Ошибки родителей в воспитании детей

Содержание скрыть

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Одна из функций семьи – продолжение человеческого рода. Опыт родителей мы получаем вме­сте с нашим воспитанием. Поскольку муж и жена вос­питывались в разных семьях, то и взгляды на роль ро­дителя и воспитание могут быть разными.

Современная семья чувствует ответственность за развитие ребенка, но принимает ее частично: все желательное – результат нашего воспитания, все не­желательное — из-за дурного влияния друзей, ули­цы, школы, средств массовой информации и проче­го. Поведение родителей иногда строится так, как если бы ребенок изначально нес в себе все зло мира, выкорчевать которое – и есть задача воспитателя. Ребенок из субъекта социального взаимодействия превращается в объект воздействия, манипулирова­ния. Вместо воспитания навыков опрятности и лич­ной гигиены – борьба с нечистоплотностью, вместо воспитания щедрости – борьба с жадностью и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что тема данной работы – «Ошибки современной семьи в воспитании детей» — является актуальной.

Цель данной работы – показать, что же лежит в основе ошибок воспитания в современной семье.

Объект исследования – семейное воспитание. Предмет исследования – ошибки воспитания.

4 стр., 1786 слов

Роль детского сада в воспитании и развитии ребенка

... нет конкурса, но и существует постоянный недобор абитуриентов. II. Роль детского сада в воспитании и образовании ребенка. Во времена нашего детства родители практически всегда отдавали ребенка в детский сад потому что как правило, ребенка было не с ...

В работе нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить факторы родительского воспитания

2. Рассмотреть стили и формы общения родителей с детьми, приводящие к ошибкам в воспитании.

3. Представить практические рекомендации по коррекции семейного воспитания.

Для решения поставленных задач мы использовали метод анализа теоретического материала по теме данной работы.

Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Особенности воспитания ребенка в семье

1.1. Факторы родительского воспитания

Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой — объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

Во многих исследованиях в качестве основных факторов семейного воспитания выдвигаются именно эти:

  • эмоциональное отношение, любовь, принятие;
  • особенности требований и контроля.

Э. Фромм выделил качественное различие между материнским и отцовским отношением к ребенку по признакам условность – безусловность и контролируемость – неконтролируемость. Материнская любовь безусловна, дана от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать (либо она есть, либо ее нет).

Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема (ее можно заслужить, добиться собственной активностью ребенка).

Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков.

1) Уровень протекции – количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь когда случается что-то серьезное.

2) Другой важный фактор – степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

Количество и качество требований к ребенку в семье представлено разными шкалами: степень требований-обязанностей, степень требований-запретов, строгость санкций.

Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания (см. табл. 1).

Таблица 1

Диагностика типов негармоничного семейного воспитания

(по Эйдемиллеру Э.Г., Юстицкису В.)

Тип воспитания

Выраженность черт воспитательного процесса

Уровень протекции

Степень удовлетворенности потребностей ребенка

Степень предъявления требований

Степень запретов

Строгость санкций

Потворствующая гиперпротекция

+

+

Доминирующая гиперпротекция

+

±

±

+

±

Повышенная моральная ответственность

+

+

±

±

Эмоциональное отвержение

±

±

±

Жестокое обращение

±

±

+

Гипопротекция

±

Примечание. «+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; «-» означает недостаточную выраженность; «±» означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность.

Разные стили ухода за ребенком и обращения с ним начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения. Анализи­руя видеозаписи общения матери с ребенком, С. Бро­ди выделила четыре типа материнского отношения:

1. Матери легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них было характерно под­держивающее, разрешающее поведение.

2. Матери сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка, однако они чаще доминирова­ли над ребенком.

3. Матери не проявляли большого интереса к ребен­ку. Основу материнства составляло чувство долга, в ка­честве инструмента воспитания применялся жесткий контроль.

4. Матери характеризовались непоследовательно­стью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребно­стям ребенка, их воспитательные действия носили про­тиворечивый характер.

Наибольший вред наносят психике развития ребенка матери четвертого типа. Непоследовательность в вос­питании приводит к развитию у ребенка устойчивого невроза.

А. Болдуин выделил два стиля родительского вос­питания – демократический и контролирующий. Де­мократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального обще­ния между детьми и родителями; включенностью де­тей в обсуждение семейных проблем, учетом их мне­ния; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех само­стоятельной деятельности ребенка; ограничение соб­ственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль включает значительные огра­ничения поведения детей: четкое и ясное разъясне­ние ребенку смысла ограничений, отсутствие разно­гласий между родителями и детьми по поводу дис­циплинарных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались социальной актив­ностью, с трудом поддавались внешнему контролю, им не был присущ альтруизм и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в дости­жении собственных целей, неагрессивны. При смешан­ном типе воспитания детям присуща внушаемость, по­слушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинально­сти мышления, бедная фантазия.

Наиболее распространенным механизмом формиро­вания характерологических черт ребенка, ответствен­ных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает усвоение детьми средств и навыков контро­ля, используемых родителями для самоконтроля.

В отечественной литературе выделены следующие типы родительского отношения, способствующие воз­никновению той или иной аномалии развития.

Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзор­ности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы о физическом и духовном благополучии подро­стка, делах, интересах, тревогах. Этот тип воспитания особенно неблагополучен для подростков с акценту­ациями по неустойчивому и конформному типам, про­воцируя ассоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.

Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что уси­ливает несамостоятельность, нерешительность, неуме­ние постоять за себя. Особенно ярко проявляется у подростков с психоастенической, сензитивной и астеноневротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усилива­ет реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребен­ка, чрезмерное покровительство и обожание, резуль­тирующее непомерно высокий уровень притязаний под­ростка, безудержное стремление к лидерству и пре­восходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует фор­мированию психопатий истероидного типа.

Эмоциональное отвержение: игнорирование по­требностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявля­ется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой». Эмо­циональное отвержение плохо влияет на психологиче­ское развитие детей: при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оп­позиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.

Повышенная моральная ответственность: несоответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чув­ства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, на­стойчивые ожидания больших успехов в жизни – все это сочетается с игнорированием реальных потребно­стей ребенка, его собственных интересов, недоста­точным вниманием к его психофизическим особенно­стям.

Дети с психоастеническим и сензитивным ти­пами акцентуации, как правило, не выдерживают бре­мени непосильной ответственности, что приводит к об­разованию депрессий. У подростков с истероидной акцентуацией опекающий вызывает ненависть и агрес­сию.

Жестокое обращение с ребенком – склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности.

1.2. Стили семейного воспитания и воспитательная позиция родителей

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую четыре основных стиля: авторитарный, авторитетный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Демократический стиль

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

В подростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей — совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих прежде всего самих родителей как субъектов воспитания.

Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность.

Адекватность

Гибкость – способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.

Прогностичность

Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное осознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют взаимоотношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами.

1.3. Задачи воспитания детей в современной семье

Климат, в котором воспитываются дети, и ценности, которые стараются им привить, обуславливаются не только основными установками социального окружения, образом жизни и занятий родителей, но и повседневными проблемами, с которыми сталкиваются члены семьи.

Определяющей чертой российской модели семейного воспитания является тот факт, что явное большинство считают его основной задачей воспроизводство нормативных внутрисемейных отношений, т. е. развитие у детей любви и уважения к родителям. Необходимо отметить, что, при всей важности внутрисемейного мира, эта ценность носит статичный, консервационный характер, не предполагает выхода за пределы семьи, применения в общественной жизни и в отношениях с другими людьми. Строго говоря, она вообще не ориентирована на самого ребенка, развитие его способностей, определение его будущего. Чаще среднего эта установка встречается в наиболее социально уязвимых слоях – у низкообразованных, пожилых, жителей сел, — желающих с ее помощью оградить себя от невзгод непредсказуемого окружающего мира. Как правило, эти родители не стремятся к независимости, самореализации, престижной доходной работе, образованию, востребованной профессии.

упоминаний качество также носит традиционный характер: большой процент родителей считают необходимым привить детям трудолюбие. Его ценность чаще подчеркивают малообеспеченные, низкообразованные, пожилые, реже среднего возраста, родители. Более других ратуют за воспитание в детях любви к труду люди, сами не сумевшие найти своим способностям достойное применение: среди своих главных проблем они чаще среднего называют материальные, при этом выражая готовность заниматься любым хоть сколько-нибудь оплачиваемым трудом; их меньше волнует социальное окружение, они не претендуют на независимость от государства, престижную работу, карьеру. Указывающие трудолюбие в качестве одной из главных черт, которые следует прививать детям, почти никогда не упоминают среди важных качеств самостоятельность, целеустремленность и стремление к знаниям. Эта группа демонстрирует понижающий тип адаптации: потерпев неудачу в приспособлении к изменившимся условиям жизни, она примирилась со снижением жизненного уровня, сократила запросы и не видит путей выхода из тупика, кроме как воспроизводство модели поведения, доказавшей свою неэффективность.

Примерно с той же частотой, что и трудолюбие, упоминается важность воспитания в детях самостоятельности, способности самому решать жизненные проблемы. Социально-демографические характеристики тех, кто чаще среднего выделяет эту ценность, позволяют говорить о двух основных мотивах ее упоминания. С одной стороны, за самостоятельность чаще выступают образованные, обеспеченные, молодые, жители больших городов, руководители, специалисты, предприниматели и служащие, т. е. наиболее социально активные и успешные слои общества. Естественным представляется их стремление передать своим детям качество, которое они сами смогли удачно использовать в своем развитии. Но с другой стороны, многие из отметивших важность самостоятельности чаще среднего говорят о неуверенности в завтрашнем дне, отсутствии финансовой независимости, вмешательстве государства в частную жизнь, невозможности достичь высокого социального статуса; существенно реже среднего они заявляют о стремлении привить детям уважение к родителям, патриотизм, трудолюбие и религиозность. Таким образом, выделение самостоятельности представляется компенсаторным для групп сравнительно успешных, но из-за повышенных ожиданий не вполне удовлетворенных своими достижениями. Ставя перед собой и своими детьми высокие цели, они стремятся развить в них качество для преодоления тех трудностей, с которыми не могут справиться сами. Не исключен здесь также и другой мотив для приобщения детей к самостоятельности: будучи недовольными своими возможностями и статусом, члены этой группы не уверены в своей способности дать все необходимое детям, — научив же их справляться с проблемами, родители могут освободиться от части своих забот.

На четвертом месте по частоте упоминаний стоит воспитание в детях доброты, душевности и отзывчивости. Чаще других этому направлению развития ребенка придают значение в небольших городах и на селе, несколько реже – в среде обеспеченной и активной молодежи, а также военных, служащих без образования и рабочих. Уделяющие особое внимание душевным качествам детей чаще жалуются на состояние тревожности, неуверенности, страдают от окружающего хамства, недостатка доходов и отсутствия хотя бы скромных карьерных перспектив.

Если акцент на патриархальных ценностях, какими являются трудолюбие, доброта и любовь к родителям, чаще связан с социально ослабленными средами, то акцент на инструментальных, достижительских качествах – самостоятельности, способности отстаивать свои интересы и стремлении к знаниям – более заметен в группах родителей с высоким социальным капиталом или хотя бы потенциалом.

Научить ребенка пониманию своих интересов и умению их отстаивать стремятся родители преимущественно в больших городах, в семьях молодых, независимых предпринимателей, военных, служащих без образования и учащихся. Ценящие это качество стремятся обеспечить себе гарантии невмешательства государства в свою деловую и личную жизнь, оградить себя от окружающей грубости, а также несовершенства законодательства, достичь высокого уровня доходов, дать детям хорошее образование и самим приобрести профессию, востребованную на трудовом рынке. Важность развития в детях инициативности значима для образованных и молодых родителей.

К числу особенностей слабых социальных сред следует отнести и стремление воспитать в детях патриотизм: особенно близка эта идея низкообразованным, пожилым, жителям сел, военным, служащим без образования и пенсионерам. Крайне редко выделяющие важность патриотического воспитания хотят привить детям самостоятельность, инициативность и все другие качества – кроме уважения к родителям.

Таким образом, разные категории граждан по-разному видят цели воспитания детей.

1.4. Внутрисемейные отношения и проблемы воспитания детей

Для оценок жизни своей семьи, отношений в ней и, в том числе, проблем, связанных с детьми и их воспитанием, характерно почти полное вытеснение негативных сторон внутрисемейной жизни и их перенос на «обобщенных других» — будь то «чужие дети», «чужие молодые» или «чужие семьи». Мы уже говорили о преобладании негативных оценок современной молодежи в суждениях о ней: в особенности это характерно для тех респондентов, чьи жизненные ресурсы и социальный, культурный капитал ограничены, т. е. для пожилых, низкообразованных, низкостатусных групп и слоев населения. Широко распространено мнение о том, что отношения в большинстве семей за последние годы ухудшились. Однако ценность семьи, общение с семьей выступают для подавляющего большинства родителей, по крайней мере, на декларативном уровне – как очень значимые. Для большинства из них очень важно или довольно важно проводить время с семьей; для большинства же главным основанием для гордости за себя является то, что они – родители своих детей. В общении в свободное время также лидирует привычный ближний круг – своя семья, причем на первый план выходят именно дети и внуки, которые становятся для старшего поколения, по-видимому, главным «опосредующим звеном» при взаимодействии выросших детей со своими собственными родителями, прямое общение с которыми привлекает лишь немногих. [11]

Наряду с новым укреплением традиционного авторитета родителей отмечается снижение доли людей, упоминающих в качестве значимого другого своего супруга или супругу, и еще реже – детей. Снижение и так не слишком высокой роли собственных детей как значимого другого, способного выслушать и понять, связанное с этим чувство обиды на неблагодарность детей, особенно повзрослевших, являются, как нам представляется, следствием того традиционного типа отношений «отцов» и «детей» и соответствующих «воспитательных практик», которые были присущи «советскому времени» (хотя корни их лежат в более глубоких пластах культуры).

По сути, их можно было бы охарактеризовать как преимущественно авторитарный тип воспитания, реализующийся в разных социальных средах по-разному. В образованной (или «интеллигентской») среде – как гипертрофированная родительская опека, стремление защитить от негативных влияний окружающей среды путем отгораживания от нее, выстраивания для своих детей некой социальной ниши, защищенной от того, что мешало самим родителям самореализоваться в сфере общения, образования или выбора профессии. В среде низкостатусной, обладающей значительно меньшими социальными и культурными ресурсами, это – наряду с сильной приверженностью к традиционалистским ценностям — уважение к старшим, их непререкаемый авторитет, послушание и подчинение младших старшим, слабых сильным и т. п., гораздо более сильная, чем в образованной среде (хотя присутствующая и в ней), ориентация на воспитательную роль таких социальных институтов, как школа и армия. При всей кажущейся несхожести этих установок и воспитательных практик общим для них является отказ от «работы» взрослых с детьми в перспективе их личностных переживаний и проблем, преобладание в воспитании установок на подавление, подчинение незрелой, только складывающейся в процессах социального взаимодействия личности, повышенной роли контроля и негативных санкций (наказания, в том числе физического) как инструмента воспитания. [12]

Во многих семьях часты асимметричные представления «взрослых» и молодых о конфликтах в семье (при том что конфликт, или «склока», выступает как традиционная форма работы с проблемами, в том числе личностными, по сути лишь закрепляющая взаимное непонимание).

Проводимое социологическое исследование показало, что относительное большинство опрошенных, в семьях которых есть дети до 15 лет, оценивают отношения со своими собственными детьми как теплые и доверительные (46%) или нормальные, спокойные (48%).

Как напряженные, конфликтные их воспринимают только четыре процента, а как «невыносимые, скандальные» — два процента (в группе от 18 до 24 лет –9%!).

[13]

Для родителей, ориентированных не столько на диалог, сколько на опеку, контроль и подавление (требование послушания), проблемы подрастающих детей во многом остаются неявными, непонятными и непонятыми. Особенно показательными в этом плане являются представления «взрослых» о том, что допустимо или недопустимо в отношении подростков – самого проблемного и конфликтного возраста, оценка которого, напомним, образует некий негативный провал между позитивно оцениваемыми «детством» и «юностью». Декларативное пожелание дать ребенку на собственном опыте узнать негативные стороны жизни сочетается с усилением установки на контроль и наказание. [14]

На вопрос, в каком возрасте заканчивается детство и начинается взрослая жизнь, практически во всех социально-демографических группах называется возраст окончания школы (и прежний возраст получения паспорта) – 16 лет. Подавляющее большинство (73%) выступает за снижение возраста полной уголовной ответственности до 16 лет. Вместе с тем установка на родительскую опеку, контроль и подчинение сохраняется не только по отношению к детям этого юного возраста, но в существенной мере практикуется родителями вплоть до того момента, когда их дети покидают родительский дом и начинают самостоятельную жизнь. Например, родители, считающие, что их выросшие дети (группа 18–24 лет) не должны жить отдельно, объясняют свое мнение главным образом так: «дети не готовы к самостоятельной жизни, не имеют навыков организации собственного быта» (53%), «жизнь отдельно от родителей ослабляет родительский контроль, дети могут пойти по неправильному пути» (45%).

1.5. Причины ошибок в семейном воспитании

Рассмотрим ряд причин, приводящих к ошибкам в семейном воспитании.

1) Дисгармония семейных отношений

Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т.д. [15]

Дисгармония супружеских отношений порождает дисфункциональные детско-родительские отношения, к которым дети очень чувствительны.

2) Нарушение ролей ребенка в семье

Ролевая структура в гармоничной семье должна быть целостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структура искажается, и прежде всего отмечается нарушение позиции ребенка.

Например, ребенок выполняет следующие роли:

«любимчик» («расширение сферы родительских чувств») — чрезмерная концентрация на ребенке; возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения почему-либо не удовлетворяют родителей (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и т.д.) или отсутствуют (развод, смерть одного из супругов).

Нередко при этом мать или (реже) отец, сами не осознавая, хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы отчасти потребности во взаимной исключительной привязанности, которые в гармоничной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Появляется стремление отдать ребенку (как правило, противоположного пола) «все чувства», «всю любовь». Нередко мать отказывается от повторного замужества, карьеры. При наступлении подросткового возраста у родителей возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать их. Обычно родители при этом не осознают побудительных мотивов своего поведения;

— «бэби», «маленький ребенок», («предпочтение в ребенке детских качеств») — даже повзрослевший ребенок является в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Родители стараются игнорировать взросление детей, сохранить у них такие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость, при этом снижая уровень требований к ребенку и стимулируя развитие психологического инфантилизма. Психологический инфантилизм форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем.[16]

Нередко родители открыто признают, что маленькие дети им нравятся больше, с большими уже не так интересно. Такое отношение может быть обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла, семейных взаимоотношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях;

  • «хулиган», «неисправимый», «трудный» и т.п. – в основе этой роли часто лежит «проекция на подростка собственных нежелаемых качеств». Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, агрессивность, склонность к лени, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре» такой;

«вундеркинд», «надежда семьи» — в основе лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности (например, недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение своей неполноценности и т. д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. Тогда к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте, в искусстве и т.д.);

  • «козел отпущения» — ребенок служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные, фрустрирующие переживанияв семье или вне семьи. В основе этой роли также лежит механизм замещения, позволяющий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым в семье часто и является ребенок;

«судья», «примиритель» — ребенок не по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребенка, не принимая в расчет его переживания, например, требуют от него сказать, кто виноват, используют как орудие в борьбе друг против друга или в роли посредника для примирения.

Специфические ролевые отношения могут складываться в семьях, где разница в возрасте между родителями значительна (муж старше жены более чем на 10 лет).

Для таких отцов часто характерен авторитарно-симбиотический стиль воспитания, но с высоким уровнем принятия ребенка, т. е. при значительной любви, заинтересованности, стремлении проводить много времени с ребенком отцы применяют при воспитании авторитарное строгое отношение и контроль. Матери из «разновозрастных» семей реализуют кооперативный тип отношений с ребенком при высоком принятии его как личности. В данном типе семей женщина занимает ролевую позицию «жена-ребенок», и возникает коалиция «мать — ребенок», для которой характерны партнерские отношения матери с ребенком при подавлении со стороны мужа-отца.

Нарушения эмоциональных отношений родителей с детьми

Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрирующих переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей.

Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии подростков, Эйдемиллер и Юстицкис выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку. [17]

«Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родительского тепла. Так, женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали недостаточно внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях. Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства также значительно слабее, но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом.

«Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола» — нередко такое отношение родителя к ребенку обусловливается не реальными его качествами , а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается детьми и может вести к нарушениям поло ролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.

4) Нарушение коммуникативных процессов

В процессе общения в семье происходят согласование взаимных потребностей, восприятие и интерпретация поведения друг друга, выработка общей позиции и представлений и т.д., и именно особенности общения в семье оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка.

Неэффективная коммуникация, состоящая в противоречивых высказываниях или невербальных проявлениях, рассогласовании вербального и невербального уровня сообщений, ошибках взаимного восприятия членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, наличии множества «закрытых» для обсуждения тем и т.д., приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка.

Коммуникация в семье прежде всего напрямую связана с Я-образом ребенка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдельности и от обоих вместе.

Я-образ – совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.

Если установки самих родителей неотчетливы или противоречат друг другу, информация, получаемая ребенком, окажется бессвязной, что ведет к неполному образу «Я» и заниженной самооценке. Ребенок не может действовать в соответствии с одним из указаний, не ослушавшись при этом другого, а поэтому неизменно вызывает родительское неудовольствие.

Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание, равнодушие к симптому, демонстрируемому ребенком, и принятие его, повышенный интерес к симптому ребенка или значительное побочное вознаграждение. В результате сформировавшая в семье с дисфункциональной коммуникацией личность «не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения, а также для правильной интерпретации поступающих извне сообщений, …предположения, на которых основываются ее действия, будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности – беспорядочными и неадекватными». [18]

Усвоенный в родительской семье неясный и противоречивый стиль коммуникации впоследствии воспроизводится человеком при создании собственной семьи.

Выводы по 1 главе.

Направленность воспитания определяется родительскими установками и целями воспитания. Выбранный стиль общение в ребенком может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на результат воспитания, являясь в последнем случае причиной воспитательных ошибок.

В общем виде выделяются следующие черты пато­генных типов воспитания:

  • низкая сплоченность членов семьи и разногласия между ними;
  • высокая степень противоречивости, непоследова­тельности, неадекватности требований к ребенку;
  • выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей;

— повышенная стимуляция, преувеличение возмож­ностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждения.

Глава 2. Коррекция «неправильного» воспитания в современной семье

2.1. Тренинг гармонизации детско-родительских отношений

Цель психологической коррекции

  • Изменение неадекватности родительских позиций.
  • Гармонизация стиля воспитания.
  • Расширение осознанности мотивов воспитания в семье.
  • Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

Задачи программы

A) Психологическое просвещение

B) Обучение

В) Переориентация

Концептуальная основа : идея сотрудничества взрос­лого с ребенком в процессе воспитания.

Занятие 1. Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми

Цель:

Занятие 2. Базовые психологические цели детского поведения

Цель:

Занятие 3. Как мы воспитываем своих детей

Цель:

Занятие 4. Проблемы дисциплины

Цель:

Занятие 5. Повышение самоуважения детей

Цель:

Занятие 6. Переориентация контроля

Цель:

Неэффективные

Это нерациональные суждения, ограничивающие нашу свободу и формирующие ригидные родительские по­зиции. Очень многим родителям трудно передать ре­бенку ответственность за его жизнь, потому что они стремятся быть хорошими родителями, подразумевая под этим примерно следующее:

— Я должен присматривать за тем, чтобы мой ребе­нок нормально развивался и вел себя вполне опреде­ленным образом.

  • Я обязан руководить моим ребенком, а он — сле­довать моим указаниям.
  • Я обязан заботиться о ребенке. В конце концов, он не виноват, что появился на свет.
  • Если мой ребенок попадет в беду, я должен вызво­лить его из этой беды.
  • Я должен жертвовать ради него всем, ибо его по­требности важнее моих.

— Я должен быть начеку по отношению ко всем опас­ным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечи­вая его безопасность.

  • Это моя обязанность – оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.

Единственная реальная защита ребенка от опасно­стей — это его здравый смысл и знание, что только он сам должен распознать эти опасности и принять соот­ветствующие решения.

Передача ответственности ребенку

При передаче ребенку ответственности за решение проблем, непосредственно затрагивающих его жизнь, необходимо выполнить следующие 10 условий:

1. Спокойная обстановка. Готовность к диалогу с обеих сторон.

2. Не заниматься попутно каким-либо другим делом.

3. Заранее подготовить высказывание.

4. Исключить из него оценки («плохо себя ведешь», «лентяй») и обобщения («никогда», «всегда», «вечно»).

5. Говорить о конкретных действиях.

6. Говорить о своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты».

7. Заверить ребенка в своем дружеском участии в его делах.

8. Не превращать все в нудную, долгую нотацию.

9. Следить за реакцией ребенка.

10. Завершить дружеским физическим контактом (об­нять, поцеловать, похлопать по плечу и т.п.).

Занятие 7. Права личности родителя и ребенка

Цель:

Занятие 8. Конфликты и эффективные способы их разрешения

Цель:

Занятие 9. Родительский практикум

Цель:

2.2. Вопросы воспитания в картинках (пособие для родителей)

Представленные вопросы воспитания в картинках помогут родителем наглядно и более доступно изучить законы правильного воспитания. Именно знание этих законов гарантирует недопущение воспитательных ошибок.

1. Роза (ребенок)

Розапрекрасный, благородный цветок. Неда­ром она считается царицей в цветочном мире. Бывает разной и по цвету, и по размерам, но всегда имеет шипы. Требует к себе бережного отношения. Ее легко можно сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз, она долж­на вырасти из здорового семени, ей нужны креп­кие корни, благородная почва, ее нужно любить, за ней нужно ухаживать.

Любой ребенок прекрасен, как прекрасна любая роза. Ребенок имеет свои недостатки, так же как роза имеет шипы.

«Корнями» ребенка являются: генофонд, состояние здоровья, задатки, характер, семья, социум.

Как розу можно легко сломать, засушить, так и в ребенке легко можно убить личность: словом, игнори­рованием, чрезмерной заботой, неправильным отно­шением к нему.

2. Кормление кашей (обучение ребенка)

Мама кормит маленького ребенка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать кашу и поднести ее ко рту малышу. Если малыш не хочет брать кашу в рот, мама начинает играть с ним, развлекать его. При таком способе кормления и время экономится, и нет риска, что все вокруг окажется в каше. На второй картинке ребенок ест сам, перепач­кав все: и одежду, и стол, и пол. Мама при этом находится рядом, лишь присматривая за ним. Оба способа приведут к результатуребенок будет накормлен и сыт. Но житей­ский опыт приобретет лишь второй малыш, который создал столько неудобств маме.

Очень часто взрослые создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застегиваем ребенку пуговицы, стираем, готовим, заправляем по­стель и т.д. А через несколько лет сталкиваемся с тем, что ребенок не самостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него все сделают и все решат. Вторая же ситуация требу­ет от нас больше терпения, выдержки, времени – всего того, чего нам так не хватает. Но воспитание можно сравнить со вкладом в банк – что внесешь сегодня, то же получишь с процентами через несколько лет.

3. Шар на наклонной плоскости (умственная деятельность)

Чтобы шар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима определенная движущая сила. Эта сила должна быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнет движение в обратную сторону. И тогда, чтобы вернуть его на прежнее место, понадобится дополнительное усилие. В случае если сила будет прежней, шар будет двигаться с прежней ско­ростью, но все же отставая от других.

Шар – это умственная деятельность человека. Наш ум требует постоянной загрузки. Недозагрузка умственной деятельности губительна для мозга. Сто­ит человеку сделать в учебе большой перерыв, и уже становится труднее наверстывать упущенное. Мозг начинает «лениться», и чтобы привести его в движе­ние, необходимо дополнительное усилие, какой-то сти­мул. Проблемы в обучении часто связаны именно с тем, что когда-то упущенное не было восстановлено. Ребенку что-то непонятно, из-за этого ему становит­ся неинтересно. Получается замкнутый круг, из ко­торого трудно выйти.

4. Губка (воспитание ребенка)

Губкаэто предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем си­нююи получим синюю, вольем краснуютакую же и получим. А если попадет в нее од­новременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень при­ятного цвета.

Воспитание происходит от слова «питание», «впи­тывание». Поэтому логично предположить: что ребе­нок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Мы можем сколько угодно, что называется, «вливать в него» правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают влияние на воспитание. К примеру: бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делают его отец, брат и другие члены семьи. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и значимых для него людей.

5. Игра в мяч (конфликт)

Представим, что в вас бросили мячом. По ка­ким причинам это может произойти? По раз­ным: может, человек хотел привлечь к себе ваше внимание, или обидеть, или поиграть, а может, мяч попал в вас случайно.

Поведение людей в конфликтной ситуации похо­же на игру в мяч. Ситуация будет развиваться в зависимости от того, как вы поведете себя в кон­кретном случае. Ответите агрессией? Тогда неиз­бежна ссора. Попытаетесь выяснить, чего хотел бро­сивший? В этом случае возможно разрешение ситу­ации, выяснение отношений. Обидитесь и уйдете, пойдете жаловаться? Тогда ситуация останется не­решенной и отношения будут еще более накаляться. Когда не учитываются причины возникновения кон­фликта, не принимаются во внимание интересы обе­их сторон, происходит либо бесполезное перекиды­вание мячика, либо броски намеренно болезненные. Хотя на самом деле конфликт — не такая уж и плохая вещь. Если его правильно оценить, он при­обретет конструктивный характер, приведет к раз­витию благоприятных отношений.

6. Оса в комнате (навязчивая мысль)

Вы сидите в комнате и занимаетесь любимым или очень важным делом: читаете, мастерите, пишете. Вы очень увлечены и не хотите от­влекаться. Вдруг в комнату влетела оса. Вы понимаете, что она в любой момент может вас ужалить. Важное занятие уже не привлекает вашего внимания, как прежде. И чем дольше вы находитесь в такой обстановке, тем больше думаете о жалящем насекомом. Что же делать? Нужно либо оторваться от важного занятия и прогнать осу, либо уйти в другую комнату. Но при этом нет гарантии, что оса не по­явится вновь. Чтобы не быть ужаленным, не-

обходимо заранее предотвратить появление опас­ного насекомого, что называется, перекрыть ему доступ.

Примерно так можно представить навязчивую мысль о предстоящей неудаче, о нанесенной обиде и пр.

Чтобы навязчивая мысль не преследовала вас, на­полняя неуверенностью и страхом, необходимо уметь управлять своими мыслями, внушать себе уверенность, правильно анализировать ситуацию, не быть в плену одной навязчивой мысли – доминанты.

7. Сообщающиеся сосуды (судьба человека)

Как часто, стремясь стать счастливыми, люди стараются добиться всего сразу: и благополуч­ной семьи, и карьеры, и здоровья, и материаль­ного благополучия. Но если представить себе все это в виде четырех сообщающихся сосудов, то станет понятно: когда один сосуд напол­нится доверху, в другом содержимое уменьшится.

Человеку трудно совмещать благополучие семьи и карьеру, карьеру и здоровье, большие деньги и хоро­шие отношения со своими детьми. Ведь жизнь часто дает нам такие примеры, когда добившиеся больших высот в спорте, искусстве, кино люди в конце своей карьеры оказываются одинокими и забытыми. Делая успешную карьеру, трудно находить время для семьи и детей. А если посвящать жизнь детям, не хватит времени на работу.

Но можно ли совмещать все: и карьеру, и семью, и детей, и здоровье? Можно, если не требуешь, чтобы все сосуды были полными до краев. Надо определить приоритеты собственной жизни, и для каждого чело­века они свои.

Главное – понять, в чем они, и тогда человек чув­ствует гармонию, которую принято называть челове­ческим счастьем.

Выводы по 2 главе

Возможные ошибки в воспитании, допускаемы в современных семьях, как правило, могут быть предотвращены в том случае, если родители будут уделять больше внимания своему ребенку, изучению его психологических и личностных особенностей. Ряд ошибок вполне поддаются коррекции при помощи психолога-профессионала.

Представленные материалы могут оказать помощь родителя, предотвратив многие ошибки в воспитании детей.

Заключение

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения – многое из перечисленного воспитывается в семье.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга. В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым. Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще. Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей. Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают. Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми. Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

  • В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
  • Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
  • Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
  • Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

  • Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
  • Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
  • Несоответствие требований и ожиданий родителей.
  • Негибкость родителей.
  • Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
  • Непоследовательность в обращении с детьми.
  • Несогласованность отношений между родителями.
  • Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
  • Тревожность.
  • Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
  • Гиперсоциальность – воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
  • Недоверие к возможностям детей.
  • Нечуткость.
  • Противоречивость.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/tipichnyie-oshibki-semeynogo-vospitaniya/

1. Адлер А. Наука жить. – Киев: Port-Royall, 1997.

2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подро­сток. – М.: Семья и школа, 1995.

3. Бойко В.В. Если ты мать и жена. – М.: Советская Россия, 1999.

4. Венгер А. Мама, папа и я//Отечественные записки. – 2004. — №3.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1998.

6. Головнева О. Родительский практикум//Школьный психолог. – 2006. — №10.

7. Ефимова Н. Моя семья//Школьный психолог. – 2006. — №5.

8. Жинот X. Родители и подросток. – Ростов-на/Д.: Фе­никс, 1995.

9. Зоркая Н., Леонова А. Семья в воспитании детей: частные изменения или системный сдвиг?// Отечественные записки. – 2004. — №3.

10. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Психея, 2006.

11. Кухарчук А.М. Взрослый мир детства. – Минск: Народная асвета, 1981.

12. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М.: Класс, 1997.

13. Осорина М. Семья как копия мироздания. – Воронеж, 2005.

14. Павлов С.С. Микроклимат в семье: общение или отчуждение. – М.: Слово, 1999.

15. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психоте­рапия: семья как психотерапевт. – М.: Культура, 2004.

16. Преснякова Л. Трансформация отношении внутри семьи и изменение ценностных ориентаций воспитания// Отечественные записки. – 2004. — №3.

17. Рахматшаева В. Грамматика общения. – М.: Се­мья и школа, 1995.

18. Резалкина З. Психологический портрет семьи//Школьный психолог. – 2006. — №6.

19. Скиннер Р., КлиизД. Семья и как в ней уцелеть. – М.: Класс, 1995.

20. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные тех­ники семейной и супружеской терапии. – М.: Класс, 1997.

21. Шнейдер Л. Педаго-психолог и семья школьника//Школьный психолог. – 2006. — №10.

22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.

23. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Проблемы семейного воспитания. – Калининград, 2005.

24. Элиум Д., Элиум Д. Воспитание сына. Как выра­стить настоящего мужчину. – СПб.: Питер, 1997.