Социальные реформы Петра I: сущность и основные результаты

Имя Петра I известно каждому с детских лет. Жизнь и деятельность этого человека, насыщенная драматизмом, огромным напряжением нравственных и физических сил, привлекала и привлекает внимание многих деятелей культуры. Петр I — деятель мирового масштаба. Именно поэтому о нем написано много книг не только в России, но и за рубежом.

В правление этого великого человека отсталая страна совершила огромный скачок в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу. Появилась первая печатная газета, были открыты военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, первый музей, первые парки, наконец, первый указ об организации Академии наук.

В данной работе наиболее подробно рассмотрены все реформы Петра Великого в области социальной сферы. Из ходя из всего выше сказанного в работе выделяются:

Объект курсовой работы- преобразования в период правления Петра I.

Предмет- особенности социальных преобразований при Петре I.

Целью курсовой работы является изучение Петровских реформ в социальной сфере. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) изучить необходимость реформ во время правления Петра I;

2) рассмотреть изменение культурных и религиозных норм;

3) проанализировать состояние основных слоев населения в данный период;

4) определить общие изменения в системе призрения.

социальный культурный реформа петровский

Глава 1. Социально-культурные преобразования в Петровское время

1.1 Необходимость реформ

XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени. Она означала цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации. Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Россия Петровской эпохи имела необходимость коренных реформ в социальной сфере. Еще до наступления эпохи Петра I вырисовывалась программа определенных преобразований, которые во многом совпали с его реформами.

Грядущие великие перемены в культуре и религии, ощущались еще за период царствования Алексея Михайловича — отца Петра I. Таким образом, предпосылками реформ петровской эпохи были преобразования конца 17 века. Вторая половина этого столетия характеризуется централизацией системы государственного управления. Были предприняты попытки четко разграничить сферы и функции деятельности различных указов, появились первые регулярные армии. Павленко. Н.И. Петр I. — М.: Мол. Гвардия. 2004. — С.179.

6 стр., 2684 слов

Личность и деятельность Петра I

... реформ называли его антихристом, явившимся на Землю для уничтожения христианского мира. Многоплановость и противоречивость оценок личности и деятельности Петра I сохранились до сих пор. Эпоха Петра Первого в истории России, личность ... проведенных реформ. 1. Характеристика личности Петра I Личность Петра ... реформы. Изначально важна была воля Петра начать реформы, а то, что они затронули все сферы ...

Процесс изменения русской культуры и религии во времена Петровской эпохи — наиболее противоречивая часть реформ Петра I. Еще до него было создано множество предпосылок к реформации устоявших культурных традиций и норм: значительно укрепились связи с зарубежными странами; постепенно в Россию проникают культурные традиции западной Европы; даже такая традиция русской культуры как брадобритие уходит корнями намного глубже эпохи Петра I. В 1687 году в России открылась Славяно-греко-латинская академия, самое первое в стране высшее учебное заведение. Но, несмотря на все выше перечисленное, деятельность Петра была революционной.

Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I. Буганов. И.В. Петр Великий и его время. — М., 1989.-С.37.

1.2 Изменение культурно-религиозных норм

Одним из важнейших этапов в проведении реформ в культуре эпохи Петра стало посещение царем европейских стран. После возвращения Петр направляет множество молодых дворян на обучение в Европу, главным образом для развития морских наук. В 1701 году в Москве открывается Школа математических и навигационных наук, расположившаяся в Сухаревой башне, возглавил её шотландец, профессор Абердинского университета Форварсон.

В реформах культуры петровской эпохи основной задачей было в наиболее сжатые сроки преодолеть возникшую со времен монголо-татарского ига разделение России и Европы. Чтобы преодолеть это, в 1700 году Петр вводит в России новый календарь, в котором 7208 год становится 1700-м, при этом Новый год теперь празднуют не в сентябре, а в январе.

Культура эпохи Петра I внесла серьезные изменения в быт российских дворян, постепенно приближая его к европейскому. В 1717 году вышла в свет книга под названием «Юности честное зерцало», которая была учебником этикета, а с 1718 года появились первые Ассамблеи — дворянские собрания как в Европе. Милюков. П. Н. Очерки русской культуры. ч III, СПб, 1901. -С.329.

Однако нельзя не упомянуть, что все эти преобразования в русской культуре петровской эпохи исходили исключительно сверху и поэтому были достаточно болезненны для всех слоев общества. Репрессивный характер некоторых из этих нововведений внушал настоящую неприязнь к ним, а также вел к категоричному неприятию остальных, пускай даже самых прогрессивных, новшеств. После прибытия из Европы, в августе 1698 года, царь лично выступил в роли цирюльника. Он приказал подать ему ножницы и лично обрезал бороды у шокированных этим поступком бояр. Подобные операции, по внедрению европейской культуры Петр повторил несколько раз, он решил отменить старую русскую бороду. Бритьё бороды было закреплено специальными указами, которые стали первыми ласточками кардинальных изменений в культуре эпохи Петра I.

8 стр., 3803 слов

Елизавета Петровна материал по истории (9 класс)

... личностью в истории русской образованности и являлся одним из первых пионеров просвещение в России. Поддерживая русскую науку он основал первый в России Московский университет и при нем две гимназии. Елизавета Петровна ... Елизаветы Петровны было благоприятно для развития культуры. Императрица Елизавета Петровна родилась около Москвы в селе Коломенском 18 декабря 1709 году. В этот день Петр ...

Уже в петровскую эпоху в Москве, в людных местах были вывешены листы с царским указом о культуре ношения одежды: думным чинам, боярам, служивым, торговым и приказным людям носить иностранные короткие кафтаны. Были определены сроки, чтоб перейти на новый стиль одежды. В 1700 году по новому стилю, был издан указ о создании в Москве первых аптек; следующим указом было запрещено ношение ножей, неповиновавшихся наказывали кнутом или ссылкой. В 1701 году либеральный дух культуры эпохи Петра I был выражен в ряде указов: запрещалось падать на колени при появлении царя; обнажать голову в зимний месяц, проходя мимо дворца. В 1702 году дошла очередь до реформирования семейной жизни: брачный союз был обеспечен более прочными нравственными гарантиями. По приезду из Франции Петр I издает указ о гостеприимстве. Гуковский. Г. Русская культура XVIII в. -М., 1968. -С.158.

Кардинально изменилось положение женщины в обществе. Царь пытался, следуя примеру Запада, приобщить слабый пол к светской жизни и обеспечить высшие круги новыми формами в обхождении. Эти перемены в культуре эпохи Петра I благоприятно влияли на легкую промышленность России. Стали развиваться мастерские и фабрики, выпускавшие новые виды тканей, головные уборы, кружева, обувь, застежки, пряжки и другие украшения. Царь и здесь был неравнодушен к происходящему. Те, кто производил предметы обихода для новой культуры быта и предметы роскоши, пользовались его покровительством и благосклонностью. Иногда Петр I отдельными указами обязывал фабрикантов сначала производить предметы культуры новой эпохи, и лишь после этого они имели право производить и продавать различные промышленные товары.

Дворянская культура петровской эпохи изменялась так же вследствие того, что царь заставлял дворян, обучатся, служить в армии или на флоте. Указы Петра I регулировали правила поведения в присутствия в церкви и судах. За нарушение правил был предусмотрен значительный размер штрафа и другие наказания. Культура эпохи Петра I снабдила подданных массой нормативных актов, которые определяли их хозяйственную, духовную и семейную жизнь. Значительные перемены происходили в дворцовом быту. Исчезала скованность, упрощались традиции.

В городскую культуру эпохи Петра I вошли народные гуляния в честь военной победы. В эти дни устраивались торжественные богато украшенные процессии с праздничными фейерверками, и угощением, выставленным на площадях. Ученые по-разному оценивают петровскую эпоху с её реформами в области культуры. Одни — восхищаются, отодвигая на второй план её недостатки и неудачи, другие — хотят выставить на 1-е место все пороки. Князьков. С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. -М., 1990. -С.229.

Нельзя не отметить, разносторонние оценки культуры эпохи Петра I, а также его реформ в условиях современности. Вроде бы, в период современных реформ, деятельность Царя должна быть примером, но находится много политиков и представителей творческой интеллигенции, которые отрицательно относятся к этому реформатору. Два с половиной века философы, историки и писатели спорят о значении преобразований в русской культуре петровской эпохи, но независимо от точки зрения исследователей, все сходны в одном — Петр I был одним из важнейших деятелей в истории России. Именно благодаря ему, история России разделится на допетровский и послепетровский период

23 стр., 11263 слов

Реферат личность петра

... И какую точку зрения принимать волен каждый выбирать для себя сам. 1. Становление личности Петра I 30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года Москва ... «догнать и перегнать передовые капиталистические страны». Сталин восстает продолжателем дела Петра, этаким Иосифом Петровичем, заканчивающим дело великого преобразователя. Официальная советская словесность возвращается к пушкинскому гиганту, — а ...

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее — на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. Сухарева. О.В. Кто был в России от Петра I до Павла I -М., 2005. — С.156. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г. образуется Монастырский приказ — светское учреждение — для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри, как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа — Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом. Богословский. М. Церковная реформа Петра Великого. 1719-1727 гг.- М., 1952.-С.173. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами — Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра.

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо — обер-прокурор. Никольский Н. Церковная реформа Петра I. Сборник Три века,- М., 1998. -С.72с.

21 стр., 10446 слов

Психологический портрет петра

... берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей. царями были ... мощи государства сопровождалось резким ростом крепостнической эксплуатации, помещичьего произвола, укреплением власти дворян и чиновничье-бюрократического аппарата самодержавия. Это обостряло основное противоречие между господствующим ...

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%).

Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью. Богословский.М. Церковная реформа Петра Великого. 1719-1727 гг. М., 1952. -С.294.

Глава 2.Влияние реформ Петра I на систему призрения

2.1 Особенность положения основных социальных слоёв общества

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, — юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

Занятый почти всё время своего царствования войной, Пётр так же, как и его предки, если не больше, нуждался в прикреплении сословий к определённому делу, и при нём прикрепление служилого сословия к войне было таким же нерушимым принципом, как и в XVII веке.

Меры Петра Великого по отношению к служилому сословию во время войны носили случайный характер и лишь около 1717 года, когда царь вплотную занялся «гражданством», начинают становиться общими и систематическими. Платонов. С. Петр Великий. Личность и деятельность. -Л., 1975. -С.116.

От «старого» в устройстве служилого сословия при Петре осталась неизменной прежняя закрепощенность служилого сословия путём личной службы каждого служилого человека государству. Но в этой закрепощенности изменилась несколько её форма. В первые годы шведской войны дворянская конница отбывала ещё военную службу на прежних началах, но имела значение не главной силы, а только вспомогательного корпуса. В 1706 году в армии Шереметева служили по-прежнему стольники, стряпчие, московские дворяне, жильцы и т. д. В 1712 году ввиду опасений войны с турками всем этим чинам было приказано снарядиться на службу под новым именем — царедворцы. С 1711—1712 годов постепенно выходят из обращения в документах и указах выражения: дети боярские, служилые люди и заменяются заимствованными из Польши выражением шляхетство, которое, в свою очередь, взято поляками у немцев и переделано из слова «Geschlecht» — род. В указе Петра 1712 года всё служилое сословие именуется шляхетством. Иностранное слово было выбрано не только по одному пристрастию Петра к иностранным словам, а потому, что в московское время выражение «дворянин» обозначало сравнительно очень невысокий чин, и люди старших служилых, придворных и думных чинов не называли себя дворянами. В последние годы царствования Петра и при его ближайших преемниках выражения «дворянство» и «шляхетство» одинаково в ходу, но лишь со времён Екатерины II слово «шляхетство» совсем исчезает из обиходной речи русского языка. Павленко. Н.И. Петр Великий. -М., 2010. — С.24с.

14 стр., 6986 слов

Личность и деяния петра

... примел тому - классик исторической мысли, М. Любавский. С.М. Соловьев, поддерживающий общепринятую трактовку личности и деятельности Петра III. Он приписал все заслуги ближайшим помощникам императора: Д. Волкову ... был болезненным и хилым. По характеру Пётр не был злым; часто вёл себя простодушно. 3. Жизнь в России до вступления на престол 5 февраля 1742 года четырнадцатилетний ...

Итак, дворяне времён Петра Великого на всю жизнь прикреплены к отбыванию государственной службы, как и служилые люди московских времён. Но, оставаясь всю жизнь прикреплёнными к службе, дворяне при Петре несут эту службу в довольно-таки изменённом виде. Теперь они обязаны служить в регулярных полках и во флоте и отправлять гражданскую службу во всех тех административных и судебных учреждениях, которые были преобразованы из старых и возникли вновь, причём военная и гражданская служба размежёвываются. Так как служба в новом войске, во флоте и в новых гражданских учреждениях требовала некоторого образования, хотя бы кое-каких специальных познаний, то для дворян была сделана обязательной школьная подготовка к службе с детства.

На действительную службу дворянин петровских времён зачислялся с пятнадцатилетнего возраста и должен был начинать её непременно с «фундаменту», по выражению Петра, то есть рядовым солдатом в армии или матросом во флоте, унтер-шрейбером или коллегии юнкером в гражданских учреждениях. Учиться полагалось по закону только до пятнадцати лет, а далее надо было служить, и Пётр очень строго следил, чтобы шляхетство было при деле. Время от времени он устраивал смотры всех взрослых дворян, состоявших и не состоявших на службе, и дворянских «недорослей», как именовались не достигшие узаконенного для службы возраста дворянские дети. На этих смотрах, производившихся в Москве и Петербурге, царь иногда лично распределял дворян и недорослей по полкам и школам, собственноручно ставя в списках «крыжи» против фамилий тех, которые годились на службу. В 1704 году Пётр сам пересмотрел в Москве более 8000 созванных туда дворян. Разрядный дьяк выкликал дворян по именам, а царь смотрел по тетради и ставил свои отметки.

Кроме отбывания заграничного учения, дворянство несло обязательную школьную повинность. Окончив обязательное обучение, дворянин отправлялся на службу. Дворянские недоросли «по годности» зачислились одни — в гвардию, другие — в армейские полки или в «гарнизоны». Преображенский и Семёновский полки состояли исключительно из дворян и были своего рода практической школой офицеров для армии. Указом 1714 года было запрещено производить в офицеры «из дворянских пород» не служивших солдатами в гвардии. Бочкарев. В. Дворянство и крестьянство при Петре Великом. Сборник Три века, т. III. -М., 1912.-С.187.

Указом 16 января 1721 года Пётр объявляет служебную заслугу, выраженную в чине, источником шляхетского благородства. Новая организация штатской службы и приравнение её к военной в смысле обязательности для шляхетства создавала потребность нового чиновного устройства и в этой сфере государственной службы. Это было достигнуто установлением 24 января 1722 года «Табеля о рангах». В этом табеле все должности были распределены по три параллельных ряда: сухопутные и морские воинские, штатские и придворные. Каждый из этих рядов делился на 14 рангов, или классов. Ряд воинских должностей начинается, идя сверху, генерал-фельдмаршалом и оканчивается фендриком. Этим сухопутным должностям соответствуют во флотегенерал-адмирал во главе ряда и корабельный комиссар в конце. Во главе штатских рангов стоит канцлер, за ним — действительный тайный советник, а внизу — провинциальные секретари (13 класс) и коллежские регистраторы (14 класс).

4 стр., 1548 слов

Социальные службы в Российской Федерации

... специфика деятельности Изучить правовые основы работы социальных служб. Объект исследования - организационные аспекты социального обслуживания населения. Предмет – законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации. ... в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. В 1712 году принят Указ “Об ...

«Табель о рангах» создавал переворот не только в служебной иерархии, но и в основах самого шляхетства. Поставив в основу деления на чины должность, замещавшуюся путём заслуги по личным качествам и по личной годности лица, в неё вступающего, Табель о рангах упразднил совершенно старинное деление на основе родовитости и происхождения и искореняла всякое значение аристократизма в русском государственном строе. Теперь всякий, достигнув личными заслугами известного чина, становился в соответствующую должность, и, не пройдя служебной лестницы с нижних чинов, никто не мог достичь высших. Служба, личная заслуга становятся источником шляхетства. В пунктах, которыми сопровождался Табель о рангах, это было выражено очень определённо. Там сказано, что все служащие первых восьми рангов (не ниже майора и коллежского асессора) с потомством своим причисляются к лучшему старшему дворянству. В пункте 8-мь отмечается, что, хотя сыновьям российского знатнейшего дворянства и открывается для знатной их породы свободный доступ ко двору, и желательно, чтобы они от других во всяких случаях по достоинству отличались, однако за это никому из них никакого ранга не даётся, пока они государю и отечеству услуг не покажут и за оные характера (то есть государственного положения, выраженного в чине и соответствующей должности) не получат. Табель о рангах открывал далее широкий путь к дворянству для людей всех классов, раз эти люди попадали на военную и гражданскую службу и личными заслугами выдвигались вперёд. В силу всего этого конечным результатом действия Табеля о рангах и была окончательная замена старинной аристократической иерархии породы новой бюрократической иерархией заслуги и выслуги.

От этого новшества пострадали, прежде всего, люди родовитые, те, кто издавна составляли избранный круг родословной знати при дворе и в правительстве. Теперь они стали на одну доску с рядовым шляхетством. Павленко. Н. И. Петр Первый. М.: Молодая гвардия, 1975. -С.337.

Чтобы возвысить в глазах окружающих значение своих неродовитых сподвижников, Пётр стал жаловать их иноземными титулами. Меншиков был возведён в 1707 году в сан светлейшего князя, а перед тем, по ходатайству царя, был сделан князем Священной Римской империи. Боярин Ф. А. Головин тоже сначала был возведён императором Леопольдом I в графское Римской империи достоинство.

Вместе с титулами Пётр, по примеру Запада, стал утверждать гербы дворян и выдавать грамоты на дворянство. Гербы, впрочем, ещё в XVII веке стали большой модой среди боярства, так что Пётр только узаконил эту склонность, заведшуюся под влиянием польского шляхетства.

По примеру Западу был учреждён в 1700 году и первый орден в России — «кавалерия» Св. апостола Андрея Первозванного, как высший знак отличия. Раз приобретённое службой дворянское достоинство со времён Петра передаётся по наследству, как пожалованное за выслугу, что является тоже новостью, не известной XVII веку.

Шляхетство времён Петра Великого продолжало по-прежнему пользоваться правом землевладения, но, раз изменились основы этого права, изменился и характер самого землевладения: раздача казённых земель в поместное владение прекратилась сама собой, как только окончательно установился новый характер дворянской службы, как только эта служба, сосредоточившись в регулярных полках, потеряла свой прежний ополченский характер. Поместная раздача заменилась тогда пожалованием населённых и ненаселённых земель в полную собственность, но не в качестве жалования за службу, а в награду за подвиги на службе. Этим самым закрепилось сложившееся уже в XVII веке слияние в одно вотчин и поместий. В своем законе «О движимом и недвижимом имении и о единонаследии», изданном 23 марта 1714 года, Пётр не делал никакого различия между этими двумя старинными формами служилого землевладения, говоря только о недвижимом имении и разумея под этим выражением и поместные и вотчинные земли. Романович-Славатинский А. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. Киев: Изд. Юрид. фак. Ун-та св. Владимира, 1912. -С.135.

9 стр., 4494 слов

Концепции человека в истории философии

... идей. Позднее этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной философской антропологии. В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое. И эта социальная природа ... образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к ...

Содержание указа о единонаследии заключаются в том, что землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество одному из них, которому хотел, но непременно только одному. Если землевладелец умирал без завещания, то всё недвижимое имущество переходило по закону к одному старшему сыну. Если землевладелец не имел сыновей, то мог завещать своё имение кому-нибудь из своих ближних или дальних родственников, кому хотел, но непременно кому-нибудь одному. В случае, если он умирал без завещания, имение переходило к ближайшему родственнику. Когда умерший оказывался последним в роде, он мог завещать недвижимое имущество одной из дочерей-девиц, замужней, вдове, кому хотел, но непременно одной. Недвижимое имущество переходило к старшей из замужних дочери, причём муж или жених обязывались принять фамилию последнего владельца.

Указ о единонаследии просуществовал недолго. Он вызывал слишком большое недовольство в дворянской среде, и шляхетство всячески старалось обойти его: отцы продавали часть деревень, чтоб оставить деньги младшим сыновьям, обязывали единонаследника клятвой уплатить младшим братьям их часть наследия деньгами. В докладе, поданном Сенатом в 1730 году императрице Анне Иоанновне, указывалось, что закон о единонаследии вызывает среди членов дворянских семей «ненависти и ссоры и продолжительные тяжбы с великим для обеих сторон убытком и разорением, и небезызвестно есть, что не токмо некоторые родные братья и ближние родственники между собой, но и отцов дети побивают до смерти». Императрица Анна отменила закон о единонаследии, но сохранила одну существенную его черту . Луппов.С.П. Россия в первой четверти XVIII века, -Л., 1973. -С.273.

В XVII веке и раньше служилые люди, осевшие по уездам Московского государства, жили довольно сплочённой общественной жизнью, создавшейся около того дела, которое они должны были отбывать «даже до смерти». Военная служба собирала их в некоторых случаях группами, когда каждой приходилось устраиваться самой в себе, чтобы всем вместе отбыть смотр, выбрать губного старосту, приготовиться к походу, выбрать депутатов на Земский собор и т. д. Наконец, самые полки московской армии составлялись каждый из дворян одной местности, так что соседи служили все в одном отряде.

При Петре Великом эти начала общественной организации в некоторых отношениях перестали существовать, в других получили дальнейшее развитие. Исчезла соседская порука друг по друге в исправной явке на службу, прекратилась самая служба соседей в одном полку, прекратились выборы «окладчиков», которые под надзором присланного из Москвы «большого человека» собирали сведения о службе каждого дворянина и на основании этих сведений производили развёрстку поместных дач и денежного жалования, когда оно полагалось. Но старинной способностью служилых людей действовать сообща, или, как принято говорить, корпоративно, Пётр воспользовался, чтобы возложить на местное дворянство некоторое участие в местном самоуправлении и в сборе государственных повинностей. В 1702 году последовало упразднение губных старост. После реформы губернской администрации в 1719 году местное дворянство избирало с 1724 года комиссаров от земли и наблюдало за их деятельностью. Комиссары должны были каждый год давать отчёт в своей деятельности уездному дворянскому обществу, которое их выбрало и за замеченные неисправности и злоупотребления могло предать виновных суду и даже подвергнуть наказанию: штрафу или даже конфискации имения.

4 стр., 1658 слов

Проблема человека в философии средних веков

... средневековой философией. Ее начало приходится на IX в., а развитие шло вплоть до XIV в. Проблема, которая рассматривается в реферате: «проблема человека в философии средних веков». Исходя из поставленной проблемы, можно следующим образом выделить цель реферата: рассмотрение проблемы человека в философии средних веков ...

Всё это были жалкие остатки прежней корпоративной объединённости местного дворянства. Оно участвует теперь в местной работе далеко не в полном составе, так как большая часть членов его служит, рассеянная по всему пространству империи. Дома, на местах, живут только старые да малые и очень редкие отпускные. Бочкарев. В. Дворянство и крестьянство при Петре Великом. Сборник Три века, т. III. -М., 1912. -С.359.

Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян — лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные — они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных. Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных. Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца.

Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков, разорявших своих крестьян, а холопам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крепостные лишились этой возможности).

Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости (если крестьянин в таковой находился).

В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Указом 7 апреля 1690 г. было разрешено уступать, за неоплаченные долги «поместных» крепостных, что фактически было формой торговли крепостными. Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей. Богословский. М. Введение подушных податей и крепостное право. Сборник Великая реформа. т. I. -М., 1911. -С.336.

При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.

2.2 Изменения в оказании помощи

Государственно-административное общественное и частное призрение складывалось на протяжении почти двух столетий. Его становление как системы происходит с XVIII по вторую половину XIX в. (она развивается по нескольким направлениям).

Оформляется административная система помощи нуждающимся, которая включала в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры относительно различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством. В развитии административной системы поддержки намечаются тенденции институциональной системы помощи, представляемой различными ведомствами — общественными и частными институтами защиты и призрения.

Административная система помощи нуждающимся начинает складывается в период разрушения старых государственных связей и хозяйственных отношений. Ее образование осложняется войнами, которые вела Россия, а также социальным реформированием общества и структуры государственного управления, осуществляющихся под влиянием петровских преобразований. В период правления Петра I государственное управление проходит три главных этапа: приказную систему — 1682-1709 гг., губернскую — 1710-1718 гг., коллежскую — 1719-1725 гг. Циткилов. П.Я. История социальной работы: учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Циткилов. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. -С.358.

На первом этапе (приказная система) проблемы призрения тесно связаны с секуляризацией монастырских земель и реформированием деятельности Монастырского приказа. Приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык, поделил их на две категории: доходы одних шли на нужды монастыря, других — в казну.

К 1700 г. церковные вотчины становятся основными источниками денежных, хлебных и других сборов государства. Точных сведений о количестве дворов в церковных вотчинах нет. Однако даже такие примерные сведения давали более или менее ясную картину финансовых средств, позволявших учитывать доходы Монастырского приказа и распределять их соответственно государственным нуждам: на военные расходы — на артиллерию, солдат, в том числе и на увечных солдат и унтер-офицеров, солдатских детей и жен, а также на школы и аптеки. Социальное реформирование общества, таким образом, предопределяет и решение тех проблем, которые возникали в результате проводимой внутренней и внешней политики.

Только с 1706 г. начинают призревать детей, вдов служилых людей, тогда как богадельным нищим финансовая помощь оказывается постоянно, причем отпускаемые им суммы превосходят суммы для детей и вдов. Суммы, отпускаемые на вдов и сирот, вдвое, а то и втрое меньше тех, которые отпускаются на богадельных нищих. Можно утверждать, что складывающаяся в данный период социальная политика в отношении этой категории нуждающихся проводится по остаточному принципу, к тому же по Указу от 30 декабря 1701 г. монастырям предписано осуществлять призрение «из своих остатков». Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.В. Фирсов — М.: ВЛАДОС, 1999. -С.298.

В том, что на первых порах большая часть денежных средств тратится на нищих, людей церкви, видится противоречивая политика государственной власти. Она вытекает из условий государственного реформирования, когда новая власть не может решить все социальные проблемы. Отсюда видна попытка и законодательно, и при помощи финансовых средств «заставить» церковь выполнять свои прямые обязанности по призрению людей церкви. Величина окладных расходов на государственные нужды к 1708 г. увеличивается, тогда как неокладных — уменьшается. Государство все больше и больше контролирует деятельность церкви, направляя ее средства и на свои нужды. Не забывают и о военных расходах. Их доля по сравнению с «социальными программами» значительно выше, чем финансирование просвещения, призрения и медицины, вместе взятых (военные расходы составили в 1701 г. — 828192 р., в 1708 г. — 1286384 р., на просвещение, призрение, медицину — 27425 р. и 55519 р. соответственно).

Начавшаяся Северная война приводит к резкому упадку приказной системы хозяйствования. Перед государственной властью встает проблема реорганизации административного пространства, что затрагивает и систему общественного призрения, поскольку Монастырский приказ не может в полной мере соответствовать административному и финансовому управлению в данный период. Административная реформа 1708 г. (Россия разделяется на губернии) и перестройка органов центрального управления 1718 г. (приказы заменяются коллегиями) идут параллельно с судебной реформой и реформой налогообложения. Кафенгауз. Б. Северная война и Ништадский мир. -М., 1944.-С.147.

Роль Монастырского приказа, а позднее и Святейшего Синода, после разделения России на губернии была в основном контролирующей, полицейско-административной. Таким образом, духовенство приравнивалось к светским чиновникам, для которых указы и распоряжения Сената являлись обязательными к исполнению. В такой же административной зависимости находился и Святейший Синод. Его деятельность в области общественного призрения регламентировалось вышестоящими органами. Так, Святейшему Синоду предписывалось содержать в монастырях направленных Военной Коллегией обер-офицеров, унтер-офицеров, рядовых драгун, солдат (Указы 1720, 1721, 1722 гг.).

Лишая духовенство власти и самостоятельного финансового управления, отдавая предпочтение губернскому административному управлению, государство спровоцировало тем самым рост нищенства. Поэтому вполне естественно, что большинство указов в сфере общественного призрения направлено на искоренение данного социального недуга.

Петровские преобразования в начале XVIII века существенно изменяют систему защиты и помощи нуждающихся. В обществе изменяется подход к человеку. Если средневековая концепция человека строилась исходя из отрицания ценности личности, приоритета ценностей коллективизма, который закреплялся экономическими факторами (владение собственностью на землю либо общиной, либо монастырем, либо под патронажем государственных органов), то эта концепция меняет свое содержание в эпоху формирования абсолютизма. Ценность человека рассматривается с позиций его трудовой стоимости. Вот почему при Петре Великом происходит активизация политики в отношении профессионального нищенства, усиливается роль государства, расширяются мероприятия, направленные на секуляризацию монастырских земель. Анисимов. Е. В. Время Петровских реформ. — Л., 1989.-С.261.

Среди указов, направленных против профессионального нищенства, являются указы 1691, 1694, 1712, 1718 гг. Указами конца XVII в. запрещали побираться в «нищенском образе и притворном лукавстве», за что, в случае поимки, таких людей «били кнутом» и ссылали в Сибирь.

Правовые регламентации изменяются с начала XVIII века. «Препровождение» бродящих распространяется как на мужчин, так и на женщин. Появляются органы контроля и надзора в виде Монастырского приказа, который должен направлять нищих по месту приписки (Указ от 21 января 1712 г.).

Нищих «ловили» и отдавали в «работу». Параллельно велась борьба и против тех, кто подавал милостыню. С этой целью в городах создавались специальные штаты «нарочных поимщиков». Устанавливалось взыскивать штрафы с лиц, в чьем ведении находились здоровые побирающиеся нищие: помещиков, вотчинников, как мирян, так и представителей духовенства. Определялись санкции к нищенствующим: пойманных впервые бить батогами, во второй или третий раз — отсылать мужчин на каторжные работы, женщин — в прядильные дома, детей — на суконный двор и мануфактуры. Разрешалось старостам и сотским собирать нищим «на хлеб и на одежды», из тех сел и деревень, откуда они вышли, а за это, если они «ни убогие и ни престарелые», те могли бы свой «хлеб отработать». (Указы от 25 февраля и 20 июня 1718 г.).

Политика секуляризации монастырских владений была достаточно последовательной и предусматривала не только материальный, но и организационный контроль над деятельностью церкви. В связи, с чем появляется Указ о регламентации жизни монастырей. В «Духовном регламенте» от 25 января 1725 г. впервые перед духовными лицами ставится вопрос о милостыни как общественном зле, предписывается искоренять этот обычай. Никольский Н. Церковная реформа Петра I. Сборник Три века, т.III, -М., 1998. -С.372.

Однако и государство начинает осознавать свою роль и миссию в деле ликвидации профессионального нищенства и проведении профилактики этого явления, создании системы защиты и помощи нуждающимся. Так, в регламенте, или уставе, Главного магистрата от 16 января 1721 г. определена роль полиции в деле общественного призрения как одного из субъектов «социальной политики». В главе Х подчеркивалось, что «полиция призирает нищих, бедных, больных, убогих, увечных, прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божьим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках». В Регламенте указаны основные институты призрения: «смирительные дома», предназначенные для людей «непотребного жития»; «прядильные дома» — для женщин «непотребного женского бытия»; «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» — для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали; «другие домы от разных болезней бедных лечат». Надлежало данные дома построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Дальнейшее развитие системы социальной защиты, которая включала в себя меры не только оперативного и превентивного характера, находит в инструкциях о внутренней регламентации монастырей и о магистрате. Устрялов. Н. История царствования Петра Великого, -СПб, 1859-1863. -С.102.

В преамбуле Указа (от 31 января 1724 г.) о внутренней регламентации монастыря дается оценка монашеской жизни: «…что же прибыль обществу от сего во истину токмо старая пословица: ни Богу, ни людям, понеже большая часть бегут от податей и от лености, дабы даром хлеб есть». Святейшему Синоду было предписано: 1. Отставных солдат, которые не могут трудиться, направлять в монастыри, их число определять, исходя из доходов монастыря, причем необходимо устраивать «шпитали по регламенту»; 2. Монахов определить для «служения» отставным военным, лишним монахам, не задействованным на «служении», выделять монастырские земли, чтобы они на ней работали; 3. Монахиням «лишним» вместо пашни вменялось рукоделие, «пряжею на мануфактурные заводы».

Также подчеркивалось, что призрение бедных, «престарелых и дряхлых граждан» лежит непосредственно на магистратах. Для этих целей они должны быть пристроены в городские богадельни, а не жить за счет «пропитания граждан». Однако категорически запрещалось призрение «посторонних граждан», т.е. лиц не из данного города. Запрещалось всем сословиям призревать и оказывать милостыню «посторонним гражданам». Относительно профессионального нищенства указывалось, что праздный образ жизни ведет к различным формам преступлений — «воровству», «разбою». Для предотвращения этого людей, ведущих праздный образ жизни, необходимо «понуждать» к ремеслам, работам, «художествам».

Характерны в этом отношении институты призрения, которые можно условно разделить на институты социального контроля и социальной помощи. К первым можно отнести смирительные и прядильные дома, предназначенные прежде всего для насильственного привлечения мужчин и женщин к общественно полезному труду. Эти меры направлены против «профессиональных нищих», «ленивых прошаков». Ко вторым причисляли гошпитали. Они предназначались для призрения сирот, убогих, больных, увечных, престарелых, т.е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств самостоятельно кормиться.

К сожалению, Петр I много не успел совершить из своих планов; даже духовная коллегия не выполнила порученного ей наставления. Непосредственно после смерти Петра Великого наступает период законодательного затишья. Ближайшие наследники мало заботились о полном проведение мер по призрению, они лишь усиливают указы о жестоких наказаниях нищенствующих. Джеймс Крейкрафт. Революция Петра: здания, образы, слова // сборник «Петр Великий» под редакцией Е. В. Анисимова 2007. -С.84.

Заключение

Результаты преобразований Петра Великого обширны и многообразны, как многообразны и затронутые ими сферы жизни русского общества.

Первым очевидным итогом петровских реформ следует считать преодоление того структурного (системного) кризиса, кризиса традиционализма, который охватил русское общество во второй половине XVII в.

Вторым очевидным итогом преобразований явилась европеизация (модернизация) важнейших политических институтов страны, системы управления и жизни общества в целом. Для пояснения необходимо уточнить, в чем конкретно проявилась европеизация. Начать легче всего со сферы культуры и быта, где они были наиболее заметны. Дело не столько в том, что значительная и наиболее социально активная часть русского общества (дворянство, горожане, армия) переоделась в европейское платье, стала жить в домах, построенных в соответствии с европейской архитектурной традицией, а отчасти и в европеизированной городской среде, познакомилась с блюдами европейской кухни, обрела новые, приближенные к европейским, виды общественной и частной деятельности, в том числе информации и досуга. Дело в том, что все это в совокупности меняло сам уклад жизни, а, следовательно, и мышление людей, их менталитет, систему ценностей. Русское общество стало более динамичным, более восприимчивым ко всему новому. Не менее заметными были процессы европеизации и в системе власти и управления. Модернизация проявилась и в названиях новых государственных учреждений и должностей в них, в рационализации делопроизводства, в системе иерархии учреждений, организации контроля за их деятельностью, выдвижении на первый план личной выслуги, признании постоянного и определенного денежного жалованья основным видом награды за службу, создании правовой основы государственной службы и т.д.

Еще одно важнейшее проявление модернизации — в созданной в ходе преобразований социальной структуре русского общества. Она была значительно упрощена за счет ликвидации ряда маргинальных социальных категорий, что создавало возможность возникновения полноценных сословий европейского образца. В то же время сословия стали еще более зависимы от государства, еще менее свободны, чем прежде. Более всего противоречивость петровской реформы сказалась на положении дворянства. С Петра процесс складывания дворянства как единого сословия начинается как процесс консолидации русского дворянства. Суть его была в постепенном обретении сословных прав и привилегий и одновременном освобождении от государственного рабства, что означало начало борьбы дворянства с государством за свою свободу, которая превратило его в самостоятельную политическую силу. И тут не было бы ничего катастрофического, если бы сословные права русского дворянства не были жестко связаны с правами крестьянства.

Значительное усиление в результате петровской реформы крепостного права — одно из противоречий модернизационной реформы. С обретением дворянством сословных прав государство теряло контроль над значительной частью своих подданных, так как освобождение дворянства означало, что помещичий крестьянин перестает быть подданным государства и становится собственностью помещика. Крепостничество способствовало закреплению в менталитете значительной массы крестьянства черт социального иждивенчества, социальной и хозяйственной пассивности, отсутствия представлений о личной свободе, достоинстве и пр.

Многообразны и тоже противоречивы были последствия петровских реформ в духовной сфере. Именно нововведениям Петра мы обязаны появлением светской культуры, без чего Россия не стала бы членом мирового культурного сообщества.

Петровскими преобразованиями был надолго определен курс, стиль внешнеполитического поведения страны. Статус ведущей мировой державы способствовал формированию российского патриотизма, чувства гордости за свою страну.

Подводя итоги, полагаю, что именно реформы в социальной сфере были единственными возможными для России того времени.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsialnyie-reformyi-petra/

Список используемых источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsialnyie-reformyi-petra/

1. Анисимов, Е. В. Время Петровских реформ. — Л., 1989.-496с.

2. Богословский, М. Введение подушных податей и крепостное право. Сборник Великая реформа. т. I. -М., 1911. -336с.

3. Богословский, М. Церковная реформа Петра Великого. 1719-1727 гг. -М., 1952. -579с.

4. Бочкарев, В. Дворянство и крестьянство при Петре Великом. Сборник Три века, т. III. -М., 1912 г.-659с.

5. Буганов, И.В. Петр Великий и его время. — М., 1989.-192с.

6. Гуковский, Г. Русская культура XVIII в. -М., 1968. -472с.

7. Кафенгауз ,Б. Северная война и Ништадский мир. -М., 1944.-782с.

8. Князьков. С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. -М., 1990. -668с.

9. Крейкрафт Джеймс»Революция Петра: здания, образы, слова // сборник «Петр Великий» под редакцией Е. В. Анисимова 2007. -84с.

10. Луппов, С.П. Россия в первой четверти XVIII века, -Л., 1973. -509с.

11. Милюков, П. Н. Очерки русской культуры. ч III, вып. I, -СПб., 1901. -984с.

12. Никольский, Н. Церковная реформа Петра I. Сборник Три века, т.III, -М., 1998. -725с.

13. Павленко. Н. И. Петр Великий. -М., 2010. — 668с.

14. Платонов. С. Петр Великий. Личность и деятельность. -Л,. 1975. -473с.

15. Романович-Славатинский, А. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. Киев: Изд. Юрид. фак. Ун-та св. Владимира, 1912. -375с.

16. Сухарева, О.В. Кто был в России от Петра I до Павла I, -М., 2005. — 704с.

17. Устрялов, Н. История царствования Петра Великого, -СПб.,1859-1863. -749с.

18. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.В. Фирсов — М.: ВЛАДОС, 1999. — 456с.

19. Циткилов, П.Я. История социальной работы: учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Циткилов. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. -587с.