Психология религии. Изучение различных феноменов веры

На сегодняшний день тема религии стала весьма актуальной. Следует отметить что за последние несколько лет заметно увеличилось число религиозных организаций, идет активное развитие узких направлений в религии. Люди все больше хотят быть ближе к религии. Чаще всего приходят к религии в пожилом возрасте.

Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений? Почему некоторые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами? Почему некоторые верующие испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие воспринимают религию как «скучную обязанность»? Почему некоторые люди находят в своих религиозных убеждениях успокоение и поддержку, в то время как другие ввергаются в переполняющее чувство вины и самоосуждения? Какова роль религии для психического здоровья, прояснения ценностей и нравственного поведения? Именно эти вопросы заставили меня выбрать подобную тему касающуюся религии.

Психология религии — направление религиоведения, возникшее в конце XIX века, использующее психологию как метод исследования религиозных феноменов. Предметом психологии религии являются религиозные чувства, их причины, возникновение и развитие, особенности религиозного сознания.

Возникновение психологии религии было обусловлено несколькими факторами: во-первых, было накоплено очень много этнографического материала, который нуждался в осмыслении и обработке, во-вторых, начала зарождаться психология как наука. Учёные обратили внимание на то, что многие религиозные обряды, состояния в самых различных культурах имели одинаковую форму, и вопрос о том, почему так происходит, стал одним из основных для религиоведения.

Цель

Изучить мировые феномены религии, раскрыть их сущность. Рассмотреть религиозные организации через психологическую точку зрения. Дать психологическое объяснения неформальным религиозным направлениям.

1. Понятие и сущность религии

Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах и понятиях. Религия как социальный феномен связана с особой сферой проявления психики человека, отражающей поиск им духовной и психологической «ниши», идейных и других ориентиров. Она функционирует в форме верований и практических действий, к которым, как давно уже доказали психологи. [1]

16 стр., 7641 слов

По психологии : «РАЗВИТИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ...

... психологические условия развития самооценки подростков. 2. Выявить развивающую роль оценки родителей и взаимоотношений с ними в формировании самооценки подростков. Теоретическое значение исследования Самооценка как объект психологического исследования Самооценка – «это оценка человеком самого ...

Люди обращаются тогда, когда в борьбе за свое существование в условиях окружающей их сложной действительности они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с «чудом», с неожиданным озарением и просветлением, с приобщением к Богу.

Как самостоятельная отрасль психология религии складывалась в середине XX в. на стыке социальной философии, религиоведения, социологии, общей и социальной психологии. [2]

Обычно выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия.

Религия — это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих. К особенностям религии как специфической форме общественного сознания относятся: присущее только ей сочетание и взаимодействие составных компонентов — идеологии и психологии; наличие своеобразно функционирующих и постоянно поддерживаемых видов практического религиозного опыта верующих, ориентированного на непрерывное закрепление и подкрепление религиозных ценностей и переживаний (посещение церкви, молитвы и т.д.); преимущественная направленность религии на постоянное удержание верующих под своим влиянием и непрерывный контроль за их психикой. Своеобразные состояния психики верующих обусловлены многими факторами, но главным является специфика ориентации религии на сверхъестественное и священное.

Религия предполагает наличие особых групп — групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности. Особыми группы верующих являются потому, что они: чрезвычайно организованны и сплоченны; объединены общим для всех опытом общения со сверхъестественным, священным; имеют действенные средства контроля за поведением и переживаниями их членов. На основе противопоставления одних групп верующих другим формируется конфессиональная (религиозная) исключительность, которая характерна для всех современных религий и проявляется специфически в каждой из них. В повседневной жизни конфессиональная исключительность поддерживается как идеологически — через религиозную доктрину, так и психологически — посредством культовых действий.

Религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные. Основные социальные устремления верующих связаны не с решением реальных социальных вопросов или проблем, не с улучшением и изменением объективных условий их жизни, а с ориентацией на священное, обладающее божественной природой и, по их мнению, защищающее от опасностей природы и превратностей судьбы, от несправедливости, причиняемой обществом, а также придающее более важный смысл их жизни. Священное представляет собой систему идей и образов, вытекающих из веры в существование сверхъестественного мира, в котором земное подчиняется неземному, естественное — сверхъестественному. Оно ориентирует верующих также на особое поведение, подчиняющееся установленным священным нормам. [3]

1.1 Классификация религий

Для психологии важно классифицировать религии сразу по двум основаниям — по направленности и географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство.

9 стр., 4019 слов

Религия как социально-культурное явление

... Вебера религия представляет интерес как особый вид мотивации социального поведения людей. Для Дюркгейма религия связана с функционированием в социальном взаимодействии священных объектов. Различие в социальной жизни двух ... особенно на достижения современной философской и научной мысли[1]. Религия как социокультурное явление Религиоведение сегодня ориентируется все больше на цивилизационный подход к ...

Обычно различают религии:

  • монотеизма (веры в единого Бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;
  • индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;
  • дальневосточные — конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Этот перечень дополняют так называемые этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам «малых обществ», которые иногда рассматриваются как «первобытные», — это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев. Другие древнейшие религии уже перестали существовать: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т.д. [1]

Христианство — одна из мировых религий, имеющая три основные ветви: православие, католицизм и протестантство. Общим признаком, объединяющим всех ее представителей, является вера в триединого Бога, а Иисус Христос при этом выступает как Богочеловек, Спаситель мира. Главным источником христианского вероучения служит Священное Писание — Библия, особенно ее вторая часть — Новый Завет. К основным особенностям христианства относятся: единственный путь спасения — уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности; противопоставление плотским удовольствиям строгого аскетизма, а высокомерию и тщеславию — сознательного смирения и покорности, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божиего на земле. Христианство провозглашает равенство всех людей как грешников, порождает у них надежду получения свободы простым и понятным способом — через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде.

Ислам — одна из мировых религий, возникшая в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Бог ислама (Аллах) — бог воздаяния за дела, бог-судья. В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. В нем сформировалось жесткое представление о власти и политической организации в обществе. Ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против его врагов. Ислам предписывает быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло — злом, быть щедрым, помогать бедным и т.д.

Буддизм — третья мировая религия, возникшая в V-VI вв. до н.э. на Дальнем Востоке. Высшей целью буддизма является достижение нирваны, т.е. состояния вечного покоя и блаженства, свободы от всех моральных и умственных «загрязнений». Никто и ничто не может спасти человека, он должен сделать это сам. Будда не спасает людей, он только указывает правильный путь к нему. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов — медитация, перевоплощение и др. Немалое место в буддизме занимает и учение о любви и милосердии по отношению ко всем живым существам.

Иудаизм — одна из древнейших национальных религий, возникшая в I тысячелетии до н.э. среди еврейских племен Палестины. Иудаизм сохранял относительную однородность гораздо дольше, чем христианство. В отличие от последнего, а также ислама и буддизма — религий, которые обычно исповедуют люди разных национальностей, иудаизм неотделим от еврейского народа — доверенного народа Бога, которому приписывается особая роль. Отвержение Христа и ожидание вместо него другого, именуемого в христианской традиции Антихристом, стало в прошлом духовной причиной государственной и национальной катастрофы иудеев и распыления их по всему свету.

7 стр., 3387 слов

Философия религия атеизм

... они основываются, и чем же все таки отличается религия и атеизм. За основу своего реферата я взяла книгу Л.Н. Митрохина «Философия религии». В этой книге автор рассматривает место и ... деятельности и формами общественного сознания: политикой, наукой, моралью, философией. А так же я взяла книгу Карла Каутского «Происхождение христианства». К. Каутский основное внимание уделяет социальным предпосылкам ...

Индуизм — религия, сформировавшаяся в I в. н.э. в Индии. Индуизм не похож на религии, привычные западному человеку, — христианство, иудаизм или ислам — прежде всего тем, что в отличие от них не представляет собой целостного учения, и тем, что был создан не каким-либо основателем или пророком, а в ходе длительного исторического синтеза религиозных верований. Индуизм не имеет единого авторитетного священного писания, системы догматов или конфессиональной организации и священства, а потому и единого авторитета в религиозных вопросах. Все это породило и определенный психологический склад индуистов. В нем причудливо переплетались различные качества: приверженность к определенным убеждениям с беспринципностью поведения; стремление достичь определенного социального положения с завистью (или ненавистью) к тем, у кого оно выше (или ниже) и т.д.

Конфуцианство — этико-политическое учение, основанное древнекитайским мыслителем Конфуцием. Основой конфуцианства являются: учение о сыновней почтительности, в соответствии с которым почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах; и учение о воспитании высокоморального (благородного) человека, которому должны быть присущи честность и искренность, прямодушие и бесстрашие, скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям.

Даосизм — одна из китайских религий, возникшая во II-III в. н.э. Он формировал у верующих естественность, простоту религиозных представлений и религиозных верований, ориентировал не на враждебность к окружающему миру и людям, а на общительность, дружелюбие, сострадание и помощь.

Сикхизм — индийская религия, складывавшаяся в рамках индуизма и синтезировавшая в себе ряд как индуистских, так и мусульманских черт. Он представляет собой попытку преодолеть противостояние индуистской и исламской традиции, поднявшись над их разногласиями.

Джайнизм — религия, принявшая общую для индийских вероучений концепцию кармы и конечного освобождения — нирваны. Не признавая существования Бога-творца, он считает душу человека вечной субстанцией, а мир — изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, совершенствуясь, душа может достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства.

Синтоизм (от яп. «синто» — букв, «путь богов») — сугубо японская религия. В основе ее лежит культ божеств природы и предков. Высшим божеством является богиня Аматэрасу, а ее потомком — Дзимму.

Зороастризм — религиозное учение, проповедующее преклонение перед Солнцем и его ролью в отношениях между человеком и космосом. Каждая из представленных религий формирует у своих верующих определенные стиль мышления и психологические качества, которые находят реальное отражение в их мировосприятии, действиях, поступках и взаимоотношениях с другими людьми. [10]

12 стр., 5666 слов

Религиозное и атеистическое сознание и их роль в жизни людей

... что проблема религиозных и атеистических взглядов на мир до сих пор вызывает интерес. В данной работе мы постараемся проследить влияние религии и атеизма на сознание людей и показать становление и развитие этих ...

Обычно различают религии:

  • монотеизма (веры в единого Бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;
  • индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;
  • дальневосточные — конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Исследователями в области психологии религии разработана примерная методика для изучения представителей различных групп верующих.

Выделяют: 1) Глубоко верующие — общая характеристика сознания: наличие глубокой религиозной веры. 2) Верующие — общая характеристика сознания: наличие религиозной веры. 3) Колеблющиеся — характеристика их сознания это наличие колебаний между верой и недоверием. 4) Индифферентные к религии люди — общая характеристика сознания: религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. 5) Пассивные атеисты. Общая характеристика сознания: атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными. 6) Активные атеисты — общая характеристика их сознания это наличие глубоких атеистических убеждений. [8]

религия секта психологический

1.2 Психологическая характеристика религиозных организаций

Религия не может существовать без своих организаций, которые выполняют определенные функции. Существует несколько основных типов религиозных организаций.

Церковь — религиозная организация (открытая, формальная, конструктивная группа-общность верующих), способствующая интеграции общества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддерживаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личностных запросов представителей всех социальных слоев. Церковь по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии. Наиболее характерным и показательным примером этого типа религиозной организации в истории западной цивилизации может служить католическая церковь. Она сравнительно удачно находила место (преимущественно через представительство своих монастырей) для выражения индивидуалистских тенденций, присутствующих в христианстве. Система ее верований и ритуалов удовлетворяла запросы огромных масс людей на всех социальных уровнях, отражая на удивление прочно иерархизированную структуру общества и помогая длительное время ее сохранять.

Деноминация — промежуточное звено между церковью и сектой (полузакрытая, потенциально конструктивная, формальная группа-общность верующих).

Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные интересы. С известной натяжкой деноминацию можно назвать и церковью, поскольку она находится в относительной, но не до конца совершенной гармонии со светской властной структурой. Многие деноминации начинали свое существование как секты и еще не окончательно оторвались от своих истоков. Деноминации бывают очень разнообразными, например, в американском обществе они варьируются от конгрегационализма, которому присущи стойкие сектантские тенденции, и до лютеранства, прекрасно адаптировавшегося к гражданским властным структурам.

4 стр., 1899 слов

Религиозное сознание. Церковь и религия в современной России

... что наличие религиозных представлений соответствует духовным потребностям человека — это с одной стороны, а с другой — религия как форма общественного сознания является отражением реальных сторон общественного бытия. В общем виде ...

Секты — это небольшие нестабильные (потенциально деструктивные, закрытые) религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости. [7]

В современном мире секта — это всегда противопоставление себя божественной Истине. Обратившись к истории любой секты, можно обнаружить, что в ее основе лежит именно такое противопоставление себя существующему порядку вещей, позитивным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Например, основатель секты «Церковь Христа» американский баптистский пастор К. Маккин полагал, что он лучше прочих понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизни евангельский идеал.

Секты ориентируют своих членов на аскетизм особого рода, на полное отвержение мирских ценностей. Они рассматривают противостояние миру и его властям, к которым относят и церковь, как свою принципиальную позицию, выражающуюся в отказе признавать право, присягу, собственность, войну, власть и т.д.

Секта либо распадается и исчезает, когда умирает ее лидер, либо она включается в состав более формальной религиозной структуры, обладающей способностью принять новых членов и обеспечить удовлетворение их общих интересов. Секта перерастает в деноминацию в том случае, если выражаемый ею протест легко принимается господствующим религиозным направлением, если она не призывает к радикальным изменениям социальной структуры общества или к религиозной реорганизации. Сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но и с вполне определенными целями господствовать над душами других людей. «гуру», подчиняется уже не корысти ради и не за страх, а за совесть.

Секта — создание человеческое, и учение сектантское — плод ума человеческого. Человек может заблуждаться, однако добросовестное заблуждение — это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Вместе с тем опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда вследствие поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями.

1.3 Секты и их особенности

Идеологическое господство монотеистических религий, которые, находясь в союзе с государством, полумили возможность преследовать инакомыслящих, вызвало к жизни особый тип религиозной организации — секту — обособленную группировку верующих, враждебную господствующей религии.

Многие сектантские движения представляют собой форму социального протеста определенных классов и слоев общества. Как указывал В.И. Ленин, «выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития…»

Обособление религиозных групп в виде сект имело место во многих религиях. Так, в иудаизме в первые пека попой эры сложились секты, выступавшие против засилья иерусалимского жречества, за социальное равенство и нравственное оздоровление общества (зелоты, эссены).

8 стр., 3645 слов

Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии. Религия, ...

... обоснование религиозного мировоззрения. Существенное место в философии, как и в религии, занимают вопросы духовно-нравственной жизни людей. Так что точек соприкосновения немало. И все-таки нужно видеть то, что различает философию и рели ...

Широкое распространение сектантство получило и в христианстве. [4]

При всем многообразии идейных установок и организационных форм секты имеют ряд устойчивых отличительных признаков: претензия на то, что данная религиозная организация существует лишь для избранных; отсутствие жесткого деления на клир и мирян, в ряде случаев всеобщее священство; сознательное вступление в общину и прямое членство в ней; активная миссионерская деятельность. В зависимости от времени и места возникновения, состава участников эти черты в разной море присущи различным сектам. Более того, в процессе развития возможна эволюция секты в направлении церкви. В результате появились различные промежуточные формы религиозных организаций, имеющих черты как секты, так и церкви. Сюда относятся кальвинизм, баптизм и другие направления протестантского толка. В буржуазной социологии религии они получили название «деноминация». [5]

2. Психологические типы религиозных деятелей

Верующие люди в своих мыслях, действиях, поступках и поведении следуют определенным образцам для подражания, пропагандируемым религией. Эти образцы для подражания — не выдуманные личности. Они носители религиозного опыта, которые отличаются своеобразным отношением к самой религии и ее ценностям.

  • Мистик — тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности на созерцании сверхъестественного.

— Пророк — личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк в отличие от мистика все время с людьми. Он чувствует себя призванным быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой опыт как послание от Бога, позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее. Пример — библейские пророки.

— Священнослужитель — посредник между человеком и божеством. Его основная функция состоит в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам. В отличие от пророка, чей религиозный опыт обычно бывает спонтанным, священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель религиозных традиций. Он выполняет обязанности духовного наставника и советчика верующих, а также обязанности церковного администратора.

— Реформатор — личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом. Преобразования могут иметь характер моральных, интеллектуальных, церковно-административных изменений — в зависимости от психологии реформатора и требований времени. Для всех реформаторов общим является убеждение в том, что наиболее важные и ценные черты представляемой ими традиции искажены или утрачены, но их можно восстановить при условии очищения религии от посторонних наслоений. Реформатор — активная личность, способная к решительным действиям, он деятельно участвует в практическом осуществлении реформ. Примеры — Лютер, патриарх Никон, Савонарола.

— Монах — член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, поскольку там больше, чем в миру, возможностей вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований. Существуют различные монашеские ордена, порядок членства и требования в которых различны. Эти различия обусловлены многообразием типов религиозного опыта и типов психики людей. Уставы орденов и монастырей ориентированы на различные аспекты религиозного опыта. Так, существуют ордена, где во главу угла поставлен аскетизм и жесткая самодисциплина. В других — главной задачей является изучение и дальнейшее развитие теологии. Некоторые ордена функционируют как миссионерские, пропагандируя религию в ближних и дальних странах, занимаясь благотворительностью, уходом за больными и т.д. Пример — мать Мария.

5 стр., 2239 слов

Религиозный конфликт

... выделить два уровня коммуникации: общение верующих друг с другом посредством религиозных организаций и религиозной деятельности и общение верующего с ... что сфера политики – это сфера политической борьбы, конфликтов и конкуренции. Как уже было указано выше, религия ... либерализм или социализм. Как уже было сказано выше, религиозная вера представляет собой органичную часть национальной культуры. Процессы ...

— Монах-отшельник — человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта. Стадию отшельничества различной продолжительности проходили также и многие представители других типов, например Иоанн Креститель, Серафим Саровский и т.д.

  • Святой — личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной его форме. Это может быть мученик, доказавший совершенство своей веры страданиями и гибелью;
  • чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее, праведник, достигший особой моральной и духовной высоты благодаря безупречной жизни. Статус святого обладает высокой социальной значимостью, так как формальный институт канонизации позволяет церкви официально объявить святыми людей, косвенно свято Социальная психология занных с религиозным опытом, но оказавших серьезные услуги государству и культуре. Например, среди святых Русской православной церкви можно встретить и Сергия Радонежского, и княгиню Ольгу, и Феофана Затворника, и Дмитрия Донского.

— Теолог — тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме. Содержание своей мыслительной деятельности он черпает в материале традиции, преломляя его сквозь призму собственного религиозного опыта, осмысливая с точки зрения запросов времени. Теолог — это прежде всего интерпретатор религиозного опыта. Примеры — Фома Аквинский, В. Лосский.

— Основоположник религии — фигура по своему масштабу намного превосходит все остальные типы религиозных деятелей. Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что становится основой новой религии. Авторитет основоположника религии сохраняется в течение многих веков. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, которые затем распространяют его религиозный опыт. Возникновение новых религий есть результат воздействия этих незаурядных личностей и их опыта на ближнее и дальнее окружение. Примеры — Христос, Будда, Мухаммед. [3]

2.1 Психологические типы религиозных людей

Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин. В обобщенном виде можно выделить несколько стадий, которые проходит человек в развитии своей религиозности.

7 стр., 3419 слов

Религиозное мировоззрение

... и регламентаторов общественной жизни и даже сознания. Религиозное мировоззрение приобретает значимые социальные функции, основная из ... в основе религиозного мировоззрения лежит вера - особый тип понятия и принятия ценностей религиозного мировоззрения. С точки ... верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные ...

  • Начальная стадия характеризуется слабо осмысленным стремлением к поиску защиты от трудностей жизни в потустороннем мире.
  • На третьей стадии человек испытывает серьезную потребность в поддержке религиозного авторитета, у него формируется приоритетное предпочтение «преимуществ» загробной жизни.
  • На четвертой стадии верующие уже обладают способностью управлять своими религиозными чувствами и переживаниями.
  • На пятой стадии у верующего доминируют устойчивые религиозные ценностные ориентации, формируется способность к правильному восприятию представлений о других религиозных традициях.

Исследователями в области психологии религии разработана примерная методика для изучения представителей различных групп верующих.

Глубоко верующие. Общая характеристика сознания: наличие глубокой религиозной веры. Эмпирические признаки: а) вера в основные религиозные догматы и мифы; б) осознание себя членом определенной религиозной общности (конфессии); в) позитивное отношение к новым религиозным ценностям и нормам; г) негативное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.

Общая характеристика поведения: вера в основном реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) регулярное отправление религиозных обрядов, праздников; б) регулярное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) участие в деятельности религиозных организаций; г) воспитание детей в религиозном духе.

Верующие. Общая характеристика сознания: наличие религиозной веры. Эмпирические признаки: а) вера в самые существенные религиозные догматы и мифы (вера в Бога); б) как правило, осознание себя членом определенной конфессии; в) позитивное отношение к некоторым религиозным ценностям и нормам; г) негативное или безразличное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.

Общая характеристика поведения: вера слабо реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление религиозных обрядов и праздников; б) частичное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) возможно эпизодическое участие в деятельности религиозных организаций; г) слабое религиозное влияние на детей или полный отказ от религиозного воспитания.

Колеблющиеся. Общая характеристика сознания: наличие колебаний между верой и недоверием. Эмпирические признаки:

  • а) сомнения в правильности основных религиозных догматов;
  • б) колебания в отношении к религиозным и атеистическим ценностям и нормам; в) возможна частичная религиозная идентификация (относят себя к последователям той или иной религии).

Общая характеристика поведения: возможны отдельные элементы религиозного поведения. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление наиболее важных религиозных праздников и обрядов; б) отдельные элементы ритуального поведения в домашних условиях; в) неучастие в деятельности религиозных организаций; г) отсутствие религиозного воспитания детей.

Индифферентные к религии люди. Общая характеристика сознания: религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) безразлично относятся как к религиозным, так и к атеистическим нормам и ценностям; в) не считают, что религия приносит вред обществу; г) не считают атеистическое воспитание необходимым. [3]

Общая характеристика поведения: религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления. Эмпирические признаки: а) религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении; б) ритуальное поведение дома отсутствует; в) в атеистическом воспитании участия не принимают; г) в мировоззренческом воспитании детей нет четкой линии.

Пассивные атеисты. Общая характеристика сознания: атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) негативно относятся к религиозным ценностям и нормам; в) считают, что религия приносит вред обществу. Общая характеристика поведения: религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) отсутствует ритуальное поведение дома; в) детей стараются воспитать в духе атеизма, но это не всегда получается. [4]

Активные атеисты. Общая характеристика сознания: наличие глубоких атеистических убеждений. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) негативно относятся к религиозным нормам и ценностям; в) позитивно относятся к атеистическим ценностям и нормам; г) полагают, что религия приносит вред обществу; д) считают себя готовыми к проведению атеистического воспитания. Общая характеристика поведения: атеистические убеждения реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) не допускают элементов религиозного поведения дома; в) активно участвуют в атеистическом воспитании в тех или иных формах.

2.2 Своеобразие и структура религиозного сознания

В целом религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков. Религиозное сознание, как и общественное сознание в целом, включает в себя два компонента: религиозную идеологию и религиозную психологию, соотношение и взаимодействие которых определяют все многообразие конкретных видов религии.

Специфику же самому содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон — содержательной и функциональной.

Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений. В ней проявляется не только и не столько идеология, как это может показаться на первый взгляд и как считают некоторые ученые, но и особенности самой психологии верующих, выражающие качественные характеристики их мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих процессов.

К содержательной стороне религиозного сознания можно отнести: религиозную интерпретацию мифов и легенд; особенности вероучения, веры и поклонения; своеобразие религиозного и мистического опыта; общую специфику религиозных чувств и настроений, интеллекта и воображения, воли и поведения верующих.

Функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, настроения и переживания, способствуя эффективному воздействию на их психику. К функциональной стороне религиозного сознания можно отнести специфику культовых действий и ритуалов, религиозного утешения, катарсиса религиозных чувств и настроений и т.д.

Особенностями религиозного сознания являются:

  • более строгий контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением и поступками;
  • более четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

Религиозное сознание:

  • не только вырабатывает конкретные ценности и потребности верующих, но и дополняет их формированием веры, основанной на определенных нормах поведения (например, пост, исповедь), культовых и ритуальных действиях;
  • не только формирует веру в сверхъестественное, но и дополняет ее утешением, ориентирующим на ложное, иллюзорное решение проблем (противоречий) реальной жизни и находящим проявление в таинствах;
  • формирует религиозные представления и верования посредством религиозного катарсиса чувств, в ходе которого отрицательные переживания вытесняются положительными;

— * цементирует и превращает в единое целое идеологию и психологию, насаждаемый религией религиозный опыт, представляющий собой, с одной стороны, результат усвоения индивидом религиозных верований и представлений, почерпнутых им из окружающей его социальной среды, а с другой — являющийся следствием насаждаемых религией непосредственных психологических контактов и форм общения верующих.

Религиозная вера объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания. Это вера: а) в истинность религиозных догматов, текстов, представлений и т.д.; б) в объективное существование существ, связей и превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; в) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; г) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к такого рода событиям; д) в религиозные авторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков», церковных иерархов, служителей культа и т.д.

Глубокая вера предполагает концентрацию всей психической жизни личности на религиозных образах, идеях, чувствах и переживаниях, что может быть достигнуто лишь с помощью значительных волевых усилий. Религиозное сознание включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная идеология — это более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме более или менее стройных учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания. Ее разработкой занимаются специально подготовленные богословы, религиозные философы.

Она включает в себя доказательства сверхъестественного происхождения Святого Писания, богодуховности святого предания, божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы богословия исходят из признания личного Бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам.

Религиозная психология — представляет собой совокупность религиозных понятий, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии. Религиозная психология (обыденное религиозное сознание) в отличие от религиозной идеологии не оформлена в цельную и стройную систему верований. Поэтому она допускает значительные вариации по объему, содержанию и степени систематизированное входящих в нее элементов. [6]

2.3 Особенности религиозно-психологического комплекса верующих

В ходе религиозной деятельности и религиозных отношений возникают и воспроизводятся различного рода психологические явления, обычно именуемые религиозно-психологическим комплексом. [7]

Религиозно-психологический комплекс включает в себя многие элементы: религиозные потребности, ценностные ориентации, религиозные установки, чувства, общение и др. Его содержание воплощает в себе единство, взаимосвязь и взаимное проявление религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека. Ее основой является религиозная вера (в различного рода догматы, тексты, представления, свойства, связи и т.д.), находящая свое практическое выражение в культовых действиях верующего. Поэтому религиозную потребность личности можно определить как потребность в отправлении культовых действий, посредством которых осуществляется взаимодействие личности с потусторонним миром. Но религия удовлетворяет не только потребность верующих в совершении религиозных обрядов, молитв, но и многие нерелигиозные потребности людей, например познавательные, мировоззренческие, нравственные, эстетические и др. В частности, мировоззренческие, нравственные, познавательные потребности верующих получают специфическое удовлетворение через систему религиозных догматов, мифов и норм поведения, пропагандируемых религиозными организациями. Эстетические потребности удовлетворяются благодаря эстетическим компонентам богослужения. Во взаимоотношениях с другими верующими и служителями культа реализуются потребности в общении и утешении. В системе религиозно-психологического комплекса верующего большую роль играют ценностные ориентации, являющиеся важным показателем отношения верующего к религии. Они помогают выявить мотивы культового поведения верующего, характеризуют его взаимоотношения с религиозной общиной, его социальные и нравственные качества. Для верующих характерна специфическая система ценностных ориентации, отличающаяся тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из религиозной веры. Земное подчиняется неземному, естественное — сверхъестественному. При подобной субординации ценностей все реальные социальные ценности, вытекающие из потребностей и интересов человека, рассматриваются как второстепенные. Главенствующую роль в иерархии ценностей верующих играют религиозные ценности, созданные их воображением. [8]

Таким образом, ценностные ориентации религиозных людей направлены прежде всего на главные ценности, проповедуемые вероучением, — Бога, его свойства и действия в отношении к миру и человеку, религиозные заповеди и истины и т.д.

Система ценностных ориентации верующих характеризует их общее отношение к окружающей действительности, общую социальную направленность их сознания и поведения. Однако эта общая социальная направленность реализуется в их отношениях к конкретным событиям, фактам или лицам, в отдельных актах поведения. Поэтому важным элементом религиозно-психологического комплекса являются религиозные установки.

Религиозная установка — предрасположенность верующего к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленным этой оценкой. В частности, исследователи отмечают, что религиозные установки играют роль своеобразного фильтра по отношению ко всей информации, поступающей к верующему, т.е. вся нерелигиозная информация усваивается «избирательно», в соответствии со сложившимися установками. Несоответствующая же этим установкам информация верующим не воспринимается.

Таким образом, раз сформировавшись, позитивная установка к другим верующим и служителям культа накладывает отпечаток на содержание и направленность сознания и поведения религиозных людей.

Важным компонентом религиозно-психологического комплекса являются религиозные чувства. Религиозные чувства — это переживание верующими своего эмоционального отношения к религиозным ценностям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе. Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связаны обычные человеческие чувства: страх, любовь, гнев, радость, надежда, благоговение, восхищение и т.д. Но у верующих они имеют соответствующее предметно-образное оформление и смысл, т.е. переживаются как «страх Господень», «любовь к Богу», «чувство смирения», «чувство греховности», «радость общения с Богом», «умиление иконой Богоматери», «сострадание к ближнему», «любовь к ближнему», «благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы», «ожидание чуда» и т.д. Особую роль играет религиозное общение — личные, эмоционально насыщенные связи между верующими, между ними и Богом, в форме которых реализуются религиозные отношения. [9]

Религиозное сознание предписывает три плана общения:

  • верующих друг с другом;
  • верующих со священнослужителем;
  • верующих с Богом, ангелами, душами умерших и т.д.

Как и всякое общение, религиозное общение осуществляется с помощью различных социально-психологических механизмов: внушения, заражения, подражания, идентификации и др. Вместе с тем не всякое общение верующих является религиозным, поскольку оно может развертываться в нерелигиозных сферах: экономической, политической, военной, художественной, в быту, на отдыхе и т.д. [10]

Различные феномены веры

Вера — это глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Вера позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения. В широком смысле вера — это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Термин «вера» происходит от латинского veritas (истина), т.е. объект веры именно что претендует на истинность. Не гипотеза, даже не постулат, а именно что догма.

Феномен веры — это одна из тех тайн, пленником которых является человек. Это жизненно важная тайна, которая связана с самой возможностью существования человека, с его жизнью и смертью, с той реальностью, в которой человек ощущает себя живущим. Что такое вера? Этот вопрос волнует многих — ученых, философов, богословов, психологов, верующих и неверующих. Это слово встречается в нашей жизни повседневно: «верую», «верю», «уверен». Многозначность понятия. Слово вера означает разное и как явление изучается разными дисциплинами. Оно может означать то, «как человек верует», сам душевный акт веры, его субъективную природу. Оно может означать и то, на чем основывается человек в акте веры, те основания и критерии, которые позволяют ему быть уверенным в предмете веры. [4]

Религиозное сознание предписывает три плана общения:

  • верующих друг с другом;
  • верующих со священнослужителем;
  • верующих с Богом, ангелами, душами умерших и т.д.

Отмечались и некоторые другие психологические особенности феномена веры. Говоря о бессознательных корнях веры, Д. Юм заключает: я «никогда не сознаю подобного акта», «опыт может порождать веру и суждение о причинах и действиях с помощью некоторой скрытой операции, и притом так, что мы ни разу об этом даже и не подумаем» [17].

В отличие от являющегося произвольным акта мысли, вера возникает спонтанно. «Она есть нечто такое, что не зависит от нашей воли [выд. мною. — А.Д.], но должно порождаться некоторыми определенными причинами и принципами, которые не находятся в нашей власти» [18].

Г. Гегель замечает: «…вера

Заключение

В заключении на основе проведенного анализа мировых религий, религиозных организаций, феноменов можно сделать следующий вывод.

Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах и понятиях

Проработав многочисленные источники по данной теме, я пришла к выводу, что несмотря на различие в мировых религиях некоторые из них имеют нечто общее в ритуалах, в обрядах (покрывают голову заходя в церковь — христиане или мечеть — мусульмане в частности это относится к женщинам) и т.д.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/psihologiya-religii/

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., 1999. — 370 с.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс], 2006. — 1 CD-диск.

Еникеев М.И. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: ПРИОР, 2001. — 160 с.

Краткий словарь по социологии // под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989. — 637 с.

Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. // под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М.: Аспект Пресс, 2003. — 475 с.

Учебное пособие для вузов // под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. Серия: Высшее образование. 2001 г. — 600 с.

— #»justify»>. #»justify»>. #»justify»>10.http://tamirsheih.com/index.php? option=com_youtubegallery&view=gallery&Itemid=61