Актуальность темы исследования, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей и изменения социального портрета молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой.
В России происходит различные процессы реформирования всех сфер жизнедеятельности общества, которые затрагивают такие процессы социального развития молодежи. Все что приводит к переосмыслению места и роли нашей молодежи в общественной жизни, а также к необходимости анализа ее социального портрета.
Так как молодежь выполняет инновационную функцию, она также является преемником социального и жизненного опыта предыдущих поколений, носителем нового опыта. В настоящее время молодежь может характеризоваться тем, что свойственно для россиян в целом и определяется тем особенным, присущем только этому поколению.
Кардинальные изменения жизненных ориентиров и ценностей, а также норм социального поведения обуславливается формированием новых социокультурных условий жизни. Социокультурная ситуация в российском обществе привела к необходимости в адаптации молодого поколения к активно изменяющимся социальным условиям. Именно в такой ситуации важно изучить изменение ценностно-нормативных систем молодежи, ориентаций на них как основного компонента социального портрета молодежи.
Интерес к данной проблематики объясняется тем, что я являюсь одним из представителей настоящего поколения молодых людей, переживающим современные процессы изменений политических, эмпирических и социальных институтов, и организаций в современном российском обществе, что оказало противоречивое влияние на положение и развитие молодого поколения, а также на формирование общего социального портрета современной российской молодежи.
Степень научной разработанности
Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в современном мире» [2] раскрывает основные тенденции и проблемы становления молодежи в глобальном мире; рассматривает профессиональную социализацию, социальные вопросы труда и занятости; рассматривает проблему ценностного самоопределения и модели жизненного пути современного поколения молодежи и др.
Социальный портрет современного студента по результатам различных ...
... одном из исследований социальный портрет современного студента описывается следующим образом. Современные студенты предпочитают Интернет ... качество услуг - 10%. Пути решения современных социально-культурных проблем студенты видят в привлечении внебюджетных средств ... 23,1%. На вопрос «Какие социальные проблемы молодежи Вы считаете сегодня наиболее серьезными?» студенты дали следующие ответы: наркомания ...
О.Н. Безрукова в своей работе «Социология молодежи» [4] рассматривает профессиональную и трудовую занятость молодежи, молодежь в сфере высшего образования, молодежь и семейные отношения, демографические характеристики молодежи, досуг подростков и молодежи, а так же динамику ценностных ориентаций молодежи России.
В отечественной и зарубежной науке существует значительное число публикаций, рассматривающих проблемы ценностей, ценностных ориентаций, интересов, потребностей, механизмов регуляции социального поведения и деятельности личности. К ним, прежде всего, относятся работы Л. Оглобчева, Б. Дубинина. [1]
Объектом работы является современная молодежь.
Предметом работы является социальный портрет современной российской молодежи.
Цель работы: изучить социальный портрет современной российской молодежи и то, какие изменения он претерпевает в современном обществе.
Задачи:
- охарактеризовать сущность и содержание понятия «молодежь»;
- определить социальные аспекты образа жизни молодежи;
- изучить проблемы современной молодежи;
- рассмотреть молодежь в общественных
преобразованиях.
Гипотеза: предполагается, что в социальный портрет современной молодежи за последние годы изменился в худшую сторону, особенно эти изменения отражаются в области образования и их взглядах на жизнь.
Теоретическую основу составили научные работы П.Д. Павленок «Социальная работа», Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в современном мире», О.Н.Безрукова «Социология молодежи».
Методологическую базу составил анализ теоретического материала. В исследовании использовался метод анализа вторичных социологических данных.
В исследовании использовались такие методы, как анализ и обработка различных источников, предоставляемых информацию о современной российской молодежи.
Эмпирической базой стали результаты социологического исследования, проводившиеся в мае 2011 года компанией «ФОМнибус». Исследование проводилось в 100 населенных пунктах, 43 субъектах, в опросе приняли участие 1500 человек.
Новизна настоящего исследования заключается в том, что был проведен вторичный анализ исследованных данных.
Практическая значимость. Результаты могут быть использованы при разработке данной проблемы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические и методологические основы изучения молодежи
В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодежи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросферы опосредуют особенности включения молодежи в социальную структуру общества, что сказывается на формировании социального портрета молодого поколения. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что в конечно счете также отражается на социальном портрете молодежи [1, с.243].
Социальная активность современной российской молодёжи
... является анализ социальной активности современной российской молодёжи. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие «молодежи» как социального феномена; изучить методы стимулирования студенческой молодежи на социальную активность; исследовать волонтерство ...
Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодого поколения определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а так же способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т.е потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, которые возникают внутри этого процесса, являются основой целого комплекса специфических молодежных проблем [2, с.137]
Молодежь как формирующийся субъект общественного
Конкретные условия жизни молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, которые опосредуют особенности их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
Проявления социального качества молодежи, которые были перечислены, в процессе своего развития последовательно переходят одно в другое, тем самым взаимно дополняют друг друга, а также обуславливают ее социальную сущность, реализующуюся посредством деятельности.
Таким образом, молодежь – это особая социально-демографическая
Не менее точное понятие молодежи дал Луков В.А: молодежь – это социальная группа, которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъективность, то есть объективно связанные на определенном этапе своей жизни переходом от преимущественного свойства быть объектом социализации к преимущественному свойству быть субъектом социальной деятельности, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также распространенные в этой социальной группе тезаурусы, являющиеся ценностно-нормативными и информационно-ориентационными комплексам, выражающий и отражающий их символический и предметный мир.
Само понятие «молодежь» – хорошо всем известная категория
Социализация молодежи в современном Российском обществе
... которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как анализ специфики и особенностей социализации молодежи как социально-демографической группы в современном российском обществе, когда ... традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу ...
Молодежь является надеждой дальнейшего развития государства и общества в целом, поэтому зачастую вызывает к себе огромный интерес со стороны ученных. В Научно-исследовательском институте Комплексных социальных исследований был проведен ряд социологических исследований проблем молодежи под руководством В.Т. Лисовского, в ИСПИ РАН под руководством Н.И. Лапина, М.К.Горшкова, В.И.Чупрова.
Современные экономические, а также рыночные преобразования выдвинули на передний план все многообразие социальных проблем нашей молодежи.
Образ жизни современной российской молодежи, в целом, схож с развитием современного информационного мира. Образ жизни современной российской молодежи во все времена являлся отдельной темой для обсуждения. Как и в каком направлении будет развиваться нынешний мир трудно предугадать, поэтому не легче предугадать направления и цели современного молодого поколения. Молодежь нынешнего времени не знает чего она хочет от жизни, поэтому влияние глобализации, информационных технологий и других факторов в наибольшей степени отражается именно на этой социальной группе, делая из нее «бесформенную массу». Большинство молодых людей «сидят на крючке» у владельцев социальных сетей. Молодое поколение привыкло лишь потреблять блага цивилизации, но ничего при этом, не отдавая взамен. Под образом жизни современной молодежи мы уже не понимаем общение, труд, отдых, выбор, предпочтения, отношения и т.д. Образ жизни современной молодежи претерпевает существенные изменения, по сравнению с предыдущими поколениями.
Если сравнивать образ жизни предыдущих поколений с образом жизни современной молодежи, то можно заметить, что он претерпевает существенные изменения. Предыдущее поколение было более спортивным и здоровым. Наше же поколение больше интересуется всевозможными развлечениями – компьютерными играми, дискотеками, клубами. Гораздо меньшее количество задумывается о будущем – занимается спортом и следит за своим здоровьем. Но и этот правильный образ жизни им навязывает мода. В последнее время актуальнее стало ходить в тренажерные залы, нежели курить и пить. Все это объясняется тем, что образ жизни современного молодого поколения очень подвержен манипуляции со стороны окружающего мира. Негативные процессы, являющиеся следствием углубляющегося кризиса в нашем обществе, чрезвычайно затрудняют проведение воспитательной работы с молодежью. Ее эффективность за последние годы резко снизилась, и все же сохранившиеся до настоящего времени молодежные организации и объединения имеют возможности для улучшения своей деятельности. Их реализация во многом зависит от более глубокого понимания важнейших сторон, особенностей современной молодежи, как специфической категории общества.
Несомненно, свое место имеет и образование. Но и школа, и институт играют не столь важную роль для молодых россиян, они играют посредственную роль, давая лишь соответственный уровень знаний. В современном обществе большинство молодых людей чаще всего предоставлены сами себе. Не имея представления о том, какими являются сегодня основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на положительный результат в процессе формирования у него лучших качеств гражданина и патриота своей страны. Это важно учитывать преподавателям и мастерам производственного обучения в школах и клубах, учителям общеобразовательных школ, руководителям патриотических и военно-патриотических организаций и объединений.
Образ современного учителя
... Функции педагогической деятельности учителя отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой школы и современными требованиями к ней. Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности ...
В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие
1.3 Молодежь в условиях общественных преобразований
Теоретическая, практическая и прикладная задачи, которые позволяют как создать условия для