Стадии развития личности в процессе социализации (адаптация, индивидуализация, интеграция). Институты социализации

Курсовая работа

Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния индивида, отображающий его способность и возможность осуществлять социальные функции, которым относятся:

  • соответствующее восприятие окружающего мира и своего организма;
  • адекватная система взаимоотношений с окружающими, способность к обучению, труду, организации отдыха;
  • адаптивность поведения соответственно ролевым ожиданиям других людей.

Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления личности к условиям новой социальной среды.

Содержание социальной адаптации: максимально возможное сближение ценностных ориентаций и целей группы и индивида, входящего в эту группу. Усвоение индивидом традиций, норм, культуры группы, внедрение в ролевую структуру группы.

Социально-психологическая адаптация сопровождается приспособлением личности к новым условиям, реализация его интересов, стремлений, потребностей. Войдя в новое социальное окружение личность становится его полноправным членом, развивает индивидуальность и самоутверждается.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социализация и социальная адаптация 400 руб.
  • Реферат Социализация и социальная адаптация 230 руб.
  • Контрольная работа Социализация и социальная адаптация 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Социально-психологическая адаптация сопровождается развитием социальных качеств поведения, общения, деятельности, принятых в социуме, благодаря которым индивид реализует свои потребности, стремления, интересы.

Стадии социализации

Социализация может быть первичной и вторичной. Во время вторичной социализации происходит усвоение специфического ролевого знания, при котором социальные роли связаны с разделением труда, т.е. она характеризуется разделением труда и социальным распределением знаний.

В выделении стадий или этапов социализации существуют различные подходы. Социологический подход делает акцент на процессе усвоения индивидом совокупности социальных ролей, занятия того или иного положения в обществе, овладения нормами, ценностями, культурой. В соответствии с этим выделяют следующие стадии социализации:

5 стр., 2354 слов

Социальные общности и группы

... общности предпосылкой формирования того общность языка этнической общности Интегративным же Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный механизм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации ... разной степени интенсивности и масштабности. 3 вопрос. Социальная группа, Под малой группой которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в ...

  • Дотрудовая стадия. Включает период ранней социализации (дошкольный возраст) и младший школьный возраст – период обучения.
  • Трудовая стадия. Состоит из периода молодости (от 17-18 лет до 23-25 лет) и периода зрелости.
  • Послетрудовая стадия. На данной стадии происходит утрата статуса, включает пожилой, старческий возраст, долгожителей.

Взаимообусловленность социализации и социальной адаптации

Процессы социализации и социальной адаптации взаимосвязаны, они отображают единый процесс взаимодействия индивида и общества.

Определение 1

Социализация – это процесс активного воспроизведения личностью социального опыта, реализуемого в деятельности и общении, развитие личности под воздействием социума, социальных институтов и агентов социализации. Процесс социализации способствует развитию психологических механизмов взаимодействия индивида с окружающей средой, формирующихся в процессе адаптации.

В ходе социализации:

  • индивид является объектом, который воспринимает, усваивает, нормы, традиции, роли, характерные данному обществу;
  • происходит формирование, развитие и становление личности;
  • обеспечивается нормальное функционирование личности в обществе;
  • происходит адаптация индивида в обществе.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Социальная адаптация – важный механизм социализации. Социальная трансформация — это изменение как внешних социальных отношений, так и внутреннего мира человека.

Необходимо учитывать неоднозначную, сложную природу адаптации, социально-политические средства, которые обеспечивают ее успешное протекание.

Замечание 1

Важным условием массовой адаптации выступает создание материально-экономических, социальных, организационных условий, предоставляющих возможность адаптироваться к переменам, использовать их положительные возможности, смягчить возникающие трудности. Макросоциальные и макроэкономические преобразования должны быть понятны населению. Часто для адаптации людей достаточно создать условия, способствующие извлечению выгоды из новой ситуации. Ощущение неприспособленности, неудовлетворенности к новым ситуациям может возникнуть вследствие недоступности социальных, материальных благ, из-за психологического дискомфорта, инерции сознания, непривычности новых форм жизни.

Социальная адаптация является устойчивой, если между мировоззренческими основами и частными адаптивными стратегиями разных социальных групп отсутствуют серьезные рассогласования.

Устойчивая адаптация к новым условиям на основе старых средств и целей маловероятна. При стихийном развитии приспособительных процессов в обществе возможно формирование только неустойчивой адаптации.

Социальная адаптация во многом зависит от характера взаимодействия общества и личности, что объясняется несовпадением природы психологических и социальных перемен. Основная причина запаздывания приспособительных реакций на возникающие ситуации – временные барьеры, препятствующие осуществлению адаптивных процессов.

Приспособительные процессы касаются мировоззренческих основ, изменение которых предполагает длительный период и сопровождается изменениями в ценностной базе личности.

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

... общественной и личной мотивации труда и других причин. Профессиональная адаптация, являясь разновидностью социальной адаптации, проявляется только в трудовых взаимоотношениях, в процессе приспособления ... используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду. Дезадаптация - с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия). У ...

Если в процессе жизнедеятельности личность с легкостью вырабатывает адаптивные стратегии, позволяющие эффективно взаимодействовать с разными социальными институтами и общностями, не вступая в конфликт с нормами, законами и традициями общества, сохраняя эмоциональную удовлетворенность и психологическую стабильность, можно говорить об адаптации, как о свершившемся факте.

Основные параметры личности является не врожденным, а приобретенные индивидом на протяжении жизни. Термин»социализация»ввел в середине XIX в французский социолог. Габриэль. Тард для обозначения процесса интериориз зации социальных норм путем социального взаимодействия. Понятие»социализация»эволюционировало с того времени, включая различные аспекты этого явленийзні аспекти цього явища.

Существует много определений понятия «социализация», которые различаются в зависимости от понимания их авторами сущности и структуры личности. Большинство определений этого понятия содержит общее положение о том,, что сущность социализации заключается в усвоении индивидом социального опыта, но понимание содержания этого опыта, его структуры, средств и порядка усвоения существенно отличаютсядрізняються.

В социологическом словаре под редакцией. В. Воловича социализация определяется как процесс усвоения индивидом знаний, опыта, норм и ценностей, включение его в систему социальных связей и отношений, н необходимых для становления и жизнедеятельности в данном обществі.

В XX в западной социологии и психологии утвердилось понимание социализации как части процесса становления личности, когда формируются общие и распространенные, устоявшиеся черты личности, щ проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. В этом толковании социализации обращено внимание на формирование черт характера в социальном взаимодействии с др. шими субъектамми.

Современное понимание социализации как процесса превращения человека в личность в результате усвоения им общественных норм и интеграции в социальные институты дал. Т. Парсонс. По его мнению, утечкой процесса в социализации личности является обретение ею самосознания и сознания. Следствием социализации является структурирование сферы сознания личности под информационным влиянием институциированная социального среди овища. Так, ученый писал,»что основной характер структуры отдельной личности сложился в процессе социализации на основе структуры систем социальных объектов, с которыми она была связана в течение своей жиз я, включая, конечно, культурные ценности и нормы, институциированная в этих системах»[18, с 27]. Похожей позиции придерживаются представители бихевиоризма. Б. Скиннер и. Дж. Доллард, которые считали, что становление ния личности происходит в процессе научения человеком социальным нормам. М. Шары и. Дж. Мид считали, что одним из механизмов социализации является модель»межличностного общения», согласно которой индивид, дивля ясь на себя глазами других людей, усваивает в результате множества интеракций правила общежития. Ж. Пиажета,. Л. Колберг предложили»когнитивную»модель социализации, сводится к развитию сознания и само сознании ребенка в процессе овладения образным и абстрактным мышлением. Социализация заключается в создании в сознании образцов когнитивных схем, которые индивид адаптирует к новому опыту с помощью меха коммунизма»равновесия»А. Маслоу и. К. Роджерс рассматривают стремление индивида к самоактуализации как движущую силу социализации. Ф. Боаста. В. Малиновский считали, что сутсилу соціалізації.. Ф.. Боаста. В.. Малиновський вважали, що суть

12 стр., 5873 слов

Особенности социальной адаптации несовершеннолетних в социально-реабилитационном ...

... важную роль играют специализированные учреждения для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков. Очевидна необходимость решения имеющихся ... развитие. 1.2 Социализация и её этапы Процесс социализации личности состоит из трёх фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ...

социализации в передаче культурного наследия. Согласно теории психоанализа 3. Фрейда, социализация заключается в обуздании врожденных инстинктов, проявление противоречит цивилизованном образа жизни путем интериоризации социальных регламентов. По эволюционной теорией. Е. Эриксона, процесс социализации — это преодоление индивидом критических ситуаций на жизненном пути. В концепции. М. Лукашевича сочетании п оняття социализации и социальной адаптации. По его мнению, социализация человека происходит в результате взаимодействия с окружающей средой в течение жизни путем адаптации, сменяющих друг друга в ко жний сферах жизнедеятельностильності.

Итак, социализация имеет две цели: способствовать взаимодействию людей через выполнение ими различных социальных ролей, и обеспечивать сохранность общества передачей новым членам соответствующих убеждений и образцов поведение.

В содержании процесса социализации можно выделить два структурных элемента: социальную адаптацию и интериоризацию. Адаптация — приспособление индивида к условиям существования различных социальных структур и сообществ результате чего он усваивает существующие в них нормы, ценности и идеалы. Адаптация означает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, ценностям, к условиям функционирования различных сфер общест ильства. В процессе адаптации индивид согласовывает самооценки и свои претензии со своими возможностями и реальностями социальной среды. Однако, людям старшего возраста труднее, чем молодые, вписаться в новые соц иально механизмы. Поэтому следующим этапом социализации личности становится интериоризация — процесс формирования внутренней структуры человеческой психики с помощью освоения социальных норм, ценностей и других компо энтов социальной среды вследствие социальной деятельности, процесс перевода элементов внешнего среду во внутреннее»Я»Результатом интериоризации является индивидуальность личности, неповторюва ность его духовного мира, специфика социальной активности. Выделяют следующие факторы социализацииори соціалізації:

  • совокупность ролей и социальных статусов, предлагаемых человеку обществом;
  • социальные сообщества, в рамках которых индивид может реализовать определенные социальные роли и приобрести конкретный статус;
  • система социальных ценностей и норм, которые доминируют в обществе;
  • социальные институты, которые обеспечивают производство и воспроизводство культурных образцов, норм и ценностей;
  • общая ситуация в стране.

Социализация не является односторонним процессом. Мы учимся у своих родителей, сверстников. Под влиянием этих людей у ??нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, которые необходимы для выполнения наших со оциальних ролей какой-то мере они учатся от нас. Люди и учреждения, отвечающие за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей называются агентов социализации их можно разделить на агентов первичной и вторичной социализации. Агентами первичной социализации являются родители, близкие и дальние родственники, сверстники, учителя, врачи, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, государства,. Иви,. ЗМІ.

6 стр., 2802 слов

Система образования как социальный институт

... Глава 1. Образование как социальный институт. Понятие, сущность и функции. Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, ... социальный институт образования. Ведь все знания, навыки, материальные и духовные ценности, которые наши предки получали, необходимо передать новому поколению людей. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование ...

Процесс социализации сугубо индивидуальный. Поэтому социализация индивида с необходимостью предполагает его индивидуализацию, формирование личностных качеств. Социализация является непрерывным процессом. Она охватывает вс си этапы жизненного пути человека, в течение которого он усваивает и использует ценности культуры. Количественное накопление усвоенных ценностей в определенный период переходит в новое качество, проявляющееся в изменений и структуры и направленности личности зависимости от возраста индивида различают 4 основных этапа социализацииації:

1. Социализация ребенкаи.

2. Социализация подростка (неустойчивая, промежуточная)).

3. Длительное целостная социализация (переход от юности к зрелости в период от 17-18 до 23-25 ??лет)).

4. Социализация взрослыхх.

На каждом этапе существуют»критические периоды»О социализации ребенка — это первые 2-3 года и поступление в школу, для социализации подростка — превращение ребенка и подростка в юношу, для длительной — начало с самостоятельной жизни и переход от юности к зрелости. Социализация взрослых нацелена на изменение поведения в новой ситуациивій ситуації.

Социализация личности в различные возрастные периоды характеризуется специфическими социально-психологическими особенностями.

Целью социализации в раннем возрасте является формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, что находит выражение доверии, желании сделать им приятное.

В возрасте от 3 до 7 лет на ребенка кроме родителей влияют дополнительные агенты социализации: учителя, воспитатели, врачи, няни. В это время не только вырастает количество агентов социализации, но и меняется программа их действий. Все больше делается упор на овладении навыками познания и мышления, ребенок учится употреблять слова и буквы, овладевает систему правил и норрм.

Важное влияние на социализацию детей осуществляет школа. В школе детей учат не только читать и писать, но и дают представление о общепринятые ценности. Школа представляет собой общество в миниатюре — са аме здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения. Образование обеспечивает преемственность и воспроизводство социального опыта. Именно в сфере образования человек усваивает необходимые для социальной практики ки знания, ценности, формирует навыки социальных отношений. Сегодня образование является мощным источником социально-экономического, научно-технического, культурного развития общества. Она также сферой духовного р оста человеклюдини.

Образование — это целостная самостоятельная система, имеющая институциолизований характер. Это не просто деятельность по обучению и воспитанию, а особая организована, структурализована, ролевая деятельность, опирающаяся я специальные учреждения, регулируемая специальными нормами. Образование интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание, субъектов в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на со. Социокультурная потребности обществва.

16 стр., 7758 слов

По предмету «Социальная психология» «Влияние профессиональной ...

... был сделан именно в социальной психологии. Доказательством этого являются исследования процесса социализации: знания о социальном мире закладываются с детства ... не требовала. В группе А сотрудники имеют образование не ниже среднего профессионального, в группе В ... как соотносятся наши знания о мире с изменениями в нем [1]. социальном Познание социально по своему происхождению. Знания о социальном ...

Функционирование образования базируется на определенных принципах: 1) принцип всеобщности образования или демократизации школы определяет доступность образования для различных социальных и этнических слоев населения.

2) принцип непрерывности образования стимулирует процессы повышения квалификации и восстановление образования. Большинство ученых соглашается с тем, что в будущем человеку нужно учиться уже жизнья.

3) принцип образования широкого профиля тяготеет к гуманитарному содержания обучения, его фундаментализации и многопрофильности.

4) принцип сочетания обучения с воспитанием усиливает гуманистический компонент образования, отражает координацию действий через школу, всех учебных, воспитательных, культурных, коммуникационных и других социальных ин институтов в их воздействии на лиц.

5) принцип поликультурности образования отражает определенные аспекты построения плюралистично интегрированных образовательных систем в этнически неоднородных обществах.

6) принцип институциональной рефлексии означает способность системы образования к социальной и смысловой адаптации под влиянием научно-технического и социального прогресса.

7) принцип формирования»свободного образовательной среды», закладывает распространения демократических возможностей выбора форм, средств, уровней и направлений в обучении.

Образование как социальный феномен выполняет определенные функции. Среди них::

  • продуктивная (создание новых идей, технологий, форм поведения и тд););
  • репродуктивная (заключается в непосредственном участии образования в процессе воспроизводства существующих общественных отношений, социальной структуры);
  • стратификационная (образование является средством социального перемещения и продвижения вверх);
  • функция отбора (образование как и все социальные институты определенным образом отбирает и располагает претендентов на определенных социальных позициях);
  • функция передачи накопленных человечеством знаний, наследственности социального опыта.

Все эти функции в реальной жизни довольно тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Сегодня основной целью образования является повышение общего уровня культуры, формирования профессионально подготовленной, творческой й высоконравственной личностиі.

Довольно сложным феноменом является личность подростка. Важным социально-психологическим новообразованием подросткового возраста является личностное самоутверждение, взрослость, потребность в общении, интенсификация конт тактов, просмотр предыдущих убеждений и представлений, формирование нового мировоззрения, усвоение ценностей и норм подростковой среды. В разнообразных личностных отношениях подросток пытается выяснить и, как к нему относятся другие. В отношении к родителям обнаруживает признаки эмансипации (отстаивание своей точки зрения, побег из дома).

Изменения физиологического характера вызывают у подростков может обостренное, то п ослаблено восприятие окружающего мира, спад или подъем работоспособности и энергии, сопровождается перепадами настроения, чрезмерными переживаниями. В этот период возникают половые влечения и связанные с ними новые переживания. Развивается потребность в признании себя представителями противоположного пола. В классе появляются влюбленные пары, культивируются дружеские отношениятосунки.

9 стр., 4390 слов

Личность в системе социальных связей

... выражается в понятии личность. Таким образом, личность - это характеристика социального в человеке. Представляется удовлетворительным определение личности, данное российским социологом В. Ядовым: «Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных ...

Для подросткового возраста характерны явления акселерации (ускоренный соматический развитие и физиологическое созревание подростка, что проявляется в увеличении массы тела, ранних сроках полового созревания)) и инфантилизма (сохранение в психике и поведении подростка особенностей, присущих детском возрасте).

Эти особенности нередко порождают разнообразные психологические коллизии — смысловые барьеры, конфликты аффективные формы поведения. Инфантильный подросток отличается незрелой эмоционально-волевой сферой, проявляется в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности. Усиливают инфантилизм недостаток и образования и воспитания. Речь идет о таких стиле влияния взрослых на подростков, как диктат, опека и вседозволенностьість.

Важной для подростка является самооценка своей внешности: они хотят нравиться другим, иметь привлекательную внешность. Безобидный на первый взгляд шутка в его адрес может вызвать или острый конфликт или глубокие переживанияя.

Важным социально-психологическим новообразованием подросткового возраста является взрослость. Проявляется она как новый уровень притязаний, которого подросток фактически еще не достигг.

В подростковом возрасте теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, а важнейшими становятся отношения со сверстниками. В общении с ровесниками у них формируется не только первое, серьезнее, п сравнению с ранними возрастными связями, общество, в котором они получают поддержку и могут достичь самовыражения, но и реализуется потребность в общественном признании их социальной значимости. Таким чино м создаются многочисленные подростковые группировки (референтные группы), в которых подростки пытаются привлечь к себе внимание общем чем хуже отношения подростка с взрослыми, тем чаще он обращается к о днолиткив и больше от них зависетьить.

Социально-психологической особенностью настоящего стали более гибкие, подвижные, равноправные отношения родителей и детей. Подростки пытаются более автономно решать свои дела, меньше советуются со взрослыми и. Существенной является различие в восприятии одного поколения другим взрослым кажется, что дети недооценивают их и переоценивают себя, а подростки жалуются на непонимание, несправедливость дорослиих.

Для старшеклассников ведущим центром развития становится личностное самоопределение, а центром жизненной ситуации, вокруг которого начинает вращаться вся их деятельность и интересы, выбор жизненного пути особо ливо внимания они оказывают самообразованию и самовоспитанию. Именно в эти годы разворачивается активный процесс приобретения опыта общения, становление мировоззрения, завершается формирование социальных учрежденияхок.

В этот период уже не такими острыми являются межличностные конфликты, меньше проявляется негативизм в отношении к другим, улучшается физическое и эмоциональное самочувствие, повышается коммуникабельность, снижает ется уровень тревожности, нормализуется самооценка.

Основным партнером в общении является ровесник или значимый друг. В процессах общения и взаимодействия старшеклассники находят новых друзей и сохраняют древних. Они ищут друзей по принципу сходства замещая их количество качеством дружбы с ровесниками, разделяющих их взгляды и ценноститі.

4 стр., 1713 слов

Социализация: процесс и условия в современном российском обществе

... курсовой работы является социализация, как процесс социокультурной интеграции личности в общественную систему. Предметом исследования является специфика, нормы и механизмы реализации процесса социализации личности ... процесс социализации личности, выявление конкретных факторов, условий и социальных противоречий, которые определяют становление нового типа личности - участника социальных ...

Успешная социализация учащихся в школе невозможна без успешной социализации в семье. Тесное взаимодействие этих институтов в процессе социализации всегда дает положительный эффектт.

Важнейшим фактором, который влияет на процесс социализации студенческой молодежи, является учебная деятельность. Процесс обучения охватывает не только дидактический, связанный с усвоением знаний, компонент, но и со оциально-психологический, воспроизводящий характер взаимоотношений в студенческой группе, социально-психологическую групповую атмосферу. Социально-психологический компонент учебной деятельности студентов образуют такие ск строю: проблемы адаптации студентов к условиям обучения в вузе, особенности создания позывного социально-психологического климата в студенческой группе, особенности налаживания отношений студентов с исп ладачамы, проблемы межличностных конфликтов. В этом контексте особенно значимой является проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузузі.

Успешной адаптации способствует наличие в академической группе положительного социально-психологического климата. Положительными признаками социально-психологического климата в группе являются: доверие и высокая требовательность друг н к другу деловая критика; свободное выражение собственного мнения, отсутствие давления как в группе, так и снаружи, принятие на себя ответственности за дела общностиі.

Необходимым условием эффективной социализации во время обучения является наличие обратной связи. Речь идет о взаимопонимании на разных уровнях:»педагог-студент»,»студент-студент»и т.д.. Процесс социализации в студенческой группе может сопровождаться конфликтами, которые нередко провоцируют негативные эмоции и отражаются в учебной деятельности студентій діяльності студента.

При усвоения новых знаний формируются ценностные ориентации дальнейшем система ценностей человека изменяется только в кризисные периоды, когда одни ценности становятся более значимыми, а другие — уступают им местн этом.

Для взрослых важнейшими сферами самореализации личности является профессиональная сфера, сфера семейно-бытовых отношений, сексуальных отношений, общения, воспитания детей, саморазвития и самосовершенствования.

На стадии ранней зрелости человек привлекается во все сферы деятельности, устанавливает близкие отношения с другим человеком, проявляет творческие способности, выстраивает собственный образ жизни. Средняя зрелость связана с поиском ответов на основные вопросы о смысле жизни, человек пытается осуществить свои мечты. На этот период приходятся переоценка целей и притязаний, анализ окружающей действительности, окружение, стремление повлиять на будущее, стать профессионалом. Сопровождающие его и сомнения относительно продолжения избранного пути, страх снижение работоспособности, поиск новых ценностей (кризис середины жизни).

Период поздней зрело ости сопровождают озабоченность (человек пытается продолжить плодотворно и творчески работать, проявлять свои способности и возможности) или отсутствие озабоченности (способствует возникновению чувства непотрибнос те, опустошение).

Этот период часто сопровождается чрезмерной заботой о себ себе.

3 стр., 1382 слов

Проблема социализации личности в современном обществе

... отсталости в российском обществе – во многом обусловлена низкой информационной культурой и неэффективными процессами социализации личности. Эта проблема весьма актуальна в России, где наблюдается высокая неравномерность интеграции социальных слоев в информационное ...

Таким образом, каждый этап социализации индивида имеет свои особенности. Изменение возрастных стадий сопровождается соответствующими психологическими механизмами усвоения культуры, направленности индивидуальных наклоне в и интересов, восприятием и переработкой разнообразной информации, что сказывается на внутренней структуре личности. В период ранней социализации институционализированные влияние общества слабо выраженный. От нак по мере становления личности социализация приобретает довольно жесткого институционализированные характереру.

Итак, социализация — это непрерывный процесс. В связи с этим иногда социализацию разделяют на первичную (социализация ребенка) и вторичную (социализация взрослых)).

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Существуют определенные различия между социализацией детей и взрослым лих.

1).

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценности.

2).

Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваивать их.

3).

Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям не дано обсуждать действия родителя.

4).

Социализация взрослых направлена ??на то, чтобы помочь индивиду овладеть определенными навыками, социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Не следует считать, что социализация — это процесс, который происходит только по восходящей ресоциализации называют усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или зам блюдо. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки работниковів.

Существенным моментом социализации человека является развитие ее социальной активности, что проявляется в поведении личности и деятельности. В условиях качественного преобразования общества проблема социальной акти ности масс и личности приобретает особое значениея.

Социальная активность — характеристика образа жизни индивида, группы, фиксирующий сознательную направленность его деятельности и поведения на смену социальной среды согласно назревших потребностей, интересе ей, целей; проявление социальных инициатив, участие в решении актуальных социальных задач, постоянное взаимодействие с другими социальными субъектами. Через социальную активность реализуются деятельностные потенции с убьекта, его культура, умение, знания, потребности, интересы, стремления. Она также особым способом реагирования индивидов и социальных групп на запросы, постоянно ссылаются обществоом.

Основными видами социальной активности являются: профессиональная, трудовая, общественно-политическая, моральная, управленческая, разрешительная, вербальная. Важнейшими признаками социальной активности личности является сильным не, устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы и реальное участие в общественных делах. От уровня социальной активности зависит динамизм развития общества, которое заинтересовано в ее постоянный ростні.

Результат социализации -«социальный тип личности»соби».

Социальный тип личности — определенный фиксированный набор социальных свойств человека, что проявляется в ее сознании и поведении.

Критерии выделения социальных типов личности:

  • место личности в системе общественных связей;
  • реальные формы жизнедеятельности личности;
  • направленность личности.

В. Ядов выделяет следующие типы личности::

1 — базисный тип личности — система социальных качеств индивидов, которая лучше всего отвечает объективным условиям функционирования данного общества на соответствующем этапе его развития.

2 — реальный (модальный) тип личности — реальный тип личности, который преобладает на соответствующем этапе развития общества.

3 — идеальный тип личности — индивид с такой совокупностью черт, качеств, которые современники хотели бы видеть в человеке.

В западной социологии существуют аналогичные концепции, например,. Д. Рисмен предложил концепцию социального характера. Социальный характер — ядро ??структуры характера, присущ для большинства член нов определенной культуры, а индивидуальный характер — это то, чем люди, принадлежащие к одной и той же культуры, отличаются друг от друга. Д. Рисмен считает, что социальный характер позволяет индивиду выполнять те требования, которые ставит перед ним общество. При этом он выделяет следующие типы социального характератеру:

1 — традиционно-ориентированный, консервативный, конформный;

2 — интровертный (тот, что руководствуется внутренними мотивами) — поведение человека определяется воспринятыми в детстве принципами, лицо становится более открытой по отношению к новшествам и переменам, хотя роль май адицийних норм и ценностей еще велик.

3 — экстраверт (внешне ориентирована личность) — такая личность стандартизирована, является объектом манипулирования, чувствует себя дезориентированным, апатичным, ей не нравится ложь и угнетения.

4 — положительный характер — автономная личность, некомфортная, которая имеет ясные рациональные цели, не навязываются другими людьми, более независима по влияний своего культурной среды.

Таким образом, процесс социализации исторически обусловленным, в результате него формируются конкретно-исторические черты личности, необходимые ей для жизнедеятельности в конкретном обществе. Содержание, стадии конкретные механизмы социализации определяются структурой этого общества и варьируют в различные исторические периоди.

Вопросы для самопроверки и контроля

1. Соотношение понятий»человек»,»индивид»,»индивидуальность»,»личность»дуальність», «особистість».

2. Назовите основные структурные элементы личностиі.

3. Выделите основные этапы и компоненты социализацииї.

4. Охарактеризуйте жизненный путь человека через призму влияния на нее основных агентов социализацииї.

5. Охарактеризуйте основные социальные типы личностиі.

6. Проанализируйте особенности взаимодействия человека и общества в наше времяс.