Особенности психической подготовки в спорте. «психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям». спортсмена к соревнованию

Курсовая работа
Содержание скрыть

Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающихся.

Возрастная психология определяет особенности, характерные для всех школьников, объединенных в одну возрастную группу. Это объясняется тем, что в каждом возрастном периоде развития человека существуют свои закономерности которые, можно построить процесс обучения в соответствии с процессом развития. Готовность определяется уровнем анатомо-морфологического и психического развития ребенка, сформированностью отношения к школе, учению, вхождению в мир новых отношений с окружающими людьми и вещами. В работе с младшими школьниками учителю особенно важно учитывать основные психические новообразования, соответственные этому возрасту: теоретическое рефлексивное мышление, чувство компетентности.

Подростка отличает активный процесс индивидуализации. Если для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, то для ученика среднего школьного возраста она становится осуществляемой лишь одновременно с общественной деятельностью.

Старшеклассник (от 14-15 до 17 лет), вступая в новую социальную ситуацию развития, главным образом, нацелен на будущее выбором образа жизни, профессии. Для старшеклассника особое значение имеет ценностно-ориентационная активность, право быть самим собой. В этом возрасте большое значение приобретают дружба и доверительные отношения. У старшеклассника складывается особая форма учебной деятельности: она включает элементы анализа, исследования. Важнейшее психическое новообразование – личностное и профессиональное самоопределение, поэтому учебная деятельность для школьника является средством реализации своих жизненных планов.

Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности.

Мотивационная сфера школьника.

Мотивы школьника физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще. К конкретным мотивам можно отнести желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта.

Мотивы посещения уроков физической культуры могут иметь различную основу. Те школьники, которые довольны уроками, посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровья.

Мотивы с вязанные с процессом деятельности, — это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества.

21 стр., 10056 слов

Современное состояние и перспективы развития деятельности по ...

... развитию правовой деятельности, повышению доверия населения к данным органам, и, как следствие, заинтересованности в эффективности обеспечения общественного порядка и главное - желании ... соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий ... граждан, охрана народного достояния, обеспечение общественного спокойствия, условий для нормальной деятельности государственных ...

Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности.

Психологические проблемы

Диагностика способствует для определения конкретного вида спорта:

Перед современным учителем стоит задача, обеспечить высокий уровень активных учащихся на уроках, активность может быть:

Познавательная активность

Интерес – это осознанное положительное отношение к чему-либо; побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта.

Факторы, способствующие повышению активности и интереса на уроках Ф.К.:

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением субъектов, так же это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Ценностные ориентации:

Ценность – понятие эталон должного для общества.

Выделяют:

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Чтобы реализовать свои способности, спортсмену необходимо психологически готовиться. Все то, что было накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты перед стартом. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.

Психика, сознание и личностные качества не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент надежности спортсмена.

( Адаптация к соревновательным ситуациям).

Уровень соревнований оказывает значительное влияние на психику спортсмена. Поэтому на практике осуществляются два типа психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: общая и специальная.

Общая психологическая подготовка

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется: спокойствием спортсмена в экстремальных ситуациях, стремление к победе.

Специальная

4.Приемы регуляции и саморегуляции психических состояний в спорте.

Саморегуляция, Психорегуляция в спорте

Психофизиологической основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем организма.

субдоминантой.

В нужный момент достигать наиболее эффективного и рационального состояния, способствующего реализации потенциальных возможностей спортсмена, помогают специальные методы психорегуляции.

Методы гетерорегуляции:

Вербальные методы внушения подразделяются на беседу, убеждение, приказ.

12 стр., 5844 слов

Воспитание личности в спорте

... спорта, методы управления психическим состояниями в спортивной деятельности, диагностика, консультирование и психокоррекция). Физкультурное воспитание ориентирует всю педагогическую систему на новый целевой подход - формирование физической культуры личности. ... занимающихся к усвоению учебного материала. Овладение физическими упражнениями требует организации активной двигательной деятельности ...

Беседа предусматривает общение со спротсменом с целью снять нервное напряжение или предстартовую апатию.

Убеждение преследует задачи: настроить спортсмена на конкретную деятельность.

Приказ- он должен быть конкретным, четким и кратким.

Методы ауторегуляции.

Все это способствует расслаблению, снятию нервного напряжения.

«Наивные» методы саморегуляции – например, многие спортсмены произносят про себя, как правило, одну и ту же фразу самонапутствия.

Простейшие методы саморегуляции в отличие от «наивных» необходимо специально тренировать. Это вербальные и невербальные методы. К вербальным относятся методы самоубеждения, приемы психической защиты. Невербальные – дыхательные и мимические упражнения. Идеомоторная тренировка (мыслительное выполнение определенных двигательных действий).

Регуляция психических состояний может осуществляться двумя путями:

Наибольшую актуальность для психорегуляции имеют такие психические состояния, как утомление, избыточное нервно- психическое напряжение.

Утомление – очень важны аппаратурные методы психорегуляции. С их помощью процесс расслабления и развития сноподобного состояния протекает гораздо легче.

Нельзя не отметить роль самовнушения покоя, расслабления и сна в вечерние часы.

Избыточное нервно-психическое напряжение.

Мобилизующие воздействие на состояние спортсмена могут оказывать идеомоторные представления, связанные с ожидаемой ситуацией и его конкретными действиями.

Фрустрация.

Невозможно сформулировать типичные или оптимальные характеристики личности, присущие спортсмену вообще. Скорее, следует рассматривать отдельные виды спорта. В физической культуре и спорте заложены большие возможности воспитания личности и развития физических и интеллектуальных способностей. В спортивной деятельности воспитание личности и формирование гуманных качеств осуществляются в многообразных видах, формах учебно-тренировочной работы и в различных вариантах установления межличностных отношений. Для спортсмена характерны своеобразные личностные особенности. Они обычно обладают достаточно высоким интеллектом, экстравертированны, эмоционально устойчивы, проявляют достаточную твердость характера. Естественно, что встречаются и многочисленные исключения.

Личность — это человек взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены. Структуру личности составляют : способности (индивидуальные св-ва чел-ка, определяющие его успехи), темперамент (реакции чел-ка на др.людей и мир), характер (поступки в отношении др.людей), волевые качества, эмоции и др. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера. Значение мотивов для формирования личности в процессе в результате занятий спортом состоит в том, что установка человека, цель его деятельности, как это он себе представляет, во многом определяют воспитательный эффект, занятий спортом. Зная индивидуальные особенности. Личность спортсмена формируется благодаря: самосознание (нравственные чувства, эстетические, самооценка, самопознание, самоконтроль и др.), деятельность тренера (методы, средства обучения, воспитания и др.), общественное сознание (спортивный коллектив и общество).

15 стр., 7079 слов

«Патриотическое воспитание личности»

... тему курсовой работы: «Патриотическое воспитание личности: исторический опыт и современные подходы». Объект исследования: патриотическое воспитание личности. Предмет исследования: современные подходы патриотического воспитания личности. Цель ... стала Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в которой определены цель, задачи, основные принципы деятельности государства, ...

Формирование идейных основ поведения, этических норм и навыков.

Эти задачи предусматривают: 1. Формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали; 2. воспитание моральных чувств, характерных для передовых членов общества, и мирового сообщества; 3. Формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдать этические нормы.

Интеллектуальное воспитание., Эстетическое воспитание, Воспитание воли.

Цель тренировки заключается для спортсмена в подготовке к наивысшим спортивным достижениям, что, как известно, зависит от спортивных возможностей и готовности к достижению.

спортсменов к спортивным

В тренировочном процессе образование и воспитание неразрывно связаны. Существующие между ними взаимные связи необходимо сознательно использовать, чтобы повысить эффективность спортивной подготовки.

Следует выделить основные компоненты тренировочного процесса, которые нужно рассматривать комплексно: 1) физическая подготовка (главное содержание заключается в развитии физических способностей и индивидуальных качеств спортсмена); 2) техническая подготовка (сущность ее состоит в том, чтобы спортсмен овладел рациональной техникой спортивной деятельности, что обеспечит ему экономное и оптимальное использование физических способностей и качеств); 3) тактическая подготовка (ее главное содержание заключается в развитии способности применять технические навыки и умения в определенных ситуациях спортивной деятельности); 4) психологическая подготовка (спортсмен должен уметь как на тренировках, так и в соревнованиях реализовывать свои физические способности, тактические концепции, технические навыки и умения, несмотря на постоянно повышающиеся уровни и плотность результатов в быстро меняющихся условиях спортивной деятельности); 5) воспитание личностных качеств (для реализации успешной спортивной деятельности и достижения высоких спортивных результатов спортсмен должен обладать значительным уровнем развития личностных качеств).

Задача педагога в современных условиях обучения:

Для успешности воспитательного процесса необходимо профессиональное овладение 3 блоков: теоретического, методического и технологического.

Технология, Педагогические технологии.

В основе п.т. лежит идея полной управляемости его проектирования и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения.

Сущность п.т. состоит в том, чтобы опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижения четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей важнейшее условие п.т.

Признаки педагогических технологий:

Селевко Г.А. предлагает следующую структуру педагогических технологий:

(Т-технология,Ц-цель,М-матив,С-средства,К-кантроль)

Структура педагогических технологий:, Особенности технологии обучения:, В.А. Сластенин включает компоненты педагогических технологий:, Классификация технологий:

АФК; технология сбережения средствами ФВ; здоровье формирующее средствами ФВ;

  • Спортивно — валеологического воспитания;
  • формирование спортивной культуры личности;
  • комплексное развитие качеств;
  • оздоровительная физическая подготовка;
  • технологии профилактики вредных привычек;
  • обучение основам ЗОЖ.

Технология оздоровительной физической подготовки:

Эффективность использования технологий зависит от создания ситуаций успеха физкультурной активной деятельности.

Проблема нравственного воспитания представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выборку навыков и привычек поведения человека в обществе.

Задачи нравственного воспитания:, К средствам нравственного воспитания относят:

В упорных тренировках, в спорт. состязаниях обостряются чувства, углубляются и проверяются моральные качества человека, крепнет и закаливается воля, приобретается опыт нравственного поведения и мужества.

Основными задачами нравственного воспитания учащихся в области физической культуры и спорта являются:

Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к своей Родине;

  • Воспитание школьников в духе дружбы и товарищества, ответственности перед коллективом и умения ставить общественные интересы выше личных.;
  • Воспитание положительных черт характера, и прежде всего честности и принципиальности, целеустремленности, дисциплинированности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели;
  • Воспитание культуры поведения.

Физическое воспитание, Нравственное формирование

системе воспитания

Систематические и планомерные занятия спортом оказывают и благотворное влияние на нравственное воздействие на человека. Они вырабатывают в нем такие ценные черты характера, как смелость и выносливость, настойчивость в преодолении препятствий и уверенность в своих силах, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

Спорт развивает у спортсменов чувство коллективизма, дружбы, товарищества, сознательной дисциплины, чувство долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, чувство патриотизма. Все эти социально-положительные качества личности формируются у человека в процессе спортивной деятельности

Или травмой. Техническая подготовленность в различных видах спорта помогает решить разные задачи: в скоростно-силовых видах позволяет достичь максимума в главной фазе упражнения, в циклических видах экономит силы для решающего рывка, в единоборствах и спортивных играх дает возможность реализовать тактические замыслы, а в сложнокоординационных видах является одним из основных критериев оценки выступления! Поэтому интерес к освоению и совершенствованию техники оправдан со стороны всех участников учебно-тренировочного процесса.

В теории и методике спортивной тренировки технической подготовке спортсменов уделяется много внимания. Разработаны общие принципы обучения технике движений, выявлены различных упражнений и физиологические механизмы их реализации. На основании общих закономерностей в каждом виде спорта конкретизированы цели и задачи технической подготовки, формы, средства и методы совершенствования мастерства. В тоже есть немало теоретических положений и практических рекомендаций для повышения эффективности технической подготовки спортсменов, которым и посвящен материал данного раздела.

Как и все другие виды, техническую подготовку спортсмена можно условно разделить на две части — общую и специальную. Критерием разделения целесообразно использовать степень соответствия исполняемого упражнения соревновательному. Но при этом анализировать следует не только метрические показатели движения (расстояния, углы, амплитуды), но также динамические (соотношение силовых усилий) и энергетические (биохимические и физиологические механизмы обеспечения мышечной работы).

Поэтому в каждом виде спорта техническая подготовка приобретает свою специфику, на которую, в свою очередь, оказывают влияние психологические особенности спортсмена, тренера, условий тренировки, соревновательных задач и т.д.

Неоценимый вклад в изучение биомеханических и психофизиологических механизмов управления движением внес Н. А. Бернштейн (1896-1966).

И хотя результаты многих его исследований были полноценно изданы лишь в 1990-х гг., выявленные им закономерности лежат в основе практически всех существующих методик обучения и совершенствования движения (М. М. Боген, А. А. Тер-Ованесян и др.).

Техника движения

Схема управления произвольными движениями человека в целом выглядит так:

Цель → Двигательная задача → Программа движения → Движение

Из этих четырех обязательных фаз любого движения три первых являются полностью психическими актами, т.е. не имеют внешних проявлений, но именно они фактически определяют результат. Поэтому при любой технической ошибке не нога или рука спортсмена действуют неправильно, а именно его мозг подает ошибочные сигналы мышцам.

Спортивная техника

  • идеальный образец (модель) движения;
  • характеристика мастерства спортсмена (техническая подготовленность);
  • оценка исполнения движения (уровень качества);
  • совокупность движений, разрешенных правилами соревнований (техника вида спорта).

Для каждого вида спорта обычно существует базовая техника, которую спортсмен осваивает в начале занятий, и которая описывается в учебниках. У различных тренеров базовая техника, которой они обучают своих учеников, может иметь принципиальные биомеханические особенности, что с дальнейшей индивидуализацией техники дает возможность говорить о различных «школах». Любые международные соревнования наглядно демонстрируют разнообразие технического мастерства спортсменов, а наиболее эффективные приемы становятся очередным образцом для подражания. Абстрагируясь от индивидуальности спортсмена, для техники конкретного вида спорта можно выделить следующие характеристики:

  • рациональность — определяется простотой и логичностью способа достижения результата;
  • экономичность — характеризуется количеством энергии, требуемой на исполнение технического приема;
  • информативность — проявляется в точности прогноза дальнейших действий спортсмена. Для решения тактических задач бывает необходимо как скрыть свои намерения (например, в единоборствах), так и наоборот — показать их своим партнерам для эффективного группового взаимодействия (например, в спортивных играх).

Техническая подготовка

Как следует из определения, техническая подготовка разделяется на процесс обучения приемам и процесс совершенствования технического мастерства.

Техническая подготовленность — степень владения спортивной техникой, т.е. системой движений, соответствующих особенностям конкретного вида спорта и направленных на достижение высоких спортивных результатов.

Техническая подготовленность является как показателем мастерства спортсмена, что выражается его квалификацией (например, мастер спорта знает больше приемов, чем перворазрядник, и выполняет их эффективнее), так и компонентом его общей готовности к соревнованию, например, текущая быстрота и точность выполнения «коронных» приемов. К характеристикам технической подготовленности можно отнести:

  • объем — определяется количеством действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсмен. Выделяют общий (характеризуется суммарным количеством действий, которые освоены спортсменом) и соревновательный объем (оценивается по числу различных действий, выполняемых в условиях соревнований);
  • разносторонность — характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и которые он применяет в соревнованиях;
  • вариативность — способность изменять выполнение действия, приспосабливая его к изменяющимся условиям соревнования;
  • эффективность владения техникой — это степень близости реально выполняемых спортсменом движений к наиболее рациональному варианту. Различают абсолютную (соответствие движений идеальной модели), сравнительную (эталон — техника высококвалифицированных спортсменов) и реализационную (сопоставление достигнутого результата с потенциальной возможностью).

Освоенность техники

1) стабильность при выполнении его в стандартных условиях;

2) устойчивость (как сравнительно малая изменчивость) результатов при выполнении в изменившихся условиях, в эмоциональном возбуждении;

3) автоматизированность выполнения;

4) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке.

Психологические особенности совершенствования техники

Классификация помех деятельности спортсмена

Время, затраченное на изучение технического приема, определяется сложностью его биомеханической и ритмической структуры. Если в спортивных играх, единоборствах и сложнокоординационных видах совершенствование технического мастерства ориентировано на расширение соревновательного арсенала приемов, то в циклических и скоростно-силовых видах преимущественно корректируются отдельные особенности технического выполнения соревновательных упражнений.

В работе по исправлению ошибок в технике рекомендуется ориентироваться на следующие приемы:

1) акцентировать внимание спортсмена на неправильной фазе движения с установкой выполнить ее без ошибки в рамках целостно выполняемого упражнения («частичная деавтоматизация»);

2) использовать подводящие упражнения, с помощью которых ошибочная фаза движения корректируется отдельно от других. Затем заново сформировать двигательную программу целостно-конструктивным методом;

3) использовать эффект «забывания» ошибок при преднамеренных перерывах в работе над данным двигательным действием. Это приводит к сравнительно более быстрому угасанию появившихся ошибочных компонентов двигательной программы по сравнению с более прочной правильной основой техники.

На качество технического исполнения соревновательных упражнений, т.е. на техническое мастерство спортсмена, влияет большое количество факторов. На рис. приведена классификация помех деятельности, которые должны моделироваться в тренировочном процессе для формирования помехоустойчивости техники спортсмена.

Использование психофизиологических технологий в подготовке спортсменов

Исследования технологий психофизиологического воздействия являются неотъемлемой частью современной спортивной науки. Вклад этих исследований в спортивную практику не может быть недооценён. Придуманные и реализованные в этой области новации открыли огромные перспективы для дальнейшей рационализации подготовки спортсменов.

Инновационные исследования, подходы и практический опыт, связанные с психофизиологическим воздействием и технологиями, привлекают интерес к спортивной науке и передовой спортивной практике. Изучение , формирует перспективную область, в которой усилия исследователей находятся в гармонии с ожиданиями практиков.

В течение последних десятилетий исследования биологической обратной связи стали очень популярны среди ученых и практиков, ищущих возможности для реализации этого метода в тренировочном процессе. В самом деле, портативные устройства обратной связи уже стали частью передовой практики подготовки; методы тренировки с биологической обратной связью вышли в полевые условия из лабораторий и обогатили арсенал средств тренировки. Точно так же создание ментальных образов в сочетании с практическим упражнениями оказалось эффективным методом, облегчающим освоение навыков движения, техники и тактики и увеличивающим эффект традиционно используемых силовых тренировок. Травмированным спортсменам ментальные образы дают возможность поддерживать технико-тактические навыки, когда их двигательная активность ограничена.

Создание искусственных сред в подготовке спортсменов открывает новые перспективы в оценке, коррекции и управлении специфической по виду спорта деятельности в заданных и полностью контролируемых условиях. Следует отметить, что одним из основоположников в создании тренажёров с искусственно управляемой средой был профессор И.П. Ратов (1994), который успешно внедрял их в подготовку ведущих советских спортеменов. К сожалению вследствие существовавших тогда ограничений для публикаций эти достижения не нашли отражения в мировой научной литературе. Хотя применение таких систем по-прежнему ограничено из-за их высокой стоимости и дорогостоящей эксплуатации, имеющиеся результаты исследований доказывают, что это направление является перспективным. Разработка систем виртуальной реальности для тренировочного процесса также связана с прогрессом и расширением применения компьютерных технологий. Использование систем ВР охватывает широкий спектр различных видов спорта и демонстрирует свой высокий потенциал в решении технико-тактических, когнитивных и других специфических по виду спорта проблем. Опыт спортсменов самого высокого уровня из разных стран показал обилие возможных вариантов его применения в основанном на ВР тренировочном процессе, его оценивании и структурировании подготовки.

Биотехнологические воздействия, такие как биологическая обратная связь, ментальные образы, искусственная среда и системы виртуальной реальности в тренировочном процессе формируют относительно новую, перспективную область спортивной науки и передовой спортивной практики. Можно предположить, что последующие усилия исследователей и выдающихся тренеров приведут к более значительному вкладу этих технологий в дальнейший прогресс процесса спортивной подготовки и мирового спорта в целом.

Проблема психологической подготовки спортсмена

Основная практическая проблема — психологическая подготовка спортсмена.

Психологической подготовкой спортсмена называется организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям. Речь потому идет о результатах, адекватных возможностям спортсмена или команды, поскольку психологическая подготовка, являясь составной частью общей системы спортивной тренировки, зависит от других ее форм: физической, технической, тактической.

Предпосылками построения психологической подготовки являются знания об особенностях «психической конституции» спортсменов, а также индивидуальных характеристик структуры и динамики психофизиологического состояния в процессе тренировок и соревнований. В практической работе психологи максимум внимания уделяют реализации принципа индивидуального подхода к работе со спортсменом, с его своеобразным личностным и психофизиологическим статусом. Между нейродинамическими (речь идет о свойствах нервной системы) и психодинамическими (подразумеваются особенности темперамента) свойствами образуются такие взаимоотношения, которые в значительной степени зависят от специфики вида спорта, создавая наилучшие условия приспособления индивида к особенностям спортивной деятельности. Положительное или отрицательное влияние экстремальных условий соревновательной борьбы на достижения спортсменов во многом определяется их индивидуальными различиями по целому ряду свойств: тревожности, эмоциональной устойчивости, импульсивности, ригидности. От этого зависят оптимум и пессимум стресса и тревоги. При одинаковой величине стресса одни спортсмены в условиях соревнований ухудшают свои тренировочные результаты, а другие, наоборот, улучшают их. К первым, как правило, относятся лица со слабой и неуравновешенной нервной системой, тревожные, высокоимпульсивные, эмоционально возбудимые, малоактивные; ко вторым — преимущественно лица с сильной и уравновешенной нервной системой, мало тревожные, эмоционально невозбудимые, высокоактивные.

Еще одна практическая проблема СП: формирование состояния готовности спортсмена к соревновательной деятельности. Цель деятельности спортсмена в ситуации, непосредственно предшествующей старту соревнования, — достигнуть психической готовности к выступлению, которая в целом была сформирована в процессе предсоревновательной психологической подготовки и определяется оптимальным функционированием основных внутренних механизмов (компонентов) спортивной деятельности и психическим состоянием перед стартом, В свою очередь, такое предстартовое состояние практически предопределяет состояние спортсмена на протяжении всего соревнования.

Специфика так называемого актуального состояния, сопровождающего спортивную деятельность, определяется двумя факторами: уровнем активизации и особенностями позитивных или негативных чувств спортсмена.

Степень активизации зависит от мобилизации энергетических ресурсов, что проявляется в физиологических параметрах, а эмоциональные чувства во многом обусловлены оценкой спортсменом положительного или отрицательного влияния своего состояния на соревновательный результат. В этом случае можно говорить о наличии того психофизиологического состояния, которое адекватно возникает в экстремальных условиях и направлено на уменьшение эмоционального напряжения. Такое состояние может способствовать более эффективной деятельности, что особенно часто имеет место в трудных условиях соревнований.

Система психологического обеспечения психологической подготовки спортсменов включает в себя три относительно самостоятельных основных раздела работы:

1) психологическая диагностика подготовленности и готовности спортсменов к деятельности в экстремальных условиях соревнований,

2) психологически обоснованная воспитательная работа в спортивных коллективах,

3) собственно психологическая подготовка к эффективной деятельности в процессе соревнований.

Первый раздел психологического сопровождения — психологическая диагностика -подразумевает проведение обследований спортсменов в основном с помощью адаптированных к специфике спортивной деятельности психофизиологических, психологических и социально-психологических методик. При углубленном комплексном обследовании спортсменов и команд применяются методы, позволяющие получить развернутую характеристику спортсмена и команды, куда входят:

  • оценка мотивационных установок, спортивных и жизненных ценностей,
  • диагностика нейродинамических и психодинамических свойств,
  • диагностика уровня развития психических качеств — компонентов способностей,
  • оценка социально-психологической структуры команды.

При диагностике психических качеств выделяются:

1) так называемые квазистационарные. которые в основном характеризуют проявления специальных способностей;

2) референтные, которые наиболее чувствительны к тренирующим воздействиям и характеризуют уровень тренированности спортсмена, — этот раздел диагностики проводится непосредственно в процессе .

В этот же период выполняется:

  • оценка динамики отношения к тренирующим воздействиям,
  • диагностика психических состояний, в том числе готовности к старту.

Выполняется диагностика индивидуальных различий спортсменов по проявлениям нейродинамических свойств. Этими свойствами в основном и определяется тот индивидуальный «предел», за которым наступает отказ от выполнения деятельности или срыв, а также привычный для конкретного спортсмена «коридор» психофизиологического напряжения, в рамках которого негативные последствия напряжения можно выдержать. Эти свойства являются и основой формирования индивидуального стиля деятельности. В экстремальных условиях такой стиль осуществляется не только на уровне осознанного поведения, но и на уровне неосознанного поведения (установки).

В заключении по результатам психологической диагностики представлены:

  • индивидуальные реакции на ситуации спортивной деятельности,
  • проявление индивидуальных особенностей спортсмена в адаптации к нагрузкам,
  • индивидуальная динамика состояния тренированности и спортивной формы,
  • индивидуальная переносимость максимальных нагрузок,
  • особенности реакций на отдельные компоненты физиологического или психического стресса,
  • отношение к рискованным, травмоопасным ситуациям,
  • возможная мнительность при оценке собственного потенциала и потенциала соперников (в том числе и отношение к «неудобным» соперникам),
  • специфика формирования установок на выполнение экстремальной деятельности,
  • специфика мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы спортсмена.

По итогам применения системы психодиагностики составляются не только психологические характеристики спортсменов и команд, но и вытекающие из них психолого-педагогические рекомендации, в том числе — по стратегии и тактике тренировочного процесса и управления спортсменом в соревновании.

Психологическая подготовка спортсменов тесно связана с воспитательной работой. Последняя представляет собой такое преобразование внутреннего мира спортсмена, которое, с одной стороны, в напряженных и ответственных условиях соревнований позволяет руководителям и тренерам иметь дело с гармоничной, целостной, ответственной и универсальной личностью, поведение и деятельность которой надежно и предсказуемо; с другой стороны, способствует созданию такой психологической атмосферы в команде, которая стимулирует проявление лучших качеств спортсмена и формирование оптимального состояния при необходимости достижения высших спортивных результатов.

В спорте высших достижений личность формируют условия подготовки к ответственным соревнованиям и, тем более, сами соревнования, со всеми специфическими особенностями требований к проявлениям высшего духа индивида, действующего на пределе физических и психофизиологических возможностей.

Психологическая подготовка является, прежде всего, воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Это позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. При этом психологическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса (Г.Д. Горбунов).

Совершенствование технологий психологической подготовки спортсменов реализуется путем внедрения в практику повседневной работы таких продуктивных средств и методов, как программирование психологической подготовки, сопряженное развитие двигательного и интеллектуального потенциала спортсменов, использование данных диагностики состояний спортсменов для срочной коррекции или преобразований этих состояний на основе гибкой логики организации тренировочного процесса.

Система психологической подготовки предусматривает выделение двух основных ее разновидностей: 1) ранней психологической подготовки (начинается за 20-30 дней до старта соревнований); 2) непосредственной психологической подготовки в период пребывания спортсменов на месте соревнований.

Технологически ранняя психологическая подготовка включает в себя: 1) анализ психологических условии предстоящих соревнований; 2) психодиагностику спортсменов с выделением оценки мотивационных и целевых установок, волевого настроя, типичных психических реакций на те или иные соревновательные ситуации, наиболее благоприятных ситуаций для реализации потенциальных возможностях обследуемого; 3) формируются установки спортсменов на преодоление трудностей тренировочного процесса на последнем этапе подготовки и преодоление трудностей соревновательной борьбы; 4) составляется программа психологической подготовки к соревнованиям; 5) моделируются психологические условия соревнований; 6) проверяется эффективность отдельных средств психической регуляции; 7) проверяется эффективность стимулирующих воспитательных воздействий; 8) реализуется программа психического восстановления после тренировочных нагрузок.

Непосредственная психологическая подготовка, со стороны ее технологии, включает в себя: 1) оценку психического состояния спортсменов и команд по прибытии на место соревнований; 2) организацию психологического обеспечения тренировочного процесса; 3) психодиагностику потенциальных возможностей спортсменов накануне старта соревнований; 4) ментальную тренировку перед соревнованиями, включающую визуализацию наиболее вероятных моментов предстоящей борьбы и формирование чувства успеха; 5) психические воздействия перед стартом, после попыток, заездов, игр; 6) психическое восстановления по окончании отдельных этапов соревнований.

К настоящему времени остаются недостаточно исследованными и в то же время перспективными следующие проблемы психологии спорта:

  • психогенетические факторы отбора талантов,
  • склонность спортсмена к прогнозированию, склонность к риску, способность к прогнозированию,
  • развитие потенциальных возможностей спортсменов в условиях, психологически моделирующих условия спортивной деятельности,
  • реализация психологического подхода к применению метода сопряженных воздействий в спортивной тренировке.
  • совершенствование психологических механизмов овладения тактическими навыками в процессе спортивной подготовки»
  • психическое восстановление спортсмена после нагрузок,
  • влияние внешних факторов (например, СМИ) на состояние и соревновательную деятельность спортсмена перед турниром,
  • средства и методы сохранения физического и психического здоровья спортсмена на протяжении всей спортивной карьеры.

Возможно, будет полезно почитать: