Религия как фактор социализации подростков

Курсовая работа

В данной курсовой работке рассматриваются вопросы, связанные с влиянием религии на социализацию подростков в социуме.

Понятие религии изучается одновременно богословами, философами, историками, религиоведами, психологами, социологами и пр. учёными. Но в социологии всегда возникали сложности в связи с определением термина «религия».

Радикальная трансформация политической и социально-экономической структуры общества привела к ослаблению социализирующей функции базовых социальных институтов. В то же время совокупность целого ряда причин усилила роль такого института, как религия.

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что в истории человечества религия выступает значимым средством приобщения индивида к разным сферам общественной жизни. Поэтому анализ социальной роли религии в современном мире представляет собой довольно перспективную социологическую проблему. Это объясняется также трансформациями, которые происходят в религии под влиянием изменений в самом обществе. В результате радикальных социально-экономических преобразований, вызванных процессом глобализации мира, в религиозном комплексе объективно происходит переориентация из присущих для него отношений «Бог — человек» в новые отношения — «человек — человек».

Вместе с тем актуализация проблемы изучения социальных функций религии делает ее теоретический анализ важным вопросом, поскольку ее решение имеет очевидное прикладное значение в деле достижения межконфессионального, гражданского и международного покоя, социально-экономического и культурного прогресса.

В этой работе под религией понимается комплекс верований и практических действий, с помощью которых люди общаются, или пытаются общаться с реальностью, которая находится за пределами повседневного опыта. Она строго отделена от этического, эстетического или политического опыта, своей духовной природой, особой верой в сверхъестественное. Отличается религия и также особой структурой, в которую входят догматы, культ, эмоциональные переживания (вера), моральные правила и религиозные объединения.

В любом обществе религия как часть культуры является одним из социализирующих факторов. Однако в современном обществе у нее, безусловно, есть своя специфика. Состоит она в том, что за последнее десятилетие данный социальный институт из «пережитка прошлого» и фактора негативной социализации, с которым нужно бороться, превратился в официально одобряемый и рассматриваемый как один из основных источников духовности. Среди проблем общества, обусловленных масштабным реформированием, особенно острыми являются деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и сложность становления новой системы социального контроля. Наличие проблемы бездуховности, снижение нравственного уровня, рост негативных тенденций вынуждает общество искать новые способы их решения. Одним из возможных путей является повышение уровня религиозности в обществе за счет усиления социальной и духовно-нравственной роли религии. Однако возможные последствия активизации роли религии остаются малоизученными. В нашем обществе религиозные традиции в свое время были искусственно прерваны, и во многом также искусственно они возрождаются сейчас. Иными словами, нарушена преемственность в передаче и усвоении религиозных взглядов, духовных ценностей и «воцерковленного» образа жизни. Возникает вопрос: как «приживутся» религиозные компоненты в современных условиях, и какие это будет иметь последствия? Не будут ли слишком масштабными проявления религиозности в нашей жизни?

10 стр., 4786 слов

Религия и образ жизни

... взаимосвязи религии и образа жизни, влияние религии и образа жизни. И понимаю, что отношение между религией и культурой всегда двусторонне. Образ жизни влияет на подход к религии, а религиозное отношение влияет на образ жизни. « ... Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, ...

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью развивать духовно-нравственную сферу путем усиления роли религии и незнанием последствий этого влияния. Всё это обусловливает необходимость более детального изучения религиозной сферы и, в частности, роли религии как фактора социокультурной социализации подрастающего поколения.

Цель исследования: Выявить особенности влияния религии на процесс социализации подростков.

Объект исследования: Социализация подростков.

Предмет исследования: Религия.

Задачи исследования:

1.Изучить научную литературу на предмет использования религии как фактора социализации.

2.Выявить социально-педагогические особенности социализации в подростковом возрасте.

3.Выявить показатели религиозности в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: Религия оказывает положительное влияние на процесс социализации в современном обществе.

Методы и методики исследования социализации религии в современном обществе:

1.Опрос и статистический анализ по проблеме исследования;

2.Анонимное анкетирование и анализ по теме исследования;

3. Наблюдение.

База исследования: ГУО «Вспомогательная школа-интернат №7», города Минска, класс 11 «Б», класс 11 «В». В исследовании приняло участие 30 учащихся (16-17 лет), 18 мальчиков и 12 девочек.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ.

религиозность социализация подросток молодежь

1.1 Понятие социализации. Факторы, механизмы, сферы, задачи социализации

Социализация как понятие сегодня широко употребляется в философских, психологических и педагогических работах. Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации).

Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Несомненно, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т. д. Это характеризует человека как объект социализации. Однако полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, то есть не только адаптируется в обществе, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

4 стр., 1722 слов

Проблема социализации пожилых людей

... влияния социальных изменений на целостность личности поможет решению этой проблемы. Объектом исследования является служат труды (исследования и публикации) отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению проблемы социализации пожилых людей. Предметом исследования являются проблемы социализации пожилых людей. Цель исследования заключается ...

Процесс социализации существенным образом зависит от общепринятых норм в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции, обеспечивает сохранение и развитие социума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. В процессе усвоения опыта происходит формирование социальных чувств: симпатий и антипатий.

От того, как индивид становится элементом социальной организации, как включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности влиять на личность, с другой — формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.

Общество, являясь сложной системой, дифференцируется на ряд ролей, предполагает участие каждого воспитанника в деятельности и общении зависимых подструктур (в сфере политических и экономических отношений, социальных групп, общественных институтов и т.п.).

Это определяет разнообразие социальных ролей и социальных позиций человека.

Говоря о социализации человека, имеется в виду прежде всего формирование готовности индивида к реализации совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение — выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Социализация формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т. д.

Факторы социализации.

Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; способы регулирования отношений в семье, в группах сверстников, в специально созданных для этого организациях и т.п.

Особое значение для педагогического понимания сущности социализации имеет изучение факторов и механизмов социализации личности. На социализацию человека влияет ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности.

Первая их группа — макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая — мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.).

Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно, через микрофакторы.

2 стр., 902 слов

Типология социальных процессов

... к изучению социальных изменений. 4. Раскройте понятие и виды социального прогресса. 5. Опишите типология социальных процессов. Темы рефератов и докладов ... социальных процессов в социальном сознании При исследовании социальных изменений важно учитывать, как эти изменения отражаются в сознании людей. В контексте субъективного фактора целесообразно выделить три дополнительных типа изменений: процессы, ...

К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации (учебные, профессиональные, общественные, частные и пр.), в которых осуществляется социальное воспитание. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, т.е. лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Механизмы социализации.

Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание).

Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим необходимо определять направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных.

Социализация учащегося зависит от многих воздействий на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям, т.е. тем, которые целенаправленны и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.

Сферы социализации.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.

В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Задачи социализации.

В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям среды, а социальная автономизация — реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является социальная активность — реализуемая готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.

22 стр., 10713 слов

Социализация молодых людей с ограниченными возможностями здоровья ...

... у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, после окончания образовательных организаций не решается вопрос трудовой занятости. Многие из них оказываются за пределами общественной жизни. Некоторые могут ... социализации, как процесса и результата усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего - системы ролей социальных, которые реализуется в общении ...

1.2 Влияние религиозных организаций на современную социализацию.

Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим — после семьи — фактором. В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее, в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Все эти процессы хорошо видны на примере современного общества, где представлены все четыре великие мировые религии — христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм — и многие их разновидности (всего — более шестидесяти вероисповеданий различного направления).

Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих.

Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Другое дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение различны. Так, в приходах русской православной церкви ведущими механизмами можно считать традиционный и институциональный. В ряде сектантских организаций — институциональный и стилизованный, а в организациях ряда восточных конфессий — институциональный и рефлексивный.

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций:

— Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных формах религиозного просвещения.

— Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более, в других — менее жесткого) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

  • Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих принципам конкретной религии.

— Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.

13 стр., 6177 слов

Философия и религия. Религиозные ценности. Свобода совести

... философы были универсалами, энциклопедистами, они с равным любопытством исследовали природу и человека, космос и жизнь общества, не отделяя одно от другого. Экспериментальных методов ещё не ... знания и религиозной веры. I. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь ...

  • Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.
  • Воспитательная функция — религиозное воспитание человека.

1.3 Особенности отношения подростков к религии

В русле общей тенденции увеличения доли верующих и религиозных (или называющих себя верующими, религиозными) людей в последние годы все заметнее становится настойчивое насаждение религии в умы населения «сверху» (в первую очередь православия, но не только) — причем в самых различных формах. Вера становится козырной картой в предвыборных играх, объявляется чуть ли не необходимым условием патриотического чувства, превращается в средство манипуляции людьми. Все существующие политические силы стремятся перещеголять друг друга, демонстрируя свое участие в тех или иных церковных мероприятиях, свою близость с теми или иными иерархами. Все это бесконечно тиражируется средствами массовой информации, Интернетом. И юное поколение — именно тот «человеческий материал», который в первую очередь призван воспринять и усвоить эти идеологические воздействия.

Свои эмоциональные и социальные потребности молодой человек в начале разрешает, войдя в некую группу своих ровесников, группу избранных друзей в спорте, в музыкальную группу или религиозную организацию.

Не следует ни в коем случае забывать, что представление о себе у молодого человека зависит от других. Человеку тяжело сопротивляться обычаям людей из своего окружения, а юноше — своим сверстникам. Молодые люди, которые испытывают симпатию к представителю той или иной религиозной группы, — например, друг к своему другу, девушка к юноше, юноша к девушке, — могут быть привлечены к этой группе и, благодаря подражанию, войти в нее, хотя до этого и не имели никакого отношения к религии.

В сильно встревоженном молодом разуме, несомненно, ведомом присутствующим и естественным религиозным стремлением, содержится множество вопросов, сомнений, но все же часто и найденных ответов на сущностные вопросы о жизни и ее смысле, о Творце мира, о смерти.

В христианской истории было достаточно святых (да и сегодня есть выделяющиеся из общего ряда монахи и священники), которые свое жизненное кредо, свое твердое «Верую» обрели именно в юношеском возрасте.

В настойчивом поиске истинных ценностей между молодыми людьми относительно рано могут выделиться два типа: тип исследователя, больше склонного к науке и критической проверке наблюдаемого, и тип философа, который страстно стремится к знанию о «мире», полному и завершенному. Материал для философствования в такие годы, как правило, предоставляет «мистика переживания самого себя».

Помимо внутренних препятствий, которые молодому человеку необходимо преодолеть на тернистом пути обретения твердой веры, в наши дни и внешний мир создает многие и часто тяжело преодолимые препятствия.

29 стр., 14366 слов

Современные деструктивные культы и тоталитарные секты. Нормы ...

... место занимает их группа в пестрой палитре религиозных организаций. Недопустимо и противоправно самоотождествление "новых" сект с традиционными мировыми религиями. Группа, практикующая тайную доктрину и разные степени ... исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но ...

С одной стороны, присутствующее до недавних пор негативное отношение общества к религии, с другой стороны, атеистические или равнодушные родители — все это представляет немалые искушения для молодого человека, который ищет Бога.

Следует напомнить еще две психологически важные проблемы, которые появляются у молодого человека, уже частично усвоившего для себя веру.

Одна из проблем состоит в мучительной и тягостной борьбе с самим собой, в поставленной цели соединения веры с моралью, то есть того, что мы знаем о вере, с тем, что практически применяем в каждодневной жизни. Противоречия между нашими идеалами и реальной жизнью, между искренней потребностью юношеской души позитивно влиять на мир вокруг себя с тем, чтобы как можно больше его изменить, и еще неокрепшими, недостаточно упрочившимися моральными принципами.

Подросткам хочется, чтобы эти моральные принципы находились в ладу с их собственным поведением. Раскол, мучающий человека иногда на протяжении всей жизни, — исключительно обострен и тяжело переживается именно в подростковом возрасте, когда инстинктивные и аффективные энергии с одной стороны, а идеалы с другой — одинаково сильны и чаще всего противоречат друг другу.

Второй проблемой, с которой сталкивается молодой человек, является принятие или непринятие, попадание или выпадение из колеи существующей религии, к которой он принадлежит с рождения и приучен воспитанием.

Конкретно, когда разговор идет о нашей земле, то имеется в виду отношение молодого человека к христианству (православию).

Недооценка важности того, будет ли и как будет дальше принят молодой человек и, шаг за шагом, приведен к праотеческой своей вере, которая, естественно, должна быть ему ближе и понятнее всего, — может привести к далеко идущим последствиям.

В остальных случаях, все то, что было в подростковом возрасте поверхностным, слишком торопливым, невротическим в подходах к религии, позднее, когда этот период завершен, приобретает в результате успешного процесса индивидуализации более глубокие, искренние и синтетические формы зрелого религиозного существования.

Это вызывает необходимость более внимательно и спокойно взглянуть и на молодое поколение, в котором присутствует относительно большое число представителей, утверждающих, что желают и могут жить без какой бы то ни было системы ценностей, особенно без той, о которой им напоминают родители, и на общество, к которому принадлежат эти родители.

Такое объективное и бережное наблюдение быстро откроет неестественность и абсурдность такой молодежной позиции. Из-за упрямых нигилистических принципов молодых людей, особенно тех, которые прошли через негативный опыт существования без идентификационного самонаблюдения, через эксперименты с наркотиками, алкоголем, сексуальными партнерами и путешествиями, появляется глубоко вытесненная архетипическая жажда опустошенной и раздробленной психики, жажда целого, истинного взгляда и просьба о помощи.

В подростковый период существует еще одно несоответствие, которое вызывает ощущение неуверенности и незащищенности. Это несоответствие между, с одной стороны, отрицанием всякого постоянства у современной молодежи, желающей жить только сегодняшним днем, а с другой, — несомненной и врожденной потребностью, особенно выраженной в юношеском возрасте, всякого человека в такой системе ценностей, которая гарантировала бы как постоянство и переживание целого, так и способность к непрерывному континууму существования. Возможно, более всего эту человеческую потребность, как мне кажется, может удовлетворить религия. Сам корень этого слова уже указывает на связь с чем-то трансцендентным по отношению к человеку, с тем, что предоставляет или может предоставить ощущение уверенности, осмысленности, внутреннего удовлетворения долговременного характера.

20 стр., 9956 слов

Духовная культура человека и общества

... чаяниям людей. Негативное влияние связано с тем, что массовая культура в целом обедняет культуру страны, народа, снижая общую планку духовной жизни общества; она рассчитана на ... функция социализации — культура является важнейшим средством социализации, поскольку приучает личность к социальным ролям, стремлению к самосовершенствованию. Ученые выделяют три формы культуры: народную, элитарную, ...

Вероятно, отсюда и возникает усиленный интерес молодых людей к религии, как и неожиданное юношеское упорство в многолетней приверженности к религиозным группам во главе с авторитетами, которые действительно существуют и которые успешно выдержали испытание, пройдя через сомнения и критику молодых.

В данной главе рассмотрены влияние и положение религии в обществе. Выявлены характерные особенности религии. Таким образом, степень влияния религии на социальные процессы и социум в целом определяется местом религии в обществе. Роль религии в обществе может быть как доминирующая, так и второстепенная, так как она зависит от складывающихся государственно- конфессиональных отношений и изменяется в связи с проходящими процессами перемен в обществе.

Эти общественные перемены отражаются на духовной жизни и трудноразрешимых социальных проблемах в подростковой среде, что вызывает потребность в активизации согласованной социально-воспитательной деятельности всех институтов государства и общества:

Во-первых, тенденциями развития современного общества, его ориентацией на открытость, интеграцию, демократизацию отношений, объединение усилий всех субъектов социума на решение задач, способствующих развитию цивилизованного гражданского общества.

Во-вторых, современными социальными процессами, которые требуют от подрастающего поколения — детей, подростков, юношества — умения выстраивать свои взаимоотношения в условиях разных укладов жизни, конфессиональных нюансов, культурных традиций, социального диалога.

В-третьих, экономическими преобразованиями в стране, изменившимся характером социального заказа к институтам социализации молодого поколения, требованиям к ним обеспечить жизненное, профессиональное, личностное самоопределение, мобильность в условиях многообразия мнений и укладов жизни.

В-четвертых, изменившейся социальной реальностью: ослаблением норм социального контроля, разрыва связей между поколениями, ранней алкоголизацией и наркотизацией молодежи, ростом бездуховности свободного времяпрепровождения, пассивностью, потребительством, с одной стороны, и с другой, — усилением влияния различных религиозных конфессий на духовно-нравственное воспитание молодежи, внесением определенных корректив в содержание социализирующей функции современной общеобразовательной школы.

Светское образование и религиозные организации сосуществуют в одном социальном пространстве, что объективно ставит их в ситуацию диалога.

Однако вера — неотъемлемый элемент менталитета любого социального субъекта, от личности до общества в целом, она будет существовать всегда. В случае очень сильного социального давления (запретов, гонений) меняться могут лишь ее объекты, и то далеко не у всех и далеко не сразу, поскольку, относясь к важнейшим, сущностным, базовым ориентациям личности, определяя в значительной мере мировоззрение человека и будучи в силу этого аффективно чрезвычайно значимой для него, она тяготеет к устойчивости и сопротивляется изменениям. Утеря веры обычно сопровождается тяжелыми духовными кризисами.

9 стр., 4074 слов

Развитие воли у человека

... можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Волевое действие, необходимость в человеке возникает тогда, когда ... при проявлении осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его ...

Точно также и религия является одной из форм существования веры и очень медленно уступает свои позиции в функционировании общества. Будучи, с точки зрения ее внешних проявлений, системой поведенческих алгоритмов, в которых осуществляется распространенная в данной социальной или этнической группе вера (от выработки, толкования символики и участия в сакральных ритуалах до мелких особенностей повседневной жизни), она, на первый взгляд, более уязвима для возможных санкций, чем относящаяся к чисто духовным феноменам вера.

Религия является компонентом культуры. Поэтому — при любых запретах — от традиций (в том числе и религиозных) что-то остается, передается последующим поколениям, а при изменении социальной ситуации — прорастает заново.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ ПОДРОСТКОВ

2.1 Социально-педагогическая диагностика показателей религиозности подростков

РЕЛИГИОЗНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Интерес к религиозности как социальному феномену общественной жизни постоянно растет. Религия функционирует в обществе и оказывает влияние на социальную реальность и, в свою очередь, формируется под влиянием этой социальной реальности.

Эмпирической базой исследования является опрос, проведенный в ГУО «Вспомогательная школа-интернат №7» г. Минска. Всего было анкетировано 30 человек в возрасте от 15 до 16 лет, что является примерно 10% от общего количества учащихся.

Прежде всего следует начать с определения термина «религиозность». Под религиозностью понимается социальное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков).

Характер религиозности можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт религиозности индивида, группы, населения. Религиозность фиксируется с помощью критериев (индикаторов).

В качестве критериев выступают:

1. признаки сознания;

2. поведения;

3. включенности в религиозные отношения.

О наличии религиозности можно судить, если обнаруживаются связи этих трех признаков. Общим признаком религиозного сознания является религиозная вера. Она включает знание и принятие в качестве истинных определенных религиозных идей, понятий, представлений, догматов и уверенность в существовании гипостазированных существ. Однако для исследования не «идеального типа», а реального религиозного сознания целесообразно выделение основных, главных и вспомогательных критериев религиозного сознания. В анкете, разработанной для опроса, основным критерием была выбрана личная вера, главным — вера в Бога и загробную жизнь, в качестве вспомогательных критериев служили вера в дьявола и ангелов, существование рая и ада.

Однако учитывать лишь признаки религиозного сознания недостаточно. Необходимо было отобрать показатели религиозного поведения. Религиозное поведение — это совокупность взаимосвязанных действий индивида или группы, реализующих религиозные предписания. Существует культовое и внекультовое религиозное поведение. Для анкетирования было отдано предпочтение именно культовой стороне религиозного поведения, поскольку внекультовое религиозное поведение, характеризующееся пропагандой религии вовне и участием в деятельности церковной общины, мало соответствуют студенческой среде. Среди критериев культового религиозного поведения были отобраны: частота посещения богослужений, молитва, празднование религиозных праздников, религиозный обряд приобщения.

По третьему критерию религиозности — включенности индивида в религиозные отношения при разработке анкеты было уделено внимание только одному аспекту — отношению члена религиозной группы к светским общностям и ценностям (отношение к контрацепции, равенству мужчины и женщины).

Итоги опроса учащихся ГУО «Вспомогательная школа-интернат №7» г. Минска.

1) Ваш пол? М 60%, Ж 40%

2) Ваши родители являются верующими?

а) мать — Да 80% Нет 2% Не знаю 18%

б) отец — Да 63% Нет 11% Не знаю 26%

3)Как часто кто-либо из Ваших родителей посещает церковь или мечеть?

а) раз в неделю 5%

б) раз в месяц 12%

в) в большие праздники 58%

г) никогда 7%

д) не знаю 18%

4) Имеется ли у Вас в доме религиозная литература? Да 76% Нет 14% Не знаю 10%

5) Отмечаются ли у Вас в доме религиозные праздники? Да 87% Нет 13%

6) Являетесь ли Вы лично верующим? Да 83% Нет 17%

7)Кем по религиозной принадлежности себя считаете?

83% православные, 11% атеисты и неопределившиеся 6%

8) Прошли ли вы религиозный обряд приобщения (крещение, и т. д)

Да 97% Нет 3%

9) Посещаете ли Вы церковь или мечеть или иные культовые заведения?

а) раз в неделю 2%

б) раз в месяц 10%

в) в большие праздники 60%

г) никогда 28%

10) Молитесь ли Вы? Да 58% Нет 42%

11) Верите ли Вы в существование Бога? Да 70% Нет 11% Затрудняюсь ответить 19%

12) Верите ли Вы в существование дьявола? Да 44% Нет 26% Затрудняюсь ответить 30%

13) Верители Вы в существование ангелов? Да 63% Нет 14% Затрудняюсь ответить 23%

14) Верите ли Вы в рай? Да 55% Нет 17% Затрудняюсь ответить 28%

15) Верите ли Вы в ад? Да 53% Нет 19% Затрудняюсь ответить 28%

16) Верите ли Вы в загробную жизнь? Да 49% Нет 20% Затрудняюсь ответить 31%

17) Знаете ли Вы основные положения Вашей религии? Да 80% Нет 11% Затрудняюсь ответить 9%

18) Допустимо ли использовать противозачаточные средства Да 68% Нет 32%

19) Приемлемо для Вас, что женщина ради карьеры может отложить создание семьи и рождение детей? Да 50% Нет 50%

20) В семье должен быть главным муж? Да 53% Нет 28% Затрудняюсь ответить 19%

21) Женщина является равной мужчине в семье и обществе? Да 74% Нет 17% Затрудняюсь ответить 9%.

По данным опроса, проводившегося в школе-интернате, назвали себя православными 83%, 11% атеистами и 6% неопределившимися (прил.1, рис.1).

В гендерном аспекте девушки верующие преобладают, так православных девушек 52%, юношей православных 48%. Обращает на себя внимание тот факт, что среди определивших себя как атеисты или индифферентные юноши составляют 90%. Количество верующих значительно ниже тех, кто причисляет себя к православным.

По данным опроса учащихся верят в существование Бога 70%, не верят 11%, затруднились ответить 19% (прил.1, рис.2).

В существование дьявола верят 44%, не верят 26%, затруднились ответить 30%. Вера в существование ангелов значительно выше, чем в «дьявольскую рать», что можно объяснить влиянием массовой поп-культуры: верят в существование ангелов 63%, не верят 14%, затруднились ответить 23%. Однако несмотря на такое значительное расхождение солидарность проявилась в отношении к раю и аду — в них верят чуть больше половины опрошенных. В рай верят 55%, не верят 17%, затруднились ответить 28% (прил.1, рис.3).

Если в ангелов верят 63%, а в рай только 55%, то следовательно 8%, которые верят в ангелов, в своей религиозной картине восприятия вполне допускают возможность их существования без рая, что еще раз доказывает влияние массовой поп-культуры на формирование религиозных стереотипов восприятия. В ад верят 53%, не верят 19%, затруднились 28% (прил. 1, рис.4).

Принципиально важный вопрос среди религиозных догматов — это вера в загробную жизнь. Среди учащихся в загробную жизнь верят меньше половины респондентов: верят в загробную жизнь 49%, не верят 20%, затруднились ответить 31%.

Такой низкий уровень знания догматов свидетельствует о доминировании нерелигиозной картины мировидения. При этом стоит указать, что у большинства опрошенных студентов в доме имеется религиозная литература (76%) и подавляющее большинство прошли религиозный обряд приобщения (97%).

Посещают богослужения среди учащихся раз в неделю 2%, раз в месяц 10%, в большие праздники 60%, никогда 28% (прил.1, рис.5).

Стоит остановиться и на таком показателе как отмечание религиозных праздников. Среди опрошенных учащихся отмечают религиозные праздники 87% и не отмечают 13%, т.е. религиозные праздники отмечаются лично неверующими и лично верующими, но неверующими в Бога.

Следует помнить, что не все культовые действия религиозно мотивированы. Посещать храм, участвовать в обрядах, отмечать религиозные праздники и т. п. могут как религиозные, так и нерелигиозные люди. Эти виды религиозного поведения не всегда свидетельствуют о наличии религиозной веры. Некоторые из них носят привычно-традиционный характер; другие совершаются под влиянием общественного мнения и т. д. В таких случаях связь религиозных действий с религиозным сознанием носит опосредованный характер.

Согласно опросу учащихся, 68% поддерживают использование противозачаточных средств и только 32% нет. Ровно поровну за и против среди учащихся разделились голоса в поддержку женщин, откладывающих ради карьеры создание семьи и рождение детей. Надежно закрепился в сознании учащихся светский принцип равенства женщин с мужчинами в обществе и семье: поддерживают 74% опрошенных, 17% не поддерживают, затруднились ответить 9%. Однако в своей личной жизни 53% считают, что главным в семье должен быть муж, неприемлема такая ситуация для 28% опрошенных, еще 19% затруднились ответить (прил.1, рис.6).

Такое расхождение можно объяснить тем, что общественные стереотипы столкнулись с патриархальным укладом конкретной семьи, которая воспитала ученика. Однако почти для половины опрошенных — идеал равенство мужчины и женщины в семье.

По совокупности этих показателей, общество ориентировано на эффективность, на успешность, ничего общего не имеющего с религиозной ориентацией человека.

Из вышеизложенного можно определить и тип религиозности учащихся, исходя из того, что типы — это понятия, отражающие определенный характер религиозности, общий для некоторого числа людей, и служащие основой соответствующих классификационных групп. При выделении типов религиозности, так же как и при определении ее критериев, требуется комплексный подход: учет объема, содержания и уровня религиозного сознания, интенсивности религиозного поведения, степени включенности индивида в религиозные отношения.

Религиозный тип учащихся мы бы определили как тип с неустойчивой религиозной ориентацией, обнаруживают сомнения в истинности даже основных и существенных положений вероучения. Культовые действия совершают редко, участвуют лишь в наиболее важных религиозных праздниках и обрядах. Не имеют постоянных связей с религиозной группой. Религиозные стимулы, как правило, не влияют на мотивацию социальной деятельности. Принятие ценностей посторонней жизни, резко осуждаемых церковным вероучением.

ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К РЕЛИГИИ

Объект исследования: молодежь.

Предмет исследования: отношение учащихся школы к религии.

Цель исследования: изучить отношение учащихся к религии.

Задачи исследования:

1. дать определение религии и характеризовать ее основные функции;

2. выяснить роль религии и церкви в представлении учащихся;

3. сравнить отношение юношей и девушек к религии.

Гипотезы:

1. Ученики считают, что религия — это совокупность духовных

представлений, она помогает преодолевать трудности и определяет статус человека.

2. Девушки более религиозны, чем юноши.

3. Школьники не считают необходимым взаимодействие церкви, государства, семьи и школы.

Выборка: было опрошено 30 учащихся 11-х классов ГУО «Вспомогательная школа-интернат №7» г. Минска.

Методы: групповое анкетирование, сравнительный, аналитический обсчет данных.

Анализ отношения учащихся к религии.

Проверяя нашу гипотезу о том, что ученики считают, религия — это совокупность духовных представлений, она помогает преодолевать трудности и определяет статус человека, мы получили следующие результаты. 83% учащихся понимают слово «религия» как совокупность духовных представлений. И только 8% считают, что религия — это вера в сверхъестественное. Вариант «религия — это определенные юридические законы и нормы» ученики исключили совсем. Это говорит о том, что учащиеся понимают религию в первую очередь, как духовное явление и не связывают ее с какими-либо юридическими законами.

Рассматривая функции религии, большинство опрошенных, что составляет 75% от общего числа респондентов, считают, что религия помогает преодолевать трудности, и столько же (75%) выделили основной функцией религии — оказание психологической поддержки. Эти две функции стоят на I месте. Следующая функция (религия обосновывает мораль) занимает II место. Религия разжигает рознь между людьми — на III месте, а оказание эмоциональной помощи — на IV. На V месте такие варианты ответа, как религия помогает познать мир и провоцирует насилие.VI место занимает функция укрепления связи между народами. Последнее VII место занимают такие функции, как влияние на положение человека в обществе и возможность общения (прил. 2, рис. 1).

Все это говорит о том, что ученики понимают , что религия обосновывает мораль , но при этом забывают о том , что религиозное общение — одно из самых прочных и устойчивых в человеческой истории, что религия помогает нам справиться с неопределенностью мира. А на такой факт, что религия может не только объединять людей, но и разжигать конфликты, обратили внимание только несколько человек.

Также мы проанализировали ответы на вопрос «Как, по-вашему, влияет материальное положение человека на его веру?». 34% респондентов ответили, что чем беднее человек, тем сильнее вера, 58% опрошенных считают, что материальное положение человека не влияет на его веру и 8% — не знают (прил.2, рис.2).

На вопрос «Как, по-вашему, влияет положение в обществе человека на его веру?» только 8% от общего числа опрошенных ответили, что чем ниже положение, тем сильнее вера, 9% учащихся не знают, какое влияние оказывает на веру положение человека в обществе. И большая часть учащихся ,83%, считают, что положение в обществе человека никак не влияет на его веру. Из вышесказанного следует, что школьники не видят особой связи между религией и социальным положением человека и не придают значения статусной функции религии.

Таким образом, наша первая гипотеза подтвердилась частично. Школьники действительно считают, что религия — это совокупность духовных представлений, что она помогает преодолевать трудности. Но, по мнению учеников, религия не определяет ни материальный, ни социальный статус человека в современном обществе.

Проверяя нашу гипотезу о том, что девушки более религиозны, чем юноши, мы получили следующие результаты. Верят в Бога 75% из опрошенных девушек , 38% из опрошенных юношей и 50% из всех опрошенных, но девушки более определенно об этом говорят, их вера носит более выраженный характер.

Молитвы знают выборочно 75% из опрошенных девушек , 25% из опрошенных юношей и 42% из всех опрошенных (прил. 2, рис. 3).

Оставшееся количество девушек и юношей не знают молитвы совсем. Все молитвы не знает никто.

Рассматривая частоту посещения церкви, мы получили следующие результаты. Каждую неделю из юношей посещают церковь 12% и 8% из всех учеников. 1-2 раза в месяц церковь посещают только 25% девушек , 13% юношей и 17% всех опрошенных. 1-2 раза в год посещают церковь 75% девушек , 25% юношей и 42% из всех опрошенных. И не посещают церковь совсем 50% из опрошенных юношей и 33% всех опрошенных. Мы предполагаем, что юноши относятся к такому социальному институту, как церковь, менее серьезно, чем девушки.

Рассматривая функции религии, мы провели ранжирование ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, дает религия. Девушки более категоричны в своих ответах. На I место девушки поставили функцию оказания психологической помощи, на II место — помощь в преодолении трудностей. Затем идёт III место: религия оказывает эмоциональную помощь. Все остальные функции (религия помогает познать мир, обосновывает мораль, укрепляет связь между народами, провоцирует насилие, влияет на положение человека в обществе и даёт возможность общаться) на IV месте.

У юношей представление о функциях религии более широкое. На I место они ставят помощь в преодолении трудностей. Религия оказывает психологическую поддержку — II место. На III месте — религия обосновывает мораль. На IV месте — религия разжигает рознь между людьми. Религия помогает познать мир, оказывает эмоциональную помощь, провоцирует насилие — V место. На VI месте — религия укрепляет связь между народами, а такие функции как влияние на положение человека в обществе и возможность общаться оказались на VII месте. Таким образом, наша третья гипотеза подтвердилась. Религиозность старшеклассников зависит от их пола.

Проверяя нашу гипотезу о том, что школьники не считают необходимым взаимодействие церкви, государства, семьи и школы, мы оценивали долю положительных ответов. 58% от числа опрошенных считает, что государство должно поддерживать церковь, и 42% от числа опрошенных считает, что церковь должна поддерживать государство (прил. 2, рис. 4).

Рассмотрев взаимоотношения церкви и школы, можно увидеть следующие результаты: большинство учащихся считает, что школа никак не должна поддерживать церковь и церковь не должна поддерживать школу, т.е. ученики не рассматривают школу и церковь как связанные социальные институты.

Что касается взаимоотношений семьи и церкви, то, на основе проведенных исследований, мы получили следующие результаты. 33% от числа опрошенных считает, что семья должна поддерживать церковь и такое же количество опрошенных считает, что церковь должна поддерживать семью.

Таким образом, наша третья гипотеза подтвердилась частично. Ученики считают необходимым взаимодействие церкви и государства, но не видят необходимости во взаимоотношениях церкви и семьи, церкви и школы.

Развитие молодежи происходит путем влияния на нее различных социальных институтов (семья, школа, церковь, государство).

Но это влияние будет плодотворным только тогда, когда сами социальные институты будут связаны между собой. По результатам нашего исследования, мы можем предположить, что процесс социализации молодежи в современном обществе затруднен по причине ослабления этих связей.

2.2 Социально-педагогические рекомендации по повышению уровня религиозности подростков

В ходе исследования выработались следующие рекомендации:

1. Необходима просветительская работа со школьниками с целью повышения религиозной грамотности;

2. Необходимо более тесное взаимоотношение семьи, школы, церкви и государства в воспитании молодого поколения.

Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой — проповедует покорность и смирение, отказ от активных действий (по крайней мере, это делают многие религиозные общины).

В отдельных случаях она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству. Но здесь дело, видимо, не столько в религиозных положениях, сколько в том, как они понятны людям, в частности подрастающему поколению. И, по результатам нашего исследования, молодежь недостаточно грамотна в отношении религии. Мне кажется, что этот вопрос на сегодняшний день является одним из актуальных.

Также хотелось бы заметить и то, что целью религиозного воспитания является воспитание и укрепление любви человека к окружающим, заложенной в его природе. Я считаю, что и одна из заслуг родителей в религиозном воспитании заключалась в том, чтобы, предъявляя ощутимые и интересные проявления, ознакомить своих детей с хорошими и добрыми поступками к друзьям и людям в целом. Непременно, эта стратегия углубляет и упрочивает связь «человек-человек».

С другой стороны, с целью качественного повышения религиозного воззрения у подростков, родители должны использовать эстетические средства и развивать благие качества, такие как добронравие, терпеливость и искренность.

Разумеется, распознание возрастных и эмоциональных особенностей подростков может весьма помочь родителям в формировании религиозной сущности своих детей .

Религиозные убеждения и более глубокая склонность к религиозным учениям обретают смысл для подростка в том случае, если они связаны с его внутренними потребностями.

Родители и педагоги обязаны соответственно потребностям подростка знакомить его с религиозными учениями. На подрастающее поколение сильно влияет демонстрируемая склонность взрослых к духовности и религии. Порой внутренняя искренность и духовная солидность родителей и педагогов действуют эффективнее, чем чисто словесное религиозное обучение.

Как показывают итоги психологических исследований, религиозное чувство, как и прочие душевные потребности и процессы, имеет определенные возрастные этапы:

— На первом этапе ребенок подражает внешнему, чисто физическому религиозному поведению родителей. Например, когда родители молятся в церкви ребенок, находясь рядом, формально подражает тому же поведению, ничего не зная о ценностной, идеологической сущности молитвы. Хотя это подражание не имеет смысла и содержания, формальный характер религиозного поведения влияет на религиозное воззрение ребенка. Этот период начинается обычно с 3-4 летнего возраста и продолжается до 6.

— Второй этап процесса религиозного воспитания относится к возрастному отрезку с 6 до 11 лет. В этот период ребенок не только подражает родительскому поведению, но и испытывает воздействие эмоций религиозного характера родителей. У него формируются эмоциональная склонность к богослужению. Чем глубже чувство убежденности родителей в выполнении религиозных обрядов, тем точнее ребенок будет фиксировать эти чувства в своем сознании, когда начнет сам соблюдать пост и выполнять религиозные обряды, демонстрировать проявления своих сердечных эмоций. Это священное чувство закладывает основы его сердечной веры на последующих этапах роста и развития.

— Третий этап развития религиозного чувства приходится на период юношества, с 11 до 16 лет. В этот период эмоциональные склонности постепенно уступают. место аргументации. Юноша воспринимает религиозные учения и обряды в силу аргументации и логики. Этот этап имеет большое значение.

— Последний этап процесса религиозного воспитания носит мистический характер. В этот период у человека развивается не только аргументационное познание, но и сердечное чувство, тяготение к религиозным учениям. Разумеется, успешное преодоление последнего этапа религиозного воспитания может быть реализовано при условии, если предыдущие этапы проходят нормально и логично.

Следовательно, преобразование религиозного чувства и его последующие этапы свидетельствую о наличии фундаментальной нужды в религии в психологической структуре и природе человека. В случае, если будут созданы благоприятные воспитательные условия, а самое главное, если будут устранены вредные факторы в семье и обществе, то наверняка можно будет наблюдать расцвет религиозного чувства в самой красивой форме у подростков и молодежи.

После проделанных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Подростковый период наряду со своей богатой динамикой, насыщенной столкновениями, кризисами, разнообразными капризами и желаниями, естественным образом включает в себя и занятие религией и религиозными проблемами.

2. Кризис веры, идей и идеологии в наше время открывает новые возможности молодым людям для религии, религиозных переживаний и религиозных размышлений. Подход молодых людей все еще хаотичен, наполнен всяческими противоречиями и индивидуальными блужданиями и поисками.

3. Необходимо сегодня обнаруживать все точные критерии для различения зрелой, ненормальной и болезненной религиозности у молодежи.

4. Этическая ответственность родителей, священника, психотерапевта и педагога по отношению к подростку, особенно такому, у которого есть проблемы с религией, весьма высока. По этой причине необходимо, чтобы все они были знакомы с проблемами религии (из литературы, и, по возможности, на основании собственных переживаний), дабы противопоставить свой авторитет именно в первоначальном и единственно верном значении этого слова воинствующим атеистам или воинствующим теистам.

Для выполнения всех этих задач все эти педагоги должны постоянно развивать свои личности, чтобы их уважали и, более того, чтобы их любили. Именно так возможно не только уважать, но и любить другого.

6. Хорошо было бы начать совместную работу в виде периодических консультаций, объединенных семинаров для педагогов, психологов, психиатров и теологов (а среди них особенно опытных исповедников), а затем, наряду с открытием консультаций для подростков, добрачных и брачных консультаций, в которых работали бы опытные психотерапевты и священники, открыть и консультации с таким же составом работников для предотвращения и лечения алкоголизма и наркомании.

Эта совместная работа в их общих усилиях поможет как продвинуть вперед развитие здоровых молодых верующих, так и помочь молодым людям (и религиозным, и нерелигиозным), страдающим от разнообразных болезней, если они добровольно приходят искать помощи.