Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Все мы начинаемся с рождения. Первое состояние, которое мы испытываем в своей жизни, — это состояние жизни ребенка. Быть ребенком означает вступать в определенные отношения со своим собственным телом. Однако здесь он взаимодействует не только со своим телом и с физическим окружением, но и с другими человеческими существами. Очень скоро он становится способен отличать их друг от друга, и некоторые из них приобретают для него преобладающее значение. Первым перед ребенком предстает социальный мир его родителей — как внешняя и обширная реальность. В ходе социализации этот мир становится понятным ему. «Социализация является сущностной частью процесса становления полноценного человека и осознания реального потенциального индивида. Социализация — это процесс инициации в социальный мир, в его формы взаимодействия и в его множественные значения». [13, с. 77]
Социализация — процесс формирования индивидом на протяжении всей его жизни социальных качеств, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальной жизни (овладения языком и знания норм общения, усвоение социальных ролей).
Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной, чем в настоящее время. В 14-15 лет юноши переходили в разряд взрослых, а девушки образовывали самостоятельные семьи. Говорить о конце социализации не приходится, так как этот процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека, но наиболее благоприятным временем все же является детство и юность.
«Способность ребенка к взаимности, то есть способность по-своему воздействовать на мир и на других людей возрастает в прямой связи с его способностью пользоваться языком». [13, с. 79] Наша обязанность создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности.
Ведь подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего «Я» и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора формы образования, самостоятельностью.
Процессы социализации и индивидуализации личности
... социализация и индивидуализация как форма развития личности. Целью курсового исследования является изучение формирования личности как результата взаимодействия социализации и индивидуализации. Задачи курсового исследования: 1) Изучить теоретические аспекты и существенные понятия социализации и индивидуализации. 2) Проанализировать процессы социализации и индивидуализации в ходе развития личности. ...
Целью моей курсовой работы является выявление особенностей социализации современных подростков.
Я ставлю перед собой задачу: изучить имеющийся теоретический материал, определить аспекты по изучаемому вопросу, выявить особенности социализации подростков и попытаться дать рекомендации.
Объектом исследования являются ученики 11 классов.
Предметом исследования являются психологические особенности социализации современных подростков.
1. Теоретическая часть
1.1 Семья в условиях переходного периода подростков
Одним из основных звеньев социализации детей является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает такую ситуацию, когда смена одних общественно-экономических отношений на противоположно другие, смена социальных условий происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную растерянность населения и поиски своего места в новой общественно — экономической структуре. Переход от патриархальной традиционной семьи к современной, основанной на равенстве супругов привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда и эгоцентризм детей.
Одна из крупнейших и острейших проблем семьи — проблема разводов. Наряду с неполными семьями велико число нестабильных, конфликтных семей. Во многих семьях все это порождает цинизм и полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях сироты при обоих родителях. Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков. Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом становления детей. Однако теперь родительский авторитет не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет, как правило, поддерживать гораздо сложнее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации расширяется и круг общения тоже. Анализируя возможные последствия возвращения семьи к традиционному распределению ролей между супругами, можно предположить и позитивный эффект такого процесса: повышается социальный контроль за детьми, они растут более ухоженными, здоровыми. Однако постоянное пребывание матери в домашних среде сужает ее кругозор, замыкает интересы на домашних делах т. е полноценного развития как такового нет. В результате она перестает быть авторитетом для ребенка, который перестанет обращаться к ней за советом или помощью, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Однако как показывают многие исследования, авторитет матери на сегодняшний день довольно велик: 71% подростков Подмосковья и 68% москвичей советуются именно с матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований предполагать, что эту нишу займет отец, с таким же успехом эту роль в жизни ребенка может занять любой другой авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института социализации ребенка.
1.2 Физиологическое развитие подростков
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В социально-психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростковость» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития — юность. «Многие психические и поведенческие проблемы берут начало или имеют наибольшее распространение в подростковом возрасте. Социологи и психологи изучали связь между переходом от дома к школе и к работе и возникновением эмоционального стресса у молодежи. Социологи утверждали, что представление об особой возрастной группе, называемой «подростковой», является продуктом культуры конца XIX в. Однако историки считают, что существование определенных молодежных групп можно проследить, по крайней мере, начиная с Франции XVI в. [14, с. 328]
Социализация подростков в семье: социалогический анализ
... принципов, что в корне не согласуется с функцией семьи как агента социализации. Так проведя опрос родителей (100 человек) на количество внимания уделяемое подростку в течении дня и в течении выходных ...
Что это значит? Прежде всего — что натуральный ряд развития, физическое созревание нельзя рассматривать изолированно от социального ряда, то есть процессов социализации, и обратно.
Этот процесс условно подразделяется на три фазы:
предпубертатный, подготовительный период.
собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания.
постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости.
Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, предпубертатный период соответствует предподростковому или младшему подростковому, пубертатный — подростковому, постпубертатный — юношескому возрасту.
Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и не одновременно, причем это проявляется, как на межиндивидуальном (один мальчик 14-15 лет может быть постпубертатным, другой — пубертатным, а третий — допубертатным), так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человека созревают не одновременно).
Основные аспекты физического созревания — скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте — тесно связаны друг с другом.
На вопрос о том, как влияет физическое развитие, включая особенности организма и темп его созревания, на психологические процессы и свойства личности, ответить нелегко, потому что влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которой эти свойства проявляются и оцениваются. Дело не в том, что генетические факторы не имеют самостоятельного значения. Вполне возможно, что определенные гены несут в себе особенности темперамента и умственных склонностей индивида. Но, имея дело с поведением и сложными психологическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты.
Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Вот почему так велика роль семьи и школы в обеспечении условий здоровому развитию личности подростка.
Особенности развития личности подростков
... личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, ... многообразных социальных отношениях, в которые он вступает своей деятельностью, становясь личностью и развиваясь как личность. Также мы рассмотрим особенности развития личности подростков, используя ...
Подростковый возраст (отрочество) — это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию своего собственного «Я», обретения новой социальной позиции. [8, с. 409]
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.
Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего знания не складываются в единую систему.
Но мировоззрение — не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.
Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. «Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я или «Я — концепция») — сложное явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?». На этот вопрос трудно ответить «объективно», потому что каждый человек, в зависимости от ситуации «видит» себя по-разному». [12, с. 153]
Образ «Я» — не просто отражение (в форме представления или понятия) каких-то зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный — знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий — то есть практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов
Многочисленные исследования этой проблемы идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании образа «Я» и его компонентов — какие качества сознаются лучше, как меняются с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое — умственным или моральным качествам и т. п. Далее, исследуется степень его достоверности и объективности.
Свойства человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем личностные свойства. Отсюда неодинаковое соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «Я».
1.3 Самоопределение
Не менее сложной представляется ситуация, когда проблема выбора профессии, допустим, в требуемый момент времени (момент завершения школьного образования) как бы не встает перед учащимся. Причин этого бывает несколько; отчасти они обусловлены особенностями процесса профессионального самоопределения. Согласно многочисленным наблюдениям и результатам специальных исследований процесс самоопределения проходит несколько стадий, которые являются прямым отражением процесса формирований самосознания личности (см. гл. 5).
Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования
... социально основы-педагогической работы с трудными подростками в дополнительного учреждениях образования 1.1 Психолого-педагогические особенности подростков трудных Главное содержание подростковоговозраста составляетего детства от переход к взрослости. Этот переход подразделяется на возраст дваэтапаподростковый ...
На первой стадии (4—11 лет) определяющим являются фантазии ребенка, на втором (11—14 лет) — интересы. Эта стадия связана уже с реальными пробами собственных возможностей, с активной целенаправленной деятельностью в познании окружающей среды и самопознании. «Самопознание — основа развития самосознания подростка». [13, с. 179] От наивного неведения в отношении самого себя подросток приходит к более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем с все более определенной, а иногда и резко колеблющейся самооценкой. Если учащиеся IV—VII классов способны оценить себя только частично, опираясь на мнение окружающих, то восьми- и девятиклассники в оценках самих себя охватывают почти все стороны собственной личности, высказывая суждения относительно своих достоинств и недостатков. Под влиянием осознания результатов учебной деятельности, отношений со сверстниками, взрослыми, самооценка подростка становится все более объективной, превращается в один из основных внутренних рычагов саморегуляции поведения.
Главным новообразованием юношеского возраста (15—16 лет) является самоопределение. С точки зрения самосознания субъекта она характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.
Самоопределение формируется в условиях скорого окончания школы, необходимости решить проблему своего будущего (хотя подлинное самоопределение часто не завершается к моменту окончания школы).
От мечтаний подростка, связанных с будущим, оно отличается тем, что основывается на более устойчивых интересах и стремлениях, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с необходимостью выбора профессии. Именно на этот возрастной период приходится третья стадия профессионального самоопределения — стадия реалистического выбора.
1.4 Самооценка
Одним из факторов, регулирующих уровень активности человека, является его самооценка, т. е. представления личности о собственных возможностях вообще и в определенных видах деятельности в частности. Представление человека о собственных возможностях, критическое отношение к себе складывается на основании оценки окружающими результатов его деятельности, успехов и неудач и формируется на ранних этапах становления личности. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.
Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности.
Подростки, могут различно оценивать степень собственной личностной зрелости, подготовленности в таком сложном вопросе. В практике консультирования часто встречаются случаи как неадекватно завышенного, так и неадекватно низкого уровня притязаний подростков в профессиональном самоопределении.
При неадекватно завышенном уровне самооценки суждения подростков категоричны, суждения и замечания консультанта, учителей, старших встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых. Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся, как бы полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя вправе принимать какие-либо ответственные решения вообще.
По предмету: «Психология и педагогика» : «Профессия и профессиональное ...
... Логико-содержательная, Личностная Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением деятельности учащегося, опосредованной факторами ... профессии с учетом интересов и склонностей, физиологических возможностей. Профконсультация - это не принятие решения ... профориентации подростков и старших школьников. Для того чтобы еще больше отдифференцировать их профессиональные ...
Таким подросткам нужно помочь поверить в себя, а для этого надо фиксировать их внимание на тех случаях, когда они проявляли наблюдательность, высокую социальную чувствительность, давали правильные и дальновидные оценки себе и другим людям.
Пристальное внимание к проблеме самооценки подростка позволяет правильно осуществлять формирование у подростка ценностного отношения к собственной активности.
1.5 Личностный опыт подростка
В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию. Возникают субъективно обусловленные предпочтения, обусловленные их отношением к различным источникам получения информации, различным способам ее предъявления, а также различным аспектам ее содержания. Потребности, интересы, ценностные ориентации человека, его микросоциальная ситуация определяют его отношение, степень доверия к различным каналам получения информации, его интерес к тому или иному ее содержанию.
Наибольший интерес для подростков представляют сведения о требованиях, которые предъявляются к человеку в процессе труда на определенном рабочем месте; второе место по значимости и привлекательности занимает информация о содержании труда представителей конкретной профессии, а также о возможностях самовыражения в рамках профессиональной деятельности. Следующую позицию занимают такие факторы, как условия труда, материальное обеспечение, перспективность работы. Еще ниже в ряду интересов подростков находятся сведения о позиции референтной группы в отношении профессии, а также информация об особенностях трудовых коллективов.
Менее привлекательной и значимой для индивидуального выбора представляется подросткам информация о потребностях народного хозяйства в специалистах определенного профиля. Выявленная структура ориентации при получении профессионально значимой информации свидетельствует об определенной фиксации внимания подростков средствами массовой информации, лекционной пропагандой на таких факторах, как интересность работы, соответствие ее склонностям человека.
В связи с этим особое значение для формирования социально ценных представлений и установок учащихся приобретает рациональное использование наиболее значимых для подростков каналов и источников информации.
Экспериментально-психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации.
Личный опыт подростка среди источников информации о социальной действительности занимает особое место.
Основоположник отечественной концепции профориентации А.П. Болтунов подчеркивал необходимость изучения и активного использования фактора личного опыта для решения как информационных, так и профессионально-воспитательных задач. Подростки часто ссылаются на свой личный опыт, когда аргументируют те или иные оценки и решения. Личный опыт подростков является результатом усвоения общечеловеческой культуры, опыта других поколений и своих сверстников. Но ведущее место среди источников формирования личного опыта отводится ими непосредственным впечатлениям и переживаниям.
Психологические особенности отношений подростков со взрослыми (2)
... изучению различных аспектов взаимоотношений межличностного смысла подростка со взрослым. 2. Определить ... на него воздействиям. ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis - детский) - особенность психического склада личности, ... взаимоотношений между подростком и взрослым как системой «подросток-родитель". Тщательное изучение данной темы ... ощущений, которые были бы болезненны при их осознании. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ...
Отличительной особенностью личного опыта подростка является его высокая субъективная значимость, переоценка, вплоть до абсолютизации, расширенная трактовка, перенос оценок с одних событий на другие, которые лишь частично похожи. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе. Размытость, неопределенность в осознании подростками содержания понятия «личный опыт», сочетание этой особенности с субъективной переоценкой его как одного из основных факторов выбора профессии требуют от родителей и педагогов школ целенаправленной работы по конкретизации опыта школьников и обогащению его социально-значимым содержанием.
1.6 Индивидуальные стили принятия решений
Выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения.
«Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. В случае очевидных противоречий с реальностью подростком осуществляются произвольные допуски. Критическая оценка гипотез неполноценна. Варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью. Подростки, демонстрирующие подобный стиль выработки решения, производят впечатление недостаточно зрелых личностей.
В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная, фрагментарная их критичность».
Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полноценной и планомерной последующей критической оценкой.
Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения подростков находит с некоторым трудом.
Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив. Представителей этого типа, так же как и предыдущего, отличает застревание на оценке возможных отрицательных последствий, связанных с принятием конкретного варианта.
Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков. Как инертные, так и импульсивные решения требуют коррекции, которая может осуществляться в совместной с родителями или педагогами деятельности (во время доверительных бесед, при анализе сюжетов литературных произведений, обсуждении конкретных ситуаций).
подросток семья личностный социализация
Глава 2. Практическая часть
В своей практике я провела социологические исследования. Я наблюдала за учащимися одиннадцатых классов, проводила встречи, мероприятия, беседы с учителями, с родителями. Цель моих консультаций: показать разницу двух абсолютно разных уровней социализации и подходов к решению различных ситуаций, в том числе конфликтных.
Используя различные методики, я попыталась сделать выводы и дать рекомендации, учитывая результаты выше указанных методик об особенностях социализации современных подростков.
Характеристика учащейся одиннадцатого класса, 1987 года рождения, Мифтаховой Анны.
Профилактика девиантного поведения среди подростков
... «норма» и «девиантное поведение»; Описать формы девиантного поведения и их особенности; Рассмотреть теоретические подходы к объяснению девиации; Определить социально-психологические особенности подростков как социально-демографической группы; Выявить причины девиантного поведения подростков; Охарактеризовать современные формы девиантного поведения подростков. Методы исследования: ...
На основании результатов различных тестов, методик и наблюдений за подростком можно предположить следующее:
1) Личностные особенности: девочка энергичная, активная, самостоятельная и решительная. Имеет лидерские наклонности Организаторские способности на высоком уровне. Практична, реалистична, эмоционально уравновешенна. У подростка целеустремленный тип личности. Она волевой и ответственный человек, любит четко определять ближайшую цель и отдаленную перспективу. Одиночек и зашибленных не любит и не принимает всерьез, способна к сопереживанию.
2) Интеллектуальное развитие: уровень развития у данного подростка — средне благополучное.
3) Профессиональная ориентация: имеет способности к физике, химии, изобразительному искусству, педагогике, сфере обслуживания. Подходят профессии творческого типа. Девочке подходит тип профессии — человек-знаковая система. Это говорит о том, что у подростка есть наклонности к цифрам, формулам, кодам, деньгам, гербам, буквам, нотам, жестам и так далее.
Результаты тестирования показали, какие профессии можно посоветовать девочке: управленец, менеджер, брокер, экономист, нотариус, юрист, криминалист, финансист и так далее.
4) По данным результатам вышеизложенных методик следует, что Аня является гармоничной личностью, умеет проявить сдержанность. В коллективе проявляет инициативу, очень общительная, из-за высокой коммуникабельности чувствует себя комфортно в любом коллективе.
5) Рекомендации: педагогам поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение легко выправляет разболтанность. Однако учитывая ее творческие, коммуникативные, лидерские и организаторские наклонности я бы посоветовала выбирать профессии творческие по характеру труда.
Характеристика учащегося, одиннадцатого класса, 1986 года рождения, Киселева Романа.
На основании результатов различных тестов, методик и наблюдений можно предположить следующее:
1) Личностные особенности подростка: мальчик замкнут, недоверчив, равнодушен к окружающим, проявляет склонность к риску, подвержен влиянию случая обстоятельств, не делает усилий по выполнению групповых норм.
2) Интеллектуальное развитие — ниже среднего.
3) Тип характера — смешанный. Особенностью характера является периодическое колебание настроения и жизненного тонуса. Способен на глубокую и искреннюю привязанность к родным, друзьям, любимым. Отзывчив на доброту, откликается на понимание, поддержку. Очень остро переживает отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрату близких, вынужденную разлуку с ними. Так же присутствует замкнутость, отгороженность от окружающего мира.
4) Профессиональная ориентация: имеет способности к информационно вычислительной технике, урокам труда, биологии. Уровень организаторских способностей ниже среднего. Тип профессии человек-техника. Это говорит о том, что у подростка есть наклонности к техническим устройствам и системам: заводам, пароходам, дверным замкам и так далее. Результаты тестирования показали, какие профессии лучше выбирать мальчику: инженер-технолог, сантехник, монтажник-высотник, электротехник.
5) По данным результатам методик и наблюдений видно, что хоть мальчик и замкнут, и обособлен, одноклассники относятся к нему положительно, его отношение к классу также положительное.
Дифференциальная психология и психофизиология
... этнопсихологией. История возникновения и этапы развития дифференциальной психологии и психофизиологии Вначале ДП представляла несистематизированные наблюдения ( ... нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции. Так, например, когда ... и стандарты психодиагностических методик (5, 9). 4. Методологические подходы дифференциально-психологических исследований Обобщение ...
6) Рекомендации: педагогам — индивидуальные беседы, формирующие у него понимание того, что наиболее надежным, устойчивым способом привлечения внимания окружающих, уважения и заботы с их стороны является социально ценная, полезная для других деятельность. Так как у Романа самооценка занижена, я бы ему рекомендовала повышать ее, развивая в себе способности, расширить круг общения.
Заключение
Подводя итоги, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнить свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе приводит к кризису системного образования, все это сказывается на уровне образования детей. Подростки вместо контроля со стороны взрослых оказываются предоставлены самим себе, социализируясь на улице, в неформальных группах
Итак, в заключении можно сделать такие выводы: социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.
Социализация — процесс исключительно положительный, от его успеха зависит, насколько подросток, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Для общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и сохранения его культуры.
Безусловно, это один из самых важных периодов, где закладывается основа, внутренний стержень будущей личности. Подростковый период помогает индивиду совершить переход из одного мира в другой, это поиск нового, поиск самого себя, и своих ценностей.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsializatsiya-podrostkov/
1. Кон, И. Психология старшеклассника/ — М.: 1999.
2. Кон, И. Психология ранней юности/ — М.: 1989.
3. Эриксон, С. Ребенок и общество/ — М.: 2000.
4. Краковский, А.П. О подростках/ — М.: 1991.
5. Кулагина, И.Ю. Личность школьника/ — М.: 1999.
6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология/ — М.: 1999.
7. Бодалев, В.В. В мире подростка/ — М.: 1982.
8. Аракелов, Г.Г. О психологии подростка/ — М.: 1990.
9. Левит, М.В. Как сделать хорошую школу/ — М.: 2000.
10. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов/ — М.: 2000.
11. Мосс, М. Общества обмен личность. Труды по социальной антропологии/ — М.: 1996.
12. Менегетти, А. Система и личность. /
13. Бергер, П. Личностно-ориентированная социология. / Петер Л. Бергер — М.: 2004.