Теоретические аспекты социально — психологического климата
1.1. Понятие социально — психологического климата
Условия
-
совокупность социально — психологических характеристик группы ;
-
преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива ;
-
характер взаимоотношений в коллективе ;
-
интегральная характеристика состояния коллектива .
Благоприятный СПК характеризуют оптимизм
в развитие организации
реальный объект эмоционального общения
Существуют признаки
-
уровень текучести кадров ;
-
производительность труда ;
6 стр., 2597 словАнализ социально-психологического климата коллектива медицинского персонала
... В свою очередь, трудовая активность сотрудников благоприятно отражается на: результативности и продуктивности труда; производительности труда; социально-психологическом климате; степени сработанности членов трудового коллектива. ... 3. Эмоциональность. Проявляется в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, прежде всего в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации. Возникает ...
-
качество продукции ;
-
количество прогулов и опозданий ;
-
количество претензий , жалоб , поступающих от сотрудников и клиентов ;
-
выполнение работы в срок или с опозданием ;
-
аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием ;
-
частота перерывов в работе .
Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на СПК . Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов , влияющих на СПК . Остановимся на их характеристике более подробно .
Этот термин
СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника , индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей . В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей , которая может быть деятельной или созерцательной , жизнерадостной или пессимистичной , целеустремленной или анархичной , будничной или праздничной и т . д .
Социально-психологические особенности отношения к другим людям ...
... социально-психологических потребностей, особенностей отношения к другим людям и отношения к городу жителей мегаполиса, большого и малого городов позволили сделать ряд выводов. Выраженность социально-психологических потребностей, параметров, типов отношения к другим людям, компонентов отношения к городу жителей ...
Не только в социологии
Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива , который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности .
Существенным элементом в общей концепции социально
В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения .
В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного .
Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности . Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами .
Психологический климат коллектива
В результате создается определенная структура ближайших и последующих , более непосредственных и более опосредованных проявлений социально — психологического климата .
То обстоятельство
Социально-психологические аспекты управленческой деятельности
... общей совместной деятельности. 2. Динамический уровень, меняющийся, колеблющейся в течение суток; каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Это психологическая атмосфера в коллективе. Социально-психологический климат (СПК) – Здоровый социально-психологический климат ...
Действительно
Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе
Это
На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом , степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе .
Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание , восприятие , оценку и ощущение своего « я » в рамках данной конкретной общности людей .
Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала . В данном случае подразумевается психическое состояние , определяемое во многом атмосферой производственного коллектива .
С этой точки зрения саму самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей СПК .
Вместе с тем он не может считаться вполне основательным для того
Выделение моделей основывается на оценке трех сторон
-
уровень развернутости психологического потенциала коллектива ;
-
степень реализации его в данный момент ;
-
тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала коллектива ;
45 стр., 22394 словОсобенности социально-педагогической деятельности с личностью
... социально – педагогической деятельностью с личностью. Эмпирически подтвердить эффективность социально-педагогического моделирования в работе социального – педагога с личностью клиента. методы исследования: теоретические (теоретический анализ философской, педагогической, социально-педагогической, психологической ... других разделов психологии. Следовательно, задача психологии личности состоит в ...
Вариант А .
Высокий уровень развернутости социально
Вариант Б .
Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент , что связано с несовершенством сложившейся в рамках системы , выходящей за пределы данного коллектива , организации труда и управления . Отсюда – наметившаяся тенденция свертывания социально — психологического потенциала коллектива и снижения в целом уровня его профессиональной социально — экономической эффективности и тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления , выходящей за рамки данного коллектива , и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт .
Вариант В .
Невысокий уровень развернутости социально
Роль руководителя в социально
Роль непосредственного руководителя на производстве
Именно эти представители управления призваны самым активным образом участвовать в постоянном , устойчивом воспроизводстве таких психических состояний , как симпатия и притяжение , положительный эмоциональный фон общения , межличностная привлекательность , чувство сопереживания , соучастия , возможность в любой момент оставаться самим собой , быть понятым и положительно воспринятым ( независимо от своих индивидуально — психологических особенностей ). При этом особо нужно выделить чувство защищенности , когда каждый знает , что в случае неудачи ( в сфере труда , быта , семьи ) за его спиной « стоит » коллектив , что он обязательно придет ему на помощь .
Социально-психологическая характеристика коллектива
... коллектива, показывая вклад коллектива в общую цель фирмы. Совокупность социально-психологических характеристик дает представление о состоянии коллектива, которое называется моральным климатом коллектива. ... изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия. Например: поставщик не ... повысить эффективность трудовой деятельности коллектива. Структура оперативного плана работы с ...
Часто в коллективе появляются люди
1.2. Факторы определяющие социально — психологический климат
Существует целый ряд факторов
а
Российская благотворительность: конфликт интересов
... благотворительности в России часто сопровождается конфликтными ситуациями, которые обусловлены особенностями взаимодействия участников ... свои права и законные интересы; подготовки населения к преодолению ... катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и ... благотворительность и зарубежного бизнеса. Например, таможенные сборы за ввоз лекарства на российскую ...
б
в
г
Привлекательность работы зависит от того
-
в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении ;
-
в общении и дружеских межличностных отношениях ;
-
успехе , достижениях , признании и личном авторитете , обладании властью и возможностью влиять на поведение других ;
-
творческой и интересной работе , возможности профессионального и личностного развития , реализации своего потенциала .
Характер выполняемой деятельности
Организация совместной деятельности
Психологическая совместимость является важным фактором
На степень психологической совместимости сотрудников влияет то
Выделяют три уровня совместимости
а
б
в
Сработанность
Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК
1.3. Конфликты в коллективе
Психоаналитическая концепция адаптации личности Г. Гартманн. ...
... общего интереса к личности и ее приспособлению к условиям внешней реальности. Адаптация в конфликтных ситуациях Как психоаналитик, Г. Гартманн придает большое значение конфликтам в развитии личности. Но ... психоаналитическое исследование особых талантов, но он исследовал их с иной точки зрения. Конкретное исследование различных расстройств эго в психозах и в некоторых психофизических взаимодействиях ...
В психологии конфликт
Исходя из определения
-
В конфликте всегда присутствует противоречие , столкновение позиций , за которым стоит различие интересов , ценностей или нормативных представлений сторон . Участники конфликта ощущают , что выигрыш первой стороны — это проигрыш для другой .
-
В конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или представления ( независимо от того , о чем идет речь ), что является причиной выраженных отрицательных эмоций у участников и становится часто основным препятствием в поиске разумного выхода из создавшегося положения .
-
Конфликт также обязательно предполагает элемент конфликтного поведения — противодействия , возникающего при попытке решить противоречие .
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от критериев , которые берутся за основу .
Так
Ценности взаимодействия
Переговоры как эффективный способ разрешения конфликтов
... благоприятен для каждого участника переговоров. Целью данной курсовой работы явилось изучение переговоров как эффективного способа разрешения конфликтов и его последствий. Объект исследования – формы и способы разрешения конфликтных ситуаций. Предмет исследования: переговоры как эффективный способ разрешения конфликтов и его последствий. ...
Интересы участников взаимодействия
Средства
Потенциал участников взаимодействия
Правила взаимодействия
По каждому из этих параметров взаимодействия могут возникать противоречия и конфликтные ситуации .
Характеристика конфликта может быть дана и в зависимости от
А
— внутриличностные ;
— межличностные ;
— межгрупповые ;
— между отдельным человеком и группой .
Б
— деструктивные ;
— конструктивные .
В
— горизонтальные ( при вовлечении в конфликт представителей одного организационного уровня );
— вертикальные ( при вовлечении в конфликт представителей различных организационных уровней ).
Г
— кратковременные ;
— затяжные .
Д
— субъективные ( личные качества , индивидуальные особенности участников конфликта );
— объективные ( экономические , технологические , организационные факторы ).
Следует также различать реалистические и нереалистические конфликты
*
*
Структура конфликта
Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру В любом конфликте присутствуют :
а
б
в
г
Стадии протекания конфликта
*
*
*
*
Стратегии конфликтного взаимодействия
По мнению специалистов
Наиболее частыми препятствиями к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации являются :
— представление этого выхода участниками конфликта исключительно в виде своей победы ;
— подмена поиска удовлетворяющего обе стороны решения борьбой за свои интересы или представления ;
— эмоциональные аспекты , препятствующие компромиссу или уступкам ; неадекватности ;
— недостаток открытости общения и отсутствие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества ;
— недостаточность навыков ведения переговоров и выработки компромисса , тенденция к использованию неэффективных стратегий .
В конфликтной ситуации ее участники оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в данной ситуации :
1)
2)
3)
Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта . Один из используемых в конфликтологии практических подходов к классификации стратегий конфликтного взаимодействия ( авторы У . Томас и Р . Килмен ) берет за основу степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и на сохранение взаимоотношений , и на основании этих двух переменных выделяет пять видов стратегий .
-
Доминирование — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб сохранению взаимоотношений .
-
Уступчивость — в противоположность конкуренции означает принесение собственных интересов в жертву ради поддержания взаимоотношений .
-
Уход , для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации , так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей , из — за чего , собственно , и произошел конфликт
-
Компромисс , характеризующийся тактикой второстепенных уступок .
-
Сотрудничество — когда участники ситуации приходят к альтернативе , полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон и сохраняющей взаимоотношения между ними .
Выбор той или иной стратегии поведения участником конфликта определяется особенностями ситуации , поведением его партнеров , а также его собственными личностными особенностями . Было бы неверным однозначно рассматривать какие — то из упомянутых стратегий как неэффективные . В конкретных обстоятельствах любая из них может оказаться адекватным выходом из конфликтной ситуации . Это не означает , однако , что , анализируя « цену » тех или иных решений , мы не можем выделить среди них приоритетные .
В сущности
Глава 2. Исследование климата в коллективе
Исследование коллектива на примере группы М
Объектом
В этом учебном
Что касается самоорганизованности группы
2.1. Исследование социально — психологического климата в группе М 9-3 П
Психологический климат в
30-31
25-29
19-24
14-18
9-13
4-8
3
Я провел данное тестирование в группе
Результаты получились следующие
– у 14 человек результаты свыше +10 баллов ;
– у 6 человек с результатами от 0 до +10 баллов ;
По
Также я
В целом сумма баллов по группе
2.2. Изучение сплоченности группы М 9 – 3 П
Групповая сплоченность
Данная методика предназначена для определения степени и характера ценностно — ориентационного единства коллектива .
Каждый
-
Дисциплинированность
-
Трудолюбие
-
Самокритичность
-
Отзывчивость
-
Целеустремленность
-
Коллективизм
-
Критичность
-
Духовное богатство
-
Честность
-
Инициативность
-
Внимательность
-
Чувство ответственности
-
Принципиальность
-
Самостоятельность
-
Общительность
-
Рассудительность
-
Скромность
-
Справедливость
-
Уверенность в себе
После проведения опроса были выявлены
– общительность – 18 человек ;
– самостоятельность – 21 человека ;
– уверенность в себе – 19 человек ;
– рассудительность – 18 человек ;
– коллективизм – 17 человек .
Количество выборов получилось достаточно большим
Вычисляется коэффициент
C=n/5/N (1)
где
Достаточно
Приложение
ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
-
Вам предстоит ординарная или деловая встреча . Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи ?
-
Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение — выступить с докладом , сообщением , информацией на каком — либо совещании , собрании или тому подобном мероприятии ?
-
Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента ?
-
Вам предлагают выехать в командировку в город , где Вы никогда не бывали . Приложите ли Вы максимум усилий , чтобы избежать этой командировки ?
-
Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было ?
-
Раздражаетесь ли Вы , если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой ( показать дорогу , назвать время , ответить на какой — то вопрос )?
-
Верите ли Вы , что существует проблема “ отцов и детей ” и что людям разных поколений трудно понимать друг друга ?
-
Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому , что он забыл Вам вернуть деньги , которые занял несколько месяцев назад ?
-
В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо . Промолчите ли Вы , лишь рассерженно отодвинув тарелку ?
-
Оказавшись один на один с незнакомым человеком . Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться , если первым заговорит он . Так ли это ?
-
Вас приводит в ужас любая длинная очередь , где бы она ни была ( в магазине , библиотеке , кассе кинотеатра ). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании ?
-
Боитесь ли Вы участвовать в какой — либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций ?
-
У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы , искусства , культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете . Это так ?
-
Услышав где — либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу , предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор ?
-
Вызывает ли у Вас досаду чья — либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме ?
-
Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения ( мнение , оценку ) в письменной форме , чем в устной ? Оценка ответов : “ да ” – 2 очка , “ иногда ” – 1 очко , “ нет ” – 0 очков .
Полученные очки суммируются
КЛАССИФИКАТОР ТЕСТА
30-31
25-29
19-24
14-18
9-13
4-8
3
ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ
Тест разработан американским психологом М
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз обратить внимание на некоторые положения , представляющиеся главными для данной работы . Прежде всего , важно еще раз указать на , казалось бы , всем понятную даже банальную истину , что люди различаются между собой . Это положение становится главным аргументом в пользу отрицания возможности широкого использования психологических знаний и рекомендаций из — за уникальности , неповторимости людей . Но следует также отметить , что незнание сути разрешения и предотвращения конфликтов , ведет еще к более плачевным последствиям .
Данная ситуация в коллективе возможно измениться по истечению времени . А пока для достижения сплоченности требуется проводить больше времени друг с другом , объединяться для высказывания мнений окружающим и общаться на различные темы , помогать в трудных ситуациях .
Благоприятный социально
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsialno-psihologicheskiy-klimat-v-kollektive-2/
1.
Видяпина Н
Парыгин Б
Социально
Конфликты в коллективе
Гайнутдинов И