Особенности развития личности подростков

КУРСОВАЯ РАБОТА, ПО ВОЗРАСТОЙ ПСИХОЛОГИИ

на тему:

« ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ »

Студентки института психологии

4 курса

Москва 2010 г., СОДЕРЖАНИЕ:

Актуальность исследования . «Переходный», «трудный», «критический» возраст — эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям, родителям и педагогам найти правильную линию поведения по отношению к подросткам, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый возраст — это самый трудный в сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности школьников подросткового возраста.

Разработанность. При различных подходах к определению личности и особенностей ее развития, разрабатываемых в современной психологической науке (Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и другие), наиболее эвристическая формулировка была дана А.Н. Леонтьевым, показавшим, что личность представляет особое системное и поэтому «сверхчувственное» качество, приобретаемое индивидом в многообразных социальных отношениях, в которые он вступает своей деятельностью, становясь личностью и развиваясь как личность. Также мы рассмотрим особенности развития личности подростков, используя работы Д. Дьюи, Э. Штерна, и Э. Эриксона. [7, 17]

Объектом исследования являются подростки (школьники 11-16 лет).

Предметом исследования является психологические особенности развития личности подростков, интеллектуальное развитие личности подросткового периода.

18 стр., 8890 слов

Особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности

... специфики подростковой субкультуры; 4. Исследовать особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности. Глава I. Теоретические основы проблемы социализации личности подростка 1.1 Особенности развития подростка Подростковый возраст - это возраст от 10-11 до 15 лет. Подростковый возраст называется переходным возрастом, ...

Целью исследования является изучение особенностей развития личности у подростков.

Задачи исследования:

  1. определить понятие «личность»;
  2. изучить процесс формирования личности в подростковом периоде и процессы ему сопутствующие;
  3. определить понятие «личность подросткового периода» и изучить особенности развития познавательных процессов у подростков;
  4. изучить особенности социально-эмоционольного развития подростков;
  5. дать общую характеристику адаптационного процесса у подростков.

Подростковый период

биологический

когнитивный —

2) количественные перемены.

Важно выявить, как изменения в мышлении влияют на личность подростка и его поведение.

психосексуальный

социальный

Подростковый возраст, согласно общепринятой классификации Д.Б.Эльконина, имеет границы от 10-11 до 14-15 лет; психологические особенности подростков, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными.

Как известно, важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

чувств а взрослости

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своем поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников) в процессе учебно-воспитательной работы.

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

5 стр., 2431 слов

Формирование личности в среднем школьном возрасте

... формированию лич­ности подростка. 2. Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов в среднем школьном возрасте. ... принятый подростком образ, который становится ... тем больший интерес к этому предмету у него воз­никает '. Формирование такого рода относительно стойких лич­ностных интересов в среднем школьном возрасте создает особый облик подростков: они живо откликаются на ...

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что подростки откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Подростки в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их сын или дочь подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Мальчики-подростки склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость — подлостью, любовь к себе — насилием над другими [4].

Девочки-подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому девочки хотят общаться с мальчиками старшего возраста.

Основная особенность подросткового возраста — постоянно протекающий процесс роста и развития, в ходе которого осуществляется постепенное формирование взрослого человека. В течение этого процесса увеличиваются количественные показатели организма (размеры отдельных органов и всего тела), а также происходит совершенствование работы органов и физиологических систем, обеспечивающих возможность нормальной жизнедеятельности зрелого человека, основными моментами которой является трудовая деятельность и рождение здорового потомства. От того, как растет и развивается подросток, во многом зависит его будущее, и, следовательно, этот процесс от момента рождения до завершения процессов роста и развития должен находиться под постоянным контролем врачей, родителей и педагогов.[25]

1.1. Общая характеристика представлений о личности

Личностью называется конкретный человек как субъект общественной деятельности и общественных отношений во всём многообразии его социально-психологических особенностей.

Исследуя проблему личности, психология имеет в виду психологические особенности и свойства человека, развившееся и проявляющиеся у него, как у члена общества. Человек всегда является членом того или иного коллектива – семьи, школы, рабочего коллектива и т.д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения его с коллективом в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности.

Отличительными психологическими особенностями личности являются:, Самосознание., Индивидуальность –, Саморегулирование