«Стиль межличностного взаимодействия подростка как фактор его выбора стратегии конфликтного поведения»

Курсовая работа
Содержание скрыть

В книге Масгутовой С. К. подростковый возраст рассматривается как определенный этап развития личности, стадия полового созревания, сложный и противоречивый период. Именно в этом возрасте человек формирует и закаляет свой характер, заканчивает полное воссоздание собственного мнения и стремится к самопознанию и изучению внешнего мира.

В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход межличностного взаимодействия, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности в межличностных отношениях. Изучение стилей поведения и преобладающего типа отношений к окружающим очень важно, так как это является немаловажным фактором в урегулировании конфликтной ситуации [8].

Цель исследования, Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме;

2) изучить особенности подросткового возраста;

3) изучить особенности межличностного взаимодействия подростков;

4) изучить особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте;

5) выявить взаимосвязь предпочитаемой стратегии конфликтного поведения и стиля межличностного взаимодействия подростков.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:

Выборка: в исследовании приняли участие учащиеся 7 класса ГУО «Тышковичская средняя школа» Ивановского района, Брестской области в количестве 10 человек. Среди них мальчиков 6 человек, девочек – 4 человека. Возраст учащихся 13 лет.

Методы исследования:

а) диагностика межличностных взаимоотношений по методике Т. Лири;

б) определение доминирующего стиля поведения личности в конфликтных ситуациях по методике К. Томаса.

14 стр., 6610 слов

Исследование проблем межличностного взаимодействия молодежи на современном этапе

... развивается, сталкиваясь с многочисленными трудностями. Молодые люди прикладывают значительные усилия для того, чтобы оказаться услышанными, завоевать авторитет, обрести уверенность в себе. Проблемы межличностного общения в молодежной среде базируются на принятии чужой точки ...

Метод обработки данных:

Полученные эмпирические данные обрабатывались при помощи расчета средней арифметической величины по показателям и корреляционного анализа.

Глава 1 Особенности межличностного взаимодействия в подростковом возрасте

1.1 Общая характеристика подросткового возраста

Согласно возрастной периодизации Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина, средний школьный возраст (подростковый) охватывает период от 10-11 лет до 14-15 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности [приводится по: 12].

социальную ситуацию развития

Ведущая деятельность

Абрамова Г. С. говорит о том, что половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

— целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

— жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

— повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

— развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

— романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

— нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

— потребность в общении сменяется желанием уединиться [2].

В учебном пособии по возрастной психологии Абрамова Г. С. рассматривает подростковый возраст с его важнейшими личностными задачами. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности, Бурное развитие сознания и самосознания, Становление нового уровня самосознания, Я-концепции

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых. Можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников.

16 стр., 7591 слов

Изучение особенностей общения детей дошкольного возраста со сверстниками

... общения. На протяжении дошкольного возраста меняется форма общения со сверстниками. [4, с.13] В условиях детского сада ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. ... литературы. Изучение понятия общения. Особенности общения детей дошкольного возраста. Развитие общения детей сверстниками. Экспериментально исследовать особенности общения дошкольников со сверстниками. Обобщение и ...

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности

В книге Туревской Е. И. приводится важный момент о том, что эта борьба должна происходить в безопасных условиях и не принимать крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы [12].

1.2 Межличностное взаимодействие подростков

В работе Масгутовой С. К. общение со сверстниками рассматривается как особая и отдельная сфера жизни подростка, чрезвычайно важна для него. Эти отношения строятся на принципах равенства, справедливости и поэтому обеспечивают оптимальные условия для укрепления чувства взрослости у подростка. Основой для общения выступает общность потребностей, ценностей, стремлений, интересов, переживаний.

Подростки видят в общении с ровесниками сферу личной жизни, где каждый действует самостоятельно и отвечает за свои поступки. Важнейшая потребность подростка – стремление к совместной деятельности со сверстниками и желание быть признанным, принятым другом. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что для подростков важно не просто быть вместе со сверстниками, они стремятся занять в их среде то положение, которое бы соответствовало их притязаниям. Для одних это желание быть лидером, для других – пользоваться авторитетом в каком-то деле, третьи пытаются найти близкого друга.

Сказанное объясняет, с одной стороны, повышенный конформизм подростков в отношении компаний сверстников и, с другой – их недисциплинированность и даже правонарушения за неумения добиться желаемого положения в таких компаниях. Фрустрация потребности быть значимым среди товарищей у многих подростков вызывает тяжелые негативные переживания, приводит к появлению девиантного поведения.

В учебном пособии Кон И. С. говорится о том, что конфликты с ровесниками подросток воспринимает очень болезненно, ищет друзей вне школы, среди случайных знакомых. Стремясь завоевать признание, демонстрирует свою индивидуальность, но не всегда удачно и приемлемо.

Статус подростка в классе меняется по сравнению с младшим школьником. Те, которые раньше были популярны на основании уровня успешности и поведения, теперь перестают быть таковыми. Подростки, которые пользовались авторитетом среди одноклассников, теряют его, если действуют с позиции приказов, свысока.

30 стр., 14594 слов

Активизация познавательной деятельности у подростков на х технологии

... на успеваемость подростков. Предметом исследования является познавательная деятельность. Объектом исследования будут подростки, учащиеся 7 – 8 классов. Задача исследования: изучить познавательный интерес, определить пути формирования интереса на уроках технологии. Познавательная деятельность ... отношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции – радости познания. От чувства долга и ...

Особое значение приобретает дружба. Подростки стремятся дружить с теми, кто пользуется уважением, авторитетом, отличается своей индивидуальностью (знаниями, смелостью, взрослым видом и манерами, самостоятельностью и т. д.).

Происходит поиск друга. Сначала круг претендентов на звание второго достаточно широк, противоречив, пестрый и неустойчивый. Для выбора важными факторами являются общность увлечений, сближение интересов, взаимопонимание.

Отдельно следует остановиться на развитии взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В 5-6 классах сказывается неравномерность развития мальчиков и девочек. Возникает интерес к противоположному полу и к собственной внешности. У ребят интерес к девушкам проявляется в задевании девушек, буйством; интерес сочетается с отстраненностью.

В 6-7 классах подростки обсуждают вопрос о том, кто кому нравится, характерен обмен новостями личного содержания, доверчивые разговоры с друзьями.

В 7-8 классах возникают разнополые микрогруппы, дружба девушек и парней. Характерные страдания от равнодушия сверстника противоположного пола, который вызвал интерес, нравится; страх перед отказом того, кто нравится. В разнополых отношениях формируется наблюдательность, внимание к внутреннему миру человека, проницательность, желание быть лучшим.

В процессе общения со сверстниками у подростка активно формируются нравственные нормы (уважение, равенство, преданность, честность) и осуждаются несоблюдение договоренностей, отказ в помощи, эгоизм, жадность, стремление к преимуществу, унижения других, отсутствие собственного мнения, неумение постоять за себя. Больше всего ценятся такие качества друг друга, как общительность, сообразительность и знания, смелость, самообладание. Развивается умение подростков ориентироваться на требования товарищей, способность к взаимопониманию [7, 8].

В книге Андреевой Г. М. говорится о том, что общение всегда осуществляется для чего-то. Константой выступает стиль общения, т. е. способ, с помощью которого человек строит свои отношения с другими в той или иной деятельности. У каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнера и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми [3].

В

I. Авторитарный

Данный тип характеризуется оптимистичностью, быстротой реакции, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, ориентацией на собственное мнение, умением показывать лидерские, руководящие качества, активное воздействие на окружение, стремление подчинять своей воле других; иногда нетерпимость к критике и переоценка своих возможностей.

12 стр., 5906 слов

Социализация в группе сверстников

... между сверстниками. Глава 1. Влияние группы сверстников на социализацию подростка 1.1 Особенности развития подростка Границы ... стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, и в наличии собственных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику и манере поведения ... или увлечений, совместного пустого времяпрепровождения. Как правило, подростки очень охотно трудятся. Во-первых, в ...

II. Эгоистический

При явном преобладании над другими сочетается с чертами уверенности, независимости. Присутствует чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Выраженное чувство собственного превосходства. Стиль мышления творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение категорически отстаивается. Эмоциям не достает тепла, поступкам – конформности. Низкая подчиняемость.

III. Агрессивный

В зависимости от степени выраженности показателей этот тип выявляет высокую спонтанность, искренность; непосредственность, прямолинейность в высказываниях и поступках; повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте; легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес; настойчивость в достижении цели или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость; повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж личности подростка.

IV. Подозрительный

Этот тип проявляется такими характеристиками, как обособленность, замкнутость, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, скептицизм и недоверчивость к окружающим, опережающая враждебность в высказываниях и поведении, уверенность в людской недоброте; системное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии, высокая конфликтность, которая может быть не так явной и аккумулироваться, создавая тем самым повышенную напряженность и способствуя нарастающей отгороженности.

V. Подчиняемый

Преобладает у личностей болезненно застенчивых, пассивных, весьма щепетильных в вопросах морали и совести, подчиняемых, неуверенных в себе, с повышенной склонностью к рефлексии, с преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, заниженной самооценкой; тревожных, с повышенным чувством ответственности, склонных к тому, чтобы винить себя во всем при неудачах, легко впадающих в состояние грусти, пессимистически оценивающих свои перспективы, аккуратных и исполнительных в работе, избегающих широких контактов и социальных ролей, ранимых и впечатлительных, болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.

VI. Зависимый

Лица с преобладанием показателей данного типа имеют высокую тревожность, зависимость от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Исполнительность и ответственность в работе создают им хорошую репутацию в коллективе, однако инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствуют продвижению их на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, повышенная самокритичность, опасение неуспеха как основа мотивационной направленности формируют основу конформного поведения.

9 стр., 4323 слов

Стратегия поведения в конфликтной ситуации

... приемлемые поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном ... В действительности, уход или отсрочка, может быть, вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, ...

VII. Дружелюбный

Обладает такими характеристиками как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкий уровень агрессивности, повышенная откликаемость на средовые воздействия, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничеству. Потребность в излиянии дружелюбия на окружающих, поиски признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы. Стремление найти общность с другими. Энтузиазм. Широкий круг интересов при некоторой поверхности увлечений.

VIII. Альтруистический

Этот вариант межличностного отношения выражается в потребности соответствовать социальным нормам поведения. Выраженная готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности. Художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления – целостный, образный. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полезной для всех людей. Проявление милосердия, благотворительности. Артистичность. Потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим. Проблема подавленной (вытесненной) враждебности, вызывающей повышенную напряженность.

1.3 Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

В книге Драгуновой Т. В. конфликтное поведение описывается как широко распространенное явление в подростковом возрасте. Оно выступает способом утверждения своей позиции, как в отношениях со взрослыми, так и в отношениях со сверстниками. Отношения со сверстниками становятся напряженными, так как интересы становятся разными, круг общения разбавляется подростками старшего возраста [6].

Для того чтобы рассмотреть стороны конфликтного поведения подростка, необходимо выяснить, что подразумевается под словом «конфликт». Если исходить из общепринятого определения конфликта, то в толковом словаре С. И. Ожегова оно трактуется, как «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [приводится по: 9].

В учебнике Анцупова А. Я. с соавторами конфликтное поведение рассматривается, как «результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и личностью».

В рамках изучения конфликтного поведения в школе можно выделить несколько типов конфликта: конфликты в процессе взаимодействия учителя с учеником, между подростком и родителями, между подростками, между подростком и группой, между группами (классами), внутриличностный конфликт. Рассмотрим некоторые, более интересующие в рамках исследования, типы конфликта [4].

45 стр., 22157 слов

Теоретико-методологические основы исследования конфликтного поведения ...

... конфликтного поведения личности подростков Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях ...

Конфликт между подростками, Конфликт между подростком и группой, между группами подростков

пять стилей поведения (стратегий)

Стиль соперничества

Наблюдается, в основном, у подростков, которые пользуются авторитетом среди сверстников. У них отмечается твердость характера, сила воли, стремление удовлетворить собственные интересы, при этом интересы другой стороны их совершенно не интересуют.

Стиль сотрудничества

Один из непростых методов поведения подростков в конфликте. К этому стилю они прибегают только в том случае, когда не хотят портить отношения со сверстниками. Обе стороны конфликта должны обладать дипломатическими способностями, умением договариваться, защищая свои интересы и при этом учитывать интересы своего оппонента, умением слушать других и при этом сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих умений делает этот стиль неэффективным.

Стиль компромисса

Подразумевает под собой урегулирование разногласий с помощью взаимных уступок. От стиля сотрудничества этот стиль отличается тем, что конфликтующие стороны договариваются между собой на ранней стадии конфликта, так как понимают, что противник имеет не менее убедительные аргументы и возможности для достижения поставленной цели, все стороны хотят одного и того же, но достичь цели, не уступая друг другу, одновременно не получится.

Стиль избегания

Этот стиль выбирается подростками тогда, когда они не совсем уверены в своей правоте или когда эта проблема не стоит для них на первом месте, или может когда другие стороны инцидента имеют больше возможностей для достижения цели. Во всяком случае, уход от проблемы иди отсрочка не являются бегством, а вполне разумная реакция на конфликтную ситуацию. По истечении какого-то времени эти разногласия, приведшие к конфликту, могут разрешиться сами собой или подросток может заняться этими вопросами позже, когда в его распоряжении будут дополнительная информация и возможности.

Стиль приспособления

Стиль означает, что подросток не заинтересован защищать свои интересы, он идет на сделку с другими сторонами в ущерб себе, но при этом сохраняет дружеские отношения со сверстниками. Этот стиль используется подростками не для разрешения конфликта, а для собственного спокойствия и стабильности.

Использование каждого из них определяется интересами сторон и желанием каждой из них достигнуть своих целей.

Выводы по главе 1

Характерными особенностями подросткового возраста являются следующие

— половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

3 стр., 1242 слов

Понятие стиля поведения в конфликте, его влияние на завершение противостояния

Стили поведения в конфликте На практике используются различные стили поведения, поэтому рассмотрим каждый из них по порядку, учтём предпосылки того или иного стиля и когда выгодно использовать тот или иной стиль: Избегание. Наименьшей степенью ...

— изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

— смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

— открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

— познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

— появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости».

Выводы о межличностном взаимодействии подростков:

— общение со сверстниками – особая и отдельная сфера жизни подростка, важна для развития его личности;

— важнейшая потребность подростка – стремление к совместной деятельности со сверстниками и желание быть признанным, принятым другом.

— в подростковом возрасте межличностное взаимодействие имеет огромное значение для формирования личности подростка.

Можно сказать, что кризис подросткового возраста – это совершенно нормальное явление, которое говорит о развитии личности, но при наличии различных неблагоприятных условий это состояние может привести к конфликтному поведению.

Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля межличностного взаимодействия подростка и его стратегии конфликтного поведения

2.1 Организация и методы исследования, Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме;

2) изучить особенности подросткового возраста;

3) изучить особенности межличностного взаимодействия подростков;

4) изучить особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте;

5) выявить взаимосвязь предпочитаемой стратегии конфликтного поведения и стиля межличностного взаимодействия подростков.

В исследовании приняли участие учащиеся 7 класса ГУО «Тышковичская средняя школа» Ивановского района, Брестской области в количестве 10 человек. Среди них мальчиков 6 человек, девочек – 4 человека. Возраст подростков 13 лет.

79 стр., 39035 слов

Особенности саморегуляции подростков с различными типамиреагирования ...

... у подростка часто возникают конфликты с окружающими. Цель исследования заключается в изучении стилевых особенностей саморегуляции подростков с различными типами конфликтного поведения. Объект: саморегуляция как психологический феномен. Предмет: специфика саморегуляции подростков с различными типами реагирования в ...

Для изучения стиля межличностного взаимодействия и стратегии конфликтного поведения были применены следующие методики:

а) диагностика межличностных отношений по методике Т. Лири;

б) определение доминирующего стиля поведения личности в конфликтных ситуациях по методике К. Томаса.

Диагностика межличностных отношений по методике Т. Лири

Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

Описание методики. На основании исследований межличностных отношений Т. Лири выделил 88 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы.

Опросник составлен соответственно этим выделенным типам межличностного поведения и представляют собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов и 8 октантах, отражающих различные психологические профили. Методика может быть представлена испытуемому списком или на отдельных карточках. Оценивая себя по пунктам опросника, испытуемых должен отмечать «+» те характеристики, которые считает присущими себе. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в «Я-актуальном» и «Я-идеальном» (приложение А).

Определение доминирующего стиля поведения личности в конфликтных ситуациях по методике К. Томаса

Методика предназначена для определения стиля поведения, для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

Описание методики. С целью разрешения возникающих конфликтов, управления конфликтной ситуацией необходимо определить, какие формы поведения характерны для индивидуумов, какие из них являются наиболее продуктивными, какие деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.

В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения – это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

соперничество

приспособление

компромисс

избегание

сотрудничество

К. Томас считает, что избежав конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха в случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Опросник состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить, к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения (приложение Б).

2.2 Эмпирический анализ взаимосвязи стиля межличностного взаимодействия подростка и его стратегии конфликтного поведения

Проанализировав средние арифметические величины () по показателям испытуемых по тесту К. Томаса, можно утверждать, что подростки прибегают к выбору всех стратегий конфликтного поведения (гистограмма 2.2.1), но преобладающими являются следующие стратегии:

компромисс» (

«приспособление» (

избегание» ( = 6,3).

Гистограмма 2.2.1

Выраженность стратегий поведения в конфликтных ситуациях

у подростков 7 класса по К. Томасу

Такой выбор может быть обусловлен тем, что подростки не достаточно хорошо умеют отстаивать свою точку зрения. Они подвергают сомнению собственные решения, поэтому, возможно, в ситуации конфликта проще прийти к взаимным уступкам, найти альтернативное разрешение проблемы (компромисс), либо отсрочить решение (избегание), либо пойти на сделку в ущерб своим интересам и при этом сохранить дружбу со сверстником (приспособление).

подозрительный (

авторитарный (

Гистограмма 2.2.2

Сравнительный анализ средних показателей оценки подростками 7 класса своего актуального и идеального образа «Я» по методике Т. Лири

По результатам выбора стилей межличностного взаимодействия можно судить о том, что подростки стремятся быть активными и дружелюбными, желают контактировать с окружающими. Но в силу завышенных требований к самому себе подростки зачастую не могут контролировать свои эмоции, поведение и в реальности ведут себя порой враждебно, с трудом приспосабливаются к ученической среде, а иногда и не удовлетворены причастностью к той или иной группе.

В результате проведенного корреляционного анализа, соотнеся показатели 5 стратегий поведения с показателями 8 стилей межличностного взаимодействия в «Я-актуальном» и «Я-идеальном» были получены следующие значимые результаты (таблица 2.2.1).

Таблица 2.2.1

Данные корреляционного анализа связи стратегии «соперничество»

со стилями межличностного взаимодействия

«Я-актуальное»

«Я-идеальное»

Стратегия

Стиль

R

Стратегия

Стиль

R

соперничество

эгоистический

0,5

соперничество

зависимый

0,3

соперничество

подчиняемый

0,3

соперничество

авторитарный

0,4

соперничество

эгоистический

0,5

«соперничество»

авторитарными

подчиняемого

«сотрудничество»

Таблица 2.2.2

Данные корреляционного анализа связи стратегии «сотрудничество»

со стилями межличностного взаимодействия

«Я-актуальное»

«Я-идеальное»

Стратегия

Стиль

R

Стратегия

Стиль

R

сотрудничество

альтруистический

— 0,4

сотрудничество

эгоистический

— 0,4

сотрудничество

подчиняемый

— 0,5

сотрудничество

подчиняемый

— 0,7

сотрудничество

зависимый

— 0,5

Отрицательное значение коэффициента может говорить о том, что некоторые подростки в большей мере применяют стиль «сотрудничество» в ситуации конфликта в соответствии с личностными чертами. Такие подростки не готовы помогать окружающим, с трудом вживаются в разные социальные роли, недостаточно коммуникабельны и доброжелательны, не волнует таких подростков потребность нравиться окружающим.

«сотрудничество»

«сотрудничество»

«сотрудничество»

«компромисс», «избегание» и «приспособление»

«компромисс»

Таблица 2.2.3

Данные корреляционного анализа связи стратегии «компромисс»

со стилями межличностного взаимодействия

«Я-актуальное»

«Я-идеальное»

Стратегия

Стиль

R

Стратегия

Стиль

R

компромисс

эгоистический

— 0,3

компромисс

подчиняемый

0,3

компромисс

подозрительный

0,4

компромисс

дружелюбный

— 0,4

компромисс

авторитарный

— 0,4

компромисс

зависимый

0,5

подозрительным

Некоторые подростки из числа испытуемых, которые проявляют зависимый стиль взаимодействия, конформны и неуверенны в себе, но и в то же время исполнительны и ответственны. Возможно, в силу этих особенностей, подростки используют компромисс в разрешении конфликта, потому что с помощью их лояльности и уступчивости легче варьировать в ситуации, договориться.

«компромисс»

авторитарного

«компромисс»

дружелюбным

«избегание»

Таблица 2.2.4

Данные корреляционного анализа связи стратегии «избегание»

со стилями межличностного взаимодействия

«Я-актуальное»

«Я-идеальное»

Стратегия

Стиль

R

Стратегия

Стиль

R

избегание

эгоистический

0,3

избегание

подозрительный

— 0,4

избегание

зависимый

0,3

избегание

авторитарный

— 0,5

избегание

агрессивный

0,4

избегание

подчиняемый

0,5

избегание

авторитарный

0,5

подчиняемым

эгоистическим

подозрительный

Таблица 2.2.5

Данные корреляционного анализа связи стратегии «приспособление»

со стилями межличностного взаимодействия

«Я-актуальное»

«Я-идеальное»

Стратегия

Стиль

R

Стратегия

Стиль

R

приспособление

подозрительный

0,4

приспособление

дружелюбный

0,3

приспособление

эгоистический

0,5

«приспособление»

Есть доля подростков, которые в идеале хотели бы быть более дружелюбными, сотрудничать с группой ( R = 0,3).

В силу своего стремления находить общность с другими сверстниками, такие подростки в ситуации конфликта стремятся сохранить дружеские отношения со сверстниками, хоть и в ущерб для себя.

Выводы по главе 2

По результатам эмпирического анализа взаимосвязи стиля межличностного взаимодействия подростка и его стратегии конфликтного поведения можно сделать следующие выводы.

Преобладающими стратегиями конфликтного поведения подростков являются «компромисс», «избегание» и «приспособление». Стратегии «сотрудничество» и «соперничество» также применяются подростками в урегулировании конфликта.

Преобладающими стилями межличностных отношений являются подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический. Существует корреляционная связь между стратегией конфликтного поведения и стилем межличностных отношений у подростков.

Так, соперничество чаще выбирают подростки, для которых характерно проявление независимости и уверенности, стремление показать свое превосходство, отстоять свое мнение и занять обособленную позицию в группе; подростки, которые хотели бы иметь вес в глазах сверстников и вследствие этого в среде подростков стараться настоять на своем мнении. Таким образом, соперничество наиболее сильно связано с такими моделями межличностного взаимодействия, которые определяют власть и степень управления над другими.

Сотрудничество предпочитают те подростки, которые хотят быть более коммуникабельными, уметь договариваться в разрешении споров, которые с трудом вживаются в разные социальные роли, недостаточно коммуникабельны. Предпочитают эту стратегию и те подростки, которые хотели бы быть в равных отношениях, не быть управляемыми другими.

Компромисс предпочитают те подростки, кто держится на расстоянии от других, критичны к чужому мнению, но и способные на уступчивость, лояльность; независимые подростки, как и подростки с лидерскими качествами тоже предпочитают этот стиль. Также эту стратегию выбирают и те подростки, кот хотел бы быть успешными, уверенными в себе, иметь больше дружеских отношений, чтобы уметь договариваться и приспосабливаться в критической ситуации.

Избегание предпочитают застенчивые и неуверенные в себе, с низкой мотивацией успеха и достижения цели подростки; те, кто стремиться лидировать и подчинять своей воле других, видимо, от боязни того, что не смогут урегулировать конфликт; те подростки, кто зависим от мнения других. Избегание также предпочитают те подростки, кто хотел бы быть более обособленным от всех, не конфликтовать с другими.

Приспособление предпочитают подростки, не желающие конфликтовать, приспосабливающиеся к ситуации, доминирующие в группе подростки, стремящиеся сохранить дружбу. В идеале, подростки все же хотели бы быть более дружелюбными, сотрудничать со всеми, если это будет в ущерб для них самих.

Заключение

В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход межличностного взаимодействия, создавая объективные предпосылки для возникновения агрессивности и конфликтности в межличностных отношениях.

Конфликт – это такая характеристика взаимодействия

Изучение стратегий поведения и преобладающего стиля межличностного взаимодействия с окружающими очень важно, так как это является немаловажным фактором в урегулировании конфликтной ситуации.

В ходе проведенного исследования у подростков были выявлены основные стили межличностного взаимодействия, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Преобладающими стратегиями конфликтного поведения подростков являются компромисс, избегание и приспособление, преобладающие стили межличностных отношений – подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический.

Взаимосвязь между стратегией конфликтного поведения и стилем межличностного взаимодействия существует и подтверждается ожиданиями подростков, т. е. наблюдается большая связь не с реальными моделями поведения, а с ожидаемыми.

Выбор стиля межличностного взаимодействия обусловлен личностными качествами подростка. Выбор стратегии конфликтного поведения обусловлен стилем межличностного взаимодействия.

Можно сказать о том, что у подростков наблюдается неустойчивое поведение, обусловленное возрастными особенностями становления личности, поведение на стадии формирования. В дальнейшем, необходимо более развернуто изучить межличностное взаимодействие подростков в испытуемой группе.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/stili-konfliktnogo-povedeniya/

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / Г. С. Абрамова : – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 c .

2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. – 811 с. – Серия : Авторский учебник.

3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс. – 2000.

4. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 551 с.

5. Белкин, А. С. Конфликтология: наука о гармонии / А. С. Белкин. – Екатеринбург: 2000. – 111 с.

6. Драгунова, Т. В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология / Т. В. Драгунова. – М.: Академия, 2011. – 356 с.

7. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / И. С. Кон. – М.: Просвещение, – 1979.

8. Масгутова, С. К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы / С. К. Масгутова. Дисс. канд. псих. наук. М. – 1988. (материал на сайте http :// studbooks . net )

9. Ожегов, С. И. «Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, 2015.

10. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.

11. Шапкина, Е. А. Психологические особенности среднего школьного возраста / Е. А. Шапкина, С. О. Щелина // Молодой ученый. – 2015. — № 19 (99).

– С. 343 – 345. ( PDF формат, электронный вариант)

12. Туревская, Е. И. Возрастная психология / Е. И. Туревская. Тула. – 2002.

Приложение А, Диагностика межличностных отношений по методике Т. Лири

ИНСТРУКЦИЯ

«

Первая сетка:1) какой Вы человек?

Вторая сетка: 2) каким бы Вы хотели быть?

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Я – человек, который:

1. Умеет нравиться

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством достоинства

6. Независимый

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявлять недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Покладистый

21. Благодарный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

26. Стремится ужиться с другими

27. Доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Ободряющий

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызывать восхищение

34. Пользуется уважением у других

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловитый, практичный

40. Соперничающий

41. Стойкий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Неуверенный в себе

51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

64. Щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значительности

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Расчетливый

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлоблен

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Самобичующий

82. Застенчивый

83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко поддается влиянию друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбора

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится помочь каждому

97. Стремящийся к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Относится к окружающим с чувством превосходства

102. Тщеславный

103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злой, жестокий

107. Часто гневлив

108. Бесчувственный, равнодушный

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

115. Услужливый

116. Мягкотелый

117. Почти никому не возражает

118. Навязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда со всеми дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

127. Заботится о других

128. Портит людей чрезмерной добротой

Приложение а 1

Приложение Б, Определение доминирующего стиля поведения личности

в конфликтных ситуациях по методике К. Томаса

Оценка предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуации проводится по тесту Томаса, где определяются пять стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Преподаватели должны быть больше ориентированы на сотрудничество и компромисс. Соперничество и избегание могут привести к усилению конфликта.

ИНСТРУКЦИЯ

Перед Вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности Вашего поведения. Здесь не может быть ответов правильных или ошибочных. Люди различны, и каждый можно высказать свое мнение.

Имеются два варианта (А и В), из которых Вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий Вашим взглядам, Вашему мнению себе. В строке для ответов (А и В) поставьте отчетливый крестик соответственно номеру вопроса и одному из вариантов. Отвечать надо как можно быстрее.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А . Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

5. А . Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б . Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я стараюсь избегать занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б . Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б. Я стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю другому возможность остаться при своем мнении, если он тоже идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания другого.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.