Социальная диагностика

Обратившийся за помощью в социальную службу человек с первых минут общения со специалистом ощущает заботу, участие, поддержку. Социальная работа предполагает сопровождение клиента до момента его выхода из трудной жизненной ситуации и представляет собой технологию, в основе которой — активизация потенциала клиента и резервных возможностей его окружения. На первом этапе работы проводится социальная диагностика. Социальная диагностика — это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Ежедневная практическая деятельность специалиста по социальной работе содействует улучшению жизни конкретного человека с помощью методов, отдельных техник, которые разрабатываются в соответствии с индивидуальными особенностями клиента и основываются на специфике трудной жизненной ситуации клиента. Социальная диагностика — интегративная технология, которая включает в себя совокупность методов и приемов, а также предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы клиентов. Резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций. Потенциал социального окружения клиента способствует формированию волевых качеств, активной жизненной позиции и обеспечивает социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение клиента в повседневной жизни и выявляет изменения в ней во время оказания социальной помощи.

Целью данной работы является анализ социальной диагностики, определение целей, этапов и методов проведения социальной диагностики. Для достижения поставленной цели следует последовательно решить

  • рассмотреть предмет социальной диагностики;
  • проанализировать методики диагностики.

Гипотеза: если учреждения социальной сферы в своей работе используют социальную диагностику, то это помогает им во время и правильно определить признаки и причины возникновения проблемы, с помощью социальной диагностики возможно благополучно разрешить возникшую проблему и получить положительный результат.

32 стр., 15586 слов

Социальная работа в школе

... по вопросам обучения будущих социальных педагогов. Актуальность В исследовании объектом является работа социального педагога в учреждениях образования, а предметом – формы, содержание, методы и технологии работы школьного социального педагога. Цель работы Задачи данного исследования ...

1. Теоретические обоснования технологии социальная диагностика.

Диагностика закладывает основы оказания помощи клиенту социальной службы. Она – один из исторически первых способов вмешательства в социальной работе. Диагност всегда сталкивается со множеством проблем, норм, мер. Ф.Д.Горбов, отбиравший первых космонавтов, приводил наглядный пример. Чемпион мира бежит 100 метров за 10 секунд. Любой здоровый человек пробежит эту дистанцию за 20 секунд. Значит, он отличается от чемпиона не более чем в 2 раза. А во сколько раз отличается умный от дурака, здоровый от больного? Нет ответа. На вопрос: «А как же ты осуществлял отбор?», Ф.Д.Горбов отвечал, что для него главным было не то, как кандидат выдержит огонь и воду, здесь все претенденты были примерно равны, их качества выявлялись по ходу подготовки. Важнее, как он выдержит медные трубы, каким он станет по возвращении. Это уже не просто профотбор, это искусство.

Диагностика деликатных ситуаций (например, переживание утраты, супружеские конфликты) требует большого такта. Отвечая на вопросы, клиент порой делает вывод, что в его поведении специалист ищет ошибки и собирается его критиковать. Предупреждение подобного — постоянная обратная связь на основе сбора данных и их анализа. Клиент должен знать, какие факты установлены, какая информация окончательная и способна служить основой для изменений.

Трудности диагностики усугубляются и тем, что люди склонны охранять свою внутреннюю территорию от постороннего вмешательства, используя при этом разные способы защиты: от прямого отказа до обмана, надевая на себя маски, проигрывая те или иные роли. Несмотря на то, что клиент социальной службы, как правило, заинтересован в диагностике, цели при этом он может ставить разные: от “познать самого себя” до обмануть себя или диагноста. Причем последнее, как предполагает В.Зинченко, удается чаще. Войти в ситуацию клиента, ”влезть в его шкуру” — задача чрезвычайно трудная, хотя и не вовсе безнадежная. Ее можно решить, съев с человеком пуд соли… Правда, практическая ценность такого метода диагностики, констатирует В.Зинченко, равна нулю.

Социальная диагностика нужна, но профессиональная. Никакие запросы практики не оправдают непрофессионализм. В этой связи важно четко определить, что подлежит диагностике, а что не подлежит: особенности ситуации клиента, его индивидуальные свойства и качества – да, его личность – нет. Не менее важно определиться и с трактовкой самого понятия “социальная диагностика”, уже в силу того, что наука оперирует предметами и понятиями. Подчеркнем, что в социономии сложился ряд подходов к определению понятия “социальная диагностика”. Оно используется и как обозначение сути социономической деятельности (диагностическая модель социальной работы), и как одна из функций социальной работы, форма социальной технологии. Диагностика социальная в широком смысле слова – это изучение социальных потребностей, в социальной помощи в том числе. В нашем случае – это метод социальной работы. Причем и существующие трактовки понятия “метод социальной диагностики” зависят от позиции специалиста. Так, и практик, и исследователь могут использовать данный метод, но его целевое назначение будет различным. Если при решении исследовательских задач диагностика – средство развития науки, и клиент может быть включен или исключен из выборочной совокупности, то при решении практических проблем, наоборот, метод науки – средство обеспечения развития данного конкретного клиента или его ситуации.

3 стр., 1269 слов

Социальная ситуация развития ребенка

... помощью или через другого человека. Вторая особенность, характеризующая социальную ситуацию развития в младенческом возрасте, та, что при максимальной зависимости от взрослых, ребенок ... встречаемся в младенческом возрасте с совершенно специфической, глубоко своеобразной социальностью ребенка, которая вытекает из единственной и неповторимой социальной ситуации развития, своеобразие которой ...

С позиции практика социальная диагностика – это процесс получения информации о состоянии клиента, его ситуации. Заметим, кстати, что некоторые специалисты по социальной работе отказываются от использования самого термина “диагностика” в силу его медицинского происхождения. Так, например, М.Сипорин, А.Пинкус, А.Минахан оперируют понятием “оценка”, под которой подразумевается “дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем, людей и условий, равно как и их взаимосвязи, необходимое как нормальная основа для дифференцированной помощи”. Оценка предполагает сбор данных о клиенте и условиях его жизни, а также анализ информации, необходимой для разработки плана помощи. Как пишут А.Пинкус, А.Минахан, содержание оценки любой проблемы включает в себя:

  • выявление и фиксирование наличия проблемы;
  • анализ динамики социальной ситуации;
  • определение целей и мишеней действий;
  • разработка задач и стратегии;
  • стабилизация усилий по достижению перемен.

Причем первым шагом в оценке проблемы является обеспечение четкого и ясного заявления об ее наличии и о представлении этой проблемы на рассмотрение социальным работником. В этом контексте полезно дать определение сущности проблемы как социальной ситуации или социального условия, социальных обстоятельств, рассматриваемых как нежелательные. С этой точки зрения никакая проблема не является таковой в самой себе. Когда ситуация рассматривается как проблема, надо осознать, а также принимать, что она уже кем-то определена и оценена как неприемлемая. Если мы согласны с таким определением, то проблема представляется как сочетание в едином целом трех различных частей:

1) социальные условия и общественная ситуация;

2) люди, которые расценивают социальные условия или общественную ситуацию как нежелательную;

  • причины или обоснования их такой оценки.

Воспользуемся примером авторов “Практики социальной работы”, продолжая анализ понятия социальной проблемы. Ученые, имеющие многолетний опыт преподавания практического курса социальной работы, рассматривают ситуацию, в которой несколько подростков-старшеклассников бросили школу и, не работая, бесцельно проводят время на углу улицы. Для местных торговцев их поведение нежелательно, потому что присутствие на улице бездельно шатающейся молодежи отпугивает потенциальных покупателей. Родители молодых людей расценивают их поведение как проблему потому, что чувствуют, как отрицательно скажется поведение детей на общественном мнении об их родителях. Местные правоохранительные органы озабочены тем, что бесцельное времяпровождение молодежи может обернуться актами вандализма и тому подобными вредными действиями. Социальный работник территориальной социальной службы определяет поведение молодежи как проблему потому, что она бесцельно тратит свои потенциальные способности и дает плохой пример другим молодым людям. А подростки сами могут расценивать собственное поведение как проблему потому, что им скучно и они не могут найти работу.

2 стр., 774 слов

Армия как социальный институт : проблемы социального управления ...

... современного российского общества. Цель работы – изучить армию как социальный институт: проблемы социального управления в современном российском обществе. В связи ... Война происходит в условиях гражданской юрисдикции. Парадоксальность ситуации особенно отчетливо высвечивает известное дело полковника ... на события, ее действия как бы социально не мотивированы. Поведение армии в революции 1917 года, ...

Таким образом, формулируя заявление о наличии определенной ситуации, социальный работник должен учитывать три составных элемента, характерных для любой ситуации: социальные обстоятельства и поведение в этих обстоятельствах, вызывающее отрицательные оценки; людей, дающих такие оценки; основания для таких оценок.

Важно заметить, что описание ситуации и оценка ее нередко переплетаются. Заявления типа “Обо мне никто не заботится” — не описание социальной ситуации, а оценка или суждение, накладываемое на нее. Социальный работник не может ограничиваться такими заявлениями, он должен найти объективные факторы, из которых складывается данная ситуация: в чем именно нуждается человек, о котором никто не заботится? Как именно он пытался привлечь внимание к своим нуждам? Что отвечали на его просьбы те, к кому он обращался за помощью?

При изучении социальной ситуации клиента рекомендуется начать с выявления и уточнения тех людей, которые были вовлечены в эту ситуацию или оказались пострадавшей стороной. Это, вместе с тем, – первый шаг для выявления потенциальных клиентов, действия или системы мишеней. Затем специалисту необходимо уточнить причины, по которым люди оценивают ситуацию как проблему. На социальные ситуации смотрят как на проблемы по многим причинам. Нарушение социальных норм и ценностей — девиантное поведение — часто называется как причина обращения за помощью. Плохие жилищные условия, низкий уровень жизни, нехватка учреждений социального обслуживания также нередко определяются как соответствующие причины.

Зачастую бывает не одна, а несколько причин, по которым на ситуацию смотрят как на проблему. Более того, одна и та же, в одно и то же время ситуация воспринимается по-разному в разных системах и подсистемах: одним представляется как проблема, другим – нет. Люди, которые просят специалиста помочь другим, нередко совсем иначе оценивают социальную ситуацию, нежели те, кто в нее непосредственно вовлечен. “Посторонние зеваки в судебном заседании смотрят на ситуацию, в которой находится подсудимый, совсем иначе, чем он сам”, — постулируют А.Пинкус и А.Минахан. Более того, в нашей жизни нет ничего такого, даже на уровне таких потребностей, как еда, одежда, манера поведения, о чем наши взгляды не расходились бы. “У нас нет единого мнения даже относительно того, плохо это или хорошо, что существует такое разнообразие мнений”,- констатировал в свое время К.Манхейм

Соционом не может рассматривать проблему как нечто личностно-индивидуальное, она характеризует отношения разных людей друг к другу. Люди привычно принимают как проблему обязанность поддерживать нормальные отношения с окружающими: с мужем, женой, другими людьми и организациями. Соционом для клиента — такая же проблема, как и все окружающие. Но если соционом с такой же позиции начнет смотреть на клиента, он может попасть в ловушку наклеивания ярлыков в процессе оценивания ситуации, начнет искать виновников там, где объективные явления существуют независимо от воли и желания людей. Разумеется, это не означает, что отдельный человек не может быть определен как “мишень” для воздействия в целях достижения перемен частного или общего характера в его поведении. Но это не одно и то же, как оценивать предполагаемую вину человека вместо выяснения вопроса о том, виноват ли он вообще. Избежать такой ошибки легче, если помнить данное ранее определение социальной проблемы как социальной ситуации, условий или обстоятельств, воспринимаемых людьми как нежелательные.

3 стр., 1136 слов

Понятие опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера

... человека. Предметом исследования являются чрезвычайные ситуации социального характера. Цель работы – выявить основные опасности социального характера. Задачи исследования: 1. дать понятие чрезвычайных ситуаций социального характера; 2. дать основные классификации чрезвычайных ситуаций социального характера; 3. раскрыть основные социальные ... беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения // ...