Социальное обслуживание детей-сирот

Курсовая работа

Количество детей, оставшихся без попечения родителей в стране — один из показателей ее благополучия и стабильности.

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В связи с этим рассмотрение проблем социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей особенно актуально.

Исследования социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в своё время проводили М.С. Мацковский в книге «Социология семьи: проблемы методологии и методики», в которой рассматривались разные формы работы с семьями группы риска. Государственный доклад в 2002 году «О положении детей в Российской Федерации» о проблемах и положении детей-сирот в России подготовила А.М.Нечаева.

Пути и методы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрел В.А. Рейн в своей книге «Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений».

Пути реабилитации детей, переживших сложные жизненные ситуации Т.Я. Сафонова в своей работе «Реабилитация детей в приюте».

Н.Ф. Дивицына в книге «Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками» выявила методы и формы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей.

Цель курсовой работы — изучить социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи курсовой:

  • выявить теоретические аспекты социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
  • определить положение детей-сирот и меры по их поддержке.

Объектом курсовой работы являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования — процесс развития социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

13 стр., 6342 слов

Социализация детей-сирот в условиях детского дома

... социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия и общения, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей ... применить культурно — гигиенические навыки. Таким образом социализация детей сирот — это сложный процесс, который затрагивает ... работы в детском доме. Детский дом для наших детей становится основной моделью социального ...

Глава 1 Теоретические аспекты социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

По различным причинам многие дети становятся сиротами и лишаются родительского попечения. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» выделил детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в особую категорию нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, — детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Из специальных нормативных правовых актов, предусматривающих социальную защиту детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, необходимо выделить Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Положения федерального законодательства предоставляют право органам государственной власти субъектов Российской Федерации регулировать сферу социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках своей компетенции со строгим соблюдением требований Конституции Российской Федерации по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пользуясь предоставленными правами, последние принимают законы и иные нормативные правовые акты по различным аспектам регулирования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За субъектами Российской Федерации закреплено право определять вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе устанавливать новые формы устройства детей. Так, например, введена патронатная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С целью усиления социальной поддержки приемных семей в регионах принимаются нормативные правовые акты, устанавливающие размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье.

В целях реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, перекрытия потока детей, направляемых в государственные учреждения органами опеки и попечительства, возможности помещения в семью детей и подростков, не имеющих статус оставшихся без попечения родителей, но фактически являющихся таковыми, депутатами областной Думы приняты в первом чтении проекты законов Волгоградской области «О патронатном воспитании в Волгоградской области» и «Об оплате труда приемных родителей и предоставляемых им мерах социальной поддержки» Шнекендорф 3. К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 1997, № 40.

49 стр., 24228 слов

Социально-правовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без ...

... огромного количества детей и подростков. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно ...

Во многих субъектах Российской Федерации реализуются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие, например, как: предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте, обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, выплата повышенной стипендии и пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и другие.

В большинстве субъектах РФ приняты нормативные правовые акты, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и социальных сирот. Органами государственной власти отдельных субъектов Федерации приняты и реализуются целевые программы, направленные на предупреждение социального сиротства, социализацию и интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом, на лечение и оздоровление данной категории детей.

Кроме того, ряд нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации принят по вопросам организации социальных учреждений, порядка предоставления социальных услуг, создания комиссий по защите детей, профилактики безнадзорности, предоставления медицинской помощи и медицинского освидетельствования Шнекендорф 3. К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 2011, № 40.

В рамках реализации своих полномочий региональные органы власти принимают нормативные правовые акты и по иным вопросам, имеющим значение для поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В последние годы в мировой практике выработался дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную защиту прав ребенка. Таким механизмом является институт уполномоченного по правам ребенка.

Опыт работы уполномоченных по правам ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро. Таким образом, решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об учреждении на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка, как создание качественно новой формы правовой защиты детей, является целесообразным и актуальным.

В связи с этим, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов детей, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, законодателями учреждены должности уполномоченных по правам ребенка.

Указанные примеры позволяют сделать вывод об активности правотворческого процесса органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере установления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Шнекендорф 3. К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 2011, № 40.

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 700 тысяч человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 2009. N 9. .

2 стр., 963 слов

Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

... гарантий на социальную защиту детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты, связанные с правовым регулированием социальной защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы которая ...

1.2 Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка).

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика // История, 2011, № 40.

Итак, меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ), в соответствии с которым сиротам предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии.

1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривают прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении (в области в высших учебных заведениях стипендия составляет 345 рублей в месяц, в средних специальных — 138 рублей), а также выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999. N 9.. социальный сиротство право безнадзорность

6 стр., 2653 слов

Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей

... и другие нарушения. К сожалению, в отечественной науке про-блемы детей и родителей в ситуации развода рассматрива-ются, как правило, отдельно. Признавая определенные позитивные моменты развода для супругов, ученые немало ... пo-разному осложняют их жизнь. В трудах исследователей все дети, находящиеся на попечении семьи с одним родителем, рассматриваются как единая груп-па, в связи с этим нет ...

2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Значительная роль в решении данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи (в частности, статья 16 областного Закона «О молодежной политике в Тюменской области», Закон «О квотировании рабочих мест в Тюменской области»), содержащему дополнительные гарантии по охране труда, обеспечению занятости молодежи, в том числе и временной занятости путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ, имеющих социально полезную направленность (благоустройство территории, восстановление памятников архитектуры, уход за престарелыми и т.д.).

3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно — оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно — курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление жилья, предоставление жилья и контроль за фактическим его использованием до наступления совершеннолетия выпускников, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащих несовершеннолетним выпускникам.

Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика // История, 1997, № 40.

12 стр., 5830 слов

Современные формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

... разновидностей форм устройства детей, анализ, сравнение, изучение правовых основ. Задачи исследования: раскрыть сущность понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; ознакомиться с формами устройств детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы работы ...

Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

Рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую затрагивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье либо лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечение, а также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних.

В целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка.

Наличие закрепленной жилой площади у выпускников детских государственных учреждений, тем не менее, не всегда решает жилищный вопрос, так как возврат в ранее сохраненные за ними жилые помещения не способствует их нормальной дальнейшей жизни. Зачастую происходит возврат в асоциальную обстановку, к лицам лишенных родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным, а также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям. Кроме того, пользуясь тем, что выпускники детских государственных учреждений в первые годы выпуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая выпускником заработная плата не дает возможности оплачивать полностью расходы по содержанию жилого помещения, криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана, злоупотребления доверием сирот добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. Все это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и совершением правонарушений.

49 стр., 24074 слов

Опека и попечительство над детьми как одна из форм устройства ...

... формы устройства детей оставшихся без попечения родителей……………………………………………………………………………9 1.2 Понятие, содержание, виды и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………………………………………….14 1.3Порядок и особенности установления и прекращения опеки или попечительства над несовершеннолетними детьми…………………………….21 2.Правовое положение субъектов правоотношений по опеке и попечительству ...

В решении данной проблемы хотелось бы обратить внимание на законодательство, которое принимает решения, борющиеся с данной проблемой. Так, постановлением Правительства Москвы от 31 августа 1999 года № 797 было утверждено положение о порядке предоставления жилых помещений и дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном положении, во-первых, перечислены обстоятельства, наличие которых делает невозможным возвращение детей в сохраненное за ними жилое помещение и, следовательно, является основанием для предоставления им другого равноценного жилья, а именно, это следующие обстоятельства: предоставление жилого помещения иным лицам; проживание по любым основаниям в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями; несоответствие общей площади жилого помещения на одного проживающего социальной норме предоставления жилых помещений; ухудшение жилищных условий в помещениях и иные обстоятельства, препятствующие созданию нормальных стартовых жилищных условий или социальной адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при вступлении их в самостоятельную жизнь.

Во-вторых, предоставление жилых помещений выпускникам детских Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 2011. N 9. государственных учреждений оформляется первоначально договором безвозмездного пользования жилыми помещениями сроком на 5 лет, и только по истечении 5 лет он переоформляется в установленном порядке на договор социального найма. Таким образом, данный порядок предотвращает возможность утраты выпускником жилого помещения в течение первых пяти лет самостоятельной жизни.

Наряду с Федеральным законом, устанавливающим дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года № 1696 в рамках программы «Дети России» утверждена Федеральная целевая программа «Дети-сироты» (на 2006-2007 годы программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2005 года № 625), основными целями и задачами которой является предупреждение сиротства, своевременное выявление детей групп «социального риска», государственная поддержка и организация работы с проблемной семьей, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечение условий и гарантий их адекватной интеграции в обществе, социальной и личностной самореализации.

Необходимо отметить, что Федеральный закон предусматривает разработку и реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в большинстве регионов Российской Федерации такие программы существуют.

Постановлением администрации области от 4 декабря 1996 года № 86 была утверждена областная целевая программа «Защита детства» и ее подпрограмма «Дети-сироты». Осуществляя контроль за ее реализацией, областная Дума, отмечала в 1998, в 1999 годах невыполнение программы «Защита детства» в целом, прежде всего в части финансирования. В 2001 году программа «Дети-сироты» была профинансирована на 100% в размере 2 млн. руб. В текущем году на «Детей-сирот» в бюджете предусмотрено 5 млн. 100 тыс. руб. (2 млн. 200 тыс. — по разделу «Промышленность, энергетика и строительство», 2 млн. 900 тыс. — по разделу «Образование»).

9 стр., 4076 слов

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ...

... изложенного изучение социальной защищённости детей сирот в России и зарубежных странах представляется весьма актуальным. Цель работы: проанализировать особенности социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и зарубежных странах. Задачи дипломного исследования ...

Кроме того, в области в настоящее время действует программа строительства жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до 23 лет по югу Тюменской области на 2001-2005 годы, утвержденная постановлением администрации области от 28 декабря 2000 года № 318, в соответствии с которой за указанный период предполагается построить и ввести в эксплуатацию 1263 квартиры. В задании по капитальному строительству на 2002 год на жилье детям-сиротам предусмотрено 24 млн. 633 тыс. руб.

Необходимо отметить, что распоряжением Губернатора области от 24 августа 2004 года № 592-р предусмотрена разработка областной целевой программы на 2004-2007 годы «Дети-сироты» для обеспечения комплексной защиты прав лиц данной категории. Программа должна предусматривать мероприятия: по предупреждению социального сиротства; создание условий для оказания комплексной (социальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической) помощи и поддержки малоимущим семьям, например, в виде создания центров помощи семье; внедрение и развитие различных форм семейного устройства и воспитания детей-сирот (приемная, патронатная семья, семейно-воспитательная группа и др.); развитие системы государственных учреждений для детей-сирот, направленной на разукрупнение данных учреждений с целью создания воспитанникам условий проживания, приближенных к семейным; развитие системы социальных приютов, центров временного пребывания детей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также центров постинтернатной адаптации и служб поддержки выпускников учреждений для детей-сирот; ведение регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также учет семей потенциальных усыновителей, воспитателей; создание условий для повышения квалификации психолого-педагогических кадров, социальных работников и другие мероприятия.

Кроме того, очень важным направлением работы, на мой взгляд, является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации, что отмечали и участники «круглого стола» о демографической ситуации в области, который проводился 19 апреля 2002 года.

В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. И, хотелось бы напомнить, что главной целью исследования является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их.

Глава 2. Положение детей-сирот и меры по их поддержке

2.1 Льготы и выплаты для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей недееспособными и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

27 стр., 13260 слов

Правовые основы социального обеспечения детей-сирот в Российской Федерации

... Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников. 1.1 Понятие правовой защищенности детей-сирот, основные права на социальное обеспечение Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одно из ...

Дети, потерявшие одного или обоих родителей, имеют право на получение трудовой или социальной пенсии. Трудовую пенсию получают дети-сироты, умершие родители которых имели страховой стаж. Такая пенсия состоит из двух частей: базовой, устанавливаемой в твердом размере, и страховой, которая рассчитывается исходя из стажа и заработка умершего кормильца. Если умерший кормилец не имел страхового стажа, то детям назначается социальная пенсия в связи со смертью кормильца.

Согласно Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» дети-сироты получают социальную пенсию по случаю потери кормильца до 18 лет, выплата пенсии детям-сиротам продлевается при условии их обучения по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (кроме учреждений дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также льготы для детей этой категории установлены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей_сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

В соответствии с этим законом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии — до того момента, пока они не окончат образовательное учреждение (пункт 3 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ).

Получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Они зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

При выпуске, эта категория детей обеспечивается этим же образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

Помимо полного государственного обеспечения, детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как предусмотрено в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ, выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии для других обучающихся. Также им выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Размер такого пособия составляет трехмесячную стипендию (п.6 ст.6 Федерального закона N 159-ФЗ).

Пособие выплачивается в течение 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

При выпуске из этих образовательных учреждений дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются сезонной одеждой и обувью. Также им выплачивается пособие в размере не менее 200 рублей. Об этом сказано в пункте 4 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ.

Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

В соответствии со статьей 8 данного закона, выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Таким детям предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении, а не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При трудоустройстве в организации (даже коммерческие) выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются за счет средств этого образовательного учреждения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием. Нормы такого обеспечения утверждены постановлением правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По желанию выпускников им может быть выдана или перечислена на сберкнижку денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования. Также выпускникам выплачивается единовременное денежное пособие в размере не менее 500 руб. Так прописано в пункте 8 статьи 6 Федерального закона N 159_ФЗ.

В соответствии со ст.9 ФЗ №159, органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с ними и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Лицам, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Этим лицам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

2.2 Специфика социального обслуживания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей в Республике Калмыкия

Закон Республики Калмыкия от 26 декабря 2012 года N 401-IV-З «О единовременной денежной выплате, предоставляемой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для производства ремонта жилых помещений в Республике Калмыкия» в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает дополнительный вид социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия — единовременную денежную выплату для производства ремонта жилого помещения.

Используемые в настоящем законе понятия применяются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Порядок и условия предоставления единовременной денежной выплаты для производства ремонта жилого помещения

1. Право на получение единовременной денежной выплаты для производства ремонта жилого помещения (далее — единовременная выплата) имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие в Республике Калмыкия закрепленное на праве собственности жилое помещение или долю в таком жилом помещении (далее — получатель).

2. В случае наличия у лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в собственности нескольких жилых помещений, единовременная выплата предоставляется на одно жилое помещение по их выбору.

3. Единовременная выплата, указанная в части 1 статьи 1 настоящего закона, предоставляется однократно в случае признания жилого помещения требующим ремонта по критериям, утвержденным уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти.

4. Для получения единовременной выплаты получатель (представитель получателя) подает заявление о предоставлении единовременной выплаты в уполномоченный Правительством Республики Калмыкия орган исполнительной власти в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (далее — уполномоченный орган).

5. Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня представления заявления организует работу по обследованию жилого помещения и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении единовременной выплаты.

6. В целях организации работы по обследованию жилых помещений уполномоченным органом создается комиссия, в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Республики Калмыкия органов исполнительной власти в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, органов местного самоуправления и иных органов (далее — комиссия).

Положение и состав комиссии утверждаются уполномоченным органом.

7. По результатам обследования жилого помещения комиссией составляется акт обследования и сметная стоимость ремонтных работ.

8. Сметная стоимость ремонтных работ определяется на основании видов ремонтных работ и нормативов финансирования стоимости ремонта жилых помещений, утверждаемых уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти.

9. Единовременная выплата предоставляется в размере, указанном в сметной стоимости ремонтных работ, но не более 70 тысяч рублей.

10. Порядок предоставления единовременной выплаты устанавливается Правительством Республики Калмыкия.

Финансирование единовременной выплаты осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Закон Республики Калмыкия от 26 декабря 2012 года N 401-IV-З «О единовременной денежной выплате, предоставляемой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для производства ремонта жилых помещений в Республике Калмыкия» Принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 25 декабря 2012 года № 834-IV

2.3 Основные направления реформирования законодательства РФ в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Как это ни парадоксально, проблема беспризорности и социального сиротства на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена среди первоочередных задач общефедерального уровня. Снижение уровня жизни населения, локальные конфликты и связанные с ними интенсивные миграционные процессы, деградация системы учреждений социальной защиты, начального и среднего образования, хроническое недофинансирование социальной сферы на протяжении целого ряда лет не могли пройти бесследно для российского общества. Однако реальные масштабы проблемы сиротства и беспризорности превзошли даже некоторые пессимистические оценки, в то время как реальные результаты предпринимаемых как на федеральном, так и на региональном уровне усилий можно охарактеризовать как более чем скромные.

Среди факторов, которые оказывают существенное негативное воздействие на сложившуюся ситуацию и подрывают усилия, предпринимаемые государством и обществом для разрешения указанной проблемы, необходимо указать следующие:

Тот факт, что вопросы «воспитания, образования, здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты (включая социальное обеспечение)» отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пп. «е» и «ж» п.1 ст.72 Конституции РФ и пп. «д» и «е» п.1 ст.2 Федеративного Договора «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации»).

Такой подход в принципе отвечает мировой практике распределения властных полномочий в федеративных государствах. Однако в российском контексте это означает, что федеральная власть, в силу ограниченности своих полномочий, не в состоянии выработать соответствующие политические и правовые меры, которые бы обеспечивали комплексное решение проблемы безнадзорности и сиротства Иногда федеральные органы, строго говоря, выходят за рамки своих полномочий, пытаясь заполнить тот правовой вакуум в регулировании, который образовался из-за пассивности региональных органов в этом вопросе.. С другой стороны, отсутствие эффективных механизмов взаимодействия между федеральными и региональными органами, а также на межрегиональном уровне, вкупе с низким уровнем правового обеспечения решений региональных органов власти привели к тому, что в сфере борьбы с безнадзорностью и сиротством отсутствует целостная скоординированная политика на региональном и федеральном уровне, а многие региональные инициативы оказываются нежизнеспособными и дают скорее негативный, чем позитивный эффект.

В соответствии со ст. 34 Гражданского кодекса РФ функции органов опеки и попечительства возложены на органы местного самоуправления. Такой подход является общепринятым, поскольку считается, что органы местного самоуправления находятся «ближе всего» к рядовым гражданам и способны наиболее оперативно и эффективно разрешать задачи такого уровня. Однако именно органы местного самоуправления в силу объективно присущей им консервативности подходов и инерционности мышления труднее всего поддаются реформированию. Подавляющее большинство органов местного самоуправления все еще несут на себе отпечаток советской системы, для которой были характерны следующие черты:

  • «самоуправление» носило в значительной степени номинальный характер;
  • властные функции были жестко централизованными, проявление инициативы не поощрялось;
  • местные бюджеты формировались в значительной мере за счет дотаций, получаемых из центра.

В сложившейся ситуации органы местного самоуправления оказались неготовыми принимать на себя больший объем полномочий и ответственности, чем санкционирование лишения родителей их родительских прав с последующей передачей детей (и связанной с ними ответственности) в систему государственных воспитательных учреждений.

Все вышеперечисленное потребует:

  • разработки и принятия ряда согласованных между собой нормативных актов, устанавливающих правовые основы деятельности органов местного самоуправления как на федеральном (федеральные законы), так и на региональном уровне (законы субъектов федерации);
  • создание необходимой материально-финансовой базы, которая бы обеспечивала адекватное финансовое обеспечение эффективного выполнения органами местного самоуправления возложенных на них функций.

Что потребует, с одной стороны, пересмотра долей налоговых поступлений, направляемых в федеральный, региональные и местные бюджеты, оптимизацию управления местными налогами и (без чего не обойтись) упорядочение бюджетных отношений с целью целевого использования средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование соответствующих органов местного самоуправления;

  • интенсивных политических усилий с целью переломить инертность и консерватизм органов местного самоуправления, их нежелание брать на себя дополнительные функции и, соответственно, возлагать на себя дополнительную ответственность.

Реализация указанных задач потребует значительных финансовых затрат и организационных усилий, в первую очередь, от федеральных органов власти, и, возможно, целесообразно было бы проводить ее в рамках реформы органов местного самоуправления. Также, необходимой будет оказание помощи в правовом обеспечении указанных процессов путем разработки типовых (рамочных) законов и подзаконных актов, которые могли бы быть использованы для принятия на их базе региональных или местных актов.

Принять решения, обеспечивающие:

  • создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан Российской Федерации, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, воспитывающих приемных детей;
  • упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая осуществление последующих мер государственной поддержки, предусмотрев в том числе снижение требований к нормативу площади жилого помещения при устройстве детей на воспитание в семью, сокращение перечня представляемых гражданами Российской Федерации в государственные органы документов и увеличение срока их действия, а также уменьшение объема отчетности, представляемой опекунами (попечителями) и приемными родителями в органы опеки и попечительства;
  • совершенствование оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае выявления у них заболеваний медицинской помощи всех видов, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь;
  • осуществление контроля за качеством проведения медицинских осмотров, диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, а также за качеством последующего оказания медицинской помощи таким категориям детей;
  • установление порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих:

  • предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей;
  • увеличение с 1 января 2013 г. размера социальной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы, до 8704 рублей в месяц;
  • увеличение с 1 января 2013 г. размера единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, предусмотренного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • изменение установленной разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, оставив принятие окончательного решения на усмотрение суда;

Представить предложения:

  • об увеличении с 1 января 2013 г. размера компенсационной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет;
  • о механизмах стимулирования субъектов Российской Федерации к установлению и выплате ежемесячного денежного вознаграждения опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям, дифференцированного в зависимости от возраста ребенка, наличия у него инвалидности, а также с учетом соответствующего районного коэффициента и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование;
  • к осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), в приемных и патронатных семьях,
  • дифференцированных в зависимости от возраста ребенка, наличия у него инвалидности, а также с учетом соответствующего районного коэффициента;
  • о доведении к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • об уточнении содержания информации, представляемой органами опеки и попечительства в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и о периодичности обновления информации, содержащейся в названном банке.

Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации доработать в приоритетном порядке проекты федеральных законов «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», предусмотрев в том числе уточнение порядка приема ребенка в патронатную семью и форм его воспитания.

Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации дать судам разъяснения о применении норм законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере усыновления (удочерения) детей, по делам об усыновлении (удочерении) детей с учетом вступления в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», устанавливающего запрет на усыновление (удочерение) детей, имеющих российское гражданство, гражданами Соединенных Штатов Америки.

Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и институтами гражданского общества реализовать комплекс мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, в том числе на позитивное восприятие института устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также предусматривающих расширение доступа граждан к информации об этой категории детей.

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить: