Развивающее обучение в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Курсовая работа
Содержание скрыть

, глава I, вывод к главе I, глава II, вывод к главе II, глава III, вывод к главе III, заключение, библиографический список, приложения.

ГЛАВА I Истоки развития системы развивающего обучения

1 История развития и становления системы развивающего обучения

История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении — это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель — в Древней Греции; Квинтилиан — в Древнем Риме. Они известны не только как философы, но и как авторы педагогических трудов. Их мысли и теперь привлекают внимание ученых.

Наибольший подъем идея развивающего обучения получила в ХVI — ХIХ вв. Ей занимались такие знаменитые педагоги и философы как М. Монтень, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие. Данная работа построена на основе анализа идей развития в педагогических трудах выше перечисленных авторов. Они оставили за собой колоссальное педагогическое наследие, благодаря которому идеи развития изучаются и практикуются и по сей день.

Среди русских педагогов, изучавших эту проблему, следует отметить Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.

Мишель Монтень (1533 — 1592) — выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения, один из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от многих условий.

Являясь противником схоластической науки средневековья, тратившей все свои силы на комментирование небольшого числа признанных церковью сочинений, Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня: он сторонник развивающего образования, которое не загружает память механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти не изучались.

Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.

Ян Амос Коменский (1592 — 1670) — крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель XVII века.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей ( Материнская школа, Великая дидактика, Новейший метод языков, Пансофическая школа и др.) рассмотрены все педагогические проблемы. Я.А. Коменский большое значение придавал активности и самостоятельности детей в учении: чтобы развивать познавательные способности и воспитывать жажду знаний, надо поощрять детскую любознательность и организовать самостоятельность в наблюдениях, в речи, в упражнениях, в применении знаний в практике.Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского является идея развивающего обучения. Идеями развития в процессе обучения пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности.

12 стр., 5973 слов

Педагогика Коменского

... работы Коменского он уже диктует. В ноябре 1670 года Яна Амоса Коменского не стало. 2. Философские основы педагогической системы Коменского Говоря о Яне Амосе Коменском ... песенно-драматический сборник "Школа-игра" для обучения детей латинскому языку. Наладив деятельность новой школы Коменский покинул хозяев "... в начале ... Европе это совпало с развитием национального характера. Наряду с эпохой ...

Жан Жак Руссо (1712 — 1778) — наиболее выдающийся мыслитель, педагог, просветитель XVIII столетия.

Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.

Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой стороны, — способствовать формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.

Как уже говорилось выше, Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей? Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые совершенствуются с помощью воспитания. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.

Лев Семёнович Выго?тский (1896 <#»justify»>Основные принципы.

  • Высокий уровень трудности.
  • Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
  • Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.
  • Осознание школьниками хода умственных действий.
  • Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
  • Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе. (Учебный процесс строится в доверительной атмосфере сотворчества ученика и учителя.)
  • Развитие каждого учащегося класса.

Суть технологии.

Урок имеет гибкую структуру.

На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному

Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.

Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... в управлении производством, признал необходимость обучения, улучшения условие труда и быта рабочих. К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Дидактическая система Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Некоторые исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.

Благодаря творчеству учителей-новаторов к началу 90-х годов прошлого столетия стали популярными технологии В. Ф. Шаталова, Н. П. Гузика, И. М.Чередова, С. Н. Лысенковой и другие.

Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, педагоги пришли к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Если создать благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.Основным понятием решения изобретательных задач являются противоречия. В 60-80 гг. была разработана концепция развивающего обучения школьников под общим руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. В.В.Давыдов в книге «Проблемы развивающего обучения» изложил психолого-педагогические основания развивающего обучения и отметил, что «задачам школьной реформы соответствует лишь такая теория, которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности ребенка».

Технология развивающего обучения Эльконина — Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на развитии теоретического мышления школьников.

мышление школьник обучение система

1.2 Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов — авторы системы развивающего обучения

Биография Д.Б. Эльконина.

Даниил Борисович Эльконин (1904 <#»justify»>Основные публикации:

Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931., Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.

Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.

Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.

Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.

Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.

Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.

Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.

Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.

Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.

Детская психология. М., 1960.

Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.

Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.

Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

Как учить детей читать. М., 1976.

17Психология игры <#»justify»>Биография В.В. Давыдова.

Васи?лий Васи?льевич Давы?дов (31 августа <#»justify»>Вклад в развитие психологии и педагогики.

Критика традиционного обучения.

По мнению В. В. Давыдова в современных условиях в младшем школьном возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением.

13 стр., 6387 слов

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в России и за рубежом

... обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в России является коррекция. Под коррекцией недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития ...

Традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. Традиционное начальное образование не создает в работе с детьми необходимых зон ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т. п.).

Обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования.

С точки зрения В. В. Давыдова, ориентация содержания и методов обучения преимущественно на формирование у школьников основ эмпирического мышления в начальной школе — не самый эффективный путь развития детей. Построение учебных предметов должно предполагать формирование у школьников теоретического мышления, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание.

Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения.

Сочинения.

1 Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов).

М., Педагогика, 1972.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.

3Давыдов В. В., Громыко Ю. В. <#»justify»>Вывод к главе I

История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении — это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель — в Древней Греции; Квинтилиан — в Древнем Риме.

Наибольший подъем идея развивающего обучения получила в ХVI — ХIХ вв. Ей занимались такие знаменитые педагоги и философы как М. Монтень, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие.

Среди русских педагогов, изучавших эту проблему, следует отметить Н. И. Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.

Ян Амос Коменский (1592 — 1670) — крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель XVII века.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. Я.А. Коменский большое значение придавал активности и самостоятельности детей в учении. Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского является идея развивающего обучения.

Жан Жак Руссо (1712 — 1778) — наиболее выдающийся мыслитель, педагог, просветитель XVIII столетия.

Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.

Леонид Владимирович Занков (1901 <#»justify»>В 60-е гг. ХХ в. организованная Л. В. Занковым лаборатория в структуре Академии педагогических наук разрабатала технологию развивающего обучения в начальных классах, способствующую общему психическому развитию школьников.

11 стр., 5135 слов

Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

... из относительно хорошо известной сферы науки». [Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - 76 с.] Психология занимается проблемами ... образования США. Член редколлегии журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал". Создатель психологической школы, продолжившей традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности, ...

В 60-80 гг. была разработана концепция развивающего обучения школьников под общим руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. В.В.Давыдов в книге «Проблемы развивающего обучения» изложил психолого-педагогические основания развивающего обучения и отметил, что «задачам школьной реформы соответствует лишь такая теория, которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности ребенка».

Даниил Борисович Эльконин (1904 <#»justify»>Публикации:

Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931., Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938., Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.

Васи?лий Васи?льевич Давы?дов (31 августа <#»justify»>Сочинения.

1. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов).

М., Педагогика, 1972.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986., Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.,1996

ГЛАВА II Теоритические основы развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

1 История развития РО Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, имеет уже более 40 летнию историю своего существования:

  • в 1959 году на базе школы №91 была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина «Психология младшего школьника»;
  • в 1976 году лаборатория получила план-заказ от Министерства просвещения РСФСР на разработку содержания начального образования;

в 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику;

  • в 1994 году по инициативе и непосредственном участие В.В.Давыдова была создана Международная Ассоциация «Развивающее обучение», которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения;
  • в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем на равнее с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова;
  • в 1998 году сотрудники лаборатории Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получила Премию Президента РФ;
  • в 1999 году авторы курса «Литература как предмет эстетического цикла» для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования;

в 2000 году был создан (идея принадлежала также В.В.Давыдову) Открытый институт «Развивающее образование» на базе которого разрабатывается особая система переподготовки и повышения квалификации работников образования, обеспечивается методическая поддержка образовательного процесса в массовой учительской практике.

В настоящее время образовательная система Эльконина-Давыдова набирает силы в массовой отечественной и зарубежной школах:

  • разработаны учебно-методические комплекты по основным учебным предметам в начальной четырехлетней школе (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд, музыка) а также программы и учебные пособия для основной школы по русскому языку и литературе;
  • в 2000 году создана Экспериментальная площадка «Подростковая школа в системе Эльконина-Давыдова», которая работает по сетевому принципу и на базе которой идет разработка и апробация нового содержания и организационных форм обучения по предметам естественно-математического цикла;

налажены контакты и идет работа над созданием совместного образовательного российско-американского Проекта в области математического образования, построенного на принципах и идеях Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова, с использованием учебно-методического комплекта по математике для начальной школы авторов В.В.Давыдова, С.Ф. Горбова, Г.Г.Микулиной и О.В.Савельевой.

6 стр., 2786 слов

Понятие о воспитании, обучении, образовании. Цель и средства образования

... образование, обучение, воспитание Педагогика - наука об образовании, обучении и воспитании молодого подрастающего поколения и взрослых людей с помощью определённой системы ... ученика. 3. Функции обучения Принцип целостности обучения отражает единство образовательной, развивающей и воспитательной функции. ... и ученики, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И ...

Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования — формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Для достижения этой цели в школьном образовании необходимо было:

  • уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях;
  • изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться школьникам решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени, тем самым экономиться время для решение личностно значимых задач подростка часто не связанных в прямую с учебой в школе;

перейти на другой тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Этот тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.

Именно эти изменения и были положены в образовательную систему Эльконина-Давыдова, что позволило формировать «мыслящего, думающего» молодого человека так необходимого для современной жизни.

2.2 Основные принципы и понятия РО в системе В.Д.Эльконина -В.В.Давыдова

Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития учащихся.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова противопоставлена ими традиционной системе обучения, прежде всего по принципиальному направлению познания, познавательной деятельности школьника. Существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым эмпирическим.

14 стр., 6614 слов

Технологии развивающего обучения (2)

... развивающего обучения, а также развевающие технологии Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Объектом курсовой работы является технология развивающего обучения, предметом методов и приемов развивающего обучения. Цель данной курсовой работы - продемонстрировать практическую значимость развивающей системы образования. Задачи: Исследовать методы и приемы технологии развивающего обучения. ...

Обобщая работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Э.В. Ильенкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному; от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение — развивающим.

При этом В.В. Давыдов опирается на исходные положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина относительно того, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний (Д.Б. Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.

Классификационная характеристика

  • По уровню применения: общепедагогическая.
  • По философской основе: сциентистская, антропоцентрическая.
  • По основному фактору развития: психогенная.
  • По концепции усвоения: развивающая.
  • По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
  • По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
  • По организационным формам: классно-урочная, групповая, дифференцированная.
  • По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества + дидактоцентрическая.
  • По преобладающему методу: развивающая.
  • По направлению модернизации: альтернативная.
  • По категории обучающихся: продвинутые классы, школы.

2.3 Цели и задачи РО в системе В. Д. Эльконина — В.В. Давыдова

В настоящее время российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального обучения, на первый план которого все более отчетливо выдвигается становление личности младшего школьника, развитие его сознания и способностей. Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Школа должна способствовать созданию в России «свободного общества свободных людей».

Система Эльконина — Давыдова, являясь инновационной образовательной системой, способна эффективно решить поставленные перед российским образованием задачи. Так, стратегической целью развивающего школьного образования в системе Эльконина-Давыдова является обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

6 стр., 2908 слов

Электронное обучение

... процесса на базе ИКТ и отображает термин «электронное обучение». [3] Становление прогрессивной системы образования в России, Германии, Австрии и прочих государствах обуславливается воздействием и введением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во ...

На каждой ступени образования эта общая цель развивающего образования конкретизируется, выступая как особая педагогическая задача, в соответствии с которой видоизменяются все основные характеристики учебного процесса, то есть его содержание, формы учебной активности учащихся, методы и формы ее организации, характер взаимодействия между участниками учебного процесса, особенности их общения.

Основной целью начального этапа развивающего образования является формирование психологических механизмов учебной деятельности, то есть механизмов, позволяющих ученикам ставить перед собой очередную учебную задачу и находить средства и способы ее решения. Важнейшим условием достижения этой цели является включение в деятельность учащихся понятия, то есть той особой формы знания, в которой фиксируется общий способ построения определенного класса действий с изучаемым объектом.

Для достижения основной цели начального образования образовательная система Эльконина — Давыдова призвана решить следующие задачи:

  • Сформировать класс как учебное сообщество, способное учиться вместе, то есть определять содержание очередной учебной задачи и находить средства и способы ее решения в групповой работе.
  • Сформировать действия контроля и оценки как индивидуальные способности младших школьников. Разработать технологию безотметочной системы оценивания как условия для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника.

— Выделить возрастные этапы («ритмы») жизни в условиях младшего школьного возраста и разработать педагогическую технологию организации образовательного процесса на выделенных этапах. Создать условия для организации непрерывного образования детей с выделением переходных этапов в образовании школьников (1-й класс, 5-6 классы).

  • Выстроить предметное содержание учебных дисциплин на деятельностной основе через систему решения учебных задач.

Основными результатами к концу начальной школы в классах, обучавшихся по системе Эльконина — Давыдова, можно назвать следующие:

  • высокая познавательная активность и устойчивый познавательный интерес у младших школьников;
  • направленность на поиск общего способа решения широкого класса задач, а не попытки найти результат решения каждой конкретной задачи;
  • способность к анализу и критической оценке собственных действий и точки зрения партнеров, действующих иначе;

— инициативность при столкновении с новой задачей, которая проявляется в поиске недостающей информации, в экспериментальной проверке собственных гипотез, в самостоятельной организации взаимодействия с учителем и другими учениками.Эти способности и составляют подлинное умение учиться.

2.4 «Воспитание» в образовательной системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Для нас учебно-воспитательный процесс един. Если мы кого-то воспитываем, то значит, в этом воспитании мы чему-то и обучаем. Если мы обучаем, то значит, мы в чем-то и воспитываем. Отдельные возрастные периоды обладают соответствующими ведущими деятельностями. Для дошколят ведущей деятельностью является игра. Но если к игре подстраивается художественная деятельность в дошкольном возрасте, то у ребенка развивается воображение. Основным психологическим образованием в дошкольном возрасте является воображение. Но дошкольник очень многому учится и в жизни, и просматривая книжки, и мультики по телевизору, учится от родителей. Но преимущественно в дошкольном возрасте ребенок воспитывается, потому что в игре и в художественной деятельности ребенка можно воспитать. Обучение отодвигается на задний план.

6 стр., 2706 слов

Система принципов успешного обучения

... развивайте всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими логически различающимися способами, чаще практикуйте творческие задания. Принцип наглядности обучения Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, ... практикой. Эти принципы составляют систему принципов обучения. Принцип сознательности и активности В основе данного принципа лежат установленные ...

В младшем школьном возрасте на первый план выступает учение. Почему? Потому что младшему школьнику важно овладеть основами учебной деятельности и основами теоретического сознания, мышления прежде всего. Учитель должен стремиться, чтобы к концу младшего школьного возраста у своих учащихся сформировать, развить рефлексию. Здесь на первый план выступает учение.

В подростковом возрасте другая ведущая деятельность. Она носит по преимуществу воспитывающий характер. У подростка внутренняя потребность к общению. И главная задача школьного образования в подростковом возрасте — организовать самые разнообразные виды общения подростков. А в общении подростки воспитываются. В каких видах деятельности? Это совокупность разных деятельностей. Всю эту целостную совокупную деятельность В.В.Давыдов назвал общественно значимой. Сюда входит деятельность художественная, спортивная, общественно-организационная (это скауты, и все, что связано с общественными организациями) и учебная. В подростковом возрасте учебная деятельность является лишь одним из видов деятельности, входящих в общественно значимую. И современная подростковая школа будет очень хромать в развитии подростков, если, как и сейчас, будет трубить — учись, учись, учись. Подростки хотят заниматься всем многообразием культурной деятельности: спорт, художественная, трудовая деятельность, особенно художественная трудовая деятельность и учение в частности. Но почему именно младшая школа должна ставить акцент на учебную деятельность? Так как подросток имеет другую ведущую деятельность, а усваивать знания по разным не нужным ему предметам он все-таки вынужден, то он должен к началу подростковой школы владеть учебной деятельностью, чтобы за минимум времени овладевать этими учебными предметами.

Но это не главное. Общение в разных коллективах, в разных видах деятельности (учебной — учебный коллектив, спортивной — спортивный коллектив, художественной — художественный коллектив) воспитывает у подростков практическое сознание и практическое мышление. Что такое практическое сознание и практическое мышление? Это все то, что в старой философии называлось нравственным, моральным сознанием.

Мораль — это действие с учетом интересов и возможностей других людей. Так вот, практическое сознание людей воспитывается в разнообразных видах общения. Вот это — подростковый возраст, где на первый план выдвигается через общественно значимую деятельность воспитание, и прежде всего общения, а в этих общениях, особенно мальчиков и девочек, развивается практическое сознание. Общение тоже искусство. Поэтому развивающее образование связывает воедино развивающее обучение и развивающее воспитание. Развивающее воспитание в пределах школы — это подростковая школа. У старшеклассников уже несколько другие жизненные вопросы.

Вывод к главе II

Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, имеет уже более 40 летнию историю своего существования. Основные даты:

в 1959 году на базе школы №91 была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина «Психология младшего школьника»;

в 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику;

в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем на равнее с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова;

в 2000 году был создан (идея принадлежала также В.В.Давыдову) Открытый институт «Развивающее образование».

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая., По философской основе: сциентистская, антропоцентрическая., По основному фактору развития: психогенная., По концепции усвоения: развивающая., По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая., По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп., По организационным формам: классно-урочная, групповая, дифференцированная., По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества + дидактоцентрическая., По преобладающему методу: развивающая., По направлению модернизации: альтернативная., По категории обучающихся: продвинутые классы, школы.

Задачи:

Сформировать класс как учебное сообщество., Сформировать действия контроля и оценки как индивидуальные способности младших школьников.

  • Выстроить предметное содержание учебных дисциплин на деятельностной основе через систему решения учебных задач.

ГЛАВА III Практическое применение системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

1 Развитие мышления по методики Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Человеческое мышление — это особая психическая способность, связанная с возможностью человека решать мыслительные задачи. Своеобразие мыслительной задачи состоит в том, что человек должен лишь найти средство решения этой задачи. Любая мыслительная задача двухходовая (имея в виду цель задачи, человек отходит от ее решения, находит средства, и лишь тогда приступает к решению).

Итак, мышление начинается тогда, когда человек отказывается от прямого достижения цели, а ищет средства достижения цели. Для педагога важно расчленение мышления на рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое. Философы всех времен и народов четко расчленяли у человека два типа мышления — рассудок и разум. Рассудок — это возможность человека классифицировать и группировать все окружающие предметы и на основе решения классификационно группирующих задач создавать правила, сообразные правилам действия. Разумное мышление направлено на выявление в группе предметов некоторых систем (как эта группа предметов взаимосвязана) и на то, чтобы в этой системе найти главное, основополагающее, начиная с чего можно развязать всю эту систему предметов. Разумное мышление — это не группировка, не классификация объектов, а поиск в объектах некоторой системности, в внутри этой системности — главного и второстепенного.

Существует достаточно много методик, позволяющих демонстрировать развитие теоретического (разумного) мышления, но, к сожалению, все эти методики исследовательского характера, они предназначены для психологов-исследователей.

Задача сегодняшнего дня — методики психодиагностического характера превратить в портативные. Однако главное условие — учитель не должен диагностировать своих учеников. Диагностика должна проводиться со стороны. В школьных условиях, либо другим учителем, либо завучем, либо школьным психологом. Как учителю определять, развивается ли мышление теоретического порядка?

Мышление теоретического уровня развивается у школьника при решении им учебных задач. Самый главный показатель разумно-теоретического мышления — это способности ребенка проводить рассмотрение оснований своих предметно-умственных действий. Рассмотрение оснований своих действий — это рефлексия. Вот когда ребенок, сделав неверное решение, вдруг останавливается и рассуждает (и желательно вслух по просьбе учителя), почему у него получается неверно, это уже начало рефлексии. Или когда учитель замечает, что даже в случае правильного решения задач (это самый лучший ход) школьник ищет другой способ решения этой задачи, хотя найденный способ справедлив. Чтобы искать другой способ решения задачи, обязательно нужно обладать микрорефлексией. И вот, прослеживая сложности рефлексии у школьника, можно от класса к классу видеть, как развивается мышление учащегося. Второй показатель — как дети планируют свои действия? Это также прослеживается в рефлексии. Учитель может наблюдать какой сложности задачи могут решать учащиеся. Одни школьники могут усмотреть свои действия через два, три шага, некоторые через десять шагов. Здесь лучше всего выявить (если школьники умеют играть в шахматы), насколько шагов веред они могут просматривать ситуацию решения задачи.

Есть еще действие мыслительного анализа: что главное, что неглавное. Итак, от уровня развитости рефлексии, планирования и анализа можно судить о развитии мышления у школьников.

3.2 Учебно-методический комплекс по системе В. Д. Эльконина -В. В. Давыдова

Система существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова).

Характеристика программ по предметам

Русский язык. Задача начального обучения русскому (родному) языку — формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.

В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит детей в теорию родного языка. В этом ее принципиальное отличие от традиционной программы обучения языку, в которой усвоение способов решения той или иной частной орфографической задачи представляет собой самодовлеющую и замкнутую в себе цель. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.

Все учебники (включая «Букварь») выдержаны в едином педагогическом стиле, имеют схожую структуру, методический аппарат, преемственность персонажей, насыщены яркими литературными образами. Каждый учебник сопровождается методическим комментарием с поурочным планированием.

Математика. Основное содержание этого курса — формирование содержательного обобщения, понятия действительного числа, которое является стержневым для всей школьной математики. Генетически исходное отношение, порождающее все виды действительного числа, — отношение величин, получаемое в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы (мерки).

Особое место отведено текстовым задачам, формированию рациональных способов анализа текстов, т.е. выделения математической структуры задачи и ее моделирования с помощью специальных знаково-символических средств.

Литературное чтение. Цель его — воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, побуждать к собственному суждению о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях. Формирование техники чтения — не самоцель, а средство эстетического развития школьников. Формирование литературного творчества младшего школьника — ведущая задача («от маленького писателя к большому читателю»).

Основная форма работы для 6-7-летних детей — ролевые игры и игры-драматизации.

  • й класс: понятие «точки зрения», «рассказчик-герой», «точка зрения героя».
  • 4-е классы: освоение художественного текста как содержательной формы, открытие закона художественной формы на малых и прикладных жанрах.
  • й класс: понятие «род литературы» (эпос, лирика, драма).

Вся программа (1-4-е классы) построена по основным содержательным линиям:

  • формирование представлений о литературе как искусстве слова (теоретический блок);
  • практическое освоение работы в позиции «читателя-критика»;
  • практическое освоение работы в позиции «автора-художника»;
  • практическое освоение работы в позиции «публициста»;
  • практическое освоение работы в позиции «чтеца».

Окружающий мир. Основная задача курса «Окружающий мир» — формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме того, решаются следующие задачи:

  • первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;
  • ориентация ребенка в мире природных и социальных явлений;
  • формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;
  • воспитание культуры взаимоотношений с окружающими людьми.

Основой объединения знаний из двух областей (естествознания и обществознания) в курс «Окружающий мир» является логика «развертывания» знаний по естествознанию, поскольку именно в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника. В предлагаемом курсе основная цель — не построение картины мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.

Отзывы о системе В. Д. Эльконина -В. В. Давыдова

Система сложная (особенно математика) и интересная. Кардинально отличается от традиционной системы.Она подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке умение глубоко и основательно мыслить, а также для тех, кто ориентируется не на результат (полученные знания), а на способы его достижения. Система Эльконина — Давыдова развивает у детей самостоятельность, инициативность, логическое мышление, умение аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения, нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения, повышает самооценку.

Основной недостаток системы: она не имеет достойного продолжения в основной школе. Переход ребенка, занимавшегося ранее по такой системе, в традиционную систему обучения может сопровождаться потерей интереса к обычным урокам и снижением мотивации к обучению. Кроме того, система Эльконина — Давыдова направлена на развитие теоретического, понятийного мышления у младшего школьника и иногда является сложной для понимания родителями. Поэтому они не всегда смогут помочь детям. Как и любая развивающая система, система Эльконина — Давыдова очень сильно зависит от специальной подготовки учителя. Если учитель использует именно те подходы, которые заложены психологами — основателями данной программы, то даже слабо мотивированный к обучению ребенок будет ходить в школу с радостью, все понимать (хотя может быть и не с первого раза) и достигнет высоких результатов. Иначе все плюсы идеи развивающего обучения сведутся к нулю.

Вывод к главе III

Человеческое мышление — это особая психическая способность, связанная с возможностью человека решать мыслительные задачи.

Итак, мышление начинается тогда, когда человек отказывается от прямого достижения цели, а ищет средства достижения цели. Для педагога важно расчленение мышления на рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое. Рассудок — это возможность человека классифицировать и группировать все окружающие предметы и на основе решения. Разумное мышление — это не группировка, не классификация объектов, а поиск в объектах некоторой системности, в внутри этой системности — главного и второстепенного.

УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова <#»justify»>Система В. Д. Эльконина — В.В. Давыдова сложная (особенно математика) и интересная.

Заключение

На основании изученной литературы, мы можем сделать вывод, что в последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе. Развивающее обучение позволяет формировать в подрастающем поколении способности к саморазвитию, к самопознанию, к самовоспитанию, к самосовершенствованию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.

Развивающее обучение — это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения.

Таким образом, мы можем выделить две основные особенности развивающего обучения:

Первая заключается в том, что развивающее обучение выстраивается в совместных действиях учащих и учащихся. Методы и приемы могут создаваться прямо на уроке, учащиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия. Все это делает технологию многофункциональной. Развивающее обучение позволяет совместно осуществлять учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося, в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения. Развивающее обучение может осуществляться только в рамках коллективного учебного диалога.

Вторая особенность, характерная развивающему обучению это то, что цели развивающего обучения могут быть реализованы только при активной поисковой деятельности учащихся. Поисковая активность обеспечивает возможность усвоения той системы научных понятий, которая позволяет стать ученику реальным субъектом учения. Начальным этапом развертывания учебной деятельности является постановка перед учениками учебной задачи, которая требует от него нового анализа ситуации, действий, нового ее понимания.

При использовании системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова можно достичь:

возникновение и развитие теоретического мышления.

появление и интенсивное развитие подлинной произвольной памяти.

происходит интенсивное освоение важнейших коммуникативных умений.

В данной курсовой работе все задачи и цели достигнуты.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/tehnologiya-razvivayuschego-obucheniya-elkonina-davyidova/

А. Б. Воронцов «Практика развивающего обучения» М.: Педагогика — 1998г. 243с., В. В. Давыдов «О понятии развивающего обучения». Публикация в журнале «Педагогика» №1/1995г., Википедия. Свободная энциклопедия. http: // ru.wikipedia

Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004г. — 288с.

Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения». — М. «Интор» 1996г., Педагогика. Учебное пособие / Под редакцией В. А. Сластенина. — М. 2004г.

«Что такое развивающее обучение?» И. В. Репкин — Томск: Пеленг, 1997г. 288с.

Приложение

Тест № 1

  • История идеи развивающего обучения восходят к временам:)Платона)Конфуция)Квинтилиана)А. Дистерверга
  • Кто из этих людей занимался проблемами развивающего обучения:)Толстой Л. Н.

b) Чехов А. П.

с) Пушкин А. С.

d) Булгаков С. Н.

  • Леонид Владимирович Занков специалист в области:

а) мышления

b) воображения

с) дефектологии

d) эмоций

  • Даниил Борисович Эльконин:

а) писатель

b) педагог

с) математик

d) физик

  • Книга «Теория развивающего обучения» написана В. В. Давыдовым в:

а) 1994г.

b) 1996г.

с) 1990г.

d) 1991г.

  • В каком году система развивающего образования Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова вошла в педагогическую практику:

а) 1991г.

b) 1990г.

с) 1989г.

b) 1988г.

  • По уровню применения система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова:

а) педагогическая

b) психологическая

с) общепсихологическая

d) социальная

  • По философской основе система развивающего обучения:

а) антропоцентрическая

b) пифагорейская

с) скептическая

d) гуманистическая

  • Что получится в результате обучения по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

а) заниженная самооценка ученика

b) пассивность ученика

с) гиперактивность ученика

d) активность ученика

  • В подростковом возрасте ведущая деятельность носит характер:

а) развивающий

b) воспитывающий

с) учебно-воспитательный

d) общественно — значимый

  • Развивающее воспитание в пределах шк. это:

а) младшая школа

b) средняя школа

с) подростковая школа

d) лицей

  • Любая мыслительная задача:

а) одноходовая

b) двухходовая

с) трёхходовая

d) четырёхходовая

  • Разумное мышление это:

а) группировка

b) классификация

с) диагностика

d) поиск некоторой системности

  • Рассмотрение оснований своих действий это:

а) мышление

b) рефлексия

с) теоретическое мышление

  • Сколько существует линий УМК по русскому языку:

а) 1

b) 2

c) 3

d) 4

  • УМК системы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова включает в себя учебники:

а) по математики и русскому языку

b) по литературе и русскому языку

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/tehnologiya-razvivayuschego-obucheniya-elkonina-davyidova/

с) по литературе и окружающему миру) по всем основным предметам

  • Задача начального обучения русскому языку:

а) формирование умений читать

b) формирование умения писать

с) формирование различных речевых умений

d) формирование у детей умений писать и читать, различных речевых умений.

  • Основное содержание курса математики:

а) понятие действительного числа

b) умение считать

с) формирование содержания обобщения, понятий действительного числа

d) умение сложения чисел

  • Что не входит в цели литературы:
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/tehnologiya-razvivayuschego-obucheniya-elkonina-davyidova/

а) воспитание эстетически развитого читателя

b) формирование презрения к литературе

с) формирование литературного творчества

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/tehnologiya-razvivayuschego-obucheniya-elkonina-davyidova/

d) формирования техники чтения

  • Сколько основных особенностей РО выделяют:

а) 1

b) 2

с) 3

d) 4

Тест № 2

  • Наибольший подъем идеи РО получили в:

а) XV — XVI вв.

b) XII — XIII вв.

с) XVI — XIX вв.

d) XX — XIX вв.

  • Кто считал, что память не надо загружать механическим заучиванием сведений:

а) Монтень М.

b) Ж.Ж. Руссо

с) Коменский Я. А.

d) Одоевский В. Ф.

  • В какой системе образование акцент делается на теоретическом мышлении школьника:

а) СО Занкова

b) традиционная СО

с) СО Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

  • Книга «Психология игры» написана Д.Б Элькониным:

a) 1976г.

b) 1977г.

с) 1975г.

d) 1978г.

  • Сколько лет существует система РО Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова:

а) 30 лет

b) 36 лет

с) 25 лет

d) более 40 лет

  • Как В.В. Давыдов назвал мышление ребенка:

а) эмпирическим

b) теоретическим

с) развивающим

d) абстрактным

  • Система РО была создана:

а) Д.Б. Элькониным

b) В.В. Давыдовым

с) В.В. Репкиным

d) коллективом под руководством Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и В.В. Репкина

  • Одной из целей РО в системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова является:

а) формирование учебного сообщества

b) деление класса на сильных и слабых

с) выделение лидера в классе

d) ведение одного предмета

  • Что выступает на первый план в младшем школьном возрасте:

а) научение

b) воспитание

с) обучение

d) учение

  • У подростка внутренняя потребность к:

а) общению

b) труду

с) деятельности

d) учению

  • По типу управлению деятельностью система развивающего обучения:

а) система малых групп

b) система общества

c) система классов общества

d) система семьи

  • На рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое делят: