Известно, что возможность успешного продвижения школьников на этом этапе зависит от их способности адаптироваться к изменениям условий обучения при приходе в 1-й класс, где они осваивают новый вид деятельности – учения. Адаптация ребенка к школе всегда была одной из актуальных проблем начальной школы. Исследованию данной проблемы посвящены работы Г. С. Абрамовой, Л. И. Божович, Г. А. Балл, А. Н. Дорожевец, И. В. Дубровиной, В. Е. Кагана, Л. М. Ковалевой, Л. Ф. Обуховой, Р. В. Овчаровой и др. Из-за скоротечности видимых взрослому внешних проявлений неоднозначного поведения первоклассника в первые месяцы пребывания в школе, из-за множественности педагогических задач, решаемых учителем в этот же период процесс адаптации детей в современной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность
Все отмеченное выше обусловливает актуальности темы курсовой работы., Объект исследования, Предмет исследования:, Цель исследования, Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) Рассмотреть и факторы показатели успешной адаптации первоклассников к обучению в школе;
3) Подобрать методики для исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе.
Методологической основой исследования, Методы исследования:
-
Теоретические основы психолого-педагогического исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе
-
Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе в научных исследованиях
-
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов:
личность педагога;
- изменение режима;
- непривычно длительное ограничение двигательной активности;
- появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
классный коллектив.
По результатам наблюдений можно сделать вывод, что одни дети легко вливаются в школьную жизнь, а другим требуется время. Таким образом, дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
Адаптация первоклассников к школьной жизни как социально-педагогическая проблема
... исследования, Задачи исследования: ·Охарактеризовать психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста; ·Изучить социально-педагогические аспекты школьной адаптации; ·Исследовать уровень адаптации первоклассников к школьной жизни; ·Подобрать и апробировать социально-педагогические мероприятия по стабилизации адаптации первоклассников ...
А. Г. Балл справедливо считает адаптацию частью социализации. А социализация – это «процесс, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в обществе и вести себя там адаптивно» [7, с. 93]. Поэтому понятие адаптации ученый понимает гораздо шире, чем просто приспособление к среде.
М. Р. Битянова считает, что адаптация школьника рассматривается не только как процесс приспособления его к успешному функционированию в данной среде, но и как активное освоение личностью окружающего пространства, связанное с ее способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию [11].
Некоторые авторы считают, что понятие «адаптация» можно употреблять, с одной стороны, для обозначения свойства человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. С другой стороны, адаптация рассматривается как процесс приспособления человека к меняющимся условиям. В этом случае важно видеть взаимный характер адаптации человека в той среде, с которой он вступает в регулятивные адаптационные связи в жизни [26, с. 300].
Ряд авторов определяет адаптацию как уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических реакций), определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. Таким образом, можно говорить о подобном состоянии человека в среде его привычной жизнедеятельности. Понятие «устойчивая адаптация» можно считать синонимом нормы, здоровья [5, 11, 12, 20, 24, 26].
Р. В. Овчарова говорит о том, что поведение может быть названо адаптивным, если «посредством его получен целесообразный, полезный результат» [52, с. 48]. Достижение результата, по ее словам, становится возможным, если составляющие поведение деятельности соответствуют условиям, в которых поведение осуществляется. Основными механизмами адаптации являются, с точки зрения Р. В. Овчаровой, следующие:
1. Механизмы процесса отражения, задающие ориентировку человека в среде и ситуации.
2. Механизмы действия субъекта в реальных, адекватно отраженных условиях.
3. Механизмы эмоциональной регуляции поведения [50, с. 44]
Р. В. Овчарова так же отмечает, что с точки зрения уровневой организации поведения, механизмы отражения выступают в виде процессов восприятия, ощущения, мышления; механизмы действия – в виде движений, навыков, тактик, программ или стратегий; механизмы эмоциональной регуляции – в виде непосредственных переживаний и чувств.
Т. В. Дорожевец говорит о том, что «адекватная психологическая адаптация подразумевает хорошую приспособляемость к неблагоприятным социальным условиям, а неадекватная – выражается в невротических конфликтах, асоциальном поведении, плохой социальной приспособляемости, повышенной эмоциональной уязвимости» [22, с. 3]. Этот автор видит в основе процесса адаптации в социальной среде два противоположно направленных процесса:
a) изменение личностью среды в сторону увеличения соответствия последней своим потребностям;
- б) изменения самой личности, которые соответствуют требованиям среды [22, с. 4].
Т. В. Дорожевец утверждает, что дезадаптация может быть результатом преобладания одного из стилей приспособления (аккомодации или ассимиляции) [23, с. 48]. Следовательно, полноценная адаптация возможна лишь в случае гармоничного сочетания аккомодации и ассимиляции. Стиль приспособления, по мнению того же автора, не изменяется при переходе из одной социальной ситуации развития в другую, что говорит об устойчивости форм адаптации на разных этапах психического развития. Этот подход, с точки зрения Т. В. Дорожевец, дает основание рассматривать адаптационный стиль как относительно устойчивую индивидуально-психологическую особенность личности, что ставит его в один ряд с другими стилевыми характеристиками личности (например, «когнитивный стиль», «индивидуальный стиль деятельности») [23, с. 49].
Психологические механизмы мотивации человека
... причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животного. Существует три мотивированные формы: Проявление потребностей и инстинктов как источник активности. На что направлена активность организма. Проявление мотивов как причины, ...
Это соответствует теоретическим положениям Ж. Пиаже, который рассматривал адаптацию и в биологии, и в психологии как единство противоположно направленных тенденций – аккомодации и ассимиляции [28, с. 7]. Аккомодация обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Ассимиляция же изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схему поведения субъекта. Эти процессы тесно связаны между собой и опосредуют друг друга.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4-6, а у ослабленных – до 8 недель (с 1 сентября по 15 октября).
Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе проходит по-разному.
Согласно М. М. Безруких, процесс адаптации первоклассников к обучению в школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап, Второй этап, Третий этап
[9, с. 24].
Условно по степени адаптации всех первоклассников можно разделить на три группы.
Первая группа первоклассников адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения (легкая форма адаптации).
За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все правила поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, как правило, нивелируются – ребенок становится учеником.
Вторая группа первоклассников проходит более длительную адаптацию (средняя форма адаптации), период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.
«Работа с одаренными детьми» статья
... работе с одаренными детьми, в том числе программа "Одаренные дети", в рамках которой разработана "Рабочая концепция одаренности. Одаренные дети, ... психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время. Каждый ... поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, ...
Третья группа – первоклассники, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями (тяжелая форма адаптации): отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. [27, с. 157].
За одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения могут крыться разные причины. Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.
Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются у первоклассников, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. «Перегруженные» дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх «не успеть» и в результате – «жертвуют» качеством любой работы.
Следовательно, проблемное поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за первоклассником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе. Такие школьники часто становятся «отверженными». Это в свою очередь рождает реакцию протеста. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, – это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.
Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей и положительной оценки его стараний (даже если успех невелик).
Многие первоклассники не только не осознают специфическую позицию учителя, но и свое положение ученика. Им трудно понять условность отношений педагога и школьника, ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу здесь учиться, мне с вами не интересно». Отстоять свое «Я» педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуются терпение и доброжелательность. Можно объяснить правила поведения или посетовать на огорчение, которое ребенок доставляет своим поведением, но обязательное правило – делать это наедине, не ставить ребенка в неловкое положение и перед взрослыми и сверстниками [19, с. 52].
Особого внимания требуют первоклассники, которые до школы не посещали дошкольные образовательные учреждения: их общение с другими взрослыми, скорее всего, было ограничено, а члены семьи были слишком снисходительны. В школе такие дети пытаются капризничать, настаивать на своем, а когда встречают преграду, то чаще всего отказываются учиться вообще.
От учителя требуется большое терпение и такт, т. к. ребенок должен научиться новым для него вариантам взаимодействия.
Выпускная работа бакалавра формирование адекватной самооценки ...
... Это и определило замысел выпускной работы. Объект исследования: самооценка младшего школьника. Предмет исследования: процесс формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. Цель: на ... начальной школы. Список литературы включает 50 источников. В приложении содержатся таблицы, диагностирующие методы и методики. Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки младших ...
Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе. Здесь чрезвычайно велика роль учителя, ведь дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего глазами учителя, то есть, отношение учителя к ребенку определяет и отношение к нему его одноклассников [9, с. 25].
Велика важность отсутствия отметок в период адаптации первоклассников к школе.
[9, с. 25].
Официальное отсутствие отметки не исключает зависимости ребенка от любого такого знака, фактически оценивающего его деятельность, приносящего ему радость или огорчение. Поэтому ситуация тревожности, непосредственно связанная с отметкой, все равно сохраняется.
Дети очень чутко реагируют на оценку учителя и сравнивают себя с одноклассниками. Важно объяснить ребенку, почему он получил именно такую оценку. Кроме того, с первых дней обучения ученик понимает зависимость своего положения в классе от отметки, превращает ее в предмет стремления и желания. Но часто объективные причины не позволяют достигнуть желаемого результата. Это травмирует психику ребенка, порождает комплекс неполноценности. Поэтому, оценивая успехи, не надо сравнивать ребенка с другими детьми, подчеркивать, что кто-то выполняет задание лучше, особенно если видно, что учащийся прилагает много усилий. В этих случаях большое значение для ребенка имеет ситуация успеха.
Таким образом, основными показателями благоприятной социально-психологической адаптации первоклассника являются:
формирование адекватного поведения;
- установление контактов с обучающимися и учителем;
овладение навыками учебной деятельности
Большое место в адаптации первоклассников к обучению в школе занимает физиологический аспект. Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показали, что процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на три основных периода:
ориентировочный
неустойчивое приспособление
период относительно устойчивого приспособления
На протяжении указанных выше периодов адаптации состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются.
Исследователи выделяют этапы социально-психологической и физиологической адаптации и основные проблемы в поведении и деятельности детей, представленные в таблица 1 [6, с. 3].
Таблица 1, Этапы и проявления социально-психологической и физиологической адаптации
1-я группа – 1-2 месяца
Деятельность логопедического пункта общеобразовательной школы
... на школьном логопункте. Целью ... будущими первоклассниками: в ... детьми. 6. Обогащение знаний о методах и приёмах диагностической, коррекционной и профилактической деятельности логопеда на логопедическом пункте в школе. За период ... по логопедии среди ... Школы являются: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; адаптация ...
(56% первоклассников)
Трудности выполнения правил поведения, сложности в контактах со сверстниками и с педагогом, неадекватная оценка ситуации, трудности организации учебной деятельности, снижение учебной мотивации, повышенная тревожность
2-я группа – 3-4 месяца (30%)
3-я группа – не адаптируются (14%)
Физиологическая адаптация, Этап 1 – «физиологическая буря» – 2-3 недели
Низкий уровень работоспособности, неустойчивость работоспособности, высокое функциональное напряжение, повышенная утомляемость, сложность
Продолжение таблицы 2
Этап 3 – относительно устойчивое приспособление (адаптация) –
1-2 недели
Проблемы у некоторых детей с трудностями адаптации могут отмечаться с первых дней обучения, у других могут проявиться позже, а у части детей – на самом сложном этапе – в середине третьей четверти (в феврале).
Следующим этапом нарастающего утомления и сниженной работоспособности является конец второй четверти – примерно с 20 декабря. Многие дети, даже не имевшие серьезных школьных проблем в начале года, перестают справляться с заданиями, которые раньше для них не представляли труда, становятся рассеянными, невнимательными. Родители жалуются, что ребенок нервничает, капризничает, долго не засыпает, тревожно спит. Все это свидетельствует о нарушении нервно-психического здоровья детей [12, с. 24].
Еще один непростой период в течение первого учебного года – середина третьей четверти. В это время также обостряются все школьные трудности. Не случайно в феврале для первоклассников организуются дополнительные каникулы. В этот период учебного года необходимо снизить учебную нагрузку, не давать новый и сложный материал, увидеть те пробелы в знаниях, которые необходимо восполнить. Спокойный режим и щадящие нагрузки помогают преодолеть этот сложный период [12 с. 28].
Подводя итог выше сказанному, отметим, что основными причинами нарушения адаптации у первоклассников являются:
неадекватность требований педагога, родителей;
- стресс ограничения времени;
- перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
- несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям;
- нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;
- нарушения психического и физического здоровья;
- психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.
Анализ психолого-педагогических исследований дает основание критериями благополучной адаптации детей к школе считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
1.2 Факторы, влияющие на успешность адаптации первоклассников к обучению в школе
Одним из важнейших факторов, определяющих успешность адаптации первоклассников к обучению в школе является готовность ребенка к началу систематического обучения.
Использование оздоровительной аэробики на х физической культуры ...
... по оздоровительной аэробике с детьми 12-15 лет. Тема исследования: Влияние оздоровительной аэробики на физическую подготовку студентов. Гипотеза исследования : Мы предположили, что введение оздоровительной аэробики в уроки физической культуры общеобразовательных школ повысит ...
Российские психологи Д. А. Андреева, М. Р. Битянова, Н. И. Гуткин под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [5, 11, 18].
Структура психологической готовности к обучению в школе – многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе и мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность [18, с. 27]. Рассмотрим каждый из компонентов более подробно.
психомоторной (функциональной) готовности
– возрастающая на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;
- развитие мелких мышц руки и зрительно-моторной координации создает основу для овладения письмом;
– совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга активизирует становление речи как средства познания и вербально логического мышления [5, с. 26].
Интеллектуальная готовность
эмоционально-волевой готовности
Личностная готовность, Мотивационная готовность, Социально-психологическая готовность
Развитие отдельных органов и систем организма ребенка должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды. В противном случае процесс адаптации затягивается, идет с большим напряжением, т. к. дети, функционально не готовые к обучению, имеют более низкий уровень работоспособности. У трети «неготовых» детей уже в начале года отмечаются: неудовлетворительная реакция на нагрузку сердечно-сосудистой системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают занятия, а значит, еще больше отстают от сверстников [8, с. 116].
Вторым важным фактором, влияющим на успешность адаптации первоклассников к школе, по мнению Т. В. Барлас, является возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. По мнению психологов, именно в это время формируются многие психологические новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и требования, самооценка и т. п. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде всего, организации и произвольной регуляции деятельности).
Именно поэтому многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5-7 лет [15, с. 30].
Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.
Основы коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста
... поведения детей младшего школьного возраста. Объект: девиантное поведение детей младшего школьного возраста. Предмет: процесс коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста. Гипотеза: процесс коррекции поведения детей младшего школьного возраста будет эффективен, если: учитывать психолого ... Помимо этого появление у школьников и молодежи девиантного поведения часто связывают с их ...
Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – те факторы, которые невозможно быстро изменить. Однако можно существенно облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.
Также необходимо, чтобы педагог знал и учитывал в своей работе функциональные особенности организма школьника на протяжении каждого урока, учебного дня, недели и учебного года, выстраивая образовательный процесс так, чтобы можно было варьировать интенсивность нагрузки и наиболее сложный материал давать в период, когда у детей больше сил.
Наиболее типичными проявлениями дезадаптации с точки зрения Н. Н. Заваденко, являются:
1. Неврозоподобные расстройства:
нарушение сна;
- нарушение аппетита;
- неадекватные реакции;
- жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
- страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей и т.
п.);
нарушение темпа речи (запинки).
2. Неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых состояний и т. п.).
3. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.).
4. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).
5. Снижение учебной мотивации.
6. Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение
Любой фактор риска (особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и родителей может привести к нарушению адаптации (т. е. дезадаптации).
Следовательно, особую актуальность приобретает проблема психолого-педагогической профилактики и коррекции школьной дезадаптации первоклассников.
1.3 Психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе как одно из эффективных условий ее протекания
В современной образовательной практике обозначены такие приоритетные цели адаптации адаптации первоклассников, которые связаны с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Совместная работа педагогов и школьного психолога помогает эффективно организовать адаптационный период первоклассников в школе. Существенное значение в этой работе имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.
Целью психолого-педагогической деятельности является изучение особенностей психологического сопровождения личностного развития младших школьников в период адаптации. Цель психологического сопровождения школьника в период адаптации достигается за счет последовательного решения следующих задач:
Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе
... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...
- выявление качеств наиболее значимых в структуре психологической готовности к школе с целью совершенствования условий обучения детей и профессиональной деятельности педагогов;
- выявление индивидуально-психологических особенностей детей с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;
– создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
- создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности
[36, с. 56].
Целью психолого-педагогической поддержки периода адаптации первоклассников является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании. Следовательно, основными принципами психолого-педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школе должны стать: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Педагог-психолог, осуществляющий психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников, должен обладать основными навыками:
-
Безусловное принятие ребенка – не на словах, а на деле. Ребенок должен быть уверен, что ему хотят помочь, что его присутствие здесь желательно.
-
Умение слушать – кивать, улыбаться, использовать контакт глаз.
-
Умение эффективно управлять детским коллективом с помощью логических умозаключений, соглашений, контрактов, групповых методов решения проблем [37, с. 17].
Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогу-психологу необходимо:
-
Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения.
-
Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
-
Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности [56, с. 49].
Рассмотрим поэтапно особенности психологического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
Первый этап – поступление ребенка в школу.
Он начинается с мая. В рамках данного этапа проводятся занятия с будущими первоклассниками, целью которых является:
–
–
–
В цикл первого этапа входит:
–
–
–
–
–
–
Во время занятий детям предоставляется возможность быть успешными: задания подбираются в соответствии с возрастными интересами и строятся на сочетании индивидуальных и групповых приемов. Индивидуальное собеседование позволяет определить уровень развития ребенка. Групповое – определить уровень готовности ребенка к школе [61, с. 24].
Второй этап – адаптация детей в школе.
Этот период самый сложный для родителей и самый ответственный для детей.
Этот этап начинается 1 сентября и заканчивается 1 января.
В рамках данного этапа осуществляется:
1. Психолого-педагогическая поддержка первоклассников в урочное и во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры, которые помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.
2. Организация методической работы педагогов, направленная на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями и возможностями школьников, выявленныеми в ходе наблюдения за детьми в первые недели обучения.
3. Консультирование и просвещение родителей первоклассников, знакомство взрослых с основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.
Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса.
Цель: выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
В рамках данного этапа:
1. Организация групповой коррекционно-развивающей работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками. При мониторинге психического здоровья отслеживаются наиболее значимые признаки, влияющие на отклонение поведения:
– агрессивность;
– самооценка;
– тревожность [61, с. 26].
2. Просвещение и консультирование школьным психологом педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками.
3. Назначение индивидуальных и групповых консультаций, просвещение родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников.
Систему психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к обучению в школе представим в таблице 2 [64, с. 25] .
Таблица 2
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе
Изучение представлений дошкольных психологов.
Протоколы диагностики., Журнал консультаций., Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей., Консультации и малые педсоветы с психологами и педагогами ДОУ., Консультации по результатам диагностики., Родительское собрание «Скоро в школу»;, Тестирование «Готов ли ваш малыш к школе?», Анкетирование., Продолжение таблицы 2
Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей.
Анализ анкет., Сбор анамнеза., Учет посещения занятий и динамики поведения детей., Журнал консультаций.
Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября).
Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.
Консультации в режиме динамического наблюдения., Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти, Родительское собрание «Хорошо ли вашему ребенку в школе?», Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского невролога
II четверть
Учет посещения занятий и динамики поведения детей., Журнал консультаций, Занятия по программе сопровождения адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности, Консультации в режиме динамического наблюдения., Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия, Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского невролога
III четверть
Анализ результатов протекания адаптации., Учет посещения занятий и динамики детей., Журнал консультаций, Коррекционно-развивающие
занятия с детьми с тяжелой формой адаптации.
Динамическое наблюдение в разных видах деятельности, Консультации в режиме динамического наблюдения., Родительское собрание «Адаптация к школе – радости и трудности»., Тест «Адаптировался ли ваш ребенок к школе?», Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации, Продолжение таблицы 2
Анализ результатов динамики развития.
Протоколы диагностики., Оформление представлений на ПМПК., Журнал консультаций.
Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК
Подготовка представления на ПМПК, Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.
Как было отмечено выше, важным компонентом психологического сопровождения периода адаптации к школе первоклассников является коррекционно-развивающая работа. В ее рамках может быть эффективен цикл групповых и индивидуальных занятий (курс), направленных на профилактику и коррекцию школьной дезадаптации. Программа курса выбирается по усмотрению школьного педагога-психолога из числа программ, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ. Основной целью таких занятий является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает развитие саморегуляции, предупреждение и снижение тревожности, помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей первоклассников [65, с. 66].
Главным условием проведения данных занятий является:
- создание ситуации успеха для ребенка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;
развертывание алгоритма способов саморегуляции во всех видах деятельности
Занятия должны строиться в доступной и интересной форме. Они должны содержать не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания. Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку. В ходе их проведения должны проходить консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.
Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что, в рамках психологического сопровождения и обеспечения успешной адаптации первоклассников должны осуществляться следующие направления деятельности:
- изучение преемственности педагогического подхода к ребенку на уровне дошкольного образовательного учреждения и начальной школы;
- психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление индивидуально-психологических особенностей детей;
консультативная работа с педагогами и родителями;
- коррекционно-развивающая психологическая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации.
Выводы по первой главе.
1. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил, то есть, дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
-
-
-
Анализ психолого-педагогических исследований дает основание критериями благополучной адаптации детей к школе считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы.
-
Любой фактор риска (или сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и родителей может привести к нарушению адаптации (т. е. дезадаптации).
Следовательно, особую актуальность приобретает проблема психолого-педагогической профилактики и коррекции школьной дезадаптации первоклассников.
-
-
4. Целью психолого-педагогической поддержки периода адаптации первоклассников является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании. Следовательно, основными принципами психолого-педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школе должны стать: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
5. Успешная адаптация первоклассников возможна в условиях реализации следующих направлений психологического сопровождения: изучение преемственности педагогического подхода к ребенку на уровне дошкольного образовательного учреждения и начальной школы; психолого-педагогическая диагностика индивидуально-психологических особенностей детей; консультативная работа с педагогами и родителями; коррекционно-развивающая психологическая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации.
2 Организация и методы эмпирического исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе
2.1 Характеристика методов эмпирического исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе
Подбор диагностических методик для исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:
измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптации;
- полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей психолога в причинах возможной дезадаптации и методах ее коррекции;
быть экономичной по форме проведения и затратам времени
[71, с. 15].
Для общей оценки уровня адаптации первоклассника к школе необходимо получить качественные показатели этих изменений.
Ниже представлены диагностические методики, направленные на исследование особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе (м етодика диагностики уровня школьной тревожности Б. Н. Филлипса, методика диагностики учебной мотивации Н. Ц. Бадмаевой, модификация М. В. Матюхиной).
Методика диагностики уровня школьной тревожности, Б. Н. Филлипса
Методика Б. Н. Филипса предназначена для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция:, Текст опросника представлен в приложении А., Обработка результатов исследования
При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается следующим образом:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
-
-
-
Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством (таблица 3)
-
-
Таблица 3, Обработка результатов исследования
Факторы
№ вопросов
1
2
1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44; сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
Продолжение таблицы 3
1
2
4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
3,8,13,17.22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
9,14.18.23,28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8
Ключ к вопросам
1 —
7-
13-
19-
25 +
31 —
37-
43 +
49-
55-
2 _
8-
14-
20 +
26-
32-
38 +
44 +
50-
56-
3-
9-
15-
21 —
27-
33-
39 +
45-
51 —
57-
4-
10-
16-
22 +
28-
34-
40-
46-
52-
58-
5-
11 +
17-
23-
29-
35 +
41 +
47-
53-
6-
12-
18-
24 +
30 +
36 +
42 —
48-
54-
Интерпретация результатов исследования
1) Число несовпадений знаков («+» – да, «-» – нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).
Для каждого респондента
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение – < 50 %; > 50 % и 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Методика диагностики учебной мотивации Н. Ц. Бадмаевой
(модификация М. В. Матюхиной)
учебной мотивации
Инструкция: «Ребята, вам будет предложено несколько карточек, на каждой из которых написано одно суждение. Внимательно просмотрите все карточки. Вам будут предлагаться разные задания с ними».
Варианты суждений представлены в приложении В.
Ход исследования
Первый этап
Инструкция
Второй этап
Инструкция
Третий этап
Инструкция
Ключ к тесту
Мотивы:
долга и ответственности: 1-2 суждения;
- самоопределения и самосовершенствования: 3-4;
- благополучия: 5-6;
- аффилиации: 7-8;
- престижа: 9-10;
- избегания неудачи: 11-12;
- учебно-познавательные (содержание учения): 13-14;
- учебно-познавательные (процесс учения): 15-16;
- коммуникативные: 17-18;
- творческой самореализации: 19-20;
- достижения успеха: 21-22.
Обработка и интерпретация результатов исследования
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
-
-
Этапы проведения эмпирического исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе
-
Эмпирическое исследование особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе проводится в несколько основных этапов: 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный [47, с. 28]. Конкретизируем данные этапы.
-
-
-
Подготовительный этап предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, планирование исследования.
-
-
Проблема (от греч. Problema – задача, задание) есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. В нашем случае – это проблема адаптации первоклассников к обучению в школе. Постановка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий: обнаружение дефицита информации, о сознание потребности в устранении этого дефицита (знакомство с публикациями на данную тему, обзор научных источников), описание проблемной ситуации, связанной с адаптацией первоклассников, формулирование проблемы адаптации первоклассников в научных категориях и терминах [47, с. 30].
Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования. Под объектом понимается тот фрагмент реального мира, на который направляются исследовательские действия и усилия. В нашем исследовании – это адаптация первоклассников к обучению в школе. Предмет исследования определяет аспект изучения выбранного объекта и специфику исследования (особенности адаптации учащихся 1-х классов к обучению в школе).
Опираясь на ту или иную концепцию, исследователь выдвигает предположение, способное, на его взгляд, заполнить имеющийся по данной проблеме дефицит информации. Это предположение в виде научной гипотезы и следует проверить в дальнейшем исследовательскими действиями. Гипотеза – это научно обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности.
На этой стадии планирования исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы, планируется последовательность действий, их распределение во времени, выбирается адекватный задачам методический и технический арсенал, определяется конкретный контингент испытуемых или респондентов (первоклассники), продумываются варианты стимуляции [24, с. 41].
Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. При выборе методик для исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе, мы отдали предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению.
-
-
-
Основной этап включает в себя сбор данных об адаптации первоклассников к обучению в школе.
-
-
В эмпирическом исследовании под данными понимается отражение предметов, явлений, признаков или связей объективной действительности. Очень важно при этом точно и четко фиксировать все действия и получаемые сведения об особенностях адаптации первоклассников. Для этого ведется протокол исследования.
-
-
-
Заключительный этап включает обработку данных, нтерпретацию результатов, формулировку выводов.
-
-
Собрав совокупность данных, исследователь приступает к их обработке, получая сведения более высокого уровня, называемые результатами. Если по обработке данных выявляются какие-либо ошибки, пробелы, несоответствия, препятствующие построению такой системы, то их можно ликвидировать и восполнить, проведя повторные замеры. За обработкой данных следует решающая фаза научного исследования – интерпретация результатов. обработка данных приводит лишь к констатации некоторых фактов, касающихся изучаемого объекта. Далее следует найти объяснение обнаруженным фактам и раскрыть сущность объекта. Именно в выяснении сущности объекта заключается смысл объяснения результатов. Обобщение – это выявление для группы объектов наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики. В эмпирических исследованиях обобщение касается обычно четырех основных пунктов исследовательского процесса: ситуации, ответов, личности испытуемого и зависимости между этими компонентами [24, с. 45].
Завершает научное исследование формулировка выводов. Они должны отражать сущность проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе и быть лаконичными. Необходимо, чтобы выводы согласовывались с целями и задачами исследования, т. е. в выводах указывается, решены ли задачи, достигнуты ли цели исследования, в конечном итоге – разрешена ли обозначенная проблема.
Таким образом, на первом этапе эмпирического исследования формулируются цели и задачи исследования, производится ориентация в совокупности знаний в данной области, составляется программа действий, решаются организационные и материальные вопросы. На основном этапе производится исследовательский процесс: с помощью специальных методов исследователь вступает в контакт (непосредственный или опосредованный) с изучаемым объектом (первоклассниками) и производит сбор данных о нем. Именно этот этап обычно в наибольшей степени отражает специфику исследования. На заключительном этапе производится обработка и интерпретация полученных данных, трансформация их в искомый результат, формулировка выводов.
Заключение
На основе анализа научных источников мы подобрали комплекты методик, направленные на изучение особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе.
В ходе проведенного исследования нами проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; раскрыта сущность понятия «адаптация»; обозначены показатели успешной адаптации первоклассников к обучению в школе; сформулированы причины школьной дезадаптации; определены факторы, влияющие на успешную адаптацию первоклассников; рассмотрены особенности психологического сопровождения первоклассников в период адаптации; описаны методики для исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе (м етодика диагностики уровня школьной тревожности Б. Н. Филлипса, методика диагностики учебной мотивации Н. Ц. Бадмаевой).
По результатам исследования нами сформулированы следующие выводы:
-
-
-
Поступление ребенка в школу требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Таким образом, дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
-
Структура психологической готовности к обучению в школе – многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической готовности относится психомоторная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная, социально-психологическая готовность.
-
Критериями благополучной адаптации первоклассников к школе следует считать положительную динамику работоспособности, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и оптимальное усвоение учебной программы. Изменения в поведении детей являются индикатором трудности процесса адаптации к школе.
-
Любой фактор риска (или сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка может привести к дезадаптации. Следовательно, актуальной является проблема психолого-педагогической профилактики и коррекции школьной дезадаптации первоклассников.
-
-
5. Целью психолого-педагогической поддержки периода адаптации первоклассников является устранение препятствий, мешающих их успешному образовательному процессу.
6. Базовыми принципами психолого-педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школе должны стать: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество и содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
7. Большую роль в профилактике и коррекции школьной дезадаптации первоклассников играет эмпирическое исследование, которое представляет собой поэтапный процесс.
8. Подбор диагностических методик для исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям: измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптации; полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей психолога в причинах возможной дезадаптации и методах ее коррекции; быть экономичной по форме проведения и затратам времени.
8. Успешная адаптация возможна в условиях реализации преемственности педагогического подхода к первоклассникам на уровне дошкольного и начального образования, психолого-педагогической диагностики, консультативной работы с педагогами и родителями, коррекционно-развивающей работы, ориентированной на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации.