Профессиональное самоопределение обучающихся 3-4 классов в процессе игровой деятельности

Курсовая работа

Чальз Кули рассматривая особенности развития личности ставил в основу представления человека о себе. Представления о себе, по его мнению, формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что о нем думают другие, т. е. в интеракциях человек как бы отражается в представлениях о нем других людей как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов:

1)представление о том, как другие видят меня;

2)представление о том, как другие оценивают меня;

3)ощущение «Я» как ответ представления оценки меня9.

Рассматривая особенности развития личности создатель психоанализа Зигмунд Фрейд, считал, что человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбес природными инстинктами, с социальным контролем и формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих:

1) Ид («Оно») — является источником внутренней, в основном сексуальной, энергии, рождающей стремление к удовольствию. При ее освобождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение. Это бессознательный компонент личности;

2) Эго («Я») — сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента, индивидуализирующий поступки человека. Развивается по мерс роста самосознания личности;

3) Суперэго («cвepx-Я») — оценочный компонент. Его формирование заменяет оценки родителя, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру, как бы заменяет общественное мнение. На самом деле это и есть тот психический компонент, который сложился в структуре личности под действием социального контроля.

Структуру личности лучше всего отражают два компонента: биофизическое «Я» и психосоциальное «Я», состоящие, в свою очередь из биологического («био-Я»), физиологического («физио-Я»), психологического («психо-Я») и социального («социо-Я») компонентов10.

Таким образом, окружение имеет значительное влияние в процессе формирования личности и осуществляется под влиянием общества. В том числе и в профориентационном процессе. Даже в старшем школьном возрасте дети порой обращают внимание не на те профессии, к которым у них есть склонность и которые им нравятся, а на те, которые одобряют родители, которые в обществе считаются престижными и перспективными в оплате и карьерном росте. Для младших школьников более привлекательным является визуальный фактор, который формируется во взаимосвязи профессии с определенными внешними качествами, особенностями поведения и признания в обществе.

3 стр., 1086 слов

История методики развития математических представлений у детей ...

... преимущественном развитии у детей сенсорных процессов и способностей (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер и др.) Третье теоретическое положение, на котором базируется математическое развитие дошкольников, ... и родителей на математическое развитие ребёнка. В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах ...

Это связано с тем, что формирование личности, приобретение ей личностных особенностей, специфики поведения и качеств во многом зависит от социально одобряемых факторов, представления о которых личность получает в процессе межличностного общения сначала с близкими родственниками, затем со сверстниками и окружающими. Именно они «подсказывают» индивиду, каким он должен быть и какие качества в себе развивать.

Игровая деятельность представляется одним из успешных составляющих профориентации в начальной школе в совокупности с другими подходами и методами. Игра удовлетворяет многие потребности ребёнка – потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить своё любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной ситуации. Игру называют «работой детей» из-за того значения, которое она имеет в развитии маленького ребёнка. Она способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, создавая все возможности для того, чтобы ребёнок мог отточить и расширить только что приобретённые им интеллектуальные умения. Игра отличается от любого другого вида деятельности.

В процессе игр совместно с взрослыми дети учатся у взрослых, которые объясняя правила и специфику игры дают пояснения детям относительно непонятных для них и новых явлений окружающего мира. Взрослые демонстрируют детям, как нужно играть с той или иной игрой, как правильно ей пользоваться, тем самым ускоряя процесс развития ребенка. В процессе игры дети усваивают специфику социальных, экономических отношений, получают знания о профессиях. По мере знакомства с окружающим миром и людьми ребенок получает азы знаний о профессиях человека и связанной с ними специфики жизнедеятельности. Имея знания о разных профессиях, ребенок копирует в процессе игры людей, и, конечно же, собственных родителей. В таком копировании у ребенка развивается творческая жилка, он стремится влиться во взрослую жизнь. Значительную роль приобретает игра и при обучении ребенка азам наук, которые ему предстоит изучать в средней и старшей школе.

Приоритетом организации игры в профориентации младших школьников отдается сюжетно-ролевой игре. Однако, не менее оптимальным представляется и применение дидактических игр. При работе с детьми с использованием дидактических игр наиболее большое значение придаётся их оформлению, обсуждению вместе с детьми атрибутов игры. Последние особенно важны для детей, у которых слабо развито воображение: они помогают «входить в образ».

Добиться результата при работе с детьми, используя дидактические игры, возможно основываясь на приоритете их познавательного интереса, который возникает в процессе усвоения ими нового материала и знаний. В процессе усвоения нового материла, у детей задействована именно произвольная память, тренировка и развитие которой является одной из основополагающих целей данной работы. Дидактические игры не только активизируют внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач, в том числе и запоминанию, активизируя произвольную память.

6 стр., 2509 слов

Проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста

... Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра ... происходит прежде всего в игре». Подчеркивая важность игр для всестороннего развития дошкольников, Н. К. Крупская отмечала, что для ребенка игра — это учение, ...

Устойчивый познавательный интерес и задействование произвольной памяти, при этом, формируются разными средствами. Одним из них является повышение творческой активности и интереса к продуктивной деятельности детей. У детей вызывает наиболее пристальный интерес все необычное, неожиданное, неординарное. Дидактическая игра, поставив ребенка в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть внимательным, собранным, соблюдать правила игры, запоминая их и сам ход игры.

Использование игры в процессе профориентации младших школьников детей оптимально в связи с тем, что игра дает возможность исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной ситуации. Путем организации модели профессиональной деятельности младшие школьники могут выполнять роли представителей различных профессий, а при участии педагога исправлять модели поведения профессионалов, дополнять свои знания о внешней стороне профессии знаниями о составляющих деталях профессии. К примеру, дети могут формировать понимание об ответственности профессионалов в их деятельности, о роли каждой профессии, о своих возможностях выполнения данных ролей в свете имеющихся у них предрасположенностей.

2.2. Практические аспекты применения игры в профориентации младших школьников 3-4 класса

В 3-4 классе дети уже обладают поверхностными знаниями об основных популярных профессиях современного общества, а по ряду профессий имеют и углубленные знания. В частности, данные знания формируются в результате деятельности, направленной на профориентацию и формирование представлений об окружающем мире в трудовой деятельности, на уроках окружающего мира, в результате экскурсий на предприятия и демонстрации трудового процесса в действии. Часть знаний может быть получена от родителей и в результате работы с родителями которые в рамках внеклассных мероприятий делятся информацией о своей профессиональной деятельности. Организация игровой деятельности во внеклассных занятиях представляется дополнением формирования представлений младших школьников о профессиональной деятельности.

Одной из приоритетных технологий профориентации в 3-4 классе может является ролевая игра. В закрытом пространстве, которое рассматривается как условная социально-трудовая среда, участники игры вступают в определенные трудовые взаимоотношения, выстраивая процесс взаимодействия, соответствующий сценарию игры. Фактически ролевая игра является воспроизведением реальной практической деятельности и имеет достаточно широкие возможности, позволяя выстроить сценарий, к примеру, на основе литературного произведения либо на основе творческой деятельности самих участников игры, которые предлагают приоритетную для них модель.

Ролевые игры могут нести в своем содержании социально – бытовую модель, ориентированную на установление контактов со сверстниками вне процесса обучения в рамках имитации деятельности профессионалов. При этом каждая из моделей подразумевает наличие в ней активной речевой деятельности. Таким образом, ролевая игра активизирует стремление учащихся к контакту друг с другом на уровне воспроизведения известных им моделей поведения представителей разных профессий.

6 стр., 2821 слов

Анализ статьи «Методы организации учебно-творческой деятельности ...

... через включение студентов в разнообразные формы и виды профессиональной проектной деятельности дизайнера, в рамках самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. В процессе обучения должны создаваться условия, побуждающие студента к самостоятельному творческому поиску. Предметная ...

Игровая деятельность имеет постоянную технологическую схему:

1.Этап подготовки (разработка сценария; составление плана; описание игры; характеристика ролей).

2.Этап объяснения игры (режим игры; постановка проблемы; выбор ситуаций; знакомство с раздаточным материалом).

3.Этап проведения игры.

4. Этап анализа и обобщения (анализ игры; рефлексия; оценка и самоанализ; вывод; рекомендации).

Весьма актуальным направлением в устранении проблем информированности детей о составляющих профессиональной деятельности является именно социально – трудовое направление, которое позволяет проработать повседневно — важные ситуации и обеспечить, тем самым процесс успешного взаимодействия с социальной средой, повысить уровень психологического комфорта при пребывании в школе, а также сформировать представления о специфике профессий.

К примеру, в данном направлении широко используются игры, которые предлагают в игровой ситуации решить проблему на уровне трудовых взаимоотношений.

Пример игры. Двум участникам предлагается смоделировать ситуацию и предложить модель коммуникативных действий. Участникам игры предлагается принять на себя роли героев и вести соответственно их установкам, а также социальным установкам. В процессе осуществления коммуникативного процесса и помощи присутствующих они выстраивают некую модель общения в ситуации трудовых взаимоотношений и тем самым смоделировать возможную ситуацию в трудовом процессе.

Игра может носить событийный характер и быть ориентирована на формирование коммуникативных навыков и качеств а также представлений о специфике труда в конкретной отрасли. Согласно распределению ролей предполагается и действие участников, их взаимодействие друг с другом.

К примеру, возможно выстроить ситуацию имитации педагогического процесса, когда дети могут попробовать себя в роли учителя и провести урок. При этом, процесс может происходить как в рамках своего класса так и с привлечением учеников 3-4 классах к проведению уроков в 1-2 классах. В частности, на основе своих имеющихся знаний дети могут попытаться объяснить тему по математике, чтению, смоделировать педагогической процесс на уроке труда, рисовании и пр.

Подобно данной стратегии игры возможно выстроить любую игровую ситуацию, смоделировав поведение ребенка и выработав определенные навыки и личностные качества. В процессе участия в подобных смоделированных ситуациях возможно определить для участников, что агрессивная модель поведения не приведет к конструктивному результату и нужно обладать конкретными навыками для того, чтобы трудовая деятельность была успешной. А для этого нужно пройти обучение и стремиться к тому, чтобы овладеть профессией. В игровой ситуации также дети могут научиться успешно сдерживать агрессию, что будут в последующем делать и непосредственно в реальном процессе взаимодействия, а также ориентируют ребенка на формирование необходимых личностных качеств, которые помогут ему стать профессионалом в выбранной отрасли.

Игры также дают возможность проверить умение и предрасположенность к тому, чтобы стать представителем конкретной профессии. Попробовав себя, к примеру, в роли учителя, младший школьник может осознать, что профессия не так привлекательна, как ему казалось и обратить внимание на иные отрасли профессиональной деятельности, в которых он будет более успешен. Во большинстве профессий ребенок должен уметь регулировать межличностные отношения, принимать активное участие в организации трудового процесса. В связи с этим для педагога в его работе является актуальным определить наличие у детей соответствующих качеств и способствовать их формированию. Данный процесс также может успешно происходить на уровне игровой деятельности, имитирующей профессиональную.

7 стр., 3497 слов

Социальная педагогическая деятельность с детьми группы риска

... работы с подростками группы риска. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогические исследования, раскрывающие деятельность социального педагога с детьми группы риска. 2. Определить особенности социально-педагогической работы с детьми группы риска и их семьями. 3. Провести экспериментальное исследование по выявлению личностно-эмоциональных особенностей детей группы риска ...

В связи с этим, игра также имеет и диагностическое значение. Позволяя каждому из участников проявить и показать себя, выявить явных и скрытых лидеров, явных аутсайдеров.

При анализе возможностей использования игры в профориентационной работе, ориентированной на формирование социально –трудовых ощущений комфортности школьников 3-4 класса, педагогами было выявлено, что с помощью игры возможно развивать следующие коммуникативные качества:

  • активность и культурную компетентность;
  • творческое и стратегическое мышление;
  • формирование адекватной самооценки;
  • повышение скорости адаптации к ситуации;
  • сформировать аналитические навыки восприятия ситуации, прогнозирования;
  • определение мотивационных особенностей собеседника и его приоритетных направлений мышления в процессе коммуникации;
  • выдержку и эмоциональную стабильность;
  • речевую активность, ораторские способности, умение логично представлять мысли.

При этом, отдельные профессии имеют свойство не преследовать в качестве непременной составляющей наличие коммуникативных составляющих и умения работать в группе. Игра может моделировать и более сложные структуры, где все дети могут получить определенную роль.

В частности, дети в 3-4 классе в силу своих возрастных особенностей и развития уже могут быть включены в деловую игру, которая является более сложной по своей организации и структуре в том числе и в том, что предполагает высокую, практически полную ступень самостоятельности и может растягивать на весь день и даже на несколько дней.

К примеру, на уровне начальной школы в подобной игре можно смоделировать работу офиса с распределением ролей офисных работников. Каждому из детей определяется роль, а всей группе задание. В игру также можно включить несколько параллельных классов, которые могут взаимодействовать или конкурировать при выполнении заданий.

Весьма распространенной формой имитации игры в рамках моделирования профессиональной деятельности являются военные игры, где между детьми распределяются роли, имитирующие армейские звания и военизированную структуру.

Не менее актуальным представляется и подключение к процессу родителей, которые являясь представителями разных профессий, помогают детям смоделировать игровой процесс и включаться в него в рамках взаимодействия школы и семьи.

В целом, как возможно отметить игра является одним из оптимальных способов организации профориентации детей в 3-4 классе в рамках не просто знакомства с профессией и получения углубленных знаний, но также и возможности получения навыка с возможность почувствовать себя представителем определенной профессии.

23 стр., 11318 слов

Особенности изобразительной деятельности детей с дцп

... возможности обучения детей изобразительной деятельности, письму, способствует их интеллектуальному, сенсорному и эмоциональё чному развитию. Результаты исследования могут быть рекомендованы для использования в дошкольных специальных учреждениях для детей с ДЦП. ^ Исследование ...

Заключение

Таким образом, профессиональное самоопределение является важной составляющей для младших школьников 3-4 класса так, как данный процесс представляется частью социализации и связан с возникающими в младшем школьном возрасте новообразованиями.

К третьему классу младший школьник учиться проводить оценку своих возможностей и потребностей, выстраивает не только представление о профессиях и их роли, но и определяет для себя приоритеты будущей профессиональной деятельности. При этом, в своем большинстве данные приоритеты выстраиваются на основе социализации, восприятия особенностей профессий исходя из анализа социального окружения, включая поощрения и негативную информацию о профессиях.

Осмысление роли и значения профессии имеет тесные взаимоотношения с трудовыми действиями. Без них понимание профессиональной деятельности не имеет возможности стать полноценным. Именно в процессе труда человек получает возможность включаться в трудовую деятельность. Вытекающим отсюда следствием является необходимость организованной подготовки в процессе социализации личности еще в процессе обучения в начальной школе. Итог данного направления деятельности – успешное профессиональное самоопределение личности.

На современном этапе проблема профориентации в школе, как аспект формирования личности в воспитательном процессе в большей степени рассматривается педагогами практиками. На основе существующих программ учителя внедряют на уровне начальной школы собственные разработки, ориентированные на возможности детей и актуальность трудового процесса в современном социуме, в том числе и профориентации.

Игровая деятельность представляется одним из успешных составляющих профориентации в начальной школе в совокупности с другими подходами и методами.

Использование игры в процессе профориентации младших школьников детей оптимально в связи с тем, что игра дает возможность исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной ситуации. Путем организации модели профессиональной деятельности младшие школьники могут выполнять роли представителей различных профессий, а при участии педагога исправлять модели поведения профессионалов, дополнять свои знания о внешней стороне профессии знаниями о составляющих деталях профессии.

Игра является одним из оптимальных способов организации профориентации детей в 3-4 классе в рамках не просто знакомства с профессией и получения углубленных знаний, но также и возможности получения навыка с возможность почувствовать себя представителем определенной профессии.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/samoopredelenie-mladshih-shkolnikov/

1. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 – 60 годы ХХ века. (Тексты).

– Спб.: Питер, 2011. – 516с.

2. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2007. – 448 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. – 492 с.

4. Гарбузов, Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация. – М.: Академия, 2004. — 212 с.

5. Грибеннеков И. В. Воспитательный климат семьи. – М.: Гардарики, 2006. – 314 с.

6. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М.: Знание, 2000. – 242 с.

7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего в обучения. — М.: Педагогика, 1999. – 240 с.

5 стр., 2413 слов

Психология развития ребенка (2)

... Дипломные работы по возрастной психологии Тема дипломной работы по возрастной психологии должна вытекать из проблемы. Выявить такую проблему, применительно к детским возрастам, может помочь знакомство с типами ведущей деятельности. Термин «ведущая деятельность» ... и временные перспективы личности в ранней взрослости. Развивающая среда как фактор познавательного развития детей раннего возраста. ...

8. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 411 с.

9. Ефимкина Р. П. Детская психология методические указания. -Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2005. – 212 с.

10. Ильин. Е.П. Мотивы и мотивация. — СПб.: Питер, 2008. – 512 с.

11. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2008. – 311 с.

12. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. – 322 с.

13. Реан А.А. Психология адаптации личности. Реан А.А., Кудашев А.Н., Баранов А.А. — СПб.: Питер 2006. – 479 с.

14. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).

— Пермь: Меркурий, 2012. – С. 90 — 92.

15. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. – М.: Элита, 2006. – 411 с.

Приложения

Приложение 1