Курсовая работа развитие дошкольников

Курсовая работа
Содержание скрыть

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Определение ведущего вида деятельности дано Леонтьевым А.Н.: это деятельность, развитие которой обусловливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития. Это деятельность, в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются или перестраиваются психические процессы, происходят основные личностные изменения ребенка.

Селевко Г.К. считает что игра -это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры:

  • развлекательная;
  • коммуникативная;
  • терапевтическая;
  • самореализации;

— социализации. Исследования Коссаковской Е.А[9] по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей, показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности[16].

Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

Известный психолог Урунтаева Г.А. говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка[19].

Коссаковская Е.А. известная в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности[9].

Актуальность данного исследования связана с потребностью получить информацию о взаимосвязи особенностей детей дошкольного возраста с выбором и типажом игрушки.

В теоретической части исследования проблемы рассматривалось психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, роль игрушки в развитии личности ребенка, а также взаимосвязь игрушек и игровой деятельности дошкольников. Нами была определена необходимость тщательно подбирать игрушки для детей дошкольного возраста, исходя не только из их психолого-педагогических особенностях, но и особенностей самих игрушек.

13 стр., 6458 слов

Загадка, как средство развития умственной деятельности детей ...

... данной проблемы и обусловлена тема нашего исследования. Объектом исследования данной работы является умственная деятельность детей старшего дошкольного возраста. В качестве предмета рассматривается процесс использования загадок в развитии умственной деятельности ребенка. Цель исследования, Гипотеза исследования: ...

Дошкольники становятся более активными во всех сферах своей деятельности, что требует определенных условий подбора игрушек.

Проблема нашего исследования звучит следующим образом: при каких условиях использование игры в развитии детей дошкольного возраста будет эффективным.

Объект исследования: развитие ребенка дошкольного возраста., Предмет исследования: развитие ребенка дошкольного возраста посредством игрушки.

Цель исследования: выявление условий, при которых игрушка будет эффективным средством для детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и методические основы в развитии ребенка дошкольного возраста;

2. Дать характеристику игрушки, ее значению в формировании личности ребенка;

3. Выявить взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников;

4. Определить значение игрушки в развитии детей дошкольного возраста;

5.Описать требования, предъявляемые к игрушке;

6. Обозначить условия, при которых игрушка будет эффективным средством развития детей дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности развития детей дошкольного возраста, Дошкольное детство

Идеальной формой, с которой начинает ребенок взаимодействовать, становятся социальные отношения, существующие в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте такой формой становится мир взрослых людей[5].

По словам Даниила БорисовичаЭльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и так далее).

Противоречие этой социальной ситуации развития Эльконин Д.Б. видел в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но осуществить это он не может, поскольку жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром[19].

Ребенок еще не способен полноправно участвовать в жизни взрослых, но может выразить свои потребности через игру, так как только она дает возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него и проиграть все интересующие его роли и модели поведения.

5 стр., 2146 слов

Гигиена детей дошкольного и школьного возраста

... необходимо обращаться своевременно. Правильный уход за ребенком дошкольного возраста помогает выработать необходимые гигиенические навыки и имеет огромное воспитательное значение. Комната ребенка должна быть светлой, уютной, постоянно проветриваться ... роста и развития в подростковом возрасте. У подростков 14—16 лет за последние столетие рост увеличился на 10—20 см. Что касается вопросов гигиены, то ...

Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Л.Е. Берк в своей книге писал, что развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой[4].

Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте, — коммуникативная функция, или функция общения. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, — когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и другие.

При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи — слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация — одна из основных задач сенсорного воспитания дошкольников. В основе такого ознакомления лежит организация действий детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей каждого свойства. Эти разновидности должны приобрести значение эталонов. Выработка представлений об эталонных разновидностях свойств происходит в тесной связи с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, музыке, то есть с теми видами деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.

Развитие действий восприятия. Усвоение сенсорных эталонов — только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов. Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой, — это совершенствование действия восприятия.

В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение — единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... процессе коррекционной работы желательно научить детей приемлемым способам снятия эмоционального напряжения: 1. перенос гнева на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики, музыкальные ... групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ...

1.2 Характеристика игрушки, ее значение в формировании личности ребенка

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка — спутник жизни ребенка, источник его радости.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Игрушка — это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Мухина Валерия Сергеевна считает, что игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и так далее[12].

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В педагогической литературе Коссаковской Е.А. классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

Сюжетно-образны е игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

  • а) куклы;
  • б) фигурки людей;
  • в) фигурки животных;
  • г) предметы игрового обихода;
  • д)театральные;
  • е) празднично-карнавальные;
  • ж) технические.

Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

  • а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля;
  • б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие);
  • в) конструкторы и строительные наборы;
  • г) игры-головоломки;
  • д) музыкальные игрушки.

Спортивные игрушки .

12 стр., 5737 слов

Психология игрушки. Психология игры

... основных вопросов влияния игрушки на ребенка в современной отечественной психологии обсуждаются следующие: — исследование развивающего потенциала игрушек для познавательного и личностного развития ребенка; — возрастная отнесенность игрушек; — необходимость психологической экспертизы игрушек с целью ...

Игрушки — забавы .

Игрушки по степени готовности:

Готовые.

Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

Игрушки по виду применяемого сырья:

Деревянные.

Пластмассовые.

Металлические.

Из тканей, в том числе набивные игрушки.

Резиновые.

Из бумаги и картона.

Из керамики, фарфора и фаянса.

Из древесных материалов, папье-маше.

Из новых синтетических материалов.

Игрушки по величине:

Мелкие (размером от 3 до 10 см).

Средние (размером от 10 до 50 см).

Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

По функциональным свойствам:

Пневматические.

Магнитные.

Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

Электронные (на компьютерной основе).

Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).

Игрушкипо художественно-образному решению:

Реалистические.

Условные.

Конструктивные.

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и так далее[9].

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она — важнейшее средство психического развития дошкольника. С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей — погремушки. Взрослый показывает их ребенку, привлекает к ним внимание, старается вызывать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем. К концу первого года жизни младенец, действуя с погремушками, устанавливает первые причинно-следственные связи: теперь он понимает, что если игрушку потрясти, то услышишь звук. Озвученные музыкальные игрушки привлекают ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Он с удовольствием играет с колокольчиками, погремушками, барабанами, детскими гармошками. По мере взросления игровые действия с такими игрушками усложняются. Дошкольника уже привлекают не звуки сами по себе, он стремится извлечь какую-нибудь мелодию, включает «музыкальное сопровождение» в сюжетно-ролевые игры. Ребенок подчиняет ритму свои движения, у него совершенствуется музыкальный слух, чувство ритма. С дидактическими игрушками взрослый знакомит малыша на первом году жизни. Эти игрушки специально сконструированы в обучающих целях и построены по принципу автодидактизма, то есть заключают в себе способ их использования. К дидактическим относятся сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания. Именно взрослый открывает для малыша способ действия с дидактическими игрушками, показывает, как можно получить результат. Обычно это приведение частей и деталей в соответствие по признакам цвета, величины, формы и так далее. Поэтому особое значение использование дидактических игрушек имеет в раннем детстве, так как именно предметная деятельность в этом возрасте является ведущей. В играх с такими игрушками ребенок не только совершенствует умение действовать, но и осваивает сенсорные эталоны. В действиях с дидактическими игрушками создаются условия для проявления самостоятельности малыша, осознания им результатов своих усилий. Действия ребенка приобретают результативность и целенаправленность. Яркость, гармония цвета и формы игрушек вызывают у малыша эстетические переживания.

13 стр., 6364 слов

Роль игрушки в процесс игровой деятельности дошкольников

... игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: я считаю, что развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста зависит от грамотно подобранного игрового материала. Глава 1. Роль игрушки в жизни ребенка ...

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В раннем дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно — ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации.

Начени

1.3 Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам материала, технике исполнения, по возрастному назначению.

Игрушка важна для развития личности и мимики ребенка. Поэтому изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенказанимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки,основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинаково для всех возрастов подхода к созданию и отбора игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности[9].

Игрушка – это специальный предмет, предназначенная для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

36 стр., 17767 слов

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

... развития воображения детей (игра, рисунок и др.) одновременно выступают и материалом для его развития, поскольку нет однозначных возрастных нормативов и критериев оценки того продукта, который получается в результате творческой деятельности ребенка. Процесс воображения ...

Кукла – обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и так далее.

Игрушка по образному выражению А.С. Макаренко– «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль[11, с. 11].

Игрушка должна помогать детям изучатьокружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка развивающая умение цвет, величину предметов, их материалы и т.д. правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщения. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

К.Д. Ушинскийодним из первых обратил внимание на то, что игрушка – своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязываются к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которое само же к ним привязало». Также К.Д. Ушинский подчеркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направления развития ребенка. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке и на предметы, на людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой побуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательностьи нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний[20].

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворить потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, резиновые мячи, — развивает у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.

Таким образом, воздействие игрушек разносторонние. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность. Соответствующий их подбор.

Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Чтобы ответить на этот вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждой из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо проявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия – это действия общения. Именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой и ролевой. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание и его игровых действий.

11 стр., 5115 слов

Классификация, экспертиза и сертификация игрушек

... В данную группу включаются игрушки всех типов, как для взрослых, так и для детей. В нее также входит оборудование для комнатных игр и игр на открытом воздухе, снаряды ... конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки). Классификация игрушек по ТН ВЭД России. С точки зрения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России3604 - ИГРУШКИ пиротехнические В данную товарную позицию ...

значение в развитии дошкол

Выводы по 1 главе

Исходя из нашей первой главы, мы пришли к следующим выводам:

Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование её содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. Через детские игры постигается мир открытия дошкольного детства, влияние на развитие ребенка. Ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.Игрушки, как и игры, делятся на творческие, сюжетные, дидактические и подвижные.

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Значение игрушки в развитии детей дошкольного возраста

Существует большое разнообразие игрушек. Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются.Рассмотрим следующие виды игрушек:​ c южетные игрушки или образные игрушки. Сущность их раскрывается в прототипах (образах) предметов. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства, посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт.​ Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Как отмечает Горохова, среди них много народных игрушек: матрёшки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки. Играя с дидактическими игрушками, ребёнок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрёшку).

К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.​ Игрушки-забавы используются для развлечения детей. Они представляют собой смешанные фигурки людей, животных. Давних предшественников современных игрушек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их. Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. В часы досуга и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Также к игрушкам-забавам относятся наборы фокусов. В современных игрушках широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.​ Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Одни игрушки направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, обручи).

13 стр., 6479 слов

Народная игрушка как средство развития художественного творчества ...

... определить роль народной игрушки в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста. Объект исследования - художественное творчество детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - влияние народной игрушки на развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. ...

Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, скакалки).

Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (баскетбол, хоккей, пинг-понг).​Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх[22, с. 613-615].

Калиниченко А.В. отмечает, что музыкальные игрушки отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков и другие.​ Театрализованные игрушки — это куклы — театральные персонажи, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и другие. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребёнка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.​ Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.​ Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплексы деталей разных форм для сооружений построек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепёжных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с различными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепёжными устройствами)[7].

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Игрушки-самоделки дошкольник может изготовлять из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробочки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, жёлуди, ветки, солома, глина).

Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребёнок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.

В психологии классификация игрушки разработана Мухиной В.С.Она рассматривает игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, разделяет их на две большие группы:​ игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);​ игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки — изображения зайца, обезьяны, собаки и другие.).

В процессе общения с детьми и взрослыми замечаются некоторые взаимосвязи между характером игрушек, которыми играл ребенок, и дальнейшим его развитием вплоть до выбора вида деятельности. Условно их можно разделить на игрушки продуктивные, репродуктивные, и игрушки-друзья.К продуктивным относятся игрушки, которые позволяют создать что-то «свое», проявить фантазию. Это все конструкторы, творческие наборы, игры с большим количеством вариантов действий, стратегические игры — солдатики, например.К репродуктивным, повторяющим, относятся все бытовые ролевые игры и игрушки-имитаторы действительности, а также сборные модели и выполнение чего-либо по образцу.Таким образом, дети, предпочитающие продуктивные, созидательные игрушки более склонны к позиции лидера, у них более гибкое мышление, они не пугаются и ищут выходы из нестандартных ситуаций. Это творческие люди, и даже яичницу они могут готовить особенным способом. Дети, которым нравятся репродуктивные игрушки, отличаются лучшей адаптацией к социальным условиям.Игра оказывает большое влияние на развитие общения со сверстниками, необходимость объяснения со сверстниками стимулирует развитие речи[12].

Эльконин Д.Б. выделил в игре «реальные отношения детей друг с другом, которые являются практикой их коллективных действий».В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют сами условия игры. Одним из средств достижения таких целей является игрушка.К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками — эмоционально-практическая, где детей привлекает сам процесс совместной деятельности: сооружение построек, убегание, обыгрывание[21].

Интерес к игрушке сверстника приводит к попыткам установить определенные отношения. Содержание игровой ситуации еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловое общение с ровесниками, которое связано с развитие сюжетно-ролевой игры, которая приобретает коллективный характер. В данном возрасте дети стремятся действовать совместно, уступая друг другу игрушки, обмениваясь ими и так далее.

Как отмечает Урунтаева Г.А. в старшем возрасте главным средовом общения является речь. Игрушки остаются важными в жизни ребенка. Дети начинают конкурировать, соревноваться: кто лучше построит, кто дальше кинет и так далее.Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре, по поводу игры или игрушки, различных других предметов[19].

Требования, предъявляемые к игрушке

Современные дети окружены самыми разными игрушками, действия с которыми зачастую остаются без внимания взрослых. Вместе с тем роль игрушки в жизни ребенка очень важна и требует осмысленного руководства. Игрушка не только сопровождает игры ребенка, но является важной составляющей культуры. Общество передает ребенку в особой «свернутой форме» через игрушку как культурное орудие основные духовные ориентиры, направление движения общества.

Попова Е.В. писала, что в качестве основных вопросов влияния игрушки на ребенка в современной отечественной психологии обсуждаются следующие:

  • исследование развивающего потенциала игрушек для познавательного и личностного развития ребенка;
  • возрастная отнесенность игрушек;
  • необходимость психологической экспертизы игрушек с целью защиты интересов ребенка;
  • исследование негативного влияния отдельных игрушек на психику ребенка;
  • терапевтическая и адаптивная роль игрушек в жизни ребенка;
  • исторические трансформации игрушки и особенности национальной игрушки;
  • просвещение родителей о позитивном и негативном влиянии различных игрушек на развитие ребенка[15, с. 64].

Психологическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества с точки зрения ее роли в развитии ребенка на каждом возрастном этапе. Качество – это возможность игрушки развивать игровую активность ребенка, являться средством освоения культурного опыта, формирования познавательной сферы и личности ребенка.

В основу разработки психологических критериев экспертизы игрушки положен деятельностный подход и периодизация психического развития ребенка (по Даниилу БорисовичуЭльконину).

Игрушка как средство воспитания должна, во-первых, стимулировать просоциальные действия, а во-вторых, вызывать гуманные чувства. Соответственно, игрушка не должна стимулировать асоциальные действия и чувства (агрессивность, жестокость, насилие).

В центре Московского государственного психолого-педагогического университета под руководством Е.О. Смирновойразработаны критерии психологической экспертизы игрушки:

1) соответствие игрушки задачам возраста: например, пирамидка позволяет ребенку раннего возраста развивать моторику, координацию, знакомит с понятиями размера и формы и так далее;

2) требования к игрушке с точки зрения деятельности: – привлекательность игрушки (сенсорная либо в связи с взрослым), ее рейтинг в детской субкультуре; – доступность самостоятельных игровых действий (на это влияет прочность, качество изготовления); – наличие ориентиров, позволяющих контролировать правильность выполнения действий;

3) развивающий потенциал игрушки (заметим, что некоторые современные игры, особенно компьютерные, не дают ребенку возможности совершать развивающие действия, тем самым тормозя его развитие);

4) возможности игрушки с точки зрения вхождения ребенка в детское сообщество, ее значимость в детской субкультуре с учетом возраста и пола;

5) соответствие реальности, узнаваемость, т.к. игрушки – заместители реальных предметов, они воспроизводят предметы материальной культуры и природные объекты[16, с. 68].

В.В. Абраменкова, автор книги «Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка»формулирует следующие требования и принципы экспертизы игрушки:

  • а) медицинские и экологические требования: из чего сделана игрушка, есть ли сертификат качества, прочно ли прикреплены мелкие детали и так далее;
  • б) педагогические требования: чему научит игрушка;
  • какие разовьет умения и навыки, творческие способности и так далее;
  • в) психологические требования: что несет в себе игрушка;
  • какие чувства пробудит она у ребенка;
  • г) эстетические требования: соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармонии;

д) духовно-нравственные требования: какие ценности транслирует игрушка, способствует ли она формированию морального сознания, совести, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам?[2]

Являясь предметом культурного, исторического и эстетического значения, игрушка несет в себе большой психологический смысл и является одним из основных средств развития ребенка. Игрушка должна создавать условия для развития ребенка, оставляя при этом возможность и для самостоятельного творчества.

Главная функция игрушки, по мнению Е.О. Смирновой, заключается в активизации самостоятельной детской деятельности. Характер игрового действия, осуществляемого с игрушкой, определяет ее развивающий и образовательный потенциал. Создавая необходимые условия для самостоятельной активности ребенка, игрушка призвана стимулировать его осмысленную деятельность[17].

С. Ауэрбах в книге «Правильные игры с правильными игрушками» дает родителям и воспитателям ряд советов по выбору игрушек для ребенка любого возраста:

1. Проверьте, безопасна ли игрушка, не токсичны ли материалы, соответствует ли ГОСТу.

2. Убедитесь, что игрушка соответствует возрасту ребенка и его способностям.

3. Игрушка должна быть простой в использовании, приятной на ощупь, привлекать внимание ребенка цветом и формой.

4. Желательно, чтобы игрушку можно было использовать с разными целями.

5. Убедитесь, что игрушка способна чему-то научить ребенка, развить его творческие способности, освоить новые виды деятельности.

6. Игрушка должна помогать ребенку получать опыт положительного социального взаимодействия, в ней не должно быть насильственных и негативных аспектов[3, с. 25-26].

В этой же книге даны советы, как научить ребенка правильно пользоваться игрушками:

1. Позвольте ребенку тщательно исследовать игрушку. Не вмешивайтесь, даже если он делает ошибки, но только до того момента, пока он не начнет сдаваться.

2. Удостоверьтесь, что игрушки ребенка разнообразны. Меняйте игрушки, с которыми играет ребенок, чтобы они ему не наскучили.

3. Постоянно проверяйте игрушки, чтобы удостовериться, что ничего не сломалось и игрушка безопасна для ребенка.

4. Выделите для ребенка специальное место для игр, а игрушки храните в безопасных и удобных контейнерах или коробках.

5. Когда это необходимо, будьте для ребенка партнером по игре.

6. Если ребенок собирается играть в настольную игру, убедитесь, что он понимает правила.

Таким образом, создание и выбор игрушки для ребенка – сложный, трудоемкий процесс, объединяющий усилия инженеров, технологов, художников, физиологов, педагогов, психологов. «Для того чтобы игрушка стала действенным средством воспитания, – пишет С.Л. Новоселова, – она должна рассматриваться всесторонне и комплексно – в свете возрастных задач и различных аспектов воспитания.Для решения проблемы системности воспитания с помощью игрушки необходимо, во-первых, иметь четкое представление об основных тенденциях психического развития ребенка и, во-вторых, опираться на теорию развития деятельности ребенка, на данные о психофизиологическом и психологическом содержании микропериодов или фаз развития»[13, с. 132].

Условия, при которых игрушка будет эффективным средством развития детей дошкольного возраста

Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

  • доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
  • свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:

  • принцип дистанции позиции при взаимодействии;
  • принцип активности самостоятельности, творчества;
  • принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);
  • принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я — образ);
  • гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще недостаточно чтобы дети играли. Практика показывает, пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому воспитателям необходимо в любом виде детской деятельности предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Конечно же, не стоит навязывать своим воспитанникам игру, но и не следует оставлять ее без руководства.

Красношлык З.П. считает, что самостоятельность даже у старших дошкольников в игре относительна, игровая культура не всегда высока. Поэтому детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей. И здесь нет ничего лучше, чем самому воспитателю стать играющим партнером[23].

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Крылова Н.М. в своей программе описывает, что для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни может быть представлен иллюстративный материал — тематические альбомы с разными видами спорта, альбомы, сделанные родителями вместе с детьми о любимом виде спорта. Для накопления и обогащения двигательного опыта детей необходимо играть в валеологические игры, использовать схемы и картотеку подвижных игр. В группе должен быть ростомер для того, чтобы дети смогли спокойно подойти, измерить свой рост, сравнить свой рост с ростом друга[10].

Особое место в группе занимает «Экологическое окно», оно и украшает, и место отдыха (под ним расположен ковёр), и место решения познавательных задач (липучками прикрепляются силуэты животных).

Это дидактический компонент среды, с ним педагог проводит ежедневную работу перед прогулкой.Достоинством его является возможность применения как комплексного средства решения образовательных задач. Для формирования целостной картины мира в группе могут быть представлены книги о природе, энциклопедии, можно послушать произведения композиторов о природе, почитать стихи. В минутки тишины узнать что-то новое, поиграть в словесные дидактические игры.

Для художественно-эстетического развития надо создать зону художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, мелками, разными трафаретами.

Для развития мелкой моторики и творчества в свободном доступе должен быть пластилин, также кисти, краски, клеёнка для рисования, а чтобы дети не испачкали свою одежду, фартуки. Здесь дети рисуют, используя тематические альбомы, в которых пошагово предложены схемы рисования, лепки, оригами, а полюбоваться творчеством художников могут в уголке искусства, где представлены и картины, и предметы искусства, изделия народных промыслов. В реализуемой программе труд выступает в качестве одного из ведущих средств социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста. Несмотря на то, что он проводится в разнообразных игровых формах, оснащение данного вида деятельности является непременным условием эффективности работы в этой области. Такое оснащение включает в себя оборудование для хозяйственно-бытового труда. Эта деятельность организуется в зоне ближайшего развития преимущественно под руководством взрослого, поэтому весь материал для труда сосредоточен в специально отведённом для него месте.

Для воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в группе должны быть настольно-печатные игры, например: лото «Профессии», «Кто что делает?» и т. д., образно-символический материал с видами профессий.

Киреева Л.Г. пишет, что успешность реализации педагогического процесса обусловлена обеспечением возможности ребенка ежедневноиграть в сюжетно-ролевые игры. Для этого в группе нужны необходимые атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей. В среду вносятся игровые наборы, включающие в себя основные атрибуты. Необходимые для развёртывания таких игр, как «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и другие. Осваиваемые с помощью таких наборов игровые сюжеты постепенно включаются в организуемые игры и значительно обогащают их сюжеты. Для развития в детском саду строительно-конструктивной деятельности необходимы разнообразные наборы конструктора[8].

В группе должно быть представлено значительное количество строительного материала и многообразие его видов. Необходимость данного вида материала обусловлена его ролью в решении задач образовательного процесса, актуальностью, привлекательностью и доступностью для детей. В соответствии с требованиями программы, каждый воспитанник обеспечен индивидуальным набором настольного конструктора. Свободное, бессюжетное размещение материала позволяет детям проявлять творчество в создании конструктивных замыслов.

В процессе чтения художественной литературы в ДОУлитературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними. Здесь должен быть представлен портрет писателя, произведения которого дети читают в данный период времени, книги, иллюстрации из его произведений, герои его произведений, перо, «которым писатель писал свои сказки». В старшей группе среда обогащается новым элементом — групповой библиотекой, с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами. Необходимость введения этого элемента обусловлена задачами подготовки детей к обучению в школе: развитие познавательной мотивации, обогащение круга представлений, формирование культуры читателя. Такая библиотека создается силами сотрудников детского сада и семьи. Для восприятия художественной литературы в группе размещён уголок театрализации с различными видами театров, большой ширмой, элементами костюмов, масками, аудиокассеты с записями детских песен и сказок. Для приобщения к музыкальному искусству особое место занимает музыкальный уголокс детскими музыкальными инструментами, шумовыми коробочками, портретами композиторов, картотекой карточек для формирования чувства ритма. Для речевого развития должны быть представлены серии сюжетных картинок, алгоритмы для составления рассказов и заучивания стихов, лото, дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики: мозаика, шнуровка.

Для формирования математических представлений должен быть представлен раздаточный счетный материал, комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы, набор объемных геометрических фигур. При создании предметно-развивающей среды обязательно учитывается и региональный компонент: могут быть представлены тематические альбомы, художественная литература, карта Дзержинска, символика России, портрет президента.

В своей книге Полякова М.Н. описывает, что развивающая среда в детском саду всегда подчинена принципам:

  • трансформированности — среду можно поменять: раздвинуть столы, передвинуть ковёр.
  • полифункциональности- предмет можно использовать в разных видах деятельности.

— педагогической целесообразности- все предметы необходимы, количество их достаточно, каждому ребёнку будет, чем заняться.

  • эмоциональной комфортности- есть возможность играть, общаться, познавать, достигать успеха.

— безопасности- обязательны сертификаты на игрушки, столы и стулья должны соответствовать росту детей (есть паспорт группы), мебель прикреплена, углы у столов закруглены[14].

Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своейдеятельности.

в развитии

Выводы по 2 главе

Исходя из нашей второй главы, мы пришли к следующим выводам:

Современная игрушка бесконечно разнообразна не только по своим образам, но и по видам, соответствующим различным сторонам деятельности детей. Различают игрушку спортивную, музыкальную, печатную, техническую, конструкторы, игрушку дидактическую и, наконец, игрушку, передающую образы живых существ – людей, животных, птиц.Возраст детей, для которых предназначается игрушка, обусловливает те требования, которые к ней предъявляются как в отношении содержания, формы, характера, оформления, так и в отношении материала, из которого она сделана, и техники ее выполнения. Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные ФГОС. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому дошкольнику найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Непременный спутник жизни ребенка — это игрушка. С игры начинается становление его личности, длинный путь в большой мир. Во все времена, во всех социальных слоях, ребёнка трудно представить без игрушки. Погремушки, куклы, машинки, — с ними дети начинают познавать мир, общаться, обретать первые навыки, удивляться и радоваться. Каждый ребенок через игру познает окружающий мир, а с помощью игрушки можно привить лучшие черты ребёнка, ведь они имеют большое значение в развитии.

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша.

Игрушка как средство воспитания должна, во-первых, стимулировать просоциальные действия, а во-вторых, вызывать гуманные чувства. Соответственно, игрушка не должна стимулировать асоциальные действия и чувства.

Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

Организуя предметную среду в групповой помещении, педагоги должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально — потребностной сферы.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Таким образом, роль игрушек в жизни дошкольника велика. Игрушки способствуют развитию игровой деятельности, познавательных психических процессов, личности ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/razvitie-doshkolnikov/

1.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

2.Абраменкова В.В. Во что играют наши дети: Игрушка и антиигрушка [Текст] В.В. Абраменкова – Москва.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. -640 с.

3.Ауэрбах С. Правильные игры с правильными игрушками [Текст] – Минск.: Попурри. 2008. – 240 с.

5.Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. Выготский. — Москва.: Студия АРДИС, 2014. — 833 c.

7. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развития игровой деятельности дошкольников. [Текст]Методическое пособие. -Москва.: Айрис- пресс, 2004. — 114 с.

8.Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы[Текст] / Л.Г. Киреева // Учитель. – Москва.: 2009. – 143 с.

9.Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка // Пособие для воспитателя детского сада; под ред. [и с предисл.] С. Л. Новоселовой — 2-е изд., перераб.. — Москва: Просвещение, 1980. -119 с.

10.Крылова Н.М.

11.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. — Москва.: Педагогика 1984.

12.Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва.: Издательский центр «Академия». 2006. — 608 с.

13.Новоселова С.Л. Педагогические требования к игрушкам / С. Л. Новоселова и др. // Игра дошкольника / Л. А. Абрамян и др. [Текст]/ под ред. С. Л. Новоселовой. — Москва., 1989. — 217 с.

14.Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ [Текст] Учебно-методическое пособие. – Москва.: Центр педагогического образования, 2008.

15.Попова Е.В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста: курс лекций [Текст] / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 143 с.

16.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактичес% кого и методического усовершенствования УВП.[Текст]/Г.К. Селевко — Москва.: НИИ школьных технологий, — 2005. 288 с

17.Смирнова Е.О., Филиппова И.В., Шеина Е.Г. Игрушки наших детей. Как выбирать игрушки.[Текст] Учебно-методическое пособие. ФГОС.- Москва.:Дрофа. 2014. 352 с.

18.Смирнова Е. О., Абдулаева Е. А., Рябкова И.А., Филиппова И. В., Шеина Е. Г. Современная игрушка: психолого-педагогические проблемы // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой и Е.Г. Юдиной. — Москва.: МГППУ. — 2007. 299 с.

19.Урунтаева Г.А. Детская психология.[Текст] /Г.А. Урунтаева — Москва.: Академия, 2006. — 368 с.

в 6 т. — Москва: Педагогика, 1989. — 528 с.

Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2007. — 384 с.

22.Горохова И. В., Школьникова О. А., Новикова Л. М. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника [Электронный ресурс]// Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 613-616. — URL https://moluch.ru/archive/93/20564/свободный.

23.Красношлык З. П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.).

— Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34. — URLhttps://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3333/свободный

24.Смирнова Е. и др. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 3. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu/2008/n3/Smirnova_Salmina_Tikhanova.shtml.