Управленческие решения, методы подготовки и принятия решений в социальной работе

Курсовая работа

Успешный менеджер отличается качеством принятия управленческих решений, основные критерии при этом — результативность и эффективность. Результативность принятия управленческого решения определяется тем, насколько оно соответствует стоящей перед менеджером задаче и, как он решает её. Принятие управленческих решений это ключевая компетенция управленца, это процесс предполагает определенную этапность и системный подход.

Эффективные управленческие решения – залог повышения эффективности всего общественного производства. От того какие решения мы принимаем, напрямую зависит, какие результаты мы получим.

Собственно, как самостоятельная отрасль менеджмента, дисциплина «управленческие решения» выделилась относительно недавно, это связано с рядом факторов. Ежедневно мы принимаем огромное количество различных решений. Некоторые из них не имеют какого-либо глобального значения в нашей жизни, некоторые достаточно значимы, порой мы, не задумываясь, совершаем какие-то поступки, порой, решаемся очень долго. Но в любом случае, мы сами всегда несём ответственность за совершённое. А если мы несём ответственность при принятии этих решений за кого-то (коллектив, персонал, семья, друзья), то и ответственность гораздо выше.

Именно для того, чтобы оправдать ответственность, научиться принимать наиболее правильные и эффективные решения в сфере бизнеса, управления людьми, потоками, и была выделена в самостоятельную отрасль наука о принятии управленческих решений.

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Актуальность данной темы объясняется тем, что от правильно выбранного управленческого решения зависит успех деятельности и эффективность работы организации.

13 стр., 6320 слов

Психологические особенности принятия управленческих решений в организации

... решение. Важно при принятии управленческого решения учитывать психологические особенности данного процесса. Целью курсовой работы является изучение психологических аспектов и особенностей принятия управленческих решений. Объектом исследования являются психологические особенности принятия управленческих решений в организации. Предмет исследования - сплоченность принятия управленческих решений ...

Объектом работы является процесс принятия управленческих решений, а предметом управленческие решения.

Цель данной курсовой работы – проанализировать процесс принятия управленческих решений.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность, виды, эффективность управленческих решений;

2. Изучить методы принятия управленческих решений;

3. Рассмотреть процесс принятия управленческих решений в ГУСО «Красногвардейский комплексный центр социального обслуживания населения» Ставропольского края;

  • Задачи данной работы определили ее структуру. Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы состоящий из 32 источников.

Теоретическую базу исследования составили труды М.В. Акатовой, И.Н. Кабушкина, Р.А. Набиева, Т.Ф. Локтевой, Е.А. Репиной.

Методы, использованные при исследовании: анализ документов, сравнительный анализ и другие.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Основу процесса управления составляет управленческое решение, под которым понимают приоритетный вид труда менеджера, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач. [26;20]

Классифицируют управленческие решения по различным основаниям. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в обстановке определенности, риска (неопределенности).

(Некоторые авторы рассматривают решения, принимаемые в условиях риска и неопределенности, раздельно.)

В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив.

В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

В данном случае важное значение имеют собственная культура, ценности и традиции организации. Сотрудники подвергаются воздействию культуры организации и поэтому не рассматривают варианты решений вне ее.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

  • по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;
  • по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;
  • по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
  • по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения;
  • по сложности: простые и сложные;
  • по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.

Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.

Алгоритмические — предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу. [19;195]

4 стр., 1778 слов

Психологические аспекты принятия управленческих решений

... реферата является анализ психологических аспектов принятия управленческих решений. Задачи: 1. Провести анализ литературы по данной тематике. 2. Рассмотреть феномен управленческого решения. 3. Проанализировать психологические особенности процесса принятия управленческих решений. Предмет исследования: процесс принятия управленческих решений. Объект исследования: руководитель в процессе принятия ...

Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.

Организационное решение — это выбор, который должен вделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

Организационные решения можно разделить на две группы:

1) запрограммированные;

2)незапрограммированные.

В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения — это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу запрограммированных можно отнести решения по следующим вопросам: какими должны быть цели организаций? как улучшить продукцию? как усовершенствовать структуру? и т.п. [19;195]

На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или запрограммированными в чистом виде. По сути, процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом.

В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать, как делать, кому поручить работу, для кого делать, где делать, что это дает.

Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, — спорные и неодинаково решаются менеджерами. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.

Классический подход к принятию управленческого решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий (рис. 1).

Рис. 1. Составные элементы процесса принятия управленческих решений

1. Постановка проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, т.е. в определении симптома «болезни», изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения.

Таким образом, процесс постановки проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.

Обнаружение проблемы — это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают в себя личный обзор и анализ информации общественное мнение и т.д. Мнение других менеджеров и подчиненных тоже является важным источником при обнаружении проблемы.

3 стр., 1470 слов

Психологические проблемы организации инновационного процесса

... 1.3 Психологический барьер по отношению к нововведениям Важным психологическим моментом, способным затормозить инновационный процесс, а ... принятия решений. Наиболее значимые элементы описания проблемной ситуации основные симптомы и условия ситуации (например, прогулы, текучесть, невыполнение приказов — это симптомы более глубоких проблем); сущность проблемы; возникновение и развитие проблемой ...

Оценка проблемы — это установление ее масштабов и природы тогда, когда проблема обнаружена. Определение масштабов проблемы не означает нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке размера средств для ее решения и степени ее серьезности.

2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.

Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений. Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы. Т.е. целесообразно выявить все возможные действия, устраняющие причины проблемы.

3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.

4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т.е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано).