Проблема целостности «Я», ненарушенности границ личности обладает высоким теоретическим и особенно прикладным значением. Многие причины конфликтов, отклоняющего поведения кроются в том пространстве межличностных отношений, которое не оставляют возможности для осознания значимости собственного «Я», конгруэнтности с собственными ценностями, мотивами и потребностями. Существовать по собственному сценарию, а не по сценариями других, даже самых близких людей, порой, бывает достаточно сложно, и иногда стертые границы самости хочется восстановить и оградить окружающих в свой мир переживаний, мыслей и желаний.
Проблему неспособности личности устанавливать верную психологическую дистанцию по отношению к угрожающим явлениям исследуют в психологии Е.Т. Соколова, Т.В. Снегирева, А.К. Нарт ова-Бочавер, О.Р. Валединская и другие.
Достаточно нова проблема гендерных стереотипов суверенности психологического пространства. Мы знаем о том, что «гендер» — категория социальная. Гендер воспитывается в ребенке и во многом зависит от сложившихся традиций и стереотипов в обществе. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые ге¬нетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологи¬ческими характеристиками и детородными функциями. Термин «ген¬дер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуально¬стью, но возникают во взаимодействии с другими людьми [23].
Генетические, эндокринные и церебральные факторы в действи¬тельности определяют не психологические различия между мужчи¬нами и женщинами, а уровень психической и двигательной активности организма. С ними связаны двигательная подвижность, возмож¬ность применения мышечной силы в той или иной деятельности, возбудимость, скорость реакций и т. п. В психологическом смысле поведение включает в себя в первую очередь мотивы, цели, ценностные ориентации и средства, преобразующие данные природой возможности в те или иные поступки. А мотивы, цели, ценностные ориентации и средства связаны с воздействием на человека культуры и общества. Именно культурные определения отдельных человеческих качеств и способностей выступают основанием для классификации мужских, женских или нейтральных (то есть свойственных обоим полам) при¬знаков [4].
В соответствии с темой исследования мы определили ее цель: изучение гендерных особенностей суверенного пространства личности.
Воздействие Интернета на психическое развитие личности человека
... воздействия Интернета на личность 2. Выявить положительное и отрицательное влияние Интернета. 3. Определить коррекционную работу по Интернет -- зависимости. 4. Исследовать и проанализировать влияние Интернета на психическое развитие личности. ... на окружающих. Во втором случае «виртуальная личность» создается для расширения уже имеющихся возможностей ... технологии, связанные с применением Интернета. ...
Объект: испытуемые в количестве 20 человек (10 мужчин и 10 женщин).
Предмет: гендерные особенности суверенного пространства личности.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют гендерные особенности определения личностью своего суверенного пространства.
Были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать имеющиеся психологические источники по проблеме суверенности психологического пространства и гендерных особенности личности.
2. Составить программу исследования и подобрать необходимые методы и методики исследования.
3. Провести эмпирическое исследование с последующей их математической обработкой.
4. Проинтерпретировать полученные данные с точки зрения количественного и качественного анализа.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический метод анализ имеющихся психологических источников.
2. Методика «Опросник суверенности психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер).
3.Методика «Опросник межличностных отношений» (А.А.Рукавишников).
4. Методы математической обработки данных: критерий Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе гимназии №1 г. Нижнекамска. В тестировании приняли участие 20 человек в возрасте от 26 до 35 лет. Стаж работ испытуемых не менее 5-ти лет, у всех испытуемых высшее образование.
Фрагмент работы для ознакомления
Интерпретация результатов теста
Включение:
- Ie — низкое;
- означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет склонен их избегать;
- Ie — высокое;
- предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;
- Iw — низкое;
- предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с небольшим количеством людей;
- Iw — высокое; предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним.
Контроль:
- Се — низкое;
- означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;
- Се — высокое;
- означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;
- Cw — низкое;
- предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;
- Cw — высокое;
- отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;
Аффект:
- Ае — низкое;
- означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;
- Ае — высокое;
- предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;
- Aw — низкое;
- означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;
- Aw — высокое; типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.
Опросник «Суверенное пространство личности»
Особенности нарушения психологического пространства личности ...
... только в социальной, но и пространственной территориальной автономии, неприкосновенности своего личностного пространства, суверенности. Проблема нарушения психологического пространства личности в современном обществе имеет частое место, но изучена недостаточно, ...
(С.К. Нартова-Бочавер)
Опросник состоит из 80 вопросов и включает в себя шкалу, определяющую уровень суверенности пространства личности. По данной шкале определяются уровни выраженности тенденций к суверенному пространству. Определяются средний, высокий и низкий уровень суверенности. Значения от 40 до 60 баллов можно считать средними, выше 60 высокими, ниже 40 – пониженными.
Опросник может использоваться как в батарее других методов, так и в качестве основного психодиагностического средства. Тест обладает широким тестом применения и может быть рекомендован для практической и исследовательской деятельности
2.2 Количественные характеристики полученных показателей
По результатам опросника «Суверенное пространство личности» мы выявили следующую картину.
Таблица 1 — Первичные результаты выборки мужчин.
Код испытуемого
Сув.пр.
Уровень
1
64
В
2
44
C
3
32
Н
4
21
Н
5
58
C
6
60
В
7
57
С
8
23
Н
9
45
С
10
44
С
Средние значения
44,8
Таблица 2 — Средние значения выборки мужчин.
Код испытуемого
Сув.пр.
Средние значения
44,8
Итак, в выборке мужчин мы видим преобладание среднего уровня выраженности стремления к суверенности пространства. В выборке двое человек продемонстрировали высокий уровень стремления к суверенному пространству, трое проявили низкое стремление к суверенности пространства.
Таблица 3 — Первичные результаты выборки мужчин.
Код испытуемого
Сув.пр.
Уровень
1
39
С
2
62
В
3
35
С
4
35
С
5
53
С
6
41
С
7
34
Н
8
27
Н
9
57
С
10
35
С
Средние значения
41,7
Таблица 4 — Средние значения выборки женщин
Код испытуемого
Сув.пр.
Средние значения
41,7
В выборке женщин мы обнаружили несколько более низкие значения суверенности пространства (41,7), что, вероятно означает их стремление быть рядом, частью близкого окружения. Высокие тенденции к суверенности проявили только у одной испытуемой. Семеро проявили среднюю суверенность. Высокая суверенность только у одной испытуемой.
Для наглядности сравнительную характеристику суверенного пространства в выборке женщин и мужчин представим в диаграмме
Диаграмма 1.
Результаты диагностики межличностных отношений (автор А.А.Рукавишников)
Таблица 5 — Первичные результаты диагностики межличностный отношений в выборке мужчин.
Контрольная работа: Гуманистическая психология
... «детский» взгляд на мир. 6. Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности; прежде чем анализировать болезнь, нужно понять, что ... Маслоу. Они пытались показать большие способности к самосовершенствованию здоровых и зрелых людей. Гуманистическая психология Предметом изучения гуманистической психологии является уникальная и неповторимая личность, ...
Код испытуемого
Ie
Ce
Ae
Iw
Cw
Aw
1
6
3
3
3
5
2
4
6
4
6
2
6
3
3
3
4
5
5
2
4
2
5
7
6
8
5
5
6
6
3
3
3
6
8
3
6
6
3
3
7
7
6
3
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/suverennost-psihologicheskogo-prostranstva/
1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. – 4-ое издание. — М., 2003.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 2005.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Наука, 2004.
4. Бендас Т. В. Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 2002.
6. Буева Л.П. Деятельность и общение. – М., 2006.
7. Валединская О.Р., Нартова-Бочавер С.К. Личное пространство человека и озможности его «измерения» // Психология зрелости и старения. М., 2002. С. 60-77
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2001г.
9. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1983. — №3.
10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-2-е изд.-Л., 1998.
11. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. — М., 2002.
12. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – М., 2003.
13. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М., 1984
14. Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 2005.
15. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.-Воронеж, 2005.
16. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — М., 1990.
17. Основы психологии. Практикум, под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: 2001г.
18. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999.
19. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «Бахрах — М», 2005.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989.
21. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. –СПб.: ООО «Речь», 2003.
22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000.
23. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / М.: Информация XXI век,- 2002.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологии, М., 2003г.