В науке психологии управления и в других социальных отраслях знаний социально – психологическим аспектам жизнедеятельности коллектива организации уделяется большое внимание, на сегодняшний момент.
Проблематика формирования благоприятных взаимоотношений волнует многих теоретиков и практиков (руководителей предприятий) поскольку в современных условиях происходит стремительное развитие человеческих ресурсов: работник самосовершенствуется, стремится расширить собственный кругозор, овладеть достаточными знаниями, реализоваться в жизни.
Рабочий коллектив — это самый важный ресурс, находящийся в распоряжении руководства. Человеческий ресурс – это та основа, на которой строится организация, система производственных, трудовых взаимоотношений. Человеческий ресурс – кладезь новых идей, способов совершенствования производства, получения прибыли и дальнейшего процветания.
Успех коллективу обеспечивает нормальный морально – психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.
Создание нормальных взаимоотношений — основная задача руководителя в достижении успешности функционирования организации.
Таким образом, изучение данного феномена сопряжено с необходимостью совершенствования, повышения эффективности организаций, и при этом требует систематического изучения науки психологии, и социально – психологических взаимоотношений на практике, с целью наиболее эффективного использования рабочей силы.
Цель данной работы заключается в овладении методикой исследования коллективов с помощью социометрического опроса.
1. Социометрическое исследование
Поскольку в малой группе всякое поведение преломляется через межличностные отношения, обобщенным показателем служит ее структура и величина симпатий и антипатий ее членов друг к другу, измеряемая социометрическими методами.
Существуют следующие требования к проведению социометрического опроса:
1. Социометрический опрос можно проводить в коллективах (малых группах), члены которых имеют опыт совместной работы не менее 6 месяцев.
2. Размер исследуемой группы не должен превышать .12-15 человек.
3. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно понимаемым всеми членами группы.
Социально-психологический климат организации: определение, значение ...
... социально - психологический климат организации. Благоприятный социальный - психологический климат - залог успешной работы в трудовом коллективе и достижение всех поставленных организацией целей. Необходимо помнить, что взаимодействие трудовых отношений дополняют личные взаимоотношения. Взаимоотношениями называют системой взаимосвязей между людьми в различных коллективах. ...
4. Опрос должен проводиться посторонним лицом.
Процедура социометрического опроса состоит 1. Подготовительный, на котором определяется проблема, формулируются цели, задачи исследования, определяется объ¬ект, изучаются его социально-демографические характеристики.
2. Социометрическая разминка — установление прямого кон¬такта с членами группы, определение содержания социометрического критерия.
3. Опрос, включающий инструктаж респондентов, раздачу социометрических карточек, их заполнение, сбор.
4. Обработка и анализ полученной информации.
Социометрический тест является разновидностью опроса, в основе которого лежит социометрический критерий.
Взаимоотношения, между членами группы выясняются на основе следующих, процедур:
- выбор, — выраженное желание сотрудничать с другими (+);
- отклонение — отрицательный выбор — выраженное нежелание индивида сотрудничать с другими (-);
- опускание — оставление одним индивидом другого без вни¬мания (*).
Социометрический критерий — это вопрос, основным содержа¬нием которого является выражение отношения к члену группы в какой-либо из ситуации.
При проведении социометрических опросов применяются самые различные типы критериев.
Социометрическое исследование базируется на основе опроса (вопрос: «С кем бы из членов группы вы хотели бы проводить свободное время?»).
Результаты опроса заносятся в социометрическую карточку, на основе которой строится социоматрица
Описание методики
Метод социометрических измерений, Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:
- социально-психологических отношениях в группе;
- статусе людей в группе;
- психологической совместимости и сплочённости в группе.
В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Теоретические основы
Термин «Социометрия» возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних
Социометрия как метод изучения отношений в малых группах
... нашего века Г. Морено предложил термин «социометрия», а также разработал особую социально-психологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является предположительно основным ... в социальной психологии". Большую роль в формировании теоретических основ современной психологии малых групп сыграли работы известных социологов и социальных психологов Г. Тарда, Л. ...
Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как
Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-
Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.
Основные положения теории Морено
- Социальный атом общества — это не отдельный индивид, а их сосуществование;
- Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
- Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
- Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.
История создания
Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические
Процедура проведения
Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:
1-й этап
Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.
2-й этап
Разработка социометрических критериев., Социометрические критерии
- формальные/неформальные — Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные — изучают неформальные отношения.
- двойные/одинарные — Двойные — изучают отношения партнёрства. Одинарные — изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
- прогностические — позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
- сильные (или значимые)/слабые (незначимые) — Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.
Требования к критериям
- Ограниченное количество (3-4);
- логическая связь между собой;
- критерии должны вызывать интерес;
- смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
- критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.
3-й этап
Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников
... гуманистических отношений в коллективе у младших школьников В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ... выбора ... критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности, желаемой нормой отношений ... общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу ...
Выбор типа процедуры социометрического исследования., Социометрия может проводится в двух вариантах:
Непараметрическая процедура
Невозможно разобрать выражение (неизвестная ошибка): {(\mathbf{N}-1)}
человек — основная константа социометрии
Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.
Достоинства непараметрической процедуры:
- позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
- при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой
Недостатки непараметрической процедуры:
- при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
- существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.
Параметрическая процедура
Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении
Величина ограничения — d — называется социометрическое ограничение или лимит выборов . Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:
Исследование межличностных отношений в группе
... в структуре взаимоотношений группы. Исследование начинается с подробного разъяснения условий проведения, порядка заполнения социометрической карточки. При заполнении социометрической матрицы следует помнить, выбор в первую очередь ... времени. 2. Исследование методом социометрии Данная методика применима как для начального ознакомления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения ...
Невозможно разобрать выражение (неизвестная ошибка): d={P(A)}\times{(N-1)}
где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];
N — число членов группы.
Достоинства параметрической процедуры:
- повышает надёжность полученных данных;
- облегчает статистическую обработку;
- позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
- как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.
Недостатки непараметрической процедуры:
- не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
- социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
4-й этап
социометрической карточки
При проведении социометрии, возможны два варианта:
- I вариант — Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
- II вариант — Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
-
- готовятся списки членов группы;
- каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером — этот номер становится его шифром.
Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:
- заголовок;
- инструкцию — количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
- подписание карточки (разборчиво).
В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.