Психосоматическое здоровье

Курсовая работа

Проблема психосоматического здоровья составляет значительную часть «болезней цивилизации» и на протяжении последнего века являлись объектом интенсивных исследований в рамках так называемой психосоматической медицины, ввиду возрастающей роли их в общей заболеваемости населения.

Двумя основными группами психосоматических являются «большие» психосоматические заболевания, к которым относят ишемическую болезнь сердца, гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальную астму и некоторые другие, и «малые» психосоматические – невротические нарушения внутренних органов, или так называемые «органные неврозы».

Современные представления о сущности проблемы психосоматического здоровья предполагают учет всей совокупности изменений, затрагивающих как биологический уровень нарушений (соматические симптомы и синдромы), так и социальный уровень функционирования пациента со сменой ролевых позиций, ценностей, интересов, круга общения, с переходом в принципиально новую социальную ситуацию со своими специфическими запретами, предписаниями и ограничениями.

Тематика, схожая с выбранной темой курсовой, рассматривалась в трудах таких авторов, как Карвасарским Б.Д., Перре М., Бауманном У., Кельнером и др.

Целью данной курсовой работы является исследование выявления риска развития психосоматических у подростков. Для достижения этой цели необходимо:

описать особенности развития психосоматических симптомов

дать понятие здоровью и болезни

описать методику исследования

Объектом исследования является компоненты психики человека. Предметом исследования является психосоматические Безусловно, что подростки обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования.

Подростковый возраст представляет собой начальный шаг на пути перехода от детства к взрослости. Ребенок знает и отчасти правильно может оценивать себя как с положительной, так и с отрицательной стороны, видя свои достоинства и недостатки. Такое отношение, помимо прочего, противоречиво.

Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как вполне достойного, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны – как личность, обладающую многими реальными недостатками, от которых необходимо избавляться.

Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преуменьшает недостатки. Источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Это – лидерские групповые нормы, принятые в референтных группах.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... гостиничных услуг, необходимо отслеживать основные генерирующие рынки. В ... исследование — Маркетинговые исследования обеспечивают информационную базу для принятия правильных управленческих решений и позволяют выявить: — проблемы, мешающие эффективному ведению бизнеса; ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: выявление уровня риска появления психосоматических позволит организовать грамотную психотерапевтическую работу с детьми, и обратить внимание на их самочувствие, психологическое состояние. Это в свою очередь предупредит появление психосоматических заболеваний.

История развития учения о психосоматике

Появление термина «психосоматический», согласно литературе, относится к 1818 г. (Хайнрот), а термин «соматопсихический» — к 1822 г. (Якоби), но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духовного) являются одними из древнейших в философии, психологии, медицине.

Зарождение психосоматической медицины связывают с работами Фрейда, указывая, что это направление начинается с истории болезни Анны О., в которой впервые было представлено возникновение физического симптома конверсии.

Хотя сам Фрейд никогда ни в одной из своих работ не использовал термина «психосоматическая медицина», в дальнейшем благодаря работам группы учеников и последователей Фрейда в Америке – 30-40–е гг. – и европейских исследователей – послевоенные годы – понятие психосоматической медицины получило широкое распространение, в частности, благодаря открытию центров психосоматической медицины и изданию социальных журналов.

Представления о связи между психическими процессами и соматическими нарушениями восходят к древним медицинским трактатам. Так, предполагалось, что неудовлетворенное желание женщины иметь ребенка приводит к движениям матки, которые связаны с болями в нижней части живота.

Эта картина болезни была названа истерией. И наоборот, ипохондрия считалась органическим заболеванием, имевшим место в подреберной области.

Заслуга французского врача Поля Брике заключалась в том, что он в середине прошлого века подчеркнул необходимость дескриптивного подхода к картинам болезни, включающего научное исследование, и выступил против разработки комплексных теорий на основе недостаточных наблюдений.

В Новое время учение о связи соматических заболеваний и психических процессов назвали психосоматикой. Спектр возможных причин возникновения психофизиологических весьма широк, начиная от органически – биологических до преимущественно психических.

Как утверждает Кельнер, и сегодня под психосоматическими понимают прежде всего соматические заболевания, в этиологии которых, по крайне мере у части пациентов, существенную роль играют психологические процессы.

Эти «классические» психосоматические заболевания согласно новым классификационным критериям прежде всего диагностируются как органические болезни. Психологическим процессам придается существенное значение в возникновении и поддержании этих болезней.

С понятием «соматизация», как правило, связано представление о том, что перегрузки связанные с психосоциальными и эмоциональными проблемами, проявляются в первую очередь в виде соматических симптомов. Хотя пациент обычно акцентирует свое внимание лишь на нескольких симптомах, в анамнезе часто обнаруживаются другие многочисленные соматические нарушения.

3 стр., 1277 слов

Психосоматические заболевания: причины и болезнь

... синдромы; болезни опорно-двигательного аппарата; онкологические заболевания; функциональные сексуальные расстройства; инфекционные болезни; депрессии 3. Симптомы психосоматических заболеваний Как отличить психосоматику от болезней, в ... возвращается. Начало заболевания спровоцировано психологическими факторами - стресс, психологическая травма, невроз и т.д. 4. Лечение психосоматических заболеваний К ...

Причины возникновения психосоматических заболеваний

Психосоматическое используется для обозначения любого расстройства с соматическими (телесными) проявлениями, которые имеют от части когнитивную и эмоциональную этиологию, т.е. в некоторой степени психологические.

Имеется несколько подходов к рассмотрению этих расстройств.

Согласно одному широко распространенному подходу, выделяется 3 категории

те, которые связаны с общей личности индивида (например, очень тревожные люди демонстрируют более высокую склонность к дыхательным

те, которые тесно связаны с образом жизни человека (у людей, деятельность которых связана с большими напряжениями чаще встречается гипертензия и желудочные

те, которые проявляются прежде всего в виде чрезмерного реагирования на какие-то вещества и состояния (аллергии)

Одной из причин возникновения различных психосоматических заболеваний могут быть психические факторы. Важной группой таких факторов являются негативные эмоции.

При некоторых заболеваниях они играют основную роль. Эмоции оказывают влияние на иммунную систему, гормональное состояние, периферическую физиологическую активацию (например, частоту сердцебиений и артериальное давление).

Большую роль играют эмоции:

важными для возникновения язвы желудка или двенадцатиперстной кишки помимо инфекций являются эмоции, возникающие в недостаточно контролируемых ситуациях: тревога, чувство беспомощности и перегрузки

гнев, ориентированный на преодоление возникшей проблемы. Основная причина возникновения эссенциальной гипертонии и в связи с этим стенокардии и инфаркта миокарда. Гнев и враждебность относятся к тем компонентам личности, в которых заключено различие между лицами, имеющими и не имеющими сердечно-сосудистые заболевания.

Для других (таких как астма, кожные заболевания).

С позиций психологии отношений переживание является следствием нарушения отношений человека; болезненный же патогенный характер оно приобретает при расстройствах отношений личности, занимающих центральное место в общей системе отношений человека к действительности.

Их значимость – основное условие эмоционально-аффективного напряжения, нейро-вегетативно-эндокринный коррелят которого является центральным звеном в механизмах развития психосоматических

Тяжелое хроническое соматическое заболевание существенно изменяет всю социальную ситуацию развития человека. Оно изменяет его возможности в осуществлении различных видов деятельности, ведет к ограничению круга контактов с окружающими людьми, приводит к смене места, занимаемого им в жизни. В связи с этим наблюдается снижение волевой активности, ограничение руга интересов, вялость, апатичность, нарушения целенаправленной деятельности с падением работоспособности, обеднением и оскудением всего психического облика.

Психосоматический цикл (это понятие предлагает Коркина), когда периодическая актуализация психологических проблем и связанных с ними длительных или интенсивных эмоциональных переживаний приводит к соматической декомпенсации, хронического соматического заболевания или формированию новых соматических симптомов.

Теории психосоматических заболеваний

Существует несколько теорий, объясняющих происхождение заболеваний психосоматических. Согласно одной из них, они являются следствием длительно действующими и непреодолимыми психическими травмами. Другая теория связывает их возникновение с внутренним конфликтом между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида.

9 стр., 4390 слов

Психосоматические заболевания

... больного о характере и локализации исходного стимула данного психосоматического состояния. Как сказал Шекспир, "у каждой существующей ... во многих случаях общего невроза является ведущим проявлением заболевания. Психовегетативная симптоматика при затянувшихся эмоциональных расстройствах может ... Прочие гормоны также вносят в клиническую картину болезни свой вклад. Половые гормоны играют свою роль ...

Предполагается, что некоторые типы мотивационных конфликтов специфичны для отдельных форм психосоматических заболеваний. Так гипертония связывается с наличием конфликта между высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребностью индивида во власти.

Нереализованная потребность вызывает агрессивность, проявить которую человек не может из-за установок социальных. Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки связывается с неприемлемой для самовосприятия потребностью в защите и покровительстве.

Согласно третьей теории, неразрешимый конфликт мотивов – как и неустранимый в конечном счете реакцию капитуляции, отказ от поведения поискового, что создает наиболее общую предпосылку к развитию заболеваний психосоматических. Это проявляется в виде явной или маскированной депрессии.

А поражение конкретных органов и систем обусловлено генетическими факторами или особенностями онтогенетического развития, определяющими и недостаточность механизмов защиты психологической.

В отличии от неврозов, в основе которых так же лежит интрапсихический конфликт, при заболеваниях психосоматических происходит двойное вытеснение – не только неприемлемого для сознания мотива, но и тревоги невротической и всего поведения невротического.

Здоровье и болезнь

Разграничение болезни и здоровья в целом требуется только для выполнения общественных задач по обеспечению больных. С этой целью было принято прагматичное решение: больные – это все люди, которых врачи определили как больных, поставив им тот или иной диагноз.

Что касается понятия «здоровье», то здесь ситуация иная. Нет никаких специальных понятий здоровья; человек не может быть здоров тем или иным образом.

Если у него есть какая-либо болезнь, то есть «в нем» присутствует дефект, значит, этот человек нездоров, при этом безразлично, какая именно у него болезнь. В этом отношении здоровье можно понимать как отсутствие какой то ни было болезни.

Болезнь или здоровье являются результатом взаимодействия болезнетворных факторов (вирусов, излучения или благоприятных для здоровья, таких как сохранная иммунная система, хорошая конституция или хорошая разработанная совладания.

Здоровье – это не только состояние, которое должно быть восстановлено лечебными мероприятиями; здоровье – это еще и цель превентивных мер. В соответствии с этим Беккер дает следующее определение: «Под «душевным здоровьем» мы понимаем набор всех тех психических качеств, т.е. относительно стабильных характеристик эмоций и поведения, которые снижают вероятность возникновения психического заболевания».

Психосоматическое заболевание (психосоматоз) – причиной является влияние психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний – бронхиальной астмы, гипертонической болезни, стенокардии, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, язвенного колита, нейродермита.

Психологические факторы играют роль и при других заболеваниях: мигренях, эндокринных злокачественных новообразованиях.

Следует различать психосоматозы, возникновение которых определяется психическими факторами и лечение их должно быть направлено прежде всего и коррекцию (психотерапия и психофармакология) этих факторов, и остальные заболевания (включая инфекционные), на их динамику психические и поведенческие факторы оказывают существенное воздействие, меняя неспецифическую сопротивляемость организма, но при этом не является первопричиной их возникновения.

Психосоматическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающих адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.

Определение критериев здоровья психосоматического – сложная комплексная проблема. Выделяют основные критерии психосоматического здоровья:

Соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций внешним раздражителям, значащую жизненных событий.

Адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер эмоционально-волевой и познавательной

Адаптивность в микросоциальных отношениях

Способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении

Качество жизни

В современной психологии широкое распространение получил термин «качество жизни, связанное со здоровьем», и в течение последних двух десятилетий объектом различных клинических исследований является изучение качества жизни при соматических заболеваниях.

Это объясняется тем, что реабилитация и сохранение здоровья пациента невозможны без учета психоэмоциональных особенностей личности, степени «удовлетворенности» своим состоянием, уровня независимости и общественного положения, личных убеждений и других аспектов, определяющих «степень комфортности как внутри себя, так и в рамках своего общества».

Качество жизни – это интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования больного, основанная на его субъективном восприятии. Установлено, что оценка качества жизни, сделанная больным, часто не совпадает с оценкой качества жизни, выполненной психотерапевтом.

По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, основополагающими критериями качества жизни человека 20 века являются:

физические (сила, энергия, усталость, боль, отдых, сон)

психологические (положительные эмоции, мышление, самооценка, внешний вид, негативные переживания)

уровень самостоятельности (повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения)

общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественная ценность, сексуальная активность)

окружающая среда (благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, досуг, экология)

духовность (религия, личные убеждения)

Особое значение имеет определение качества жизни при хронических заболеваниях, склонных к прогрессированию и осложнениям, приводящих к существенным ограничениям всех составляющих нормальной жизнедеятельности человека. К числу таких заболеваний относится сахарный диабет.

Качество жизни зависит от степени мотивации к здоровому образу жизни. Также важными факторами являются психологические реакции на болезнь, перенесенные ситуации.

Психотерапия

Психотерапия оказывается несомненно полезной при различных психосоматических Направленная на восстановление тех элементов системы отношений пациента, которые определяют возникновение участвующего в этиопатогенезе заболевания психического развитие в связи с последним невротических «наслоений».

Психотерапия способствует уменьшению клинических проявлений заболевания, повышению социальной активации, их адаптации в семье и обществе, а также повышает эффективность лечебных воздействий биологического характера.

При лечении профилактике предупреждения появления психосоматических заболеваний широко применяются различные методы психотерапии:

гипнотерапия

аутогенная тренировка

внушение и самовнушение и др.

Основным результатом является преодоление зафиксированных реакций тревоги. С помощью указанных методов можно воздействовать на психопатологические нарушения – депрессию, ипохондрию, а также на нейровегетативные и нейросоматические функционально-динамические

Психологические факторы патогенеза заболевания:

интрапсихический конфликт

механизмы психологической защиты

внутренняя картина болезни

система значимых отношений

В последнее время внимание все больше привлекают психологические аспекты возможности использования эффективности психотерапии при психосоматических заболеваниях.

Известно, что тяжелые ситуации, воздействия сопровождаются подавлением иммунокомпонентной системы, в то время как стабилизация психического состояния приводит к позитивным сдвигам в ней.

Практическая часть

К подросткам, – коль скоро они уже не дети, но еще и не взрослые – необходим особый психодиагностический подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты.

Повышенное внимание подростка к самопознанию создает благоприятные условия для применения в процессе их тестирования методик, позволяющих получать интересные и полезные сведения о себе.

Подросток гораздо более независим и гораздо менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны взрослых людей, родителей и учителей.

Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает собой негативистическую реакцию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.

Этот возраст также характеризуется началом установления подлинной социально-психологической независимости во всех поведенческих отношениях, включая материальное, финансовое само обеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках.

Это своеобразный переворот в психологии человека, связанный с осознанием многих противоречий в жизни: между нормами морали, утверждаемыми людьми, и их поступками; между идеалами и реальностью; между способностями, возможностями и признанием людей; между социальными ценностями и реальной прозой жизни.

Потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к тестовым заданиям.

При наличии такой потребности подростками будут нормально восприниматься даже сами по себе малоинтересные тесты, но только в том случае, если они дают возможность лучше узнать самих себя с другими.

В наше случае мы продиагностировали 16 подростков в возрасте 15 – 16 лет. Это ученики 10 классов. Перед тем как проводить обследование, была проведена работа с родителями, с каждым в отдельности, работа с учителем (его наблюдения по поводу каждого ребенка).

Для диагностики выявление риска появления психосоматических заболеваний был взят патохарактерологический диагностический опросник для подростков — ПДО (Личко А.Е., Иванов Н.Я.).

Этот опросник предназначен для определения типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, дилинквентности, развитию психосоматических заболеваний).

Методика состоит из множества суждений, объединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования при помощи данной методики испытуемые получают соответствующие 25 списков суждений.

Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые к ним относятся в наибольшей степени и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о типе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый.

Для тестирующих представляется набор фраз, отражающих отношения к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте при разных типах характера, реагирования на те или иные ситуации.

В эти наборы также были включены фразы индифферентно, не имеющие диагностического значения.

В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, сексуальное влечение); отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым); к некоторым категориям (к правилам, законам, к опеке и наставлениям, к критике в свой адрес).

Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими в специальный бланк.

С помощью ПДО могут быть диагностированы психопатий и акцентуаций характера, краткое описание которых приводится ниже.

Гипертимный тип

Легко адаптируется в незнакомой обстановке. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности. Нередко бурно реагирует на события, раздражителен.

Циклоидный тип

Периоды депрессии время от времени перемежаются активностью, свойственной гипертимному типу. Самооценка нередко бывает неточной.

Лабильный тип

Испытывает глубокое чувство личной привязанности к тем людям, которые к нему относятся с симпатией и любовью. Высоко чувствителен к отношениям людей. Избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.

Астено — невротический тип, Сенситивный тип

Замкнутость, робость и застенчивость – типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и среди незнакомых людей. Открытость, общительность и откровенность появляются только к кругу достаточно близких людей.

Психастенический тип, Шизоидный тип, Эпилептоидный тип

Повышенно ревнив, агрессивен, проявляет к лидерству дисциплиной и наказаниями подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.

Истероидный тип

Отсутствуют глубокие чувства, имеется театральность в поведении, тенденция к позерству. Неспособен к упорному труду и высоким достижениям, но обладает неумеренно высокими притязаниями на успех.

Склонен к выдумкам и пустому фантазированию. Претендует на исключительное положение среди сверстников. Непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.

Неустойчивый тип

Безволен, склонен к подчинению сильным лидерам. Равнодушен к будущему, живет интересами настоящего дня. Избегает трудностей. Имеет неадекватную самооценку.

Конформный тип

Некритичен к своему поведению и некритично принимает то, что говорят окружающие люди. Консервативен, не любит новое, испытывает неприязнь к «чужакам».

Кроме описанных типов, в реальной жизни нередко смешанные, соединяющие в себе разные акцентуации характеров.

Промежуточные типы., Амальгамные типы

Проведенная диагностика показала следующие результаты:

Акцентуация Количество человек
Гипертимный 3 человека
Циклоидный 2 человека
Лабильный 2 человека
Сенситивный 3 человека
Психастенический 3 человека
Неустойчивый 1 человек
Шизоидный 2 человека

Сопоставляя беседу, проведенную с родителями, учителем и самими обследуемыми, можно сказать о том, что никаким воспитанием невозможно вырастить ни гипертимика, ни циклоида, ни шизоида. Видимо, эти типы акцентуации обусловлены генетическим фактором.

Однако и при других типах акцентуаций среди кровных родственников нередко встречаются лица с теми же чертами характера. Особенно это касается эпилептоидов, истероидов, психастеников.

Наряду с этим, некоторые виды неправильного воспитания могут способствовать развитию определенных смешенных амальгамных типов.

Безнадзорность (гипопротекция) культивирует неустойчивые черты (у испытуемых это циклоидный – 2 человека, гипертимный – 3 человека, неустойчивый – 1 человек), т.е. это дети предоставленные сами себе. У таких детей либо родители очень заняты, так как зарабатывают деньги, либо неблагоприятные семьи.

В то же время, доминирующая гиперпротекция (чрезмерная опека) усиливает именно сенситивные и психастенические черты (такие акцентуации получили 6 человек).

Такое воспитание чревато тем, что не дает право выбора для ребенка, самостоятельности. Родители испытывают повышенную боязнь за будущее и судьбу своего ребенка и себя самого. Этот тип реакции, отношения перенимается и выражается в акцентуации.

Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи») накладывает истероидные черты на представителей всех типов, кроме сенситивного и психастенического. Ребенок, воспитанный по типу «кумир семьи» проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в почитании, восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы, показать себя в лучшем свете.

Пагубное действие воспитания в условиях жестоких взаимоотношений развивает эпилептоидные черты, а в условиях повышенной моральной ответственности – психастенические черты.

Психический способствовать возникновению различных психосоматических заболеваний или изменять их течение. Этот факт известен давно. Однако все в воспитании остается по-прежнему. В некоторых семьях – воспитательный процесс как традиция. «Никто же от этой традиции не умер», так рассуждают родители, воспитатели, учителя.

У человека под влиянием психических факторов возможно снижение кожной гиперчувствительности замедленного типа. Действие психосоциальных провоцирующих внутренние конфликты и вызывающих адаптивную реакцию, может проявляться скрытно, под маской соматических симптоматика которых схожа с симптоматикой органических заболеваний.

В подобных случаях эмоциональные нарушения нередко не только не замечаются и даже отрицаются как самими детьми, так и их родителями, но и не диагностируются врачами.

Причины и механизмы формирования того или иного психосоматического симптома в ответ на психосоциальный прослеживаться достаточно отчетливо. Например, тревога прямо связана с адренергическими феноменами: тахикардией, потоотделением и другими. Однако механизмы развития психогенных симптомов часто остаются неясными, хотя, как правило, их связывают с напряженностью, проявляющейся как непосредственно (например, мышечное напряжение), так и в конверсионной форме.

Конверсия – это неосознаваемый процесс трансформации психических конфликтов и тревоги в соматические симптомы. Понятие конверсии традиционно связывается с истерическим поведением.

Тревогу и депрессию принято считать выражением психического нередко в форме соматических Чаще подростки могут жаловаться на расстройства одной определенной системы, это так же подтверждается из слов родителей, отвечая на вопрос: «Ваш ребенок хорошо себя чувствует? Были ли какие-нибудь жалобы на самочувствие?». Редко, когда дети сообщают родителям об эмоциональном дискомфорте. Этим и осложняется диагностика.

Подобные случаи выглядят как маскированные депрессии, хотя все более подходящим было бы название маскированная тревога.

В этих случаях могут выявляться дисфория и такие симптомы депрессии, как инсомния, идеи самоуничижения, двигательная заторможенность, пессимистический взгляд на жизнь. И даже при этом подростки могут отрицать снижение

В других случаях тревога и депрессия осознаются, но воспринимаются как нечто вторичное, т.е. реакция на физическое недомогание, утомление.

Понятия и принципы нашей культуры воспитания, общения, взаимодействия друг с другом формирует личность в направлении, которое характеризуется определенным, конкретным психическим состоянием, в рамках которого происходят характерные психические процессы.

При изменении психического состояния личность выходит за рамки конкретной культуры социума. Это глобальное психическое состояние, определяемое социумом, называется типом психики или социальной акцентуацией личности.

Следствием этого является то, что любая личность, любой характер обязательно акцентуированы в той или иной степени, т.е. развиты неравномерно сильно в одной области в ущерб другим (негармонично).

Именно в результате этого и возникает те или иные заболевания как следствие недоразвития психических и телесных задатков, заложенных генетически.

Получается, что все заболевания как некая расплата за упущенные потенциальные возможности развития психики и тела. Если тело и психика связаны теснейшим образом, то только путем изменения психического состояния мы сможем избавиться от тех или иных болезней соматического характера.

Высокая социально-экономических факторов, экологических условий и стиля жизни в современном обществе обусловливает прогрессивное снижение в последние годы уровня психофизического состояния и психосоциального здоровья не только подростков, но и всего населения. В связи с этим особую актуальность приобретают поиск наиболее адекватных путей и методов укрепления психофизического состояния населения и разработка оздоровительных технологий, способных обеспечить формирование устойчивых личностных установок на здоровый стиль жизни. Разработка систем интегрированного психофизического тренинга для укрепления психического здоровья и позитивного личностного саморазвития – как необходимое условия для поддержания психосоматического здоровья.

Заключение

Итак, целью данной курсовой работы является исследование выявления риска развития психосоматических у подростков. Для достижения этой цели в работе было сделано следующее:

1)описать особенности развития психосоматических симптомов

дать понятие здоровью и болезни

описать методику исследования

В настоящее время отмечается все большая интеграция психотерапии в психосоматическую медицину. Объектом психотерапевтических воздействий становится различные заболевания и прежде всего так называемые психосоматические

Трудности лечения зависят от:

роли собственно психосоматических механизмов и их проявления

личных характеристик, представлений и защитных механизмов пациента, имеющие прямое отношение к лечебной мотивации и поведению во время лечения (выраженное сопротивление ребенка, отрицание им роли психологических механизмов болезни и др.)

негативного значения контр переносных реакций у самих людей и психотерапевтов.

Психосоматика, достаточно разработанная и разрабатываемая на теоретическом уровне, пока не приобрела популярности в здравоохранении и медленно внедряется в жизнь, практику обслуживания как здоровых, так и больных.

Диагностика подростков позволяет увидеть тонкое, но важное взаимодействие между соматическими и органическими дисфункциями и психологическими, эмоциональными факторами во всех случаях.

Хронический и повторяющийся причинить вред физическому здоровью и нарушить эмоциональное благополучие. Длительные реакции тесно связаны с большим количеством психосоматических заболеваний.

Ошибочно предполагать, единственная причина психосоматических заболеваний. Различные наследственные заболевания, слабость отдельных органов и приобретенные реакции на ущерб, наносимый Личность человека тоже имеет значение.

Поскольку в настоящий момент «психическое здоровье» рассматривается как благополучие в широком смысле слова, мы разработали представление о «психологическом благополучии» как качестве жизни человека, обретаемом им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций. Оно проявляется у субъекта в переживании содержательной наполненности и ценности жизни в целом как средства достижения внутренних, социально ориентированных целей и является условием реализации его потенциальных возможностей и способностей.

На разных уровнях пространства бытия человека, формируемых в разных типах деятельности, закладываются внутренние интенции (сознательные и бессознательные ресурсные установки).

Они складываются в качественно своеобразные иерархические уровни психологического благополучия человека: психосоматического здоровья, социальной адаптированности, психического здоровья и психологического здоровья. Мы полагаем, что каждый следующий уровень, формирующийся в процессе развития и воспитания, дает человеку новое видение самого себя, мира и себя в мире и, в силу этого, новые возможности для реализации замыслов, творческой активности, большую «степень свободы» для выбора путей адекватного реагирования.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsiopsihosomatika-zdorovya-v-psihologii/

Большой толковый психологический словарь, под ред. Ребера А., Москва 2001г., 592с.

Зозуля Т.В. «Основы социальной и клинической психиатрии», Москва 2001г., 224с.

Клиническая психология, под ред. Карвасарского Б.Д., Санкт-Петербург 2002г., 960с.

Клиническая психология, под ред. Перре М., Бауманна У., Санкт-Петербург 2002г., 1312с.

Комер Р. «Патопсихология. Нарушения и патологии психики», Санкт-Петербург 2002г., 608с.

Кун Д. «Основы психологии. Все тайны поведения человека», Санкт-Петербург 2002г., 864с.

Немов Р.С. «Психология. Словарь — справочник», Москва 2003г., 304с.

Психология человека от рождения до смерти, под ред. Реана А.А., Санкт-Петербург 2002г., 656с.

Психотерапия, под ред. Карвасарского Б.Д., Санкт-Петербург 2000г., 544с.

Словарь практического психолога, под ред. Головина С.Ю., Москва 2001г., 800с.

Приложение 1.

ПДО

Инструкция: выбрать из каждого раздела не более 3-х утверждений

САМОЧУВСТИВИЕ

У меня почти всегда плохое самочувствие

Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил

Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо

Мое самочувствие часто меняется – иногда по несколько раз в неделю

У меня почти всегда что-нибудь болит

Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств

Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей

Я легко переношу боль и физические

Мое самочувствие вполне удовлетворительно

У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски

Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие

Я очень плохо переношу боль и физические очень их боюсь

Ни одно из определений мне не подходит

2. НАСТРОЕНИЕ

Как правило, настроение у меня очень хорошее

Мое легко меняется от незначительных причин

У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе

Мое очень зависит от общества, в котором я нахожусь

У меня почти всегда плохое

Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия

Мое улучшается, когда меня оставляют одного

У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим

У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев

Малейшие неприятности сильно огорчают меня

Периоды очень хорошего сменяются у меня периодами плохого настроения

Мое обычно такое же, как у окружающих меня людей

Ни одно из определений мне не подходит

3. СОН И СНОВИДЕНИЯ

Я сплю хорошо, а сновидениям значения не придаю

Сон у меня богат яркими сновидениями

Перед тем как уснуть, я люблю помечтать

Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем

Я сплю мало, но встаю бодрым. Сны вижу редко

Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения

У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно-тоскливые сновидения

Бессонница у меня наступает периодически без особых причин

Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час

Если меня что-то долго не могу уснуть

Я часто вижу разные сны – то радостные, то неприятные

По ночам у меня бывают приступы

Мне часто снится, что меня обижают

Я могу свободно регулировать свой сон

Ни одно из определений мне не подходит

4. ПРОБУЖДЕНИЕ ОТО СНА

Мне трудно проснуться в назначенный час

Просыпаюсь с неприятной мыслью, что надо идти на работу или на учебу

В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие – без всякой причины с утра угнетен и уныл

Я легко просыпаюсь когда мне нужно

Утро для меня – самое тяжелое время суток

Часто мне не хочется просыпаться

Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел(а) во сне

Периодами я утром чувствую себя бодрым, периодами – разбитым

Утром я встаю бодрым и энергичным

С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером

Нередко бывало, что проснувшись, я не мог сразу сообразить, где я и что со мной

Я просыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать

Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать

Ни одно из определений мне не подходит

5. АППЕТИТ И ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ

Неподходящая обстановка, грязь