Психология игрушки. Психология игры

Курсовая работа

Игрушка представляет собой специально изготовленный предмет, который является своего рода эталоном реальных предметов обихода, орудий труда или относительно схематичной копией людей, различных живых существ. Как правило, игрушки схематичны и символичны, что позволяет моделировать с их помощью самые разные сферы действительности. Игрушки являются своеобразными «колышками, на которых висит вся детская игра», это некоторые прочные, вещественные ориентиры, на базе которых развивается воображение [32].

Игрушка — это предмет, предназначенный для игры, но, как и сама игра, игрушка обладает разнонаправленным влиянием на психику ребенка. Игрушка представляет собой уникальный носитель информации о предметном мире и мире человеческих отношений.

Современные дети окружены самыми разными игрушками, действия с которыми редко привлекают внимание взрослых — пусть себе играют. Вместе с тем роль игрушки в жизни ребенка очень важна и требует осмысленного руководства. В качестве основных вопросов влияния игрушки на ребенка в современной отечественной психологии обсуждаются следующие:

  • — исследование развивающего потенциала игрушек для познавательного и личностного развития ребенка;
  • — возрастная отнесенность игрушек;
  • — необходимость психологической экспертизы игрушек с целью зашиты интересов ребенка;
  • — исследование характера негативного влияния отдельных игрушек на психику ребенка;
  • — терапевтическая и адаптивная роль игрушек в жизни ребенка;
  • — исторические трансформации игрушки и особенности национальной игрушки;
  • — просвещение родителей о позитивном и негативном влиянии различных игрушек на развитие ребенка.

История игрушки сопутствует истории развития человечества и насчитывает многие тысячелетия. Игрушка представляет собой очень древний и сложный феномен человеческой культуры. Археологи находят игрушки, представляющие собой уменьшенные копии настоящих предметов и содержащие в себе некоторые универсальные, архетипические черты в раскопках культур древнейших цивилизаций. Так, при раскопках Трои были найдены маленькая игрушечная посуда, терракотовая кукла и погремушка с металлическими частицами внутри, а в захоронениях Древнего Египта регулярно находят игрушки, пролежавшие тысячи лет рядом с мумиями детей. В могилах времен бронзового века, в скифских курганах и развалинах Помпеи археологи обнаруживают игрушки детей.

5 стр., 2469 слов

Развитие интонационной выразительности речи у детей дошкольного ...

... детей надо с раннего дошкольного возраста обучать интонационной выразительности в речи, а так как для дошкольников ... интонационной выразительности – сложный обучающий процесс, который следует начинать как можно раньше, желательно со среднего дошкольного возраста. Использование различных ... знаем, что работа руками способствует развитию речи у детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать ...

Однако содержательная археологическая информация об истории развития игрушки довольно скупа и почти не дает информации о характере использования игрушек и их предназначении. Часто игрушки (например, куклы) носили тотемный характер и использовались не столько для развлечений детей, сколько в качестве оберега семьи. Этнографические исследования дополняют эти данные информацией о том, что игрушка во многом отражает жизнь взрослых, уклад быта, национальный фольклор и объединяют игрушки традиционных мировых культур в три основные группы: отражающие хозяйственную деятельность, семейные отношения и верования.

Возникновение игрушки ученые связывают с зарождением трудовой деятельности в первобытном обществе, где появились первые известные игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта. Через игрушку дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности, но первоначальные функции игрушек были связаны не только с практической деятельностью. Древняя игрушка является неотъемлемой частью культурной жизни народа и несет в себе в первую очередь религиозный или эстетический смысл. Ребенок в древних цивилизациях не отделен от мира взрослых, и игрушка в равной степени предназначена как для взрослого, так и для ребенка. Игрушки находят не только в высококультурных древних обществах Египта, Греции и Рима, но и в первобытных сообществах. Эти игрушки удивительно традиционны — погремушка, кукла, предметы быта, — отдельные игрушки древности по своей первоначальной сути не изменились вплоть до наших дней. Технические возможности современности позволили усовершенствовать форму, детали и модификации игрушек, не изменив их первичное содержание.

Младенцев по-прежнему развлекают погремушками, которые раньше представляли собой трещотки, бубенцы, металлические полости или морские раковины, заполненные камушками или шариками, а теперь — те же бубенцы и погремушки, только выполненные из разнообразных полимерных материалов. Однако предназначение погремушек в древности было связано не с игрой, а с зашитой маленького ребенка от «темных сил», которые отгонялись звуком игрушки.

Другим традиционным оберегом являются куклы, самым древним из которых насчитывается свыше 4 тыс. лет. Это египетские куклы, сопровождавшие умерших детей в загробный мир. Несмотря на примитивный способ изготовления, образ человека, который несет в себе кукла, с древних времен вызывал общее уважение. В античности куклы также носили культовый характер. Полученную в дар куклу девочка бережно хранила до совершеннолетия, а перед свадьбой приносила ее в дар богиням, покровительницам рожениц, семейного очага, любви. Подобные верования сохранились и в наше время в обществах — носителях «пралогического» мышления. Кукла — носитель магической силы, которая убережет девочку от бесплодия и поможет стать матерью.

Советский этнограф В. Г. Богораз-Тан в начале прошлого века, наблюдая за игрой чукотских девочек, писал об их основной игрушке — кукле: «Куклы эти считаются не только игрушками, но отчасти и покровительницами женского плодородия. Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы и прячет их в мешок в тот угол, который приходится под изголовьем, для того чтобы воздействием их получить скорее детей. Отдать кому-нибудь куклу нельзя, так как вместе с этим будет отдан залог плодородия семьи. Зато когда у матери родятся дочери, она отдает им играть свои куклы, причем старается разделить их между всеми дочерьми».

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Роль магического воздействия выполняли и другие игрушки — луки, копья, ножи, которые отцы изготовляли для своих сыновей или подкладывали в постели дочерей. Задача этих игрушек была прежде всего мистическая, а уж потом — практическая. Упражнение в стрельбе из крошечного лука, с точки зрения родителей, носило второстепенный характер — важнее было тотально защитить ребенка. Большинство этнографов делает вывод относительно всеобщности игрушки, единства ее типологии и специфики ее образности.

Е. А. Аркину

  • — звуковые игрушки — трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д. ;
  • — двигательные игрушки — волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;
  • — оружие — лук, стрелы, бумеранги и т. д. ;
  • — образные игрушки — изображения животных и куклы;
  • — веревочка, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

Д. Б. Элькониным

Фактически к «изначальным» относятся игрушки, доказавшие свою универсальность на протяжении исторического развития, вместив некоторые базовые формы взаимодействия. Орудия охоты, например, потеряли свое функциональное значение, но лук и стрелы оживают в виде игрушек в каждом новом поколении, вдохновленном историями о «диких предках», стремлением к единению с природой и возможностью быть индейцем, первобытным человеком или олимпийцем. Игрушки-орудия для раннего возраста (совочки, формочки, молоточки и т. д. ) по-прежнему позволяют ребенку тренировать навыки орудийных действий и исследовать законы физики, а технические игрушки (машины, подъемные краны, самолеты и т. д. ) знакомят с достижениями цивилизации, стимулируют техническое мышление и демонстрируют законы механики.

Все возрастающая сложность орудий и разделение труда приводит к ситуации, когда ребенка нельзя учить овладению этими орудиями. Детство становится все более продолжительным, так как взрослая жизнь требует все более высокого уровня физического и интеллектуального развития ребенка. Время включения ребенка в сферу производства все больше отдаляется. Для современного общества типично ожидать не слишком много пользы от детей.

Д. Б. Эльконин

Развитие игрушки, ее тематика и формы неразрывно связаны с материальной жизнью общества, его культурой и бытовой обустроенностью. Игрушка рассматривается как особая сфера культуры и содействует приобщению ребенка к широкому кругу понятий, формирует чувства, отношение к явлениям действительности, национальный характер. История возникновения игрушки объединяет поколения и позволяет выделить некоторые общие тенденции в развитии детства. Игрушка открывает ребенку широкое поле для ориентировки в деятельности взрослых людей. Раньше это была ориентировка в практических навыках, сейчас — в смыслах и отношениях. Игра из тренировки на владение орудиями превращается в тренировку умения строить сложные взаимоотношения в обществе.

15 стр., 7350 слов

Влияние игрушек на процесс психического развития ребенка

... данной работе является влияние игрушки на психическое развитие ребенка. Предметом - особенности современной игрушки как средства психического развития ребенка. Цель исследования - исходя из особенностей влияния игрушки на процесс психического развития ребенка, выявить критерии для выбора современной игрушки. Данная цель обусловила ...

Игрушка представляет собой предмет, действия с которым могут быть ориентированными как на способ исполнения, так и на общество. В соответствии с законом чередования, периодичностью типов деятельности, направленных на ориентацию в системе отношений или в способах употребления предметов, действия детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с игрушкой отличаются своей направленностью. Действия ребенка с игрушкой не могут развиваться, пока это действие не включено в новую систему отношений ребенка с обществом.

Взрослый человек является для ребенка не только ориентиром в поведении, но и образцом отношения к окружающему миру. Очень важно, когда в дошкольном возрасте ребенок может видеть образцы проявления инициативы, самостоятельности, неординарности решений — активного творчества взрослого. Опыт совместной преобразующей деятельности ребенка со взрослым, модификации предметов играют важную роль в развитии творческих способностей ребенка. Отношение ребенка к предмету всегда опосредовано взрослым, и задача взрослого — открыть ребенку полифункциональность предметов. Идеальным средством творческого развития, знакомства с рукотворным миром является игрушка, материализующая творческую мысль человека. Игрушка открывает возможность путешествовать в прошлое материальной истории человечества и в ее будущее (например, с помощью игрушек можно проследить развитие транспорта от первого колеса до космической ракеты).

Игрушка, как правило, уменьшена до размеров руки ребенка, что позволяет сразу присваивать ее, ощущать своей собственностью. Игрушка позволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю силу, власть над предметами. Через игрушку и действия с ней ребенок обнаруживает свою личность, высвобождает чувства и отношения. Манипулируя игрушкой, ребенок реально ощущает свои возможности: он может распоряжаться предметами, принимать решения за кукол, командовать дикими зверями и направлять целые армии. Это не значит, что дети становятся «маленькими Наполеонами». Игрушка дает ребенку ощущение собственной значимости.

Игрушка не только сопровождает игры ребенка, но является важной составляющей любой культуры. Общество передает ребенку в особой «свернутой форме» через игрушку как культурное орудие основные духовные ориентиры культуры, направление движения общества. «С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение» [2].

Чем сложнее формы и орудия труда, тем менее игрушки становятся простой имитацией орудий. И задача ребенка — овладеть не каменным топором, а самим собой, своими желаниями, устремлениями, творческим потенциалом. В тех культурах, где ребенок с первых лет жизни включается в труд взрослых, его игра носит примитивный характер либо отсутствует вовсе. В самом деле, зачем девочке играть в дочки-матери, если она уже нянчит младшего брата; зачем мальчику лепить из глины овец, если он пасет настоящих? Маргарет Мид — известный этнограф и психолог — отмечала, что на Самоа, также как и в других примитивных культурах, где дети очень рано начинают трудиться, они почти не имитируют в игре трудовую деятельность взрослых; их игра — это игра-отдых (песни, танцы и др.).

Дети отражают в игре те стороны действительности, в которых они не могут принимать участие непосредственно. Их интересует то, что недоступно в реальной жизни, но связано с взрослой деятельностью. А игрушки в архаичных культурах, как правило, миниатюрные копии орудий труда взрослых. Тогда как в современных индустриальных культурах игрушки — лишь внешнее подобие предметов, используемых взрослыми. Через игрушечный стетоскоп не слышно дыхание пациента, но есть повод уверенно сказать ему: «Дышите, не дышите», — и вдумчиво посоветовать: «У вас хрипы, голубчик, — будем лечить». Такие игрушки не учат профессии — они открывают мир отношений.

36 стр., 17767 слов

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все ...

Древняя игрушка — жизненная и не преследует воспитательные цели, она штучная и индивидуальная, абсолютно органичная культуре общества и народному искусству. Современная игрушка — часто оторванная от жизни, штампованная, эстетически безликая. Игрушка, понимаемая как средство воспитания, меняет свой облик.

Современная игрушка рассматривается как объект игры, средство воспитания ребенка и средство познания ребенком различных явлений культуры. Игрушки различают и классифицируют по самым разным основаниям: по их предметной отнесенности (транспортные, бытовые, образные и т. д. ); по характеру воспроизведения образов (реалистические и прототипические); по видам игр (сюжетные, дидактические, манипуляторные и др.); по тем функциям, которые развиваются в действиях с игрушками (моторные, орудийные, творческие и др.); по тематической направленности. Каждое деление весьма условно, потому что все игрушки в руках ребенка становятся многофункциональными.

Л. С. Выготского, Е. О. Смирнова

Обобщая психолого-педагогические данные, можно выделить следующие группы игрушек в соответствии с направлением их влияния на развитие ребенка.

    • Игрушки, способствующие физическому развитию, включая различные движения, сенсомоторные координации и пространственные представления.
    • Игрушки, способствующие эмоциональному развитию, включая чувство защищенности, эмоционального благополучия, развитие гуманных чувств, эмпатии и сопереживания.
    • Игрушки, способствующие социальному развитию, включая развитие общения, просоциального поведения, социальных и гендерных ролей.

    — Игрушки, способствующие познавательному развитию, включая общую эрудицию, развитие основных психических функций (восприятия, памяти, внимания, речи, мышления, воображения и т. д. ) и мыслительных операций (классификации, сериации и т. д. ).

    • Игрушки, способствующие духовно-нравственному развитию, включая эстетическое, этическое и общекультурное развитие, активизацию творческих процессов.

    Многие игрушки ориентированы на определенный возраст ребенка, и игра с ними предполагает наличие некоторых навыков. Поэтому в рамках деления игрушек на группы существует еще и возрастная дифференциация, соответствующая умениям и интересам детей. В качестве приоритетного вида на каждом возрастном этапе выделяют игрушки, связанные с обеспечением ведущей деятельности.

    Естественно, что ребенок играет (и должен играть) в самые разные игрушки — и «интеллектуальные», и «эмоциональные», но наибольший развивающий потенциал — в игрушках, соответствующих возрасту. Социально-эмоциональному развитию в младенчестве будут способствовать различные куклы (например, неваляшка) — изображение лица вызывает положительные эмоции, а источником развития восприятия и сенсомоторных координаций будут разнообразные погремушки, мячи и кубики. Развитие предметных действий в раннем возрасте осуществляется с опорой на такие игрушки, как посуда, совочки и формочки, кукольная утварь. Наглядно-действенное мышление и сенсорные эталоны формируются в занятиях с матрешками, пирамидками и разными «вкладышами». Окружающий мир и свой собственный внутренний мир дошкольник постигает в сюжетно-ролевой игре, для которой требуются различные тематические наборы: «Доктор», «Магазин», «Семья» и др. Настольно-печатные игры являются хорошей основой для становления произвольности, а предметы неопределенного назначения (палочки, камушки, бумажки, чурочки) — для развития воображения.

    9 стр., 4473 слов

    Игра в жизни детей с нарушением слуха

    ... следующем: а) незнание воспи­тателями особенностей игровой деятельности глухих и слабослы­шащих дошкольников; перенесение в детские сады для детей с нарушениями слуха способов руководства игрой, характер­ных ... году обучения в игровых уголках собирают игрушки, способные возбудить интерес к игре, желание играть. Это сюжетные игрушки, куклы средних размеров и другие игрушки: животные, тележки, каталки, ...

    Разнообразие современных игрушек колоссально, и определить направленность каждой из групп (транспорт, конструкторы, куклы, мягкая игрушка и т. д. ) вряд ли удастся. Очевидно, что каждая игрушка имеет полифункциональный характер, и в этом ее неисчерпаемая прелесть для ребенка, стимулирующая разнообразные возможности творческого экспериментирования. Согласно В. С. Мухиной , игрушка оказывает наибольшее влияние на познавательную и эмоционально-нравственную сферы развития ребенка, при этом дидактические игрушки влияют на когнитивное развитие, а куклы и мягкие игрушки — преимущественно на эмоционально-нравственное.

    Анализируя действия ребенка с игрушкой, К. Коффка подчеркивает своеобразие игрового отношения к миру: «Ребенок может играть с куском дерева, обращаться с ним как с живой игрушкой, и через короткое время, если его отвлечь от этого занятия, он может тот же кусок дерева сломать или бросить в огонь. Как уживаются эти два рода поведения по отношению к простому куску дерева? …Ребенок проявляет к своим игрушкам настоящие глубокие аффекты».

    Эмоциональное отношение к игрушке действительно определяет степень ее влияния на ребенка. В игрушке ребенок может найти утешение и эмоциональную поддержку, игрушка может стать источником уверенности и созидательной активности или страха и агрессивности. Старые, давно знакомые игрушки делают мир узнаваемым и предсказуемым, обеспечивая ребенку спокойствие и уверенность. По Э. Эриксону, «маленький мир любимых послушных игрушек — это то убежище, которое выстраивает себе ребенок, чтобы возвращаться в него всякий раз, когда ему нужно разобраться в собственном Я». Выбирая игрушку, ребенок ориентируется на собственные потребности и через игрушку, например деревянный меч, может влиять на собственное поведение — обрести дополнительную уверенность и войти в комнату, где выключен свет.

    Понимание игрушки как духовного образа опирается на появление в истории развития игрушки некоторых обобщенных «идеальных образов» — архетипов, таких как кукла — образ человека, мяч — форма шара, игрушки, несущие образ животных. Традиционная архетипическая игрушка, вобравшая в себя социальный, интеллектуальный или даже биологический опыт многих поколений, открывает перед ребенком способы решения жизненных проблем детского сообщества и включения в мир социальных отношений взрослых.

    Одной из древнейших и, безусловно, архетипичных игрушек является кукла, чье значение для психического развития ребенка трудно переоценить. Кукла является одной из самых традиционных и распространенных игрушек всех веков и народов. Наделяя куклу качествами живого человека, характером, ребенок создает себе идеального партнера, в котором он видит отражение своего эмоционального мира. Образные игрушки в целом способствуют проекции личности вовне, позволяют ребенку прожить тот или иной отрезок жизни вновь, уже в партнерстве с игрушкой, перенося на нее свои радости и огорчения.

    13 стр., 6364 слов

    Роль игрушки в процесс игровой деятельности дошкольников

    ... игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: я считаю, что развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста зависит от грамотно подобранного игрового материала. Глава 1. Роль игрушки в жизни ребенка ...

    Образные игрушки (куклы, мягкие игрушки и др.) сопутствуют игре ребенка на протяжении всего детства. В младенчестве с образной игрушкой связаны положительные эмоции, знакомство со зрительными образами различных живых существ. В раннем возрасте ребенок начинает включать образную игрушку в игровые ситуации, исследуя простейшие модели поведения, а в дошкольном — в сюжетно-ролевые, режиссерские игры и игры-драматизации, создавая целостные образы различных персонажей. Образные игрушки помогают развивать сюжет и расширяют сферу применения игровых действий.

    Одной из самых популярных детских игрушек является мягкая игрушка, которая относится к группе «образных» и представляет собой изображения различных животных (мишек, кошек, собачек, белочек и др.), сделанных из мягкого материала. Очевидно, что мягкая игрушка играет определенную роль в жизни маленького человека.

    Стать другом или питомцем ребенка может не каждая мягкая игрушка — здесь есть определенные закономерности. Большую роль играет прежде всего размер: игрушка не должна быть слишком большой, иначе ребенок не сможет взять ее в руки и играть с ней (игрушка превратится в подушку), но не должна быть и слишком маленькой. Оптимальный размер (10—40 см) обеспечивает возможность действовать игрушкой — сажать, укладывать, обнимать питомца и т. д.

    Образ игрушки должен вызывать симпатию, а для этого зверушка должна быть узнаваемой (однозначная трактовка ее «видовой» принадлежности), приятного цвета (лучше всего соответствующего реальному окрасу животного) и по возможности гибкой (чтобы можно было придавать ей различные позы).

    Мягкую игрушку можно погладить, обнять, она сохраняет тепло и вызывает приятные тактильные ощущения. Шерсть — биологический стимул, который, по мнению этологов, формирует ощущение защищенности и эмоционального благополучия.

    Этологи уверены, что тип — мягкая игрушка — также архетипичен, как и кукла, только содержит в себе другие — биологические — сигналы, запускающие поведение заботы и защиты. Маленький пушистый зверек несет в себе универсальные признаки детеныша: крупная относительно тела голова, большие глаза, укороченные конечности, круглый, навыкате живот. Эти признаки знакомы всем млекопитающим на уровне генетического узнавания и блокируют агрессию по отношению к детенышу. Образ маленького, беззащитного щенка или котенка, воплощенный в мягкой игрушке, актуализирует поведение заботы, и ребенок начинает ухаживать за своим питомцем. Это игровое взаимодействие чрезвычайно важно, так как способствует развитию положительных эмоций, формированию гуманных чувств, осознанию необходимости заботы о другом существе и ответственности за него.

    Часто дети разыгрывают с мягкими игрушками так называемые режиссерские игры, где ребенок управляет игрушками как актерами и выполняет за них некоторые действия. Стимулом к развертыванию такого спектакля может быть подходящий набор зверей, который позволяет, например, играть в «Теремок», «Зимовье зверей» или другую сказку, где есть герои-звери.

    13 стр., 6371 слов

    Социализация детей старшего дошкольного возраста

    ... социализацию детей. Объект исследования - процесс социализации детей старшего дошкольного возраста. Предмет - детская субкультура в социализации. Гипотеза исследования:, Задачи исследования 1. Раскрыть сущность процесса социализации; 2. Выявить компоненты детской субкультуры; 3. Исследовать особенности ...

    В руках ребенка мягкая игрушка оживает: собачки прыгают и «служат», котята кувыркаются, медвежата танцуют с куклами, а белочки распевают песни. Мягкую игрушку можно кормить, закутывать в платочек, брать с собой на прогулку и сажать на ветки или в траву, разыгрывая сюжеты из жизни «настоящих» зверей. Девочка, обустраивая жизнь своей игрушки — плюшевого щенка, — предусмотрительно делает из коробки конуру, в которой размещает кроватку (щенку должно быть тепло и уютно), — он получил эмоциональную роль питомца. Игрушка не утилитарное средство развития, а прежде всего радость, эмоционально-положительный заряд. Игрушка позволяет ребенку открывать в себе новые чувства и исследовать их, оставаясь наедине с самим собой, а правильнее — в паре с игрушкой.

    Малыш прихватывает с собой мягкую игрушку, когда идет спать: она дает ему то тепло, любовь и защиту, которые не могут дать взрослые («ты должен спать в кроватке один — ты уже взрослый»), Дети рано обнаруживают избирательную симпатию к определенным игрушкам, предпочитая машинки или мягкие игрушки и отправляясь спать с железным автомобилем или пушистой зверушкой. Неверно было бы усматривать в этом выборе характерологические особенности ребенка, ведь игрушка преподносится взрослым, который показывает привлекательные или не очень образцы действий, но ранний выбор игрушек, тем не менее, очень индивидуален.

    И. Н. Алешина высказала предположение, что между игрушкой и ребенком существует двухсторонняя связь: не только игрушка способствует формированию определенных личностных качеств ребенка, но и сам ребенок в зависимости от пола, уровня своего психического развития, особенностей эмоционально-нравственной сферы выбирает игрушки определенного вида, от которых зависит содержание организуемых им сюжетно-ролевых игр (4]. В исследовании пока удалось выявить только гендерные различия, которые проявились в том, что дети разного пола выбирали для своей игры образные игрушки с различными эмоционально-нравственными характеристиками. Для девочек такими качествами явились доброта, веселый нрав, готовность прийти на помощь, умение дружить, для мальчиков — сила и смелость. Влияние личностных особенностей детей на выбор определенной игрушки требует дополнительного изучения (24, «https:// «).

    Чаще всего любимой игрушкой ребенка становится именно мягкая игрушка, с которой можно поговорить, поиграть и сладко заснуть. Такую игрушку называют еще «игрушкойподружкой», она облегчает переживание опасности и одиночества, становится постоянным спутником ребенка и является своего рода эмоциональной поддержкой в трудных ситуациях. Например, любимая игрушка помогает ребенку адаптироваться в детском саду или, оказавшись в больнице, пережить разлуку с близкими.

    Ю. М. Болмосова

    • 1. Игрушка выполняет функции психологической защиты для ребенка. В период обиды на других детей или взрослых, когда ребенку особенно необходимо, чтобы его кто-то обнял, пожалел, 27% всей группы детей обращаются к любимой игрушке и 100% тяжело адаптирующихся детей к дошкольному образовательному учреждению.
    • 2. Любимая игрушка выполняет функции партнера по общению. В первые дни пребывания в детском саду игра, общение со сверстниками или взрослыми отсутствует из-за процесса адаптации, и мягкая игрушка, принесенная из дома, является единственным давно знакомым «другом». Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, дает ощущение своей нужности и самостоятельности.
    • 3. Игрушка выполняет функции посредника между взрослым и ребенком, помогает установить эмоционально положительный контакт с ребенком. Детям, у которых процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению носит продолжительный и болезненный характер, особенно тяжело выступать инициаторами общения, поэтому в качестве предмета общения они выбирают любимую игрушку.

    Любимые игрушки детей помогают им обрести чувство Я и осознать свои переживания. Дети с трудной адаптацией к дошкольному образовательному учреждению приписывают ей свое эмоциональное состояние: «Ей грустно», «Она плачет», «Мишка ждет папу». Именно со своими зайцами, мишками и лисичками дети проигрывают и переживают все, что с ними происходит: сон, кормление, игру, ожидание родителей и т. д.

    22 стр., 10804 слов

    Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста ...

    ... гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в ... необходимостью осуществлять в детском саду дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков и недостаточной разработкой данной проблемы на практике определяет актуальность этой работы. Актуальность ...

    Любимая игрушка может помочь ребенку преодолеть различные негативные переживания, связанные с разлукой с родителями, изменениями обстановки и режима дня, одиночеством или стрессом. Игрушка может быть товарищем и партнером по игре, может быть питомцем или малышом, нуждающимся в заботе. Ребенок проявляет в отношении игрушки эмоции, которые помогают обрести эмоциональное благополучие, позволяют достроить собственный субъективный мир. Ребенка объединяют с игрушкой «общие переживания и воспоминания», а иногда и «тайны», которые можно поведать только самому близкому другу. Дошкольники склонны одушевлять игрушки, приписывая им в игре особые чувства и мысли. Установление эмоциональных отношений с игрушкой, моделирование жизни питомца и эмоциональное сопереживание ему приводит к трансформации эмоциональной сферы и самосознания играющего ребенка.

    Конечно, никакая игрушка не может заменить ребенку ни общения с другом, ни привязанности к родителям, но она и не должна этого делать. Игрушка расширяет сферу положительных эмоций и помогает ребенку лучше понять свои чувства. А нежность, умиление и жалость, которые вызывает пушистый питомец, ложатся в основу формирования эмпатии и заботы о другом.

    Привязанность детей к игрушкам бывает иногда очень сильной, и взрослые должны уважать чувства ребенка даже по отношению к тряпочной обезьянке. Ребенок ждет от взрослого внимания к собственному миру, населенному игрушками, фантазиями, переживаниями.

    Д. В. Менджерицкой

    Кукла чрезвычайно метафорична и может нести в себе образ человека, ребенка, матери. Кукла является воплощенной моделью социальных отношений, поэтому ее внешний вид должен быть достаточно схематичен. Кукла, чей облик «отягчен» многочисленными подробностями, деталями лица, одежды, украшений, стимулирует созерцание и манипуляции, а не игру. Кукла со схематичными чертами может легко превращаться в младенца и старшего ребенка, маму или учительницу и даже папу.

    Отношение к кукле рождается в связи с тем образом, который несет в себе игрушка. Кукла-младенец нуждается в уходе и актуализирует потребность заботиться о ком-то, защищать и любить; кукла-сверстник ориентирует ребенка в игровых взаимоотношениях и позволяет моделировать отношения «ребенок — взрослый». Куклу-сверстника можно воспитывать, водить в детский сад или школу, учить читать или рисовать. Характер куклы рождается из характера ребенка и того образа, который создавали авторы куклы.

    Кукла является центром игровой ситуации, вокруг нее организуются самые различные сюжеты, главное содержание которых — человек. Для куклы строится дом, покупаются продукты, куклу лечат и кормят, открывая все новые стороны социального мироустройства. Конечно, кукла привлекает прежде всего девочек, открывает возможности ориентировки в роли мамы, но и мальчики с удовольствием используют кукол в своих сюжетах и хотя бы раз баюкали и кормили «беспомощного младенца».

    Кукла вбирает в себя следующие игровые функции:

    • — воплощение образа человека;
    • — замещение партнера по общению, товарища по играм;
    • — проецирование ребенком собственных переживаний;
    • — моделирование ребенком социальных отношений;
    • — исследование родительского (материнского или отцовского) поведения;
    • — объективирование потребностей, желаний, устремлений;
    • — обеспечение посредничества между взрослым и ребенком.

    Отдельно следует остановиться на новом типе кукол, вошедшем в детский мир относительно недавно, — это Барби. Барби принципиально отличается от предшественниц тем, что это образ взрослой девушки, а не младенца, сверстника или схематичного взрослого. Новая модель куклы стала очень популярной, что породило производство колоссального количества различных «атрибутов жизни» Барби (одежда, украшения, дома, предметы быта и т. д. ) и модификаций самой куклы (Барбиневеста, беременная Барби, темнокожая Барби и др.).

    Несмотря на очевидные достоинства игрушки — удачный размер, гибкость, выразительность, — Барби стала предметом раздора среди педагогов, психологов и родителей. У куклы есть явные половые признаки (женская грудь), что может (или не может) стимулировать неадекватный возрасту интерес к половой жизни или, наоборот, может (или не может) формировать здоровую психосексуальную идентичность дошкольников.

    В. К. Лосевой, М. В. Антонова, Л. И. Эльконинова

    • а) два типа жизни (взрослой — половой и детской — бесполовой) отделены друг от друга и локализованы в разных семантических пространствах;
    • б) разыгрывается переход от одного пространства к другому как основное событие игры.

    Соответственно различным темам девочки разыгрывали следующие кукольные роли (амплуа): «мама», «красавица», «женщина» (поведение сексуально окрашено).

    Авторы предположили, что действия, характерные для этих ролей, могут быть следующими: «мама» — все действия ухаживания за членами семьи и домом; «красавица» — все, что связано с зеркалом и украшением себя, исключая гигиенические процедуры (роль истинной «красавицы» не предполагает наличие других ролей — «мамы» или «жены»); «женщина» — действия, связанные с интимной жизнью взрослых (например, кукол укладывают раздетыми в одну постель, накрывают одеялом, и они целуются).

    Л. И. Эльконинова

    Еще интереснее оказались возрастные различия в темах игр и характере пробующих действий в разных кукольных ролях. Если до 5 лет темы игр с обеими куклами почти совпадают — это игры, связанные с детско-родительскими отношениями, то после 5 лет проявляются различия — в игре с Барби появляются темы игр в «мужа и жену», в «танцы», в «свадьбу» (которых в этом возрасте в играх с обычными куклами не было).

    Зато роль «красавицы» появляется в играх с обычными куклами раньше и чаще повторяется в сюжетах. В играх с Барби роль «красавицы» появляется только в 6 лет. Что касается игровых действий, выражающих представление ребенка об интимных отношениях между полами, то, как указывают авторы, они появились только в играх с куклой Барби, дети вели себя в этот момент неестественно, например хихикали, смеялись, поглядывая на экспериментатора.

    Л. И. Эльконинова, Л. И. Эльконинова

    Игра в куклы, в том числе и с Барби, многопланова и меняется с возрастом ребенка, вместе с изменяющимися интересами, потребностями и глубиной проникновения в мир взрослых. Важные для младших дошкольников детско-родительские отношения уступают место супружеским отношениям, и девочка пробует себя не только в роли мамы и хозяйки, но и в роли девушки-красавицы и жены. По всей видимости, это закономерный этап развития, который находит отражение в игре и осмысляется через игру, однако в игре с Барби эта ориентировка дополняется новыми акцентами. Вместе с тем Барби олицетворяет массовое, штампованное представление о красоте, что может способствовать формированию у девочки стереотипов внешнего вида, и, как предостерегают авторы исследования, «в подростковом возрасте это может привести к проблемам, связанным, например, с адекватной самооценкой».

    Многие отечественные и зарубежные авторы не так лояльны в отношении Барби, выделяя потребительскую жизненную позицию, которая стоит за образом этой куклы: «В магазинах продаются всякие Барби, Синди, Кены и прочие, этакие куклы-фотомодели с тоненькими, как спички, ножками или мускулатурой, как у супермена, с мертвым рыбьим взглядом и отвратительной виниловой кожей, — пишет К. Нойшюц. И продолжает: Для них выпускают тысячи принадлежностей: спортивные костюмы, лошадей, плавательные бассейны, туалетные столики, космические скафандры, экипировку для подводного плавания, гоночные автомобили с всевозможными престижными аксессуарами. Эти куклы — отражение жизненной позиции, которая вызывает серьезные сомнения» [38].

    В. В. Абраменкова

    Таким образом, профессионалы оценивают влияние куклы Барби на развитие ребенка неоднозначно, а подобный аргументированный негативизм характеризует отношение педагогов и психологов ко многим современным игрушкам — трансформерам, покемонам, монстрам, сомнительным «героям» типа Человек-паук, Халк и др.

    В. В. Абраменковой, И. Н. Алешина

    Конечно, было бы идеально просто, если, окружив ребенка добрыми, красивыми игрушками, взрослые могли больше не переживать за его воспитание. А наличие в детской комнате игрушечного пистолета само по себе не превратит ребенка в бандита. Но ребенок с игрушкой взаимодействует, он принимает на себя роль, образ, подсказываемый игрушкой и строит свое поведение в соответствии с этой ролью. Эмоционально погружаясь в игру, малыш пробует новые действия, испытывая чувства, которые связывают его с новым опытом. А какой опыт приобретает хозяин таких игрушек, как наручники и дубинки, монстры и чудовища? Как предупреждает Абраменкова, «ребенок идентифицирует себя с игрушкой, не только с ее, внешностью, но и с ее скрытой сутью, вступая с ней в личностно-смысловые отношения» [2].

    Игрушки легко становятся носителями идей, пропагандируемых средствами массовой информации. СМИ фиксируют в игрушках основные тенденции воздействия на сознание и поведение ребенка, способы и средства его воспитания. Игрушка пропагандирует определенные ценности. Эмоциональный компонент действий с игрушкой приводит к тому, что связь (ребенок — игрушка) становится обоюдной. Не только ребенок выбирает игрушку под стать своим переживаниям или характерологическим особенностям, но и игрушка влияет на ребенка, «запуская» определенные модели поведения.

    Учение К. Левина о побудительном характере вещей в раннем возрасте открывает поведение ребенка с новой точки зрения: действия инициируются внешним воздействием — побудительной силой вещей. К. Левин пишет о ребенке, что «вещи диктуют ему то, что надо сделать — дверь тянет ребенка на то, чтобы ее открыть и закрыть, лестница на то, чтобы взбежать, колокольчик на то, чтобы позвонить». В этом феномене кроется опасность негативного влияния игрушки на эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте, который еще не преодолел связанности аффекта и восприятия и действовать в игре будет так, как того требует игрушка. Если игрушка — монстр, оружие или некий другой агрессивный предмет, то маленький ребенок будет действовать соответственно образу игрушки.

    И. Н. Алешиной

    Однако военная игрушка давно завоевала свое право на существование и, как любая другая игрушка, влияет на развитие личности ребенка, помогает ему принять на себя определенную роль. Вопрос в том, какая это будет роль — роль защитника и героя или роль агрессора и террориста? В современном обществе тема милитаризма в целом чрезвычайно противоречива, и взрослые относятся к играм мальчишек в «войнушку» амбивалентно, а мальчишки продолжают с удовольствием «сражаться», часто маскируясь для отвода глаз под другие («педагогически благоприятные») игры.

    Игрушки-оружие могут соперничать за историческое первенство с остальными игрушками — крохотные мечи, миниатюрные луки со стрелами создавались различными культурами и приветствовались как необходимый атрибут игры мальчика, стремящегося стать мужчиной. Остается понять, как одновременно воспитать гуманизм и отвагу, жертвенность и готовность защищать, патриотизм и толерантность, решительность и сдержанность. Вопрос о влиянии военных игрушек, игрушекоружия на психику ребенка требует дополнительных, направленных исследований, уточняющих характер этого влияния.

    Г. Л. Лэндрет

    Современным дошкольникам родители чаше всего предлагают интеллектуальные игры, выделяя в качестве приоритетной линии познавательное развитие. Ориентируясь на грядущее поступление в школу, многие родители отвергают самоценность дошкольного детства и не поддерживают сюжетно-ролевые игры детей.

    О. А. Вашук

    Современные образные игрушки в большинстве своем — сильные, мускулистые персонажи мультфильмов, которые хотя и находятся на стороне добра, но отстаивают это добро отнюдь не гуманными методами. Многочисленные игрушечные герои — супермен, человек-паук, бэтмен и др. — в одиночку спасают мир, активно уничтожая все на своем пути к добру.

    В. В. Абраменкова, Е. О. Смирновой

    • 1. Первым и необходимым требованием к игрушке является ее потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Выбирая забаву для своего сына или дочки, нужно представить, что ваш ребенок будет с ней делать.
    • 2. Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам и смыслам самого ребенка — важнейшее требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее игрушкой. Только в этом случае она вызовет желание действовать с ней. В то же время, действуя с игрушкой, ребенок реализует какой-либо способ игровых действий, что отвечает задачам его развития.
    • 3. Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребенка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры. Если материал детской игры будет хотя и привлекательным, но жестким, предполагающим строго определенный способ употребления (как, например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью. Чем более определенной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Сложные и завершенные игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребенка к известным стереотипным движениям. Игрушки более простые и менее определенные допускают широкий спектр игровых действий.

    Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребенку. Следовательно, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для хорошей, развивающей игрушки.

    С. Л. Новоселова, Вопросы для самоконтроля

    • 1. Каковы закономерности исторического развития игрушки?
    • 2. Какие исторические тенденции определили возникновение ролевой формы игры?
    • 3. Какие группы игрушек выделяются в соответствии с их влиянием на развитие ребенка?
    • 4. Какие игрушки способствуют развитию предметной деятельности?
    • 5. Какую роль в жизни ребенка играют мягкие игрушки?
    • 6. Каково психологическое значение куклы в развитии детей?
    • 7. В чем особенности психологического влияния на развитие ребенка традиционной куклы и куклы Барби?
    • 8. Как оценивается в психологии влияние на психику детей военных игрушек?
    • 9. Какие негативные особенности современных игрушек выделены в психологии?
    • 10. Какие классификации игрушек разработаны в психологии?