Психология беременности

Курсовая работа

Образ матери в культурном наследии многих народов считается высшим воплощением женского начала. Более того, в христианском мире, к которому по праву принадлежит и наша страна, на протяжении столетий сформировалось особое отношение к материнству как важнейшей духовно-нравственной ценности, достойной почитания и прославления.

Психологи убеждены, что беременность и роды совершают настоящее перерождение женщины. Эмоции буквально захватывают будущую маму в плен. Знание их природы – путь к радости освобождения и к счастливому перерождению.

Психология материнства изучает аспекты психологической готовности женщины к материнству: общей зрелости личности, адекватности возможных моделей материнского отношения к ребенку, мотивационной готовности к рождению и воспитанию детей, сформированности материнской компетентности, сформированность материнской сферы.

Таким образом, материнство понимается как осознанная потребность в рождении, воспитании детей, предполагающее эмоционально-ценностное отношение к ребенку как объекту любви и заботы.

Ввиду вышесказанного, темой нашей работы была выбрана «Психология беременности».

Актуальность нашего исследования определена следующими факторами.

Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнствования и материнствования несовершеннолетних; при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей; в филогенетическом аспекте. Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери, разрабатываются опросники, выявляющие отношения родителей к неродившемуся ребенку, изучаются факторы, влияющие на материнское поведение.

Несмотря на слабую изученность проблемы пренатального развития, предпринимаются попытки организации пренатального воспитания в русле идеологии психоанализа и трансперсональной психологии [7, с.24].

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. Чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с развития психических ... человеку, группе людей или животному; агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (Реан, 1999). Майерс (1998) различает два типа агрессии: враждебную ...

При всем разнообразии подходов к изучению «материнствования» систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребенка не проводилось. Поэтому вопрос о ведущих факторах, обеспечивающих эту связь, остается открытым.

Объект исследования – материнство как психологический феномен.

Предмет исследования – отношение женщины к беременности.

Цель работы – изучение отношения современных женщин к беременности .

Для достижения цели исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть различные подходы к пониманию материнства;

— охарактеризовать развитие и содержание материнской сферы;

— определить смысловое переживание материнства;

— проанализировать формы и значение взаимодействия матери и плода в период беременности.

Методы исследования:

  1. метод теоретического анализа
  2. описательный метод

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.

1.1 Различные подходы к пониманию материнства

Родительство представляет собой сложное образование, включающее отцовство и материнство, но, как подчеркивают исследователи в данной области (Э.Р. Алексеева, Т.А. Гурко, М.О. Ермихина, И.С. Кон, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих), не сводится к их простой совокупности : родительство находится на более высоком надличностном уровне определения, тогда как отцовство и материнство, в первую очередь, являются качественными характеристиками отдельной человеческой личности.

Как отмечает Р.В. Овчарова, «родительство — многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: как сложное комплексное субъективно-личностное образование и как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, то есть включает двух человек — отца и мать» [24, с. 41].

Таким образом, отцовство и материнство могут изучаться отдельно друг от друга как понятия, относящиеся к личной сфере конкретного человека, или как целостные социально-психологические явления, или же как базовые составляющие феномена родительства.

В современной психологической и социологической науке достаточно широко распространилось изучение материнства (Э. Бадинтер, Л.А. Дубисская, М. Мид, Р.В. Овчарова, Т.В. Рябова, Н.Л. Пушкарева, Т.В. Скрицкая, С.Г. Фатыхова, Г.Г. Филиппова, Е.В. Шамарина и др.) и отцовства ( Т.Б. Беляева, Ю.В. Евсенкова, Е.В. Кричевская, И. Кон, И.В. Рыбалко и др.) как отдельных явлений. Причем по сложившемуся мнению (Е.В. Кричевская, Р.В. Овчарова) [17, с. 57-58], проблемы материнства по сравнению с отцовством изучены более подробно.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

Однако в последние годы набирает силу тенденция целостного подхода к изучению отцовства и материнства в рамках психологии и социологии родительства. Это работы Н.В. Богачевой, О.В. Глезденевой, А.В. Гумницкой, С.Ю. Девятых, М.О. Ермихиной, Н.П. Мальтинниковой, Е.А. Нестерова, Р.В. Овчаровой, Е.Г. Смирновой и др.

При этом отцовство и материнство как составляющие родительства с точки зрения данных исследователей понимаются как феномены, имеющие индивидуальную, гендерную и социальную обусловленность.

На гендерные стереотипы поведения матери и отца в семье указывает в своих работах И. С. Кон, отмечая, что соотношение материнства и отцовства нельзя понять вне связи с половым диморфизмом [9, с. 144]. Об этих же различных проявлениях отцовского и материнского отношения к ребенку пишут А.И. Антонов, С.И. Голод, Е.П. Ильин.

Основываясь на двух компонентах гендерной специфики родительского поведения: эмоциональном и поведенческом [9, с. 147], рассмотрим основных характеристики материнского и отцовского отношения к ребенку.

Согласно Э. Фромму, главное значение материнской любви заключается в ее безусловном характере, который проявляется в том, что мать всегда любит своего ребенка, каким бы он не был: здоровым или больным, успешным или безуспешным, красивым или некрасивым и т.п. Любовь же отца носит обусловленный характер: она может быть заслужена или временно утеряна — в этом проявляется такие качества отцовской любви, как разумность и рациональность. При этом отцовская любовь зависит от социальных причин (культурные особенности, социальные нормы и др.) [37].

Одним из наиболее интересных с точки зрения онтогенеза человека и сложных для изучения является исследование психологического влияния взаимодействий на уровне Мать – Ребенок во внутриутробный период и при родах. Этими вопросами занимаются две молодые и быстро развивающиеся области психологии – пренатальная психология и психология материнства.

Пренатальная психология – новая отрасль психологичес­кой науки, изучающая закономерности психического развития плода на ранних стадиях онтогенеза и его последующее влияние на жизнь человека. Развитие пренатальной психологии стало возможным благодаря научным открытиям в области нейрофизиологии мозга, достижениям в области медицины и техники, которые позволили изучать условия жизни в матке и непосредственные реакции плода на разные стимулы. Импульсом к развитию пренатальной психологии послужил также фактический материал, накопленный в психологической и психотерапевтической практике [36, с. 78-81].

14 стр., 6766 слов

Характеристика потребностей женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации

... потребностей женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социальной помощи; охарактеризовать технологии социальной работы с женщинами, находящимися в трудной жизненной ситуации; разработать рекомендации для специалиста по работе с женщинами, находящимися в ... материнства как социальной функции [18,4]. Эти положения отражены в Конституции РФ. Конституция РФ предусматривает участие женщин в ...

Психология материнства – одна из наиболее сложных и малоразработанных областей современной науки, изучающая особенности формирования и проявления отношения матери к ребенку. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным числом сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и недостаточной разработанностью программ социальной и психологической помощи семье и, в первую очередь, женщине [30, с. 74].

Исследователь гендерного поведения Маргарет Мид пришла к выводу, что “материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их” [22, с. 181].

Понятие «материнство» является фундаментальной категорией социально-психологического знания, раскрывающего сущность поведения человека в семье и обществе. Социально-психологический подход (Т. А. Гурко, М. О. Ер-михина, Р. В. Овчарова, В. А. Рамих) к пониманию данного феномена, сформировавшийся в отечественной науке, базируется на изучении материнства как интегрального психологического образования личности, включающего специфические социальные (родительские) роли и нормативные предписания культуры.

С точки зрения данного подхода, материнство — это не только осознаваемая женщиной потребность в рождении, воспитании детей, предполагающая эмоциональноценностное отношение к ребенку как объекту любви и заботы (психолого-личностный аспект), но и социальный феномен, обусловленный ценностью материнства в данной культуре (психолого-социальный аспект).

Именно на эту психолого-социальную обусловленность материнства указывает целый ряд исследователей (Э. Бадинтер, Л. А. Дубисская, И. Кон, М. Мид, В. С. Мухина, Т. В. Рябова, Н. Л. Пушкарева, Т. В. С криц ка я, С. Г. Фатыхова).

Так, Т. В. С криц ка я отмечает, что «общественные ценности и нормы оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения» [21].

Известный психолог В. С. Мухина также рассматривает материнство в качестве культурного феномена, «смысл и значение которого может меняться вместе с культурой» [31, c. 35].

Следовательно, значение ценности материнства в системе жизненных ориентаций россиянок (в том числе и представительниц научной сферы) в определенной степени зависит от отношения всего общества (уважительного или пренебрежительного) к ценности материнского труда.

1.2 Развитие материнской сферы

Одним из важнейших аспектов личности женщины является материнская идентичность и материнство. В последнее время в психологии возрастает интерес к исследованиям материнской сферы, что обусловлено, с одной стороны, значимостью роли матери в формировании личности ребенка, а с другой — важностью материнства как составляющей личности женщины, ее гармоничной идентификации и самореализации.

12 стр., 5906 слов

Психологическая готовность к материнству

... раскрыть понятие «психологическая готовность к материнству» и определить его составляющие; 2) исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей; 3) подобрать, методический инструментарий для измерения психологической готовности к материнству; 4) провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных ...

В современных исследованиях по данной тематике разрабатываются разные аспекты проблемы материнства: психологический компонент гестационной доминанты, стадии и этапы формирования материнства в онтогенезе , особенности материнско-детских отношений и их динамика [4, c . 31-32].

Все чаще появляются работы, в которых материнство рассматривается как детерминанта раннего развития ребенка (теория привязанности, теория холдинга), как составляющая личности женщины, актуализация которой является одним из показателей сформированной гендерной и полоролевой идентичности [13, c . 75].

Психологическая готовность к материнству является достаточно сложным личностным образованием, не сводимым к дихотомической модели «готовность-неготовность».

В результате анализа существующих научных данных было выделено четыре типа готовности к материнству:

1) отсутствие психологической готовности к материнству (отказ от материнства);

2) готовность к функциональному материнству;

3) готовность к ретрофлексивному материнству;

4) готовность к нуминозному материнству [6, c . 37].

Материнский инстинкт – это не инстинкт в своем настоящем биологическом значении. Это поведение женщины, включающее в себя удовлетворение следующих материнских потребностей: потребность во взаимодействии с ребенком, потребность в заботе и охране и потребность в материнском чувстве.

Потребность во взаимодействии с ребенком – самая первая, и именно на ней базируются остальные. При удовлетворении данной потребности женщина испытывает удовольствие и другие приятные переживания. Их можно получить как в непосредственном общении с ребенком, так и в процессе ухода, кормления, воспитания и т.д.

Потребность в заботе и охране – это желание кормить, ухаживать и охранять свое дитя от внешней угрозы и опасных последствий его собственной активности. Обычно женщина учится таким вещам у своей матери или наблюдая заботу других мам о детях. Однако некоторым вещам, например, грудному вскармливанию, невозможно научиться заранее, поэтому такие действия обычно носят врожденный характер.

Потребность в материнстве – самая сложная. Женщина задумывается и анализирует свои состояния и переживания. Это особое, так называемое “материнское чувство”. Оно возникает благодаря мыслям женщины о будущем ребенке, его образу, семейным и культурным моделям материнства и собственному опыту. Все эти потребности, как и вообще материнский инстинкт, женщина может удовлетворить лишь благодаря появлению ребенка на свет. Как вы уже, наверное, поняли, ребенок для каждой мамы – это не просто ребенок, а совершенно особенный феномен. Он способен лишь одним своим присутствием в поле зрения женщины вызвать самые нежные чувства. За счет чего это происходит?

27 стр., 13168 слов

Девиантное материнство в современном родительстве

... женщин: особенности личностного развития, привязанность к матери, материнская компетентность и т. д.; проблемы поздней беременности, психологического бесплодия, психотерапия и психокоррекция. Девиантное материнство ... об искаженном формировании материнской сферы, несформированной мотивации материнства и несерьезном, детском отношении к беременности у девушек подростков ожидающих ребенка. В связи с ...

Внешний вид и физические особенности малыша. Ни для кого не секрет, что младенцы обладают особенным запахом – некоторые женщины очень чутко реагируют на него вспышкой материнского инстинкта. И уж конечно, мало кто способен устоять перед пухленькими ножками и ручками, большими распахнутыми глазками и нежной кожей!

Особенности поведения. Дети ведут себя совершенно особенным образом – они замедленны, неловки, неприспособлены к самостоятельной жизни, а их движения плохо координированы. Но именно все эти их странности во многом возбуждают в женщинах материнский инстинкт, особенно потребность в заботе [20, c . 63].

Результаты поведения и деятельности детей. К ним относятся кряхтение, звуки удовольствия, сопение, пускание слюней, особые прикосновения, звуки, выражения лица, бурные и непосредственные реакции, игривость, криво собранные пирамидки, размазанные по листу краски и прочие-прочие результаты детской жизнедеятельности. Если бы так себя вел взрослый, мы бы разозлились; однако детское поведение вызывает у нас восторг и умиление.

Материнский инстинкт и его проявления своеобразны и постоянны у каждой женщины, однако меняются для разных детей. К моменту рождения ребенка у матери есть комплекс, состоящий из знаний и умений по уходу за детьми, переживаний и отношений, связанных с ними, потребности в них, их ценности и значения для женщины. Все это обозначается понятием “материнская сфера”. Именно ее зачастую в быту называют материнский инстинкт.

В своем становлении материнская сфера проходит ряд этапов:

1. Взаимодействие с собственной матерью

Оно начинается, когда будущая мама находится в утробе собственной матери, и продолжается практически всю жизнь. Благодаря взаимодействию с собственной мамой, женщина понимает эмоциональный смысл материнско-детского общения, ухода за детьми, закладываются ценности детства, возникает эмоциональная основа для будущего стиля взаимодействия с ребенком.

2. Развитие материнской сферы в играх

Материнский инстинкт активно развивается в те моменты, когда будущая мама играет в семью и в дочки-матери с куклой-младенцем . Кукла является моделью младенца; таким образом девочка отрабатывает на ней основы ухода за ребенком.

3. Нянчанье

Будущая мама нянчится с малышами, за счет чего, помимо освоения некоторых навыков обращения с ребенком, у нее появляется к нему живой интерес и положительное эмоциональное отношение. Именно на этом этапе впервые закладываются ценности материнства и ценность ребенка как такового. Очень важно наиграться в няньки до полового созревания, т.к. впоследствии происходит некоторое соединение материнской сферы и сферы сексуальных переживаний.

4. Взаимодействие с собственным ребенком

Именно в этот период проявляется весь тот опыт, которые женщина успела накопить за свою жизнь. Этот этап начинается с осознания своей беременности, которое может сопровождаться как тревогой или отрицательными эмоциями, так и спокойствием, радостью, а чаще всего двойственными чувствами. Далее становлению материнского инстинкта способствуют шевеления малыша, которые женщина должна ощутить без тревоги или раздражения.

8 стр., 3655 слов

Психологические аспекты материнства

... материнство, как психосоциальный феномен, рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины. Рассмотрим эти исследования подробнее. МАТЕРИНСТВО КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В этих исследованиях материнство ...

Потом следуют роды, которых многие женщины боятся. Наиболее оптимальное отношение к родам описывается формулой “роды – это трудная и творческая работа”. После того, как малыш родился, у женщины формируется собственный эмоциональный настрой на уход за ребенком. Он очень сильно зависит от тактильного контакта с малышом и включает в себя первые реакции тревоги и опасения за ребенка, привыкание к нему и его особенностям, появление удовольствия от прикосновений к нему и переход его в “ласковую осторожность” [21, c . 65-68].

Далее появляются уверенность в движениях. У ребенка возникает привязанность к маме, которая тоже активизирует ее материнский инстинкт. Например, он обычно радуется ее приходу больше, чем другим людям. Мама разделяет с ребенком радость от его открытий мира и активности в нем.

Постепенно у женщины складывается стиль материнского отношения к ребенку. Как правило, он может быть тревожным, адекватным (отношение к ребенку как к полноценной личности, симпатия и настроенность на него), отстраненным, неустойчивым или эмоционально-холодным. В случае адекватного отношения у матери все больше и больше усиливается интерес к своему ребенку, она проводит с ним много времени, особенно в играх.

К сожалению, не каждая женщина готова стать мамой. Причина, по которой может пропасть материнский инстинкт – отсутствие желания стать матерью. Однако она не единственная. Желание родить малыша, безусловно, важно для ощущения готовности к материнству, однако его недостаточно. Появление ребенка – это очень серьезное событие, и отнестись к нему надо гораздо более ответственно, чем к поступлению в институт или покупке машины. Однако не стоит забывать, что некоторые вещи появляются уже после рождения ребенка, и их недостаток с лихвой компенсируется любовью к малышу. Рассмотрим, какие же еще качества считаются необходимыми для будущей мамы.

Личностная зрелость. К ней относятся ощущение себя женщиной, способность к принятию важных решений, умение делать выбор, принятие ответственности за свои действия, умение устанавливать близкие и теплые отношения, независимость, способность к сочувствию, совместной деятельности, способность жить настоящим, творческие способности, интерес к развитию себя и других людей, способность получать удовольствие от жизни.

Адекватное представление о ролях матери и отца в семье, о том, что они должны делать, правильные установки в отношении воспитания и контакта с ребенком. Очень важно наличие правильных мотивов к родительству. Например, желание завести ребенка, чтобы удержать мужа – это неконструктивно, а вот появление малыша как продолжение вашей с мужем любви – это уже ближе к истине.

Правильное отношение к ребенку. Психологи описывают 3 типа ценности ребенка: эмоциональная (положительные переживания у матери во время общения с ребенком), повышенно-эмоциональная (эйфория или чрезмерная концентрация на ребенке всей привязанности при отсутствии в жизни матери других людей), замена самостоятельной ценности ребенка на другие (ребенок придает матери статус,избавляет от страха одиночества в будущем и т.д.).

5 стр., 2468 слов

По коррекционной педагогике Роль семьи в воспитании детей с нормальным ...

... среда семейных микрогрупп. ^ Особенности воспитания единственного ребенка в семье На этот счет существует две ... психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка ... первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого ... матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в ...

Материнская компетентность. Это чувствительность к ребенку, способность понимать состояние детей, гибкость и способность подстроиться под индивидуальный ритм ребенка, наличие знаний об особенностях детского возраста, наличие некоторых навыков воспитания.

Сформированность материнской сферы. Для того чтобы быть готовой стать матерью, женщина должна пройти через все этапы становления материнской сферы, в результате чего у нее возникают понимание ценности ребенка, особое теплое отношение к нему, потребность в нем, а также приобретаются навыки ухода за малышом.

1.3 Содержание материнской сферы

Идея субъектности матери и ребенка ярко воплощена в концепции материнства Г.Г. Филипповой. Материнство при этом рассматривается не только как условие для развития ребенка, но и как особая потребностно-мотивационная составляющая психологии женщины, формирующаяся на протяжении всей жизни. Г.Г. Филипповой в содержании материнской сферы выделяются три блока:

  • Потребностно-эмоциональный блок представлен поэтапным развитием потребности в эмоциональном контакте с ребенком, потребности в его охране и заботе о нем и потребности в материнстве, возникающей на основе рефлексии матерью своих переживаний;
  • операциональный блок, состоящий из операций по уходу и операционального состава общения с ребенком, имеющий специфическую эмоциональную окраску, которая придает операциям стилевые характеристики: осторожность, мягкость, бережность и т.п., специфику вокализации и мимики;
  • ценностно-смысловой блок, включающий отношение к ребенку как самостоятельной ценности, а также ценность материнства как состояния «быть матерью» [33, c. 44-47].

Одной из основных особенностей материнской сферы человека, по мнению Г.Г. Филипповой, является не фиксированное эволюционно, а прижизненно формирующееся наполнение ценностно-смыслового блока, потребностей и способов их удовлетворения. В этом отношении можно говорить о конкретно-культурной модели материнства – как содержании всех блоков материнской сферы женщины, которая ориентирована на развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типа индивидуальной материнской сферы в свою очередь обеспечено различными средствами (модели семьи, материнства и детства, традиции, система семейного и общественного воспитания и т.п.) и может быть описано как «онтогенетический путь к модели» [34, c. 117-118].

Ниже рассмотрим данные блоки более подробно.

8 стр., 3824 слов

Пренатальная связь матери и плода

... будущей матери. Беременность есть естественный, требующий повышенного внимания процесс, предполагающий духовное возвышение женщины в интересах ребенка и всего общества. Во время перинатального периода развития ребенок живет ... факторы, играющие роль в воспитании плода еще в утробе матери. К ним относятся: сенсорные (от лат. sensus -чувство, ощущение.) способности плода (изучаются специалистами ...

Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом — носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального блока происходит поэтапно и включает образование эмоциональной реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта деятельности — ребенка как носителя гештальта младенчества, динамику отношения к онтогенетическим изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие потребности в охране и заботе, приобретение ею статуса функциональной потребности, а также возникновение потребности в материнстве на основе рефлексии своих переживаний.

Операциональный блок. Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операциональный состав общения с ребенком. Последние являются самостоятельным предметом исследования в теории социального научения. Особенностью этих операций, помимо их инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая придает самим операциям специфические стилевые характеристики, соответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности: осторожность, мягкость, бережность и т.п., специфику вокализаций и мимики.

Ценностно-смысловой блок. Включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как состояния «быть матерью». Последнее также включает в себя соответствующую внешнюю модель. Ценность материнства, в свою очередь, связана с рефлексией своих переживаний при осуществлении материнских функций и участвует в формировании потребности в материнстве.

Одной из основных особенностей материнской сферы у человека является не фиксированное эволюционно, прижизненно формирующееся наполнение ценностно-смыслового блока, потребностей и способов их удовлетворения. В этом отношении можно говорить о конкретно-культурной модели материнства — как содержании составляющих всех блоков материнской сферы женщины — которая ориентирована на развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типа индивидуальной материнской сферы в свою очередь обеспечено различными средствами (модели семьи, материнства и детства, традиции, система семейного и общественного воспитания и т.п.) и может быть описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает наличие материнских функций и их соответствие конкретной культурной модели.

Ситуация в современном обществе может быть охарактеризована как «потеря пути к модели» материнской сферы (разрушение межпоколенных связей, потеря традиций и т.п.), сочетающаяся с расширением и неоднозначностью содержания самой модели личности взрослого субъекта.

В настоящее время наблюдается тенденция поиска нового «пути к модели» материнской сферы, основанная на осознании как потребностей самой матери, так и особенностей психического развития ребенка. Это выражается в повышении запроса родителей на квалифицированную психолого-педагогическую помощь в освоении своих родительских, и, в частности, материнских, функций. Подобная помощь в нашей стране только начинает свое развитие.

2.1 Смысловое переживание материнства

Материнство рассматривается как уникальная ситуация развития самосознания женщины, вводится понятие «смысловое переживание материнства» для обозначения новообразования в сфере самосознания женщины.

Согласно диалогическому подходу в самосознании всегда присутствует «Другой» как онтологическое его основание. На этапе материнства «Другим» становится ребенок. Ожидание и рождение ребенка является для женщины новой социальной ситуацией развития, в качестве единицы ее анализа нами избирается переживание, в котором даны «с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой — сказываются особенности развития моей личности» [36, c . 41]. Переживание в таком его понимании позволяет точнее, чем любые другие понятия, подойти к акцентированию сущности материнства, в котором взаимно переплетены две основные составляющие: пространство развития отношений матери с ребенком во внешней среде и пространство внутреннего мира женщины. Следуя далее за Л.С. Выготским, который предложил термин «смысловое переживание» для обозначения процесса понимания, обобщения переживаний, способности осмысленно ориентироваться в них, мы вводим это понятие в область исследования материнства для анализа особой деятельности смыслостроительства, осуществляющейся во внутреннем диалоге матери. В процессе этой деятельности происходит развертывание и развитие смысловых позиций, которые отражают переживание матерью отношений с ребенком в реальной жизненной среде (интерпсихический уровень), а также переживание ею особенностей развития собственного внутреннего мира в векторах «Я как мать», «Мой внутренний ребенок», «Мой ребенок» (интрапсихический уровень).

Введение в контекст изучения материнства понятия «смысловое переживание материнства» позволяет выявить психологическое содержание изменений смысловой сферы женщины на этапе материнства и психологический механизм этих изменений.

Психологическим содержанием изменений смысловой сферы матери становится переосмысление с родительских позиций собственного детского опыта, а также интеграция в самосознании женщины образа родителя (смысловая позиция «Я как мать») и образа ребенка (смысловые позиции «Мой внутренний ребенок» и «Мой реальный ребенок»).

Каждый из участников детско-родительских отношений имеет при этом статус субъектности.

Психологический механизм изменений смысловой сферы проявляется посредством особой деятельности смыслостроительства во внутреннем диалоге матери и позволяет ей управлять процессом интеграции противоречивых переживаний, сопровождающих развитие детско-родительских отношений, а также осуществлять осмысленный выбор родительской позиции и стратегии родительского поведения [24, c . 172].

Когда женщина узнает, что она беременна, то она по-новому воспринимает окружающий мир. С рождением малыша замечаешь объемность мира, видишь множество деталей и вещей, на которые раньше просто не смотрел. Гамма чувств настолько расширенна, что можно писать романы.

При материнстве раскрываются яркие стороны бытия, но при этом ты острее начинаешь все это чувствовать. Ты начинаешь болезненно воспринимать жизнь других детей, которым в этот момент плохо по каким-то причинам, и ты понимаешь, что не можешь помочь им. Говорилось, что при материнстве женщина глупеет. Напротив, хочется узнать как можно больше, чтобы малышу было интересно. «Раньше я не интересовалась динозаврами. Но ими увлеклась доченька, и теперь я знаю, кто такие трицератопсы, зауроподы и чем они друг от друга отличаются».

Также материнство учит терпению, иногда кажется, что сил просто нет, что плачущий ребеночек издевается. Но потом успокаиваешься, подбираешь нужные слова, и малыш улыбается, так тепло, что раздражение моментально проходит. Еще при материнстве начинаешь лучше и правильнее оценивать мир, и по-новому смотришь на поступки других людей. Сильные изменения претерпевают слух и обоняние. Материнство – это не только большая ответственность, но и большая радость.

По мнению ученых, у женщины просыпается чувство материнства примерно к концу пятого месяца жизни малыша. Именно к этому времени она полностью осваивается с новым положением вещей, привыкает к новой социальной роли и переменам в своей жизни [27, c . 34-35].

Сейчас женский организм полностью адаптировался к новым условиям, к абсолютно иному режиму дня. Молодая мамочка теперь точно знает, почему плачет ее крошка. Она уже не бежит к нему по каждому шороху. Она не переживает зря и не тратит свои нервные клеточки.

Статистические данные говорят о том, что больше всего волнения матерей вызваны плохим и тревожным сном малыша и появлением температуры. И еще интересный момент, практически каждая вторая женщина еще во время беременности боится предстоящего материнства. И практически шестьдесят процентов молодых мам в первые месяцы материнства начали сомневаться в правильности своего выбора.

2.2 Взаимодействие матери и плода в период беременности

В последние годы в изучении взаимоотношений матери и плода наступил заметный перелом. Это в первую очередь было связано с созданием нового научного и практического направления в медицине — перинатологии.

Однако, несмотря на успехи перинатологии, в литературе до сих пор нет точных физиологических определений и достаточно полных описаний самой системы «мать – плод», в результате чего каждый исследователь трактует этот термин по-своему. Более детально данная проблема была разработана Н.Л. Гармашевой, которая по праву может считаться пионером в области отечественных исследований функциональной системы «мать – плод». Многолетнее изучение взаимоотношений матери и плода дает и мне право внести свою лепту в разработку этой важной проблемы физиологии.

Успехи физиологической науки настоятельно требуют в настоящее время переоценки научных данных о взаимоотношениях матери и плода прежде всего с точки зрения концепции о функциональных системах [1].

Основой для такого подхода является представление о том, что система «мать – плод» является совокупностью двух самостоятельных организмов, объединенных общей целью, общим конечным результатом — обеспечением нормального развития плода. Именно результат деятельности является системообра­зующим фактором, он определяет структуру функциональной системы и количество включающихся в нее элементов.

Основным результатом нормально протекающей беременности является рождение жизнеспособного, здорового ребенка. Следовательно, вся деятельность организма женщины во время беременности направлена на обеспечение условий для нормального развития плода и реализации тех генетических потенций, которые заложены в оплодотворенной яйцеклетке, имплантированной в матку.

Дискуссию о значении внешних и внутренних факторов для патологии эмбрионального развития можно считать законченной. Многочисленные факты говорят о том, что нет никаких оснований считать их взаимно исключающими. В одних случаях патология развития может быть результатом неполноценности генетического аппарата зиготы, в других — обусловлена действием на нее раз­личных повреждающих факторов внешней среды. Да и сами проявления наследственных аномалий зиготы во многом зависят от условий существования зародыша, то есть от внешних факторов, а мать по отношению к зародышу является именно такой внешней средой.

Если принять за полезный результат в системе «мать – плод» нормальное развитие зародыша, то в данном случае непременным условием реализации этого результата является оптимальное постоянство его среды, то есть такого состояния материнского организма, которое способно обеспечить необходимые условия для развития плода по генетическому плану. Но для нормального развития плода недостаточно только оптимума условий внешней среды. Внутренний гомеостаз тоже имеет немаловажное значение. Таким образом, нормальное развитие плода определяется постоянной координацией функций двух организмов: и матери, и плода, которая осуществляется в рамках возникающей во время беременности особой функциональной системы «мать – плод». По нашему представлению, эта система (ФСМП) состоит иэ двух подсистем, взаимодействующих друг с другом на разных уровнях: функциональной системы беременной, обеспечивающей условия для нормального развития плода (ФСМ), и функциональной системы плода, деятельность которой направлена на поддержание его нормального гомеостаза (ФСП) [9, c . 150-156].

Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что генетически родители оказывают огромное влияние на развитие головного мозга своего ребенка. Однако, кроме этого, на умственные способности ребенка влияет и психоэмоциональное состояние женщины во время беременности. То есть мать и плод во время беременности являются как бы одним целым, и все факторы, влияющие на мать, определенным, пусть опосредованным, образом влияют и на ребенка.

Еще в древности японцы считали, что беременной женщине нужно больше смотреть на красивые вещи, чтобы ребенок имел врожденное чувство прекрасного. На Руси беременным запрещалось смотреть на уродов и калек, в противном случае считалось, что ребенок может родиться физически неполноценным. В последние годы ученые подтверждают важность дородового воздействия на плод, и сегодня никто не отрицает важность такой науки, как перинатальная психология.

Сегодня научно подтверждено, что воспоминания о рождении прочно закладываются в подсознании человека и могут оказывать влияние на всю его дальнейшую жизнь. Так родовые травмы могут быть источником болей, разлука с матерью сразу после рождения вызывать чувство пустоты и неудовлетворенности жизнью.

Воспоминания о родах не редкость у детей до трех-четырех лет. Это могут быть спонтанные вспышки воспоминаний, или воспоминания, вызванные под гипнозом. Причем отмечено, что если процесс родов проходил нормально, воспоминания появляются чаще, если же при родах были какие-либо проблемы, то процесс вспоминания происходит в несколько раз сложнее.

Современные ученые не только доказали, что человек сознательно воспринимает момент своего рождения, но и то, что существует дородовая память. Это явление объясняет, почему новорожденный ребенок успокаивается, слыша мамин голос и ощущая ее запах. Отсюда проистекает и любовь младенцев к укачиванию на руках, которое является имитацией покачивания, которое плод постоянно испытывал в животе матери.

Во время беременности мать и плод неразрывно связаны друг с другом, плод не только потребляет питательные вещества, но и «впитывает» все материнские эмоции. На поздних сроках беременности женщина может заметить, что в моменты опасности ребенок затихает, а в моменты радости его активность возрастает. Стрессы, испытываемые женщиной во время беременности, вызывают выброс адреналина и в кровь матери, и в кровь ребенка. Соответственно, любая стрессовая ситуация потенциально опасна для здоровья будущего ребенка. Конечно, единичный стрессовый случай не должен отразиться на ребенке, но постоянное воздействие стресса неминуемо окажет негативное влияние на плод.

Сознательная память плода развивается уже к шестому месяцу беременности. В это время кора головного мозга развита настолько, что может понимать и запоминать определенные «события». Именно на этих открытиях основаны все методики дородового воздействия на ребенка: прослушивание музыки, пение колыбельных, чтение стихов и сказок. Доказано, что чем больше мать разговаривает с ребенком еще до его рождения, тем сильнее будет их взаимопонимание в будущем.

Пренатальная взаимосвязь «мать и плод» очень важна для гармоничного психического и физического развития ребенка [13, c . 48-49].

Всем известно, что настроение беременной женщины переменчиво. В короткий отрезок времени оно может несколько раз меняться на противоположное: от яркой радости до горькой грусти. И, конечно же, все девять месяцев беременности вряд ли удастся провести только в состоянии нирваны с благостной улыбкой на губах, скорее всего, будут и печаль, и легкое раздражение и пр. Но все же подобные состояния надо отличать от эмоционального стресса (стресс – обозначает обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия), о котором в основном и пойдет далее речь, как примере негативного фактора.

Прежде чем мы будем рассматривать взаимодействие эмоционального состояния и течения беременности, родов и последующего развития личности ребенка, хотелось бы ответить на вопрос, который, возможно, появился у Вас сейчас. А, собственно, почему мы вообще можем говорить о какой-то связи между эмоциями и тем, что происходит в животе у женщины, и уж тем более, потом, в душе и сознании ребенка?!

О связи души и тела заговорили еще во времена античности, если не раньше. И с тех пор эта проблема терзает умы исследователей различных наук, больше конечно врачей и психологов. В результате разнообразных и многочисленных исследований врачами и психологами в течение многих лет было выявлено, наличие качества эмоциональной связи, которая существует между матерью и ребенком. Любовь, с которой мама вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним – все это оказывает влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни [1, c . 35-38].

В 1960-е гг. известный педиатр Иеронимо де Могарас провел исследование, результаты которого очень интересны. Он изучал три группы матерей. Первую группу составили те, кто во время беременности испытывал страх за ее исход, так как прошлые беременности закончились неудачно. Ко второй группе принадлежали женщины, отрицательно относившиеся к будущему младенцу, главным образом потому, что беременность наступила вопреки их желанию. Женщины третьей группы — те, кто хотел ребенка; период беременности проходил у них без отклонений, свойственных первой и второй группам. И дети их росли здоровыми. Младенцы же двух других групп матерей оказались очень беспокойными, плохо спали и ели. Некоторые из них подолгу надрывно кричали, создавая в доме весьма нервозную обстановку. Ранний возраст их отличался невротическими отклонениями. Конечно, было бы неправильно объяснять это только следствием того или иного отношения матери к будущему ребенку; тут может быть комплекс причин. Однако фактор родительского настроя никак нельзя сбрасывать со счетов [9, c . 150].

Также давно известно, что человек сохраняет в своем подсознании информацию о событиях, происходящих с матерью во время беременности, о процессе родов, о манипуляциях врачей осуществляемых ими в первые минуты жизни ребенка. Откуда это известно?

Извлечь воспоминания из нашего подсознания можно посредством различных методов погружающих человека в трансовое состояние (измененное состояние сознания).

Это очень серьезный процесс, осуществление которого возможно только при помощи специалиста – психотерапевта, который владеет навыками трансперсональной психотерапии. Находясь в измененном состоянии сознания, человек может заново пережить свой перинатальный опыт (опыт внутриутробного развития и рождения).

Как показывает практика, некоторые проблемы в жизни человека, страдания, связаны именно с его негативным перинатальным опытом. Например, переживанием собственной родовой травмы или памятью о том, что мама не хотела его появления на свет.

В настоящее время каждый из нас, если захочет, может пройти «тренинг рождения» — т.е. обратиться к своему перинатальному опыту и прожить еще раз весь свой путь появления на свет.

Так же в свое время шведский фотограф и исследователь Леннарт Нильсон заснял на кинопленку особенности поведения плода с помощью микрокамеры с широкоугольной оптикой, не вредя ни плоду, ни матери. Он создал удивительный цветной фильм. Кадры этого фильма рассказывают, как реагирует пятимесячный плод на изменения, происходящие в организме матери и в окружающем мире. Оказывается, он уже реагирует на громкие крики, ослабляя или усиливая двигательную активность. Можно даже предположить, что плод способен пугаться и сердиться. Он очень чутко реагирует на настроение матери. В книге известного исследователя А.И. Брусиловского «Жизнь до рождения» приведена выдержка из дневника Л. Нильсона, в которой утверждается, что человек внутриутробно проявляет свой дурной или хороший нрав. Он уже слышит громкие крики из шумного мира, в котором живет его мать, по-своему их пугается или, напротив, если характер у него агрессивный, сердится и грозит. Он уже чутко реагирует на мамины настроения и, по-видимому, на ее нежные слова и ласки. Тысячи сделанных снимков зафиксировали ту необычайно «насыщенную» жизнь, которую ведет младенец в утробе. Он гримасничает, сосет палец, открывает глаза, двигается, улыбается. Многие реакции его связаны с состоянием матери. Ребенок совершает судорожные движения, когда мать волнуется, делает гримасу недовольства, когда матери вводят медикаменты [7].

Рассуждая на вышеизложенные темы, признавая, что есть зависимость между эмоциональным состоянием беременной женщины и ребенком (плодом), мы необратимо подходим к тому, что хроническое негативное эмоциональное состояние мамы, яркие сильные стрессовые ситуации неблаготворно влияют на плод (ребенка).

Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая основа» как с материальной, так и с психической точки зрения. Мать – посредник между внешним миром и ребенком. Будущий человечек в материнской утробе улавливает все переживания, ощущения и мысли мамы, делая на подсознании выводы о том, какой мир: хороший или плохой? Агрессивно ли он ко мне настроен или примет тепло и спокойно? Если мама уверена в себе, не тревожится по каждому пустяку, значит я в безопасности, мне нечего бояться! Меня принимают, ждут и любят таким, какой я есть. Примерно такой монолог мог бы быть произнесен будущим ребенком, если бы он умел говорить.

«Картинку» ощущений нежелающей ребенка матери, находящейся вечно в состоянии неудовлетворенности жизнью, обстоятельствами ее развития, хронически нервничающую, подробно я описывать не будем.

Существуют, конечно же, просто сложные, трагичные жизненные обстоятельства, которые могут сопровождать беременность женщины: утрата и потеря близких, развод и расставания, да многое, что может быть. В таких ситуациях состояние стресса это естественная реакция и иногда обращение за консультацией психолога или психотерапевта — реальная помощь, первые шаги в избавлении или облегчении негативного состояния, боли и страданий.

Специалисты выделяют внутриутробную гипоксию, нарушения плацентарного кровообращения, аномалии родовых сил и течения родов, как последсвтия эмоционального стресса во время беременности. (А.О. Сырина, Г. Дик-Рид и др.).

Так же можно добавить в список: угроза выкидыша, пролонгированные (длительные) или преждевременные роды, отсутствие крика при рождении у ребенка. Из выше сказанного, мы еще раз подводим итог, что негативное эмоциональное состояние оказывает неблагоприятное воздействие на течение беременности и, как следствие, на течение родов. Кстати, есть мнение, что это неблагоприятное влияние дифференцированно в зависимости от пола ребенка, т.е. будут наблюдаться разные последствия эмоционального стресса у мальчиков и девочек.

И самое исчерпывающее доказательство связи эмоционального состояния и течения беременности, родов и последующего развития ребенка это физиологический подход к данной проблеме. В 1925 г. Американский психолог и биолог У. Кэннон доказал, что при всех острых и хронических переживаниях в кровь матери выбрасываются (или поддерживаются на постоянном уровне) «гормоны беспокойства» — катехоламины, достигающие без каких-либо препятствий плода через общую с матерью кровеносную систему [24, c . 177-178].

Поскольку у плода практически отсутствует система нейтрализации «гормонов беспокойства» и не развита возвратная венозная сеть, то они накапливаются в критических дозах не только в самом плоде, но и в амниотической жидкости, которую плод постоянно заглатывает и выделяет из себя. Соответственно увеличению количества околоплодной жидкости во второй половине беременности увеличивается и количество находящихся в ней катехоламинов или их биологических последователей. При продолжении стресса околоплодная жидкость к концу беременности насыщается соответствующими гормонами. Одновременно ребенок испытывает все больший недостаток кислорода, из-за сужения под влиянием «гормонов беспокойства» сосудов, кровь которых доставляет кислород тканям плода, в том числе и нервным клеткам мозга. Длительный недостаток кислорода (гипоксия) не безразличен для нервной системы плода, вызывая характерную после рождения повышенную чувствительность к духоте, запахам, шумам, яркому свету и солнцу, легкость возникновения головокружений и обморочных состояний. Сами же катехоламины приводят к излишней подвижности, неустойчивости нервных процессов, тревожности, расстройствам настроения, эмоциональной возбудимости, нарушениям ритма сна и бодрствования (Абрамченко В.В., Коваленко Н.П., 2004 г.)

Подводя итоги, хотелось бы добавить, что, несмотря на все невзгоды, главное желать появления на свет своего ребенка. Ждать его и ничего от него не требовать. Не приписывать ему заранее титул «исполнителя» материнских нереализованных желаний и стремлений. Ему не надо завоевывать право быть в этой жизни, он его автоматически получает, просто рождаясь, и он не должен «отрабатывать» это потом, будучи вечно обязанным нам – родителям, будущим или настоящим. Мы подарили (подарим) жизнь человеку, и любим его просто так, ведь он родился…

Изучение материнства и материнского поведения имеет давние традиции. Многие ученые неоднократно подчеркивали важность таких исследований. Так, Б. Бернс в предисловии к книге «Разные лики материнства» пишет: «Если мы хотим понять детское развитие и убеждены, что ранние годы важны для жизни ребенка, тогда, вероятно, важно исследовать наши представления о матери. Если мы хотим понять развитие человека, тогда материнство, конечно, – важная область исследований» [6].

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии.

Проблематика, затрагиваемая современными психологами – исследователями «материнствования» (mothering), широка и разнообразна.

Следует отметить, что материнское чувство – это врожденное чувство. Но трагические случаи последних лет, бездомные дети, говорят об обратном. Женщина, только родившая ребенка – это еще не мать. Матерью можно назвать женщину, вскормившую и воспитавшую свое дитя. Поэтому не следует заблуждаться, что материнство – это врожденное чувство. Матерью женщина не рождается, матерью она становится.

Вступая во взрослую жизнь, девушка проходит целый ряд превращений: сначала — в возлюбленную, далее — в жену, затем — в мать и, в ряде случаев, — в главу семьи de facto. Превращение в маму — это, возможно, самое значительное событие в жизни женщины, более существенное, чем выбор профессии или вступление в брак. Чувства, которые испытывает женщина как любящая жена и как мать своего ребенка, очень различны и по характеру, и по интенсивности. Некоторые справедливо считают, что для них утрата мужа (партнера, отца ребенка) является очень тяжелым, но, в конечном счете, преодолимым горем, в то время как потеря ребенка, по сути, невосполнима. Во многих случаях женщина (как и мужчина) способна испытывать точно такие же сильные чувства и к приемному ребенку и не делает различий между собственными детьми и приемными.

Но материнство имеет и обратную сторону медали. После рождения первого ребенка (не говоря уже о последующих) тот образ жизни, который женщина вела раньше, становится для нее практически недоступным. Хорошо, если она и сама не хочет возвращаться в ту прежнюю жизнь. Гораздо хуже, если женщина постоянно вспоминает свое прошлое беззаботное житье и воспринимает его как самое светлое время в своей жизни, при этом не ожидая от будущего ничего хорошего. Ее семейная жизнь в этом случае будет неимоверно сложна, и ее партнеру нужно будет проявить большую выдержку, ум и понимание ситуации, чтобы сохранить брак.

Таким образом, в поведенческом проявлении материнство воплощает собой абсолютное принятие ребенка, тогда как отцовство являет определенный уровень требований к нему. Абстрактно мы можем обозначить материнство как эмоциональную близость, понимание, заботу, а отцовство как воплощение совести, долга и закона, что соответствует внутреннему семейному миру ребенка и внешнему социальному окружению.

  1. Басилова Т. А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Стребелевой Е. А. М. 1998. – 98 c .
  2. Бехтерев В. М., Щелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии. Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. // Вопросы материнства и младенчества, 1938, № 3.— 55 c .
  3. Блюм Г. Психоаналитические теории личности: Пер. с англ. – М.: КПС, 1996. – 247 с.
  4. Брутман В. И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии 1994. № 5.° — 62 c .
  5. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. – 184 c.
  6. Винникот В. В. Маленькие дети и их матери: Пер. с англ. Н. М. Падалко. – М.: Класс, 2007. – 80 с.
  7. Гершон Б. Психология эмоций. М., 2004.- 251 c.
  8. Дмитриева Е. Е. Роль коммуникативного развития в становлении старшего дошкольника, как субъекта учебной деятельности // Деятельность педагога-психолога в системе образования. Н. Новгород, 2003. Вып.4.— 217 c .
  9. Добряков И. В. Перинатальная психотерапия // Журн. практического психолога. – 2003. – № 4. – 198 c .
  10. Жеребкина И. Субъективность и гендер: гендерная теория субъекта в современной философский антрпологии. Учебное пособие — сПб.: Алетейа, 2007.— 321 с.
  11. Захарова А. И. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения. – Перинатальная психология и психология родительства. – 2006. – № 1. – 53 c .
  12. Козловская Г. В., Баженова О. В. Микропсихиатрия и возможности коррекции психических рас-стройств в младенчестве // Журн. неврол. и психиатр., 1995, № 5, — 98 c .
  13. Копыл О. А., Бас Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка. М., 1994. – 264 c.
  14. Кочарян А. С. Личность и половая роль.— Харьков: Основа, 1996.— 127 с.
  15. Кочарян А. С. Личность и половая роль: симптомокомплекс маскулинности/фемининности в норме и патологии: Автореф. дис. … докт. психол. наук.— Харьков, 1996.— 44 с.
  16. Кочарян А. С., Абдурахманова И. В., Китайчук С. И. Особенности психосемантической структуры полоролевой идентичности и семейной социализации девочек с разным отношением к аборту // Всеукр. наук.-практ. конференція «Актуальні проблеми практичної психології».— Херсон, 2007.— 214 c .
  17. Кочарян А. С., Харченко С. Г. Психолого-педагогические аспекты реализации социокультурных дискурсов маскулинности/фемининности в педагогических моделях // Наукові студії із соціальної та політичної психології. Зб. статей.— Київ, 2007.— Вип. 16 (19).— 174 c .
  18. Лагмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. – 236 c.
  19. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Фельдштейна Д. И. М. 1994. – 195 c.
  20. Мещерякова С. Ю. Вопросы психологии.- 2000.— N 5. – 84 c.
  21. Мещерякова С.Ю, Авдеева Н. Н., Ганошенко Н. И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология. М., 1996. – 78 c.
  22. Мид М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в меняющемся мире. – М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2004. – 416 с.
  23. Морено Я. Психодрама: Пер.с англ. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 528 с.
  24. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 288 с.
  25. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб., 2001. – 163 c .
  26. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. М. 2005. – 185 c.
  27. Римашевская Н. В., Л. Ф. Кремнева. Перспективное исследование материнского поведения его влияние на психическое развитие детей раннего возраста. // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2002(2), № 3. – 74 c .
  28. Савченков Ю. И., Лобынцев К.С. Очерки физиологии и морфологии функциональной системы мать — плод. М.: Медицина, 1980. 350 с.
  29. Савченков Ю.И., Шилов С.Н. Плодо-материнские отношения в норме и патологии. Красноярск: Изд-во «Универс», 2001. 415 с.
  30. Тетерлева Е.А. Психологическое сопровождение материнства: Смысловое переживание материнства: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 166 с.
  31. Тетерлева Е.А. Смысловое переживание материнства // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. – 199 c .
  32. Томэ Х., Кэхэле Х. Современный психоанализ. Теория: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996. – Т. 1. – 576 с.
  33. Филиппова Г. Г. Мотивационная основа материнского поведения: филогенетический аспект // Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. М, 1995. – 263 c.
  34. Филиппова Г. Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 240 с.
  35. Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка: Пер. с англ. – М.: Класс, 2005. – 224 с.
  36. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология гендера / Пер. с англ.— М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.— 496 с.
  37. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М. 2001. – 336 c.