Проблемы развития малого бизнеса в Костромской области

Курсовая работа

, его сущность и роль в экономике, а также виды и формы организации малого бизнеса.

2. Провести анализ состояния малого бизнеса в Костромской области, выявить основные проблемы его развития.

  • Определить перспективы малого бизнеса в Костромской области

Объектом исследования данной курсовой работы является малый бизнес Костромской области, предметом — проблемы его развития.

малый бизнес россия развитие

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: эмпирические (наблюдение и изучение законодательных и нормативных материалов), теоретические методы (теоретический анализ учебной литературы).

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе даётся характеристика малого бизнеса, его сущность и роль, его виды и формы.

Вторая глава курсовой работы посвящена анализу развития малого бизнеса в Костромской области, а также выявлению проблемы малого бизнеса

В третьей главе определены основные перспективы развития малого бизнеса Костромской области.


По мере формирования государства развивалось и предпринимательство. Купцы доставляли товары из далеких стран, поставляя в эти страны товары русских производителей. Основным экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенька и др. Импорт составляли товары для роскоши знати: шелковые ткани, парча, бархат, благородные и цветные металлы и др. [13, c.33].

Долгое время предпринимательство осуществлялось в частном порядке, государство участвовало в этом процессе достаточно мало, отдавая все привилегии регулирования предпринимательства местным управителям. Однако, уже в VIII веке торговля и предпринимательство стали важной сферой хозяйственной деятельности. Рынок занимал центральное место в русском городе. Торговые люди успешно действовали на внутреннем рынке, а наиболее активные устремлялись за его пределы, так как важнейшим источником обогащения русского купечества являлась внешняя торговля.

Во время правления Петра I вся страна сделала значительный шаг вперед. Первое, с чего начал Петр свою государственную деятельность, было возвышение предпринимателей, усиление их социального престижа. Поощрялась всякая фабричная и заводская предприимчивость. С этой целью, в частности, хозяева фабрик и заводов освобождались от казенных городских служб и других повинностей, им предоставлялись безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды.

3 стр., 1488 слов

Роль конфликтов в бизнес-планировании

... ситуации и затем выбрать из нескольких известных стратегий подход к управлению конфликтом, который разрешит проблему и принесет полезные результаты проекту в целом. Одним из ключевых элементов ... принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. 4. Использование системы вознаграждений. За достижение общеорганизационных комплексных целей чле

Несмотря на серьезные изменения и реформы, проведенные Петром I, дальнейшее развитие предпринимательства было достаточно вялым вплоть до XIX века.

Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно — купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества.

К концу XIX и началу XX века ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ — мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы [13, c.42].

На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами.

Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно назвать переломным моментом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе.

Во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств. Начался период безраздельного господства административно — командной системы.

Новое зарождение малого предпринимательства в России берет свое начало с 80-х гг. после «застойного» периода. Тогда как партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались как отдельные субъекты производства, но, тем не менее, их деятельность послужила предпосылкой для развития малого бизнеса в России.

В конце 80-х годов произошли большие изменения в политической и социально-экономической сферах страны. У предприимчивых людей появилась возможность на легальной основе заниматься предпринимательской деятельностью.

В это же время появляются первые кооперативы и объединения предпринимателей, учрежден Союз менеджеров СССР, членами которого стали многие предприниматели.

Законодательства, которое способствовало бы регулированию деятельности предпринимателей, не было. Кооператоры сами защищали свои интересы, выступая перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Некоторые предприниматели баллотировались на выборы депутатов СССР и РСФСР.

Начали формироваться союзы предпринимателей в области сельского хозяйства, науки и торговой деятельности. В 1990 году был создан Российский союз совместного предпринимательства, а спустя год Аграрный союз. Позже появляются первые открытые акционерные общества.

В начале 90-х годов государственные предприятия стали сдавать позиции, не выдерживая конкуренции. В результате произошла приватизация государственных предприятий, что повлекло за собой еще большее развитие предпринимательства [13, c.52].

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми процессами. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве Период раннего детства наиболее благоприятен для форми­рования культурно-гигиенических ... и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

В этот же период в сфере малого предпринимательства начала активно начала развиваться теневая экономика. Ее развитие, прежде всего, связано с большими налоговыми сборами, которые способствовали использованию предпринимателями «черной» кассы, «серых» схем, двойной бухгалтерии и т.д.

Развитие малого предпринимательства привело к проблемам в экономическом секторе. Произошла смена ориентиров с развития наукоемких, высокотехнологичных и инновационных технологий на торгово-посреднические отношения.

В период 1991-1993 гг. в России происходит политическая неразбериха и экономический развал, что привело к переходу большой части малого бизнеса на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не смогли вовремя перейти на новую рыночную экономику, были ликвидированы. Основным видом деятельности в сфере бизнеса стала торговля.

После 1993 года малое предпринимательство и частный сектор экономики начинают снова развиваться и принимать другие обороты. Создается правовая основа предпринимательской деятельности, которая включает Гражданский кодекс, Закон «О некоммерческих организациях» и целый ряд других постановлений.

С 1998 года требования к предприятиям малого бизнеса ужесточаются. Для их регистрации необходимо пройти регистрацию в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, ФОМС и т.д.

Таким образом, становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:

Этап I — 1987-1994 годы — период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которого являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов.

Этап II — 1995 год — август 1998 года — период перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации.

Этап III — август 1998 года — 2000 год — период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках — на нефть, газ, золото, цветные металлы — то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия.

Закономерности развития современного производства, его концентрация и диверсификация ведут к созданию и развитию небольших хозяйствующих субъектов как необходимого звена для успешного функционирования крупных фирм и хозяйственного комплекса в целом. Среди них особая роль принадлежит малым предприятиям торговли.

Согласно гражданскому кодексу к предпринимательской относится самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке. [2]

21 стр., 10461 слов

«Предпринимательство в России: проблемы развития»

... региональных социально-экономических задач. Развитие малого бизнеса является основой решения важной для России социально-экономической задачи - возрождение духа цивилизованного предпринимательства и формирование на его основе среднего класса. Актуальность работы состоит в том, что ...

Наряду с вышеизложенным определением существуют и другие различные трактовки, раскрывающие суть малого предпринимательства в литературе, как отечественной, так и зарубежной. Так, Ф. Хайек считает, что малое предприятие — это хозяйствующий субъект, для которого характерно особое поведение, стремление обнаружить различные возможности получения прибыли в условиях высокой рыночной конкуренции [16,c.18]. Американские учёные Р. Хизрич и М. Питерс полагают, что малое предприятие — предприятие, для которого характерны весьма умеренные темпы роста и ограниченность средств, направляемых на исследование и разработки [16,c.18]. Особый интерес имеет определение малого предприятия, данное Й. Шумпетером, который рассматривает малое предприятие как объединение нескольких физических лиц, направленное на создание новых комбинаций с целью выпуска новых видов продукции (товаров, работ, услуг) и освоения новых источников и форм организации труда и производства. [16,c.18]

Анализируя определения, данные учёными, характеризующие с разных сторон малое предпринимательство, можно заключить, что прибыль, доход являются его неотъемлемой частью.

В соответствии с федеральным законом от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает следующих предельных уровней [3]:

  • в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации [3].

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или годовом объёме прибыли [3].

К субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, то есть физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [15, c.115].

Развитие малого предпринимательства является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики [13, c.142].

Малое предпринимательство во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового регионального продукта. Присущие малым предприятиям гибкость и высокая приспособляемость к изменению рыночной конъюнктуры способствует стабилизации экономических процессов в области. Вместе с тем, сектору малого предпринимательства свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе [17, с.24].

14 стр., 6849 слов

Дочерние и зависимые общества

... юридическими лицами. Безусловно, в рамках данной курсовой работы было бы проблематично рассмотреть все стороны деятельности дочерних и зависимых предприятий, так как каждая из них ... организацией в отношении дочернего общества может быть как хозяйственное общество, так и хозяйственное товарищество, в том числе общество (товарищество), не являющееся акционером дочернего общества. В соответствии с ...

В последние годы развитие малого бизнеса характеризуется тенденциями роста валовых и финансовых показателей, относительно постоянной численности занятых в малом бизнесе, а также колебаниями в количестве предприятий, обусловленными изменениями в Российском законодательстве, процессом ликвидации бездействующих предприятий и переходом части предприятий в категорию средних и крупных [17, с.26].

В ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства, отражающаяся в использовании гражданами своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. [17, с.28]

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

  • численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
  • вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
  • вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
  • ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
  • насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
  • навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

Малый бизнес в Европе является основой социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Социальную роль малого предпринимательства в связи с общеизвестными и достоверными данными нельзя недооценивать. Число занятых во всём мире насчитывает десятки миллионов человек. Помимо социальной функции малому предпринимательству также свойственны: общеэкономическая, инновационная, ресурсная, и организаторская. Имеющееся число малых предприятий в РФ недостаточно для усиления их роли в экономике. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда в странах-членах ЕС — не менее 30. Благополучие и процветание страны, напрямую зависит от той роли, которая отводится предпринимательству как таковому, так и малому, в частности.

Важное место в рыночной экономике занимает предпринимательство в сфере торговли — коммерция. Этот вид предпринимательства является наиболее привлекательным с точки зрения предпринимателя, не обладающего значительным капиталом, и не рассчитывающего на привлечение крупных инвестиций. Причина этому то, что создание коммерческого предприятия требует значительно меньших средств, чем, например, создание промышленного предприятия, а также тот факт, что в торговле можно быстрее получить отдачу, то есть срок окупаемости торгового предприятия гораздо меньше, чем в других видах предпринимательской деятельности. Торговля и коммерческое дело тесно взаимосвязаны. Стратегия коммерции должна быть направлена на доведение товаров до потребителей, сопровождаемое коммерческими действиями и операциями, тактика которых заключается в снижении текущих затрат. Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определённую направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием её развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, то есть коммерческая деятельность. Её цель — увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.

Предпринимательская деятельность довольно многообразна и может быть классифицирована по целому ряду признаков таким, как виду и назначению, формам собственности, функциям, размерам, количеством собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

В соответствии с ГК РФ [2] существуют следующие организационно-правовые формы малого бизнеса: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного).

Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Каждый участник уплачивает налоги с суммы своей доли прибыли и имеющегося у него дохода. Участники полного товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Несколько иное положение в смешанном (коммандитном) товариществе, или товариществе на вере. Наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществляемой товариществом предпринимательской деятельности.

Следующая группа коммерческих предприятий малого бизнеса — хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества.

На начальном этапе перехода экономики России к рыночным отношениям широкое распространение получили товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО).

В ГК РФ [2] сохранены основные принципы ТОО в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Такое общество учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли, определенные учредительными документами.

Уставный капитал

Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В отличие от ООО участники общества с дополнительной ответственностью солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Широко распространенной формой малого бизнеса являются акционерные общества (АО).

Большинство из них создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Уставный капитал АО разделен на определенное число акций. Его участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Учредительным документом как открытого, так и закрытого акционерного общества служит устав, утвержденный учредителями.

Гражданским кодексом [2] впервые определены дочерние и зависимые общества. Дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. В то же время основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение его указаний.

Несколько иной экономический статус имеет зависимое хозяйственное общество. Зависимым признается хозяйственное общество, в случае если другое, преобладающее или участвующее общество, имеет более 20% голосующих акций акционерного общества, или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

производственные кооперативы.

Унитарное предприятие

Классификация видов малого бизнеса достаточно обширна и может быть разделена по целому ряду признаков таким, как виду и назначению, формам собственности, функциям, организационно-правовым формам, размерам, количеству собственников.

По форме собственности малые предприятия подразделяются на частные и общественные предприятия. Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от количества лиц, являющихся их владельцами; от ответственности за деятельность предприятия и способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. Общественный сектор экономики — это государственные и муниципальные предприятия.

По численности собственников предпринимательскую деятельность рассматривают как индивидуальную и коллективную. Согласно ст.23 ГК РФ [2] гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Данная деятельность подразумевает ответственность предпринимателя по обязательствам своим имуществом, но в тоже время позволяет упростить процессы создания и ликвидации бизнеса. Коллективному предпринимательству относят собственность, принадлежащую одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Данный вид деятельности уравнивает всех её участников в правах владения, пользования и распоряжения результатами труда, в отличие от индивидуальной.

В зависимости от вида и назначения предпринимательской деятельности различают: коммерческую, финансовую, производственную, консалтинговую и д. р.

Таким образом, малый бизнес это — предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.


С помощью анализа можно просмотреть динамику состояния малых предприятий Костромской области, получить более полное представление о количестве действующих малых предприятий в целом и по видам экономической деятельности в последние года, численности занятых на этих предприятиях, обороте и налоговых отчислениях в бюджет.

Основными показателями деятельности малых предприятий являются их количество, средняя численность работников, осуществляющих деятельность на таких предприятиях и оборот малых предприятий.

Число субъектов малого предпринимательства — один из основных индикаторов качества экономической среды. В Костромской области за исследуемый период наблюдается увеличение количества малых предприятий.

По данным рисунка 1, наглядно видно, что особенно резкий скачок произошёл в 2009, по сравнению с 2008 годом число предприятий увеличилось на 1500. На 1 января 2010 года в области функционируют 4599 юридических лиц, а на 1 января 2007 года их число составляло 3009.

Это может быть связано с выполнением областной целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства в Костромской области на 2006-2010 годы», которая была утверждена и реализовалась в целях обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства в области. В части нормативно-правового обеспечения в 2006 году было принято большое количество актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства.

Также проведён ряд мероприятий по различным видам государственной поддержки изучаемой сферы, в том числе финансовой, имущественной, консультационной, поддержке в области подготовки кадров и развитии инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Унитарное предприятие 1

Рис.1 Динамика количества малых предприятий за период 2007-2010 года 1

Из рисунка 2, видно, что средняя численность работников, осуществляющих деятельность на малых предприятиях в Костромской области, имеет чёткую тенденцию к увеличению числа работающих в сфере малого бизнеса. В 2010 году число работников увеличилось вдвое по сравнению с 2007 годом и составило 54293 человека.

Этот рост обусловлен увеличением числа малых предприятий и активным вовлечением населения в сферу малого бизнеса с помощью областным целевых программ, мероприятий по государственной поддержке, которые облегчают функционирование действующих малых предприятий в современных рыночных условиях и появление и закрепление на рынке вновь создаваемых предприятий.

Малые предприятия способствуют большему росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний.

Унитарное предприятие 2

Рис.2 Динамика средней численности работников малых предприятий за период 2007-2010 года

Рассматривая оборот малых предприятий за исследуемый период, можно наглядно увидеть на рисунке 3 интенсивный рост показателей. За четыре года произошло значительное увеличение значений. Если в 2007 году оборот малых предприятий был 13598,6 миллионов рублей, то в 2010 году этот показатель составляет уже 60874,7 миллионов рублей. Это безусловно имеет важное значение как для экономики нашей области, так и для экономики страны в целом, так как увеличение оборота малых предприятий способствует увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Также это говорит о более успешном функционировании предприятий в сфере малого бизнеса, о большей обеспеченности предпринимателей и удовлетворённости от создания собственного дела.

Унитарное предприятие 3

Рис.3 Динамика оборота малых предприятий за период 2007-2010 года 1

Таблица 1, Число малых предприятий по видам экономической деятельности за период 2005-2008 года [19]

Число малых предприятий

единиц

в процентах к итогу

2007

2008

2009

2010

2007

2008

2009

2010

Всего

3007

3047

4599

4795

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

269

351

489

330

8,9

11,5

10,6

6,9

в том числе сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этой области

156

238

301

180

5,2

7,8

6,5

3,8

Рыболовство, рыбоводство

1

1

1

3

0,0

0,0

0,0

0,1

Добыча полезных ископаемых

9

6

11

20

0,3

0,2

0,2

0,4

Обрабатывающие производства

447

519

799

789

14,9

17,0

17,4

16,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

8

17

21

24

0,3

0,6

0,5

0,5

Строительство

484

365

525

615

16,1

12,0

11,4

12,8

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

1265

1161

1578

1716

42,1

38,1

34,3

35,8

Гостиницы и рестораны

34

51

181

160

1,1

1,7

4,0

3,3

Транспорт и связь

92

137

197

234

3,1

4,5

4,3

4,9

в том числе связь

15

12

17

21

0,5

0,4

0,4

0,4

Финансовая деятельность

19

30

36

54

0,6

1,0

0,8

1,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

282

319

636

725

9,4

10,5

13,8

15,1

Образование

7

6

10

10

0,2

0,2

0,2

0,2

Здравоохранений и предоставление социальных услуг

26

25

43

42

0,9

0,8

0,9

0,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

64

57

71

73

2,1

1,9

1,6

1,5

В таблице 1 представлено количество малых предприятий по видам экономической деятельности. С помощью неё можно просмотреть динамику предприятий в сфере малого бизнеса и выявить отрасли с наибольшим и наименьшим сосредоточением предприятий.

Из таблицы 1 видно, что в Костромской области существует ряд отраслей, в которых функционирует большое количество малых предприятий. К ним относятся:

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

обрабатывающие производства;

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

Наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в отрасли оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, при чём их количество с каждым годом заметно увеличивается. В 2010 году показатель составил 1716 предприятий, тогда как в 2007 их было 1265, хотя в 2008 году заметно незначительное снижение данного показателя, что наглядно видно на рисунке 4.

Таблица  1

Рис.4 Динамика количества малых предприятий в отрасли оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования за период 2007-2010 года (в единицах) 1

Количество малых предприятий в отрасли обрабатывающие производства за рассматриваемый промежуток времени заметно растёт, но в 2010 году их число незначительно уменьшилось и составило 789 единиц по сравнению с показателем за 2009 год 799 единиц. Просмотреть наглядно тенденцию можно на графической иллюстрации, представленной ниже.

Таблица  2

Рис.5 — Динамика количества малых предприятий в отрасли обрабатывающие производства за период 2007-2010 года (в единицах) 1

Чёткая тенденция к увеличению показателя число малых предприятий просматривается в отрасли операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Их количество за четыре года возросло с 282 в 2007 году до 725 в 2010 году, о чём свидетельствует рисунок 6.

Таблица  3

Рисунок 3.6 — Динамика количества малых предприятий в отрасли операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг за период 2007-2010 года (в единицах)

Количество малых предприятий в отрасли строительство в 2008 году несколько снизилось, но, в общем, их число за данный промежуток времени заметно увеличилось с 484 предприятий в 2007 году до 615 в 2010 году.

Таблица  4

Рисунок 3.7 — Динамика количества малых предприятий в отрасли строительство за период 2007-2010 года (в единицах)

В Костромской области существуют отрасли, в которых малый бизнес почти не развивается. Они характеризуются небольшим количеством малых предприятий и практическим отсутствием динамики, имеющей тенденцию к увеличению. Среди таких отраслей можно выделить: рыболовство, рыбоводство; образование; добыча полезных ископаемых.

Менее всего предприниматели готовы создавать своё дело в отрасли рыболовство, рыбоводство. Показатели количества малых предприятий остаются стабильными, лишь в 2008 году их число незначительно увеличилось, что в целом не меняет ситуации в данной отрасли. Отрасль образование также не пользуется популярностью среди предпринимателей. С течением времени число предприятий практически не меняется и составляет 10 единиц как в 2009, так и в 2010 году. В 2010 году в отрасли добыча полезных ископаемых произошло увеличение количества малых предприятий вдвое по сравнению с предыдущими годами и составило 20 предприятий. Но, тем не менее, эта отрасль также характеризуется низкой привлекательностью для предпринимателей Костромской области.

Просматривая статистические данные о количестве малых предприятий, функционирующих на территории Костромской области, можно увидеть, что практически во всех отраслях за исследуемый период времени показатели имеют чёткую тенденцию к увеличению. Это говорит о том, что усилия государства по стимулированию развития малого предпринимательства в нашей области и оказываемая поддержка дают положительные результаты. Лишь в немногочисленных отраслях заметно уменьшение числа предприятий. К таким отраслям относятся: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, в том числе сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этой области, а также гостиницы и рестораны. Надо заметить, что это снижение происходит лишь в 2009 году, однако, общая тенденция по сравнению с 2007 годом всё равно стремится к увеличению.

Таким образом, количество малых предприятий в Костромской области во всех рассматриваемых отраслях за четыре года существенно увеличилось, что положительно сказывается на экономике области и страны в целом.

В таблице 3 представлены статистические данные о численности работников малых предприятий по видам экономической деятельности за период продолжительностью четыре года с 2007 по 20010 года.

Таблица 2

Численность работников малых предприятий по видам экономической деятельности за период 2007-2010 года [19]

Человек

В процентах к итогу

2007

2008

2009

2010

2007

2008

2009

2010

Всего

23752

31306

46887

54293

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

3002

4797

8388

8422

12,6

15,3

17,8

15,5

в том числе сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этой области

1819

3567

5068

5534

7,7

11,4

10,8

10,2

Рыболовство, рыбоводство

39

42

28

101

0,2

0,1

0,2

Добыча полезных ископаемых

136

117

213

152

0,6

0,4

0,5

0,3

Обрабатывающие производства

6879

10031

14065

13526

29,0

32,0

30,0

24,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

103

179

259

565

0,4

0,6

0,6

1,0

Строительство

4747

4618

5573

7119

20,0

14,8

11,9

13,1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

4551

6432

7159

10995

19,2

20,5

15,2

20,3

Гостиницы и рестораны

223

313

911

1779

0,9

1,0

1,9

3,3

Транспорт и связь

1359

1778

3032

2523

5,7

5,7

6,5

4,6

в том числе связь

103

145

113

191

0,4

0,5

0,2

0,4

Финансовая деятельность

110

85

272

337

0,5

0,3

0,6

0,6

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1723

1910

5764

7460

7,3

6,1

12,3

13,7

Образование

32

27

39

81

0,1

0,1

0,1

0,2

Здравоохранений и предоставление социальных услуг

241

209

423

573

1,0

0,7

0,9

1,1

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

607

765

758

660

2,5

2,4

1,6

1,2

Проанализировав данные таблицы 2, можно заметить, что в Костромской области существует ряд отраслей, в которых занято наибольшее количество работников малых предприятий. Больше всего работников трудиться на предприятиях обрабатывающего производства. Просматривая динамику по годам, можно заметить общую тенденцию роста численности работников, хотя в 2010 году произошло некоторое уменьшение их количества. В 2009 году показатель был 14065 человек, а в 2010 году снизился до 13526 человек.

Большое число работников занято в отрасли оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Можно проследить тенденцию увеличения работников малых предприятий в этой отрасли, их количество стабильно растёт. В 2010 году показатель составил 10995 человек, а в 2007 — 4551. Таким образом, количество работников в рассматриваемой отрасли за исследуемый период увеличилось более чем вдвое.

Показатель численности работников малых предприятий в отрасли сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство имеет тенденцию к увеличению. Особенно резкий скачок произошёл в 2009 году, по сравнению с 2008 годом он вырос с 4797 до 8388, а в 2010 составил 8422 человека.

В Костромской области существуют отрасли, в которых на малых предприятиях трудиться небольшое количество человек. Это связано, в первую очередь, с низким числом самих малых предприятий в этих отраслях, которые соответственно не обеспечивают занятость населения. К ним относятся: образование; рыболовство, рыбоводство; добыча полезных ископаемых.

Самое низкое количество сотрудников в Костромской области работает на малых предприятиях в сфере образования. В 2010 году этот показатель составил 81 человек, хотя по сравнению с предыдущими годами он вырос вдвое. Малые предприятия в области рыболовство, рыбоводство предоставили в 2010 году лишь 101 рабочее место. Однако нельзя не заметить, что этот показатель существенно вырос по сравнению с 2009 годом, когда он составлял всего лишь 28 трудящихся. Добычей полезных ископаемых на малых предприятиях занимается 152 человека.

Анализируя статистические данные относительно численности работников малых предприятий по видам экономической деятельности за 2007-2010 года, можно сказать, что их количество за исследуемый период существенно увеличилось во всех рассматриваемых отраслях. Надо заметить, что в некоторых отраслях преимущественно в 2009 году произошло некоторое снижение численности работников на малых предприятиях. Это может быть связано с уменьшением количества самих малых предприятий и переходом ввиду кризисного состояния экономики Костромской области и страны в целом. Однако общая численность работников малых предприятий имеет чёткую тенденцию к увеличению, население всё больше вовлекается в малый бизнес, а предприятия соответственно обеспечивают большую занятость населения и снижают безработицу.

В таблице 3 представлены показатели оборота малых предприятий по видам экономической деятельности за период продолжительностью четыре года с 2007 по 2010 год, которая поможет просмотреть динамику изменения оборота малых предприятий в рассматриваемых отраслях.

Таблица 3

Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности за период 2005-2008 года

Миллионов рублей

В процентах к итогу

2007

2008

2009

2010

2007

2008

2009

2010

Всего

13598,6

20409,3

40023,0

45000,7

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

284,3

615,5

1462,7

2559,3

2,1

3,0

3,7

4,2

в том числе сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этой области

120,9

239,7

501,1

1047,9

0,9

1,5

1,3

1,7

Рыболовство, рыбоводство

1,4

1,7

1,9

45,8

0,0

0,0

0,0

0,1

Добыча полезных ископаемых

19,5

29,4

62,5

98,8

0,1

0,1

0,2

0,2

Обрабатывающие производства

3490,9

6278,6

9996,8

11926,6

25,7

30,8

25,0

19,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

16,3

43,3

78,4

505,7

0,1

0,2

0,2

0,8

Строительство

1455,8

1606,3

3314,7

5356,1

10,7

7,9

8,3

8,8

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

7422,4

10616,4

21725,8

34320,9

54,6

52,0

54,3

56,4

Гостиницы и рестораны

80,3

99,2

490,3

807,4

0,6

0,5

1,2

1,3

Транспорт и связь

245,1

440,3

1138,6

1166,8

1,8

2,2

2,8

1,9

в том числе связь

26,4

24,4

43,4

89,7

0,2

0,1

0,1

0,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

429,8

513,8

1473,7

3600,5

3,2

2,5

3,7

5,9

Образование

4,3

3,3

6,6

4,3

0,0

0,0

0,0

0,0

Здравоохранений и предоставление социальных услуг

36,9

44,4

86,5

219,0

0,3

0,2

0,2

0,4

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

111,6

117,1

179,7

257,6

0,8

0,6

0,4

0,4

В оборот малых предприятий включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей.

Объем отгруженных товаров собственного производства представляет собой стоимость тех товаров, которые произведены данным юридическим лицом и фактически в отчетном периоде отгружены или отпущены в порядке продажи, а также прямого обмена на сторону другим юридическим и физическим лицам, независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет.

Данные по объемам оборота представляют совокупность малых организаций с соответствующим основным видом деятельности и отражают коммерческую деятельность организаций.

Из представленных статистических данных чётко видно, что во всех рассматриваемых отраслях происходит интенсивное увеличение оборота малых предприятий. В некоторых отраслях это увеличение за период четыре года произошло в 4-5 раз.

Выделяются отрасли с самым большим оборотом малых предприятий. Наибольшую долю в обороте занимает отрасль оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в которой показатель за исследуемый период стабильно увеличивался с 7422,4 до 34320,9 миллионов рублей.

В отрасли обрабатывающие производства оборот также стабильно растёт и его показатели занимают одну из лидирующих позиций среди отраслей с наибольшим оборотом. В ней он вырос с 3490,9 миллионов рублей в 2007 году до 11926,6 миллионов рублей в 2010 году.

Отрасль строительство в Костромской области также обладает большим сравнительно с другими отраслями оборотом. В ней он составляет 5356,1 миллионов рублей в 2010 году по сравнению с 2007 — 1455,8 миллионов рублей.

В Костромской области также существует ряд отраслей, обладающих низкими показателями оборота малых предприятий. Среди них наименьший принадлежит сфере образование. Эта сфера является исключением из всех представленных отраслей, так как в ней оборот в 2010 году снизился по сравнению с 2009 годом и достиг того же уровня, что и в 2007. Он составляет всего лишь 4,3 миллиона рублей в 2010 году.

Таким образом, проанализировав динамику оборота малых предприятий в некоторых отраслях за период продолжительностью четыре года, исходя из статистических данных, можно сделать вывод об интенсивном увеличении оборота малых предприятий. Это говорит о том, что на территории Костромской области создаются новые малые предприятия, а также о том, что они производят больше товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также увеличивают выручку от продажи приобретенных на стороне товаров. Всё это, безусловно, увеличивает вклад малых предприятий в общее производство товаров и услуг в нашей области, а соответственно и доходы в бюджеты всех уровней.

Анализируя инвестиции в основной капитал малых предприятий (по видам экономической деятельности, используя таблицу 4 можно сделать вывод о значительном снижении инвестиций в целом и практически по всем рассматриваемым отраслям за период 2008-2009 года.

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал малых предприятий по видам экономической деятельности за период 2008-2009 года [19]

миллионов рублей

в процентах к итогу

2008

2009

2008

2009

Всего

779,5

363,0

100,0

100,0

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

251,4

104,2

32,2

28,7

Рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

151,4

69,0

19,4

19,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

0,4

0,0

0,1

0,0

Строительство

130,6

142,6

16,8

39,3

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

195,2

36,8

25,0

10,1

Гостиницы и рестораны

0,8

0,5

0,1

0,2

Транспорт и связь

1,6

3,8

0,2

1,0

45,8

2,3

5,9

0,6

Образование

Здравоохранений и предоставление социальных услуг

1,8

3,1

0,2

0,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

0,5

0,7

0,1

0,2

Общее снижение произошло с 779,5 миллионов рублей в 2008 году до 363 в 2009. К немногочисленным отраслям, в которых показатели инвестиций увеличились относятся строительство, транспорт и связь, здравоохранение и предоставление социальных услуг. В строительстве рост произошёл со 130,6 до 142,6 миллионов рублей; в сфере транспорт и связь с 1,6 до 3,8; в сфере здравоохранение и предоставление социальных услуг с 1,8 до 3,1 миллионов рублей. Во всех остальных отраслях наблюдается тенденция к снижению инвестиций в основной капитал малых предприятий. Особенно резкий скачок произошёл в сфере операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. В ней показатели снизились с 45,8 миллионов рублей в 2008 году до 2,3 в 2009 году. Надо отметить, что из представленных отраслей существуют и такие, в которых инвестирование вовсе не осуществлялось в рассматриваемый период времени: рыболовство, рыбоводство; добыча полезных ископаемых; образование.

Таким образом, в период с 2008 по 2009 года инвестиции в основной капитал малых предприятий имеют тенденцию к снижению, которая отрицательно сказывается на деятельности предприятий в различных отраслях экономики Костромской области. Необходимо принимать меры по стимулированию привлечения инвестиций в основной капитал малых предприятий во всех отраслях экономики для обеспечения эффективного функционирования малого бизнеса в нашей области.

Проанализировав основные показатели деятельности малых предприятий в Костромской области, можно сделать вывод о том, что в целом за последние годы наметилась тенденция к улучшению предпринимательского климата в области, увеличению количества малых предприятий, которые обеспечивают занятость населения, увеличивают оборот товаров, работ и услуг, повышают налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, привлекают инвестиции. К сожалению, в 2009 году в условиях нестабильной фазы развития экономики показатели деятельности малых предприятий в нашей области существенно снизились. Некоторые малые предприятия фактически прекратили свою деятельность. Многие сохранили свой бизнес за счет снижения численности работающих и оплаты их труда или перехода в статус предпринимателя без образования юридического лица.

Анализируя сложившуюся в регионе предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие малого бизнеса

. Сложная финансовая и экономическая обстановка: относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, слабая правовая защищенность предпринимателей.

2. Недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов (недостаточность собственного капитала и оборотных средств), в том числе для активизации технического перевооружения и повышения производительности труда.

. Трудности с получением банковского кредита и высокая процентная ставка.

. Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе.

. Недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий, менеджеров, невысокий уровень оплаты труда в сфере малого бизнеса.

. Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

. Отсутствие необходимой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

. Необработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.

. Слабость действия механизма государственной под-держки малого предпринимательства.

. Серьезным ограничением развития малого предпринимательства является его низкая обеспеченность производственными, складскими, офисными площадями, иными словами — имущественная составляющая развития.

. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

. Постоянные изменения в действующем законодательстве, особенно по налогообложению, что не позволяет спрогнозировать развитие бизнеса на перспективу.

. Отсутствие объективных статистических данных о состоянии и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области и в Российской Федерации в целом. Без этого невозможно более полно отразить развитие и вклад в экономику области субъектов малого и среднего предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздей-ствует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уро-вень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере сельского хозяйства, а также производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет.

Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.


В рамках решения выявленных проблем развития малого бизнеса в Костромской области, необходимо привести перспективные пути их решения.

Рассмотрим некоторые из них:

— разработка стандартных условий получения кредитов. С помощью государства и на основе регионального законодательства необходимо ввести правила для всех банков, с помощью которых будет определяться платежеспособность нового бизнеса.

— пересмотр системы оценки рисков. Данную деятельность должны выполнить сами банки. В этом случае хорошим и достаточным гарантом является залог.

— увеличение кредитного рынка является наиболее приемлемым путем решения существующих проблем, так как приведет к конкуренции, которая в свою очередь позволит снизить процентные ставки на кредит.

— помощь начинающим бизнесменам. Необходимо рассмотреть и смягчить условия для желающих начать свой бизнес.

— введение налоговых льгот. Необходимо смягчить условия налогообложения и тогда бизнес будет развиваться активнее.

— обучение персонала. Многие предприниматели при не соответствии работника квалификационным требованиям меняют его на другого, а это ведет к замедлению всего процесса развития бизнеса. Наилучшим путем решения таких проблем является повышение квалификации с помощью обучения, уже работающих сотрудников.

Анализ имеющихся проблем в развитии малого и среднего предпринимательства, а также опыт реализации предыдущих программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области показывает, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, самих субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

Так, органами власти Костромской области было учреждено «Агентство по развитию предпринимательства Костромской области», основной целью которого является комплексная поддержка малых предприятий и индивидуальных предпринимателей направленная на создание благоприятных условий для развития цивилизованного малого и среднего бизнеса в Костромской области, включающее [23]:

— обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к использованию государственного имущества, включая предоставление льгот по арендной плате, в порядке, установленном соответствующими нормативными актами;

— организацию социальной рекламы малого предпринимательства;

— поддержку субъектов малого предпринимательства, действующих в сфере сельского хозяйства, здравоохранении, образовании, науке, культуре, спорте;

— поддержку субъектов малого предпринимательства, действующих в системе жилищно-коммунального хозяйства, туристической индустрии, транспортном обслуживании.

Для осуществления указанных целей, Агентство по развитию предпринимательства Костромской области осуществляет:

содействие малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в привлечении инвестиций, в том числе: через инвестиционные компании, венчурные фонды, гранты, фонды поддержки предпринимательства, фонды занятости, отдельных спонсоров и т.п.;

содействие малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в работе с лизинговыми компаниями и в области франчайзинга;

организация краткосрочных и долгосрочных курсов предпринимателей;

организация деловых встреч, конференция, выставок, презентаций;

организация досуга предпринимателей.

предоставление в аренду офисных и производственных помещений на льготных условиях;

предоставление консультационных услуг по всем видам производственно-хозяйственной деятельности;

предоставление услуг в области делового образования и повышения квалификации владельцев бизнеса, их персонала;

содействие в поиске кадров и формировании команды;

предоставление маркетинговых и посреднических услуг;

содействие в области инвестирования, кредитования, поиска партнеров по бизнесу.

Для решения существующих проблем создана областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2009-2013 годы» [9], целью которой является создание комплекса условий для эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, устранить проблемы развития малого бизнеса на территории региона можно только при условии учета интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства.


Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя лицо развитого государства определяют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала — в значительной мере обуславливает уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования выступает малый бизнес как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Проведя анализ развития малого предпринимательства в Костромской области, можно сделать следующие выводы:

развитие малого и среднего предпринимательства является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики;

в последние годы развитие малого бизнеса характеризуется тенденциями роста валовых и финансовых показателей, относительно постоянной численности занятых в малом бизнесе, а также колебаниями в количестве предприятий;

в 2009 году в условиях нестабильной фазы развития экономики показатели деятельности малых предприятий в нашей области существенно снизились;

малое и среднее предпринимательство во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового регионального продукта;

тенденции в динамике малого и среднего предпринимательства являются своего рода индикатором развития общеэкономических процессов и точно характеризуют динамику экономического роста (стагнации или спада) в стране;

несмотря на наметившиеся в последние годы положительные тенденции в улучшении предпринимательского климата, не в полной мере решены препятствующие развитию малого и среднего бизнеса проблемы;

существующие проблемы в развитии малого предпринимательства можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, самих субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;

Необходимо обеспечивать условия для развития предпринимательской деятельности, что является одним из приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2020 года.

Таким образом, устранить проблемы развития малого бизнеса на территории региона можно только при условии учета интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства.

Говоря о малом предпринимательстве и о его перспективах развития в условиях кризиса и пост кризисного времени, необходимо отметить, что на сегодняшний день у него очень неплохой потенциал для дальнейшего совершенствования, хотя условия остаются по-прежнему достаточно тяжёлыми. Смятение и растерянность в связи с произошедшими изменениями в экономической ситуации у собственников небольших фирм и предприятий уже прошли, и можно наблюдать оживление активной экономической деятельности в малом бизнесе. Это наиболее заметно в некоторых отраслях, таким как сельское хозяйство и в секторе, занимающемся переработкой продукции. В большинстве остальных отраслей экономики специалисты также прогнозируют заметное оживление и дальнейшее успешное развитие малого бизнеса.


1. Конституция Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2011

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

— [Электронный ресурс] /. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон от 24.07.2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс] /. — Режим доступа: <http://www.government.ru/>

. Указ Президента РФ от 04.04.1996 года № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс] /. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/

. Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». [Электронный ресурс] /. — Режим доступа: http://www.government.ru/

. Приказ Министерства экономического развития РФ от 16.02.2010 года № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс] /. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main

. Закон Костромской области от 26 мая 2008 года № 318-4-ЗКО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Костромской области». [Электронный ресурс] /. — Режим доступа: . kostroma.net/ <http://www.region.kostroma.net/>

. Постановление администрации Костромской области от 16.09.2008 года № 317-а «О Совете по развитию малого и среднего предпринимательства в Костромской области». [Электронный ресурс] /. — Режим доступа: . kostroma.net/ <http://www.region.kostroma.net/>

. Постановление губернатора Костромской области от 31.03.2009 года № 144-а об областной целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Костромской области» на 2009-2013 годы. [Электронный ресурс] /. — Режим доступа: . kostroma.net/ <http://www.region.kostroma.net/>

. Абчук В.А. Риски в бизнесе, менеджменте и маркетинге. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2010. — 480 с.

. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. — М., 2010. — 80 с.

. Виленский А.В. [и др.] Бизнес и власть в экономике современной России: сб. науч. работ. — М.: институт экономики РАН., 2009. — 188 с.

. Карякин А.М., Богаделина И.В. Малый и средний бизнес как основа формирования среднего класса в России. — Иваново: ИГЭУ, 2011. — 184 с.

. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. — М.: Новый Логос, 2010. — 375 с.

. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник по управленческим дисциплинам. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 608 с.

. Лапуста М.Г. Учебник Малое предпринимательство — М.: ИНФРА-М, 2011. — 18 С.

. Мартасов Д.А. Малый бизнес: методика и результаты анализа. // Д.А. Мартасов. — Вопросы статистики. — 2009. — № 8. — С 15-20

. Рубе В.А., под ред. Шеремета А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учеб. пособие. — М. ИНФРА-М, 2011. — 480 с.

. Статистический ежегодник 2009: стат. сборник. — Кострома: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Костромской области (Костромастат), 2010. — 438 с.

. Тактаров Г.А., Григорьева Е.М. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учеб. пособие для вузов. — М.: Финансы и Статистика, 2010. — 256 с.

. Тимошина Т.М. Экономическая история России: учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чапурина. — М., 2009. — 351 с.

. Материалы официального сайта Костромастат [электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat. kostroma.ru/default. aspx <http://stat.kostroma.ru/default.aspx>

. Официальный сайт Администрации Костромской области [Электронный ресурс] /. — Режим доступа: . kostroma.net/ <http://www.region.kostroma.net/>

. Официальный сайт Департамента экономического развития, промышленности и торговли Костромской области [Электронный ресурс] /. — Режим доступа: www.dip-kostroma.ru <http://www.dip-kostroma.ru>.