Практика реализации системы ‘социальных лифтов’ в России

Курсовая работа

В современных социальных условиях вопрос о реформировании пенитенциарной системы России и уточнении содержания социальной работы в рамках исправительных учреждений представляется одним из актуальных. Прогрессивная международная пенитенциарная практика доказывает, что разносторонней социальной помощью и поддержкой осужденных на разных этапах их исправления и подготовки к жизни на свободе должны профессионально заниматься практики — специалисты по социальной работе.

Уголовно-исполнительной системой взят курс на усиление индивидуализации социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными. Одной из эффективных технологий является система «социальных лифтов».

В 2010 году реформа уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) России не только обрела свою концепции, но и начала фактически реализовываться. Одной из важнейших ее задач является создание справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению. Практика показывает, что использование названной системы мер в настоящее время неэффективно. В частности, необходим более дифференцированный комплекс стимулирующих мер, чтобы все они применялись последовательно исходя из оценки степени исправления осужденных. В этой связи вызывает особый интерес проект внедрения социальных лифтов для осужденных к лишению свободы и объясняется актуальность темы реферата.

Цель курсовой работы — раскрыть особенности социальных лифтов в уголовно — исполнительной системе.

Объектом исследования являются социальные лифты.

Предметом исследования является практика реализации системы «социальных лифтов» в России.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть историю возникновения «социальных лифтов» в РФ;

2.Раскрыть понятие, цели и задачи «социальных лифтов»;

.Проанализировать проблемы реализации «социальных лифтов» в уголовно — исполнительной системе.

Основными методами исследования являются анализ и обобщение научной и периодической литературы по проблеме, а также нормативно-правовых актов, призванных помочь в решении возникших проблем.

Теоретическую базу исследования составили труды таких авторов как: Голодов П.В., Дроздов А.И., Патласов О.Ю. и других.

1. История возникновения системы «социальных лифтов» в РФ

2 стр., 990 слов

Повышение качества услуг в социальной сфере, предоставляемых ...

... социальных услуг согласно принципа «единого окна». Система управления качеством оказания государственных и социальных услуг посредством доступности, ясности, общественную экспертизу дает возможность реализовывать: 2.3 Меры по повышению качества услуг в социальной сфере, предоставляемых органом исполнительной ...

Указанный термин появился в социологической науке в начале прошлого столетия в работах крупного социолога XX века П. А. Сорокина, исследовавшего социальную мобильность. В современных учебниках по социологии понятие «социальный лифт» определяют как условное наименование совокупности факторов, оказывающих определяющее влияние на вертикальную социальную мобильность.

Социальный лифт в пенитенциарной системе представляет собой пример такой мобильности. Осужденные к лишению свободы являются некой социальной группой, внутри которой существует условное расслоение (дифференциация) по различным основаниям, легальными из которых являются нормы закона, устанавливающие различные условия отбывания наказания, возможность для перемещения их в исправительное учреждение (далее — ИУ) другого вида, возможность замены неотбытой части наказания более мягкими условиями его отбывания, условно-досрочного освобождения (далее — УДО).

Все предусмотренные законом меры для изменения социального статуса осужденного в процессе отбывания наказания в совокупности и составляют тот самый социальный лифт, который позволяет преодолеть негативы положения, вызванные условиями лишения свободы.

Возможно, понятие «социальный лифт» не является принципиально новым для пенитенциарной практики, просто этот термин стал чаще использоваться разработчиками реформы УИС РФ для обозначения преобразованной, модифицированной системы ресоциализационных мер, отличной от ныне действующей.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года (далее Концепция), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1772-р от 14 октября 2010 г., предусматривает дальнейшее совершенствование направлений, форм и методов деятельности уголовно-исполнительной системы, улучшение взаимодействия с государственными органами и институтами гражданского общества, направленными на снижение рецидива преступлений со стороны лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.

В данном контексте предполагается создание справедливой и эффективной системы стимулов законопослушного поведения осужденных, разработка мер дисциплинарного воздействия за незначительные правонарушения и новых мер поощрения, применяемых к осужденным, а также к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах. Решение этих задач и их реализация на практике требует всестороннего изучения и обоснования.

Задача создания системы стимулов законопослушного поведения осужденных была сформулирована еще на этапе разработки и обсуждения Концепции. По сути дела практически впервые она находит свое воплощение в следующем высказывании руководства ФСИН России: «Наконец, самое важное, о чем нужно сказать в связи с применением социальных «лифтов», стимулов для законопослушного поведения осужденных, будь то условно-досрочное освобождение, помилование или перевод на более мягкий режим содержания и т.д. Во всех случаях эти социальные «лифты» будут работать более-менее эффективно, только если спецконтингент будет видеть их работоспособность и справедливость… Если мы в результате всей этой кропотливой работы отберем людей, которые действительно могут претендовать на УДО или помилование, и потом проведем эти решения в соответствии с предусмотренной процедурой — этот формат будет обязательным стимулом для законопослушного поведения».

27 стр., 13485 слов

Правовые и организационные аспекты социальной работы с осужденными, ...

... социальной защиты осужденных. Методологической основой исследования является диалектический, общенаучные и иные методы познания социальных явлений: логико-юридический, сравнительно-исторический, конкретно-социологический (анкетирование). Глава I. Основы правовых и организационных аспектов социальной работы с осужденными, отбывающими наказание ...

В приведенном положении еще нет четкого разграничения понятий «социальные лифты» и «стимулы». Такая же неясность сохраняется в последующих трактовках этих терминов. Их смысловой анализ показывает,

что они рассматриваются либо как рядоположенные, или синонимы, либо как взаимосвязанные категории.

Последующее развитие идеи «социальных лифтов» нашло отражение в материалах Международной научно-практической конференции «Воспитательный центр для содержания несовершеннолетних осужденных: Актуальные проблемы реализации концептуальной модели», проведенной в г. Вологде в 2010 году. Под «социальными лифтами» понимается стимулирование правопослушного поведения осужденных путем последовательного снижения уровня правоограничений . Применительно к воспитательному центру речь идет о последовательном изменении условий отбывания наказаний от строгих до обычных и облегченных.

Несколько иной, скорее, процедурный аспект изложен в приказе ФСИН России № 144 от 14.03.2011, где под «социальными лифтами» понимается система «аттестования осужденных по ряду конкретных критериев с целью получения объективной оценки их исправления и выработки мер воспитательного воздействия».

В методических рекомендациях по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства «социальные лифты» рассматривают как «механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев».

2. Понятие, цели и задачи системы «социальных лифтов»

В современных социальных условиях вопрос о реформировании пенитенциарной системы России и уточнении содержания социальной работы в рамках исправительных учреждений представляется одним из актуальных. Прогрессивная международная пенитенциарная практика доказывает, что разносторонней социальной помощью и поддержкой осужденных на разных этапах их исправления и подготовки к жизни на свободе должны профессионально заниматься практики — специалисты по социальной работе.

Уголовно-исполнительной системой взят курс на усиление индивидуализации социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными. Одной из эффективных технологий является система «социальных лифтов». Апробация системы «социального лифта» в местах лишения свободы на территории России была введена в 2011 году в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года . Сотрудники, работая с осужденными, учитывают именно личность человека и его психологические характеристики. Кроме того, разъяснительную работу с осужденными о системе «социальных лифтов» сотрудники ведут, начиная с момента их прибытия в исправительное учреждение и до конца отбытия срока наказания. Такой подход помогает избавиться от факторов субъективности и выносить справедливое решение.

32 стр., 15973 слов

Курсовая работа социальная защита осужденных

... истечению срока наказания и т.д. Такого рода проблемы осужденный самостоятельно решить не в силах, собственно для этого и ведет свою работу отдел социальной защиты осужденных, важное место в работе специалистов которого ...

Система «социальных лифтов» представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев.

Структура системы «социальных лифтов» содержит: учебно-методические рекомендации, критерии оценок, порядок документирования поведения осуждённых, порядок формирования и состав комиссий по рассмотрению степени исправления осуждённых в рамках «социальных лифтов».

Целями применения системы стимулов являются социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности.

Основные задачи:

.мотивация осужденного к законопослушному образу жизни;

.обеспечение прозрачности процесса изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения и условий отбывания наказания осужденными;

.дифференциация осужденных по их уголовно-правовой, социально-педагогической, психологической и медицинской характеристике.

Критерии оценки поведения осужденного подразделяются на два вида:

Основным критерием оценки поведения осужденного является соблюдение им порядка отбытия наказания.

Помимо этого, при определении условий отбытия наказания оценивается:

а) стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры к ресоциализации

б) иные события и действия, свидетельствующие об активной позитивной позиции осужденного.

1.Соблюдение порядка отбытия наказаний

Под соблюдением порядка отбытия наказаний следует понимать выполнение осужденным требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правилвнутреннего распорядка, в частности:

) соблюдение распорядка дня, установленного в ИУ;

) явку по вызову администрации и дачу письменных объяснений по вопросам исполнения требований приговора;

) прохождение медицинских осмотров и необходимых обследований с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также медицинского освидетельствования для выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и сильнодействующих (токсических) веществ, получения телесных повреждений;

6 стр., 2956 слов

Презентация на тему: Освобождение от наказания

... при определении срока отбытия наказания, после которого осужденный при определенных условиях получает право наусловно-досрочноеосвобождение.Кроме того, из представленного администрацией учреждения заключения и материалов ... стороны, к труду относился добросовестно, принимал активное участие в общественной жизни отряда и администрации учреждения считала, что имеются основания для условно-досрочного ...

) бережное отношение к имуществу исправительного учреждения и другим видам имущества;

) соблюдение требований пожарной безопасности;

) добросовестное отношение к учебе;

) вежливое обращение между собой, персоналом ИУ и иными лицами, выполнение их законные требований;

) содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест, одежды, заправка по установленному образцу постели, состояние спальных мест, тумбочек и вещевых мешков в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличие прикроватных табличек, соблюдение правил личной гигиены, наличие короткой стрижки волос на голове, бороды и усов (для мужчин), хранение продуктов питания и предметов индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях;

) ношение одежды установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками, в колониях-поселениях гражданской одежды;

) участие в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством;

) недопущение нарушений линии охраны объектов либо границы территории исправительных учреждений;

) пребывание в пределах изолированных участков жилых и производственных зон и выход из них только по разрешению администрации;

) запрет на пребывание без разрешения администрации в общежитиях, в которых они не проживают, либо на производственных объектах, на которых не работают;

) запрет на продажу, покупку, дарение, принятие в дар и отчуждение иным способом в пользу других осужденных либо присвоение продуктов питания, предметов и веществ, находящихся в личном пользовании;

) запрет на приобретение, изготовление, хранение и пользование запрещенными вещами;

) запрет на курение в не отведенных для этого местах;

) исключение игр с целью извлечения материальной или иной выгоды;

) недопустимость нанесения себе и другим лицам татуировок;

) исключение употребления нецензурных и жаргонных слов, присвоения кличек;

) недопустимость занавешивания и изменения спального места, а также оборудования спальных мест на производственных объектах, в коммунально-бытовых и других служебных и подсобных помещениях, нахождения без разрешения администрации на спальных местах в не отведенное для сна время;

) недопустимость вывешивания без разрешения администрации фотографий, репродукций, открыток, вырезок из газет и журналов, предметов культа и иных предметов на стенах, тумбочках и кроватях,

32 стр., 15983 слов

Особенности современных технологий социальной работы с осужденными ...

... для осуществления всего комплекса мер воспитательного воздействия, не содержащих в себе карательных элементов. Настоящий кодекс впервые определил содержание условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы. Они выделены из состава режима ...

) запрет на занятие огородничеством, разведение декоративных рыб, комнатных растений без разрешения администрации,

) запрет на изготовление спортивных снарядов, тренажеров без разрешения администрации;

) недопустимость самовольного возведения на производственных и иных объектах ИУ различных построек, установление шкафов, сейфов и т.п.;

) запрет на хранение на объектах работы продуктов питания, телевизионных приемников и радиоприемников;

) недопустимость изготовления самодельных электрических приборов и пользования ими;

) запрет на пользование без разрешения администрации ИУ заточным оборудованием, инструментом, электроэнергией, механизмами и материалами не для производственных нужд;

) недопустимость приготовления и употребления пищи в не предусмотренных для этого местах;

) запрет на вынос продуктов питания из столовой учреждения без разрешения администрации;

) недопустимость подъема без разрешения администрации на крыши зданий, цехов, строений и других сооружений, подход к ограждению внутренней запретной зоны;

запрет на оставление без разрешения администрации рабочих мест, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия;

) недопустимость отправления и получения почтовой корреспонденции, минуя администрацию учреждения;

) запрет на забастовки или оказание групповых неповиновений в иных формах.

Помимо этого осужденный обязан соблюдать иные ограничения, наложенные на него в соответствии с приговором суда, и обязательства, в том числе, возмещать ущерб, причиненный потерпевшим, и трудиться на оплачиваемых работах, предлагаемых ему администрацией ИУ.

2.Под стремлением осужденного к психофизической корректировке своей личности и принятию инициативных мер к ресоциализации следует понимать:

а) выполнение осужденным программы психологической коррекции его личности, систематическое участие в психологических тестах и тренингах;

б) участие в самодеятельных организациях осужденных, включая членство в религиозных организациях, действующих на территории ИУ;

в) самообразование, включая профессиональное образование, повышение интеллектуального уровня, а также подписку на периодические издания и чтение литературы, посещение библиотеки;

г) выполнение общественных поручений;

д) инициативные меры по восстановлению полезных социальных связей как с родственниками, так и иными лицами, оказывающими на осужденного положительное влияние, включая краткосрочные и длительные свидания, телефонные переговоры и видеообщение;

е) активное участие в спортивных и культурных мероприятиях;

д) оформление необходимых документов (паспорт, пенсия, в т.ч. по инвалидности и т.п.;

ж) очевидное стремление устроиться на работу по отбытии срока наказания, завести или восстановить семью.

43 стр., 21265 слов

Отбывание наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях ...

... в воспитательных колониях»; анализ условий отбывания наказания в воспитательных колониях; характеристика организации процесса воспитательной работы в воспитательной колонии; изучение места и роли правового воспитания в системе воспитательной работы в воспитательных колониях; изучение вопроса участия общественности в работе воспитательных колоний; анализ тенденций правового регулирования отбывания ...

. Под иными событиями и действиями, свидетельствующими об активной позитивной позиции осужденного, следует, как правило, понимать:

а) очевидное желание порвать с уголовной субкультурой и криминальным сообществом;

б) отказ от нахождения в неформальных криминальных сообществах;

в) участие в просветительских занятиях с другими осужденными;

г) участие в профилактике недопущения беспорядков и нарушения условий отбытия наказания со стороны других осужденных;

д) заглаживание вины перед потерпевшим и обществом от совершенного преступления, например, публичное раскаяние и письменные извинения потерпевшему.

3. Проблемы реализации системы «социальных лифтов» в УИС

Одной из наиболее значимых проблем в реализации мер, стимулирующих правопослушное поведение осужденных, за время действия современного Уголовно-исполнительного кодекса РФ стало отсутствие законодательного оформления и критериев оценки степени исправления осужденных.

Например, для их перевода в облегченные условия отбывания наказания в исправительной колонии законом установлены только два материальных критерия — отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестное отношение к труду. Если учесть, что к труду в ИУ привлечены далеко не все осужденные (в 2010 году были привлечены к оплачиваемым видам работ только 24 % от общего числа трудоспособных осужденных), законодательно установленные критерии для перевода выглядят весьма скудно. По нашему мнению, добросовестное отношение к труду было заимствовано из предыдущего закона — ИТК РСФСР — без учета того, что последний действовал в условиях принудительного привлечения к труду и, соответственно, полной обеспеченности рабочими местами. Поэтому в настоящее время этот критерий не используется для большей части осужденных (3/4).

Для положительного решения о переводе из строгих условий в обычные вообще имеется только одно требование — отсутствие взысканий.

В этой ситуации большое значение приобретает мнение администрации ИУ, всесторонне оценивающей изменившееся поведение осужденного и принимающей решение о переводе. Такой подход к оценке личности осужденных, имея явным преимуществом возможность индивидуализации исправительного воздействия, в целом является бесконтрольным. В 2010 году на базе ИУ территориальных органов ФСИН России: Красноярского и Приморского краев, Владимирской, Вологодской, Кемеровской, Липецкой, Саратовской областей, а также в тюрьмах Ульяновской и Челябинской областей прошел эксперимент по внедрению системы социальных лифтов. Суть которого сводилась к апробации более тщательной системы оценки поведения осужденного с привлечением к этому процессу представителей общественности и наиболее компетентных специалистов ИУ. В эксперименте использовали следующие критерии системы оценки его поведения: «не встал на путь исправления», «становится на путь исправления», «встал на путь исправления», «твердо встал на путь исправления».

31 стр., 15278 слов

Правовые и организационные основы надзора за осужденными в исправительных ...

... поведение осуждённого во время отбывания наказания, ... инспекции поступили в распоряжение Советов в качестве их исполнительного ... обеспечения надзора за осужденными ... уголовной преступностью. Перед пролетариатом, взявшим власть в свои руки, стояла задача подчинить тюремную систему ... осуждёнными следует понимать как разновидность социального контроля, осуществляемого в отношении лиц, отбывающих наказание ...

Отнесение осужденного к той или иной категории возможно на основании совокупности данных о его поведении по следующим направлениям: поведение (соблюдение требований режима отбывания наказания); отношение к труду, в том числе общественно полезному без оплаты труда; отношение к совершенному преступлению; отношение к назначенному наказанию; возмещение причиненного ущерба, заглаживание вины в совершенном преступлении; участие в воспитательных мероприятиях, получение общего и начального профессионального образования и профессиональной подготовки; участие в работе совета коллектива осужденных; принадлежность к неформальным группам различной направленности; поддержание социально полезных связей; готовность к психологическому тестированию, дальнейшему психологическому сопровождению.

Заметим, что все эти критерии в том или ином виде встречаются как оценочные категории в нормах действующего УИК РФ, а именно: «хорошее поведение», «добросовестное отношение к труду, обучению», «активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях» (ч. 1 ст. 113 УИК РФ), «положительно характеризующиеся осужденные» (ч. 2 ст. 78 УИК РФ); «добросовестное отношение к профессиональному и общеобразовательному обучению», «участие в воспитательных мероприятиях, работе самодеятельных организаций осужденных», «полное или частичное возмещение причиненного преступлением ущерба», «раскаяние в совершенном деянии» (ст. 175 УИК РФ).

Проблема состоит в том, что все указанные критерии разрозненны и используются для применения отдельных стимулирующих мер, в то время как степень исправления в действительности может характеризовать только совокупность указанных факторов.

По нашему мнению, весьма рациональная идея высказывалась на стадии разработки концепции реформы, когда прозвучало предложение оценивать степень исправления осужденного по комплексу социально значимых требований, характеризующих его отношение к труду, образованию, психологической коррекции, признание им вины и возмещение вреда, соблюдение медицинских предписаний, восприятие воспитательных мероприятий и т. д. Материальным основанием для изменения условий содержания в лучшую сторону может стать соблюдение осужденным всех требований, установленных в законе и отражающих перечисленные выше компоненты правопослушного поведения. При этом справедливо, чтобы гарантом пребывания осужденного в обычных или облегченных условиях, куда он был переведен, являлось соблюдение большей части из предложенных законом критериев, необходимых для перевода. Именно использование повышенных требований к поведению осужденного для сохранения им полученного преимущества в виде перевода в лучшие условия отбывания наказания позволит избежать стагнации либо существенного ухудшения поведения после перевода. Если в настоящее время для перевода в худшие условия необходимо, чтобы осужденный был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, то предлагаемая система предъявляет гораздо более высокие требования к стабильно положительному поведению.

11 стр., 5471 слов

Назначение наказания как меры уголовно-правового воздействия

... осужденного определенного комплекса прав и свобод, которым он обладал до акта осуждения, либо ограничение его в таких правах и свободах [14, 193c.]. Применение наказания как меры уголовной ... уголовно-правового воздействия, определяется целями уголовной ответственности, общими началами назначения наказания, видами наказания и правилами его отбывания. Меры уголовно-правового воздействия должны быть ...

Здесь можно услышать возражения о том, что для перевода осужденный должен соблюдать больше требований, чем в последующем для сохранения этого уровня правоограничений. Таким образом, он может соблюдать не все предписанные правила, а только их часть и пребывать в обычных или облегченных условиях. Это несомненные потери в качестве правопослушного поведения. Однако они компенсируются дальнейшим стимулом, так как последующий перевод в адаптационные условия или в неохраняемое учреждение также возможен только при соблюдении всех предписанных правил, а не их части.

Соответственно, после перевода, например, в облегченные условия существует дальнейший стимул сохранения всех признаков правомерного поведения, так как от наличия их совокупности зависит дальнейшее решение вопроса о переводе на следующую ступень прогрессивной системы. С предложенной системой материальных требований к осужденному следует согласиться. Она более прогрессивна, нежели существующая.

Еще один немаловажный момент в том, что модернизация системы стимулирующих мер должна состоять в построении взаимосвязи и зависимости между их применением, а также последовательности в применении более привлекательных по отношению к менее значимым. По нашему мнению, изменение вида ИУ может иметь место только после изменения условий отбывания наказания до облегченных, УДО возможно только после перевода осужденного в неохраняемое ИУ. Отметим при этом, что последовательное прохождение абсолютно всех этапов, улучшающих положение осужденного, нерационально. Существуют объективно конкурирующие между собой стимулирующие меры, практически равные по значимости ресоциализационного воздействия, в частности, предоставление УДО и замена неотбытой части наказания более мягким его видом. Эти меры могут использоваться на завершающем этапе процесса ресоциализации и должны применяться альтернативно друг другу в зависимости от личных качеств осужденного, исходя из принципов справедливости наказания и экономии репрессии. Однако, по нашему мнению, следует в обязательном порядке поставить применение этих мер в зависимость от пребывания осужденного в ИУ неохраняемого типа -колонии-поселении.

В одном из вариантов концепции на стадии ее разработки предлагалось ввести в систему условий отбывания наказания еще один их вид — адаптационные. Некоторые элементы для адаптации осужденных перед освобождением предусмотрены и действующим законодательством (ч. 3 ст. 121, ч. 5 ст. 132 УИК РФ).

Нам представляется, что такой вид условий необходимо формально выделить и придать ему соответствующую законодательную трактовку. Но при этом названный вид условий должен сводиться к содержанию осужденного за пределами ИУ закрытого типа на определенный период, предшествующий освобождению.

Это также означает, что такая мера может применяться не ко всем осужденным, а только к той категории, которые в процессе отбывания наказания не будут переводиться в колонии — поселения. Следовательно, перевод в адаптационные условия также будет отчасти конкурировать с переводом в колонии — поселения и применяться альтернативно. Последовательность необходима для применения всех иных мер, в частности перевода из одних условий отбывания лишения свободы в другие в пределах ИУ, когда улучшение условий должно быть строго ступенчатым. Решение вопроса о переводе в неохраняемое учреждение или ИУ с менее строгим видом режима должно быть поставлено в прямую зависимость от стадии прохождения ресоциализационного процесса осужденным в одном учреждении. На наш взгляд, он должен находиться на наивысшей ступени, то есть в облегченных условиях. И только после перевода в колонии — поселения может быть решен вопрос о замене неотбытой части наказания более мягкими условиями или о применении УДО.

При этом вполне очевидно, что мера неприменима для действующей системы с тем количеством лиц, которые содержатся в местах лишения свободы. Сейчас условно-досрочно освобождается примерно 40 % от всех освобождающихся.

По результатам проведения указанного выше эксперимента модель оценки степени исправления осужденных предлагается внедрять в практику всех ИУ. Это организационное решение вопроса, но не законодательное. Можно разъяснить практическим работникам, по каким критериям следует оценивать осужденных, решая вопрос об их переводе в другие условия отбывания наказания. Понудить суд использовать эти же критерии для решения вопроса о переводе в колонии — поселения или применении УДО, или замене неотбытой части наказания более мягким видом — невозможно.

законодательство уголовный исполнительный осужденный

Заключение

Таким образом, исходя из содержания данной курсовой работы, можно сделать вывод о том, что встает проблема законодательного закрепления разработанных материальных критериев оценки поведения осужденных. Нам представляется правильным на переходном этапе, когда тюремная система еще не функционирует и количество осужденных к реальному лишению свободы не сокращено, внести изменения в Уголовный кодекс РФ и внедрить иные материальные условия, необходимые для применения УДО или замены неотбытой части наказания более мягким видом.

Здесь возможны следующие варианты оформления. Первый вариант — включить в конструкцию ст.ст. 79 и 80 УК РФ условие о необходимости прохождения всех мер ресоциализации в ИУ, предусмотренных УИК РФ. В этом случае необходимо дополнить нормы УИК РФ определением средств ресоциализации осужденных в ИУ, включив в их число изменение условий отбывания наказания до наилучших, предусмотренных для конкретного вида ИУ.

Второй вариант — включить в конструкцию ст.ст. 79 и 80 УК РФ следующие условия: пребывание осужденных в облегченных условиях отбывания наказания; наличие положительного заключения комиссии ИУ.

Целесообразно, чтобы это были те самые комиссии, которые сформированы на основании методических рекомендаций по использованию системы социальных лифтов в ИУ ФСИН России. Нам представляется наиболее перспективным второй вариант решения проблемы, поскольку он более практичен и легко выполним. При этом он решит весьма значимую проблему продолжения эксперимента по внедрению социальных лифтов, причем на качественно ином уровне. По сути, это апробация всей системы ресоциализации, в которую будут вовлечены все властные субъекты. Внесение таких изменений покажет направления дальнейшего изменения законодательства в рамках реформирования УИС РФ.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsialnyiy-lift-i-karera/

1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N№ 6-ФКЗ. 7 — ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) Собрание законодательства РФ. — 2009 — N 4. — Ст. 445; Собрании законодательства РФ. — 2014. — № 9. — Ст. 851.

2.Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. от 17.06.2014 с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) // Собрание законодательства РФ. — 1996.- № 25. — Ст. 2954; Собрание законодательства РФ. — 2014 — № 6. — Ст. 566.

.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (в ред. от 04.06.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — №52 (ч.I).

— Ст.4921; Собрание законодательства РФ. — 2013 — № 48. — Ст. 616.

.Уголовно — исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 08 января 1997 г. №1-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.)// Собрание законодательства РФ.-1997.- № 2.- Ст. 198; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 19. — Ст. 2309.

.Приказ ФСИН РФ от 14.03.2011 N 144 «Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы за 2010 год и задачах на 2011 год» // СПС «КонсультантПлюс».

.Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ, 25.10.2010, N 43, ст. 5544.

.Ветошкин С.А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в колонии: дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. — С. 17.

8.Михеева С. В. Проблемы исполнения наказания в системе «социальных лифтов» в исправительных колониях общего режима [Электронный ресурс] / С. В. Михеева, А. Н. Попцов // Вестник Самарского юрид. ин-та. — 2011. — № 3. — С. 59-61. — Режим доступа: <http://elibrary.ru/item.asp?id=19092744>.

.Патласов О. Проблемы труда осужденных. Создание механизмов «социальных лифтов» [Текст] / О. Патласов, К. Бегищева // Человек и труд. — 2012. — № 3. — С. 39-42.

.Пояснительные материалы по содержанию Международной научно-практической конференции «Воспитательный центр для содержания несовершеннолетних осужденных: актуальные проблемы реализации концептуальной модели» (Вологда, ВИПЭ ФСИН России, 2-3 декабря 2010 г.) // Вопросы ювенальной юстиции. — 2011. — № 1. — С. 27-29.

.Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретическая модель (авторский вариант) [Текст] / Под общ. ред. А.А. Реймера. — М.: Рязань: Академия ФСИН России, 2009. — С. 7, 11.

.Скиннер Б.Ф. История зарубежной психологии. Тексты. [Текст] / Б.Ф.Скиннер — М., 1986. — С. 60-95.