Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа
  • Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
  • Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Глава 1. Теоретические основы изучения воображения в дошкольном возрасте

    1.1. Сущность воображения, его виды и функции

    Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение имеет огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

    Проблемой развития творческого воображения занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи. Одним из самых известных отечественных исследователей является Л.С Выготский, который создал труд по данной теме. В нем он говорит о том, что всякая деятельность человека делится на репродуктивную (воспроизводящую) и творческую.

    Репродуктивная деятельность связана с таким психическим процессом как память, органической основой такой деятельности является пластичность нервного вещества. Пластичностью он называет свойство какого-нибудь вещества, заключающееся в способности его изменяться и сохранять следы этого изменения.

    Сущность этой деятельности заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних представлений. Творческая же деятельность — деятельность человека, которая создает что-то новое и основана на комбинирующей способности мозга, т.е. на воображении, фантазии.

    Воображение — это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. [13]

    Теплов Б.М. говорил о том, что творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты [20].

    Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

    Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

    4 стр., 1736 слов

    Воображение и его роль в практической деятельности человека

    ... произвольно направлять его ход и содержание. ВООБРАЖЕНИЕ Ведения, которые являются человеку во сне или в бреду, совершенно не зависят от его ... деятельности, направленной на создание, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении предприятием. КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Аксеологический компонент представлен группой управлеческо-педагогический ценностей, которые имеют значение в ...

    От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой. [10]

    Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить, что человек не обладал бы фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Становление воображения — это опыт обретения человечности в самом широком значении слова. Прежде чем видеть устройство мира таким, как оно есть, ребенок должен попытаться вообразить это устройство. Воображая, ребенок высвобождает резервный потенциал своей психики. Воображение — это, в том числе, умение посмотреть на себя и свои возможности с позиций других людей. [17]

    Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. [10]

    Можно назвать несколько психологических качеств, лежащих в основе творческого воображения:

    • четкое и ясное представление образа предмета;
    • хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
    • способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
    • способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами. [2]

    Согласно Немову Р.С воображение может быть четырех основных видов:

    1. Активное воображение характеризируется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
    2. Пассивное воображениезаключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
    3. Продуктивное воображение- отличается тем, что в нем образ действительности сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
    4. Репродуктивное воображение- при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    Но есть и другие виды воображения — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

    6 стр., 2619 слов

    Сновидения, галлюцинации и грёзы как виды воображения

    ... но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. 2. Виды воображения 2.1 Сновидения Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до ...

    Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

    Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

    Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего с идеализируемым будущим.

    Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима.

    Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. [11]

    Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.

    Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).

    В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций:

    1. Представление действительности в образахи возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения тесно связана с мышлением и органически в него включена.
    2. Регулирование эмоциональных состояний.При помощи своего воображения человек способен, хотя от части удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
    3. Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
    4. Формирование внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
    5. Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

    С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность[11].

    1.2. Механизм творческого воображения

    Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал для постройки новых образов.

    Восприятие — это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств [5].

    Восприятие основывается на ощущениях — чувственном отображении объективной реальности, ощущения отражают лишь отдельные свойства предмета. Но восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, также его чувства и эмоции. Отражая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего [21].

    4 стр., 1951 слов

    Воображение и творческая деятельность человека

    ... работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы ... положение между восприятием, мышлением и памятью.» Рубинштейн говорит о воображении, как о процессе, протекающем в образах. Иными словами, ...

    Затем идет процесс переработки этого материала — его комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. Но полный круг механизма будет завершен тогда, когда воображение воплотится во внешних образах, начнет реально существовать в мире. Такое воображение становится действительностью. Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в процессе мышления, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. Нам следует раскрыть механизмы переработки представлений в воображаемые образы и как это происходит. Создание образов воображения проходит два основных этапа: на первом этапе происходит анализ впечатлений, имеющихся представлений на составные части. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. В первом случае эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи, во втором — этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез.

    Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающем его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Особенностью творческого воображения являются его приемы, т. е. способы создания творческих образов.

    Первый способ — агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

    Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с пальчик.

    8 стр., 3865 слов

    Тема дипломной работы Художественно-эстетическое и творческое ...

    ... и творческое развитие детей дошкольного возраста. Предметом исследования являются особенности художественно-эстетического и творческого развития детей дошкольного возраста средствами хореографии. Цель исследования: показать значение программы художественно-эстетической направленности в воспитании и творческом развитии дошкольников. Задачи ...

    Третий способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

    типизация

    акцентирование

    Основой создания любых образов является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. Синтез это есть специфическое обобщение в создании сложного, целостного образа.

    Определяя особенность творческого воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность. Конечный источник операций воображения — предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения.

    Исследовать воображение ребенка можно по нескольким показателям, которые выделил Дж. Гилфорд:

    1) Беглость (легкость, продуктивность) — показатель, который характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

    2) Гибкость — показатель, который характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

    3) Оригинальность — показатель, который характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

    4) Точность — показатель, который характеризует стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

    1.3. Общая характеристика воображения старшего дошкольного возраста

    Старший дошкольный возраст (6-7 лет) — сензитивный период для развития воображения. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими.

    Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбенированию образов . Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. [19]

    Возникновение и развитие воображения — социально обусловленный процесс и начинает развиваться у ребенка довольно рано. Оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни и проходит ряд этапов, которые детально раскрыты в работах О.М. Дьяченко:

    1) До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В 3 года воображение становится самостоятельным процессом.

    2) В 4-5 лет ребенок начинает планировать — составлять в уме план предстоящих действий.

    3) В 6-7 лет воображение носит активный характер, воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. [7]

    О.М. Дьяченко полагает, что в дошкольном возрасте у многих детей складывается устойчивое преобладание того или иного вида воображения, которое связано с определенными качествами личности ребенка. Она выделяет «Познавательное» и «Эмоциональное» воображение.

    «Познавательное» воображение наплавлено на познание в специфической форме некоторых объективных закономерностей окружающей ребенка действительности.

    «Эмоциональное» воображение направлено на решение смысловых задач, которые представляют собой, такие ситуации в жизни и деятельности детей, которые не имеют готового и однозначного ответа для своего решения и, которые требуют от ребенка большей внутренней работы по определению своего отношения к другому человеку, явлению, событию или поступку.

    О.М. Дьяченко указывает на то, что дети с «познавательным» воображением отличаются преобладанием мотивов, относящихся к внешней по отношению к ребенку действительности. Это деятельностные мотивы (потребность в игре), общественные. У детей с «эмоциональным» воображением в основном преобладают мотивы, относящиеся к самому себе, к построению и защите образа «Я». Они основаны на потребности в защите, любви, признании, стремлении к самоутверждению, самосохранению, сомообереганию и т.п.

    А.Д. Кошелевой и О.М. Дьяченко [8] установлено, что дети с «познавательным» воображением обладают, как правило, более сложившейся системой ценностей, более устойчивым мотивационным образованием, они более четко формулируют свои желания, цели и потребности. Они отличаются большей устойчивостью в планировании и организации деятельности.

    У дошкольников с «познавательным» воображением, как правило, не расходится самооценка с представлением об их оценки другими людьми. А самооценка у детей с «эмоциональным» воображением часто носит защитный характер: ребенок сомневается в своих возможностях, но хочет считать себя хорошим.

    В работе с детьми необходимо также учесть, что воображение носит аналитико-синтетический характер. А.В. Петровский [15] отмечает, что уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделить и сохранить некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасывать не существенные. Этот анализ завершается синтезом — созданием своего рода эталонов, при помощи которого осуществляется опознание тех объектов, которые при всех изменениях не выходят за пределы определенной меры сходства.

    Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи, а, следовательно, в процессе общения с взрослыми людьми. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Показательно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения и ведут к его отставанию, обеднению. [12]

    Как подчеркивал Л.С.Выготский, мощный шаг в развитии воображении совершается в связи с усвоением речи. Исследования указывают, что задержанные в своем речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии своего воображения. При помощи речи ребенок получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает и с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами. [3]

    То есть воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития. [22]

    Как уже отмечалось выше, в дошкольный период основной формой деятельности является игра. Л. С. Выготский писал следующее: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра».

    Необходимый элемент игры — воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто», — представляет свободное преобразование накопленного ребенком запаса представлений. Образ фантазии здесь выступает как программа игровой деятельности — воображая себя космонавтом, малыш строит соответственно свое поведение и поведение играющих с ним сверстников: прощается с «близкими», изображает и ракету на старте и одновременно себя в ракете и т. д. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость); сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения.

    Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. На протяжении дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения ребенка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность.

    С появлением у старшего дошкольника способности действовать по заранее продуманному плану, по замыслу (способность, которая уже формируется в игре), очень важно помогать ребенку не просто фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но самостоятельные произведения — рисунки, аппликации, выдуманные истории. Необходимо, чтобы ребенок научился доводить задуманное до конца, не отступать перед неудачей и реализовывать свои маленькие «творческие планы».

    Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения . Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из их опыта, из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно непохожую на реальность. Но так как все фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедным представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом беднее, чем у взрослого.

    И все-таки воображение играет в жизни ребенка более значительную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное — дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых.

    Повышенная эмоциональность важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

    То, что происходит в воображаемом пространстве, вызывает у ребенка самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Многочисленные детские страхи объясняются как раз силой и живостью воображения.

    В возрасте 5 лет у детей появляются мечты о будущем, но они еще ситуативны, неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Благодаря расширению опыта, развитию восприятия и памяти, образы воссоздающего воображения становятся полнее и точнее.

    Глава 2. Экспериментальные исследования дошкольников в изобразительной деятельности

    2.1. Методика проведения исследования

    Для исследования индивидуальных различий воображения в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста на базе детского сада №74 города Симферополя, ул. Гайдара,24 был проведен эксперимент.

    В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Из них были сформированы экспериментальная и контрольная группы (по 10 человек в каждой).

    Цель исследования: изучение исследования дошкольников в изобразительной деятельности

    При выполнении экспериментального исследования я использовала следующие методики:

    • методика Р.С. Немова: «Рисунок».Методика «Рисунок». В течение 4 минут детям было предложено придумать и нарисовать что-либо необычное.
    • методика «Вербальная фантазия».
    • методика «Скульптура».
    • методика рисуночного теста на интеллект

    Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

    Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т.д . Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.

    Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.

    Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5 — 10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.

    Время выполнения теста — 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15 — 20 минут.

    При тестировании дошкольников и младших школьников экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам.

    2.2. Результаты проведённых исследований

    С целью определения уровня воображения у дошкольников мы использовали методики Р.С. Немова: «Рисунок».

    Методика «Рисунок». В течение 4 минут детям было предложено придумать и нарисовать что-либо необычное. Анализ результатов показал, что в большинстве работ (16 рисунков в экспериментальной группе, т.е. 69,5% от общего числа работ, и 17 рисунков контрольной группы, т.е. 73,9% работ) слабо просматривается фантазия, не проработаны отдельные детали и элементы. Работы дошкольников не отличаются эмоциональностью и красочностью, что соответствует низкому уровню развития воображения. В остальных работах (по 6 работ в экспериментальной группе, т.е. 30,5% от общего числа работ, и контрольной группе, т.е. 26,1% от общего числа работ) можно выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей. В ходе проведения исследования данные рисунки были оценены на 5 — 7 баллов, соответствующих среднему уровню развития воображения. На констатирующем этапе исследования не было выявлено детей с очень высоким и высоким уровнями развития воображения, рисунки которых отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью, а также не выявлены работы с очень низким уровнем развития воображения, которые отличались бы лишь отдельно нарисованными штрихами. Результаты данного вида диагностики отражены в таблице 2.1

    Таблица 2.1. Результаты методики «Рисунок» на констатирующем этапе

    Группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
    Экспериментальная группа 0% 69,5% 30,5%
    Контрольная группа 0% 73,9% 26,1%

    Методика «Вербальная фантазия». Детям за одну минуту предлагалось придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе и затем изложить его устно в течение 5 минут. В ходе рассказа воображение детей оценивалось по таким признакам как скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов; богатство фантазии; глубина и проработанность (детализированность образов), впечатлительность, эмоциональность образов.

    По каждому признаку рассказ получал от 0 до 2-х баллов (0 баллов — отсутствие данного признака; 1 балл — он имеется, но выражен слабо; 2 балла — признак выражен достаточно сильно).

    Результаты работы фиксировались в таблице; в результате 10 баллов соответствовало очень высокому уровню развития воображения; 8-9 – высокому; 5-7 – среднему; 3-4 – низкому; 0-2 балла – очень низкому. Наблюдение за работой детей показало, что большинство фантазий дошкольников посвящены героям современных мультфильмов (Покемонам, Телепузикам и др.).

    Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что рассказы 6 испытуемых экспериментальной группы, т.е. 27,3% от общего количества испытуемых детей, соответствуют среднему уровню развития воображения (в контрольной группе — 7 детей, т.е. 30,4% детей от общего количества испытуемых).

    Рассказы 12 дошкольников, т.е. 54,4% от общего количества детей, соответствуют низкому уровню развития воображения (в контрольной группе — 13 дошкольников, т.е. 56,5% от общего количества детей).

    Рассказы 4 детей, т.е. 18,1% от общего количества опрошенных, соответствуют очень низкому уровню развития воображения (в контрольной группе — 3 ребенка, т.е. 13,1% от общего количества опрошенных детей).

    Результаты данного вида диагностики отражены в таблице 2.2

    Таблица 2.2. Результаты методики «Вербальная фантазия» на констатирующем этапе

    Группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий
    Экспериментальная группа 0% 27,3% 54,4% 18,1%
    Контрольная группа 0% 30,4% 56,5% 13,1%

    Методика «Скульптура». Детям был предложен набор пластилина и задание: за 5 минут смастерить поделку, вылепив ее из пластилина. Анализ результатов показал, что 11 детей экспериментальной группы, т.е. 50% от общего числа учащихся, вылепили из пластилина очень простые фигурки (кубик, шарик, колечко и т.д.).

    Им было поставлено по 2-3 балла, что соответствует низкому уровню развития воображения (в контрольной группе такие работы были у 12 ребят, т.е. у 51,2% от общего количества опрошенных).

    Трое детей экспериментальной группы, т.е. 13,6% от общего числа испытуемых, затруднились выполнить предложенное задание.

    Их уровень воображения оценен как очень низкий (в контрольной группе таких детей было двое, т.е. 8,7% от общего количества).

    Работы 7 детей (31,8%) были сравнительно простые и имели небольшое количество обычных деталей. Они были оценены на 4-5 баллов, что соответствует среднему уровню развития воображения (в контрольной группе таких работ было 8, т.е. 34,8% от общего количества).

    И, наконец, по одной работе в экспериментальной группе (4,6% от общего числа работ) и контрольной группе (4,4% от общего числа работ) отличались чем-то необычным. Они были оценены на 8-9 баллов, соответствующих высокому уровню развития воображения. Результаты данного вида диагностики отражены в таблице 2.3

    Таблица 2.3. Результаты методики «Скульптура» на констатирующем этапе

    Группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий
    Экспериментальная группа 4,6% 31,8% 50% 13,6%
    Контрольная группа 4,4% 34,8% 51,2% 8,7%

    Таким образом, анализ результатов диагностики показал, что воображение детей экспериментальной и контрольной групп находится на недопустимо низком уровне. Поэтому необходимы специальные упражнения по его развитию.

    Данные констатирующего этапа эксперимента приведены в таблице 2.4

    Таблица 2.4. Показатели уровня воображения

    Методика Сила (яркость образов) Широта (количество образов) Критичность (приближенность к действительности)
    Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
    «Рисунок» 5 14 1 4 15 1 4 14 2
    «Вербальная фантазия» 1 16 3 13 7 1 14 5
    «Скульптура» 7 11 3 5 12 3 3 17

    В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень воображения, исходя из критериев, определенных в начале эксперимента, 57 % испытуемых показали средний уровень и лишь 13% детей имеют высокий уровень воображения.

    Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний и низкий уровень воображения и нуждается в коррекции. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой.

    Для обработки результатов эмпирического исследования использовался метод ранговой корреляции Спирмена (таблица 2.5).

    В данном случае коэффициент ранговой корреляции применялся, чтобы проверить, согласованно ли изменяются разные признаки у испытуемых и насколько варьируют ранговые показатели у группы в ситуации «до» и «после».

    Таблица 2.5. Метод ранговой корреляции Спирмена

    имя Экспериментальная группа
    Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
    баллы Ранг А баллы Ранг Б d (А-В) d 2
    1 Людмила 3 5.5 5 1 4.5 20.25
    2 Эвелина 7 18.5 9 18 0.5 0.25
    3 Татьяна 4 12.5 7 6.6 6.0 36
    4 Марина 4 12.5 6 2.5 10.0 100
    5 Ольга 4 12.5 7 6.6 6.0 36
    6 Павел 5 16 8 14.5 1.5 2.25
    7 Сергей 3 5.5 7 6.6 -1.1 1.21
    8 Анна 3 5.5 6 2.5 3.0 9
    9 Дмитрий 3 5.5 7 6.6 -1.1 1.21
    10 Михаил 4 12.5 8 14.5 -2.0 4
    Итого 305.72

    Коэффициент корреляции Спирмена, вычисленный для двух параметров (в моем случае это воображение в ситуации «до» и «после» в экспериментальной группе), равен 0.771 при p=0.01, что входит в число статистически значимых.

    Таким образом, наша гипотеза о влиянии изобразительной деятельности на формирование воображения дошкольников подтвердилась.

    Проведенное изучение и интерпретация полученных результатов полностью подтвердили выдвинутую в курсовой работе гипотезу: использование развивающих заданий в изобразительной деятельности в работе с детьми дает положительную динамику в развитии воображения.

    Методика «Изучение оригинальности детских рисунков». Тест рассчитан на детей 5 лет. Тестирование может быть коллективным и индивидуальным.

    Рисуночный тест на интеллект.

    Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3 до 6 лет, в том числе имеющих сенсорные или физические недостатки. Этот тест состоит из заданий 6 видов: на определение объёма словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. По условиям теста в качестве ответов от ребёнка требуется лишь указать на тот или иной из изменяющихся вариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобразуются в показатель умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит индекс общего познания

    В данном исследовании были задействованы дети 7 лет.

    Таблица 2.6. Результаты исследования

    Группа количество баллов 100 количество баллов 70
    Экспериментальная группа 5% детей 95% детей
    Контрольная группа 10% детей 90 % детей

    Итак, в результате исследований было выявлено, что 95 % детей в экспериментальной группе и 90 % детей в контрольной группе находятся на хорошем уровне.

    Выводы

    Возможность активизации творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной обеспечивается педагогическим содействием – продуманной стратегией деятельности педагога дополнительного дошкольного образования.

    Результативность целенаправленного педагогического содействия выражается в положительной динамике готовности и способности дошкольника к творческому самовыражению в изобразительной деятельности основанных на преобладании признаков произвольно-творческого способа самовыражения.

    Дальнейшее исследование вопросов педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста может быть продолжено по следующим направлениям: проектирование технологии педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в игровой (трудовой, коммуникативной и др.) деятельности; педагогические условия развития опыта творческого самовыражения у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности; сотворческая деятельность как условие творческого самовыражения старшего дошкольника и др.

    Заключение

    Таким образом, воображение — это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. В современном динамичном мире творческое воображение является высшей ценностью, поэтому развивать ребенка в этом направлении очень важно. Для развития воображения особенно значимым возрастным этапом является дошкольное детство. Старший дошкольный возраст (6-7 лет) является сензитивным периодом для развития воображения. Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение их в активные формы деятельности (игра, различные виды художественного творчества, восприятие сказок, музыкальное образование и др.).

    Важно понимать, что воображение можно развить у ребенка, играя с ним в самые различные игры и занимаясь с ним творческой деятельностью. Взрослый должен всячески помогать детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, и в том, что самостоятельные пробы и поиски – это замечательно. Те самым взрослый будет подкреплять творческое проявление ребенка, помогать развивать ему направленное, продуктивное воображение.

    В данной работе упор сделан на изучении особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста. Даны общие рекомендации для развития творческого воображения и творческого самовыражения детей посредством творческой работы с детьми в разных направлениях: и посредством работы со сказками, и средствами музыки, и с помощью изобразительной деятельности.

    По результатам выполненной работы сделаем следующие выводы:

    Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

    Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста связаны с тем, что в дошкольном возрасте продолжается совершенствование детского организма: темпы роста детей от 3 до 5лет несколько замедляются по сравнению с предыдущим возрастным периодом, но в возрасте от 5 до 8 лет снова повышаются. Каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями как физического, так и личностного развития, и необходимо учитывать эти особенности в процессе воспитания и обучения ребенка.

    Список использованных источников

    [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/razvitie-voobrajeniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/

    1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. — 2003. — 672 с.

    2. Бушуева Л. С., Блощицина Л. П., Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников.// Начальная школа. — 2003. — № 8.

    3. Выготский Л. С., Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. / Под редакцией В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.

    4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… — М.: Линка-Пресс, 2003.

    5. Дзержинская И.Л. Особенность восприятия музыки у дошкольников. — М., 1959.

    6. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В., Психическое развитие дошкольников. — М.: Знание,1984. — 112 с.

    7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. — М., 1996.

    8. Дьяченко О.М.. Развитие воображения дошкольника. М., Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. 197с.

    9. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М., 1981.

    10. Мухина В.С., Психология дошкольника: Учеб. пособие для ст. пед. ин-тов. / Под редакцией А. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1975. — 239 с.

    11. Немов Р.С., Психология. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 528 с.

    12. Общая психология: Учеб. пособие для ст. пед. ин-тов. / Под редакцией А. Д. Виноградова. — М.: Знание, — 1976. — 267 с.

    13. Общая психология: Учеб. пособие для ст. пед. ин-тов. / В. В. Богословский, А. А. Степанов и др. Под редакцией В. В. Богословского — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 383 с.

    14. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. — Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. — 148с

    15. Петровский А. В. Введение в психологию. — М.; Из-во:Academa,1997

    16. Программа «Развитие» под редакцией Л.А. Венгера.

    17. Развивающее обучение [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

    18. Савенков А. И., Ваш ребенок талантлив. — Яр.: Академия развития, 2002. — 262 с.

    19. Смирнова Е.О., Детская психология: Учеб. пособие для ст. высших пед. учеб. завед-й. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

    20. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.; Л., 1947.

    21. Эльконин Д.Б., Психология игры. — 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.

    22. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. — М.: Искусство, 1964.