Восприятие времени и компетентность во времени как психологическая особенность личности

Курсовая работа

курсовой работы: «Восприятие времени и компетентность во времени как психологическая особенность личности».

Актуальность

Данная проблема в отечественной психологии активно разрабатывается усилиями К.А.Абульхановой-Славской, В.И.Ковалева, Л.Кублицкене, В.Ф.Серенковой и др.

Цель исследования: изучить восприятие времени и компетентность во времени как психологическую особенность личности.

Объект исследования: время.

Предмет исследования: восприятие времени.

Задачи исследования:

1. Определить понятие времени в психологии

2. Выяснить особенности времени

3. Изучить особенности восприятия времени

4. Рассмотреть понятие «чувство времени»

5. Изучить компетентность человека во времени

Теоретическая значимость, Практическая значимость

Глава 1. Психология времени

1.1. Понятие времени в психологии

В понятийном аппарате психологии время присутствует всегда. Временная форма включена в основу устройства и функционирования психологического знания. Выяснение представленности и значимости для человека понятия «время» может внести вклад в построение модели его «образа мира».

На протяжении истории цивилизации в оценке времени отчетливо проступают две тенденции — «линейное» восприятие времени, текущего от прошедшего к будущему и «циклическое» круговое восприятие. Так, древнеегипетское и традиционное китайское описание — это циклическая последовательность эр; символ времени древней Индии — колесо, бесконечная цепь из «настоящего — будущего — прошедшего».

Представление о времени развивается постепенно как у отдельного человека, так и у человечества в целом, и временные категории определяются той культурой (или той цивилизацией), парадигмы которой довлеют в индивидуальном и коллективном сознании.

Идея времени, по мнению некоторых исследователей, психологически родилась из двух совершенно разных источников — повторяемости и неповторяемости событий, т.е. ритмического повторения чего-то (ударов пульса, суточной смены дня и ночи, сезонов года) и неповторимого однократного течения чего-то, например рождения, роста, старения и умирания живых существ.

Представления о времени не являются врожденными — они развиваются постепенно в процессе формирования личности, и временные (как и пространственные) понятия человека определяются той культурой (цивилизацией), к которой он принадлежит.

6 стр., 2829 слов

Восприятие информации человеком

... восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает. Органы чувств являются информационными каналами между внешним миром и человеком. Зрительная информация Зрительную информацию человек ... удаленности и направлении обеспечивает константное восприятие величины видимых объектов. Как показывают исследования, многие операции пространственного восприятия ...

Проблема включения времени как категории в научную психологию возникла давно.

Классические исследования В.И. Вернадского о качественно различных структурах времени в физической, геологической, биосферной и социальных системах затронули психологию по касательной. Точно так же, как психология изучала личность в «искусственных мирах», «средах», она долго довольствовалась представлением о времени, заимствованном из классической механики.

В советской психологии тезис зависимости времени от тех систем, в которые оно включено — в неорганическую природу, в эволюцию органической природы, в социогенез общества, в историю жизненного пути человека — был сформулирован С.Л. Рубинштейном. Эти представления лишь недавно стали интенсивно разрабатываться в психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник).

В изучении времени в современной психологии выделяются несколько направлений: сенсорный (восприятие времени); событийный (психологическое время личности — как смена событий); описательный (представления о времени как образы в искусстве, живописи, поэзии) и др.

В науке XX столетия вошло представление об отличии физического времени, имеющего строгие, объективные, научно выверенные показатели и величины измерения, от времени субъекта, переживаемого, осознаваемого и конструируемого самой его активностью. Реальность и объективность физического, математического времени нетождественна реальности времени социального бытия человека, эти реальности и научные понятия о них не совпадают, хотя и связаны. Человеческая жизнь протекает в объективном физическом времени, но для человека имеют значения не константы времени, а то, какова качественная форма активного бытия во времени, каково осуществление жизни.

В работах С.Л. Рубинштейна и его учеников был сделан шаг в понимании активности личности в отношении ко времени. Личность предстала как субъект «жизненного пути», не только как зависящая от событий, периодов жизни, но и как строящая «жизненную перспективу». Была показана зависимость хода жизни, жизненного пути со всем многообразием его событий от типа личности, личностных особенностей, ее способов направлять, ускорять события своей жизни.

К.А. Абульханова-Славская, подчеркивая зависимость жизнедеятельности от самого субъекта жизни, различает три структурных образования жизненного пути личности: «жизненную позицию», «жизненную перспективу» (понятие, близкое к понятию временной перспективы), «смысл жизни». Таким образом, активность личности в отношении к времени жизни стала предметом всестороннего изучения, что позволяет строить программы обследования и диагностики посредством анализа жизненных планов, жизненных позиций и временных перспектив.

Время — основа организации, упорядочения и координации деятельности людей. Временную координату имеют все характеристики человеческой деятельности — условия, ситуативные обстоятельства, возможности и реальное осуществление. Всякое действие субъекта представляет собой процесс, а любой процесс развернут во времени и характеризуется особыми временными закономерностями. Опыт субъекта — это его мир, который имеет свою структуру, складывающуюся в прошлом, а с другой стороны — погруженную в сиюминутную деятельность. Структуры опыта в виде пространственных и временных схем управляют поведением человека.

4 стр., 1797 слов

Личность и сознание. Личность как субъект жизни (по С.Л. Рубинштейну, ...

... особой организацией. По Рубинштейну, этой способностью личность наделена как бы априори, это её свойство. Он даже подчёркивает: “человека не удовлетворяет пассивно-потребительское отношение к жизни, выжидание ... получить завершение? Как тогда воспринимается жизнь, как к ней относиться? У Рубинштейна есть потрясающие строки о восприятии жизни: “Говорить, что жизнь прекрасна, утверждая этим, будто ...

«Время — это поток, но в той его области, где поток проходит сквозь субъекта… Жизнь входит в определение времени», — замечает Ю.К. Стрелков, рассматривая понятие времени в современной психологии.

По мнению В.П. Зинченко, время для психологии выступает в качестве важнейшего средства изучения психики, условия (фактора) облегчающего или затрудняющего протекание психических процессов, существенного критерия эффективности последних.

Время в сознании, поведении человека приобретает конкретное психологическое содержание как элемент культуры, уровень развития которой определяет доминирующую в данном сообществе концепцию времени. Временные понятия человека всегда определены той культурой, к которой он принадлежит. Перед человеком стоит рефлексивная задача дифференциации им самим порожденной реальности, в том числе собственных образов пространства и времени, от действительности.

Таким образом, представления о времени в психологии являются одной из точек отсчета в понимании человека.

1.2. Время и его особенности

Характерными особенностями времени являются:

1) его текучесть; время связано с движением;

2) его необратимость;

3) отсутствие наглядных форм, «его не видно и не слышно».

Само слово время происходит от древнерусского «веремя», что означает вращение. Прошедшее, настоящее и будущее связаны между собой таким образом, что они не могут поменяться местами. Свойство необратимости времени, протекания времени в одном направлении есть выражение вечного развития природы и общества по восходящей линии, от старого к новому.

Поскольку время — направленная величина (вектор), однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, сутки, месяц, год, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. С этим связан дальнейший момент, особенно осложняющий восприятие времени опосредованными компонентами. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется на прошлое и на будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к настоящему.

Время — это процесс, который характеризуется темпом изменений и ритмом превращений.

Время бывает объективное, субъективное и хронологическое. Образом, представляющим объективное время, может стать поток так называемой «реки времени».

Началом или истоком этой реки будет тот миг в жизни Космоса, который известен как «Большой взрыв», положивший начало Вселенной. И, соответственно, завершением ее существования станет процесс, о котором астрофизики говорят, как о «Большом коллапсе».

2 стр., 971 слов

Топик по английскому «Healthy Life / Здоровый образ жизни»

... effective ways to care about yourself. Топик на английском «Здоровый образ жизни» «В здоровом теле здоровый дух», - гласит пословица. И я должен ... и эффективных способа позаботиться о себе. Говорить про здоровый образ жизни на английском - интересно, легко и приятно. Напишите о себе ... нагрузки. Вот почему я так много внимания уделяю здоровому питанию. На мой взгляд, если вы не можете заниматься ...

Субъективное время можно представить как индивидуальное рождение новой струи, произошедшее в один из множества возможных моментов, возникающих и бесследно исчезающих в потоке общего времени.

Итак, начало имеет свое завершение, которое обязательно произойдет в соответствующее время, в соответствующем месте и случится по соответствующей причине. Окончание жизни струи, представленной субъективным временем, называется смертью.

Хронологическое время представляет собой исчисление процессов, как изменений, так и превращений. Другими словами, это раздробление целого на различные мерности с тем, чтобы появилась возможность производить с временем различные расчеты.

Так, хронометрия использует для своих исчислений такие временные отрезки, как: секунды, минуты, часы, сутки (составленные из дня и ночи), недели, месяцы, и годы (разбитые на кварталы и полугодия).

Для нашего исследования будет достаточно опираться на сутки, годы и индивидуальное летоисчисление, т.е. дни рождения.

Субъективное время вписано в объективное своими базовыми характеристиками, которые представлены дневным бодрствованием и ночным сном, как дуальность жизни. Темп и ритм ее проявления раскладываются на длительность процесса (количество) и его продолжительность (качество).

Эти две характеристики находятся в зависимости друг от друга. Причем, длительность непосредственно зависит от продолжительности, а качество от количества — опосредованно.

В «реке» объективного времени, по ходу потока, расположен набор естественных «порогов», созданных природой. Вместе с тем, поток объективного времени, кроме этапных порогов, разбросанных по всему руслу, имеет гигантский «водопад», в котором совмещенные воедино пространство и время, разбиваясь о дно этой воронки, делятся на составляющие.

«Пороги», не создавая особых трудностей для потока объективного времени, тем не менее, существенно осложняют существование струй, несущих субъективные характеристики тем, что, взаимодействуя с ними, принуждают тратить на их преодоление значительные энергетические ресурсы.

Таким образом, жизнь, как длительность, может быть отмерена количеством пройденных «порогов», а ее продолжительность измерена качеством их преодоления.

Последняя характеристика включает в себя как темп реального времени, проявляющего свою активность в промежутках между порогами, так и ритм виртуального — при их преодолении.

Выражается эта особенность тем, что минимально значимые преграды сопоставлены с суточной хронометрией, где субъективное время определяется рубежами дня и ночи. Причем именно ночь разделяет предыдущий и последующий дни, а не наоборот.

Психология субъективного времени выражается отношением личности к тому процессу, который выражен его восприятием каждой из ступенек.

Это не простой вопрос, так как отношение к преодолению каждого из этапов может выражаться как видение целевой вещи либо этапного процесса. Различие этих вариантов в том, что по достижению каждой цели наступает потребность в наслаждении ею.

Этап же, суть которого в преодолении, стремится к созданию следующего этапа и так далее. Наслаждение одной целью предполагает возбуждение желания заполучить другую, третью и т.д. до бесконечности. Мы видим этакий праздник плоти.

5 стр., 2111 слов

Общая психология» : «Уровень развития восприятия младших школьников» ...

... восприятия младших школьников, по методике Р.С.Немова (дата: 21.12.2012); На втором этапе - проводили упражнения по развитию восприятия младшего школьного возраста, автор Л.Ф.Тихомирова (дата: 24.12.2012); На третьем этапе – выявляли изменения в уровне восприятия младших школьников, по ...

Преодоление рубежа связано с напряжением и огромной ответственностью за совершенное действие. Поэтому для такого процесса требуется тщательная и длительная подготовка, а также организация стремительного и целевого действия.

Вожделение, связанное со стремлением, достижением и обладанием целью, создает лишь иллюзию благополучия, а на самом деле является банальным проживанием жизни. Субъективное время растянуто от числа к числу, от даты к дате, от возраста к возрасту.

Оно начинает синхронно вибрировать с потоком объективного, т.к. субъективная струя не только находится в общем потоке, но и не противодействует ему, находясь в состоянии безволия. Но ей кажется, что чем быстрее «нахватываешься» очередных этапов, тем больше их будет. Следовательно, и продолжительнее будет жизнь.

И, тем не менее, это заблуждение. Субъективное время нельзя отождествлять с объективным, а их различие отражено в факте возникновения между ними хронологического времени, которое в секундах отсчитывает «угол» их расхождения.

Ветвь субъективного времени растет (а значит, и все дальше отходит от объективного ствола) по мере достижения ею очередных целевых пунктов.

И чем чаще они осваиваются, тем меньше угол расхождения, тем меньший срок жизни отсчитает хронометр. И наоборот,

Если же не стремиться к этапным целям, а как можно дольше удерживаться в своей психологической паузе между ними, то за тот же период объективного времени субъективная ветвь отойдет на большее расстояние от ствола. А значит, и хронометр отсчитает, соответственно, больший срок, что вполне логично и понятно. Но удлинение субъективной ветви также благотворно сказывается и на том участке пути, когда личность занята преодолением очередного рубежа. Этот «порог» можно рассматривать как экзамен, тестирующий личность на способность к проявлению и утверждению жизненности. Ведь сразу, за каждым рубежом, вновь следует период максимального напряжения, когда субъективная струя отстаивает свое право на индивидуальность у объективного времени.

Следовательно, важность этого момента пути переоценить трудно, но к нему необходимо готовиться. Удлинение субъективного времени на стандартном отрезке объективного не только увеличивает хронологическое время, но и позволяет личности накопить дополнительные силы для того, чтобы с легкостью одолеть предстоящий рубеж. Теперь видим, что радостное ожидание в предвкушении цели, по сути, оборачивается не дебетом, а кредитом времени.

Ведь годы в истине отсчитываются не как простое сложение вех, а как длительность срока нахождения между ними.

Глава 2. Восприятие времени и компетентность во времени

2.1. Особенности восприятия времени

Восприятие времени — отражение объективной длительности: скорости и последовательности явлений действительности. В основе этого вида восприятия лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Большое значение имеют так называемые биологические часы — циклические явления — биение сердца, ритм дыхания, сон и бодрствование, появление голода и насыщение. В восприятии времени участвуют кинестетические и слуховые ощущения.

И. П. Павлов указывал, что отсчет времени свойствен каждому элементу нервной системы, каждой ее клетке, и он экспериментально доказал, что любой анализатор может «отсчитывать время». И. П. Павлов говорил, что физиологической основой восприятия времени является смена возбуждения и торможения, что и позволяет «отсчитывать время». Эта мысль доказана рядом исследований: при относительном преобладании во второй сигнальной системе возбудительного процесса происходит недооценка времени, при относительном преобладании тормозного процесса — его переоценка. Таким образом, точность оценки временных интервалов в конечном итоге определяется динамикой процесса возбуждения и торможения. Дифференцировка же временных интервалов является не чем иным, как результатом условных рефлексов на время.

Восприятие времени обусловлено тем содержанием, которое его заполняет. Так, человек, занятый интересной деятельностью, не замечает, как проходит время. Бездельничая, люди, наоборот, не знают, как ускорить ход времени.

На восприятие времени также влияют эмоции человека. Время ожидания желательного события томительно, нежелательного — мучительного сокращается. В этом проявляется закон эмоциональной детерминированности оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительной эмоциональной окраской, сокращается в переживании, а, заполненные событиями с отрицательным эмоциональным знаком, увеличивается: «Грустные часы длинны» — говорит Ромео.

«Счастливые часов не замечают» — отмечает Грибоедов.

восприятие временной длительности

закон заполненного временного отрезка:

Время можно «раскинуть» по категориям: астрономическое, биологическое, психологическое.

Ход психологического времени замедляется, если человек живет в потоке и восприятии информации. Вот почему детство тянется так долго. Когда ребенок играет, время для него останавливается, По мере взросления у индивида развивается эгоцентрическое мышление, и он уже ленится впитывать, как губка, знания. Поэтому с годами мы ощущаем ускорение хода времени. Так что жить играючи — значит находиться в постоянном информационном поле. А если субъект зациклен только на какой-либо одной мысли, то, состарившись, он разводит руками: «Как быстро пролетели отведенные мне годы, а я даже не успел сделать что-то путное или узнать о чем-то важном…»

Многие могут вспомнить, что иногда вечером признавались себе: «Надо же, каким длинным был сегодняшний день». И начинали перечислять множество дел, которые выполнили, событий, в которых участвовали, открытий… Или, побывав, допустим, в Париже, человек за пару дней смог столько увидеть и узнать, что ему кажется, будто он в этом городе прожил, по меньшей мере, месяц.

Это есть способ замедления хода времени, когда человек не чувствует, как оно течет. Но бывает, что время тянется невыносимо медленно, и субъект ощущает сие всеми своими клетками. К примеру, если он находится в заключении, то каждая секунда для него — мучение. Или когда у человека горе.

Некоторые люди находятся в плену у будущих секунд. Они не живут настоящим, а занимаются тем, что строят планы на перспективу. Или испытывают страх по поводу возможных неприятностей. Такие индивиды только теряют свое время. И обычно они характеризуются крайней степенью эгоизма.

Чувство дублирования каких-либо событий, мест (или феномен «дежа вю») знакомо практически каждому человеку. «Это со мной уже происходило. Здесь я уже бывал…»

Горожанам был задан вопрос: «Во сколько раз ход времени стал для вас протекать быстрее по сравнению с предыдущим десятилетием жизни?»

Молодые люди от 10 до 20 лет ответили: примерно в 1,2 раза. Для 20-30-летних коэффициент ускорения достиг 1,5. Для 30-40-летних — двух. Респонденты, достигшие 40-50 лет, признавались, что ход их жизни ускорился в 4-5 раз. Более пожилые горожане называли такие цифры!.. В пределах 10-25. То есть восприятие хода времени также зависит и от возраста. Человек старится тем быстрее, чем сильнее ощущает, что время ускользает от него.

Лицо человека представляет собой своего рода «физиогномические часы» (физиогномика — учение о выражении человека в чертах лица и формах тела).

Морщинки — словно стрелки, за которыми человек зорко следит и по которым отсчитывает прожитые годы.

И люди становятся рабами «физиогномических часов» вместо того, чтобы менять психологическое восприятие времени.

Психологи советуют хотя бы один день в месяц жить без часов. Тогда человек сможет избежать цейтнота. Ведь не зря же великий Грибоедов в своем «Горе от ума» утверждал, что «счастливые часов не наблюдают».

2.2. «Чувство времени»

Что такое настоящее? Настоящее – не выдумка, не воспоминания. Это то, что происходит сейчас. Оно вокруг человека, оно движется во времени вместе с ним.

Много неподвижных предметов находится среди нас. Они остаются в покое в 3-х мерном пространстве, но движутся во времени. Для них время проходит очень быстро, имеют значение лишь моменты, когда до них дотрагиваются, перемещают либо воздействуют ещё каким-либо образом. Это было бы так, если бы предметы обладали чувством времени. Что же такое чувство времени?

У человека ориентировка во времени имеет две различные, взаимно дополняющие друг друга формы отражения времени. Одна из них — это непосредственное ощущение длительности, обусловленное висцеральной чувствительностью, на базе чего образуются условные рефлексы. Другая — собственно восприятие времени, наиболее сложная и совершенная форма отражения, которая, развиваясь на общей органической основе, тесно связана с обобщающей функцией второй сигнальной системы. Непосредственное восприятие временной длительности выражается в нашей способности чувствовать ее, непосредственно оценивать и ориентироваться во времени без всяких вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени». В разных видах деятельности «чувство времени» выступает то как чувство темпа, то как чувство ритма, то как чувство скорости. В формировании этого чувства определенную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов. Так, «чувство времени» наряду с чувственным восприятием включает и логические компоненты: знание мер времени. Таким образом, «чувство времени» опирается на взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. Оно развивается и совершенствуется в процессе практической деятельности человека, в результате специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.

Итак, с одной стороны, развивающееся восприятие времени опирается на чувственную основу, а с другой — на освоение общепринятых эталонов оценки времени. Чувственному восприятию времени способствуют все основные процессы нашей органической жизни, обладающие строгой периодичностью (ритм дыхания, биение сердца и мн. др.) Точно так же весь ритм ежедневной жизни человека способствует выработке условных рефлексов на время.

Психологические исследования подтверждают огромную роль второй сигнальной системы в формировании представлений о времени, в оценке временных интервалов. Слово создает возможность определить различные отрезки времени в принятых единицах измерения, определить темп, ритм, последовательность процессов, их смену и периодичность.

Основой восприятия времени, как и всякого иного восприятия, является система перспективных действий, формирующих образ. Время выступает как особая характеристика протекания этих процессов по ритму и темпам, по последовательности и т. д., что измеряется с помощью общепринятых эталонов.

Каковы особенности оценки, отмеривания и воспроизведения временного интервала?

Исследования показали, что наименьшей точностью характеризуется словесная оценка интервала времени. Самое же точное восприятие времени наблюдается при воспроизведении временного интервала. Это обусловлено тем, что если при оценке и отмеривании нужно лишь внутренне, про себя сличать воспринимаемый временной интервал с известным эталоном, хранящимся в памяти, то при воспроизведении продемонстрированного интервала времени приходится не только внутренне сличать его с эталоном, но и практически сопоставлять воспроизводимый интервал с только что продемонстрированным эталоном.

Затруднения же в отмеривании названного интервала времени обусловлены тем, что нужно оценить названный интервал, а затем перейти к отмериванию, что совершается с помощью ряда анализаторов — речедвигательного, двигательного, зрительного в их сочетании, ибо единственного анализатора времени, которому можно было бы отдать предпочтение, не существует. Различные свойства времени отражаются с помощью комплекса анализаторов.

Таким образом, все психологические исследования подчеркивают особую роль слова и сложившихся в обществе эталонов в восприятии и оценке разных сторон времени.

Часы, дни или недели, заполненные значительными и интересными для нас событиями, кажутся быстротекущими, короткими, а отрезок времени, когда не произошло ничего особенного и все было обыденно, привычно, однообразно, представляется особенно длинным. Время переживаемого удовольствия, радости мы, как правило, недооцениваем, а неприятностей, скуки — переоцениваем. Наиболее коротким кажется нам время, в течение которого надо успеть сделать многое.

Все это имеет физиологическое объяснение. В тех случаях, когда в коре головного мозга преобладают процессы возбуждения и, следовательно, обмен веществ повышен, время бежит «быстрее». При преобладании торможения оно тянется «медленно».

Все люди способны мыслить, но не все обладают чувством времени. Необходима тренировка, для того, чтобы ощущать движение времени так же, как мы осознаём наше перемещение в пространстве. Мы умеем ориентироваться по часам, но это не самый лучший измеритель времени. Дело в том, что время способно сжиматься и растягиваться.

Может ли человек управлять своим временем? Однозначно нет. Можно научиться быть более чувствительным к движению времени, можно научиться более эффективно организовывать свою деятельность во времени.

пунктуальность

Пунктуальность – крайняя аккуратность, систематичность, неотступное следование каким-либо правилам, условиям.

Как развить в себе пунктуальность:

Ø Самоконтроль. Контролируя свои действия, сознательно приучаясь не опаздывать, планировать важные дела и встречи заблаговременно – человек воспитывает в себе пунктуальность.

Ø Режим. Соблюдение режима помогает человеку научиться организовывать свое время самым рациональным образом; человек, придерживающийся определенного режима дня – воспитывает в себе пунктуальность.

Ø Психологические тренинги. Участие в психологических тренингах может помочь человеку лучше чувствовать время и научиться правильно его рассчитывать и распределять; это – серьезный шаг на пути воспитания пунктуальности.

Ø Семейное воспитание. Родители, показывающие пример сдержанности в словах и обязательности в действиях – воспитывают и в себе и в детях пунктуальность.

Чтобы быть пунктуальным и все делать вовремя, необходимо научиться контролировать свое время. «Чувство контроля» является ключом к счастью, уверенности, силе и благополучию. А ощущение контроля появляется, лишь тогда, когда человек умеет распоряжаться временем. Умению распоряжаться своим временем можно научиться.

Управление временем начинается с ясности. Как только человек решит для себя, к чему он стремится, определится с долгосрочными целями финансового успеха, семейного благополучия и отличного здоровья, когда он поймет куда идти, тогда он сможет распланировать свое время так, чтобы не пропало ни одной минуты и секунды зря.

Управление временем требует самодисциплины, самоконтроля и самообладания. Распределение времени требует от человека оптимальных решений, необходимых для повышения качества жизни и деятельности.

Научиться распределять время не сложно, главное – ежедневная практика. Необходимо ежедневно составлять список предстоящих дел, начиная работу с самого важного задания и не отвлекаясь на посторонние дела, пока оно не будет завершено полностью.

Время – это ткань, из которой соткана жизнь. Научившись обращаться со временем, человек научится управлять своей жизнью.

2.2. Компетентность человека во времени

Компетентность во времени (Time competence) – эта характеристика, оценивающая тенденцию человека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом или будущем.

Считается, что люди, компетентные во времени, могут размышлять о том, как прошлое относится к настоящему, и реалистично связывать долгосрочные планы с текущими задачами. У таких личностей есть чувство непрерывности этих трех аспектов времени.

Люди некомпетентные во времени отделяют свое прошлое и будущее от настоящего. Их жизнь в настоящем основана на сожалениях и чувстве обиды, связанных с прошлым, и идеализированных целях или страхах, связанных с будущим. Эти люди также испытывают трудности в связывании своих прошлых достижений с надеждами на будущее. Самоактуализирующиеся люди в основном компетентны во времени.

Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть.

Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм или пессимизм также оказывают меньшее влияние на восприятие самоактуализирующегося человека. Такое неискаженное восприятие Маслоу назвал «бытийным». С высоко объективным восприятием связано и то, что самоактуализирующиеся люди более толерантны к противоречивости и неопределенности, чем большинство людей. Кроме этого, они не боятся проблем, которые не имеют однозначных правильных или ошибочных решений. Такие люди приветствуют сомнение, неопределенность и нехоженые пути.

Стоит человеку только поддаться:

1. идеализированным целям (положительным, очень желанным моментам), связанным с будущим, или

2. идеализированным страхам (отрицательным, очень нежеланным моментам), связанным с будущим,

и человек может забыть о себе настоящем. С этого момента у него не будет жизни в настоящем.

Таким образом, человек превратится в раба своих сожалений, чувства обиды, связанных с прошлым, и идеализированных целей, страхов, связанных с будущим.

Чем же отличаются идеализированные цели и страхи от обычных (реальных, неидеализированных) целей и страхов?

Трубников Н.Н. описывает идеализацию как «излишний вес», «чрезмерное значение».

То есть вес может быть не излишним, а значение — не чрезмерным, а реальным, адекватным, объективно отражающим мир.

Таблица 1

Деструктивное (разрушительное) представление себя во времени

прошлое

настоящее

будущее

сожаление, чувство обиды

Где я? кто я? Что могу? Куда иду? О прошлом — сожалею, будущего — боюсь. Не мыслю себе жизни без….(недостигнутая идеализированная цель), поэтому так несчастлив сейчас

идеализированные цели, ложный оптимизм

негативный опыт, неудачи

идеализированные страхи, ложный пессимизм

Таблица 2

Конструктивное (созидательное) представление себя во времени

прошлое

настоящее

будущее

радость, приятное

действительная, реальная, радостная жизнь, которая может быть только

Здесь и Сейчас: прошлое — позади, будущее еще не наступило

реальные цели, которые не обесценивают настоящее

позитивный опыт, удачи

реальные опасения

Таким образом, компетентность человека во времени характеризует его как адекватную личность, ставящую перед собой реальные цели и планы, проживающую полную насыщенную жизнь в настоящем и не смотрящую в прошлое.

Заключение

В понятийном аппарате психологии время присутствует всегда.

Время — основа организации, упорядочения и координации деятельности людей. Временную координату имеют все характеристики человеческой деятельности — условия, ситуативные обстоятельства, возможности и реальное осуществление. Всякое действие субъекта представляет собой процесс, а любой процесс развернут во времени и характеризуется особыми временными закономерностями.

Время — это процесс, который характеризуется темпом изменений и ритмом превращений.

Восприятие времени — отражение объективной длительности: скорости и последовательности явлений действительности. В основе этого вида восприятия лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

На восприятие времени большое влияние оказывают эмоции человека. Время ожидания желательного события томительно, нежелательного — мучительного сокращается.

Непосредственное восприятие временной длительности выражается в способности человека чувствовать ее, непосредственно оценивать и ориентироваться во времени без всяких вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени». В разных видах деятельности «чувство времени» выступает, то как чувство темпа, то как чувство ритма, то как чувство скорости.

Компетентность во времени – эта характеристика, оценивающая тенденцию человека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом или будущем. Компетентность человека во времени характеризует его как адекватную личность, ставящую перед собой реальные цели и планы, проживающую полную насыщенную жизнь в настоящем и не смотрящую в прошлое.

Так, нами была достигнута цель и решены задачи исследования.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/psihologicheskoe-vremya-lichnosti/

1. Абульханова К. А. Время личности и время жизни. — М, 2001

2. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. — М, 1998

3. Багрова Н. Д. Фактор времени в восприятии человеком. – М, 1998

4. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопов в романе.// Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, с. 234-407.

5. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. М., МПСИ, 1997.

6. Болотова А.К. Психология организации времени. – М., 2006.

7. Горностай П. П. Чувство времени и скорость двигательной реакции. — М, 2003г

8. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии, 1991, № 2.

9. Ковалев В.И. «Категория времени в психологии (личностный аспект)». Категории материалистической диалектики в психологии. Под ред. Л. И. Анциферовой. // М.: Наука, 1988.

10. Кублицкене Л.Ю. «Личностные особенности организации времени». Автореферат. дис. канд. психол. наук. // М., 1989.

11. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.- 368с. С.124

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

13. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1999.

14. Чувство времени//Загадки сознания. От 27.04.2009г. #»#_ftnref1″ name=»_ftn1″ title=»»>[1] Бахтин М.М. Формы времени и хронотопов в романе.// Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, с. 234-407.