Средства обучения: характеристика и классификация

Курсовая работа

Средства обучения, равно как и содержание, методы, организационные формы, являются компонентом системы обучения (проектируемой модели) и учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы любого учебного заведения.

Будучи компонентом разнообразных системных образований в педагогической науке и практике, материальные средства обучения оказывают самое непосредственное влияние на все другие компоненты в полном соответствии с установившимися системообразующими связями функционирования, преобразования, взаимодействия, пр.

Так, например, достаточно широкое использование средств новых информационных технологий неизбежно приводит к более широкому применению в практике проектных, исследовательских, проблемных методов, предусматривающих различные формы самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальные, групповые), не замыкающиеся рамками традиционного урока.

Неизбежно подвергаются тем или иным изменениям и цели, содержание обучения. Именно с возникновением новых средств и технических достижений стало возможным включать в программу те разделы науки, которые ранее были недоступны для понимания учащихся. Уже сегодня учащиеся получают реальные возможности для раскрытия своего творческого потенциала, развития природных задатков и способностей, овладевая новыми методами и технологиями обучения, которые стали возможны лишь с появлением новой техники.

Предмет исследования, Объект исследования, Цель исследования

Задачи:

1.Рассмотреть средства обучения;

2. Раскрыть принципы, методы, приемы, формы организации средств обучения;

3.Охарактеризовать анализ исследования эффективности использования натуральных и изобразительных средств обучения;

4. Изучить методики использования натуральных и изобразительных средств обучения на различных этапах уроков естествознания.

Гипотеза. Роль средств обучения как инструмента учебно-воспитательной деятельности возрастает в связи с технологизацией всех сфер общественной жизни.

Методы исследования, Курсовая работа состои, РАЗДЕЛ 1. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. ИХ ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ

1.1.Понятие средства обучения

Средства обучения — это инструменты, используемые в педагогических и андрагогических целях, которые используют социальное программное обеспечение или социальные медиа для облегчения обучения посредством взаимодействия между людьми и системами.

5 стр., 2289 слов

Методы лингвистических исследований. Метод типологии

... качестве некоторого объединения объектов с учетом их общих черт. Поэтому в лингвистике ... в форму универсалий ... исследований, методы генетических и таксономических классификаций, континуумных и ареальных исследований. Однако только в типологических исследованиях языков используется сама идея т и п а в ...

Идея создания «инструментов социального обучения» состоит в том, чтобы сделать образование более удобным и широко распространенным. Это также позволяет взаимодействие между пользователями или программным обеспечением, которое может принести другой аспект обучения. Люди могут получать знания с помощью инструментов дистанционного обучения, например, Facebook, Twitter, Khan Academy и так далее. Средства обучения могут выступать в качестве посредника в формальной или неформальной учебной среде, помогая создавать связи между учащимися, преподавателями и информацией. Эти связи образуют динамические сети знаний. Средства обучения используются в школах для преподавания / обучения и на предприятиях для обучения. В школьной среде использование инструментов социального обучения может повлиять не только на пользователя (ученика), но и на его / ее опекуна, а также на его / ее преподавателя. Это приносит другой подход к традиционному способу обучения, который влияет на студента и его / ее круг поддержки. Компании также используют инструменты социального обучения. Они использовали их для улучшения передачи знаний внутри отделов и между командами. Предприятия используют различные эти инструменты для создания среды социального обучения [5].

Они также используются в настройках компании, чтобы помочь улучшить командную работу, решение проблем и производительность в стрессовых ситуациях [5].

Средства обучения используются для людей, которые хотят поделиться своими хорошими идеями / мыслями с кем-то еще. Идеи могут быть связаны либо с академическими занятиями, либо с другими повседневными навыками, которыми мы хотим поделиться с другими.

Как элемент дидактической системы «методы обучения» дают ответ на вопрос: как учить? Каждый учитель ежедневно и неоднократно возвращается к этому вопросу и пытается найти ответ на него в течение всей своей деятельности. Вечный вопрос школы и педагогической науки. Народная мудрость, народная практика обучения и воспитания накопили значительный опыт того, «как учить?» Просто и понятно звучат поговорки, пословицы и пословицы украинского народа: «Всякое дело начинай с головы»; «Ворчание наскучит, пример научить»; «Хороший пример лучше сто слов»; «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»; «Говори мало, слушай много, а думай еще больше»; «Пока не попотеть, до тех пор уметь»; «Лучше раз переписать, чем десять раз прочитать»; «Мудрый тот, кто думает, как сделать»; «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»; «Не в пользу книгу читал, когда сливки только хватал»; «Спросишь — стыд на час, ни спроси — можешь на всю жизнь выручил « Народная педагогика поставила рядом два гиганта человеческого разума — познание и обучение. Все добытое народом в результате познания, путем обучения передавалось подрастающему поколению [1].

Народная дидактика — это составляющая народной педагогики, достижения народа в области образования и обучения, его взгляды на знания и их роль в жизни человека, источники, пути приобретения знаний (природа, жизнь, книга, школа, общество, общение, окружающая среда), принципы, методы, приемы народного обучения, его средства; на содержание народного обучения, условия трансформации различных знаний в качестве личности. Народная дидактика, давая жизненные ориентации в обучении детей, его организации, формах, путях реализации, не оставляет без внимания воспитательных действий. У поле ее зрения всегда были: формирование мировоззрения и мировоззренческой позиции личности, формирование общей культуры человека, его идейности, жизненных ориентаций и идеалов, воспитания бережного, разумного отношения к окружающему миру, подготовка подрастающего поколения к жизни и труда, к выполнению различных жизненных общественных и общественных функций.

4 стр., 1658 слов

Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами ...

... и функций поморских музыкальных традиций в эстетическом становлении будущих педагоговразработка педагогической технологии развития эстетической воспитанности студентов. Объект исследования — эстетическая воспитанность студентов. Предмет исследования — процесс эстетического воспитания студентов средствами поморских народных музыкальных традиций. В качестве гипотезы было ...

Цель народной дидактики:

1) дать умственную образование человеку, который является рычагом подъема общей культуры, средством формирования мировоззрения, обеспечение общего развития молодежи, подготовки ее к жизни и труда;

2) формировать настоящего человека, образованную, культурную, духовно богатую, доброжелательную, трудолюбивой, подготовленную к определенному виду трудовой деятельности [5].

Народная дидактика стремится научить каждого жить и работать. Содержание образования в народной дидактике:

  • Усвоение знаний о живой и неживой природе, обществе, производство и самого человека;

  • Усвоение родного языка, по которой ребенок входит в сферу человеческого общения, познает окружающий мир и другие языки ( «Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек»);

  • Изучение фольклора — активного распространителя знаний;

  • Усвоение знаний, связанных с различными видами труда: кулинария, медицина, гигиена, зоология, ботаника, метеорология, рукоделие, строительное дело, ремесла и промыслы, труд мастеров-умельцев;

  • Усвоение знаний, связанных с выдающимися событиями в истории народа, героями, именами борцов за светлую судьбу людей;

  • Усвоение знаний, связанных с отдельными моментами обществоведения (госустройства, законодательство, общественные процессы, национальная самобытность народа)

  • Усвоение географических знаний (сторона, часть мира, названия населенных пунктов, рек, гор, океанов, происхождение названий городов и сел).

  • Усвоение физико-математических знаний.

Долей содержания дидактики было приобщение детей к физкультуре и народного искусства. Народная дидактика своему содержанию направлена ​​на то, чтобы дать каждому индивиду систему знаний, умений и навыков, которые охватывали бы основные виды деятельности человека — учебную, производственно-трудовую, семейно-бытовую, социально-общественную. Содержание образования в народной дидактике обусловлен жизненными потребностями трудовой деятельности человека.

19 стр., 9314 слов

Народна дидактика як ефективний засіб впливу на особистість у процесі навчання

... до найменувань. РОЗДІЛ 1. ТЕОРЕТИЧНІ ЗАСАДИ НАРОДНОЇ ДИДАКТИКИ В ТЕОРІЇ ТА ПРАКТИЦІ НАВЧАННЯ 1.1 Психолого-педагогічний аналіз поняття «народна дидактика» Народна дидактика входить до складу народної педагогіки. Це ... культури. Таким чином, викладене вище, зумовлює актуальність дослідження теми курсової роботи Народна дидактика як ефективний засіб впливу на особистість в процесі навчання . Досвід ...

При этом большое внимание обращается на тренировку ума, выработки творческих наклонностей, развитие природных способностей, решение воспитательных задач в процессе обучения. Народная дидактика высоко оценивает знания человека как результат обучения, сам процесс обучения: «Век живи — век учись», «Птичка красная своими перьями, а человек — знаниями», «Кто знания имеет, тот стена ломает».

Традиционными в народной педагогике являются народные знания по астрономии, метеорологии, математики, ботаники, зоологии, медицины, кулинарии, агрономии, ветеринарии, цветоводства, садоводства, пчеловодства, из различных, традиционных в Украине ремесел и промыслов, физики, географии, геологии, истории, философии, педагогики, психологии, этики, эстетики, разных видов народного искусства. Знание народ получал в работе путем многолетних наблюдений. Народные знания имели прикладной характер. Центральное место среди всех наук занимало изучение родного языка [1].

Замечательные народные уроки родного языка — это слушание, перевод, создание сказок, легенд, рассказов, пословиц, поговорок, афоризмов, декламации, исполнение песен, отгадывание загадок, детские игры и тому подобное. Особое место народная дидактика отводит пословицам и поговоркам. В них заложена программа народного обучения, разнообразную научную информацию: «Славный казак Максим Зализняк — славившие Запорожье», «Выбрать лучших в совет, они не подведут общество», «Кто землю удобряет, поэтому она и возвращает», «Как мелко пахать, то лучше выпрягать «,» Брось ячмень в болото, впитает тебя в золото «,» Сей овес в кожухе, рожь — в шляпе «,» Ранний пар родит пшеничку, а позднее — Метличка «,» Сыпь овес лошади мешком — не ходить пешком « , «Ласточки низко летают — дождь обещают», «сем Яготин Нежин мне собрат». Народная педагогика отражает и закономерности обучения. Внимание детей обращается на окружение, свойства предметов, комментирование работы, совместной деятельности детей со взрослыми, путешествия детей и родителей в природе, мудрые ответы родителей и взрослых на вопросы детей. Цель обучения, его задачи: а) приобретение детьми знаний; б) развитие их интеллектуальных сил и ума; в) формирование мировоззренческих позиций личности; г) усвоение традиций и социально-культурных ценностей народа, д) воспитание всесторонне развитой личности; е) формирование жизненно необходимых практических умений и навыков приложить знания и науку с потребностями жизни и производственно-хозяйственной деятельности.

1.2. Принципы, методы, приемы, формы организации средств обучения

Народ постоянно искал рациональных путей организации обучения. Все это нашло отражение в принципах и методах обучения. Выработка принципов обучения — это постепенный процесс, связанный с шагами народа в познании природы, общества, человека, с развитием производства, материальной и духовной культуры. Мотивация целесообразности принципов народной дидактики связана с народной психологией, физиологией, народной философией. Например, народная философское течение природно соответствии активизировала в дидактике принцип природно соответствия. По этому принципу обучение необходимо проводить с учетом природы ребенка, в частности ее особой склонности и податливости к обучению ( «Тогда учи, как поперек на скамейке лежит, а как вдоль ляжет, тогда уже его трудно учить»).

13 стр., 6387 слов

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в России и за рубежом

... С. Певзнер, и др. Цель курсовой работы – рассмотреть особенности обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в России и за рубежом. Объект исследования – Российский и зарубежный опыт обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс при работе с нарушением интеллекта на примере с. ...

Важную роль играет учет индивидуальных и возрастных особенностей ( «Что голова, то разум», «Всяк умный по-своему: один для начала, а другой потом»).

Народная философия сенсуализма выдвинула на передний план в народной дидактике принцип наглядности ( «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», «Глаз видит далеко, а мысль еще дальше»).

Чувственное восприятие порой может быть неточным ( «Слышал звон, да не знает, где он»), поэтому важно обеспечивать единство чувственного с логическим ( «Надо умом, где руки не возьмут»), возбуждать активность мысли ( «Кто думает, то и ум имеет «).

Распространены народные афоризмы: «Говори мало, слушай много, а думай еще больше», «Не в пользу книгу читать, когда сливки только хватать» — убеждают в отстаивании народной дидактикой принципа активного и сознательного обучения. Народной дидактике свойственный оптимизм, вера в силу обучения: «Не говори» не умею «, а говори» научусь».

Народная дидактика отстаивает принцип доступности обучения (посильность для ребенка, грунтовки новых знаний на жизненном опыте, путь в обучении от легкого к трудному, от неизвестного к известному, от простого к сложному) [15;22].

Доступность — это не упрощенность и искусственное облегчения обучения. Обучение — упорный труд, требующий преодоления трудностей: «Пока не попотеть, до тех пор уметь», «Кто хочет знать, поэтому надо меньше спать». Обучение дает человеку знания на всю жизнь, поэтому народная дидактика ориентирует на соблюдение принципа прочности знаний: «Что в молодости научишься, то на старость как найдешь», «Учись смолоду, пригодится на старость».

Ведущим ориентиром народной дидактики жизнь, жизненные потребности человека. Важная дидактическая требование народа — это связь обучения с жизнью, жизненность и актуальность обучения ( «Нужно учится, всегда пригодится», «Кто что умеет, то и действует», «Кто что знает, тем и хлеб зарабатывает», «Знание без применение -это облако без дождя», «Десять миллионов видов знаний нужно для того, чтобы добывать пищу»).

О том, у кого голова начинена знаниями, далекими от жизни, в народе иронизируют: «Ученый, а кобылы не запряжет».

Народная дидактика отстаивает достоверные, правдивые, научные знания: «Тот дает совет, кто знает правду», «Наука в лес не ведет, а из леса выводит», «Чем больше науки, тем длиннее руки», «Где больше науки, там меньше муки «. Она поставила научность обучения в ряд своих важнейших принципов. Народная дидактика последовательно отстаивает принцип воспитывающего обучения. Народ интуитивно пришел и к пониманию того, что необходимо систематичность в получении знаний, непрерывность образования: «Учиться — все равно, что плыть против течения: остановился на минуту — и тебя отнесло назад», «Мужчина ума учится всю жизнь» [30].

Народная дидактика дошла справедливому выводу об обучении как основной фактор становления личности (формирование ума, мировоззрения, чувств, памяти, воображения, речи, мышления, внимания, наблюдательности, отношение к жизни, знаний, труда, познавательных и творческих способностей и интересов).

8 стр., 3897 слов

История развития дидактики. . История развития дидактики

... всем приводит к успеху. Это и было также главной задачей его дидактики. 20 2. Развитие дидактики 21 Обучение — это процесс, в котором главную роль играет чувственное восприятие вещей. ... только учебные пособия и учебники для детей, но и разработал методы обучения наукам и языкам. Эти методы значительно повысили успешность обучения детей. Значение Коменского, как педагога, в истории ...

Обучение, по народной дидактикой, побуждает человеческий разум впитывать идеологию и психологию народа, его убеждения, традиции, обычаи, нравственную, интеллектуальную и эстетическую культуру.

Надежным союзником в этом деле различные методы и приемы обучения. Методы и приемы народной дидактики простые, легкие, общедоступные. Народная дидактика рассматривает достаточно разнообразные методы обучения: беседы, рассказы, описания, объяснения, чтения, народные сказания (сказки, легенды, предания, воспоминания), народную песенную и народную поучительную творчество (пословицы, поговорки, притчи, заповеди, сентенции, запрета ) наблюдение за работой, изменениями в жизни растений, животных, в неживой природе, по делам людей, бытом; показ предметов, рисунков, образцов, способов действий; выполнение практических заданий по образцу или по указанию, дидактические, подвижные, драматизированные игры и игровые приемы. Достаточно эффективным методом в народной дидактике является эвристическая беседа. Народная дидактика обращает особое внимание на умение ее проводить: «Добрая голова не скажет пустые слова», «Не говори, как пустой мельница», «Не молчание бывает скучна, а пустая болтовня», «Надо знать, где что сказать», «Слушай тысячу раз, а говори один раз «,» говори мало, слушай много, а думай еще больше «,» или разумное говорить, или совсем молчат «,» Что должен говорить, то заранее обдумай «. Народная дидактика осуждает антипедагогические методы обучения: «Не учи ребенка плохим, а хорошими словечками», «Учи дети не Страшко, а лаской». В центре внимания народной дидактики есть такие мыслительные операции, как анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение.

Если классифицировать методы обучения, рассматриваются народной дидактикой, то можно выделить следующие их группы [24]:

а) наглядные методы: наблюдение, показ предметов, рисунков, образцов, способов действий, ознакомление с продуктами народного творчества;

б) словесные методы: беседа, рассказ, описание, объяснение, чтение, народные рассказы (сказки, легенды, предания воспоминания, былины), народная песенное творчество, поучения и поучительная творчество (пословицы, заповеди, наставления, притчи, правила);

в) игровые методы обучения. Важным компонентом народной дидактики является форма обучения. В ней отображается рациональная организация обучения. Народная дидактика выделяет следующие формы обучения: обучение цепочкой ( «Знаешь и умеешь сам — научи этому других»), самообучение, челядництво (профобучение в мастера), наставничество, поход, прогулка, экскурсия, занятия в кружках, коллективное чтение вслух. Научная дидактика находит свое выражение в научных трудах ученых, а применение в деятельности педагогов-профессионалов, в школьном учебном процессе.

Народная же дидактика живет в памяти народа, в массовом его учебной практике, учебно-воспитательных народных традициях. Народная дидактика придает большое значение речевом развитии детей. Она создала детский язык как надежный трамплин для освоения языка взрослых, как первый этап на пути речевого развития ребенка (мама, киса, гам, ляля, люля, жижа, бека, цаца, тася, коко, м, колотун и др.) [18] .

10 стр., 4980 слов

Курс Педагоги-новаторы. Новаторство как явление в отечественной ...

... педагога новатора. Успех в усвоении он считает важным дидактическим принципом. Подчеркнем, что В.Ф. Шагалов на первое место в процессе обучения ... отечественной дидактике в 1980-х гг было ... оригинальными дидактическими средствами и ... на следующем уроке; 6) ... Народный учитель СССР (Донецк). Человеческий фактор обусловливает и определяет дидактическую концепцию В.Ф. Шаталова. Вся его система обучения ...

Без применения созданной народом языка для детей вряд ли можно было бы приобщить детей к словесного общения. Благодаря детской речи ребенок быстро и уверенно входит в русло материнского языка. Стимулирующим средством этого процесса является детский фольклор, который охватывает словесное творчество взрослых для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, потешки, небылицы, сказки, прибаутки, считалки, скороговорки, дразнилки).

Большое педагогическое значение имеет вхождения ребенка в язык и окружающий мир через песню.

Народная дидактика учит жить. В этом выше ее призвание. Причем жить честно, справедливо, отстаивая добро и правду. Призвание народной дидактики — активно помогать молодежи в трудовом и нравственном росте, в приобщении ее к знаниям, самостоятельного мышления, усердного труда; в формировании ее мировоззренческой позиции. Народная дидактика положительно оценивает того, кто учит детей наблюдать, быть внимательным, развивает детскую память и воображение. Народная дидактика высоко оценивает мудрый ответ на вопрос ребенка, оценивает как большое искусство, расширяет кругозор детей, способствует усвоению новых знаний. Украшением народной дидактики стали загадки, загадки-шарады, загадки-задачи, загадки-шутки, викторины. Они развивают и проверяют ум человека. На их основе устраиваются интеллектуальные поединки. Народная дидактика отражает обще дидактические закономерности обучения, а также аспекты изучения отдельных учебных предметов, свидетельствует о зарождении в среде народа предметных дидактик. Все нынешние школьные научные методики появились во многом благодаря народной дидактике. Народная дидактика дает знания и советы девушке — будущей матери, советует привлекать к педагогической работе старших детей. Основная цель народной дидактики — научить каждого быть человеком. Народная дидактика выражает вековую мечту народа о письменности и грамотности ( «Учение — свет, а неученье — тьма», «Ученый идет, а невежда следом спотыкается», «Где грамотные люди, там беды не будет», «Грамота — не болезнь, лет не сбросит», «Кто пишет и рисует, то детей своих корми»).

Овладения грамотой открывает путь к мощному светочу знаний — книги: «Книга учит, как жить на свете», «Слово книжное как свет дневной» , «Купишь хорошую книгу, приобретешь умного друга». Народной дидактикой высоко оценивается школа как святыня и надежда народа, его духовная колыбель «В жизни светлая дорога начинается от школьного порога», «Получишь образование — увидишь больше мира», «Школа — народу опора», «Чтобы технику оседлать — надо политехническую школу кончать», «плохишей то называется, кто родной школы отказывается «,» Даже из далекой дороги кланяйся школьном порога «,» Честь школу не пятнают никогда «. Народная дидактика учит уважительному отношению к учителю: «Почитай учителя, как родителя», «Священная труд учителя ежедневная», «Учитель — как мать, стремится все лучшее детям дать», «Учитель — хорошая и ума повелитель», «Учитель народный, потому труд его благородный» , «Чтобы учителем стать, надо искреннее сердце иметь». Народная дидактика и учебно-воспитательный процесс современной национальной школы. Народная дидактика всегда актуальна [25].

77 стр., 38316 слов

Народные промыслы как средство эстетического воспитания

... знания, умения, навыки в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, а так же работе учителей технологии. 1. Народные промыслы как средство эстетического воспитания 1 Эстетическое воспитание на уроках технологии Эстетическое воспитание на уроках технологии - ...

Она полностью созвучна с учебно-воспитательной деятельностью современной национальной школы. Народная дидактика способствует реализации принципа связи школы с жизнью народа, обеспечивает преемственность между домашним и школьным обучением, обогащает и улучшает работу учителя. Народная дидактика актуализирует положительные эмоции и переживания, украшает педагогическое действо учителя. В наше время учитель имеет широкую возможность привлекать в повседневный учебный процесс народную дидактику.

Это и использование непревзойденного, необычного педагога — родного языка; это и приобщение учащихся к языковым сокровищ, использование фольклора; это и народные математика, история, естествознание, география, биология, физика, астрономия, чертежи, народное изобразительное искусство, народная музыка, народные спортивные традиции, народная медицина, народный опыт трудовой и профессиональной подготовки.

Высокую эффективность в обучении дошкольников и младших школьников дает применение в учебно-воспитательном процессе загадок, шарад, анограм, вопросов.

Например, в теме «Имя существительное»: Как написать в четырех клетках «сухая трава»? (Сен).

Город называется из ста женских и одного мужского имени? (Севастополь).

* Можно взять свеклу и сделать из него бурю? (Отбросить К) [8].

Обучение языку в школе проходит успешно, когда речевые упражнения построены на фольклорном материале. Народная дидактика создала и дала в руки школьному учителю такой мощное средство воздействия на личность, как народный юмор, который отражает мудрость и остроумие народа, сообразительность и острый ум. «Развивать у ребенка способность смеяться, утверждать чувство юмора означает вместе с тем укреплять его умственные силы и способности, учить тонко думать и мудро видеть мир» (В. Сухомлинский).

Наши ученики приобщаются к такому сильному народного педагогического средства, как сказка, не только в аспекте ее перевода, слушания, но и созидания. Нужную и учебную информацию несут ученикам афоризмы, которые учат говорить мудро и лаконично, подчеркивают дидактическую действие урока, придают ему привлекательных тонов. Широким пространством для использования народной дидактики является внеклассная работа.

Способы использования народной дидактики во внеклассной работе весьма разнообразны: самостоятельное чтение и обсуждение фольклорных сборников, проведение утренников сказок, воображаемых сказочных путешествий, сбор фольклора, ведение рукописных фольклорных сборников, фиксирование метких выражений народа, сочинение сказок, встречи с фольклористами, запись народных песен, Коломыи , частушек, шуток, баек, рассказов, конкурсы чтецов-декламаторов, мудрых народных рассказчиков, фольклорные кружки, турниры находчивых, народные игры, развлечения, праздники, трудовые объединения, народное вышивания, кружки художественной самодеятельности. Очень волшебный мир народной дидактики, благотворное влияние которого человек чувствует в течение всей жизни. Она учит нас жить и работать, любить, думать, творить, бороться и побеждать, приумножать добро и счастье на земле, быть настоящими людьми.

9 стр., 4071 слов

Профессиональная переподготовка по профессиональной программе ...

... педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Методы обучения Форма - характер ориентации деятельности. В основе ... При объяснении должны хорошо использоваться различные средства наглядности, которые способствуют вскрытию существенных сторон, ... темы или раздела на повторительно- обобщающих уроках. Одной из разновидностей беседы является собеседование. ...

ВЫВОДЫ К ПЕРОМУ РАЗДЕЛУ

В исследованиях, затрагивающих проблему создания и использования средств обучения, просматриваются два основных подхода к классификации: педагогический и инженерный. Педагогический подход основан на необходимости реализации в учебном процессе различных дидактических целей, в первую очередь, характера представления окружающей действительности, организации разнообразных видов учебно-познавательной деятельности учащихся, осуществления мотивационных, учебно-воспитательных и контрольно-корректирующих и т.д. функций преподавателя. Инженерный подход позволяет учесть конструктивно-технологические особенности СО, их деление на классы в зависимости от способа производства, каналов воздействия на учащихся, эргономических характеристик и др. В дидактическом плане нам представляется наиболее обоснованной классификация средств обучения по характеру представления в них окружающей действительности, предложенная С.Г. Шаповаленко:

  1. Натуральные объекты — включают предметы объективной действительности для непосредственного изучения: образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, растений, гербарии, животные, чучела, микропрепараты, реактивы и др. К этой группе средств обучения относятся также натуральные наглядные пособия в виде специально обработанных узлов и механизмов оборудования, учебно-производственное, демонстрационное и лабораторное оборудование, а также учебно-производственное оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные навыки и умения.

  2. Изображения и отображения материальных объектов (оригиналов) составляют группу, в которую входят: модели, муляжи, макеты, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоизображения, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, пластинки, радио и телепередачи).

В свою очередь, каждая из указанных подгрупп может быть также классифицирована по определенным основаниям.

Например, модели: 1) по способу замены оригинала — материальные и идеальные (мыслительные, знаковые или символические); 2) по внутренней организации объекта (структурные, функциональные и смешанные); 3) по функциональному назначению (демонстрационные, раздаточные); 4) по способу отображения предмета (динамичные, статичные, плоские, объемные, смешанные).

3. Средства обучения, представляющие описания предметов и явлений объективной действительности условными средствами (слова, знаки, графики), включают текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.

Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО).

Это средства обучения — носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства. К ним относятся транспаранты, диа- и кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи, компьютерные программы и др.

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАТУРАЛЬНЫХ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПРИРОРОДОЗНАВСТВА

2.1. Анализ исследования эффективности использования натуральных и изобразительных средств обучения

В ходе работы над темой, мы выяснили, что на качество процесса обучения естествознания влияет эффективное использование средств наглядности: натуральных, изобразительных, в сочетании с аудиовизуальными, моделям. Это обусловлено спецификой содержания естествознания и возрастными особенностями познавательных процессов у младших школьников. С целью выявления эффективного влияния средств наглядности на процесс обучения младших школьников на уроке естествознания среди учителей СОШ № 17 было проведено анкетирование [11].

В анкетировании приняли участие восемь учителей начальной школы. Анализ исследования показ, что 100% учителей постоянно используют средства обучения на всех этапах урока и достичь учебно-воспитательной цели урока 100%. Учителя которые используют натуральные средства на предметных уроках, например гербарные образцы, полезные ископаемые сопоставляют 12%, 88% учителей заменили эти средства на ИКТ. Также в ходе работы над темой нами было проведено исследование в необходимости, специфики и дидактических условий эффективного использования натуральных и изобразительных средств обучения на уроках. Выявлено, что наиболее эффективными средствами наглядности являются: учебник, учебные таблицы, гербарные образцы, физическая карта Украины, рисунки в сочетании с игровыми технологиями и служат для организации учебно-познавательной деятельности школьников. Рассмотрим некоторые виды наглядности. Гербарные образцы на уроке, как правило, используют на всех этапах урока как раздаточный материал. Гербарный лист имеет небольшой размер, поэтому во время демонстрации уже из-за второй парты школьники плохо различают детали растения

. Если возникает необходимость продемонстрировать единственный экземпляр, то учитель должен пронести между рядами или передать парты, чтобы дети рассмотрели его вблизи. Предлагаем рассмотреть фрагмент урока

Тема урока: Строение растений Цель урока: формировать представление о строении растений, органы растений, виды растений; развивать умение анализировать, сопоставлять растения, делать выводы; воспитывать любовь к природе и бережное отношение Оборудование: гербарии растений, иллюстрации, комнатные растения, таблица «Строение растений». Важную роль на уроке, как показывает практика, играют раздаточные карточки, цветные иллюстрации. Главная ценность их заключается в том, что они обеспечивают работу учащихся в парах или группах, помогают конкретизации естественных представлений и понятий, выработке произвольного внимания, мышления и эстетических вкусов, повышают эффективность урока. Приведем пример урока естествознания в 3 классе [9].

Тема: питаются животные. Цепь питания

Закрепление и систематизация знаний умений и навыков

1. Работа в группах. По рисункам, определите животных. На какие группы их можно разделить? Доведите.

2. Игра «Найди лишнюю животное». Доведите. При подборе средств наглядности, мы учитывали, что при изучении нового материала рекомендуются к их использованию применять различные методы и приемы обучения:

§ беседа с использованием календаря природы и труда людей и дневников наблюдения учащихся;

§ создание и решение проблемной ситуации, дидактическая игра;

§ беседа и рассказ с использованием наглядности;

§ демонстрация опытов;

к растениям.

§ практическая работа с коллекциями, гербариями, натуральными объектами; § работа с таблицами и схемами;

§ познавательные задачи;

§ сообщение интересных фактов и др. Рассмотрим фрагмент урока естествознания в 3 классе.

Тема: Горные породы. Полезные ископаемые

Цель: воспитывать чувство гордости за богатство родного края, желание экономно использовать полезные ископаемые; развивать наблюдательность, умение сравнивать, находить причинно — следственные связи; доказывать правильность определенного суждения и собственного мнения; ознакомить учащихся с важнейшими полезными ископаемыми, их добычей, экономным и рациональным использованием; раскрыть способы добычи полезных ископаемых; определить свойства каменного угля, установить его характерные признаки, ознакомить учащихся с крупнейшими месторождениями.

3. Изучение нового материала 1. Формирование понятия «полезные ископаемые» Игра «Сокровищница» (Создание проблемной ситуации) — Посмотрите вокруг. По улице мчатся машины. С чего сделано детали к ним? (Из металла, который выплавляют из железной руды) — А из чего сделаны резина, бензин, пластмассы? (По нефти).

— А дома? (Из кирпича, а кирпич — это глина).

— Без нее не может работать ни один учитель. (Мел).

— Откуда их человек добывает для своих нужд? — Да, известь, песок, глина — это все дары земли. Мы отапливаем свои дома каменным углем или газом, тоже добывают из земли. Поэтому их называют полезными ископаемыми, поскольку приносят людям большую пользу. Полезные ископаемые — это горные породы, которые люди добывают в природе и используют в своей жизни. Сегодня человек не представляет себе жизни без большого количества различных полезных ископаемых.

2.2 Методика использования натуральных и изобразительных средств обучения на различных этапах уроков естествознания

Для изучения многих объектов и явлений, недоступных для непосредственного восприятия их в натуре, учитель использует натуральные и изобразительные средства обучения: коллекции, гербарии, муляжи, картины, таблицы, схемы, цветные открытки, раздаточные карточки и тому подобное. Потребность в демонстрации этих средств обучения обусловлена ​​тем, что представления, которые получают дети только из рассказа учителя или чтения статьи и не закрепленные зрительными образами, могут быть неверны. Итак, демонстрации учебных таблиц и картин, гербарных образцов, коллекций сопровождаемые объяснениями, помогают создать у учащихся образные представления о предметах и ​​явлениях окружающей среды и используются на различных этапах урока. Работу со стеновыми картинами или таблицами можно проводить на разных этапах урока. Следует помнить, что пассивное поверхностное рассмотрение картины или таблицы учениками не даст положительных результатов ни в учебе, ни в воспитании. Чтобы повысить активность работы с таблицами, вызвать эмоции и интерес, нецелесообразно открывать их заранее [17].

Во время беседы или рассказа только в определенный момент учитель открывает картину и анализирует ее.

Учитель должен научить детей работать с картиной: описывать объекты, которые на ней изображены, согласно поставленных целей; сравнивать их между собой и с собственными наблюдениями; устанавливать связи между объектами, составлять тематическую рассказ по картине. Картина позволяет создать пространственное представление об объектах и ​​их место в природе, увидеть внешние взаимосвязи между элементами природы. Например, рассматривая животных природного группировки, дети описывают внешний вид животных, указывают на величину, украшение и приходят к выводу, что большинство из них небольшие, имеют желто-коричневый цвет. Они сравнивают их с животными леса. Возникает вопрос: «Почему в лугах большинство животных небольшие по размерам и имеют желто-коричневый цвет?» Учитель руководит установкой зависимости между условиями существования и внешним видом животных. Он предлагает еще раз рассмотреть растения, которые растут в степи, обратить внимание на цвет, высоту и подумать, смогли бы укрыться среди таких растений крупные животные? Смогли бы они найти себе достаточное количество корма, построить жилье?

Таблицы используют и для закрепления знаний. Для этого ставят обобщающие вопросы, помогают синтезировать полученные знания. Во время проверки домашнего задания надо обязательно использовать и стенные таблицы. Это заставляет работать не только механическую память, но и другие ее виды, помогает развивать логическое мышление, язык, закреплять в памяти обучаемых. Процессы запоминания знаний только тогда ценные и важные, когда ученики хорошо представляют и понимают учебный материал [17, с.123].

Методика использований таблиц имеет следующие основные моменты: рассмотрение таблицы, изучение и выделение отдельных объектов, установление связей между ними, сравнение объекта с другими и определения его места в природе. Путем вопросов учитель выясняет, что учащиеся знают о показан объект, направляет их внимание на наиболее характерные признаки. С этой целью можно дополнительно использовать натуральные объекты: гербарии, чучела, модели. Таблицы, картины, рисунки в учебниках, создавая общее впечатление о природном явлении или объект, не всегда могут показать их детали, наглядно объяснить причины данного явления. В таких случаях на помощь приходят картинки, детализируя схемы, чертежи и рисунки на доске [17, 124]. Методика работы со схемами чрезвычайно разнообразна. Это конструирование схем, соединения отдельных блоков схемы соединительными стрелками с объяснением связей, составление рассказов по схеме, иллюстрация схемы, по своим наблюдениям и т. п.).

Основное назначение схем — помочь сосредоточить внимание детей на главном, глубже понять логическую сущность понятий. Для более полного усвоения материала и дальнейшего его запоминания можно использовать соответствующие схемы Объекты живой и неживой природы, круговорот воды, рельеф земной поверхности. Деревья, кусты травянистые растения, растениеводство родного края и т.п. (Приложение А)

На этапе изучения нового материала, во время объяснения учителя для формирования реального представления о величине, внешний вид изучаемого объекта или его отдельных частей помогает демонстрации рядом с таблицами натуральных объектов — чучел, коллекций, гербариев, живых растений или их частей и др [15].

В начальных классах на уроках учителя широко применяют натуральные образцы почв, коллекции полезных ископаемых с раздаточным материалом, гербарии культурных и дикорастущих растений, живые растения, принесенные с экскурсии, коллекции полезных и вредных насекомых, чучела животных и т.п. Эти средства, которые показывают предметы природы в натуральном виде, важны и необходимы на уроках, работа с ними захватывает школьников и помогает в приобретении знаний.

Методика использования гербарных образцов разнообразна. Как правило, на всех этапах урока гербарий используется как раздаточный материал. Гербарный лист имеет небольшой размер, поэтому во время демонстрации уже из-за второй парты школьники плохо различают детали растения. Если возникает необходимость продемонстрировать единственный экземпляр, то учитель должен пронести между рядами или передать парты, чтобы дети рассмотрели его вблизи [18, с.135].

Он может быть использован для выполнения практических обеспечивают задач в процессе применения усвоенных знаний и формирования умений. К таким задачам относятся:

  • Среди гербарных образцов выберите травянистые растения леса. Расскажите, какие приспособления имеют эти растения к условиям жизни в лесу.
  • Среди гербарных образцов выберите раннецветущие растения.

Назовите их. Расскажите, по каким признакам их можно распознать.

  • Рассмотрите гербарий. Разделите растения на группы. Назовите их.

Доведите [12].

  • По гербарными образцами сравните между собой такие растения. Определите их сходные признаки.

  • Опишите внешний вид растения (березки, калины, одуванчика).

    Вспомните, в какой последовательности описывается растение.

Травянистые растения в таких гербариях должны засушиваться со всеми органами. Желательно, чтобы на растении или около нее находились цветок или соцветие, плоды и семена, которое может быть прикреплено в полиэтиленовом пакетике. Для создания наглядного восприятия объектов используют коллекции «Полезные ископаемые» с целью ознакомления с наиболее распространенными минералами и горными породами. С помощью которых учитель учит детей распознавать их по внешнему виду, определять характерные признаки и свойства посредством проведения опытов.

Методика использования карточек и открыток может быть разнообразной и используется для фронтальной работы с классом, самостоятельных занятий учащихся, для проведения уплотненного опроса, письменных контрольных работ и игр.

Следовательно, наличие натуральных и изобразительных средств в сочетании с другими средствами наглядности в процессе обучении на уроках дает учителю возможность реализовать задачи, относящиеся к усвоения программного материала младшими школьниками, позволяет развивать мыслительные процессы, память, внимание детей и требует от учителя тщательной подготовки к уроку. В качестве образца Предлагаем рассмотреть фрагмент урока в 3 классе

Тема: Без воды нет жизни

Цель: закрепить и расширить представление о значении воды, о трех состояния воды, свойства воды-жидкости (текучая, не имеет формы, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении) формирование представления о круговороте воды в природе, о путях загрязнения воды в природе и способы ее охраны и сохранения, о ценности воды для людей; формировать умение планировать способы выполнения отдельных опытов по аналогии, выполнять безопасные опыты, обобщать и делать выводы о способах выполнения опытов; воспитывать познавательный интерес, самостоятельность, стремление беречь и охранять природу, в частности воду. Оборудование: таблица «Круговорот воды в природе», глобус, презентация ход урока

4. Актуализация и мотивация учебной деятельности Разгадывание и обсуждение загадок Я вода и на воде плаваю. (Лед) Что растет вверх корнем? (Сосулька) Пушистая облако летит крылатая. чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако) Все растения и животные употребляют, в каждом доме ее нет. (Вода) — О чем же все эти загадки? — Почему так говорят: «Без воды не было бы жизни на Земле»? (Слайд 1) — Где вода в природе? V и. Сообщение темы и задач урока (Слайд 2) Сегодня на уроке вы узнаете по том, где на земле находится вода, в каких состояниях и какие свойства имеет вода — жидкость, значение воды для растений, животных и человека. А также попробуете ответить на вопрос: — Куда исчезает вода из луж? — Почему высыхает мокрое белье?

— Почему доска быстро становится сухой, хоть вы ее часто протираете мокрой тряпкой?

5. Изучение нового материала 1. Практическая работа. свойства воды — Мы отправляемся на встречу с капельками воды, нам поможет ответить на поставленные вопросы. Итак, встреча первая. (Слайд 3) Капелька хочет научить вас делать опыты, чтобы лучше узнать свойства воды. Давайте вместе узнаем, что такое вода.

опыт 1 — У каждого на парте есть стакан с водой. Попробуйте ее перелить в пустую стакан. Что вы увидели? (Она льется, так как вода жидкость, она текучая).

опыт 2 — А сейчас мы с вами попробуем узнать, имеет ли вода форму. Я налью воды на стекло. Что с ней случилось? Имеет ли вода форму? А теперь возьму разные по форме сосуды: стакан, вазу, колбу. И налью в каждую из них воду. Что вы заметили? Попробуйте сделать вывод. (Вода не имеет формы, она принимает форму того предмета, в который она налита).

опыт 3 — В стакан с водой опустите ложку. Хорошо ее видно? Что вы можете сказать? (Вода прозрачная).

опыт 4 — Посмотрите, имеет вода цвет. Итак, вода (бесцветная).

2. Работа с учебником на с.92 Самостоятельное чтение статьи с заданием. — Найдите в тексте предложения, где говорится еще об одном свойстве воды, о которой вы уже узнали, когда изучали термометр. — Дочитайте текст до конца и найдите, что будет с бутылкой, если ее с водой вынести на мороз. Почему же в этом случае вода в бутылке сжимается? (Сжимается при охлаждении).

опыт 5 — разрешение или запрет вода запах. (Без запаха).

3. Рубрика «Это интересно знать» — А имеет ли вода вкус? Можно ли сравнить воду из водопроводного крана с водой из источника или колодца? Вода из источника выдается вкуснее. В чем же причина? Дело в том, что вкус имеет только чистая вода. А есть такая в природе? Нет, ведь протекая в недрах Земли или на ее поверхности, вода растворяет различные вещества. — Так от чего зависит вкус воды? (От веществ, которые в ней растворены) — Значит, вода — главный растворитель на Земле, то есть она может растворять в себе много различных веществ. Чтобы убедиться в этом, проведем опыты.

4. Работа в группах (разделение учеников на группы, проведение опытов).

I группа — проводит опыты с марганцовкой, солью, сахаром. II группа — солью, III группы — сахаром. IV группы — проводит опыты с мелом, песком, маслом. V группа — песком, V и группа — маслом. выводы I — III группа Марганцовка, соль, сахар растворились в воде.

— вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми. Вода для них растворителем. Воду с растворенной в ней веществом называют раствором. Кроме растворов. Которые можно приготовить, есть природные растворы. Это вода морей, океанов, соленых озер и минеральных источников, сок растений, кровь людей и животных. IV — V и группа Мел, песок, масло не растворились в воде. — вещества. Которые не растворились в воде, называются нерастворимыми. — Первая встреча с капелькой завершилась. Капля желает вам успехов в познании загадочных свойств.

5. Продолжение работы на выявление Состояния воды (слайд 4) — В каких состояниях находится вода в природе? — Приведите примеры воды в трех состояниях. — Вспомните, из чего состоят жидкие, твердые и газообразные тела? — Из чего состоит любое вещество? — Как расположены молекулы в жидкости, твердой и газообразной воде? — Назовите и разместите приведены тела с состояниями. — Дома нарисуйте путешествие капельки в трех состояниях. 6. Турнир всезнаек — А сейчас капелька вам предлагает отдохнуть и проверить свою эрудированность. Ответьте на вопросы. — Имя королевы, которая живет в стране снегов … (Снежная) — Сказочная вода, все оживляет? (Живая) — На кого хотел быть похожим Винни-Пух? (На облако) — Куда в мерз волчий хвост? (В прорубь) — Каким станет белый заяц, если его искупать в Желтом море? (Мокрым) — Какие идут осадки, когда у погоды ухудшилось настроение? (Дождь)

7. Охрана и сохранение воды. Как сохранить воду? — Посмотрите, пожалуйста, на эти слайды. О чем они? Я предлагаю вам на ваших приглашениях распределить номера картинок на три группы:

  • вода пропадает без использования;
  • (2, 6, 8) — вода используется нерационально;
  • (1, 4, 7, 9) — вода используется рационально. (3, 5, 10) Представьте себе такой случай — мальчик мыл руки и забыл плотно закрыть кран, и водичка по капельке стала капать. Через некоторое время ее вытечет немало. Я предлагаю вам дома проверить, сколько воды выльется зря. Воспользуйтесь методом проведения опыта и вместе с родителями вычислите. Алгоритм выполнения опыта (вместе со взрослыми) 1. Открой кран так, чтобы из него водичка капала по капле. 2. Собери по капле воду в стакан, что накапает за 1 минуту. 3. Измерь ее количество. (Это может быть 50, 80, 100 мл) 4. умножь это число на 60 минут. Это будет количество воды, вытекшей в час. 5. умножь полученное число на 24 часа. Получишь количество воды, которая протекла зря в сутки, не сделав пользы людям. 6. С помощью стакана для измерения жидкости, набери это количество воды. Для чего могло хватить этого количества воды дома? — А сейчас я предлагаю вам помочь капельке в решении ее проблем. Соедините стрелками от каждой проблемы к ее решению.

ВЫВОДЫ КО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ

По мнению представителей новой педагогики, главной проблемой дидактики стала активизация ученика в процессе обучения. Следовало сделать так, чтобы обучение носила самостоятельный, естественный, спонтанный характер. Для этого обучение нужно строить как подношение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие. Получение знаний учащимися в ходе их спонтанной деятельности. Отсюда название «обучение через делание». Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Этот подход повлек за собой изменения в содержании, методах и организационных формах обучения. Один из реформаторов, В.Ла, выделял в процессе обучения три этапа: восприятие, переработку, выражение.

Таким образом, дидактика стоит перед дилеммой: либо дать систематический, общее фундаментальное образование на высоком академическом уровне методом директивного обучения — и потерять индивидуальность, психологическое своеобразие и развитие личности, или дать свободную инициативу личности в обучении, идти только от его потребностей, используя обучение через делание — и потерять систематичность в знании учеников, снизить уровень образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение различных средств обучения имеет целью обогащения и расширения непосредственного чувственного опыта учащихся, развитие наблюдательности, знания конкретных свойств предметов при практической деятельности, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного обучения и систематизации учебного материала. Чтобы повысить уровень усвоения материала на уроках необходимо использовать различные средства наглядности. важно не только правильно подобрать наглядность к уроку, но и продумать, как задать вопрос, чтобы создаваемый у учащихся зрительный образ активно работал на достижение цели урока. Эффективность процесса восприятия повышается, когда перед учащимися ставятся специальные задания, проводятся наблюдения, побуждающие их присматриваться или прислушиваться к новым объектам, выделять их характерные признаки, объединять в единое целое, обозначать определенными словами. Но, к сожалению, многие учителя не утруждают себя в использовании натуральных и изобразительных средств. И основная причина — их отсутствие, а особенно — физическая карта Украины, коллекция горных пород, учебные таблицы, негативно влияет на усвоение материала, ученики теряют интерес к предмету, и в них не развиваются многие свойства личности или развиваются, но на недостаточном уровне для последующего обучения в средней школе. Но существует и другая проблема, когда учителя слишком увлекаются в использовании наглядности. При этом у детей затормаживается развитие абстрактного мышления. Также перегруженности средствами обучения отвлекает детей от познания главного в теме, рассеивает их внимание. Большое количество средств можно использовать только тогда, когда явление нужно раскрыть с разных сторон, поэтому здесь оправдано использование множества средств наглядности. Мы также выяснили, что выбор натуральных и изобразительных средств для конкретного урока определяется не только его учебной целью, но и другими факторами. В частности, спецификой микросреды школы и предыдущим уровнем готовности детей, их эмоциональным состоянием, возрастом, резервом учебного времени. Особенно важным источником чувственного опыта почти на всех уроках является актуализация эмоциональных наблюдений детей.

Использование средств обучения на уроках в начальных классах — это смысловое и эмоциональное подпитки процессов восприятия, мышления, памяти учащихся начального звена. Также их использования в учебном процессе способствует быстрому «вхождению» учеников в предмет, который изучается на уроке; открывает лучшие возможности для использования натуральных и изобразительных средств обучения и создает условия для интересной организации внеурочной работы по предмету и внеклассной воспитательной работы с учащимися.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКО И ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sredstva-obucheniyapo-pedagogike/

  1. Аксенова, Л. Н. Педагогика. Методы обучения [Электронный ресурс] : учебно–методическое пособие для студентов / Л. Н.

  2. Аксенова, М. Д. Козлова; Белорусский национальный технический университет, Кафедра «Профессиональное обучение и

  3. педагогика». – Минск : БНТУ, 2014

  4. Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. — М.: КноРус, 2016. — 706 c.

  5. Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. — М.: Феникс, 2018 . 234 c.

  6. Головин, Юрий Алексеевич; Коханая Ольга Евгеньевна Инновационные Методы Обучения Студентов Университета В Институте Масс Медиа: Материалы Учебно-Методической Конференции — Москва, 18 Февраля 2008 Г / Евгеньевна Головин Юрий Алексеевич; Коханая Ольга. — Москва: Гостехиздат , 2018 . — 731 c.

  7. Горностаева, А. М. Диалог с компьютером. Интерактивные средства обучения, созданные при помощи программы Macromedia Flash (+ CD-ROM) / А.М. Горностаева, Э.С. Ларина. — М.: Глобус, Панорама, 2012 . — 120 c.

  8. Давыдова, О. И. Интерактивные методы в организации педсоветов в ДОУ / О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. — М.: Детство-Пресс, 2018 . — 176 c.

  9. Давыдова, О.И. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ / О.И. Давыдова. — М.: Детство-Пресс, 2013 . — 916 c.

  10. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. — М.: ТетраСистемс, 2013. — 224 c.

  11. Кашлев, Сергей Семенович Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / Кашлев Сергей Семенович. — М.: ТетраСистемс, 2013. — 265 c.

  12. Ковалевская, Юлия Интерактивные методы обучения в юридическом образовании / Юлия Ковалевская. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. — 689 c.

  13. Кудряшев, Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы / Н.И. Кудряшев. — Москва: Наука , 2015 . — 192 c.

  14. Ольга, Валерьевна Кулибина Активные методы обучения: гигиена и экология в медицинском вузе / Ольга Валерьевна Кулибина. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 693 c.

  15. Павленко, Б.М. Золотые хиты под гитару. Безнотный метод обучения / Б.М. Павленко. — М.: Феникс, 2014. — 687 c.

  16. Рапацевич, Е. С. Золотая книга педагога / Е. С. Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахов. – Минск : Современная школа, 2010. – 719 с.

  17. Рапацевич, Е. С. Педагогика : современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич. – Минск : Современная школа, 2010. – 719 с.

  18. Рябов, В. М. – Профессиональная педагогика / В. М. Рябов; Брянский государственный технический университет. – Брянск: Издательство БГТУ. – 2003.

  19. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. – Москва : НИИ школьных технологий ; Москва : Народное образование. – 2006. – Т.1 – 816 с.

  20. Сергеев, И. С. Основы педагогической деятельности : [учебное пособие] / И. С. Сергеев. – СПб. и др. : Питер, 2004. – 315 с.

  21. Современный урок в учреждении общего среднего образования : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / сост. И. И. Юркова. – Мозырь : Белый Ветер, 2014. –147 с.

  22. Савина, Е. А. Активные и интерактивные методы и технологии обучения в подготовке специалистов инвестиционно-строительной сферы в системе дополнительного профессионального образования / Е.А. Савина, А.Д. Ишков. — М.: МГСУ, 2012 . — 120 c.

  23. Татьяна, Ветошкина und Наталья Шнайдер Активные и интерактивные методы обучения / Татьяна Ветошкина und Наталья Шнайдер. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 164 c.

  24. Терешина, Л. В. Деятельностный метод обучения. Описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / Л.В. Терешина, И.Н. Корбакова. — М.: Учитель, 2014. — 120 c.

  25. Терешина, Л.В. Деятельностный метод обучения. 1-4 классы. Описание технологии и конспекты уроков / Л.В. Терешина. — М.: Учитель, 2013. — 560 c.

  26. Харченко, Л.Н. Информатика. 8-11 классы. Активные методы обучения / Л.Н. Харченко. — М.: Учитель, 2017. — 624 c.

  27. Хитрюк,В. В. Педагогика высшей школы: курс лекций / В. В. Хитрюк; Барановичский государственный университет. – Барановичи : БарГУ, 2008. – 306 с.54.

  28. Храмцова, Ф. И. Педагогическая идеология: ценности, приоритеты : учебно–методическое пособие / Ф. И. Храмцова. – Минск : Зорны верасень, 2006. – 152 с. – (Инновации в воспитании).

  29. Черниченко, В. И. Дидактика высшей школы: история и современные проблемы / В. И. Черниченко. – Москва : Вузовская книга, 2002. – 136 с.

  30. Яценко, Т. Е. Социально–личностные компетенции педагогов в области обеспечения психологической безопасности образовательной среды : практическое руководство для студентов педагогических и психологических специальностей / Т. Е. Яценко; Барановичский государственный университет– Барановичи : БарГУ, 2014. – 96

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Приближаемся к остановке «умник». Поезд останавливается и мы выходим из вагонов. — Что за листочек лежит на земле? Какое дерево потеряло его? (Клен).

— А что же на обратной стороне написано? А написано вот что: откройте учебники по математике на странице 71 и выполните задание № 473. Рассмотрим на рисунке, как образуется число 200. Теперь попробуем практически рассмотреть, как образуется число 200. Вы видите большой пучок, в котором 100 палочек. Это одна сотня. Рядом вы видите 9 пучки по 10 палочек. Это 9 десятков или число 90. Кроме того вы видите еще 9 палочек и 1 палочку. Если до 9 палочек добавить 1 палочку, то образуется еще 1 десяток. Когда мы в число 90 добавим 10 то получится 100, а это еще одна сотня. А 100 плюс 100 будет 200. Мы научились считать и читать числа до двухсот. Число 200 является следующим в число 199. — Как образуется каждое следующее число числового ряда? (Способом добавления единицы к предыдущему числа).

Таким способом можно считать до трехсот, четырехсот и т.д. Но это займет много времени. Далее будем образовывать числа сотен, десятков и единиц.

Одноцифровые числа от 1 до 9 называем числами первого разряда; 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90 — числа второго разряда. К цифр третьего разряда относятся те, которые состоят из одной, двух, трех, четырех, пяти, шести, семи, восьми, девяти сотен. Рассмотрите их образования и названия в учебнике (№ 474).

Если в число 900 добавим 100, то получим 1000 Тысяча — это одна единица класса тысяч. Проверим, как вы запомнили. (Учитель выкладывает на таблице числа, ученики по очереди читают их и записывают в тетради).

Дети, каждая цифра может означать разное число, это будет зависеть от того, где она стоит. Если мы возьмем цифру 2 и поставим ее на место первого разряда, то она будет означать количество единиц. Если мы эту же цифру поставим на место второго разряда, то это будет количество десятков. И, наконец, если мы цифру 2 поставим на место третьего разряда, то это уже будет количество сотен. (Демонстрирую во время рассказа).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

Молодцы едем дальше. Приближаемся к остановке «сообразительный». Посмотрите, какая красивая яблонька! А вот яблочко на ней. Попробуем его? А ведь необычное! Прочитаем, что на нем написано. Задача. Для похода туристы закупили консервы. Когда они потребили 9 банок, то осталось в 3 раза больше, чем потребили. Сколько банок консервов закупили туристы? (На доске краткую запись условия задачи) Купили -? Потребили — 9 б. Осталось — в 3 раза больше, чем потребили. — Что является неизвестным в задаче? — Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? — Известно, сколько банок осталось? Можем узнать, сколько осталось консервов? Как это записать? (9 * 3 = 27).

— Что сказано о том, сколько банок потребили? Теперь можем дать ответ на вопрос задачи? (Да).

Что для этого надо сделать? (9 + 27 = 36 (б.)).

Запишите решение задачи в тетради. IV. итог урок Заканчивается наше путешествие поездом № 2012. Я хочу подготовить сообщение в газету о ваших впечатлениях от урока и взять у вас интервью.

  • Что больше всего понравилось на уроке?
  • На какие группы делятся растения? По каким признакам?
  • Какие бывают леса? Какие деревья в них растут?
  • Какие травянистые растения называют однолетними, двухлетними и многолетними?
  • Какие числа относятся к первому разряду? Ко второму разряду?

— Какие числа третьего разряда вы знаете? Вы все хорошо поработали на уроке, но лучшие учебные достижения продемонстрировали … (аргументация оценок).

V. Домашнее задание. Дома прочитаете подробнее об изученных нами растения в статьях «Деревья, кусты, травянистые растения» и «Какими бывают деревья, кусты, травянистые растения» на страницах 111—114 учебника «Окружающий мир». По математике выполните задание № 478 на с. 71. Рассмотрите эту задачу.