Государственная социальная политика РФ

Курсовая работа

Государственная социальная политика – деятельность органов государственной власти и управления по регулированию социально-экономических отношений, гармонизации всех сфер общества, достижению баланса интересов основных социальных групп, обеспечению стабильности и гражданского согласия.

Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием и обеспечением социальной защиты населения.

Социальная политика российского государства должна быть пронизана идеями равенства, всеобщности охвата и доступности для всех слоев населения национальных систем образования, здравоохранения, социального страхования.

Идеи солидарности в обществе должны реализовываться в финансовой поддержке пенсионеров, инвалидов, имеющих низкие доходы семей с детьми, тех, кто не по своей вине утратил трудоспособность и не в состоянии в достаточной степени позаботиться о себе. Именно такая политика отвечает сути социального государства. Что касается трудоспособного населения, то государство должно проявлять свою заботу о нем в формах, которые бы обеспечивали личную ответственность каждого.

Независимо от форм собственности любое общество, находящееся на определенном уровне развития, должно гарантировать своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных благ.

Социальная политика государства, создающая в процессе своего осуществления эффективную систему социальной защиты населения, является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику и достичь благополучия во всех сферах общества. Сегодня социальная защита населения является необходимым элементом функционирования любого достаточно развитого государства.

Цель курсовой работы – рассмотреть основы формирования и реализации направлений социальной политики

Для достижения этой цели предполагается осуществление следующих задач:

  • рассмотреть теоретические основы социальной политики;
  • рассмотреть основные направления социальной политики;
  • проанализировать государственную политику в сфере пенсионного обеспечения;
  • проанализировать государственную политику в сфере здравоохранения;
  • проанализировать государственную политику по повышению доступности жилья;
  • выявить проблемы и возможные пути их решения в сфере государственной социальной политики России.

Объектом в курсовой работе является социальная сфера.

Предмет исследования – отношения, складывающиеся в процессе государственной социальной политики.

27 стр., 13427 слов

Социальная политика государства (3)

... время вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в России в эпоху перемен и преобразований он особенно актуален… Социальная политика - как часть государственного управления Происхождение и сущность социальной политики государства Социальная политика государства может быть представлена ...

Для написания курсовой работы был использованы следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, статистические методы анализа, графический метод и анализ нормативно-правовых актов.

Курсовая работа написана на основе изучения учебной литературы по государственному регулированию экономики, нормативно-правовых документов, периодических изданий, российского статистического ежегодника.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Общая характеристика социальной политики

Социальная политика представляет собой совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) решений, учитывающих общественное мнение и направленных на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышение уровня и качества их жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений.

Существует широкое и узкое понимание социальной политики.

В широком смысле социальная политика является одним из направлений государственной политики:

  • определяется характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством;
  • формируется в контексте социальной структуры общества;
  • представляет собой государственную социальную доктрину или концепцию социального развития страны;
  • неразрывно связана с проводимой экономической политикой и зависит от нее (в экономике создаются ресурсы, необходимые для проведения социальной политики);
  • состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом;
  • разделяется на декларируемую и реальную, при этом декларируемая политика провозглашает своей целью защиту интересов слабозащищенных групп, а реальная социальная политика выражает интересы групп, правящих обществом.

Социальная политика в узком смысле, или собственно социальная политика, есть не что иное, как перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственных налоговой и бюджетной систем.1 Однако сам процесс этого перераспределения по своему воздействию на социально-экономическую систему и эффективность её функционирования неоднороден.

Предметом социальной политики, как науки, являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения. Политическое руководство определяет цели социального развития общества, а комплекс мер по их реализации – важнейшая задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику по достижению социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнёрства в обществе.

В системе объектно-субъектных отношений объектом социальной политики выступает всё самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определённого уровня, объединённые конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются также законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по её реализации.

Социальная политика проводится государством с использованием определяемых при ее формировании различных, но взаимосвязанных механизмов.

Механизмы социальной политики должны отвечать двум основным требованиям:

во-первых, эти механизмы в рамках одной и той же их группы не должны противоречить друг другу и изменяться по возможности синхронно. На результатах социальной политики негативно сказывается, например, несовпадение основных положений трудового законодательства и законодательства о социальном

во-вторых, механизмы социальной политики не должны, с одной стороны, тормозить новые эффективные формы социальных отношений, уже развитых самим обществом (например, разнообразных форм трудовых договоров, контрактов между работодателем работником на рынке труда), а с другой стороны, их использование должно быть направлено на стимулирование новых форм социальных отношений, самостоятельное развитие которых обществом невозможно (типичным примером является пенсионная реформа).

Иными словами, при использовании механизмов социальной политики субъектами последней им должен быть придан активный характер.

К основным механизмам социальной политики относятся законодательная и нормативная база, финансовый механизм, налоговые рычаги и стимулы, административные решения (административный ресурс), а также политические методы.

1.2 Модели социальной политики

Современные модели социальной политики отличаются по степени вмешательства государства в социально- экономическую сферу общества, по степени социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны. Ниже представлена таблица, отражающая плюсы и минусы моделей социальной политики.

Таблица 1- Модели социальной политики

Модели социальной политики

Плюсы

Минусы

Патерналистская социалистическая модель

— всесторонняя ответственность государства за социально- экономическое положение своих граждан;

— государственная монополия в области производства и распределения всех товаров и услуг, необходимых населению;

-чувство социальной защищенности, социальной стабильности;

-лояльность граждан по отношению к государству.

— система, обладает низкой экономической эффективностью;

— не в состоянии обеспечить высокий уровень благосостояния всех граждан, поэтому для нее также характерна система социальных льгот и привилегий для бюрократической элиты и низкий уровень обеспеченности и лимиты социальных благ для основной массы населения;

— очень высока зависимость индивида от государства, формируется идеология иждивенчества, теряется инициатива, и в конечном итоге ограничивается социальная свобода;

— слабое развитие рыночных отношений в отраслях социальной сферы предопределяет слабую заинтересованность в результатах труда ее работников, низкую ориентацию на потребителя, практическое отсутствие защиты прав потребителей;

— методы проведения социальной политики разнообразны – от административных, экономических до прямого насилия.

Шведская модель социальной политики

— характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулирования государством социальной сферы;

— обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан.

— централизованная система унификации в социальной сфере;

— ограниченность свободы выбора для потребителей;

— высокое налоговое давление на предпринимательство и население.

Модель «государства благосостояния»

— государство берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан;

— государство обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которые рынок обеспечить не может;

— высок уровень расходов на социальные нужды;

— высоки социальные минимальные стандарты.

Модель социально- ориентированного рыночного хозяйства

— базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности;

— характеризуется высокой степенью защищенности граждан, которая обеспечивается посредством государственного вмешательства через перераспределение благ, налоговую политику, правовое обеспечение; – действует целая система социальных амортизаторов, обеспечивающая уровень жизни не ниже черты бедности.

Рыночная социальная модель

— отличается наибольшей социальной жесткостью;

— приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы перед методами прямого государственного вмешательства;

— характеризуется разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных субсидий и дотаций и расширением рыночных инструментариев в функционировании.

В нашей стране при стратегической ориентации на социальное рыночное хозяйство в настоящее время доминирует рыночная социальная модель. 2 Резкий переход от патерналистской социалистической модели к рыночной социальной, от массовой социальной защиты и поддержки и разветвленной сети бесплатных учреждений социальной сферы к рыночным методам дает очень резкий контраст, болезненно переносится населением. К тому же эти модели и идеологически чужды друг другу, так как в основе одной – коллективизм, а другой – индивидуализм. Более мягкие модели «государства благосостояния» и «социального рыночного хозяйства» безусловно облегчили бы переход к рыночным отношениям, но условия глубокого экономического кризиса резко ограничивают такие возможности.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

2.1 Основные направления социальной политики

Свободный, образованный, здоровый, активный человек – основа конкурентоспособности страны. Исходя из этого главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.

Правительством Российской Федерации на период до 2012 года и Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года определены приоритетные социально-экономические задачи на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы:3

  • преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;
  • формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;
  • повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров;