В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, резко возросли детская беспризорность, безнадзорность, социальное сиротство, девиантное поведение. В связи с этим возникла острая потребность в развитии социально-педагогической службы помощи детям и подросткам, возрождении социальной педагогики как науки и области педагогической практики.Социальная педагогика является отраслью педагогической науки, исследующая социальное воспитание в контексте социализации и нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных воспитывающих отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные ситуации социальной действительности.Социальная педагогика изучает и анализирует все явления общественной жизни под своим специфическим, педагогическим углом зрения с позиции того, как все эти производственные, экономические, политические, культурные условия и другие явления общественной жизни изменяют и формируют человека.Подготовка педагогов, способных гуманизировать отношения между людьми в социуме, содействовать педагогической поддержке ребенка — новое, перспективное направление в профессионально-педагогической деятельности.Социально-педагогическая деятельность направлена на педагогическое обеспечение прав, защиту интересов, возможностей ребенка, культурную идентификацию, адаптацию к новым условиям жизни и творческую самореализацию в различных сферах.
Это своего рода посредническая деятельность, связующее звено между личностью и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванный заботиться о человеке и его семье.Выстраивая свое содержание на антропологической основе, социальная педагогика широко использует достижение других наук, занимающихся проблемами человековедения: социальной философии, социологии, педагогики, социальной психологии, социальной работы, этики, социального права и др. Она связана с особенностями важнейших этапов социально-педагогического развития человека, государства и общества. Учебный курс «Социальная педагогика» предполагает дать студентам определенную систему знаний и представлений о теоретических основах и исторических предпосылках социальной педагогики.Цель курса: сформировать у студентов представления о сущности процесса социального воспитания, его основных закономерностях и факторах. Основные задачи курса:
- формирование у студентов теоретических представлений о социальной работе как профессиональной деятельности и отрасли гуманитарного познания, ее принципах и основных категориях;
- формирование целостного представления о факторах и закономерностях социальной жизнедеятельности человека;
- раскрытие специфики социальной работы и ее гуманистической направленности;
- формирование у студентов начальных знаний и умений в области социальной работы;
— ознакомление студентов с деятельностью основных социальных институтов, участвующих в процессе социализации. «Социальная педагогика» изучается в первом семестре (30 часов).
Функции педагогического общения в вузе
... студента, а содержанием является обмен учебно-воспитательной информации. Функции педагогического общения в вузе Педагогическое общение выполняет следующие функции: взаимопознания преподавателя и студентов; ... общение и тормозит творческое развитие питомцев. Профессиональные особенности речевой деятельности преподавателя заключаются в организованности ее зависимости от условий педагогического общения, ...
Соответственно определено содержание курса, представленное конкретной системой знаний и умений теоретического и прикладного характера, формами и методами аудиторной и внеаудиторной деятельности преподавателя и студентов, самостоятельной и творческой работы, формами отчетности.Программа курса предусматривает следующие формы изучения теоретического и практического материала:
- лекции;
- практические занятия.Формами контроля усвоения учебного материала являются:
- зачет;Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление, углубление и расширение изучаемого материала, усилению интереса к изучаемой теме и предмету.
В ее ходе изучается материал, не освещенный на аудиторных занятиях. Самостоятельная работа подразделяется на включенную в учебный процесс в аудитории и внеаудиторную самостоятельную работу и творческую работу. В аудиторной самостоятельной работе преподаватель включает студентов в рассуждения и доказательства, т.е. делает их соучастниками в преподавании, учит навыкам и приемам сравнений и доказательств.При изучении курса социальная педагогика студенты выполняют следующие виды самостоятельных работ:
- подготовка реферата, доклада – в ходе работы студент должен продемонстрировать умение кратко изложить проблему в письменном виде, либо в форме публичного доклада;
- выполнение работы имеет своей задачей воспитание творческого, критического обращения с материалом, вырабатываются навыки его поиска;
- предложенные темы рефератов (докладов) могут быть скорректированы с учетом интересов студентов;
- задания по научным статьям, публикациям – реферирование, изложение основных идей, высказывание собственной точки зрения по прочитанному материалу;
- вопросы к зачету – подготовка к итоговому контролю;
- тесты – проверка знания основных понятий, лекционного материала;
- составление таблиц – развитие аналитико-синтетических навыков мыслительной деятельности;
- практикумы – в ходе выполнения заданий закрепляются теоретические знания, отрабатываются навыки, формируются умения по созданию программы исследования, разработке инструментария, проведению микроисследований, анализу полученных результатов, составлению отчетов.Итоги самостоятельной работы студентов подводятся на семинарских занятиях, консультациях (в соответствии с графиком работы).
Каждый вид самостоятельной работы (реферат, доклад, конспект, тест, составление таблиц, отчет по социологическому исследованию) оценивается отдельно. Прежде всего, учитывается умение самостоятельно подобрать необходимый материал. Студент, изучающий учебный курс, должензнать: основные понятия и категории социальной работы; принципы профессиональной деятельности социальных работников; теоретические подходы к организации социального вмешательства; особенности организации взаимодействия в процессе социальной работы; этические нормы и ценности, лежащие в основе социальной работы как профессиональной деятельности; логику процесса социального воспитания в целом и место отдельных агентов социализации, конкретных социальных институтов; требования (в том числе, педагогические) к личности и деятельности социального работника; особенности применения социально-педагогических методов; виды и формы услуг, предоставляемых социальным педагогом; содержание и методику педагогической деятельности в различных типах учреждений системы социальной работы;уметь: проводить научно обоснованный анализ факторов социальной депривации и дезадаптации человека; выявлять и систематизировать причины нарушений в социальном функционировании индивидов и групп; адекватно определять границы профессиональной компетенции педагогов, психологов и социальных работников при оказании социальной помощи; использовать методы педагогики и психологии для проведения исследований в области социальной работы; определять стратегию и пути взаимодействия и сотрудничества с клиентом социальной помощи, его социальным окружением и органами социальной защиты; применять социально-педагогические методики и технологии с учетом особенностей социально-педагогической ситуации на разных этапах работы с клиентом; использовать передовой отечественный и зарубежный опыт оказания помощи клиентам, имеющим проблемы в процессе социализации.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Общая трудоемкость | 54 | 1 |
Аудиторные занятии | 30 | |
Лекции | 18 | |
Практические занятия (семинары) | 12 | |
Самостоятельная работа | 24 | |
Курсовые работы | ||
Вид итогового контроля | зачет |
№№ п/п |
Тематический план |
лекции |
семинары |
1. |
Социальная педагогика и ее предметно-объектная область: цели, задачи, функции |
2 |
|
2. |
Факторы социального становления личности в современном обществе. Факторы социализации личности. |
2 |
|
3. |
Проблемы социального становления личности в современном обществе |
2 |
|
4. |
Социально-педагогические идеи в трудах отечественных просветителей |
2 |
|
5. |
Социальная педагогика как область практической деятельности |
2 |
|
6. |
Социальные воспитание как процесс и вид деятельности |
2 |
|
7. |
Социализация как социально-педагогическое явление |
2 |
|
8. |
Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. |
2 |
|
9. |
Группа сверстников как фактор социализации личности |
2 |
|
10. |
Роль средств массовой информации и коммуникации на процесс социальной адаптации поколений. |
2 |
|
11. |
Воспитание в социально проблемных группах |
2 |
|
12. |
Механизмы социального воспитания |
2 |
|
13. |
Проблемы диагностики в процессе социального воспитания |
2 |
|
14. |
Социальная защита детства |
2 |
|
15. |
Опыт социально-педагогической деятельности в странах Европы и США |
2 |
|
Всего |
18 |
12 |
ТЕМА 1. Социальная педагогика и ее предметно-объектная область: цели, задачи, функции Социальная педагогика — определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Основные понятия социальной педагогики: социальное воспитание, социальная среда, социализация личности ресосоциализация, социальная адаптация, дезадаптация, перевоспитание, реабилитация, коррекция.Философские, этические, этнографические, историко-культурные, социологические, медико-психологические истоки социальной педагогики.Социальная педагогика как интегративная отрасль знания. Место социальной педагогики в структуре педагогических дисциплин.ТЕМА 2 Факторы социального становления личности в современном обществе. Факторы социализации личности. Основные факторы социализации и их общая характеристика. Влияние уровня развития общества и процессы социализации.Микрофакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека. Страна как природногеографический фактор социализации. Общественные процессы на современном этапе.Мезофакторы социализации. Этнические особенности и их роль в социализации. Специфика социализации личности в условиях сельского и городского социума. Возможность основных институтов воспитания и образования в развитии личности. Влияние средств массовой информации на формирование ценностей и установок личности.Микрофакторы социализации. Семья как ведущий институт социализации.Специфика деятельности детских и молодежных сообществ в социуме. Понятие субкультуры.ТЕМА 3. Проблемы социального становления личности в современном обществе Диалектика отношений человека и общества в истории их развития. Демократизация и гуманизация общественного развития и проблемы целеполагания. Связь и зависимость воспитания с различными сферами социальной действительности. Становления личности, ее развитие как закономерный рост, изменение биологических, психических и социальных свойств человека. Развитие и формирование личности. Возрастные особенности личности.Глобализация проблем современного мира и проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. Деструктивные процессы в общественной системе воспитания, характеристика основных признаков в этой сфере. Активизация социальной политики в интересах семьи и детства в Российской Федерации. ТЕМА 4. Социально-педагогические идеи в трудах отечественных просветителей Воспитание и обучение в памятниках Киевской Руси и Московского государства.Практика воспитания и обучения детей в 17 – 18 веках. Социально-педагогические взгляды на воспитание в 19 веке. Педагогические идеи формирования и развития человека в 20 веке.ТЕМА 5. Социальная педагогика как область практической деятельности Социальная педагогика — совокупность знаний о человеке как субъекте социального воспитания, сущности, принципах, системе, процессе и методах социального воспитания. Проблема человека и общества. Человек в социальной среде, проблемы социальной справедливости, защита личности в современном обществе.Объект и предмет социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики. Категориальная взаимосвязь педагогики и социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность. Социальное воспитание. Социальное обучение. Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками.Функции социальной педагогики: исследовательская, аналитико-проектная, просветительско-образовательная, организационная, прогностическая. Принципы социальной педагогики.Возникновение социальной педагогики и социального воспитания. Исторические и социально-политические условия становления социально-педагогической работы. Тенденции развития практики социально-педагогической работы в современной России, ее основные направления.ТЕМА 6. Социальные воспитание как процесс и вид деятельности Соотношение понятий: воспитание, формирование, социализация, адаптация. Воспитание как целенаправленная деятельность по передаче социального опыта. Общее и частное в воспитании. Объект и субъект воспитательной деятельности. Основные компоненты транслируемого опыта: знаковая система, представления об окружающем мире месте в нем и предназначении человека, нормы, ценности, социальные образцы, приемы и способы трудовой деятельности, ролевая структура, принципы межличностного общения. Роль воспитания в сохранении целостности культурного пространства. Воспитание как инструмент поддержания стабильности и обеспечения изменчивости социума. Значение воспитания для различных социально-демографических групп. ТЕМА 7. Социализация как социально-педагогическое явление Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность и понятие социализации. Этапы, агенты, средства, механизмы социализации.Соотношение социализации и воспитания: общее и различное. Процесс социализации и его структура. Социально-педагогические механизмы управления социализацией.Человек как объект и субъект социализации. Естественнокультурные, социальнокультурные и социальнопсихологические задачи социализации.Человек как жертва процесса социализации. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации.ТЕМА 8. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Семья — первичный институт социализации человека. Типы семей и их влияние на процесс социализации ребенка. Функции семьи и задачи семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи, его компоненты. Стили воспитания: демократический, авторитарный, либеральный. Дифференцированный подход в работе с родителями. Семья «группы риска» как объект социально-педагогической деятельности. Причины и типы семейного неблагополучия. Содержание, формы и методы работы социального педагога с различными категориями семей. Методы изучения семьи.ТЕМА 9. Группа сверстников как фактор социализации личности Понятие группы. Формальные — неформальные группы. Понятие «девиантное поведение». Формы девиации. Особенности отклонений в поведении подростков. Социально — педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения. Формы групповой работы как коррекция девиантного поведения молодежи. Профилактика девиантного поведения подростков.ТЕМА 10. Роль средств массовой информации и коммуникации на процесс социальной адаптации поколений Влияние средств массовой информации на процесс формирования норм, ценностей, представлений о престиже различных видов трудовой деятельности, статусной и иной структуре общества у подрастающего поколения. Факторы, обуславливающие действенность средств массовой информации и коммуникации. Возможности средств массовой информации в сохранении и воспроизводстве ценностей национальной культуры. Внедрение в массовое сознание новых культурных стереотипов. Использование средств массовой информации качестве инструмента культурной экспансии. Средства массовой информации как механизм социального манипулирования. Проблема общественного контроля за деятельностью средств массовой информации и коммуникации. ТЕМА 11. Воспитание в социально проблемных группах Социальные характеристики детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, воспитывающиеся в детских дошкольных учреждениях. Истинная и социальная беспризорность. Формы дезадаптивного поведения детей и подростков. Девиантное и деликвентное поведение. Социальные и личностные факторы отклоняющегося поведения. Проблема адаптации лиц после отбытия наказания. Способы и механизмы социальной реабилитации. Факторы, обуславливающие утрату социального статуса. Социальные характеристики бомжей. Механизмы реадаптации данной категории лиц. Группы риска и социально-педагогическая работа с ними. Пожилые люди. Естественные процессы переоценки ценностей и смены жизненных целей, проблема возрождения смысла жизни. Специфика воспитательной работы с данной возрастной категорией. ТЕМА 12. Механизмы социального воспитания Понятие цели, средств, механизмов, условий воспитания. Социальные и социально-психологические механизмы формирования человека в обществе. Явные и скрытые цели в процессе воспитательного воздействия. Методы воспитательного воздействия. Формирование мотивации воспитуемых. Поощрение и наказание в процессе воспитательного воздействия; контроль и оценка поведения воспитуемого. Организованное общение как средство воспитания. Игра как механизм социализации. Использование игры в целенаправленной воспитательной деятельности. Специфика применения игры при работе с различными социальными группами. ТЕМА 13. Проблемы диагностики в процессе социального воспитания Цели и задачи диагностики. Критерии эффективности воспитательных воздействий, деятельности института, системы воспитания. Диагностика субъекта воспитания: квалификация, адекватность задачам и т.д. Диагностика объекта воспитательного воздействия. Личностная диагностика: особенности темперамента, волевой сферы, мышления. Диагностика профессиональная: пригодность к определенным видам трудовой деятельности. ТЕМА 14. Социальная защита детства. Понятие детства. Международное и российское законодательство по защите прав детей.Понятие социального сиротства. Безнадзорность, беспризорность, дети-беглецы, дети из семей групп риска. Современные формы устройства детей-сирот. Роль социального педагога в защите прав детей-сирот. Основные направления социально-педагогической деятельности в работе с детьми-сиротами. Профилактика социального сиротства как составная часть социально-педагогической деятельности Центра помощи семье и детям.ТЕМА 15. Опыт социально-педагогической деятельности в странах Европы и США. Функции социального педагога и социального работника в Великобритании. Работа с девиантными семьями в Германии. Работа с «трудными» подростками во Франции. Опыт социальной защиты детей в США. Особенности работы социального работника/социального педагога со взрослыми в европейских странах.
1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 440 с. ( В пособии рассматриваются: понятие социальной педагогики, как части педагогики и социальной философии, особенности работы социального педагога с детьми из `семей риска`, трудными и больными, а также работы в приютах и клубах по интересам, в школе и микрорайоне, в реабилитационных центрах. Анализируется государственная политика защиты семьи и детей в России с древнейших времен.)
2. Галагузова М.А. ‘Социальная педагогика. Курс лекций. М.: Владос, 2003. – 416с. ( Предлагаемое издание представляет собой курс лекций, в которых рассматриваются культурно — исторические традиции возникновения социальной педагогики, ее категории и принципы, методы социально — педагогических исследований и особенности работы).
3. Загвягинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю. П. Основы социальной педагогики, учеб. пособие для студентов / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с. (В пособии раскрыты исторические и социальные истоки социальной педагогики, ее основные понятия и функции, особенности социально-педагогической работы в различных институтах воспитания, в том числе в общественных организациях — и объединениях молодежи. Особое внимание уделено процессу социализации и социальному воспитанию в семье. Пособие адресовано студентам педагогических университетов, педагогических институтов и колледжей.).
4. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ. М.: Сфера, 2004. – 320 с. (Работа посвящена вопросам методологии социальной педагогики как области социальной практики, как становящейся научной дисциплины и как образовательного комплекса. С позиций авторской содержательно-функциональной концепции методологического анализа научного знания социальная педагогика анализируется на гносеологическом, мировоззренческом, логико-гносеологическом, научно-содержательном, технологическом и научно-методическом уровнях, что позволяет представить ее в системном виде. Рассматривается также информационное обеспечение научных исследований в области социальной педагогики.)
5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. – 269 с. (Рассматриваются теоретические основы социальной педагогики, которые составляют общепрофессиональную подготовку социального работника. Материал учебника поможет понять сущность и содержание педагогического аспекта социальной работы. Учебник адресован студентам вузов, изучающим одноименный курс, предусмотренный образовательным стандартом)
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 197 с. (В учебнике воспитание рассматривается в контексте социализации: показывается влияние различных факторов на развитие детей, подростков, юношества, характеризуются государственная, региональная, муниципальная и локальная системы воспитания).
7. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. – М.:Академический проспект, 2003 – 272 с. (В издании рассматриваются теоретические и практические проблемы социально-педагогической работы главным образом в учреждениях социальной защиты населения. Анализируются предмет, специфика и принципы социальной педагогики; понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса; понятие, принципы и основные направления семейного воспитания; педагогические вопросы работы с лицами социально-негативного (девиантного) поведения и другие проблемы.)
8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. — М.: Академия, 2007. — 266 с. (В учебном пособии представлены методика и технология работы, охарактеризованы нормативно-правовые основы деятельности социального педагога. Особое внимание уделено проблеме определения содержания и системы работы с различными категориями детей (дети-инвалиды, одаренные дети, дети-сироты и др.) предлагается серия технологий и методик для работы в социуме по организации досуга, благотворительности, созданию предметно-пространственной среды приведены технологии социально-педагогической экспертизы, посредничества, работы с волонтерами.)
9. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. М.: Академия, 2001. — 192 с.
10. Ивин А.А. Основы социальной философия. М.: Высшая школа, 2005. – 440с.
11. Крысько В.Г. Социальная психология. Питер, 2006. – 432 с.
12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. В.И. Беляева. М., 2002.
13. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие для студентов. — М., 1997.
14. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия. 2003.- 384 с.
15. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: Дашков и Ко, 2006. – 476 с.
16. Прохоров Б.Б. Социальная экология. М.:Академия, 2005. – 416 с.
17. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. СПб.: Питер, 2002.
18. Радугин А.А. Социальная психология. М.: Библионика, 2006. – 496 с.
19. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты. М.: Издательство: Академия, 2004 – 192 с.
20. Словарь по социальной педагогике / Под ред. Л.В. Мардахаева. М.: Академия, 2002.
21. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина – М: Владос,2000. — 272 с.
22. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. М.А.I’алагузовой.- М.: Владос, 2001. — 416с.
23. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: Владос, 2001.
24. Холостова Е.И. Социальная работа. Дашков и Ко, 2005. – 668 с.
25. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология (лекции).
М.: Академический проект, 2006. – 320с.
1. История развития социально-педагогических идей (тема по выбору студента) Изучение особенностей развития социально педагогических идей в различные исторические периоды. 2. Факторы социального становления личности. Изучение факторов социализации, характера, особенностей, форм и педагогических условий коррекции. 3. Современные проблемы и перспективы развития социальной педагогики. Анализ современных реальностей детства и уровня развития социально педагогической помощи, определение перспектив развития.
1. Охарактеризуйте позиции разных авторов на предмет и объект социальной педагогики.
2. Дайте определение социальной педагогики.
3. В чем Вы видите различие предметов социальной педагогики и педагогики.
4. Проанализируйте связь социальной педагогики с другими отраслями знания.
5. Охарактеризуйте связь социальной педагогики и социальной антропологии.
6. Какая из философских концепций воспитания представляется Вам наиболее адекватной современным Российским условиям.
7. Охарактеризуйте воспитание как процесс и как вид деятельности.
8. Перечислите основные категории социальной педагогики.
9. Укажите, в чем Вы видите специфику самовоспитания как вида воспитательной деятельности.
10. Приведите примеры традиционной культуры.
11. Каковы основные особенности воспитания в традиционной культуре.
12. Что нового появляется в процессе социализация в современном обществе.
13. Какие из факторов социализации являются наиболее важными, какие имеют подчиненное значение?
14. В чем на Ваш взгляд отличие первичной социализации от последующих ее этапов.
15. Основные формы семейного воспитания.
16. Какие институты социализации наиболее тесно связаны между собой в процессе воспитательной деятельности.
17. Укажите позитивные и негативные моменты влияния религии на процесс социализации подрастающего поколения.
18. Какие пути Вы видите для повышения роли СМИ в сохранении национальной культуры.
19. Как Вы оцениваете целесообразность создания в России общественных советов. Если положительно, то каковы возможности их использования для развития национальной культуры.
20. Как Вы понимаете термин национальная культура применительно к России.
21. Дайте определения понятиям: сиротство, социальное сиротство, беспризорность, социальная беспризорность.
22. Попытайтесь составить программу, направленную на преодоление беспризорности.
23. Какие конкретные методы борьбы с беспризорностью вам кажутся наиболее эффективными в условиях России.
24. Охарактеризуйте наиболее существенные методы перевоспитания, использовавшиеся в опыте А.С.Макаренко
25. В чем Вы видите основные причины пьянства и алкоголизма?
26. Есть ли различия между алкоголизмом и наркоманией взрослых и подростков?
27. Какие меры целесообразно применять для искоренения наркомании.
28. В чем заключаются главные проблемы реабилитации лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы.
29. Какие вида и формы социальной помощи необходимы пожилым людям?
30. Дайте определение понятию социально-проблемная группа.
1. Взгляды Платона и Аристотеля на сущность и значение воспитания. 2. Анализ опыта воспитательной работы А.С.Макаренко. 3. М.Монтессори и ее педагогическая система. 4. Социально-педагогический эксперимент Р.Оуэна. 5. Анализ нормативных актов РФ с точки зрения их соответствия Конвенции о правах ребенка. 6. Факторы детской и подростковой преступности. 7. Формы и методы педагогической коррекции детей и подростков с дезадаптивным поведением. 8. Социальные последствия алкоголизма и наркомании. 9. Проблемы социальной адаптации лиц, отвывших наказание в местах лишения свободы. 10. Беспризорность как социальный феномен. 11. Особенности религиозного воспитания. 12. Религиозное и светское воспитание в современном обществе.13. Средства массовой информации как механизм социального манипулирования.14. Социальные характеристики детей, оставшихся без попечения родителей.15. Беспризорность как социальный феномен.16. Понятие и классификация социально-проблемных групп. 17. Социальный контроль в современном и традиционном воспитании. 18. Формы и методы воспитания детей с отклоняющимся поведением19. Убеждение и внушение в воспитательной деятельности социального педагога.
1. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Связь социальной педагогики с другими науками.
2. Исторические этапы развития социальной педагогики.
3. Особенности развития социальной педагогики как научного знания и как области практической деятельности.
4. Социальная педагогика и социальная работа: их взаимосвязь и специфика.
5. Развитие личности и наследственность.
6. Развитие личности и среда.
7. Социум как объект изучения социальной педагогики.
8. Сущность понятий «норма и отклонение от нормы» в социальной педагогике.
9. Роль физических отклонений от нормы в процессе социализации личности.
10. Роль психических отклонений от нормы в процессе социализации личности.
11. Роль педагогических отклонений от нормы в процессе социализации личности.
12. Роль социальных отклонений от нормы в процессе социализации личности.
13. Сравнение категорий социальной педагогики и педагогики.
14. Основные характеристики социально-педагогической деятельности.
15. Основные характеристики социального обучения.
16. Сущность понятий «воспитание» и «социальное воспитание».
17. Принцип природосообразности в социальной педагогике.
18. Принцип культуросообразности в социальной педагогике.
19. Принцип гуманизма в социальной педагогике.
20. Сущность социально-педагогических исследований. Цели и задачи исследования, его этапы.
21. Методы социально-педагогических исследований: эмпирические и теоретические методы.
22. Понятия методики и технологии социально-педагогической деятельности.
23. Методы убеждения и упражнения в социально-педагогической деятельности.
24. Методы коррекции в работе социального работника.
25. Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности.
26. Семья как объект социально-педагогической деятельности. Типология семей и социальная адаптация семьи в обществе.
27. Семьи группы риска как объект социально-педагогической деятельности. Причины и типы семейного неблагополучия и их влияние на социализацию ребенка.
28. Социально-педагогическая деятельность с семьями, имеющими ребенка с физическими и/или психическими отклонениями.
29. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей.
30. Социально-педагогическая деятельность с учреждениями государственного попечения детей-сирот.
31. Девиации в подростковом возрасте как социально-педагогическая проблема.
32. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей и молодежи.
33. Наркомания как форма проявления девиантного поведения.
34. Проституция как форма проявления девиантного поведения.
35. Преступления в детской и молодежной среде как форма проявления делинквентного поведения.
36. Социально-педагогическая деятельность с детьми и молодежью девиантного поведения.
37. Социально-педагогическая деятельность с детьми и молодежью, склонными к алкоголизму.
38. Социально-педагогическая деятельность с правонарушителями.
39. Социально-педагогическая деятельность с детьми и молодежью, совершившими преступления.
40. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.
Девиантное поведение – это поведение, носящее характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего это отклонение от правовых и нравственных норм.Делинкветное поведение возникает тогда, когда отклоняющееся поведение выходит за рамки закона и проявляется в уголовно наказуемых действиях.Консультирование – процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.Медицинская диагностика — процесс установления медицинского диагноза, то есть заключения о характере и существе болезни пациента и ее обозначения на основе принятой классификации. Медицинский диагноз предполагает умение специалиста определить болезнь и инвалидность на основе исследования больного. Социального работника эти диагнозы будут интересовать с точки зрения их психосоциальных и педагогических аспектов. Например, социальный работник не ставит диагноз, но может диагностировать те социально-педагогические последствия, которые сопровождают те или иные заболевания, и признаки их влияния на формирование личности.Модель взаимодействия с клиентом – это алгоритм работы, характеризующийся определенной продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи. Выбор модели в основном зависит от специфики проблем клиента.Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.Педагогическая диагностика – это изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.Психологическая диагностика – измерение индивидуально — психологических свойств личности или других объектов, поддающихся психологическому анализу. Ее целью является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития.Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация — комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционых программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации, по включению, интегрированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функцию институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).Психосоциальная дезадаптация – вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального подхода и, в отдельных случаях, специальных психосоциальных и психолого-педагогических программ.Социальная адаптация — это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциально поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.Социальная диагностика – комплексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе с целью постановки социального диагноза.Социальная диагностика-это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития Социальная норма – это правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Норма определяет стандарты развития личности в группе, социуме.Социальная опека — это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан. Социальная профилактика — это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении. Социальная реабилитация — это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества. Социальная роль – обобщенный способ выполнения человеком определенной социальной функции. Она определяется статусом личности, ее правами и обязанностями. Отклоняющееся (девиантное) поведение – несоответствие общим нормам и ролевым предназначениям.Социальная терапия — это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.Социальное консультирование — это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.Социальное обеспечение — это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.Социально-педагогическая деятельность – это обеспечение образовательно-воспитательными средствами, передача индивиду и освоение им социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации, социального функционирования.Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогического воздействия.Социально-педагогический процесс – целенаправленная последовательность действий педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.Социальные приюты – это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. В приюты помещаются дети из приемников-распределителей, которые не нуждаются в изоляции и из больниц, где их вынужденно содержали до появления места в интернатном учреждении.Социальный диагноз – дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей и условий, равно как и их взаимосвязи, необходимое для дифференцированной помощи.Социальный контроль — это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами. Социальный патронаж – одна из универсальных форм работы с клиентом, предоставляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др.