель должен воспитывать в детях чувство собственного достоинства, чтобы иметь возможность сравнивать результаты работы с результатами своих сверстников. Нужны более понятные и убедительные модели жизни, подлинный пример работы. Жизненная ясность обеспечит наибольшую ясность идей. В процессе последующих разговоров, через рассказы учителя, необходимо уточнять, закреплять полученные знания, использовать визуальные методы, умело сочетая их со словесными (история, беседа).
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov/
Александрова С. Уход за комнатными растениями / С. Александрова // Дошкольное воспитание – 2013. — №2. – С. 21- 24.
Безрукова В. С. Основы духовной культуры. – Екатеринбург, 2000 – 937с.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
Буре Р. Организация труда детей и методика руководства / Р. Буре // Дошкольное воспитание – 2013. — №4. – С. 17- 25.
Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
Буре Р. С., Загик Л. В. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. – 3-е изд., испр., доп. – М., 1983.
Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу / А. И. Васильева. – М, 2009. – с. 56.
Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / С. А. Веретенникова. – изд. 3-е, перераб. и доп. – М., «Просвещение», 1980. – 272 с.
Виноградова А.М. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: СПК, 2005. – 116 с.
Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982. – 112 с.
Воспитание дошкольника в труде / В.Г.Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с.
Козлова С.А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников: учебник.- М.: Издательский центр «Академия», 2016 – 350 с.
Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников /. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.
Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю трудовое воспитание в детском саду.- М., 2006 – 123 с.
Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание ребенка – дошкольника. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 143 с.
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.- 128с.
Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.