Стресс и стрессовые ситуации в организации

Курсовая работа

Темой данной курсовой работы является: «Стресс. Стрессоустойчивость.»

Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается, практически, всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами).

Так, А.М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса» (Вейн А.М., 1977, С. 3).

В одной из последних монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К.Судаков о (Судаков В.К., 1998, С. 11).

Целью

данной работы является анализ причин возникновения стресса.

Объект

исследования – стресс, как психологический феномен.

Предмет

  • особенности поведения человека в состоянии стресса.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи

:

Рассмотреть подходы к пониманию стресса.

Рассмотреть физиологические основы и виды стресса.

Рассмотреть динамику развития стресса и процесс реагирования.

Рассмотреть методы борьбы со стрессом.

Глава 1. Понятие стресса.

Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс — это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим — поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности.

Слово «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., достаточно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде.

Автор теории стресса — Ганс Селье (H. Sеlуе) — считал, что стресс – это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».[Немов Р.С. Психология. Кн.1., М., «Просвещение», 1994] Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

3 стр., 1177 слов

Стресс как особая форма эмоциональных состояний

... данной проблеме. 2. Раскрыть понятие «стресс», его природу, виды и основные механизмы. 3. Рассмотреть феномен стресса как особый вид эмоционального состояния, оказывающий влияние на жизнедеятельность ... 9]. Цель работы. Гипотеза. В развитии состояния стресса значительную роль играют психические (эмоциональные) факторы, зависящие от индивидуальной значимости стресора. Цель работы может быть реализована ...

Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса — не болезнь. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово “дистресс” — в переводе с английского “страдание” — Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма. [https://lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt]

Адаптация

— это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.[https://www.abcpeople.com/typework/psychology/adaptacia3.htm] Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

1.2. Психическая адаптация.

Психическая адаптация – процесс приспособления психической деятельности человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды путем сохранения психического гомеостаза. Одним из ее вариантов является социально-психологическая адаптация, осуществляющая преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную функции жизнедеятельности человека.

3 стр., 1392 слов

Стресс и адаптация

... реакции организма на негативные воздействия внешней среды. И психофизиологический механизм возникновения стресса состоит в том, что физиологический стресс (где стрессорами выступают утомление, физическое перенапряжение и т. п. ,) возникает вследствие адаптации организма к ...

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта :

  • а).

    оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

  • б).

установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.[

Глава 2. Виды стресса.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

[

Маклаков А.Г

  • Общая психология. — СПБ, 2003.]

Известный зарубежный психолог Ганс Селье,

основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса :

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

эмоциональная напряженность

, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги

  • Тревога, обозначаемая как
  • ощущение неопределенной угрозы;
  • чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

ощущения угрозы

13 стр., 6060 слов

Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов

... не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому реко­мендации по профилактике стрессов, формулируемые управленчес­кой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководите­лям, ... из виду правил конструктивной и этичной критики. Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоцио

, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

тревожный ряд,

который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

ощущение внутренней напряженности

  • не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

гиперестезические реакции

  • тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

собственно тревога

  • центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх

  • тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы

  • нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

тревожно-боязливое возбуждение

  • вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Стресс и стрессоустойчивость (1)

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Понятие стресса и стрессоустойчивости

Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма

Обзор работ ученых, рассматривающих проблему стресса и стрессоустойчивости

2 стр., 958 слов

Понятие деятельности

... и оздоровляют. Без активной деятельности не могло бы быть полноценной жизни, не может быть развития человека и становления его как личности. Но активность не означает ... деятельности и активности личности, современная психология основывается на идеи о функциональном нраве отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека. Источником ...

Глава 2. Опытно – исследовательская работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Результаты исследования стресса

Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Стресс. Этот научный термин звучит теперь всюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.

Распространенная прежде фраза, что «все болезни от нервов» трансформировалась – «все болезни от стрессов». И не без основания. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше (14, 3).

Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок, специалисты менеджмента – воздействие социальных факторов; обыватели – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. Stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие (13, 79).

Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.

Цель данной работы:

изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости.

Объектом исследования является стресс. Предмет исследования: стресс и стрессоустойчивость и их проявления.

К задачам

данной работы относится: 1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса, 2) дать определение понятию стрессоустойчивости, 3) рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса, 4) провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

Работа состоит из введения, трёх глав, рекомендаций и заключения. В первой главе определение понятию стресса и расшифровка свойств стресса; во второй главе мы рассматриваем методологические исследования; третья глава посвящена опытно-исследовательской работе по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово « stress » происходит от латинского « stringere » — затягивать (14,9).

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» — реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции (14,11).

Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре – пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.

45 стр., 22474 слов

Особенности профессионального стресса в деятельности педагога ...

... - профессиональный стресс в педагогической деятельности. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что стрессоустойчивость педагогов дошкольного образования ... попытку формулировки данного понятия, определив стресс как «неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся ... В наши дни проблемы управления стрессами на работе становятся наиболее актуальными, потому что ...

стадии стресса.

Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная

стрессоустойчивость

— Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания (13, 83).

Позднее Селье предложил различать два вида

стресса

дистресс

(от английского слова distress – истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе

эустресс

Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий (13, 80).

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства (13, 83).

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

«реакции борьбы и бегства».

Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него (14,12).

4 стр., 1933 слов

"Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций"

... к ситуациям. Реакция человека на ситуацию и оценка ее как стрессовой зависит от того, как он оценивает эту ситуацию, и на сколько способен справиться с ней, а так же какими способами регуляции владеет. К признакам стресса относятся: ...

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «. можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» (2, 24).

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (5, 20).

Таким образом, стрессоустойчивость – это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

Итак, стресс – это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.

works.doklad.ru

Понятие стресс и его признаки

Определение 1

Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе его деятельности чаще всего в экстремально-сложных условиях.

Данное понятие в психологию и физиологию ввел американский невропатолог Уолтер Кэннон, а в 1946 г физиолог Г. Селье использовал термин «стресс» уже систематически, поэтому открытие такого явления связывают с его именем.

Исследуя стресс, Селье установил, что организм мобилизует свои силы в ответе на сильное воздействие извне, а при необходимости включает дополнительные резервы, чтобы приспособиться к неблагоприятным факторам или противостоять им. Г. Селье считал, что стресс, таким образом, является реакцией организма на внешнее воздействие.

2 стр., 831 слов

Сущность стресса

... что из себя представляет стресс. Он запускает реакцию в организме человека, которая включает в себя гормональные, физиологические и поведенческие признаки. ... к голове и конечностям. Способы профилактики стресса Как и любую болезнь, стресс легче предотвратить, чем лечить его ... психического здоровья и считаются простыми и действенными методами релаксации. Изменение мышления. Для повышения уровня ...

Рисунок 1. Признаки стресса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение причин стресса в разных источниках разное – в качестве предпосылок стресса могут рассматриваться нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и др.

Если стресс рассматривается как реакция, то это будет состояние психического напряжения в ответ на сложные обстоятельства.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций 420 руб.
  • Реферат Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций 250 руб.
  • Контрольная работа Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Стресс может иметь разные симптомы, поэтому его важно вовремя распознать и не допустить дальнейшего развития.

Все признаки стресса по сферам их проявления делятся на:

  1. физические,
  2. эмоциональные,
  3. поведенческие.

Физические признаки проявляются в затрудненном дыхании и усиленном сердцебиении, мышцы напряжены и ощущаются боли в животе, спине, груди, шее. Отмечается высокое артериальное давление, головные боли, затруднение речи и др.

К эмоциональным признакам стрессового состояния относится раздражительность, повышенная возбудимость, путаница в мыслях, агрессивность, беспомощность, безнадежность. Человек не может сосредоточиться и теряет контроль над ситуацией и над собой, возникает чувство паники.

Поведенческие признаки стресса проявляются в снижении или повышении аппетита, усиленном курении, потерей интереса к внешнему облику. Возникает стремление куда-то успеть, начинается поиск виновных, происходит резкое изменение социального поведения.

Замечание 1

Поскольку избавиться от стресса полностью невозможно, необходимо научиться им управлять.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Стресс не всегда является результатом экстремальной ситуации. Вызвать его могут не только отрицательные, но и положительные переживания, поэтому в зависимости от его воздействия на человека различают:

  • эустресс, вызываемый позитивными эмоциями;
  • стресс слабой силы, оказывающий положительное мобилизующее влияние;
  • дистресс, ведущий к серьезным функциональным нарушениям в организме и даже к смерти.

Как психологическое состояние стресс является продуктом сознания человека, образа мыслей, оценки ситуации, умения адекватно вести себя в экстремальных ситуациях.