Семья как социальный институт (4)

Курсовая работа

Актуальность. Семья — одним из древнейших социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» жизни, воспитании детей. Семья является одним из важнейших институтом общества, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества Степень научной разработанности проблемы. Основы аксиологического подхода к семье и ее социальной значимости заложены в трудах античных и средневековых мыслителей (Сократа, Платона, Аристотеля, Конфуция, Августина Блаженного); философов Нового времени (Ф. Бэкона, Т. Гоббса, М.-Ф. Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и других философов-просветителей).

Г. Ф. Гегеля, Л. Г. Моргана, М. М. Ковалевского

Задачи.

Изучить понятие социального института Рассмотреть классификацию социальных институтов Выявить развитие социальных институтов

Проанализировать определение понятия «семья»

Исследовать формы семейных структур Раскрыть функции семьи

Определить жизненный цикл семьи Объектом настоящего исследования является семья, как социальный институт.

Предмет исследования — сущность, формы и эволюция семьи.

Основные методы исследования. Метод анализа научной литературы, анализ вторичных данных

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальный институт — это механизм, обеспечивающий набор постоянно повторяющихся и воспроизводящихся социальных отношений и социальных практик людей (например: институт брака, институт семьи).

Э. Дюркгейм образно называл социальные институты «фабриками воспроизводства общественных отношений». Эти механизмы опираются как на кодифицированные своды законов, так и на нетематизированные правила (неформализованные «скрытые», обнаруживающиеся при их нарушении), социальные нормы, ценности и идеалы, исторически присущие тому или иному обществу. По мнению авторов российского учебника для ВУЗов, «это наиболее крепкие, могучие канаты, которые в решающей степени предопределяют жизнеспособность социальной системы.

2.Большинство социологических школ подходят к изучению социальных институтов, отталкиваясь от спенсоровского понимания институализации общественной жизни Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества.

4 стр., 1897 слов

Социальная структура спартанского общества VI–V вв до н.э

... государственной политики, а также способствует кардинальным изменениям общественных систем. Формирование социальной структуры спартанского общества происходило в процессе завоевания территорий. Так уже в процессе завоевания Лаконии определились основные особенности общественного строя и ...

Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т. п. Основы социологии: Курс лекций / [ А. И. Антолов , В. Я. Нечаев , Л. В. Пиковский и др.]: Отв. ред. .Г.Эфендиев. — М, 1993. -С.85.

3 Становление и формирование института в том виде, как мы его наблюдаем (и принимаем участие в его функционировании), занимает достаточно длительный исторический период. Такой процесс называется в социологии институциализацией. Важнейшими предпосылками институциализации — формирования и становления нового института — являются:

  • возникновение определенных общественных потребностей в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий;
  • развитие необходимых организационных структур и связанных с ними норм и правил поведения;
  • интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий (а значит, представлений о рисунках новых ролей — своих и соотносимых с ними).

Институциализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве института. Общая социология. Конспект лекций (М.Ю. Горбунова) М.: Эксмо, 2008. -С. 160.

4.Семья — базовая ячейка (первоэлемент) общества, характеризующаяся следующими неотъемлемыми стабильными признаками:

  • союзом мужчины и женщины;
  • добровольностью вступления в брак;
  • совместным проживанием супругов;
  • ведением общего домашнего хозяйства;
  • вступлением в брачные отношения с соблюдением процедуры общественного признания в виде государственной регистрации брака и/или соответствующего религиозного обряда;
  • стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей;

5.Можно определить семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. Даже предварительный обзор тенденций эволюции семьи в США показывает, что это определение охватывает различные уклады семейной жизни. Например, в семье с одним родителем обычно мать работает вне дома, а дети выполняют домашние обязанности; в семьях с двумя родителями один из них часто уходит на работу, в то время как другой заботится о детях.

Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т. п. В общей системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1998. — С.458 .

6. Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

20 стр., 9576 слов

Социальная структура общества: понятие и элементы. Социальная ...

... отношений между ними составляют социальную структуру общества. Отношения между социальными группами регулируются, упорядочиваются социальными институтами, действующими во всех сферах жизни общества. Таким образом, можно сказать, что социальная структура общества — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и институтов. Социальная структура общества ...

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения.

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества В) образовательно-воспитательная — (социализация).

Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; Шнейдер Л. Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 132−133.

7.Условно жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом:

период ухаживания Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады).

Семья с маленьким ребенком (или стадия триады) Фаза стабилизации или зрелого брака Фаза, в которой дети постепенно покидают дом Фаза «пустого гнезда»

Фаза, в которой кто-то из партеров остается один после смерти другого.

Каждая фаза жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи. Функциональная семья — это та семья, которая успешно справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная, соответственно — это та семья, которая с этими задачами не справляется.

Структура курсовой работы. Включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Глава I. Теоретические основы изучения социальных институтов

§ 1.Понятие социальных институтов

Понятие социального института — одно из узловых в социологии. Существуют даже попытки определить социологию как науку о социальных институтах. Благодаря трактовке этого понятия в социологии был выработан особый институциональный подход, который получил широкое применение не только в ней самой в связи с анализом большого количества явлений и процессов, но и в других социально-гуманитарных науках. Так, институциональный подход активно применяется в экономических науках (к примеру, при анализе института рынка), в политических науках (в ходе рассмотрения, скажем, социальных институтов власти) и др. Но прежде чем выяснить, в чем суть институционального подхода, разработанного в социологии и ставшего, по существу, общенаучным (для дисциплин социально-гуманитарного профиля), необходимо попять, что такое социальный институт.

Понятие социального института в истории социологии Наибольший вклад в изучение социальных институтов на начальном этапе развития социологии внес Г. Спенсер. Он ввел этот термин, часто его употреблял, но не дал строгого определения. Для Спенсера социальные институты — это нечто вроде органов общественного суперорганизма, позволяющих вести совместную жизнь и деятельность людей. Именно совокупность институтов и сеть функциональных связей между ними определяют строение и базовую организацию общества. Зборовский Г. Е . Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. — М.:Гардарики, 2004. -С.339.

М. Вебер, характеризуя социальные институты, метко назвал их «фабриками» по воспроизводству социальных связей. Он сделал акцепт па рассмотрении нормативности .этих связей, так как содержание их устанавливается обществом в целях удовлетворения потребностей своих членов. Э. Дюркгейм при рассмотрении системы общества, ее равновесия особое внимание обращал на то, чю противоречит реализации стабилизирующих функций социальных институтов. Говоря о вкладе классиков социологии Вебера и Дюркгейма в развитие идей институционализации общества, особо отметим их роль в анализе экономических институтов и религии (Вебера в связи с прогесташскойэтикой и трудом при капитализме, Дюркгейма — при рассмотрении общественного разделения труда и различных форм религии).

55 стр., 27207 слов

Объект, предмет, законы категории социологии

... категорией социологии является понятие "социальное", которое включает в себя такие тоже достаточно широкие понятия, как "социальная система", "социальная структура", "социальный институт", "социальная организация", "социальная группа", "социальное действие", "социальное ... для социологических исследований (политических, экономических и др.). Рассматривая междисциплинарный характер социологического ...

Понятие социального института в современной зарубежной социологии Проблема социальных институтов занимает одно из центральных мест в современной зарубежной социологии. Нет ни одной серьезной монографии по теоретической социологии, тем более — учебника, где авторы не обращались бы к характеристике социальных институтов. При этом имеется немалый разнобой в их определениях. Зборовский Г. Е . Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. — М.:Гардарики, 2004. -С.340.Так, Н. Смелзер рассматривает социальный институт как «совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности». А. Джонсон определяет социальный институт как «прочную систему идей и отношений, организованных вокруг достижения наиболее важных (значимых) целей». В популярном английском словаре по социологии отмечается, что термин «инешгут» широко используется для описания социальной практики, постоянно и регулярно повторяемой и санкционированной социальными нормами. Смелзер Н. Социология . М.: Феникс, 1994. С. 403.

Говоря об использовании понятия «социальный институт» в американской и европейской социологической литературе, Ф. Бейгс и Р. Харви особо отмечают следующие моменты его определений. Во-первых, институт характеризуется как относительно сложная социальная практика, подверженная обширному социальному контролю, прежде всего системе позитивных и негативных санкций (например, институт частной собственности и институт брака).

Во-вторых, данное понятие означает любую сложную организацию значительного размера (университет, тюрьма, больница и т. д. ).

В-третьих, институт характеризуется как сложная система действий и отношений, выполняющая определенные социальные функции (экономический институт, институт образования и т. д. ).

В-четвертых, институт рассматривается как нормативная и социальная практика, а институционализация — как процесс, благодаря которому любая система социальных действий, в гом числе и введение индивида в организацию, становится институтом. Такое понятие института и инсти-туционализации принято в работах по структурно-функциональному анализу Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии . — М., 1989. — С.194.

Понятие социального института в отечественной социологии В отечественной социологии понятию социального института начали уделять растущее внимание сравнительно недавно, только с 1990;х гг. Причиной послужило появление первых учебников и учебных пособий по социологии, в которых понятие социального института нельзя было обойти. Однако серьезных теоретических исследований на эту тему пока не опубликовано. В предлагаемых определениях и трактовках социального института при всех различиях обращают на себя внимание некоторые элементы сходства. Во-первых, социальный институт возникает и существует как отклик на общественную потребность в определенной организации социальной жизни в какой-то ее конкретной сфере. Во-вторых, социальные институты включают в себя нормативность. В-третьих, они связаны с реализацией определенных, как правило, значимых целей в жизни общества.

3 стр., 1423 слов

Социология — ы : Статус в социологии и социальной психологии

... социальных движениях. Контрольная социология и психология управления общие функции. Психология социальная роль в группе контрольная работа план. Реферат по социологии социальная мысль петровского периода. Роль социальной психологии в медицине и педагогике реферат. Реферат по социологии социальный статус и социальная ... неформализованных социальных институтов, и более широко - социальных взаимодействий ...

Представляется, что при сущностной характеристике социального института необходимо подчеркнуть следующие аспекты: а) институт — это в первую очередь форма организации жизни и деятельности людей; б) они (институты) включают в себя определенную совокупность людей и учреждений, призванных осуществлять основные функции института; в) для этого они должны быть наделены властью и материальными средствами; г) институт — это не просто форма организации деятельности, но форма устойчивая и необходимая.

Суммируя и учитывая выделенные аспекты, можно было бы дать такое определение: социальный институт — это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций и ролей, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения .

Как бы ни определять социальный институт, в любом случае понятно, что он может характеризоваться как одна из наиболее фундаментальных категорий социологии. Если и существуют «три кита» или «три слона», на которых держится социология, то, без сомнения, одним из них является социальный институт. Не случайно возникла достаточно давно и хорошо оформилась специальная институциональная социология как целое направление, включающее в себя ряд отраслей социологического знания (экономическая социология, политическая социология, социология семьи, социология науки, социология образования, социология религии и т. д. ).

Зборовский Г. Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2004. — С.345

§ 2.Классификация социальных институтов.

Институализированные социальные связи могут быть формальными (оформленными, т. е. регулируемыми законами, инструкциями) и неформальными.

Примером неформальных социальных институтов может быть дружба — один из элементов, который характеризует жизнь любого общества, обязательное устойчивое явление человеческого сообщества. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и подчас даже жестокая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей — своеобразные формы социального контроля и санкции в этом социальном институте. Но эта регламентация не оформлена в виде законов, административных уложений. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, длительность знакомства и т. д. ), но нет учреждении Она имеет четкое отграничение (от любви, взаимоотношений с коллегами по службе, братских отношении), но не имеет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров. Другой пример неформальных социальных институтов — соседство, которое у многих народов является значимым элементом социальной жизни.

30 стр., 14568 слов

Семья как институт социализации ребенка

... детей дошкольного возраста. Предмет исследования: роль семьи как института социализации ребенка дошкольного возраста. Цель исследования - изучение семьи как института социализации ребенка дошкольного возраста. Гипотеза: Если ребенок дошкольного возраста воспитывается в социально благополучной семье, то уровень его социализации ...

Формальные социальные институты имеют общий признак — взаимодействие между субъектами на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений. Как правило, те институциональные связи, которые играют особо важную роль в жизни людей, регулируются законами, положениями, инструкциями. Их функционирование контролирует государство, которое охраняет силой своей власти принятый порядок вещей. Формальные социальные институты определяют прочность общества. Но неверно было бы думать, что они регулируются только писаными правилами — чаще всего речь идет о переплетении писаных и неписаных норм. Зритнева И., Клушина Н.П.-М.:ВЛАДОС, 2006.-С.126.

Например, экономические социальные институты функционируют на основе не только закона, инструкции, приказа, но и такой неписаной нормы, как верность данному слову, которая зачастую оказывается сильнее десятков законов или постановлений; в некоторых странах взяточничество стало неписаной нормой, настолько распространенной, что является достаточно, устойчивым (структурным) элементом организации экономической деятельности, хотя оно преследуется законом.

Анализируя любой формальный социальный институт, необходимо исследовать не только формально зафиксированные нормы, правила, но и всю систему стандартов, в том числе морально-нравственных эталонов, обычаев, традиций, которые устойчиво, неизменно участвуют в регулировании институализированных взаимодействий. Правоведы не случайно разводят право и правоприменительную практику — нередко применение закона блокируется нормами морали, обычаями, традициями. Поэтому социолог (в отличие от юриста), анализируя те или иные социальные институты, обязан акцентировать внимание на критерии устойчивости, неизменности нормы, независимо от того, зафиксирована ли она формально Социальные институты различаются не только степени их формализованное, но и функциями, которые они осуществляют.

Экономические институты, т. е. наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности — это все макроинституты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (промышленность, сельское хозяйство, финансы, торговля); можно выделить и институционально-нормативные комплексы — институции, своеобразные институциональные «первокирпичики», из которых строятся макроинституты (собственность, управление, конкуренция, ценообразование, банкротство и т. д. ).

Политические институты, т. е. институты, связанные прежде всего с борьбой за власть, ее осуществление и распределение, нацелены на мобилизацию возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности. Это государство, армия, полиция, суд, различные партии. К этим политическим институтам примыкают общественные движения, объединения, где распространены строго определенные институализированные формы деятельности (институции) — митинги, демонстрации, выборы, предвыборные кампании.

Институты культуры и социализации — это наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия с целью укрепления, создания и распространения культуры (системы ценностей), научных знаний, социализации молодого поколения, овладения ими научными знаниями, культурными ценностями общества. К таким институтам относятся образование, наука, искусство, религия.

5 стр., 2299 слов

Семья как институт социализации личности

... роль, которую не могут заменить другие институты социализации. Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается. В семье происходят формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это ... В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, ...

Институт семьи в настоящее время примыкает к институтам социализации, но имеет и другие функции Зритнева И., Клушина Н.П.-М.:ВЛАДОС, 2006.-С.130.

Г. Е. Общая

Исходя из этого институционализация представляетсобой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются).

Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т. д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

Процесс институционализации, т. е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

  • возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  • формирование общих целей;
  • появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
  • появление процедур, связанных с нормами и правилами;

институционализация норм и правил, процедур, т. е. их принятие, практическое применение;

  • установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
  • создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Социология: история, основы, институционализация в России. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — С.167.

Помимо институализации существует такой термин как Институциональный кризис — обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например образования — учить детей, медицины — лечить людей, семьи — укреплять узы брака, воспитывать детей. Институциональные нормы при этом существуют, они провозглашены, но обществом не соблюдаются. Следствие такого кризиса — перераспределение функций. Например, в середине 80-х годов в России наметился кризис средней школы, которая перестала справляться с подготовкой выпускников к вузу, причем сразу же появились репетиторы — институт посредников. Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние института. Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан к политическим партиям, как к гражданским институтам вообще. Более 2/3 опрошенных в декабре 1998 г. россиян не доверяли практически ни одному институту1. При таких условиях проявляются две существенные тенденции: общая политическая апатия и отход от политической жизни, с одной стороны, и повышенные возможности политических партий привлечь граждан недемократическими методами — с другой. Добреньков В.И., Кравченко А. И . Социология. М., 2009.-С.156.

15 стр., 7082 слов

Психология семьи. Семья и психическое здоровье

... Психология семьи и семейных отношений. Психологические особенности семейных взаимоотношений. Супружеская совместимость. Родители и дети. Семейные роли. Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Развод как социально-психологический феномен. 10. Социология семьи – жизненный цикл семьи. ...

Кризис обнажает неполадки, возникшие в механизме функционирования института, и помогает избавиться от них, а в результате лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не может быть и развития института. Так, институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы — в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда страна, догоняя ушедшие вперед страны (сначала СССР, а позже Японию) пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и сейчас еще не достигли поставленной цели, тем не менее многого добились на этом пути и американское образование считается сейчас престижным.

Таким образом, без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину — в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь — в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в общества.

Глава II. Общая характеристика семьи

§ 1.Определение содержания понятия «семья»

Семья — эго особый социальный институт, по своей значимости характеризуемый многими социологами как наиважнейший. Такую традицию заложил еще О. Конт, который начинал анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма. Распад семьи, полагал Конт, означает распад общества. К этому выводу французский социолог приходил на основании анализа функций семьи, которые являются, по его мнению, самыми важными для общества. К таковым он относил сохранение культурного наследия, установление моральных и эмоциональных связей между людьми, определение баланса, равновесия между устремлениями разных поколений. Конт считал семью первичной, складывающейся на основе чувств формой объединения людей, из которой вырастают другие формы их объединения — племена, народы и т. д.

Г. Е. Общая

В чем состоит специфика семьи как социального института? Во-первых, она обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением (т.н. «стандартная» семья, в противоположность «нестандартной» семье, создаваемой двумя или более людьми любого пола, не являющимися родственниками).

8 стр., 3665 слов

Творческий : «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

... ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций? Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не ... той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Но приобщить ребенка к семейным ценностям с помощью принудительных мер ...

Во-вторых, семья как социальный институт выступает в качестве саморегулирующейся системы. Ее члены сами фактически создают микрокультуру общения, вырабатывают единый взгляд на многие жизненные ценности. Все это сопровождается столкновением позиций членов семьи, возникновением естественных в этой сигуации противоречий, разрешение которых возможно в результате соглашений и взаимных усгупок, которые сами, в свою очередь могут быть достигнуты за счет внутренней культуры людей, их определенной моральной и социальной зрелости.

В-третьих, семья существует как санкционированный обществом союз. Стабильное функционирование этого института возможно лишьтогда, когда он взаимодействуют с другими институтами, прежде всего с государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют с помощью самых разных социальных механизмов ее создание, функционирование и изменение. В рамках этих институтов создаются правовые и моральные нормы и разрабатываются санкции, направленные на поддержание семьи как важной социальной общности Осадчая Г. Л Социология в социальной сфере. М., 1999. С. 143.

В ходе изучения взаимодействия социального института семьи с другими институтами возникает целый спектр проблем, среди которых самыми животрепещущими оказываются: браки (в том числе повторные) и разводы, добрачное поведение и стабильность семьи, новые формы семьи и механизмы ее функционирования, отношения разведенных супругов и детей, меняющиеся функции семьи и социальные роли ее членов, взаимодействие семьи с дошкольными учреждениями и школой, супружеские конфликты и распределение обязанностей в семье и т. д.

Антонов А. И.

§ 2. Формы семейных структур Типы семейных структур многообразны и складываются в зависимости от характера супружества, родства и родительства. Так, структура семьи — это состав семьи и число ее членов в совокупности их взаимоотношений.

Моногамное супружество — это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия — брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак).

Если одновременно при структурировании семейных групп учитываются и система супружества, и система родства, то возникают такие экзотические формы брака (полигамии), как фратернальная полиандрия (брак нескольких братьев с одной женой) и сороральная полигиния (брак нескольких сестер с одним мужем).

Экзогамные браки относятся к групповым, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов другого рода. Эндогамные браки заключаются внутри племени, состоящего из двух экзогамных родов. Запрет на половые отношения между членами брачных родов дает полную агамию, тогда как временная агамия характеризуется воздержанием от сексуальных отношений на определенное время в определенные периоды, например, на время сезонных работ на основе половых табу. Данная терминология обычно используется при обсуждении вопросов происхождения брака и семьи и помогает отличать групповой брак от индивидуального, агамию от табу инцеста, а также используется и при обсуждении проблем контрацептивного поведения.

Кроме того, в социальной работе принято выделять неблагополучные семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения. К таким семьям относятся:

  • конфликтная семья — где преобладает конфронтация между членами семьи;
  • семья в ситуации развода;
  • аморальная семья — криминальная группа, где нарушаются права ребенка: жестокое обращение, физическое и другие виды насилия, вовлечение в криминальную деятельность родителей, употребление алкоголя, наркотиков;
  • невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка;
  • педагогически несостоятельная семья — с низким уровнем общей и психолого-педагогической культуры родителей;
  • с нежеланием видеть и исправлять ошибки воспитания;
  • с сознательной ориентацией ребенка на неприятие им социальных и нравственных норм;
  • асоциальная семья — где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения.

Каждая семья может относиться одновременно к нескольким типам по разным показателям. Тип семьи во многом определяет методы социальной помощи и выстраивание отношений в системе «социальный работник — семья как клиент».

А. Г. Харчеву

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и давления.

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.

Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках (именно тут корни рассогласования, несовпадения, корни депопуляции), зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций [12, «https:// «].

Осипов Г. В.

§ 4.Жизненый цикл семьи Жизненный цикл семьи — это последовательная смена определенных событий и сопровождающих их ситуаций, то есть стадий развития семьи.

1. Нулевой цикл. Период ухаживания или знакомства.

Самый важный и сложный этап — выбор партнера. Существует несколько теорий выбора партнера:

1) выбор по принципу психологической схожести — неполная или строгая система ценностей, схожий жизненный опыт обеспечивают комфортное существование паре.

2) комплиментарность — взаимодополняемость, в зависимости от порядка рождения партнера в семье. Старший ребенок — продолжатель рода, в семейной паре они более доминантны. Каждому последующему ребенку родители уделяют меньше внимания. Единственный ребенок как правило, эгоцентричен.

3) биологически ориентированная теория — выбирается лучший партнер, здоровый партнер в окружении для продолжения рода.

Чтобы успешно пройти этот период, холостому мужчине или незамужней девушке требуется достичь уровня сформированной зрелой идентичности, соответствующего возрасту социального статуса, эмоционально и финансово не зависеть от родителей, уметь ухаживать и привлекать к себе партнера противоположного пола, строить и поддерживать отношения с ним.

Чувство идентичности формируется в основном на протяжении детства и подросткового возраста. Это субъективное переживание своего существования в мире других, схожих с нами людей. Но при этом сохраняется переживание себя как уникального, целостного объекта с собственными желаниями, мыслями, воспоминаниями, внешним видом отличным от всех других. Обрести зрелую идентичность означает быть готовым к выполнению задач взрослости.

Г. Б. Семьеведение

2. Первый цикл. Молодая семья.

Молодой считается с момента заключения брака или начала совместного проживания и до рождения первого ребенка. Главная задача этого периода — переход от состояния личной независимости к состоянию взаимозависимости супругов. В это время решается также задача дифференциации от родительской семьи, если это не произошло раньше. Устанавливаются новые границы общения с друзьями и родственниками, разрешаются конфликты между личными и семейными потребностями.

Частое явление этого периода — проживание в одной из родительских семей, что нарушает и задерживает развитие семьи как самостоятельной системы. В этом случае пара фактически становится подсистемой в системе прародительской семьи.

Другое негативное явление этого периода — когда в сферу личных взаимодействий супругов оказываются вовлечены их давние друзья.

Серьезной проблемой этого периода может стать вмешательство в дела семьи родителей одного из партнеров, которое нередко проявляется даже при раздельном проживании. Обычно такое поведение дестабилизирует семейную ситуацию, приводит к обидам и ссорам. Обоим супругам следует заботиться о том, чтобы их родители не нарушали границы молодой семьи. В то же время не рекомендуется полностью изолировать себя от родительских семей, просто родители должны изменить свои способы взаимодействия с детьми после их вступления в брак.

Важно, чтобы молодожены научились обсуждать между собой любые спорные вопросы и договариваться. Проблемы могут захватывать все сферы жизни: уровень близости и возможность побыть одному, бытовые обязанности и ответственность за жизненно важные вещи, сексуальные отношения и желание завести ребенка, финансовое обеспечение семьи и личные финансы супругов. В это время решается важный вопрос распределения обязанностей в семье.

3. Второй цикл. Семья с маленьким ребенком (преддошкольного возраста).

Задача этого периода — переход от диадической зависимости к триадической, с включением зависимого члена (ребенка).

Семья реорганизуется для выполнения новых задач, продолжается согласование личных и семейных целей. К супружеским ролям после рождения детей прибавляются роли родительские, и появляется необходимость разрешать конфликты и противоречия между ними. Рождение ребенка накладывает отпечаток на дистанцию между родителями, увеличивая или уменьшая ее. Возникают споры и ссоры по поводу того кто будет вставать к ребенку ночью, купать его, гулять с ним. Если мать полностью поглощена заботами о ребенке, отец может почувствовать себя отстраненным. Часто в результате этого с головой погружается в работу, отстраняясь от семьи еще больше.

Проблемой этого периода могут стать супружеские измены, когда «забытый» женой супруг начинает искать развлечений на стороне. Другим поводом для конфликтов могут стать детские переживания одного из супругов. Так, если молодой отец имел в своей родительской семье младшего брата или сестру, он может при рождении собственного ребенка испытывать бессознательную ревность или злость, как когда-то к младшему в своей собственной семье, отнявшему у него безраздельное внимание мамы и папы. Другой распространенной проблемой этого периода является случай, когда мать отстраняется от ребенка, передавая заботу о нем другим людям, что нарушает формирование привязанности и базового доверия у младенца.

Серьезной проблемой этого жизненного цикла является рождение нежеланного ребенка, даже если против ребенка был только один из супругов. Это приводит к нарушениям стиля воспитания, конфликтам, расколам внутри семьи. Нежеланный ребенок не укрепляет семью, а наоборот еще больше дестабилизирует ее.

4. Третий цикл. Выход первого ребенка во внешнюю социальную систему. семья социальный супружество Если ребенка после 3-х лет отдают в детский сад, это предполагает новый очередной цикл развития семьи. До трех лет нежелательно делать это, так как ребенок еще не достиг необходимой степени психической зрелости, чтобы приспособиться к новой обстановке, режиму, людям. Это средняя стадия, начало процесса экспансии и отделения, выхода первого ребенка во внешний мир, то есть внешнюю, по отношению к семье, социальную среду.

В семье происходит очередное перераспределение обязанностей, связанное с необходимостью отводить и забирать малыша вовремя. Семья, как система, должна научиться взаимодействовать с другой социальной системой: детским дошкольным учреждением. Возникают новые условия функционирования семьи в связи с тем, что мать может начать работать, и часть домашних обязанностей необходимо выполнять кому-то другому. Это может вызвать трения и недовольство. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.-С. 113

5. Четвертый цикл. Семья с детьми школьного возраста.

И снова нужно менять правила взаимодействия. Теперь это связано с необходимостью помогать ребенку с учебой, отводить в школу, встречать. Возникает сильное эмоциональное напряжение, например, по поводу домашних обязанностей. Если не удается найти удовлетворительное решение, возникает семейный кризис.

Семейный кризис выражается в симптомах или дисфункции кого-то из ее членов: взрослых или детей. Внешне это может проявляться как депрессия, соматическое заболевание, алкоголизм, школьная неуспеваемость.

Семье приходиться устанавливать взаимоотношения с очередной новой внешней системой — школой. Требования со стороны школы жестче, чем со стороны детского сада. Родители невольно начинают чувствовать себя так, как будто они сами ученики. Возникает страх двоек, родительских собраний, честолюбивые амбиции по поводу отличной учебы и примерного поведения.

Частой проблемой являются расколы в семье и коалиции одного из членов семьи с ребенком, против другого. Отец обвиняет мать в мягкости, а она его в суровости. На этой почве возникают конфликты между родителями, дающие ребенку простор для манипуляции. Родителя злятся и обвиняют друг друга, и никто не может повлиять на ребенка. В таком случае плохое поведение и плохая учеба помогают родителям объединиться в этом конфликтном взаимодействии.

6. Пятый цикл. Семья с подростком.

Этот этап начинается с достижения первым ребенком подросткового возраста и продолжается вплоть до его ухода из семьи. Вновь возникает необходимость менять семейные правила в связи с возрастающей потребностью подростка в автономии, расширении границ и ниспровержении родительского авторитета.

Разрешение проблем на данном этапе снова зависит от способов семейных коммуникаций, сформировавшихся ранее. Переживания родителей в собственном подростковом возрасте оказывают сильное влияние на происходящее. Смятение чувств подростка часто служит пусковым механизмом для создания новых враждебных коалиций.

Зачастую в этот период родители переживают «кризис среднего возраста», когда происходит переоценка ценностей и своих достижений, и появляются первые разочарования. Подросток шокирует семью, бросает ей вызов, и родители в растерянности начинают вести себя так, как вели когда-то со своими родителями или как родители поступали с ними в соответствующем возрасте. Интенсивность подросткового бунта (отрицания и претензий) является показателем незавершенности эмоциональных связей родителями. Шнейдер Л. Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. —С. 132−133.

Этот период опасен в плане разводов. Сексуальное напряжение периода полового созревания подростка оказывает влияние на сексуальность родителей, возникает тенденция к внебрачным связям, поиском чего-то нового, экспериментам. Родители могут начать реализовывать свои подростковые сексуальные фантазии.

Ключевой задачей этого периода является сопровождение и облегчение процесса эмоционального отделения, становления индивидуальности ребенка, начавшееся еще в раннем детстве. Подростки не способны отделиться от родителей, часто подвержены депрессиям. Депрессия возникает, когда подросток пытается соответствовать требованиям родителей в ущерб собственным потребностям.

7. Шестой цикл. Выход повзрослевших детей из семьи.

Важен способ ухода из семьи. Это может быть осознанное решение о создании своего собственного домашнего очага со вступлением или не вступлением в брак, бегство, изгнание, вынужденный отъезд (на учебу, службу и т. д. )

Попыткой избавиться от родительской опеки может служит, как уже отмечалось, и постепенное заключение собственного брака. в таком случае есть опасность попасть в зависимость от партнера по браку, которого невольно вынуждают играть роль родителя. Эта роль партнер-родитель может быть удачной или неудачной в зависимости от уровня психической зрелости и ответственности партнера. Но для попадающего в зависимость эта ситуация надолго, а, может быть и навсегда затормозит возможность личностного роста и взросления.

Если молодой взрослый продолжает пользоваться финансовой и эмоциональной поддержкой семьи, полного отделения и автономии так и не происходит.

Процесс, с помощью которого повзрослевший сын или дочь пытается освободиться от родительской семьи, называется эмоциональным разрывом.

Все люди имеют некую степень незавершенности эмоциональных связей с родителями. Чем ниже степень психической зрелости, тем сильнее привязанность и зависимость. Под психической зрелостью понимается способность человека разделять эмоциональное и интеллектуальное функционирование. Эта способность не поддаваться эмоциям в важных вопросах своей жизни, связанных с ответственностью и целеполаганием.

В целом процесс отдаления от родителей передается и сохраняет свои основные черты на протяжении как минимум трех поколений. Чем гармоничней эмоциональный контакт с родителями, тем меньше проблем возникает при этом.

На этом этапе семья снова переструктурируется. Родители должны понять, что родительские функции в основном выполнены.

Вплотную встает вопрос дальнейших отношений в супружеской паре. Если на предыдущих этапах смыслом совместного существования были дети, то становится тягостным и бессмысленным совместное проживание. К удивлению всех родных и знакомых, супруги, много лет прожившие вместе без особых эксцессов, вдруг расстаются.

Для мужчин в связи с эти наступает время, называемое в просторечье «седина в бороду, бес в ребро». Разочаровавшиеся в прежних отношениях, в немолодой супруге, мужчина стремится найти молодую спутницу жизни. Это часто происходит с мужчинами, обеспокоенными утратой сексуальной привлекательности и потенции. В таком случае молодая особа как бы доказывает его силу и состоятельность как мужчины.

Также и женщина, страшащаяся признаков старения, может завести молодого приятеля, поддерживая миф о собственной неувядаемости.

Не стоит отрицать возможность счастливой совместной жизни и при неравном по возрасту браке. Но взвесить все «за» и «против», прежде чем принимать такое решение, не мешает.

Для того, чтобы подобные ситуации не возникали, следует заботиться о том, чтобы отношения супругов не замыкались на быте и воспитании детей, стараться находить общие сферы интересов, взаимодействия в паре. Поддерживать и сохранять эмоционально теплые любовные и дружеские отношения в семье. Шнейдер Л. Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 134−135.

В этот же период могут возникать новые роли: бабушки и дедушки. Современные бабушки и дедушки достаточно молоды, активны, и не всегда готовы смириться с этой новой ролью, поступиться своими интересами. Как следствие, в ряде случаев внуки называют свою бабушку по имени, это становится популярным, но не верным. Утрачивается преемственность поколений, человек теряет свои истоки. Так же как дерево без корней, человек не может полноценно существовать без знания о своих предках. Ребенок воспринимает называние по имени не так, как взрослый. Для него это является стиранием границ. Есть друзья и подружки, но нет опоры и поддержки.

8. Седьмой цикл. Семья на поздней стадии развития.

Этот и предыдущий периоды осложняются выходом на пенсию и перераспределением ролей и обязанностей. С выходом последнего ребенка из семьи наступает возможность снова вкусить радости пожить «для себя», но все это происходит на другом уровне. Изменились вкусы, интересы, пристрастия. Необходимо снова «притираться» друг к другу. Если отношения на предшествующих стадиях были удовлетворительны, этот период может стать очень счастливым временем, когда можно посвятить себя друг к другу и любимым занятиям. Если же нет, то это окажется невыносимым существованием двух раздражающих друг друга пожилых людей, постоянно ищущих причины для ссор.

На последних стадиях развития семьи начинают стареть и болеть прародители. Спецификой российской жизни является обязательный уход за стариками. Это время — кризисное для семьи. Чтобы достойно его прожить, необходимо много сил, терпения, душевной доброты и умения прощать.

Это наиболее полный перечень циклов развития семьи. На самом деле период жизни многих семей состоит не всегда из всех перечисленных этапов. В случае развода цикл развития семьи прерывается. Позднее каждый из супругов может начать строить новую семью с другим партнером. Примером наложения и совмещение циклов развития семьи может служить, рождение каждого нового ребенка в семье. В этом случае на уже длящийся этап накладывается этап семьи с маленьким ребенком. Задачи этих двух циклов могут вступать в противоречие.

Период перехода от одного цикла в другой является для семьи кризисным, длятся от нескольких месяцев до одного — двух лет и приносит определенные проблемы. Во время этого периода становится необходимым существенно перестроить взаимоотношения в семье, чтобы перейти на новую стадию развития.

Разумеется есть семьи, которые не укладываются ни в какие схемы. Это, например, семьи с детьми сильно отличающимися по возрасту. Старшие дети уже могут быть в браке и могут иметь собственных детей, а их родители ожидают очередное пополнение. Это многодетные семьи и семьи, много раз вступившие в брак, имеющие разное количество детей от разных браков. Семьи, проживающие с родителями и прародителями. Какова бы ни была структура семьи, каждая семья на определенном этапе имеет специфические задачи, выполняя которые, она сохраняет жизнеспособность. Шнейдер Л. Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 136−137.

Таким образом, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья — единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Заключение

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Причин призывающих людей объединятся в семейные группы, много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека. В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту.

Список литературы , Б. Г. Столпнера

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/semyapo-sotsiologii/

Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Политиздат, 1986, — 639 с.

Г. Е. Общая

Бахофен Иоганн-Иакоб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.).

— СПб., 1890—1907.

А. И. Антолов, Н. П. Клушина, В. М. Социология

Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1998. — 688 с.

Шнейдер Л. Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 132−133. — 512 с.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969. — С. 194

Осадчая Г. Л Социология в социальной сфере. М., 1999

Г. Б. Семьеведение

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992, С. 234