Речевая культура педагога

Курсовая работа
Содержание скрыть

Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи — это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

И культура общения, и культура речи обеспечивают достижение цели общения наиболее эффективными средствами. Для этого не только педагогу, но и каждому государственному служащему, да и вообще современному человеку, очень нужно, с одной стороны, овладеть хотя бы важнейшими риторическими навыками, а с другой — избежать коммуникативных неудач, связанных как с нарушениями этикета, так и с игнорированием различий устной и письменной форм речи, нечеткостью, небрежностью речи. Речевые ошибки, речевая двусмысленность, иногда позволительные в повседневном общении, совершенно недопустимы в профессиональной речи, тем более там, где говорит представитель «речевой» профессии: педагог, журналист, психолог, юрист.

Речевая культура — визитная карточка человека, при всей предметной эрудиции отсутствие или недостаток подлинной речевой культуры может оказаться не только причиной важных профессиональных ошибок, но и фактором устойчивого личностного неприятия человека. Вследствие этого могут усиливаться раздражительность и реактивное мышление в целом, а собеседник «не вписывается» в диалогическую схему занятия и испытывает безразличие к преподносимому или даже его интуитивное неприятие.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Речевая культура педагога» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

3 стр., 1031 слов

Культура письменной речи и административный речевой этикет

... культуры письменного речевого общения на английском языке будущего лингвиста. Владение речью устной (звуковой) и письменной (буквенной), способностью порождения и восприятия речевых высказываний характеризует грамотного человека. ... документация). В составлении и оформлении деловой документации не последнее место занимает административный речевой этикет, некоторые элементы которого ...

Целью реферата является изучение темы: «Речевая культура педагога».

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • Сказать об актуальности темы «Речевая культура педагога»;
  • Рассмотреть общение как средство педагогического сотрудничества;
  • Рассмотреть природу общения педагога;
  • Изложить возможности решения проблем, связанных с деятельностью педагога;
  • Рассказать имеются ли индивидуальные стили деятельности у преподавателя.

1. Типы языковых культур учителей

Через всю свою жизнь проносим и мы образ того, кто первый раз встречал нас у школьного порога и вел в новый мир. Шли годы, мы росли, менялось наше мироощущение, набирался бесценный багаж знаний. Жизнь сталкивала нас на своих дорогах с разными учителями.

Дети часто выделяют среди педагогов «любимых» и «нелюбимых». Одним из важнейших признаков, позволяющим ученикам так «классифицировать» своих преподавателей, является их речевое поведение.

В современной школе мы видим три типа языковых культур учителей:

  • Носители элитарной речевой культуры;
  • Представители «среднелитературной» культуры;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/rechevaya-kultura-pedagoga/

  • Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения

Начнем с характеристики представителей элитарной речевой культуры. Это идеальный тип речевого поведения педагога, к сожалению, в современной школе, встречающийся крайне редко.

Носители элитарной речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой дифференциации литературного языка, и каждый функциональный стиль используют в соответствии с ситуацией. При этом переключение с одного стиля на другой происходит как бы автоматически, без особых усилий со стороны говорящего. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении.

Одним из признаков элитарной речевой культуры является безусловное соблюдение всех этических норм, в частности, норм национального русского этикета, требующих разграничения ты- и вы — общения. Ты-общение используется только в неофициальной обстановке. Никогда не допускается одностороннее ты-общение. Они пользуются языком творчески, их речь обычно индивидуальна, в ней нет привычной заштампованности, а в разговорной речи — стремления к книжности.

Учителю «первого типа» необходимо иметь, в первую очередь, любовь к детям и преподаваемому предмету. Дружелюбное отношение — залог доброжелательной речи и потворствует желанию продолжать общение между участниками беседы. Хорошему педагогу, в процессе речевого общения, необходимо помнить, что его речь должна быть:

  • Эмоциональной, громкой, четкой, насыщенной эпитетами и сравнениями.
  • Орфоэпически правильной.
  • Уверенной, для чего необходимо знание материала.
  • Подготовленной: должны быть продуманы любые случаи незапланированного развития беседы. Доброжелательный ответ на все.

На мой взгляд, учитель должен иметь философское, невраждебное чувство юмора. В большинстве случаев такой педагог представляется детям образцом для подражания. Именно поэтому ему необходимо тщательнейшим образом следить за своей речью, так как дети не прощают ошибок тем, кто их учит.

4 стр., 1746 слов

Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста

... которой процесс развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста в игровой форме обучения будет наиболее эффективным, если: гармонично развить все стороны речи (фонематический, грамматический, лексический), определяющие формирование культуры речи дошкольников как части ...

Гораздо чаще в школе встречаются преподаватели, которые являются носителями «среднелитературной» языковой культуры. Их речевое поведение отражает гораздо более низкий уровень их общей культуры: невозможность творческого использования крылатых выражений разных эпох и народов, художественных образцов классической литературы, незнание литературных норм произношения слов, а нередко и их значений порождает языковую бедность, грубость и неправильность речи. Нарушения произносительных норм у них не единичны, а образуют систему.

Как следствие всего этого — речевое поведение, которое характеризуется:

  • Монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности.
  • Раздражением: когда ученик задает вопрос, а учитель не знает на него ответа. Грубость в голосе.
  • Отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к контакту.
  • Незнанием цитат из художественных произведений (для учителя литературы), т.к.

это не ведет к восприятию изучаемого материала.

Неправильной постановкой ударений, что недопустимо для учителя-словесника. О невысоком общекультурном уровне таких педагогов говорит их излишняя самоуверенность: например, делая неправильное ударение в слове, многие из них доказывают, что это правильно, что существуют различные варианты произносительной нормы.

  • Скупостью на синонимы, сравнения, эпитеты.
  • Частой повторяемостью одного и того же слова в процессе объяснения, за исключением терминологии.

— Недостаточное уважение к адресату. Как правило, это выражается в неполном следовании именно нормам устной речи — стремление говорить длинными, сложными фразами с деепричастными и причастными оборотами. Таким образом, ведется политика устрашения собеседника, подавления его желания говорить, отстаивание своей, даже неверной, точки зрения.

Далекой он норм публичной речи и поэтому фактически невразумительной является речь представителей еще более низких типов речевых культур. Сегодня немало носителей литературного языка, для которых разговорная система общения является фактически единственной, во всяком случае, в устной форме речи. К несчастью, представителей этого типа немало и в массовой школе. Многие учителя считают, что с учениками необходимо говорить понятным им языком и, поэтому, стараются, подражая молодежной речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать материал. Они думают, что таким образом им удастся завоевать уважение школьников, «влиться» в их мир. Однако, как было отмечено выше, учитель должен являться для школьника образцом для подражания и в культурном и в речевом плане. Педагог является человеком, который воспитывает в ребенке понятия не только о нравственности, но и о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому такое поведение недопустимо. Следует отметить, что в большинстве случаев этим «грешат» молодые педагоги, которые часто видят в школьниках своих будущих друзей.

В заключение надо сказать, что важно понимать, что с детьми разного возраста необходимо иметь разную тактику ведения беседы. Мы не можем себе позволить одинаково разговаривать с учеником третьего и восьмого класса. Необходимо помнить, что именно возможность заинтересовать учащихся собой и своим предметом ведет к полноценному диалогу.

8 стр., 3791 слов

Техника и культура речи учителя

... речи педагога»; Рассмотреть требования к культуре речи педагога; Рассмотреть природу общения педагога; Изложить возможности решения проблем, связанных с деятельностью педагога. 1. Культура речи учителя 1.1 Коммуникативная культура педагога Успешность педагогического ... ученик задает вопрос, а учитель не знает на него ответа. Грубость в голосе. Отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к ...

Детская психика — самое дорогое, что есть у преподавателя, он должен её беречь, а соответственно, следить за тем, какое зерно он посеет в неокрепших душах учеников. Это задача настоящего учителя.

2. Общение как средство педагогического сотрудничества

общение педагогический диалогический невербальный

Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками. Общение , или коммуникация, — широкое и емкое понятие, которое применяется для обозначения осознанной и неосознанной вербальной связи, передачи и приема информации.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:

·речевой — вербальный от лат. verbalis — устный, словесный;

·неречевой — невербальный.

Речь, как средство общения, одновременно выступает как:

·источник информации;

·способ взаимодействия собеседников.

В структуру речевого общения входят:

·значение слова, фраз;

·смысл слов, фраз;

·речевые звуковые явления:

oтемп речи:

§быстрый,

§средний,

§замедленный;

oмодуляция высоты голоса:

§плавная,

§резкая;

oтональность голоса:

§высокая,

§низкая;

oритм:

§равномерный,

oтембр:

§раскатистый,

§хриплый,

§скрипучий;

oинтонация;

oдикция речи.

13 стр., 6444 слов

Психолого-педагогическая компетентность учителя

... успешным, если будущий педагог сам будет работать над собственным развитием, будет знать суть и содержание профессиональной компетентности учителя. Гипотеза исследования - студенты педагогического факультета должны развивать педагогические компетенции. Объект исследования: ...

·выразительные качества голоса:

oхарактерные специфические звуки, возникающие при общении:

§смех,

§хмыканье,

§плач,

§шепот,

§вздохи;

oразделительные звуки:

§кашель;

oнулевые звуки:

§паузы;

oзвуки назализации:

§«хм-хм»,

§«э-э-э» и др.

В речевом общении также играют важную роль:

·точность употребления слова;

·выразительность;

·доступность;

·правильность построения фразы;

·доходчивость фразы;

·правильность произношения звуков, слов, выразительность;

·смысл интонации.

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является: плавная, спокойная, размеренная манера речи.

2.1 Невербальные средства общения

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

·кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);

·просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса);

·токесика (тактильные взаимодействия);

·проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения).

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; таким образом, отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.

9 стр., 4178 слов

«Конфликтные ситуации в педагогической деятельности и пути ...

... степени в сравнении с другими видами конфликтов в педагогической деятельности. Конфликтные ситуации во взаимоотношениях между учителями характеризуются различными факторами. Во-первых, содержанием и характером педагогической деятельности. Учителя находятся в зависимости от результатов ...

Существует 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек:

·индивидуально-личностная;

·эстетическая;

·эмоциональная;

·психологическая;

·социально-иерархическая;

·возрастная;

·половая;

·медицинская;

·пространственная и другие.

2.2 Виды общения

В психологии наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. Общение — это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения — это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие.

Выделяют два вида общения:

социальноориентированное общение

Личностноориентированное общение

педагогическим общением

В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социальноориентированное общение, если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностноориентировано.

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др.

3. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике, .1 Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика

В межличностном взаимодействии педагога и обучаемых выделяют позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика.

Общетелесное самораспоряжение

·манера перемещаться по классу;

·излюбленные позы;

·избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания.

Отметим основные факторы влияния общетелесного самораспоряжения учителя на особенности проведения урока:

·повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;

10 стр., 4951 слов

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

... основы оценочной деятельности педагога» на сегодняшний день актуальной. Цель работы - проанализировать психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога. Объект – основы оценочной деятельности педагога. Предмет – педагогическая оценочная деятельность как ... отвечает потребности в общении, познании своего «я» глазами других». По мнению Н.В. Селезнева, «педагогическая оценка выражает… ...

·у каждого человека в силу его индивидуальности, например типологической, имеется свой диапазон подвижности. И, скажем, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника;

·психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;

·умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам.

Жестикулярная выразительность

Мимическая выразительность

Интонационное поведение

Саморегуляция речи

Известно, что собственно информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Весьма важно и то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особо возрастает, когда в роли воспринимающих ее выступают дети и подростки — главная учительская аудитория.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

В диалогических отношениях существуют две формы диалога:

·внутренний;

·внешний.

Для возникновения этих форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий. При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:

·выбор решения из альтернатив;

·разрешение проблемных ситуаций;

·поиск суждений относительно определенного факта или явления;

·решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);

·выдвижение гипотез и предположений.

Для создания условий внешнего диалога проектируются:

·вопросительный образ общения;

5 стр., 2361 слов

Сущность педагогического общения. Модели учителей в педагогическом общении

... особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности ученического коллектива. Педагоги - психологи в наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на ...

·обмен мнениями, идеями, позициями;

·дискуссии;

·коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;

·полифункциональный анализ идей и гипотез;

·творческие мастерские.

Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагаются: противоречивость, возможность оценки, вопросительность и возможность выразить свою точку зрения для каждого из участников. Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.

4. Стили педагогического общения, .1 Стиль педагогического общения и его структура

стилем педагогического общения

·коммуникативные возможности педагога;

·сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

·творческая индивидуальность педагога;

·особенности учащихся.

4.2 Классификация и особенности стилей педагогического общения

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на:

·авторитарный;

·демократический;

·попустительский.

При авторитарном (монологическом) стиле общения

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.

Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.

Попустительский (анархический, конформный) стиль общения

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

диалогический стиль

Основная особенность этого стиля:

·взаимоприятие;

·взаимоориентация.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны:

11 стр., 5186 слов

По психологии «Общение педагогов и учащихся» материал по психологии

... общения и обучения в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Проблема деятельности не перестает занимать умы философов, педагогов, социологов, психологов, лингвистов и специалистов других наук. Это объясняется тем, что деятельность ...

·активно-положительное отношение к учащимся;

·адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач;

·им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения;

·умение прогнозировать развитие личности школьника.

По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен.

В таблице приведена полная характеристика содержательной (содержание процесса межличностного взаимодействия) и формальной (приемы и средства, используемые при межличностном взаимодействии) сторон трех стилей.

Таблица

Формальная сторонаСодержательная сторонаАВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ Деловые, краткие распоряженияДела в группе планируются заранее во всем их объемеЗапреты без снисхождения, с угрозойОпределяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестныЭмоции не принимаются в расчетПозиция лидера — вне группыДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Инструкция в форме предложенийМероприятия планируются не заранее, а в группеНе сухая речь, а товарищеский тонЗа реализацию предложений отвечают всеПохвала и порицание — с советамиВсе разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаютсяРаспоряжения и запреты — с дискуссиямиПозиция лидера — внутри группыПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ Тон — конвенциональныйДела в группе идут сами собойОтсутствие похвалы, порицанийЛидер не дает указанийНикакого сотрудничестваРазделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидераПозиция лидера — незаметно в стороне от группы

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития.

5. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения, .1 Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его протекания

Наиболее эффективным взаимодействие педагога и учащихся оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показала педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей и противоречий в ее организации и осуществлении.

Отражением этих противоречий между участниками совместной деятельности является межличностный конфликт. Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы.

Можно выделить три фазы протекания конфликта в педагогической ситуации:

·1 фаза — конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации;

·2 фаза — ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход конфликта;

·3 фаза — относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в двух различных направлениях — улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.

Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у начинающих учителей. Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью в своей работе.

Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому — это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях мы прибегаем к компромиссу, делая уступки друг другу, или обращаемся к третьему, независимому лицу (третейский суд), или сами проводим анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используем принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении.

Большинство конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, характеризуется несовпадением, а иногда и прямой противоположностью их позиций в отношении учебы и правил поведения в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя — основные причины острых межличностных столкновений. Однако своевременный пересмотр ими своих позиций может устранить конфликтную ситуацию и не позволить ей перерасти в открытый межличностный конфликт.

5.2 Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения

Конфликтное взаимодействие

деловыми и личными

Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы. В этом случае имеют место по преимуществу деловые конфликты между педагогом и учащимися, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности. Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффективных путей достижения общегрупповой цели.

Однако и такой конфликт не исключает эмоциональной напряженности, ярко выраженного личного отношения к предмету разногласий. Но личная заинтересованность в общем успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, самоутверждаться путем унижения другого. В отличие от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются.

Многообразие возможных конфликтных ситуаций в классе и способов конфликтного взаимодействия требует от педагога поиска оптимальных путей разрешения конфликта. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный.

Продуктивное разрешение конфликта может быть только в том случае, если педагог осуществляет тщательный анализ причин, мотивов, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, участником которого он оказался. Способность педагога быть при этом объективным является показателем не только его профессионализма, но и ценностного отношения к ученикам.

Исследования и опыт убеждают в невозможности найти универсальный способ разрешения разнообразных по своей направленности и характеру межличностных конфликтов. Одним из условий их преодоления является учет возрастных особенностей учащихся, так как формы конфликтного взаимодействия педагога и учащегося и способы разрешения их конфликта во многом определяются возрастом обучаемых.

6. Требования к личности современного преподавателя

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи:

·адаптивную;

·гуманистическую («человекообразующую»).

Адаптивная

·обучающую;

·воспитывающую;

·развивающую;

·психологической подготовки.

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

·потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

·тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

·понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

·умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение;

·предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

·знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

·способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача — выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

6.2 Сущность и структура педагогического профессионализма, Профессионализм

Педагогический профессионализм

·уровень общей культуры;

·психолого-педагогическая компетентность;

·владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;

·способности к целеполаганию и целеосуществлению;

·способности к педагогической рефлексии;

·способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

6.3 Социально и профессионально обусловленные качества педагога

Исследование феноменологии профессионализма учителя показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм — это социально-педагогическое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, которая отвечает заказу общества и нацелена на подготовку учителя-профессионала. С другой стороны, профессионализм учителя — это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально-важных качеств, культуры и мастерства учителя, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Педагог — не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально-обусловленных качеств педагога:

·высокая гражданская ответственность и социальная активность;

·любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

·подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

·высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

·потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

·физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом:

·высокая культура и нравственность;

·самоотдача;

·благородство;

·острое чувство нового;

·умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем;

·максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

·общность идей и интересов учителей и учащихся;

·творческое отношение к делу и социальная активность;

·высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;

·принципиальность и требовательность;