Анализ социальной политики РК (2)

Курсовая работа

Конституция Республики Казахстан, специализированные законы, подзаконные и иные нормативные правовые акты определяют степени приоритетности государственной социальной политики.

Целью данной курсовой работы является — выработка рекомендации для совершенствования государственной политики в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение и социальная защита населения Республики Казахстан.

Основные задачи курсовой работы:

  • рассмотреть теоретические аспекты социальной политики государства (сущность, сферы, функции и т.д.) и основные теоретические концепции государственной социальной политики,
  • исследовать международный опыт государственной социальной политики в развитых странах,
  • провести анализ основных законодательных актов Республики Казахстан, определяющих нормативное поле государственной политики;
  • проанализировать основные аспекты государственной социальной политики, такие как финансирование социальных сфер, государственные системы социальной защиты, образования и здравоохранения, кадровое обеспечение социальных сфер и т.д.;
  • определить основные проблемы реализации государственной социальной политики;
  • Выработать рекомендации по решению выявленных проблем в государственной социальной политики.

При написании работы я опираюсь на текущие исследования и аналитические работы Агентства Республики Казахстан по статистике, ПРООН, Всемирного банка и Азиатского банка развития по вопросам развития экономики и социального сектора. Используя эту основу, в курсовой работе рассматривается вопрос о том, как Республика Казахстан может улучшить государственную политику в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение и социальная защита населения. На основании данных исследований предлагаются рекомендации по реформированию социальных сфер.

В содержании работы раскрываются основные тенденция развития государственной политики в области образования, здравоохранения и социальной зашиты. Рассматриваются государственные расходы на социальные сферы в Республике Казахстан, основные законодательные акты, регламентирующие отношения в образование, здравоохранение и социальной зашиты, стратегические документы, определяющие приоритеты государственной социальной политики.

По структуре курсовая работа состоит из основных 3 глав, которые подробно анализируют как теоретические аспекты социальной политики, так и реализация государственной социальной политики в Республике Казахстан.

13 стр., 6327 слов

Анализ практического опыта социальной работы и социального проектирования ...

... и программ, и при разработке новых инновационных идей. Основные задачи: 1) проанализировать сегодняшнее состояние социальной работы с мигрантами; 2) обозначить наиболее значимые проблемы молодых ... спонсорские проекты; кредитные проекты; - бюджетные проекты. Осуществляются в рамках государственной социальной политики и решения местных задач. Такие проекты финансируются из соответствующих бюджетов ...

В первой главе курсовой работы рассматривается теоретические аспекты социальной политики государства, основные теоретические концепции государственной социальной политики, а также международный опыт государственной социальной политики в развитых странах мира.

Вторая глава посвящена основным тенденциям развития государственной социальной политики в области здравоохранения, образования и социальной зашиты населения, а также анализу уровня достаточности исполнения государственных гарантий, определенных Конституцией Республики Казахстан, специализированными законами, подзаконными и иными нормативными правовыми актами. Делается анализ основных аспектов государственной социальной политики, такие как финансирование социальных сфер, государственные системы социальной защиты, образования и здравоохранения, кадровое обеспечение социальных сфер и т.д.

В третьей главе даются рекомендации по решению проблем, обозначенных в курсовой работе. Здесь сконцентрированы выводы всех предыдущих глав.

1.1 Социальная политика как приоритет государственной политики

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика ».

Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей.

Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. Замечено, в рамках социально-экономической школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промышленный способ производства и разделение труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес так же, как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи.

2 стр., 840 слов

" Славен человек труда"

... и продолжают трудиться и днём, и ночью на благо других: и учат, и лечат, и кормят, и работают на заводах и фабриках, и в поле… Сколько пословиц и поговорок сочинил народ о труде и людях!, Землю красит солнце, а человека — труд., ...

Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне. Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества человек начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Для того чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед нами как конституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии.

Социальные права это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было, это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта.

Социальные гарантии это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права, социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы.

13 стр., 6437 слов

Социальный гуманизм политики

... гуманистические параметры, ценности и содержание политики, выступает своеобразным нравственным камертоном для всех политических, социальных и гуманитарных наук. Человеческое измерение политики нацеливает исследователей на приоритетное использование гуманистических ... Наиболее негативно оценивает политику анархизм. Политика и ее главный носитель -- государство, писал отец русского анархизма ...

Экономическое и социальное развитие общества взаимосвязано и взаимообусловлено. С одной стороны, в экономике закладывается фундамент решения социальных задач. С другой стороны, социальные факторы играют значительную роль в экономическом развитии и научно-техническом прогрессе. Активная социальная политика — важнейшая предпосылка повышения эффективности производства.

При всей очевидной взаимосвязи экономических и социальных процессов, конечной и основной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения, его благосостояния. Исходная составляющая в государственной политике — это социальная политика.

История свидетельствует о том, что прогресс в обществе достигался только тогда, когда эффективная экономическая политика сочеталась с действенной социальной политикой и социальной защитой населения. Это было воспринято капитализмом, который опытом десятилетий был подведен к тому, что выжить он сможет лишь, позаимствовав идеи и принципы социальной защищенности у стран социализма, особенно у СССР.

Независимо от общественного строя, любое государство определяет социальную стратегию, социальные приоритеты в тот или иной период развития страны. Поэтому сейчас в мире широко распространены понятия «социальная рыночная экономика», «социально-ориентированная рыночная экономика», «социальное государство», «социальная безопасность» и др.

В современном либерально-демократическом мире многие страны объявили себя (и юридически закрепили в основных законах) социальным государством.

Социальное государство стремится осуществлять гуманную социальную политику: заботиться о трудоустройстве рабочих ресурсов, правах человека, создавать доступные системы здравоохранения и образования, развитую систему социальной поддержки малоимущих слоев населения, бороться с бедностью, преступностью, предупреждать социальные конфликты.

Государственная социальная политика — одно из основных направлений внутренней политики государства. Важнейшей задачей социальной политики является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через:

  • предоставление государственных гарантий для предотвращения или амортизации последствий стихии, голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т.д.;
  • перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность;
  • регулирование образа жизни (налогами, средствами, благотворительность).
    5 стр., 2224 слов

    Социальная политика Европейского союза. Сравнительный анализа ...

    ... социальная политика Швеции и Финляндии, образующие северную модель, могут стать эталоном социальной политики Евросоюза в будущем. Заключение Итак, социальная политик стран Евросоюза базируется на принципах солидарности, субсидиарности и эффективности. Социальная политика Швеции и Финляндии ... государства) социально-страховые фонды. В целом, анализируя социальные политики разных стран Евросоюза ...

Государственные службы статистики и демографии, здравоохранения, социального обеспечения, пропаганды спорта и т.д. являются специализированными органами, осуществляющими дифференцированные направления социальной политики, и предоставляющими Правительству информацию относительно ситуаций в соответствующих сферах общественной жизни (образ жизни, его уровень и качество и др.).

В современных условиях в мировой практике принято, что государство заказывает научный анализ социального положения и разработку приоритетных направлений в подготовке социально направленных мероприятий, оценке объема финансирования социальных мероприятий, обеспечения коллективами специалистов, среди которых ключевые позиции имеют ученые: политологи, философы, демографы и др.

При разработке социальной политики встает вопрос о социальных приоритетах или социальных задачах, которые признаются обществом на конкретном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения. Этот выбор протекает на фоне и под давлением политической борьбы за гражданские права, за удовлетворение социальных нужд и требований.

1.2 Механизм реализации социальной политики

Социальную политику современного демократического государства можно выразить в следующем рисунке:

Рисунок 1 Сущность, сферы, содержание и функции государственной социальной политики.

Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

  • компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
  • элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
  • кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

  • защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  • обеспечение помощи самым бедным семьям;
  • выдача помощи на случай безработицы;
  • обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
  • развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  • проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Непосредственная цель социальной политики — обеспечить обделенным жизнью и обществом лицам и группам населения достойное человеческое существование. Конкретно эта цель в виде помощи и поддержки людям, в них нуждающимся, заключается в:

4 стр., 1528 слов

Взаимодействие и взаимовлияние социальной политики и социальной работы

... жизненной ситуации). Предмет исследования система взаимосвязи социальной работы и социальной политики: государственные ведомства и учреждения; органы местного самоуправления; внебюджетные фонды; Целью курсовой работы является изучение социальной политики, социальной работы, их взаимодействие и взаимовлияние: достижение улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение ...

  • обеспечении общественно признанных основных потребностей в питании, одежде, жилье, коммунальных, медицинских и культурных услугах,
  • помощи желающим найти работу;
  • способствовании социальной справедливости в распределении доходов и собственности.

Инструменты государственной социальной политики делятся на три группы:

  • административные, создающие рамочные условия социального порядка в стране,
  • финансовые, суть которых — в перераспределении средств в пользу социально слабых лиц и групп населения:
  • ограничение свободы хозяйственных договоров. Суть этого инструмента — во вмешательстве государства в договоры между работодателями и работающими по найму с целью защиты интересов последних.

1 . 3 Международный опыт государственной социальной политики

Анализ мировой и отечественной политической практики показывает, что особое значение, особую ценность в современных условиях приобретают такие черты государства, которые определяют его отношения с обществом, социальными группами и отдельными гражданами. Их цивилизованный характер, уважение прав человека, высокая правовая культура всех субъектов общественных отношений нашли воплощение в понятии правового, демократического государства. В мировой теории и практике государственного строительства с середины XX века в качестве его комплексной сущностной характеристики все больше утверждается понятие «социальное государство» (от немецкого Sozialstaat).

Впервые социальный характер государства официально был провозглашен в Основном Законе ФРГ в 1949 г.

В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их Основных законах соответствующих положений, в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами. Обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан установлены, в частности, Конституциями Швеции, Испании, Португалии и других стран. Эту тенденцию поддержал и ряд бывших социалистических стран Восточной Европы, стран СНГ.

Опыт зарубежных стран показывает, что успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества.

Для достижения этого уровня Казахстану необходимо учесть позитивный опыт развитых стран мира в строительстве правового, демократического и социального государства, особенно, в вопросах формирования государственной политики в области образования, здравоохранения и социальной помощи населению, как наиболее важные области социальной политики.

В области образования в 90-х годах XX века практически во всех странах Западной Европы, Америки и Азии сложились альтернативные, так называемые параллельные системы, основанные на таких приоритетах государственной образовательной политики данных стран, как достижение скорейшего высокого уровня развития экономики основанной на знаниях, квалифицированных трудовых ресурсов и человеческого капитала. Данная система исходит из принципов множественности путей достижения высшего образования. Среди наиболее распространенных:

— классический академический, характеризующийся следующей схемой: начальная школа, средняя школа, бакалавриат, специализация, магистратура с последующей возможной аспирантурой;

— профессиональный, отличающийся тем, что после завершения средней школы учащийся специализируется на определенных курсах, набирая, таким образом, необходимое количество «кредитов», позволяющих в своей совокупности претендовать на получение диплома о высшем образовании.

В зарубежном опыте национальных моделей образования великое множество. Однако среди них можно выделить базовые, на которые ориентируются все другие модели.

Основные или базовые системы образования могут быть классифицированы по следующим основаниям:

Роль государства.

Соотношение роли национальных и локальных администраций в управлении и финансировании образования.

Пропорция платности и бесплатности образования.

Соотношение элитарности и массовости.

Пропорция фундаментальности и практической ориентированности в структуре и содержании высшего образования.

По этим признакам можно выделить две системы образования — американскую (к ней примыкает японская) и европейскую (ее разновидностью с учетом полного огосударствления экономики и идеологии была советская образовательная система).

Американская система отличается существенной ролью государства в финансировании образования, но при очень высокой активности также и частного бизнеса. Школы находятся в ведении муниципальных органов, а между частными и государственными вузами существует примерный количественный паритет. В целом в финансировании образования локальные источники резко преобладают над национальными. Среднее образование в основном бесплатное, а высшее по большей части платно, но при наличии разветвленной системы помощи студентам в оплате образовательных услуг.

Сильно различается качество образования между элитарными и ординарными университетами. Очень высока степень самостоятельности в определении содержания образования, в этом отсутствует сколь ни будь существенная роль государственных учреждений.

В европейской системе — преимущественно государственное и бесплатное образование. Действует автономия университетов, имеющая глубокие исторические корни. Однако в целом уровень централизации в содержании образования гораздо выше, чем в американской системе. Значительна роль академических кругов в управлении учебными заведениями, в то время как в США эти функции ложатся в большей мере на попечительские советы. Гораздо выше, чем в американской системе уровень фундаментальности образования.

Анализ систем здравоохранения зарубежных стран показывает, что следует с большим вниманием подходить и к опыту развитых стран. Так, если в США тратят на разработку медицинской техники и технологии, новых лекарств, медицинские услуги более 1 трлн. долларов США в год -больше, чем все остальные страны мира, то Англия, Германия, Япония, Канада, Франция, где здравоохранение регулируется государством, а не только законами рынка, добились сопоставимых с США показателей заболеваемости и продолжительности жизни при гораздо меньших затратах. В США медицина является коммерческой, в ней господствуют крупные страховые компании. По заключению российской ученой Н.А. Шведовой, исторически в США наиболее распространено частное страхование. На здравоохранение в стране приходится свыше четверти той части федерального бюджета, которая выделяется на социальное обеспечение. Всего на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, трудовую подготовку, жилищное строительство направляется 50 % федерального бюджета и свыше 60% бюджетов штатов и местных органов власти. Так, если в 1980 г. затраты на здравоохранение составляли 247 млрд.долл., или 8,9 % ВВП, то в 1990 г. эта цифра выросла до 697 млрд. долл. или 12,1 % ВВП. К 1993 г. затраты несколько стабилизировались. Медицинская индустрия в США — это седьмая часть всей национальной экономики, где занято свыше 8 млн. работников. Только одна государственная программа медицинского страхования «Медикэр» служит экономическим гарантом для 37 млн. американцев — получателей медицинских пособий по ней. А свыше 130 млн. работающих американцев платят на нее налог. Хотя стоимость медицинских услуг в США постоянно имеет рост, в результате чего многие миллионы американцев не имеют страховки, а значит, гарантированного доступа к медицинским услугам, Казахстану следовало бы этот опыт учесть при внедрении обязательного медицинского страхования в стране в 2001 году.

Во всех странах же с переходной экономикой делается больший упор на более эффективное распределение финансовых средств между различными уровнями системы охраны здоровья. Если прежде значительное внимание не всегда обоснованно уделялось дорогостоящему, специализированному, больничному лечению даже на уровне простых заболеваний, то основой новой модели здравоохранения являются врачи по профилю: семейный доктор, врач широкого профиля, которого по своему усмотрению выбирают пациенты. Эта модель заключается в приоритете первичного медицинского обслуживания, при одновременном ослаблении тех связей, которые существовали в прошлом между врачами широкого профиля и местными поликлиниками или районными больницами. Поскольку семейные доктора будут выполнять роль своеобразных «фильтров» для специализированного лечения, данная модель должна обеспечить значительное сокращение расходов, а также повышение уровня гибкости и эффективности первичного и вторичного уровней системы охраны здоровья. При использовании такого подхода будут также решены задачи децентрализации предоставления услуг и обеспечения выбора врачей пациентами.

В свете острого финансового кризиса, охватившего медицинские учреждения, пациенты вынуждены выплачивать большую долю расходов на медицинские услуги из своего кармана, даже в тех случаях, когда сохраняется государственное финансирование. Плата за медицинские услуги часто вводится на нерегулярной основе, и не подкреплена законодательством. Введение платы за медобслуживание, вместе с резким ростом цен на лекарства и медтехнику, легло дополнительным бременем на плечи населения, за счет которого финансируется здравоохранение с помощью взносов медицинского страхования.

В свете вышеуказанных проблем большинство стран стремится обеспечить финансирование системы здравоохранения не по линии государственного бюджета, а с помощью либо обязательного «рабочего» страхования здоровья, которое финансируется за счет взносов работодателя и работника, либо создания «внебюджетного» счета, который пополняется с помощью направляемых целевым назначением налогов. Эти изменения соответствуют цели уменьшения роли государства как перераспределителя национального дохода; они также раскрывают хорошие перспективы значительной экономии государственных расходов и обеспечения контроля за качеством тех услуг, которые получают потребители.

К примеру, в Болгарии и Словакии, где национальные страховые компании начали свою деятельность в 1993 г., отдельные фонды стремятся облегчить создание всеобъемлющей системы «внебюджетного» социального страхования, которое финансируется за счет направляемых целевым назначением обязательных налогов. Преимущества этой системы заключаются в большей стабильности притока средств (поскольку ставки взносов определены законодательно), в отказе от использования традиционного остаточного финансирования здравоохранения за счет государственных ресурсов и в уменьшении опасности возникновения непредвиденных финансовых проблем.

В некоторых других государствах, например, в Польше, считается, что государственный бюджет является единственным надежным источником финансирования здравоохранения в периоды высокого уровня безработицы и низких доходов семей, и что только таким способом можно охватить страхованием здоровья большое число безработных, пенсионеров, людей, потерявших квалификацию и т.д.

Правительству республики следует учесть выше перечисленные опыты при определении модели здравоохранения в стране.

Для моделей социальной защиты в таких развитых странах как Швеция, Франция, ФРГ, Японии и ряде других стран характерны высокие налоги (в Швеции — до 60 % дохода) и пособия для безработных, многосемейных, больных и т.д. наряду с высоким уровнем затрат ВВП на социальную сферу.

Опыт развитых стран показывает, что надежно функционирующая сеть социальной поддержки населения, организованная правительством, предотвращает социальные конфликты в обществе.

Проблема социального обеспечения в мире с каждым годом обостряется. Основная причина этого — старение населения, связанное с некоторым сокращением рождаемости и заметным увеличением средней продолжительности жизни. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в ближайшие годы следует ожидать драматического увеличения отношения количества пенсионеров к численности населения в трудоспособном возрасте (коэффициент зависимости).

Если в 1990 г. для стран — членов ОЭСР оно было равно 21,4 %, то к 2040 г. под влиянием названных факторов этот показатель, согласно прогнозу, удвоится. Старение населения наблюдается и в США, и особенно в Японии. Эти факторы сказываются и на общих размерах пенсионных выплат, которые в европейских странах достигли весьма ощутимых величин. Так, в 1995 г. пенсионные расходы составили от 4,5 % к ВВП в Англии до 13,9 % в Италии, а в России около 6%. Поэтому во всех странах Европы осознали необходимость реформирования социальных пенсионных систем.

В большинстве развитых стран пенсионное обеспечение по степени достаточности осуществляется на трех уровнях (трехуровневая система).

Первый уровень — защита от бедности, то есть гарантия некоторого прожиточного минимума, реализуя, как правило, в виде государственной социальной распределительной системы. Здесь практически нет различий в пенсионном обеспечении в зависимости от трудового вклада, заработной платы и других показателей.

Второй уровень призван обеспечить достойную старость и рассчитан на работающих и стимулирует, а иногда и обязывает их участвовать в формировании дополнительных пенсий. Здесь возможно применение и распределительных и накопительных принципов финансирования. Со стороны государства стандартным стимулом являются налоговые льготы, предоставляемые участникам разнообразных пенсионных систем.

Третий уровень условно называется частной инициативой, где каждое предприятие и каждый человек вправе осуществить за счет собственных средств финансирование своего пенсионного обеспечения через имеющиеся пенсионные продукты страховых компаний, банков, частных пенсионных и иных фондов. Этот уровень слабо стимулируется государством.

Из трех данных уровней многие государственные пенсионные системы используют первый способ. Так, по данным доклада МОТ, из 58 государственных систем, охваченным обследованием, 44 относились к этому виду, причем в половине из них предусматривался только один источник финансирования — пенсионные взносы, которые выплачиваются работодателями, а в остальных — и самими работающими.

Наша страна перешла с 1998 года на новую систему пенсионного обеспечения, поэтому знакомство с опытом по организации работ в этом направлении в странах с рыночной экономикой представляется интересным и полезным.

2.1 Законодательные основы социальной политики в РК

Анализ развития государственной политики в Республике Казахстан в таких социально значимых отраслях, как здравоохранение, образование и социальная защита населения требует значительной теоретико-методологической подготовки в области нормативно-правового регулирования. Приоритеты финансирования расходов бюджета на нужды социальных сфер определяются основным законом страны — ее Конституцией.

Образование, здравоохранение и система социальной защиты населения — наиболее важные сферы жизни общества, влияние государства в которых очень велико. Политика государства в данной области определяет тенденции развития государства в долгосрочном периоде, поскольку именно эти сферы оказывают прямое влияние на формирование богатства человеческого капитала страны. Иными словами, степень приоритетности развития социальной сферы определяет перспективы долгосрочного роста и создания конкурентоспособной экономики.

Анализ тенденций текущего состояния и тенденций развития системы образования, здравоохранения, защиты населения невозможен без комплексного учета социально-экономических и демографических факторов. Эти факторы определяют релевантность разновидностей и форм услуг в сфере образования и охраны здоровья, а также контекст, в котором развиваются соответствующие системы.

В условиях модернизации и реформирования образования, здравоохранения и системы социальной защиты населения многое зависит от состояния нормативно-правового обеспечения данных систем и нормативно-правового регулирования, так как правовые нормы, регулирующие сложившиеся системы образования, здравоохранения и социальной защиты составляют государственную политику в дынных сферах.

Высокая значимость образования, здравоохранения и социальной помощи возводит их в ряд жизненных потребностей населения. В виду этого государственные гарантии приоритетности изучаемых сфер в Республике Казахстан определены законодательно. Конституция Республики Казахстан (статьи 28-30), а также специализированные законы, подзаконные и иные нормативные правовые акты определяют степени приоритетности образования, здравоохранения и социальной защиты.

Иерархия системы нормативно — правовых и стратегических документов представлена на рисунке 2., Рисунок 2 Иерархия нормативных и стратегических документов

2.2 Государственное финансирование развития социальной политики в РК

Государственная бюджетная система финансирования образования, здравоохранения и социальной защиты населения формируется из средств республиканского и местных бюджетов.

На период с 2004 года доля государственных расходов на социальные сферы сократилась (таблица 1)

Таблица 1 — Распределение государственных расходов по отраслям (2004-2008 гг.)

Отрасль

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1

2

3

4

5

6

Общегосударственные услуги

4,7

6,1

6,5

5,3

5,8

Оборона

3,9

4,5

4,5

4,0

4,6

Общественный порядок и безопасность

8,1

8,7

9,2

7,9

8,4

Образование

12,6

14,1

14,8

13,2

15,2

Здравоохранение

7,4

8,5

10,2

9,5

10,4

Социальное обеспечение и социальная помощь

20,9

22,7

21,1

17,1

19,6

Жилье и коммунальные услуги

2,6

3,2

5,4

6,1

6,3

Культура, спорт, туризм и информация

2,4

3,2

3,4

2,9

3,8

Топливно-энергетический комплекс

0,8

0,8

2,0

1,3

1,7

Сельское, лесное, водное хозяйство и окружающая среда

3,0

4,3

5,6

3,3

3,6

Промышленность, строительство и горная добыча

0,6

0,4

0,2

0,3

0,3

Транспорт и связь

6,0

7,7

8,1

6,1

7,5

Прочие услуги

5,4

7,5

5,6

1,7

2,3

Обслуживание долга

4,1

3,4

2,7

1,6

1,3

Официальные трансферты

13,9

1,2

0,7

19,0

9,2

Кредиты (без учета погашения)

3,9

3,9

2,7

0,0

0,0

Рассмотрим теперь государственное финансирование образования, здравоохранения и системы социальной защиты в отдельности.

Хоть доля расходов на образование в государственном бюджете падает, но постепенно растет доля расходов на образование в ВВП РК.

В целом по отрасли, используя данные Министерства финансов РК и Министерства экономики и бюджетного планирования РК, в период с 2004 по 2008 г. в среднем на образование было направлено 83 % средств местного бюджета и 17% республиканского.

Таблица 2 — Общий объем республиканского и местных бюджетов на образование (млн. тенге)

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Итого государственный бюджет

121 145

154 218

201 935

279 783

361 129

Республиканский бюджет

16 447

23 241

34 571

66249

101405

Всего местные бюджеты

104 698

130 977

167 364

213534

259724

Как видно из предыдущего анализа, к сожалению, Правительством Казахстана выделяется недостаточно средств на образование. Общие расходы на образование не превышают 3,4% ВВП. В документах Дакарского форума содержится призыв к правительствам всех стран обеспечить выделение не менее 6% ВВП на нужды образования. Однако в Казахстане бюджеты всех уровней едва покрывают расходы на социальную сферу — 80% бюджетов составляют расходы на заработную плату. На такие статьи, как содержание школ, приобретение учебного оборудования и материалов, капитальный ремонт, замена зданий школ, не подлежащих ремонту, новое строительство, выделяемых средств недостаточно.

В системе финансирования здравоохранения в последнее время достигнуты положительные результаты, основанные на принятии важных решений в рамках проведенного в течение 2004-2006 годов разграничения функций и полномочий между уровнями государственного управления.

В последние годы объем государственных расходов на систему здравоохранения, включая медицинское образование, увеличился не только в абсолютном исчислении (таблица 3).

Таблица 3 — Общий объем государственного бюджета на здравоохранение

Область

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Итого государственный бюджет

71 119

89 781

131 184

185 456

223 373

Республиканский бюджет

12 018

19 105

29 224

56 283

80 012

Всего местные бюджеты

59 102

74 112

107 074

150 316

185 783

Но и, что важно, увеличилась доля в процентах к ВВП, несмотря на значительные темпы его роста. При этом самый низкий процент к ВВП отмечается в 2008 году — 2,29%. Возможно, понижение уровня вызвано значительным ростом объема ВВП при незначительном росте расходов.

Проблемой остается то, что взятые на себя государством обязательства по предоставлению гражданам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не имеют адекватной финансовой обеспеченности. Присутствует замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами. Из-за отсутствия четкого разграничения между гарантированным объемом и медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе, сохраняется высокий уровень неформальных платежей со стороны населения в пользу медицинских работников.

Не должным образом налажен учет потребления медицинской помощи, предоставляемой в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, что способствует росту теневой экономики.

На социальную защиту ежегодно происходит увеличение расходов государственного бюджета в абсолютном выражение (таблица 5).

Таблица 5 — Общий объем республиканского и местных бюджетов на социальную помощь и социальное обеспечение (млн. тенге).

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Итого государственный бюджет

201415

239229

272333

345356

422423

Республиканский бюджет

165389

202043

232998

314709

390209

Всего местные бюджеты

36026

37186

39335

30647

32214

Рассматривая же соотношения между расходами республиканского и местных бюджетов, то можно ясно увидеть, что в основном концентрация на социальные расходы происходит в центре, т.е. являются основными бюджетными программами Министерства труда и социальной защиты.

При этом больше половины, около 66% средств всего республиканского бюджета направляются на пенсионные программы, вызванное тем, что ежегодно растет число получателей пенсионых отчисленний из республиканского бюджета.

2.3 Современное состояние государственной политики в образовании, здравоохранении и социальной защиты населения

Главными приоритетами государственной политики нашей республики, в соответствии с установками Президента страны, были и остаются развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения. Реализуемые в этих целях программы Правительства направлены, прежде всего, на сохранение занятости и повышение уровня доходов, социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения. Даже в условиях разразившегося мирового финансового кризиса государство не отказалось от соцподдержки своих граждан Сапарбаев Б. Итоги года. Качество жизни: стратегия роста//«Казахстанская правда», № 13 (25757), 20.01.09 . Напротив, принимает все меры к тому, чтобы неуклонно повышать благосостояние всех казахстанцев.

В прошедшем году расходы государства на соцобеспечение и социальную помощь составили 566,5 миллиарда тенге, что на 22,5 процента больше по сравнению с 2007 годом и в три раза выше по отношению к 2003-му. Растущее финансирование соцпрограмм позволило повысить уровень социальных выплат для всех категорий получателей. К примеру, минимальные размеры пенсионных выплат из солидарной системы (с учетом базовой пенсии) составили 12,7 тысячи тенге, средние — 18,4 и максимальные — 26,7 тысяч. При этом средние размеры за последние пять лет увеличились почти в два раза. Кроме того, около 150 тысяч человек стали получать пенсии из накопительной пенсионной системы.

Средние размеры государственных соцпособий по инвалидности от общего заболевания выросли с 4271 тенге в 2003 году до 12514 тенге в 2008-м. Дополнительным источником доходов для инвалидов — участников системы обязательного соцстрахования стали социальные выплаты из АО «ГФСС». В истекшем году их среднемесячный размер составил 4,8 тысячи тенге. У лиц, потерявших кормильца, размеры пособий на одного иждивенца достигли 11315 тенге, или увеличились более чем в два раза по отношению к 2003 году.

Восстановлены пособия для лиц, относящихся ко второму списку. В прошлом году их размер составлял восемь месячных расчетных показателей (МРП) или 9344 тенге. Более одного миллиона человек получили специальные госпособия в размерах от одного до 15 МРП в зависимости от законодательно определенного статуса той или иной категории получателей.

В два раза (до 35040 тенге) увеличены единовременные пособия на рождение ребенка, в 1,6 раза — ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (от 5840 тенге на первого ребенка до 7582 тенге на четвертого и более детей).

Данные средства получили около 350 тысяч семей.

Начиная с 1 января 2008 года, введено страхование по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. На выплаты связанных с этим пособий из АО «ГФСС» израсходовано более 25 миллиардов тенге.

Таким образом, социальные выплаты из республиканского бюджета ежемесячно и своевременно получали 4,3 миллиона человек или около трети населения страны.

Кроме того, для поддержки малообеспеченных семей местным исполнительным органам были дополнительно выделены 1,1 миллиарда тенге на оказание адресной социальной поддержки, 1,7 миллиарда — на выплату детских пособий, 3,6 миллиарда — на представление жилищной помощи. Это позволило оказать дополнительную соцпомощь более чем одному миллиону казахстанцев.

Возможности соцобеспечения и соцподдержки, в конечном счете, зависят от состояния трудовой сферы. Поэтому самой действенной социальной политикой была и остается политика занятости населения. В этой связи деятельность Министерства труда и социальной защиты населения направлена, в первую очередь, на снижение уровня безработицы и соцзащиту безработных, а также на их возращение в «пул работающих».

За отчетный период создано 238,2 тысяч рабочих мест и более десяти тысяч социальных рабочих мест; трудоустроены 216,6 тысяч человек или 87,3 процента лиц, обратившихся за содействием в данном вопросе. Завершили обучение и переподготовку 26,4 тысяч безработных, 100,7 тысяч человек приняли участие в общественных работах.

Для сокращения молодежной безработицы в большинстве регионов использовалась молодежная практика. Более сорока процентов выпускников учебных заведений, принявших участие в данной акции, трудоустроены. Проведено около тысячи ярмарок-вакансий, по итогам которых работу получили почти 27 тысяч человек.

Важная часть нашей деятельности касается предупреждения сокращения рабочих мест, а также связанных с этим увольнений. В соответствии с поручением Главы государства, Правительством создана межведомственная рабочая группа, которая анализирует динамику производства и влияет на ситуацию на рынке труда, несколько обострившуюся под воздействием мирового кризиса. Министерство совместно с Федерацией профсоюзов РК и НЭП «Союз «Атамекен» инициировало заключение меморандумов с крупными компаниями по сохранению рабочих мест и предотвращению массового высвобождения работников.

К настоящему времени подписано уже 434 меморандумов, направленных на максимально возможное использование работодателями мер, предусмотренных трудовым законодательством. Это == введение режима неполного рабочего времени; временный перевод работника на другую работу с выплатой не менее двух третей среднемесячной зарплаты по прежней работе; выплата компенсации в размере не менее пятидесяти процентов от заработной платы в случае приостановки производства и вынужденного простоя.

Итоги показательны: около 25 тысяч человек, подлежащих высвобождению на 331 предприятии, переведены на другую работу либо на неполный режим занятости, или отправлены в отпуск с выплатой компенсации, но с сохранением рабочих мест. Кроме того, для смягчения социальных последствий потери работы, наряду с адресной соцпомощью, начали использоваться возможности соцстрахования (средний размер соответствующих ежемесячных выплат превышает 22 тысячи тенге).

Еще один блок наших задач касается развития трудовых ресурсов. К сожалению, надо признать, что в настоящее время рынок труда в стране не сбалансирован: при наличии безработицы сохраняются вакансии (14-15 тысяч единиц ежемесячно).

Это связано с несоответствием качества и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы потребностям работодателей, а также с низкой трудовой мобильностью трудовых ресурсов. Не хватает, в первую очередь, квалифицированных кадров. Речь идет о врачах, учителях, инженерах, менеджерах. В большом дефиците — токари, фрезеровщики, механики, инструментальщики. Учить некому и учиться не у кого. С одной стороны, безвозвратно ушло целое поколение специалистов, с другой — слаба система профобразования.

Существующий дефицит трудовых ресурсов становится основанием для привлечения иностранных специалистов. Однако это лишь частично решает проблему. Анализ мировой практики свидетельствует о том, что решение проблемы нужно увязывать с развитием человеческого капитала и созданием необходимых условий для достойного труда. Знаковым событием в этом отношении стало проведение 22 августа 2008 года в г. Рудном (Костанайская область) с участием Главы государства международного Трудового форума по государственно-частному партнерству в формировании конкурентоспособных кадров.

Значимым направлением работы остается развитие системы социального партнерства. И здесь нельзя не отметить важность состоявшегося в январе 2008 года в г. Жезказган с участием Главы государства республиканского Форума по социальной ответственности бизнеса, на котором подписано Соглашение между министерством и социально-ориентированными бизнес-структурами по продвижению принципов Глобального договора ООН в сфере социально-трудовых отношений.

В подписанном документе определены основные индикаторы социальной ответственности бизнеса: оплата труда, его охрана и безопасность, профподготовка, переподготовка, повышение квалификации; квота приема на работу молодежи (не менее пяти процентов от штатной численности работающих), обязательное профилактическое лечение работников с расходами на одного человека не менее двадцати тысяч тенге в год; ведение прозрачного бизнеса, разработка системы и методики управления корпоративной этикой, формы социальной отчетности.

Инициированная Главой государства на форуме акция «Заключите коллективный договор» оказалась весьма продуктивной: на 1 января этого года количество соответствующих документов уже превысило сорок тысяч. Если в начале прошлого года системой колдоговоров было охвачено каждое десятое из действующих предприятий, то сейчас — каждое четвертое.

Кроме того, развитие получила практика заключения меморандумов и соглашений по соцответственности бизнеса между местными исполнительными органами и работодателями. Более четырех тысяч таких документов, появившихся с начала года, предполагают социальное инвестирование на сумму около семидесяти миллиардов тенге. А это заметно повлияет на развитие регионов в части возведения новых школ, учреждений здравоохранения, объектов культуры, спорта и соцзащиты, поддержки малообеспеченных граждан.

В целях поддержания усилий социально-ориентированного бизнеса Указом Президента республики объявлен конкурс «Парыз». Анализ материалов, представленных участниками, а это около трехсот предприятий и объединений, свидетельствует о значительном внимании соцпартнеров к сохранению рабочих мест, повышению квалификации работников, организации их отдыха, содействию в решении жилищных и иных социальных проблем.